Человек и тоталитарное государство
Как уже сказано раньше, «Колымские рассказы» посвящены той жизни, которую пришлось пережить невероятному количеству людей, прошедших безжалостные сталинские лагеря.
Тем самым, Шаламов поднимает основной нравственный вопрос той эпохи, раскрывает ключевую проблему того времени – это противостояние личности человека и тоталитарного государства, которое не щадит человеческих судеб.
Делает это Шаламов через изображение жизни людей, сосланных в лагеря, ведь это уже заключительный момент такого противостояния.
Шаламов не чурается суровой действительности и показывает всю реальность того так называемого «жизненного процесса», которая пожирает человеческие личности.
Буквы и знаки препинания
Всего букв | 3795 букв |
Всего знаков препинания | 167 знаков |
Знак | Кол-во (шт.) | Средн. кол-во на 1000 слов (шт.) |
, запятая | 97 | 129.68 |
. точка | 58 | 77.54 |
— тире | 6 | 8.02 |
? вопросительный знак | 1 | 1.34 |
! восклицательный знак | 1 | 1.34 |
… многоточие | 0.00 | |
!.. восклицательный знак с многоточием | 1 | 1.34 |
?.. вопросительный знак с многоточием | 0.00 | |
!!! тройной восклицательный знак | 0.00 | |
?! вопросительный знак с восклицанием | 0.00 | |
» кавычка | 0.00 | |
() скобки | 0.00 | |
: двоеточие | 3 | 4.01 |
; точка с запятой | 0.00 | |
Буква | Кол-во (шт.) | Частота использования (в %) |
А | 332 | 8.75 |
Б | 83 | 2.19 |
В | 193 | 5.09 |
Г | 64 | 1.69 |
Д | 116 | 3.06 |
Е-Ё | 312 | 8.22 |
Ж | 64 | 1.69 |
З | 66 | 1.74 |
И-Й | 277 | 7.30 |
К | 176 | 4.64 |
Л | 194 | 5.11 |
М | 113 | 2.98 |
Н | 232 | 6.11 |
О | 407 | 10.72 |
П | 103 | 2.71 |
Р | 179 | 4.72 |
С | 189 | 4.98 |
Т | 162 | 4.27 |
У | 95 | 2.50 |
Ф | 8 | 0.21 |
Х | 39 | 1.03 |
Ц | 9 | 0.24 |
Ч | 43 | 1.13 |
Ш | 53 | 1.40 |
Щ | 16 | 0.42 |
Ь-Ъ | 54 | 1.42 |
Ы | 115 | 3.03 |
Э | 9 | 0.24 |
Ю | 24 | 0.63 |
Я | 97 | 2.56 |
Главные герои и их характеристика
Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:
- Главным героем произведения «Конь с розовой гривой» является мальчик, которого зовут Витя. В его образе автор изобразил доброго и наивного ребёнка. Бабушка очень хотела, чтобы мальчик вырос порядочным человеком, поэтому она воспитывала его в строгости. Витя жалел свою бабушку. Его очень мучала совесть из-за совершенного им поступка. Витя является очень умным и воспитанным ребёнком, которому неприятно то положение, в которой он оказался.
- Главную героиню рассказа зовут Екатерина Петровна. Она сама воспитывала своего внука, так как его мать погибла. В образе бабушки автор воплотил рассудительную и трудолюбивую женщину. Она является очень верующей. Женщина даже у реки просила вернуть ей дочь. Екатерина Петровна обладала довольно строгим характером. Кроме того, она была очень принципиальной и активной. Подробнее о ее характере написано в сочинении.
- Также значимым героем произведения является мальчик по имени Санька. Именно он учит Витю обманывать и воровать. В образе Саньки писатель изобразил грубого и безответственного человека.
- Дядя Левонтий является добродушным человеком, несмотря на то, что он любит выпить. Герой очень скучает по морю, ведь когда-то он там работал. По своей натуре Левонтий довольно ленивый. Однако он отличается очень интересной и колоритной речью.
