nscape
Здесь нужно, чтоб душа была тверда; Здесь страх не должен подавать совета.
Прочтенная пару месяцев назад (наконец-то!) книга Генрика Ибсена «Пер Гюнт» до сих пор не дает мне покоя. Произведение можно смело назвать гениальным. Думаю, многие знакомы с музыкой Эдварда Грига к «Пер Гюнту», а вот сама пьеса, совершенно незаслуженно, остается менее известной. Пер Гюнт и Сольвейг
«Пер Гюнт» – достаточно раннее произведение Ибсена, написанное им в 1967 году.Книга сложная и из всей совокупности достаточно тем, я хочу выбрать две, которые и предлагаю здесь обсудить: во-первых, тему троллей и «троллизма», и во-вторых, пуговичного мастера.
Действие первой части пьесы разворачивается на родине Ибсена – в Норвегии. Главный герой пьесы – Пер Гюнт, молодой повеса. В какой-то момент в повествование включаются сказочные мотивы: Пер Гюнт оказывается в Рондских палатах, легендарном царстве троллей.
В пещере горного короляТролли в скандинавской мифологии – небольшие злобные уродливые существа, часто с несколькими головами. Они ненавидят людей и часто оказываются людоедами. В пьесе царство троллей представляет собой гигантскую «пещеру горного короля», Доврского деда. Спасаясь от преследования, Пер Гюнт встречает «женщину в зеленом», которая оказывается дочерью короля троллей. Желание стать великим у Пер Гюнта столь велико, что он даже готов жениться на ней и стать королем в царстве троллей. Таким образом, в качестве жениха женщины в зеленом, Пер знакомится с ее отцом, Доврским дедом. Пер Гюнт и Доврский дед
Доврский дед приглашает Пера к столу и задает вопрос: в чем, по его мнению, сходство и в чем различие человека и тролля? «Я разницы не нахожу – поверьте…», — теряется Пер Гюнт. На что царь троллей отвечает:
Пер ГюнтПо-моему, туманно
Доврский дед«Самодовольство» — мудро, многогранно, значительно и звучно это слово. Прими его в дальнейшем за основу.
Доврский дедНет, успокойся. Веры мы не тронем. Ты, главное, умей казаться троллем, усвой повадки наши и манеры, а там, в душе, во что угодно веруй.
Здесь есть существенный момент: для того чтобы быть троллем достаточно просто им казаться. А вот для того чтобы быть христианином, надо чтобы вера перерастала во что-то большее, в какое-то действие. Поэтому, главе троллей без разницы верит ли Пер во что-либо или нет. А это и есть фундаментальная разница между «быть» и «казаться».Дальше все, что происходит с Пером Гюнтом, начинает все больше и больше походить на кошмар:
Пер ГюнтКорову со смычком заметил я! А рядом с ней в коротеньких портках выплясывает грязная свинья.
Старший придворный тролль Сожрать!
Доврский дед Мы таковы в людских глазах.
Девушки-троллихи Так вырвем прочь его глаза кривые!
Женщина в зеленом (плача)Я больше не могу! Я протестую! Сестра ему играет, я танцую.
Вот такой видит Пер Гюнт свою будущую жену. Но самое страшное ждет Пера впереди: Доврский дед предлагает ему «лекарство» от человечности.
Доврский дедТвой левый глаз мы малость перекосим, и нашу жизнь ты будешь видеть криво, зато решишь, что в Рондах все красиво, а правый глаз мы вырежем и бросим.
В ужасе и с большим трудом Перу удается сбежать из царства троллей. Но девиз «Собой доволен будь» надолго запоминается Перу, становится его жизненным принципом. И потом он не может понять, где он это услышал, не в Евангелие ли? Много лет спустя, уже старым человеком Пер Гюнт встречается с Доврским Дедом и узнает, что несмотря на то, что он сбежал из Рондских палат, несмотря на то, что внешне он человек, всю свою жизнь он жил как тролль.
