Анализ главных тем
Тема одиночества и свободы
Одним из центральных мотивов рассказа «Соня» Татьяны Толстой является тема одиночества и свободы. Одиночество главной героини, постепенно становится символом не только ее личной жизни, но и жизни всех женщин того времени. Свобода, которую получает Соня, выражается не только в ее беспечности и неопытности, но и в ее бесстрашии и желании жить полной жизнью.
Автор подчеркивает, что в тот период времени женщина не имела права на самостоятельность, на проявление индивидуальности и творческой свободы, как это было среди мужчин. Таким образом, тема одиночества и свободы становится характерной чертой рассказа, подчеркивающей противоречивость понимания женственности и женской роли в культуре начала XX века.
Тема противостояния между любовью и общественными нормами
Другая существенная тема рассказа – противостояние между любовью и общественными нормами. Общество того времени часто ограничивало свободу выбора жизненного пути и любви, и женщины, как правило, были вынуждены приспосабливаться к желаниям мужчин и социальному окружению.
В своем рассказе Татьяна Толстая выражает мысль о том, что любовь должна основываться на свободе выбора, а не на общественных нормах и ограничениях. То, что Соня выбрала для себя дорогу, которую ей хотелось пройти, вызывает уважение и восхищение.
Тема обретения гармонии и счастья
Третья важная тема рассказа – обретение гармонии и счастья. Татьяна Толстая показывает, что без свободы и выбора, невозможно найти истинное счастье. Соня преодолевает все свои сложности и находит счастье в простых вещах, в ее любви к природе, музыке и творчестве. Она начинает жить полной жизнью, несмотря на все трудности и ограничения, которые существовали в тот период времени.
Таким образом, тема обретения гармонии и счастья становится ключевой и завершающей идеей рассказа, которая провозглашает значение свободы и выбора.
Анализ рассказа л. н. толстой «соня»
К Соне же относится доброта, любовь к детям, сама того не зная, она выполнила завет «Возлюби врага своего» — все это ассоциируется с Иисусом. Теперь сюжет рассказа, открывшись в новом свете, перерастает, как мне кажется, в традиционную борьбу добра и зла, света и тьмы, Сони и Ады.
Но… Помните, А.П. Чехов в «Смерти чиновника» писал о слове «вдруг»? пожалуй, «но» не менее внезапно возникает, мешает все карты и заставляет как следует задуматься. Ада чувствует, что «сама стала немного Николаем». И вместе со стилем письма, со внешностью Ада обретает те же чувства, которыми проникался выдуманный Николай.
Внимание
Что-то же, некоторая человечность или снисходительность, удержало Аду от «умертвления» Николая, когда она поняла, насколько Соня любит его. А значит, и в Аде есть хорошее. Соня увидела в ней Николая – под мужскими пальто, «с черным страшным лицом, с запекшимися губами».
О смерти сына
Толстая пережила семерых из тринадцати детей. В 1873 году Толстые лишились годовалого Пети, через полтора года — маленького Николеньки. Прожив около двух часов, в ноябре 1875 года умирает Варя, четырехлетний Алеша скончался зимой 1886-го, в возрасте 35 лет умирает Мария Львовна. Незадолго до своей кончины Софья Андреевна потеряла сына Андрея. Но больше всего горя ей принесла смерть младшего сына Ванечки, любимца родителей и друзей дома.
1. Татьяна Никитична Толстая;
6. Эпоха, описываемая в рассказе, это конец 30-х- начало 40-х, время блокады Лениграда.
7. Главные герои: Соня, ее знакомые Ада Адольфовна и Лев Адольфович.
Неуклюжая, некрасивая, глуповатая Соня, несмотря на то, что являлась палочкой-выручалочкой для своих многочисленных знакомых, часто ставила их в неловкое положение неудобными вопросами, к тому же заданными не к месту.
Ада Адольфовна с братом Львом, тоже попавшим в неловкую ситуацию из-за Сониной глупости, решили ее проучить, а заодно самим повеселиться.
Вскоре Лев Адольфович из игры вышел, и письма продолжила писать одна Ада.