Части речи на позициях в предложении
Номер слова в предложении | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Существительное | 32.20 | 21.05 | 25.45 | 27.45 | 25.00 |
Глагол | 15.25 | 33.33 | 34.55 | 25.49 | 20.83 |
Местоимение-существительное | 25.42 | 12.28 | 12.73 | 7.84 | 8.33 |
Предлог | 8.47 | 5.26 | 7.27 | 9.80 | 10.42 |
Союз | 8.47 | 0.00 | 5.45 | 7.84 | 10.42 |
Прилагательное | 1.69 | 7.02 | 0.00 | 7.84 | 10.42 |
Наречие | 5.08 | 5.26 | 7.27 | 7.84 | 6.25 |
Местоимение-прилагательное | 1.69 | 5.26 | 5.45 | 3.92 | 6.25 |
Частица | 1.69 | 8.77 | 1.82 | 0.00 | 0.00 |
Местоименное наречие | 0.00 | 1.75 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 1.96 | 0.00 |
Числительное-прилагательное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 2.08 |
Междометие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Номер слова в предложении | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Существительное | 37.50 | 21.62 | 32.35 | 30.30 | 20.69 |
Глагол | 17.50 | 18.92 | 20.59 | 12.12 | 24.14 |
Местоимение-существительное | 10.00 | 5.41 | 14.71 | 9.09 | 6.90 |
Предлог | 10.00 | 13.51 | 2.94 | 15.15 | 17.24 |
Союз | 5.00 | 8.11 | 11.76 | 12.12 | 13.79 |
Прилагательное | 2.50 | 8.11 | 5.88 | 12.12 | 3.45 |
Наречие | 7.50 | 8.11 | 0.00 | 6.06 | 0.00 |
Местоимение-прилагательное | 0.00 | 8.11 | 5.88 | 3.03 | 3.45 |
Частица | 7.50 | 8.11 | 5.88 | 0.00 | 6.90 |
Местоименное наречие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 3.45 |
Числительное-прилагательное | 2.50 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Междометие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Номер слова в предложении | |||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Существительное | 33.33 | 21.74 | 19.05 | 11.11 | 17.65 |
Глагол | 11.11 | 17.39 | 14.29 | 16.67 | 41.18 |
Местоимение-существительное | 14.81 | 13.04 | 9.52 | 5.56 | 11.76 |
Предлог | 11.11 | 4.35 | 19.05 | 22.22 | 0.00 |
Союз | 3.70 | 17.39 | 4.76 | 5.56 | 5.88 |
Прилагательное | 3.70 | 17.39 | 0.00 | 11.11 | 0.00 |
Наречие | 11.11 | 4.35 | 9.52 | 5.56 | 5.88 |
Местоимение-прилагательное | 11.11 | 0.00 | 0.00 | 11.11 | 11.76 |
Частица | 0.00 | 4.35 | 23.81 | 11.11 | 0.00 |
Местоименное наречие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное-прилагательное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 5.88 |
Междометие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
«Ночью»
Переходим к описанию еще одного произведения из сборника «Колымские рассказы» — «Ночью». Краткое содержание его, на наш взгляд, также будет интересно читателю.
К могиле крадутся двое заключенных. Здесь было захоронено утром тело их товарища. Они снимают белье с мертвеца для того, чтобы завтра поменять на табак или хлеб или продать. Брезгливость к одежде умершего сменяется мыслью о том, что, возможно, они завтра смогут покурить или чуть больше поесть.
Очень много произведений в сборнике «Колымские рассказы». «Плотники», краткое содержание которого мы опустили, следует за рассказом «Ночь». Ознакомиться с ним предлагаем самостоятельно. Произведение по объему небольшое. Формат одной статьи, к сожалению, не позволяет описать все рассказы. Также совсем небольшое произведение из сборника «Колымские рассказы» — «Ягоды». Краткое содержание основных и наиболее интересных, на наш взгляд, рассказов представлено в этой статье.
Анализ рассказа «Последний бой майора Пугачева»
Если большинство героев «Колымских рассказов» равнодушно живут неизвестно для чего, то в рассказе «Последний бой майора Пугачева» ситуация иная. После окончания Великой Отечественной войны в лагеря хлынули бывшие военные, вина которых лишь в том, что они оказались в плену. Люди, которые боролись против фашистов, не могут просто равнодушно доживать, они готовы бороться за свою честь и достоинство. Двенадцать новоприбывших заключенных во главе с майором Пугачевым организовали заговор с целью побега, который готовится всю зиму. И вот, когда наступила весна, заговорщики врываются в помещение отряда охраны и, застрелив дежурного, завладевают оружием. Держа под прицелом внезапно разбуженных бойцов, они переодеваются в военную форму и запасаются провиантом. Выйдя за пределы лагеря, они останавливают на трассе грузовик, высаживают шофёра и продолжают путь уже на машине, пока не кончается бензин. После этого они уходят в тайгу. Несмотря на силу воли и решительность героев, лагерная машина их настигает и расстреливает. Один лишь Пугачев смог уйти. Но он понимает, что скоро и его найдут. Покорно ли он ждет наказания? Нет, он и в этой ситуации проявляет силу духа, сам прерывает свой трудный жизненный путь: «Майор Пугачев припомнил их всех – одного за другим – и улыбнулся каждому. Затем вложил в рот дуло пистолета и последний раз в жизни выстрелил». Тема сильного человека в удушающих обстоятельствах лагеря раскрывается трагически: его или перемалывает система, или он борется и гибнет.