Пер Гюнт Так, выходит, я тролль?
Доврский дед Вот, свидетельства есть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: конспект интегрированного урока (музыка и ИЗО) в 4 классе с применением информационно-коммуникационных технологий.
Презентация подготовлена к доминантному занятию по слушанию музыки в подготовительной к школе группе. (Программа Гармония»К.В.Тарасовой).
Цель:Закрепить знание правой и левой стороны на листе бумаги и в пространстве относительно себя и объекта, учить детей ориентироваться в масштабном плане, развить образное и пространственное мыш.
Конспект нод слушание Э. Григ «Пер Гюнт»Цель: Формирование у детей эстетического музыкального вкусаЗнакомство с оперой Э.Грига «Пер Гюнт»Задачи: .
Развивать познавательные и творческие способности детей. Способствоватьувелиению объёма внимания и памяти.
В процессе НОД дети продолжают знакомиться с произведениями Э.Грига («Шествие гномов», «Танец эльфов», «В пещере горного короля»).
Конспект интегрированного музыкального занятия с изо.
Новый этап в жизни
После обучения, Григ возвращается на родину и устремляется в Копенгаген-центр музыкальной культуры. Прекрасные концерты, которыми славился концертный зал «Гевандхауз»помогли Эдварду понять и полюбить романтизм.
Здесь же он знакомится с величайшим сказочником Г.Андерсеном и драматургом Г. Ибсеном. которые буквально провозгласили идею народности в искусстве, Эта тема нашлагорячий отклик в сердце композитора.
В 1865 году Э. Григ и его товарищи организовали музыкальное общество «Евтерпа», которое активно пропагандировало народное творчество, организовывало концерты. А в 1898 году он учреждает первый фестиваль норвежской народной музыки в Бергене (этот фестиваль проводится до сих пор.) Григ чувствовал огромный прилив творческих сил.
Последние заданные вопросы в категории Музыка
Музыка 22.10.2023 02:25 8 Шамгалиев Айбек
Десятка популярних ренгтонів та його виконавець СРОЧНО ПЖ НАПРИКЛАД: 10 місце -9 місце -8 місце -7
Ответов: 1
Музыка 22.10.2023 02:13 7 Коновалов Дмитрий
Попросили записать название произведение с жизненной ситуацией.
Ответов: 1
Музыка 22.10.2023 02:06 12 Галявиев Радис
сочинение на тему «что для меня музыка?» и раскрыть жанр музыки(любой). заранее спасибо за помощь ^^
Ответов: 1
Музыка 22.10.2023 02:05 24 Ипатова Ульяна
Г. Майборода — біографія, цікаві факти ( повідомлення) пожалуйста Даю 15 балов
Ответов: 1
Музыка 22.10.2023 01:58 12 Бейсембаева Молдир
Помогите!!! даю 30 балов!! 1. у чому унікальність голосу Софії Ротару ?2. Охарактеризуйте засоби в
Ответов: 1
Музыка 22.10.2023 01:55 16 Кабдолла Айнамкоз
Укажи жанри українських народних пісень
Ответов: 3
Музыка 22.10.2023 01:41 2 Мусихина Анюта
В каком темпе играется «Кер тоголоо»?
Ответов: 1
Музыка 22.10.2023 00:35 22 Федосова Катя
Казахские шуточные песни пожалуйста 1 ответ
Ответов: 2
Музыка 22.10.2023 00:29 2 Кислицин Сергей
У чому унікальність голосу Соломії Крушельницької?
Ответов: 1
Музыка 21.10.2023 19:04 17 Баев Кирилл
Текст самой короткой песни Хрисаниди
Ответов: 1
Э.Григ. Немного биографии
Детство и юность. Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года вприморском городе Бергене- крупном торговом центре Западной Норвегии. Отец Эдварда, Александр Григ занимал пост британского консула в Бергене, мать, Гесина Хагеруп, была пианисткой. Своим детям они дали прекрасное и основательное образование, обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях.
