Краткое содержание пьесы «Горе от ума» подробно по действиям
Москва. Начало XIX века. Дом богатого чиновника Фамусова.
Действие I. Возвращение Чацкого или «третий лишний»
За спиной хозяина дома, богатого чиновника Фамусова его дочь София и секретарь Молчалин тайно встречаются по ночам. Служанка Лиза сторожит за дверью, пока парочка общается. Фамусов начинает подозревать неладное, но подозрения откладываются с приездом Александра Андреевича Чацкого, воспитанника дома Фамусовых, который отсутствовал долгих три года. Александр Андреевич до своего отъезда был влюблён в Софью и она отвечала ему взаимностью. Не забыв свои чувства, Чацкий вновь надеется заполучить расположение девушки, которая совсем ему не рада. Софья влюблена в Молчалина, хоть и надеется, что их встречи остаются в тайне. Девушка не знает, как назвать имя своего возлюбленного Чацкому. Отец Софьи не рад этим двум ухажёрам дочери, по его мнению, лучшей партией для неё станет полковник Скалозуб.
Действие II. Чацкий узнаёт, кто стал его соперником
В доме Фамусовых появляется Чацкий и заводит «странные» беседы с Фамусовым. По мнению Чацкого смешно и не правильно гоняться за чинами и богатством. Фамусов не доволен такими изречениями воспитанника и, когда к нему с визитом приходит Скалозуб, он уводит его в свой кабинет, подальше от «смутьяна». Софья наблюдает за Молчалиным в окно и видит, как тот падает с лошади. Переволновавшись, девушка теряет сознание. Чацкий всё видит и догадывается, кто является тайным возлюбленным Софьи. Выясняется, что Молчалин не пострадал, когда он остаётся наедине со служанкой Лизой, то признаётся девушке в любви. Лиза возмущена по этому поводу и осуждает секретаря за обман и лживые ухаживания за Софьей. Самой крепостной нравится слуга Петруша, Молчалин ей безразличен.
Действие III. Званый вечер в доме Фамусовых
Между Чацким и Софьей происходит объяснение. Понимая, что он отвергнут, Чацкий начинает упрекать Софью и не очень лестно отзывается о её новом возлюбленном. Софью задевают слова Чацкого, и она покидает его, торопясь на очередное тайное свидание.
К Фамусовым съезжаются гости. Во время беседы с одним из приглашённых Софья говорит, что Чацкий не в своём уме. Слух о его сумасшествии быстро распространяется среди остальных гостей. Когда приходит Чацкий, он замечает, что на него все смотрят как на сумасшедшего.
Действие IV. Разоблачение
После ухода гостей, к Фамусовым вбегает Репетилов. Старый товарищ приглашает Чацкого в Английский клуб, но тот решает остаться. Чацкий, спрятавшись за колонну, подслушивает, как Молчалин ухлёстывает за Лизой. Хитрец вновь признаётся служанке в любви, и этот разговор слышит Софья. В ярости девушка прогоняет обманщика из дома. Входит Чацкий и высказывает Софье свои возмущения по поводу роспуска слухов о его сумасшествии. Появляется Фамусов, ругает и стыдит дочь за непристойное поведение и обещает ей в воспитательных мерах «ссылку» в деревню. Он запрещает Чацкому ухаживать за своей дочерью, однако это лишнее — Александр Андреевич разочарован в Софье и в московском обществе. Он желает покинуть Москву навсегда и вызывает карету.
Общественные терзания
Оказавшись в доме Фамусова, Чацкий видит различия в его мировоззрении и мировоззрении представителей фамусовского общества. Главный герой осуждает образ жизни тех людей, в кругу которых он оказался. Чацкий терзается не только внутренне, но и показывает всем вокруг свое недовольство светскими традициями. Он не понимает, почему люди стараются сделать все, чтобы получить высокий статус, почему люди готовы прислуживаться, чтобы добиться успехов в карьере. Терзания Чацкого достигают финальной точки в его знаменитом монологе «А судьи кто?», в котором герой ужасается, что такие лицемеры и эгоисты стоят в центре всей страны.
Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Мильон терзаний Чацкого», рассмотрит переживания главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» по поводу любви и социального устройства.
Почему лирический герой В. В. Маяковского одинок?
Можно начать сочинение с небольшого рассуждения о том, что тема одиночества в русской лирике занимает существенное место. Её поэтически осмысляли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет. Эту же тему развивает в своей лирике В. В. Маяковский.
Обратите внимание на то, что ключевым понятием в формулировке вопроса являются причины одиночества. Следовательно, вы должны не просто вести речь об одиночестве, а определить, что именно порождает такое сложное и драматичное ощущение себя в мире
Выявляя причины одиночества лирического героя В. В. Маяковского, проанализируйте не менее трёх его стихотворений.
По-особому одиночество раскрывается в стихотворении «Нате!», где описан сложный конфликт поэта и толпы. Причины такого состояния заключаются в том, что герой не принимает существующий миропорядок. Публика видит в поэте раба, готового выполнить любое её желание. Но он восстаёт против этого, потому что для него главная цель — служение искусству.
Покажите, как с помощью приёма противопоставления автор подчёркивает различия между толпой и лирическим героем
С одной стороны, Маяковский акцентирует внимание на людском самодовольстве, сытости, погружённости в быт; с другой — на душевной щедрости и искренности поэта
Герой сознаёт, что его сердце хрупкое, трепетное, как бабочка. Этим он отличается от толпы, которая становится ещё одной причиной одиночества.
Одиночество порождается безразличием друг к другу и разобщённостью людей
Именно эта мысль становится важной в стихотворении «Скрипка и немножко нервно». Скрипка надрывно плачет, но её никто не хочет услышать и понять, она только раздражает оркестр: «Дура, плакса, вытри!» — кричит ей «меднорожий, потный» геликон
Только лирический герой не остаётся бесчувственным, безразличным, безотзывным:
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»,
Бросился на деревянную шею:
Сочинение 4
Можно сразу понять в монологах, что Чацкий, выражал помыслы и взгляды, которые соблюдал сам автор. А черты характера главного героя была скопирована с самого Грибоедова. Сам же автор был резким и увлеченным. Многие взгляды нашего героя были взяты от самого Александра Сергеевича, а взгляды были такие как: повторение за иностранцами, жестокосердие к крепостному праву и чиновничество. Сам же он не раз упоминал их в округе.
Сам же главный герой небогатый дворянин, который отрекся от службы. Он это объяснял тем, что нужно служить делу, а не кому-то. Его цитата какова: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Не признание авторитетов, бережность к своей независимости, не боязнь общественного мнения, приводит к тому, что вызывает страх у аристократов. Тем самым, Фамусов предлагая жить как все, на то Чацкий отказывается от такого.
Причина возвращения в Москву является любовь к Софье. Приехав в Москву, он сразу же поехал в дом Фамусова, чтоб признаться в любви к Софье. Так можно понять, что он созерцательный, усердный, пылкий. Для нашего героя любовь-это главное в жизни, который без нее не может быть. Когда узнав, что Софья полюбила другого, он был опечален, сломлен и разбит.
Главный герой не любит все прошлое, а точнее рабское служение перед всеми иностранцами, подхалимство и угодничество. Смотря на свое общество, он видит кучу людей, которые жадно охотясь за чинами, деньгами, чтоб зажить и выгодной женитьбы, а идеал их умеренность и аккуратность.
Максим Петрович для Фамусова является примером для подражания, который специально падая на приеме у императрицы, доставляя ей удовольствие и двору, но для главного героя это является клоунадой и не уважение к себе. Аристократы в этой пьесе стремятся получить свой положенный чин, а также привязаны к мотовству и безделью.
Чацкого бесит влечение старых дворян всюду заводить полезные знакомства, тем самым, посещая балы с этой целью. Для него лучше не путать дела с весельем и знает, что этому всему свое время. В одной из сцен Александр Андреевич выражает негодование среди фамусовского общества, когда среди гостей присутствует человек, который хочет углубиться в искусство и науку, то общество его не воспринимает всерьез и негодует.