«Колымские рассказы» не пытаются разжалобить читателя, но сколько в них страданий, боли и тоски! Этот сборник нужно прочесть каждому, чтобы ценить свою жизнь. Ведь, несмотря на все обычные проблемы, у современного человека есть относительная свобода и выбор, он может проявлять другие чувства и эмоции, кроме голода, апатии и желания умереть. «Колымские рассказы» не только пугают, но и заставляют взглянуть на жизнь по-другому. Например, перестать жаловаться на судьбу и жалеть себя, ведь нам повезло несказанно больше, чем нашим предкам, отважным, но перемолотым в жерновах системы.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Творчество Варлама Шаламова относится к русской литературе 20-го века, а сам Шаламов признан одним из самых выдающихся и талантливых писателей этого столетия.
Его произведения пропитаны реалистичностью и несгибаемым мужеством, а «Колымские рассказы», основное его художественное наследие, представляют собой ярчайший образец всех мотивов творчества Шаламова.
Каждая история, включенная в сборник рассказов, является достоверной, так как писателю самому пришлось пережить сталинский ГУЛАГ и все последовавшие за ним мучения лагерей.
«Шерри Бренди»
Поэт-заключенный, которого считали первым поэтом 20 века в нашей стране, умирает. Он лежит на нарах, в глубине их нижнего ряда. Умирает поэт долго. Иногда к нему приходит мыль, например, о том, что кто-то украл у него хлеб, который поэт положил себе под голову. Он готов искать, драться, ругаться… Однако сил на это уже нет. Когда ему в руку вкладывают суточную пайку, он прижимает ко рту хлеб изо всех сил, сосет его, пытается грызть и рвать шатающимися цинготными зубами. Когда поэт умирает, его не списывают еще 2 дня. Соседям при раздаче удается получать на него хлеб как на живого. Они устраивают так, что тот поднимает руку, как кукла-марионетка.
Изменения ценностей жизни человека
Помимо того, что писатель показывает то, насколько суровым, бесчеловечным и несправедливым наказанием это является, Шаламов делает акцент на том, в кого вынужден превращаться человек впоследствии лагерей.
Особенно ярко выделена это тема в рассказе «Сухим пайком», Шаламов показывает насколько воля и гнет государства подавляет личностное начало в человеке, насколько растворят его душу в этой злостной государственной машине.
Путем физических издевательств: постоянного голода и холода, людей превращали в зверей, ничего уже не осознающих вокруг, желающих лишь еды и тепла, отрицающих все человеческие чувства и переживания.
Ценностями жизни становятся элементарные вещи, которые трансформируют человеческую душу, превращают человека в животное. Все, что начинают желать люди – это выжить, все, что ими управляет – тупая и ограниченная жажда жизни, жажда просто быть.
Анализ рассказов «Ночью» и «Сгущенное молоко»: проблемы в «Колымских рассказах»
Рассказ «Ночью» повествует нам о случае, который не сразу укладывается в голове: два заключенных, Багрецов и Глебов, раскапывают могилу, чтобы снять с трупа белье и продать. Морально-этические принципы стерлись, уступили место принципам выживания: герои продадут белье, купят немного хлеба или даже табака. Темы жизни на грани смерти, обреченности красной нитью проходят через произведение. Заключенные не дорожат жизнью, но зачем-то выживают, равнодушные ко всему. Проблема надломленности открывается перед читателем, сразу понятно, что после таких потрясений человек никогда не станет прежним.