В доме очень часто устраивались музыкальные вечера, и эти первые музыкальные впечатления определили будущую судьбу Эдварда. Уже в четыре года он играл на фортепиано, а в возрасте двенадцати сталсочинять собственную музыку. Знаменитый норвежский скрипач и композиторБулль Уле, услышав музыку Эдварда, посоветовал родителям отправить юное дарование учиться в Лейпцигскую консерваторию.
Значение образа Пера Гюнта
Главный персонаж поэмы известного драматурга — олицетворение норвежской народной идеологии. Выше уже упоминалось, что он имел исторический прообраз. Ибсен окутал его легендами и вымыслом, придал черты современного ему типичного представителя своей страны. Поначалу Пер выступает смелым и обаятельным героем, не имеющим цели, как и многие другие скандинавские персонажи. Юноше всё равно, куда отправиться, он легко идёт по неведомому пути. Главный его страх состоит в том, чтобы иметь возможность в трудных случаях вернуться обратно. Пер не выбирает себе окружение, — он общается с троллями, работорговцами, обезьянами… Главное, чтобы всё было обратимо.
Образы народной фантастики
В содружестве с Андерсоном и Ибсеном, Григ создает в своей музыке героев скандинавского эпоса, исландских легенд и норвежских саг, незабываемые образы троллей, гномов. Слушая музыку Грига, чувствуешь, что среди цветов порхают эльфы, что за каждым камнем гном, а из лесной норы сейчас выскочит тролль.
Э.Григ. Шествие гномов
Этот необычный сказочный марш, известный чуть ли не каждому из нас своей динамикой и яркой мелодией. Часто используется во множестве сказок, мультфильмах, театральных постановках, рекламе.
Э.Григ. Танец эльфов
Однажды перед сном Э. Григ прочитал сказку Андерсена «Дюймовочка». Он уснул, а в его голове звучало: «Маленькая девочка сидела в цветке, а вокруг неё летали маленькие бабочки»…Так появилось произведение «Танец эльфов»
Э.Григ — норвежский композитор
В драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт» рассказывается о приключениях юноши по имени Пер Гюнт, мечтавшего покорить весь мир. Во многих местах он побывал, многих людей узнал. Многое пришлось пережить ему до своего возвращения домой, где его ждала верная подруга Сольвейг. И тогда понял юноша, что нет ничего дороже, чем место, где родился и вырос, где ждут тебя твои родные и друзья.
Фантастическая сцена, которую мы сегодня будем слушать, рассказывает о том как Пер попал в пещеру троллей.
-Кто такие тролли? (злобные карлики, злые гномы)
Верил я, входя впервые
В недра мрачные земные:
Духи тьмы там, в глубине,
Тайну тайн откроют мне.
Я приглашаю вас спуститься в пещеру троллей и понаблюдать за тем, что там происходит, что творит подземная нечисть. Подземные духи и зловещая обстановка неразделимы. Слушайте и представляйте.
2.Первое прослушивание пьесы.
3. Обмен музыкальными впечатлениями, мнениями.
-Что вы представили?
-Что услышали?
-Какой представилась вам пещера?
-Как вы думаете, чем заняты тролли?
4 стр., 1604 слов
Урок развития речи » Весна пришла» 3 класс план-конспект …
… сочинения. Тихо звучит музыка П.И.Чайковского. V. Прослушивание рассказов, написанных детьми. VI. Итог урока. — Всё в природе … сочинения. 3 класс [Пособие для начальных классов … за урок!) … в музыке. Прослушайте пьесу П.И. Чайковского «Март». — Какую картину вы представили, слушая музыку? ( Ласковое солнышко, журчание ручейков, шум ветра, пение птиц). III. Составление динамической картинки « Весна …
4. Словарно-лексическая работа.
Итак, у нас два объекта изображения: пещера и тролли.
-Какими словами мы можем заменить существительное «пещера»?