Заключение
Терпя столь тяжкое поражение, он мигом уезжает из Москвы. После всего что пережил и видел, он прекращает борьбу за лицемерие. Он один среди этого балагана, с которыми нет общего взгляда и умысла схожим с ним и поэтому он убирается прочь, не глядя ни на кого, ища свой укромный уголок.
Образование Чацкого
Чацкий является членом Английского клуба, куда входили богатые и знатные представители дворянства. Он умен, что подтверждается его умением говорить красноречиво. Из слов героев комедии становится известно, что молодой человек знает иностранные языки, пытается сам писать:
«Он славно пишет, переводит».
Речи Чацкого так правильно сложены, что, кажется, он не говорит, а пишет. Передовые взгляды молодого человека не схожи с позициями представителей круга Фамусова. Именно знания и стремление к самосовершенствованию выделяют Александра Андреевича среди других героев произведения. Фамусов видит причину поведения Александра в образовании:
«Ученье – вот чума,
Ученость – вот причина…»
Уходящее в прошлое дворянство готово закрыть школы, лицеи и гимназии, только чтобы Чацкие не появлялись на их пути.
Можно ли Чацкого назвать романтическим героем? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Обратите внимание на то, что это тот тип сочинения, создавая которое нужно идти не вслед за автором и развитием сюжета, а пошагово показывать черты романтизма в герое А. С
Грибоедова. Ключевое понятие в формулировке вопроса — «романтический герой».
Своё рассуждение можно начать с того, что комедия А. С. Грибоедова — это произведение, в котором сочетаются черты реализма и романтизма. И романтические тенденции прежде всего связаны с образом главного героя.
Чацкого можно назвать романтическим героем, которому свойственны яркость, исключительность. Это личность, которая остро переживает несовершенство мира, вступает с ним в конфликт, находится в поиске идеального мира. Отсюда мотивы одиночества и странствий.
Как романтический герой, Чацкий не приемлет косную среду, которая ему знакома с детства. Покажите на примерах, как герой Грибоедова противостоит фамусовскому обществу, чем герой резко отличается от представителей московского барства. Прокомментируйте один или несколько монологов героя (например, «А судьи кто?»), в которых раскрывается сила характера Чацкого, категоричность суждений, исключительность его внутренней жизни, которой свойственна несхожесть с общепринятой нормой.
Романтичность героя усиливается глубоким переживанием драматичных обстоятельств, связанных с любовью к Софье. Чацкий чувствует холодность девушки, но не может понять причин этого. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины.
Непонятость окружающими, безответная любовь обусловливают одиночество главного героя комедии А. С. Грибоедова, что характерно для романтического героя.
В финальном монологе Чацкий подводит горькие итоги своего пребывания в Москве. Он расстаётся с миром, в котором почувствовал себя изгнанником и человеком, которого предали:
Александр Андреевич Чацкий
Александр Андреевич Чацкий – ключевой персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий по происхождению наследственный дворянин и аристократ. Уроженец Москвы, Чацкий с рождения был окружен представителями высшего общества. После смерти родителей он стал единственным наследником завидного поместья. Так как никаких других родственников у Чацкого не было его опекуном стал приятель отца – Павел Фамусов, который был чиновником и известным в аристократических кругах человеком. Став взрослым Чацкий съезжает от Фамусова. Будучи аристократом Чацкий являлся членом Английского клуба джентльменов, в котором вместо обсуждения социальных и политических вопросов играли в карты и обедали. Сначала в силу возраста, а затем из – за отъезда за границу, который продолжался три года, Чацкий был редким гостем этого клуба.
За время своего пребывания за границей он ознакомился с архитектурными особенностями, культурным наследием Европы и тонкостями отношений между людьми.