Проблеме предательства и подлости посвящен рассказ «Сгущенное молоко». Инженеру-геологу Шестакову «повезло»: в лагере он избежал обязательных работ, попал в «контору», где получает неплохое питание и одежду. Заключенные завидовали не свободным, а таким как Шестаков, потому что лагерь сужал интересы до бытовых: «Только что-либо внешнее могло вывести нас из безразличия, отвести от медленно приближающейся смерти. Внешняя, а не внутренняя сила. Внутри все было выжжено, опустошено, нам было все равно, и дальше завтрашнего дня мы не строили планов». Шестаков решил собрать группу для побега и сдать начальству, получив какие-то привилегии. Этот план разгадал безымянный главный герой, знакомый инженеру. Герой требует за свое участие две банки молочных консервов, это для него предел мечтаний. И Шестаков приносит лакомство с «чудовищно синей наклейкой», это месть героя: он съел обе банки под взорами других заключенных, которые не ждали угощения, просто наблюдали за более удачливым человеком, а потом отказался следовать за Шестаковым. Последний все же уговорил других и хладнокровно сдал их. Зачем? Откуда это желание выслужиться и подставить тех, кому еще хуже? На этот вопрос В.Шаламов отвечает однозначно: лагерь растлевает и убивает все человеческое в душе.
«Житие инженера Кипреева»
Остановимся на следующем любопытном рассказе, который мы не могли не описать, составляя краткое содержание. «Колымские рассказы» — сборник, в котором автор, никого не продавший и не предавший, говорит, что для себя выработал формулу защиты собственного существования. Она состоит в том, что человек может выстоять, если он готов в любой момент к смерти, может покончить с собой. Но позднее он осознает, что лишь построил для себя удобное убежище, так как неизвестно, каким ты станешь в решающую минуту, будет ли у тебя достаточно не только душевных сил, но и физических.
Кипреев, инженер-физик, арестованный в 1938 году, не только смог выдержать допрос с избиением, но даже набросился на следователя, в результате чего его посадили в карцер. Но все равно от него пытаются добиться дачи ложных показаний, пригрозив арестом супруги. Кипреев тем не менее продолжает всем доказывать, что он не раб, подобно всем заключенным, а человек. Благодаря таланту (он починил сломанный нашел способ, как восстановить перегоревшие лампочки) этому герою удается избежать наиболее тяжелых работ, но не всегда. Лишь чудом он остается в живых, однако нравственное потрясение не отпускает его.
«Одиночный замер»
Определяемый автором как рабский лагерный труд — еще одна форма растления. Заключенный, изможденный им, не может отработать норму, труд превращается в пытку и ведет к медленному умерщвлению. Дугаев, зек, все больше слабеет из-за 16-часового рабочего дня. Он сыплет, кайлит, возит. Вечером смотритель замеряет сделанное им. Цифра в 25 %, названная смотрителем, кажется очень большой Дугаеву. У него невыносимо руки, голова, ноют икры. Заключенный даже не чувствует уже голода. Позднее его вызывают к следователю. Тот спрашивает: «Имя, фамилия, срок, статья». Солдаты через день уводят заключенного к глухому месту, окруженному забором с колючей проволокой. По ночам отсюда доносится шум тракторов. Дугаев догадывается о том, зачем его доставили сюда, и понимает, что жизнь кончена. Он жалеет только о том, что промучился напрасно лишний день.
«Аневризма аорты»
В рассказах Шаламова болезнь и больница — непременный атрибут сюжета. Екатерина Гловацкая, заключенная, попадает в больницу. Эта красавица сразу же приглянулась Зайцеву, дежурному врачу. Он знает о том, что она состоит в отношениях с зеком Подшиваловым, его знакомым, который руководит местным кружком художественной самодеятельности, врач все же решает попытать счастья. Как обычно, он начинает с медицинского обследования пациентки, с прослушивания сердца. Однако мужская заинтересованность сменяется врачебной озабоченностью
У Гловацкой он обнаруживает Это болезнь, при которой каждое неосторожное движение может спровоцировать смерть. Взявшее за правило разлучать любовников начальство однажды уже отправило девушку на штрафной женский прииск
Начальник больницы после рапорта врача о ее болезни уверен, что это происки Подшивалова, который хочет задержать любовницу. Девушку выписывают, но при погрузке она умирает, о чем и предупреждал Зайцев.