Началась война, а вслед за ней и блокада Ленинграда. Ада Адольфовна копала противотанковые окопы, тосковала по маленькому сыну, уехавшему в эвакуацию вместе с детским садом. Потом начался голод. Ада похоронила сначала отца, затем брата, сожгла в печи книги, съела свои кожаные туфли и, когда сил уже не оставалось, написала прощальное письмо Соне. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Ада писала, что всё, что было – ложь, и что она всех ненавидит, После отправки письма она легла на диван и стала ждать смерти.
9. Личное мнение:
О чем этот рассказ? Наверное, как ни банальное это звучит, о любви. Любви жертвенной, готовой поделиться последним (в буквальном смысле), лишь бы спасти любимого человека.
В идеале любовь должна быть взаимной и не требовать от другого человека подвигов. Но Сонина любовь тоже имеет место быть. Как видим, она чиста и наивна, но способна подвигнуть человека на подвиг.
Произведение было написано в 1984 г. и посвящено подвигу во имя любви.
Детство
Сонечка родилась в обычной еврейской семье, в годы НЭПа. Ее отец был часовых дел мастером. Во время новой экономической политики открыл небольшую мастерскую. Дела его шли хорошо. Но власть переменилась, и отцу Сони, человеку, испытывающему отвращение к поточному производству, пришлось устроиться на завод.
Как описывает свою героиню Улицкая? Какое занятие любила Сонечка превыше всего? Ответы на эти вопросы позволят понять проблематику произведения. Девочка с ранних лет превыше всего любила читать. Любовь к литературе обрела форму лёгкого помешательства. Стоило лишь открыть книгу, и она словно выпадала из реальности, откуда вернуться могла лишь после прочтения последней страницы.
Героиня Людмилы Улицкой до определённого момента жила исключительно книгами. Переживания Наташи Ростовой в ее душе находили такой же сильный отклик, как и гибель маленькой племянницы. Она словно огорожена была от всего, что происходило вокруг. Но, как уже было сказано, до определенного момента.
Анализ рассказа т. толстой «соня»
Потом вот эту, знаете, требуху, почки, вымя, мозги их так легко испортить, а у нее выходило пальчики оближешь. Так что это всегда поручалось ей. Вкусно, и давало повод для шуток.
Лев Адольфович, вытягивая губы, кричал через стол: «Сонечка, ваше вымя меня сегодня просто потрясает!» и она радостно кивала в ответ. А Ада сладким голоском говорила: «А я вот в восторге от ваших бараньих мозгов!» «Это телячьи», не понимала Соня, улыбаясь. И все радовались: ну не прелесть ли?! Она любила детей, это ясно, и можно было поехать в отпуск, хоть в Кисловодск, и оставить на нее детей и квартиру поживите пока у нас, Соня, ладно? и, вернувшись, найти все в отменном порядке: и пыль вытерта, и дети румяные, сытые, гуляли каждый день и даже ходили на экскурсию в музей, где Соня служила каким-то там научным хранителем, что ли; скучная жизнь у этих музейных хранителей, все они старые девы.
Рассмотрим подробнее рассказ “Самая любимая”
Женечка, как и Соня, была бескорыстна. Ею все пользовались – и знакомые, и родственники, которые в Финляндии вспомнили о ней только тогда, когда собрались поехать отдохнуть, а сына не с кем было оставить. Женечка с удовольствием сидела с внуком, очень привязалась к нему. Но однажды она стала не нужна, и от нее отказались с нечеловеческой жестокостью.
Что же общего есть в этих рассказах, что их объединяет?
Обе героини уже не молоды, однако автор называет их по имени, причем здесь звучит какая-то детскость, наивность. Особенно остро это чувствуешь, когда читаешь про Женечку и вдруг понимаешь, что героиня годится в бабушки рассказчице, что русскому языку она учила еще ее мать.
Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем сравнить двух героинь.
Соня и Женечка имеют много общего во внешнем облике и душевных качествах.
Образ этой героини словно сливается с одной деталью – брошью с голубками. Брошь эта была достаточно нелепой и безвкусной, простенькой, эмалевой, дешевенькой, но Соня всегда носила ее. Образ голубя в нашей культуре символичен. Мы говорим о влюбленных, что они воркуют, словно два голубка, помним, что именно голубка принесла в клюве масличную ветвь в ковчег праведника Ноя как весть о том, что земля близко. Таким образом, можно сказать, что эта деталь – брошь с голубками — в рассказе символизирует любовь и надежду.