Чацкий был образован и подкован во многих вопросах, таких как обустройство мира и экономика, иностранные языки. Также он как настоящий аристократ не мог себе позволить не разбираться в музыке и танцах. Он никогда не останавливался на достигнутом и постоянно развивался самостоятельно изучая новые направления. Чацкий был любознательным и занимал активную жизненную позицию. Именно благодаря этим качествам он в столь молодом возрасте стал философом, но решил посвятить свою жизнь ведению хозяйства в поместье. За это окружающие сочли его безумцем, ведь перед ним открывались огромные перспективы.
Речь Чацкого не была лишена сарказма и иронии, с помощью которых он демонстрировал свое отношение к представителям чуждых ему взглядов. Будучи человеком искренним и не терпящим лжи он был уверен, что людям необходимо говорить правду. В силу своей страстной натуры ему было тяжело контролировать свои эмоции. Он грезит о лучшей жизни для своих соотечественников и готов приложить к этому все возможные усилия.
Чацкий категорически отрицает так называемое Фамусовское общество и всячески пытается ему противостоять. Взгляды Чацкого сильно отличаются от взглядов Фамусова, ведь для Чацкого на первом месте достоинство и честь, а для аристократического общества взяточничество и преклонение перед начальником. Если аристократы признают лишь военную и гражданскую службу, то Чацкий понимает ценность науки и искусства. Он уверен, что люди должны жить в первую очередь думая о морали, а не о личной выгоде.
Вариант 2
В комедии «Горе от ума», написанной Александром Сергеевичем Грибоедовым на протяжении 1822-1824 годов, происходит столкновение представителей «века минувшего», придерживающихся устаревших взглядов и жизненных ценностей, и центрального персонажа произведения Александра Андреевича Чацкого, отстаивающего новые, прогрессивные идеи. По происхождению Чацкий принадлежит к дворянскому сословию, однако он, являясь весьма неглупым и прекрасно образованным человеком, ясно видит всю ограниченность гостей, собравшихся в доме Павла Афанасьевича Фамусова, и скудость тех интересов и целей, которые эти люди ставят перед собой.
Чацкого возмущает стремление строить карьеру путем постоянного пресмыкательства перед начальником, на чем основывается поведение Молчалина, для него является немыслимым и заключение брака из корыстных соображений. Александр Андреевич с негодованием замечает, что московское высшее общество посвящает все время только развлечениям и балам, и никто из этих людей даже не пытается заняться какой-либо полезной деятельностью для блага страны. По мнению Чацкого, каждому человеку необходимо просвещаться и расширять свой кругозор, а его оппоненты полагают, что все книги следует сжечь, поскольку чтение приводит к опасному «вольнодумству».
Александр Андреевич нисколько не скрывает от окружающих своих взглядов. Он жестко критикует тех, кто обладает немалым влиянием и известностью в свете, подчеркивая в произносимых им монологах их нравственное ничтожество, сребролюбие и эгоизм. Его слова абсолютно не воспринимаются людьми, присутствующими в доме Фамусова, привыкшими к определенному жизненному укладу и традиционному мировоззрению. Люди из высшего общества Москвы не понимают и не желают понимать Чацкого, своей непохожестью на других он пугает даже юную Софью, в которую Александр Андреевич страстно влюблен. Девушка к моменту приезда Чацкого уже увлечена Молчалиным, не видя его неискренности и того, что секретарь ее отца решил сблизиться с нею исключительно ради собственной выгоды.
Именно Софья, которую обижают нелестные высказывания Александра Андреевича о Молчалине, становится источником сплетни о том, что Чацкий якобы лишился рассудка. Члены общества, испытывая неприязнь к отличающемуся от них человеку, охотно верят соответствующим слухам и распространяют их, и вскоре все, кто находится в доме Фамусова, считают молодого дворянина сумасшедшим. Сам Чацкий, узнав о происходящем, ощущает глубочайшее разочарование в прежней возлюбленной и в светском обществе в целом. Он решает навсегда покинуть Москву, понимая, что ему незачем тратить время и силы на подобных людей.