«Последний бой майора Пугачева»
Автор свидетельствует о том, что после Великой Отечественной войны стали прибывать в лагеря заключенные, которые воевали и прошли через плен. Люди эти иной закалки: умеющие рисковать, смелые. Они верят лишь в оружие. Лагерное рабство их не развратило, они еще не были истощены до потери воли и сил. Их «вина» состояла в том, что эти заключенные побывали в плену или в окружении. Одному из них, майору Пугачеву, было ясно, что их привезли сюда на смерть. Тогда он собирает сильных и решительных, под стать себе, заключенных, которые готовы умереть или стать свободными. Побег готовят всю зиму. Пугачев понял, что бежать после того, как пережили зиму, могут лишь те, кому удастся миновать общие работы. Один за другим участники заговора продвигаются в обслугу. Один из них становится поваром, другой — культоргом, третий чинит оружие для охраны.
В один весенний день, в 5 утра, постучали на вахту. Дежурный впускает заключенного-повара, который, как обычно, пришел за ключами от кладовой. Повар его душит, а другой заключенный переодевается в его форму. С другими дежурными, вернувшимися немного позже, происходит то же самое. Далее все происходит по плану Пугачева. В помещение охраны врываются заговорщики и овладевают оружием, застрелив дежурного. Они запасаются провиантом и надевают военную форму, держа внезапно разбуженных бойцов под прицелом. Выйдя за территорию лагеря, они на трассе останавливают грузовик, шофера высаживают и едут, пока бензин не заканчивается. Затем они уходят в тайгу. Пугачев, проснувшись ночью после многих месяцев неволи, вспоминает, как в 1944 году совершил побег из немецкого лагеря, перешел линию фронта, пережил допрос в особом отделе, после чего был обвинен в шпионаже и приговорен к 25 годам тюрьмы. Он вспоминает также, как в немецкий лагерь приезжали эмиссары генерала Власова, которые вербовали русских, убеждая, что попавшие в плен солдаты для советской власти — изменники Родины. Тогда Пугачев им не верил, но вскоре сам в этом убедился. Он оглядывает с любовью своих товарищей, спящих рядом. Немного позже завязывается безнадежный бой с солдатами, которые окружили беглецов. Заключенные погибают почти все, кроме одного, которого вылечивают после тяжелого ранения для того, чтобы расстрелять. Лишь Пугачеву удается сбежать. Он затаился в медвежьей берлоге, но знает, что его тоже найдут. О содеянном он не жалеет. Его последний выстрел — в себя.
Итак, мы рассмотрели основные рассказы из сборника, автором которого является Варлам Шаламов («Колымские рассказы»). Краткое содержание знакомит читателя с основными событиями. Подробнее о них можно прочесть на страницах произведения. Впервые сборник опубликовал в 1966 году Варлам Шаламов. «Колымские рассказы», краткое содержание которых вы теперь знаете, появились на страницах нью-йоркского издания «Новый журнал».
В Нью-Йорке в 1966 году были опубликованы лишь 4 рассказа. В следующем, 1967-м, 26 рассказов этого автора, в основном из интересующего нас сборника, вышли в переводе на немецкий в городе Кельне. При жизни так и не опубликовал в СССР сборник «Колымские рассказы» Шаламов. Краткое содержание всех глав, к сожалению, не входит в формат одной статьи, поскольку рассказов в сборнике очень много. Поэтому рекомендуем самостоятельно ознакомиться с остальными.
Ответы на вопрос
Отвечает Коваленко Кирилл.
Экспозиция:
Рассказ начинается с описания тюремного лагеря, где главный герой, заключенный, рассказывает о том, как в первый год своего заключения он отправился на ягоды, не зная толком, что искать и как.
Завязка:
Герой описывает свои мысли о жизни в лагере и о том, как сложно выжить в таких условиях. Он упоминает, что собирает ягоды уже не для того, чтобы съесть их, а просто потому, что это единственный способ уйти от работы и отдохнуть.
Кульминация:
Герой находит место, где растут большие и сочные ягоды, и начинает их собирать. Однако тут он замечает наблюдающего за ним старого заключенного, который заставляет героя отдать ему все собранные ягоды. Герой отказывается, и между ними происходит схватка, в результате которой старик падает, и герой понимает, что его убил.
Развязка:
Герой осознает, что жизнь в лагере лишена смысла, и он больше не может в ней оставаться. Он решает сбежать из лагеря и отправляется в путь, не зная, что ждет его дальше.