(Мрачное подземелье, жилище троллей, горный чертог, тёмный сырой подвал)
-Какой тип речи мы используем при этом? (описание)
При описании пещеры обратите особое внимание на её внутренний вид, звуки, свет, тени. -Какие вам потребуются слова и словосочетания?
-Какие вам потребуются слова и словосочетания?
(Каменные стены, огромные камни, длинные извилистые коридоры, низкие своды (потолки), каменные глыбы, мокрые ступени, уступы, колонны;
полумрак, странные тени, призраки;
таинственное эхо, стоны, вскрики, вздохи, гул голосов, вопли).
-Какими словами вы будете описывать троллей?
(карлики, маленькие злодеи, обитатели подземелья, подземные духи).
-Какой тип речи мы будем использовать для описания танца и пения троллей? (рассказ, повествование)
-Какие слова будут уместны?
(зловещий хоровод, быстрый топот, стремительный темп, подскакивают, приседают, хлопают в ладоши, издают страшные звуки, ужасное пение, неистовый танец).
История создания пьесы «Пер Гюнт»
Будучи уже известным и получая писательскую стипендию, Генрик Ибсен переезжает с семьёй в Италию. Там он два года усердно работает над созданием двух шедевров — пьес «Бранд» и «Пер Гюнт». Многие театроведы рассматривают эти пьесы в комплексе, потому что у них схожие идеи — самоопределение и становление личности человека.
Целый год (1867-й) драматург трудился над пьесой. Своим друзьям он писал, что мечтает выпустить её к Рождеству. Название поэмы «Пер Гюнт» тождественно имени главного героя произведения. Очень много полезного материала для пьесы Ибсен взял, изучая творчество Асбьерсона. Из его сказок писатель заимствовал имя Пер Гюнт.
Создавая своего героя, драматург решил обратиться к норвежскому фольклору. Наряду с народным творчеством, зазвучали злободневные проблемы с отчётливым социальным звучанием. Писатель старался показать сатирические зарисовки того общества, изобразить реакционные круги Норвегии. Многие читатели смогли увидеть в героях поэмы шаржи на государственных деятелей.
Первоначально пьеса состояла из пяти актов и не делилась на картины. Действие переносилось из одного места в другое. Премьера пьесы на сцене, уже с написанной к ней музыкой Грига, состоялась в 1876 году. В первом сезоне было 36 представлений.
«Утро»
«Утро» — это картина, написанная известным художником на рубеже XIX и XX века. Она известна своими мягкими и нежными оттенками, иллюстрирующими первые лучи восходящего солнца. Картина мгновенно завораживает зрителя своей живописной красотой и спокойной атмосферой.
Художник передает ощущение свежести и новизны утреннего времени суток. Он использует пастельные и светлые тона, чтобы создать атмосферу нежности и спокойствия. Визуально сочетание цветов создает ощущение прозрачности и легкости, что придает картине особую притягательность.
«Утро» также отличается своей композицией. Она изображает ландшафт с изящными и изумрудными холмами, озером и роскошной растительностью. Главный акцент уделяется солнцу, которое только что начинает подниматься над горизонтом. Это создает ощущение надежды, пробуждения и нового начала.
Мечты сбываются
Григ очень мечтал о домике на берегу моря, о спокойной и творческой обстановке. И только на сорок втором году жизни его мечта осуществилась.Высоко в норвежских горах, в местечке со сказочным названием Трольхауген (холм троллей, или «Волшебный холм») стоит этот прекрасный дом, в котором поселилась семья Григов.Расположение усадьбы служило источником вдохновения, здесь зарождались новые музыкальные образы.
Э.Григ. Свадебный день в Трольхаугене
«Свадебный день в Трольхаунгене» — образ народного быта, одно из самых радостных, ликующих произведений Грига.
Эдвард Григ и его жена Нина Хагеуп проводили в этом доме теплое время года. Они часто гуляли вместе, любовались пейзажами, а вечерами обсуждали новые идеи.