Недалекие и меркантильные собеседники не понимали стремлений и переживаний Чацкого, являющегося своеобразной и яркой личностью, в компании гостей Фамусова он оказался совершенно чужим для всех присутствующих. Неординарность Александра Андреевича вызвала у окружающих чувство отторжения и даже страха, его разрыв с представителями московского высшего света был неизбежен.
Любовные терзания
Вся комедия «Горе от ума» завязывается на любовном конфликте. Главный герой Чацкий после длительного отъезда оказывается в доме Фамусовых, чтобы увидеть свою возлюбленную Софью. Показывая свое неравнодушное отношение к девушке, Чацкий видит, что она холодна с ним. Это заставляет главного героя задуматься о любви, терзаться сомнениями, любит ли его Софья, а если не любит, то почему.
Чацкий буквально сразу определяет причину равнодушия Софьи: она влюблена в Молчалина. Он внутренне и внешне терзается непониманием, что его возлюбленная нашла в этом лицемерном человеке. Чацкий пытается доказать Софье то, что Молчалин ей не пара.
Пример 1
Александр Сергеевич Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» поднимает проблему конфликта одного молодого человека со старым консервативным устройством в обществе. Однако он был обречен на поражение.
Чацкий является представителем нового молодого поколения России, которое мыслит прогрессивно. А застарелое общество не готово ни к чему новому, оно боится перемен. Из-за того, что он один в этой борьбе, в принципе исход конфликта понятен. Не смотря на то, что Чацкий презирает устои старого общества, однако изгнание из него мучает молодого человека, ведь он вырос здесь, Фамусов даже бывало заменял ему отца. Однако изгнание Чацкого нельзя считать полной победой фамусовского общества. Юноша сам кричит: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок”. Он прекрасно понимает, что мир огромен и где-то он обязательно сможет найти единомышленников. Так же мы видим упоминания о брате Скалозуба и князе Федоре, которые тоже понемногу стремятся к новому. Конечно же таких людей со временем будет становиться все больше и больше. Поэтому, можно утверждать, что конфликт только зарождается. Просто Чацкий первым попадает на передовую, поэтому на него сыплются все шишки, ведь такие люди поначалу чудаки для всех, поэтому и являются жертвами. Однако эти проблемы не единственные, терзающие молодого человека. Он не раскусил Молчалина и не осознал отношение Софьи, в итоге испытал крах в любви. Он недооценил того, насколько сильно общество будет сопротивляться. Чацкий рассказывает свои теории и вдруг обнаруживает, что всем все равно. Они так и продолжают кружиться в вальсе. Поэтому так легко его и изгнали, просто навесили ярлык сумасшедшего с легкой подачи Софьи. Общество само поставило ему диагноз, само в это поверило. Никто даже и не задумывается о том, чтобы убедиться лично, правда ли Чацкий болен. Они просто жертвы слухов. Единственное, что сделал Чацкий — пошатнул устои, нанес брешь застарелому устройству системы. Теперь общество задумается о том, что не так и незыблемы их позиции. Они будут понимать, что Чацкий лишь первый, кто посягнул на законы, принятые уже давно.
Автор хочет показать, что со временем таких Чацких будет все больше и больше. Поначалу они будут чудаками, от них будет легко избавиться, однако по прошествии времени их станет больше, и тогда рухнет старая система. В прошлое будут уходить традиции и устои консервативного общества. Время неумолимо движется вперед, все новое всегда меняет старое.
Для 9 класса
В великом творении отмечена тема: проблемы воспитания. Главный герой – замечательный человек, который имеет прекрасное образование. Как ему жить с навыками? Как ведёт себя Чадский с людьми? Почему он не может построить с ними взаимоотношения? Что желает делать Александр? Как относится Александр Чадский к любовному поражению? Как автор отразил картину произведения?
Чадский способен влюбиться в дочь владельца дома, но не может найти силы, чтобы разговаривать с её отцом. Его понимание мира, взгляды на жизнь не совпадают с идеями дома господина Фамусова. Он сильно любит дочь хозяина дома, но крайне ненавидит её отца, не может терпеть беспорядок, который творится в обществе. Такое понимание жизни не соответствует его идеалам: он предпочитает постоянно говорить правду, не скрывая своих эмоций. Он желает честно служить отечеству, но никто не понимает его усилий. В результате герой страдает.