Эпилог:
Рассказ заканчивается описанием того, что герой продолжал жить в лагерях Севера и стал свидетелем множества других ужасов и бедствий, связанных с жизнью заключенных в этих местах.
Шаламов «Колымские рассказы»: художественные приемы, анализ рассказов
Творчество Варлама Шаламова относится к русской литературе 20-го века, а сам Шаламов признан одним из самых выдающихся и талантливых писателей этого столетия.
Его произведения пропитаны реалистичностью и несгибаемым мужеством, а «Колымские рассказы», основное его художественное наследие, представляют собой ярчайший образец всех мотивов творчества Шаламова.
Каждая история, включенная в сборник рассказов, является достоверной, так как писателю самому пришлось пережить сталинский ГУЛАГ и все последовавшие за ним мучения лагерей.
Человек и тоталитарное государство
Как уже сказано раньше, «Колымские рассказы» посвящены той жизни, которую пришлось пережить невероятному количеству людей, прошедших безжалостные сталинские лагеря.
Тем самым, Шаламов поднимает основной нравственный вопрос той эпохи, раскрывает ключевую проблему того времени – это противостояние личности человека и тоталитарного государства, которое не щадит человеческих судеб.
Делает это Шаламов через изображение жизни людей, сосланных в лагеря, ведь это уже заключительный момент такого противостояния.
Шаламов не чурается суровой действительности и показывает всю реальность того так называемого «жизненного процесса», которая пожирает человеческие личности.
Изменения ценностей жизни человека
Помимо того, что писатель показывает то, насколько суровым, бесчеловечным и несправедливым наказанием это является, Шаламов делает акцент на том, в кого вынужден превращаться человек впоследствии лагерей.
Особенно ярко выделена это тема в рассказе «Сухим пайком», Шаламов показывает насколько воля и гнет государства подавляет личностное начало в человеке, насколько растворят его душу в этой злостной государственной машине.
Путем физических издевательств: постоянного голода и холода, людей превращали в зверей, ничего уже не осознающих вокруг, желающих лишь еды и тепла, отрицающих все человеческие чувства и переживания.
Ценностями жизни становятся элементарные вещи, которые трансформируют человеческую душу, превращают человека в животное. Все, что начинают желать люди – это выжить, все, что ими управляет – тупая и ограниченная жажда жизни, жажда просто быть.
Художественные приемы в «Колымских рассказах»
Эти практически документальные рассказы пронизаны тонкой, мощной философией и духом мужества и смелости. Многие критики выделяют особенную композицию всей книги, которая состоит из 33 рассказов, но при этом не теряет целостности.
Причем рассказы расположены не в хронологическом порядке, но от этого композиция не теряет смыслового назначения. Наоборот, у Шаламова рассказы расположены в особом порядке, который позволяет увидеть жизнь людей в лагерях полноценно, ощутить ее, как единый организм.
Художественные приемы, используемые писателем, поражают своей продуманностью. Шаламов использует лаконизм в описании кошмара, которые люди переживают в подобных нечеловеческих условиях.
Это создает еще более мощный и ощутимый эффект от того, что описывается – ведь он сухо и реалистично говорит о ужасе и боле, что и ему самому удалось пережить.
Но «Колымские истории» состоят из разных рассказов. Например, рассказ «Надгробное слово» пропитан невыносимой горечью и безысходностью, а рассказ «Шерри-бренди» показывает насколько человек выше обстоятельств и что для любая жизнь наполнена смыслом и истиной.
А рассказ «По снегу» и вовсе посвящен писательской деятельности, роли писателя в жизни людей и тем сложностям, которые им приходится переживать.
«Шоковая терапия»
Мерзляков, один из героев сборника «Колмыские рассказы», краткое содержание которого мы рассматриваем, зек крупного телосложения, на общих работах понимает, что сдает. Он падает, не может встать и отказывается взять бревно. Сначала его избивают свои, затем — конвоиры. Его доставляют в лагерь с болями в пояснице и сломанным ребром. После выздоровления Мерзляков не прекращает жаловаться и притворяется, что не может разогнуться. Он делает это для того, чтобы оттянуть выписку. Его направляют в хирургическое отделение центральной больницы, а затем в нервное для исследования. У Мерзлякова появляется шанс быть списанным на волю по болезни. Он изо всех сил старается, чтобы его не разоблачили. Но Петр Иванович, врач, сам в прошлом бывший зеком, его разоблачает. Все человеческое в нем вытесняет профессиональное. Он тратит основную часть времени именно на разоблачение тех, кто симулирует. Петр Иванович предвкушает эффект, который произведет случай с Мерзляковым. Врач сначала делает ему наркоз, во время которого удается разогнуть тело Мерзлякова. Через неделю пациенту назначают шоковую терапию, после которой тот просится на выписку сам.