Григ очень любил и этот дом и эту окружающую божественную красоту природы:« Я видел такие красоты природы…огромная цепь снеговых гор с фантастическими формами возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах, было четыре часа утра, светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Это было неповторимо!»
Никакие другие живописные места не могли заменить ему суровой красоты родины. И этот «дикий» край с первозданной красотой привлекает миллионы поклонников композитора.
Сегодня в усадьбе создан музей, где почитатели могут не только увидеть уникальную природу, но и услышать неповторимые волшебные звуки музыки Эдварда Грига.
По завещанию композитора, Грига похоронили в могиле, вырубленной в отвесной скале. Там же, спустя 28 лет, нашла свой покой и Нина — единственная женщина Грига и его муза.
Таков Эдвард Григ — композитор яркий, мощный , раскрывающий секреты скандинавских легенд в своей музыке и оставшейся в мировой музыкальной культуре навсегда. Музыка Э. Грига будет звучать до тех пор, пока будут стоять норвежские скалы, пока морской прибой будет биться о берег.
Я благодарю Лилию за информацию. Как я уже писала в самом начале статьи, музыка Грига редко кого оставляет равнодушными. Нравится она и детям и взрослым. И еще вспомнился мне концерт, когда я работала в пед.училище на Дальнем Востоке. С моей подругой на отчетном концерте мы играли на двух роялях концерт Грига ля минор. Как раз Лилия о нем говорила в статье. Какая потрясающая музыка, как нас тогда принимали…. И как было нам интересно работать вместе. Тоже такой опыт приобрели.
Желаю всем прекрасного настроения, простых радостей жизни, всего самого теплого и доброго.
Основные персонажи поэмы
Поэма Генрика Ибсена пестрит разнообразием всевозможных героев. Вот основные и второстепенные персонажи «Пер Гюнт»:
- овдовевшая крестьянка Озе (мать Пера);
- Пер Гюнт — главный герой;
- кузнец Аслак;
- старейшина свадебного пира, его гости и музыканты;
- семья переселенцев;
- дочки переселенцев — Хельга и Сольвейг (вторая является возлюбленной Пера);
- господин на хуторке — Хэгстад;
- его дочка Ингрид;
- пастушки;
- Доврский мудрец;
- главные и второстепенные тролли, их дети;
- ведьмы;
- свора гномов, леших, кобольдов;
- уродливое создание (якобы сын Пера);
- крики птиц;
- общество путешественников;
- воришка;
- дочка вождя бедуинов Анитра;
- группы танцовщиц, рабынь, арабов;
- заведующий сумасшедшего дома в Каире;
- министр Хуссейн;
- пациенты и сторожа сумасшедшего дома и др.
Где только не происходит действие драмы! Сначала это норвежские горы, затем пещера Доврского старца. После этого главный герой попадает в египетские пески. Следующее место его пребывания — сумасшедший дом. В конце он попадает в кораблекрушение и выбирается из бушующего моря.
Мать Пера Озе очень любит своего сына и беспокоится о том, что он слишком популярен у девушек. Она предлагает юноше взять в жёны дочку хуторянина Ингрид. Но тот влюбляется в дочь крестьянина-сектанта — Сольвейг. Свадьба всё-таки состоялась, но Пер вскоре бросил Ингрид, так как очарован необычностью Сольвейг. Юноше пришлось прятаться.
Дальше сюжет «Пера Гюнта» переносится в лес. На пути героя встречается Женщина в Зелёном Плаще, отец которой был Доврским королём. Перу захотелось жениться на ней и стать принцем. Доврский старец ставит перед юношей невыполнимое условие — стать троллем. Обитатели леса избивают парня, но на помощь приходят Озе и Сольвейг, которая безмерно его любит.