У героя есть свои негативные черты. У него противоречивый и плохой характер. Он вспыльчивый человек, конфликтен в общении, высокомерен, а порой даже и вести себя грубо. Источником его недовольства является общество, в котором он живёт. Ему трудно сдерживать эмоции, он не скрывает возможности указывать людям на их недостатки. Ему трудно контролировать поступки. Он считается долгом сопротивляться плохому влиянию, которое постоянно наблюдает. Чацкий умён. Герою плохо в обществе, ему сложно постоянно находится с людьми. Автор точно подметил название произведение «Горе от ума».
Александр желает быть полезным Отечеству, но прислуживать другим людям он не желает. У него не возникает желания выполнять просьбы разных людей. Если он умный, воспитанный и порядочный человек, живущий по соображениям совести, оказывается недостаточным. Ему трудно отметить, что судьба не жалеет честных людей. Даже его возлюбленная предпочитает другого человека в отличие от образованного главного героя. В результате возникает настоящая трагедия.
Образ Александра представляет печальный вид. Его представления о жизни никто не поддерживает. Он оказался в меньшинстве. Ему приходится уехать из конкретного места. Он изменил представления о жизни? Нет. Он просто оставил неприятных людей.
Искренне рекомендую использовать эти данные для полного раскрытия образа Чадского в произведении: «Горе от ума», чтобы понять и отметить всю многогранность личности Чадского.
Почему Чацкий обречен на одиночество сочинение
В комедии Грибоедова «Горе от ума» как в зеркале отразились все социально – нравственные проблемы российского общества того времени. Здесь сталкиваются «век минувший» и «век нынешний». Представителем новых идей, обличающих пороки московского дворянства, является Чацкий. Смело, и яростно критикуя гостей и друзей Фамусова, он становится их врагом. В самом названии произведения частично кроется ответ, почему Чацкий остаётся одинок в своих устремлениях.
Александр Чацкий образованный, думающий, остроумный и смелый молодой дворянин. Он со всей решимостью готов противостоять нравам барского общества. Для него чужд смысл жизни этих людей — богатство, высокие чины, выгодная женитьба, весёлое безделье. «Вчера был бал, а завтра будет два», это всё, что делают в Москве, с негодованием отмечает Чацкий. Он не принимает их взгляды на служение Отечеству. Прислуживание начальству ради карьеры, считает низким и подлым делом. Чацкий считает просвещение благом для человека, а его противники мечтают собрать все книги, «да и сжечь». Фамусов предостерегает, что чтение книг приводит к «вольнодумию» и считает Александра опасным человеком.
В своих монологах Чацкий смело отстаивает свою гражданскую позицию. Он страстно обрушивается с критикой на своих противников, высмеивая их пошлость и нравственное ничтожество. Привыкшие к своему традиционному жизненному укладу, они негодуют и не понимают Александра. Его речи о просвещении, о науке, о свободолюбии принимаются за мысли человека, который «не в своём уме». Фамусовское окружение распускает слух о сумасшествии Чацкого.
Не такой как все, Чацкий, отвергнут обществом. В финальной сцене он восклицает, что сложно выйти невредимым и не потерять рассудок тому, «кто подышит с вами воздухом одним»! Ему лучше бежать туда, где для рассудка и чувства «есть уголок», подальше от этих порочных людей. Трагедия личности Чацкого была предопределена. Человек, решивший бросить вызов системе, остаётся в одиночестве. Но это не значит, что его борьба была напрасной, Россия стояла на пороге перемен и, возможно, Чацкий примкнёт к движению «декабристов».
Понятие «мильон терзаний»
Данное выражение наблюдается в самой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В третьем действии комедии на мысль Фамусова о том, что Чацкий находится не в своей тарелке, главный герой отвечает, что по приезде в Москву он получил «мильон терзаний». Чацкий говорит о том, что он чувствует себя потерянным среди «дружеских тисков», «шарканья», «восклицаний» и «всяких пустяков». Оказавшись в Москве, Чацкий, по его словам, чувствует настоящее горе.