Символы, связанные с образами Сони и Женечки, — брошь с голубками и старый сад — переживают самих героинь.
Голубки прошли трудное испытание, но все-таки сохранились. Значит, и любовь, душевная чистота, связанные с образом броши, остаются неизменными, несмотря ни не что.
Женечка, как учительница русского языка и литературы, выучила и воспитала многих детей и вложила в них свою душу. Она останется в их памяти на всю жизнь. Сад, заботливо выращенный ею, и после ее смерти будет приносить людям радость: ее бывшие ученицы приезжают сюда, чтобы встретиться со светлыми образами днтства.
Женечка действительно бессмертна: ее душевная красота и всечеловеческая любовь растворились в этом мире – в саду, в свежем утреннем воздухе, в белых ночах, в старом, но прекрасном доме, в сердцах людей.
Любовь невольно заставляла Соню и Женечку творить добро, и их дела пережили их самих, растворяясь в нашем мире. Они наивны и чисты, как дети, как дети и беспомощны, на первый взгляд, перед жизнью и людьми, но без таких людей, наверное, жизнь бы остановилась.
-
The importance of customer contact сочинение
-
Что несет война человечеству сочинение
-
Сочинение на тему я кукла
-
Сочинение в будущем времени на английском
- Урок сочинение по фгос
Аргументы из литературы по направлению «человек и общество»
Важно
Ада отвезла на саночках в братскую могилу своего папу, потом Льва Адольфовича, затопила печурку Диккенсом и негнущимися пальцами написала Соне прощальное Николаево письмо. Она писала, что все ложь, что она всех ненавидит, что Соня старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты. Ни Аде, ни Николаю Дальше жить не хотелось. Она отперла двери большой отцовской квартиры, чтобы похоронной команде легче было войти, и легла на диван, навалив на себя пальто папы и брата.
Неясно, что там было дальше. Во-первых, это мало кого интересовало, во-вторых, Ада Адольфовна не очень-то разговорчива, ну и, кроме того, как уже говорилось, время! Время все съело. Добавим к этому, что читать в чужой душе трудно: темно, и дано не всякому. Смутные домыслы, попытки догадок не больше. Вряд ли, я полагаю, Соня получила Николаеву могильную весть.
О свободе и несвободе
На протяжении семейной жизни графиня постоянно жертвовала своими интересами, временем и здоровьем. Эта цитата в очередной раз показывает, как сильно у нее было развито чувство долга и какую огромную роль играл Толстой в ее жизни.
Обычными средствами бороться с ней невозможно. Но есть любовь и есть творчество, которое способно эту обманности преодолевать, овладевать ею, отстраняя ее от себя, превращая в материал — в тему, в выразительные средства.
СВОЮ МАМУ Я ЛЮБЛЮ Свою маму я люблю Еѐ добрые глаза, Еѐ руки золотые Уж сравнить ни с чем нельзя. Меня мама пожалеет, Скажет добрые слова. Успокоит, приласкает, Совет добрый даст она.
Ну раз вы такие — живите как хотите. Гоняться за вами — все равно что ловить бабочек, размахивая лопатой. Но хотелось бы поподробнее узнать про Соню.
Смотри скорей, пока не погасло! Кто это тут? Есть ли среди них тот, кто тебе нужен? Но светлая комната дрожит и меркнет, и уже просвечивают марлей спины сидящих, и со страшной скоростью, распадаясь, уносится вдаль их смех догони-ка.
Нужны ли в наше время такие люди, как соня? (по рассказу т.толстой «соня»)
Влюбилась так, что только оттаскивай. Пришлось слегка сдержать ее пыл: Николай писал примерно одно письмо в месяц, притормаживая Соню с ее разбушевавшимся купидоном. Николай изощрялся в стихах: Валериану пришлось попотеть. Там были просто перлы, кто понимает, Николай сравнивал Соню с лилией, лианой и газелью, себя с соловьем и джейраном, причем одновременно.