Казалось бы, всё идет к счастью, но вдруг дочка Доврского старца приносит Перу маленького урода и говорит, что это его сынок, который готов убить отца топором. Она требует от Пера бросить Сольвейг. Тот бросается в бега. Перед отъездом он успевает посетить свою больную мать.
Так прошло 50 лет. Пер Гюнт стал преуспевающим мужчиной и торговцем оружием. Однажды он попадает в компанию обезьян, к которой тоже смог приспособиться. Дальше судьба заводит его в пустыню Сахару, он встречается с арабами.
После этого читателей краткое содержание «Пера Гюнта» переносит в Египет, где герой воображает себя историком и археологом. Будучи совершенно седым, он решает вернуться в родные места. После многих перипетий у порога его радостно встречает состарившаяся Сольвейг. Ей помогало все эти годы ждать своего любимого то, что она видела в нём самого себя. Таково краткое содержание «Пера Гюнта» — пьесы, где герой — фантазёр, человек, не способный к действию, не находящий в жизни своего места.
Топ вопросов за вчера в категории Музыка
Музыка 16.04.2021 17:20 1084 Camomile Angie
Музыка 8 класс.Мюзикл и рок-опера музыка серьёзная или лёгкая? Аргументирйте свой ответ.
Ответов: 2
Музыка 17.07.2023 23:10 1564 Великова Юлия
Характеризовать песню «матушка матушка что в поле пыльно» Пожалуйста помогите ! Даю 50 баллов
Ответов: 2
Музыка 27.02.2021 00:52 1916 Шантин Артем
Напишите 10 старинных русских романсов+Автор
Ответов: 2
Музыка 16.05.2023 15:26 92 Огнетова Дарья
Вопрос 1. Слово «классика» означает: а) классический б) образцовый в) старый г) современный Вопрос
Ответов: 3
Музыка 18.07.2023 13:23 1539 Завьялов Даниил
Найдите в интернете женские портреты разных художников. Подбери к ним музыкальные и литературные про
Ответов: 2
Музыка 26.02.2021 23:19 220 Красавина Светлана
Написать мини сочинение(доклад) на тему «Счастье!Так звучит нестареющий Моцарт»
Ответов: 2
Музыка 17.07.2020 07:45 887 Прокопова Арина
Составить кроссворд на тему фольклор. обряды обязательно с вопросами
Ответов: 1
Музыка 17.05.2023 00:06 521 Болтнев Ян
Расставьте элементы оперного спектакля по порядку, начиная с самого крупного и заканчивая самым мелк
Ответов: 2
Музыка 01.07.2023 19:19 317 Бакаев Никита
Найдите в Интернете описания характеристик главных героев романа Ф. Достоевского «Преступление и нак
Ответов: 2
Музыка 04.07.2023 08:55 613 Исмагилова Лейла
Составить крассфорт 20 слов на тему романс пж очень нужно сРочно
Ответов: 2
Немного об авторе
Популярность пьес известного норвежского драматурга Генрика Ибсена в европейских странах выросла сравнительно недавно. Если говорить о мастерах современной литературы, то его имя можно поставить рядом с такими талантами, как Золя и Толстой. Всемирная слава Ибсена связана с проповедуемыми им в своих произведениях идеями. Его творчество — это достижение реалистической западноевропейской драматургии, оказавшее огромное влияние на мировое искусство.
Зрителя Ибсен заставил быть своим соавтором и мыслить вместе с героями. Самым главным в драмах писатель считал присутствие авторской идеи. Он изображал людей в столкновениях, житейских конфликтах, оставляя финал для фантазий читателя. Чаще всего драматург изображал представителей состоятельных норвежских семей, для которых были важны денежные проблемы. При этом каждый его сюжет рассматривается с точки зрения человечности, чтобы читатели могли подискуссировать.