Выражение «Мильон терзаний» обрело популярность в русской литературе благодаря критическому этюду И. А. Гончарова, который носит название «Мильон терзаний». Автор с меткость отметил, что Чацкий терзается на протяжении всего повествования да так и уезжает с этими же терзаниями.
Рассуждение 2
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» читателю представлен персонаж Александр Андреевич Чацкий. Его образ в произведении противопоставляется образам остальных героев, символизирующих общество, и между Чацким и Фамусовыми неизбежно происходит конфликт. Почему же так вышло?
Чацкий предпочитает выражать свою точку зрения честно и открыто, не стесняясь в выражениях, не стремясь подобрать слова, чтобы угодить кому-то, как это делает Молчалин, не утаивает своих мыслей, а высказывает их прямо. Эта прямота порой граничит с наглостью, что делает Александра Андреевича непонятным обществу, в котором каждый стремится угодить вышестоящим лицам, лишь бы позаботится о собственном благе. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – заявляет Чацкий, что отлично характеризует его взгляды. Получать награды и повышения он готов только честным трудом, но в армии, как и на мирной земле, привилегии получают люди, сумевшие «прислужиться», лучше втесаться в доверие и показать свою лояльность по отношению к более влиятельным лицам.
Александр Андреевич Чацкий является представителем «века нынешнего», в отличие от общества, которым он окружен, которое олицетворяет собой «век минувший». Глобальное различие взглядов не позволило бы главному герою стать близким другом кого-либо из остальных персонажей, а его прямота и бескомпромиссность отметают шансы даже на приятельские отношения. Ни один человек, даже из семьи Фамусовых, не станет общаться с личностью, открыто выражающей свое презрение к его взглядам и ценностям. Исключение могло бы быть для личности, имеющей более высокое положение в обществе, но Чацкий не намерен «прислуживаться», а значит, лишен такой перспективы. Да и сам Александр Андреевич не выражает желания иметь что-либо общее с семьей Фамусовых и даже разочаровывается в Софье, чувствами к которой жил все три года в разлуке. Герой уезжает без сожалений, отправляясь искать «уголок» своему «оскорбленному чувству» за пределами Москвы. В поисках лучшего места Чацкий добровольно обрекает себя на одиночество, потому как не готов идти на уступки ради вежливости и терпеть рядом неприятных людей.
Конец произведения – «Карету мне, карету» – остается открытым, вселяя в читателя надежду, что после долгих поисков персонаж сможет найти родную душу, но случится ли это? Если да, то, скорее всего, не скоро. Чацкий опередил свой век и теперь вынужден нести на своих плечах пресловутое «горе от ума», постоянно сталкиваясь с осуждением общества. Однако в его случае оставаться одиноким намного комфортнее, чем окружать себя более глупыми людьми. Именно поэтому Чацкий обречен на одиночество. Но так ли это плохо?
`
Внесценические персонажи
Следует отметить, что в комедии «Горе от ума» упоминаются герои, которые мировоззренчески похожи на Чацкого. Это и брат Скалозуба, который внезапно оставил службу и уехал в деревню, где стал читать книги, и Федор, племянник княгини Тугоуховской, который оказался непонятым другими. Однако то, что эти герои не участвуют в повествовании, а являются персонажами внесценическими, указывает на одиночество Чацкого («Горе от ума»). В произведении он оказывается одинок, его никто не поддерживает и не понимает.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Почему Чацкий обречен на одиночество?», рассмотрит причины, по которым главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» оказался непонятым обществом.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Лия Рябова
15/15
-
Даня Яскин
10/15
-
Варвара Перфильева
15/15
-
Асхаб Тамаев
10/15
-
Манэбу Юичиро
15/15
-
Иван Таныгин
15/15
-
Елена Сергеевна
12/15
-
Рина Тангриев
14/15
-
Ольга Богданова
14/15
-
Диана Ильицкая
9/15