Ада писала прозаический текст и осуществляла общее руководство, останавливая своих резвившихся приятелей, дававших советы Валериану: «Ты напиши ей, что она гну. В смысле антилопа. Моя божественная гну, я без тебя иду ко дну!» Нет, Ада была на высоте: трепетала Николаевой нежностью и разверзала глубины его одинокого мятущегося духа, настаивала на необходимости сохранять платоническую чистоту отношений и в то же время подпускала намек на разрушительную страсть, время для проявления коей еще почему-то не приспело.
Анализ рассказа л. н. толстой «соня»
Нет, постойте, дайте нас; рассмотреть! Сидите, как сидели, и назовитесь по порядку! Но напрасны попытки ухватить воспоминания грубыми телесными руками, веселая смеющаяся фигура оборачивается большой, грубо раскрашенной тряпичной куклой, валится со стула, если не подоткнешь ее сбоку; на бессмысленном лбу потеки клея от мочального парика, н голубые стеклянные глазки соединены внутри пустого черепа железной дужкой со свинцовым шариком противовеса. Вот чертова перечница! А ведь притворялась живой и любимой! А смеющаяся компания порхнула прочь и, поправ тугие законы пространства и времени, щебечет себе вновь в каком-то недоступном закоулке мира, вовеки нетленная, нарядно бессмертная, и, может быть, покажется вновь на одном из поворотов пути в самый неподходящий момент и, конечно, без предупреждения. Ну раз вы такие живите как хотите.
Направление
Ленинград конца 30-х — начала 40-х годов 20 века. Некрасивая и слегка глуповатая женщина Соня часто ставит своих друзей и знакомых в неловкое положение, задавая не к месту неудобные вопросы. Ада Адольфовна и ее брат Лев с компанией друзей решают подшутить над Соней, а заодно преподнести ей урок. Брат с сестрой придумывают план — они начинают писать девушке письма от имени тайного поклонника Николая. Он будто бы влюблен в Соню без оглядки, но не может оставить жену и троих детей. Очарованная девушка страстно отвечает на письма, а в одном из них даже отправляет возлюбленному подарок — свою любимую брошку в виде голубка, с которой раньше никогда не расставалась. Вскоре Лев устает от розыгрыша, ведь забава растянулась на годы, но Ада продолжает писать письма одна.
Начинается война, за ней наступает блокада Ленинграда. Ада копает противотанковые рвы и скучает по своему маленькому сыну, которого успели эвакуировать. В осажденный город приходит голод. Ада Адольфовна хоронит отца, а следом за ним и брата Льва. Она сжигает в печке все книги, вынуждена варить суп из кожаных туфель и обоев со стены. Когда силы совсем покидают ее, Ада пишет Соне прощальное письмо. В нем женщина признается, что выдумала Николая и писала письма от его имени, потому что ненавидит Соню. После отправки письма Ада ложится на диван и ждет смерти.
Скорее всего Соня не получила письмо. Она просто решила пойти и наконец-то увидеться вживую с возлюбленным, принеся ему последнюю банку томатного сока. Придя по адресу из писем, Соня находит там умирающего человека. Думая, что это Николай, женщина поит его томатным соком с ложечки и уходит за водой, но попадает под бомбежку. Больше о ней никто не слышал. Ада выживает, ведь это именно ее Соня напоила соком, приняв за возлюбленного. В конце рассказа читатель видит Аду Адольфовну глубокой старухой, озлобленной на жизнь и весь мир.
Урок + презентация «каждый выбирает по себе» (по рассказу т.толстой «соня»)
Едким и коварным представляет автор группу «людей искусства», сам зная о нем не понаслышке. И в итоге это самое общество бесконечными нападками и травлей заставляет Мастера уничтожить своё прекрасное творение и доводит его до сумасшедшего дома. Он — больше не часть этого скверного сборища, и всем его социумом становится возлюбленная Маргарита, а душа обретает вечный покой.
Любое общество непременно должно развиваться.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» демонстрирует закостенелое фамусовское общество — сборище высокородных людей, жалкое и невежественное. Гости Фамусова, как гиперболизированные западники, немеют от восторга, когда к ним заезжают французики из Бордо, парижские модистки и безродные иностранные проходимцы. Им противопоставлен Чацкий, обличающий их пагубное поклонение западному миру и непринятие собственного пути.