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 30.04.2023 11:30 3628 Колосова Юля
Таблица сравнения по произведению \»Горе от ума\»Век нынешний и век минувший. 1.Представители Век н
Ответов: 2
Литература 30.06.2023 08:53 909 Пономарев Никита
Вступление связь поэмы Лермонтова с устным народным творчеством кратко
Ответов: 2
Литература 16.06.2023 14:04 1485 Коюда Вася
помогите сделать таблицу сходство и различия песня о вещем олеге и повесть временных лет о вещем оле
Ответов: 2
Литература 30.04.2023 09:48 2963 Бруг Алексей
1)Происхождение и социальное положение(Кирибеевич и Калашников) 2)Прошлое Кирибеевича и Калашникова
Ответов: 2
Литература 19.06.2023 23:54 1477 Глонюк Марина
10 интересных фактов о А С Пушкине для 5 класса
Ответов: 1
Литература 04.05.2023 01:35 507 Александрова Александра
Отношение к книгам и просвещению у Софьи в комедии горе от ума
Ответов: 2
Литература 17.05.2023 16:24 2494 Никулина Юлия
высказывания (цитаты) Базарова и Павла Петровича об искусстве, принципах, народе, образовании, науке
Ответов: 2
Литература 01.05.2023 00:48 1108 Городецкая Катя
Написать отзыв о сказке Юрьевича Лермонтова ашик-кериб
Ответов: 3
Литература 29.04.2023 12:50 1082 Ибатуллин Марсель
Помогите пожалуйста. Составьте план по произведению Ивины Л.Н. Толстой!!!
Ответов: 2
Литература 03.06.2023 17:27 160 Ilyunov Sergey
СРОЧНО!Как называлась комната в доме няни? стихотворение (Няне)
Ответов: 1
«Тифозный карантин»
Андреев попадает в карантин, заболев тифом. Положение больного по сравнению с работами на приисках дает ему шанс выжить, на что тот почти не надеялся. Тогда Андреев решает задержаться здесь как можно дольше, а затем, возможно, его не направят больше в золотые забои, где смерть, побои, голод. Андреев не откликается на перекличке перед отправкой выздоровевших на работы. Ему удается таким образом скрываться довольно долго. Постепенно пустеет транзитка, очередь доходит, наконец, и до Андреева. Но ему кажется теперь, что битву за жизнь он выиграл, и если теперь и будут отправки, то лишь на местные, ближние командировки. Но когда грузовик с группой заключенных, которым выдали неожиданно зимнее обмундирование, переезжает черту, отделяющую дальние и ближние командировки, Андреев понимает, что судьба над ним посмеялась.
На фото ниже — на доме в Вологде, в котором жил Шаламов.
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 22.10.2023 02:31 12 Геликова Алина
ыбий скелет — вопрос или тема, которые подлежат анализу. Голова Верхние косточки — основные понятия
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 02:28 7 Кокорев Денис
Хто із київських князів найбільшого значення надав книзі та освіті
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 02:28 21 Мамедов Эльмин
Скласти твір «чи може бути розбійник народним героєм» допоможіть будь ласка
Ответов: 2
Литература 22.10.2023 02:27 5 Сапичев Никита
Відношення автора до робіна гуда
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 02:25 9 Яковлева Настя
Підготувати колаж Іван Франко. Цікаві відомості про митця і його багатогранну творчість . Дослідити
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 02:21 5 Пискунова Нелля
Твір на тему Чи можна вважати Робін Гуда шляхетним розбійником не меньше одного аркушу
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 02:21 13 Мамуткин Иван
Срочно!!віхи життя панаса мирного
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 02:20 13 Смолин Иван
Головні герої «вогник далеко в степу»
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 02:19 30 Омархали Назым
Перекажіть змiст епізоду «Ісус перед Пилатом». Чому Ісус не відповів на запитання «Що таке істина?&g
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 02:18 21 Дюжаков Тимофей
Помогите…. очень надя 40 б 3. Прочитай за хрестоматією перші чотири роздiли повісті Івана Франка
Ответов: 1