Но существенную роль в решении студента сыграло и общество, погрязшее в нищете и грехах. Самого Раскольникова душила паршивая нищета, и он, восприимчивый к чужим страданиям, пошёл на страшное преступление. Больше ничего не имеет смысла в обществе, где главной ценностью стали деньги, простые бумажки, и все давно забыли про высокую мораль.
Простая девушка Соня Мармеладова становится на путь проститутки, чтобы заработать денег для семьи. А её отец, не думая о родных, пропивает всё в провонявших гнилью человеческих душ кабаках, в то время как увесистые толстосумы упиваются своим богатством, заработанным на жизнях простых людей.
Смысл произведения
Главным проявлением постмодернизма в рассказе стала часть, где Татьяна Толстая рассуждает о достаточно философских понятиях: что такое время, для чего человек существует в этом мире, что останется, когда время человеческой жизни истечет? Затем речь в рассказе пойдет от лица другого человека, который стал свидетелем этой истории в реальной жизни. Голос автора проявляется только в конце произведения, когда происходит разговор писательницы с Адой.
Рассказ — небольшой, он занимает всего 4 страницы. Но за такой маленький объем Толстая сумела рассказать о судьбе сразу двух героинь. Так мало, но точно и детально умел писать разве что только Чехов = достаточно вспомнить его сборники рассказов.
В рассказе речь идет сразу о двух главных героинях — Аде и Соне. Каждый из образов очень точен и обладает индивидуальными чертами. Соня — не привлекательна внешне, но обладает широким кругозором и добрым нравом. Татьяна Толстая не зря выбрала это имя для героини, ведь первая ассоциация с ним — Соня Мармеладова из «Преступления и Наказания» Достоевского. Обе героини обладают сходными чертами: обе они в начале произведения были еще детьми по характеру, но отличались бескорыстностью и человечностью. Однако в образе героини заключен еще один персонаж Достоевского, и это князь Мышкин из «Идиота». Как и князя, Соню за ее доброту и открытость считают откровенной дурой. Толстая хотела показать, что со времен Федора Михайловича отношение к таким людям не изменилось.
Но при этом Соне все доверяли, оставляли на нее детей. В таких ситуациях девушка проявляла всю ответственность, но окружающие продолжали смеяться над ней, называя глупой. При этом не раз благодаря Соне раскрывались обманы и предательства. Так, при жене она спросила у мужа о девушке, с которой он был в филармонии. Девушка не хотела причинять кому-либо боль, но не поняла своей ошибки, ведь не привыкла к лжи.
В рассказе у Сони есть возлюбленный по имени Николай. Ради него она рассталась с брошкой в виде голубка, который представлял для девушки ценность. И это — только ради спасения из беды любимого.
Вторая героиня — Ада, полная противоположность Соне. Толстая описывает ее внешность и характер как «змеиные». Точеная фигура, элегантность, смугловатое лицо, в любой ситуации она оставалась заводилой в компании
Да и мужским внимание Ада обделена не была. Но случилось так, что из-за «глупости» Сони девушка попала в нелепую ситуацию и решила проучить девушку
Она придумала Николая, который стал вымышленным поклонником Сони, и на данный момент жил на квартире у отца Ады. «Мужчина» был женат и имел троих детей, но без памяти влюбился в Соню. Ада стала писать письма от лица поклонника и смеяться над чувствами Сони. А девушка поверила в эту легенду, влюбилась в фантазию Ады. Вскоре все те, кто поддерживал Аду с этой идеей, остыли, но девушка решила не бросать начатое. И вот началась война и ни одна из героинь не успела уехать из города. И вот, живя на разных концах Ленинграда, двух девушек объединяла одна история, к которой каждая из них относилась по-разному.
Но ситуация стала хуже. Ада осталась одна, потеряв всех близких, сходя с ума от голода. Она сожгла все Сонины письма ради того, чтобы согреться. А та маленькая порция томатного сока, которую принесла Соня «Николаю», спасла героине жизнь.
Татьяна Толстая в своем произведении показала любовь, но не те чувства между женщиной и мужчиной, а любовь к ближнему. Символом этой «любви» стал тот самый голубок. Будучи современным писателем, Толстая все равно возвращает нас к вечным темам, которые являются главной ценностью литературы.
Чему учит
Жизнь человека — бесценный подарок. Никто не вечен, все вернется на круги своя. От поступков, совершенных в течение жизни, зависит то, какая память останется о каждом после его смерти. Физическая красота может исчезнуть со временем, но истинную красоту души человек сохранит до самой смерти.
Тема любви и красоты – это вечная тема русской литературы, но понимались эти категории разными писателями по-разному.
Но как бы ни относились к любви русские классики девятнадцатого века и их герои, она все равно оставалась великим чувством, определяющим человеческую жизнь, судьбу, личность.
Это рассказы о любви. В центре событий женщины, жизнь которых не сложилась с обыденной точки зрения, но которые все-таки были по-своему счастливы.
А каково было отношение людей к Соне?
Это еще раз говорит о душевной чистоте Сони, о том, что она сама похожа на ребенка.
Толстая ярко изображает контраст между циничными, не имеющими ничего святого за душой Адой Адольфовной и ее друзьями и Соней.
За счет того, что Соня изображена как человек, способный любить. Она любит детей и дети трогательно привязываются к ней, не замечая ни лошадиной челюсти, ни безвкусных платьев, ни нелепых слов. И это очень важная деталь для понимания образа героини, ибо дети обладают удивительной мудростью и умеют видеть истинное за внешним блеском. Они ценят доброту, любовь, чистоту, искренность.
И эта любовь героини спасла во время блокады жизнь человеку. Тому самому человеку – Аде Адольфовне, которая издевалась над Соней.
Что же остается от героев по прошествии времени?
Об искусстве, религии и природе
Лев и Софья Толстые. 1908 годГосударственный музей Л. Н. Толстого
С самого начала жизни с Толстым Софья Андреевна понимала, что рядом с ней великий человек. Стараясь соответствовать супругу, занять достойное место в его духовной жизни, Толстая, хорошо образованная женщина, продолжала всячески себя развивать: с присущей ей энергичностью погружалась в искусство, музыку, литературу, философию, экономику и политику. В ее дневниках довольно много размышлений на сложные темы, а не только хроника семейной жизни.
Прошли годы. Дочь Таня повзрослела. У неё начался лёгкий, несерьезный роман. А еще у дочери появилась подруга Яся. Это была девушка редкой славянской красоты: невысокая, с мраморной белой кожей и точеной фигурой. По натуре своей она была содержанкой. С ранних лет умела нравиться мужчинам и извлекать из этого выгоду. Возможно, такой Ясю сделала жизнь.
Она выросла в детдоме. В Москву приехала с наивной и отнюдь не оригинальной мечтой – стать актрисой. Куда больше шансов у неё было пополнить ряды ночных бабочек. Но этого не произошло. Однажды Яся попала в хлебосольный дом Сони. И надолго здесь задержалась.
У Яси начался роман с Робертом Викторовичем. Сначала главная героиня ничего не знала об этом, когда все всплыло, скандал не устроила, ненавидеть Ясю не стала. К девушке она относилась почти как к родной дочери.
Конечно, по вечерам Николай и Соня должны были в назначенный час поднять взоры к одной и той же звезде. Без этого уж никак. Если участники эпистолярного романа в эту минуту находились поблизости, они старались помешать Соне раздвинуть занавески и украдкой бросить взгляд в звездную высь, звали ее в коридор: «Соня, подите сюда на минутку…
Татьяна толстая. соня (рассказ)
Он ярок, горяч, стремится узнать что-то новое, нетерпелив и страстен. Именно он становится на защиту свободы, искусства, ума и несёт в фамусовский мир новую высокую мораль, однако чопорный мир Фамусова не приемлет перемен и рубит любые зачатки нового, светлого и прекрасного на корню. Таков извечный конфликт прогрессивной личности и толпы, которая тяготеет к консерватизму.
Бунтарского духа преисполнен и главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин не приемлет многие устоявшиеся общественные правила, но все-таки пытается найти общий язык с окружающим его миром.
Его личность, как личности многих других, формируется под действием нескольких сил: первая — его воля, вторая — общество и эпоха, в которых он существует. Внутренние терзания заставляют Печорина искать гармонии среди других людей.