Главные герои Ибсена — это люди, понимающие свой долг, аналитики, которые сами выбирают себе тип поведения, стремятся к правде любыми путями. Благодаря этому Генрик Ибсен стал символом реалистического искусства. Его творчество направлено на обновление и внутреннюю свободу человека. Более ранними его пьесами были «Борьба за престол», «Комедия любви», «Воители в Хенгеланде». Полюбилась читателям его поэма «На высотах», пьеса «Бранд». Актуальные темы действительности были затронуты автором в пьесах «Привидения», «Женщина с моря», «Дикая утка», «Кукольный дом» и др. Последним, очень трагическим и пронизывающим произведением Ибсена, стала пьеса «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». На мировоззрение драматурга значительно повлияла перенесённая им ещё в детстве психологическая травма. Ему пришлось после разорения зажиточного отца перейти в самые социальные низы и зарабатывать себе на кусок хлеба.
Значение произведения в мировой культуре
Только любовь делает человека цельным и придаёт смысл его жизни — эта ибсеновская идея прочно прошла в мировую культуру. В норвежском городе Осло создан парк скульптур Пера Гюнта. Известный художник Н. Рерих изготовил прекрасные декорации к постановке пьесы в Московском художественном театре. Астрономы в честь одной из героинь поэмы назвали астероид Аас. Образ Пера Гюнта в мировой культуре такой же вечный, как Фауста, князя Мышкина, Одиссея… Он увлекает многих творческих людей, благодаря чему Ибсен приобрёл мировую славу.
Когда я садилась за пианино, разбирать сюиту Грига к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт», никто не возражал до определённого момента. Можно было играть песню Сольвейг, пытаться разобрать «Танец Анитры», но… ни в коем случае я не должна была играть похоронный марш — «Смерть Озе». А это была наиболее лёгкая вещь для разбора.
— Прекрати, сейчас же! – мама кричала и в голосе её я чувствовала слёзы. Закрой инструмент!
Точно так же она требовала выключить радио, когда звучал этот похоронный марш. Если вспомнить пьесу Ибсена, умерла Озе, мать Пера Гюнта, не дождавшись сына… «Смерть Озе» Грига — красивая и трагичная музыка, без надрыва, но полная скорби. Постепенно, по словечку, я вытягивала из мамы историю её нелюбви к этой музыке.
Оказалось, что 24 августа 1936 года был вынесен смертный приговор партийным деятелям советской страны Зиновьеву (Радомысльский) Григорию Евсеевичу и Каменеву (Розенфельд) Льву Самойловичу, 25 августа того же 1936 года эти оппозиционеры, противники Сталина, были расстреляны. И зря некоторые думают, что репрессии, набиравшие обороты в то время, не были замечены народом. Как оказалось, не без подтасовки, разумеется, по всем радиостанциям Советского Союза прозвучали похоронные марши… Естественно, многие работники радиокомитетов страны были немедленно арестованы и сосланы на каторжные работы на Колыму, в Магадан…
А мама была главным редактором музыкального радиовещания. Маленькому сынишке исполнилось ровно 5 месяцев 25 августа. Не только мама, но и отец мой были уволены с работы, отец, чтобы не тревожить мать, брал с собой пакетики — «завтраки», как будто идёт работать, а сам ходил по улицам. Мама же, оставив сына на няню, поехала в Москву, у неё были все программы вещания, любая передача готовится заранее, за месяц до выхода в эфир. В Москве мама вместе с документами, неопровержимо доказывающими её непричастность к выходу сюиты Грига вместе с похоронным маршем в эфир именно в эти дни, попадает на приём к киевлянке Розалии Самойловне Землячке, которая тогда возглавляла комиссию советского контроля.
И тут, как не вспомнить знаменитую басню «Волк и ягнёнок» — «И делу дать хотя законный вид и толк…» Да, видимо тогда была ещё щёлочка, приоткрывшаяся для спасения тех, кто сумел доказать свою невиновность. Как же! В стране действует контроль, значит, существует закон! Землячка распорядилась восстановить маму на работе (в то же время был восстановлен и отец) да ещё и выплатить ей компенсацию за вынужденный прогул.
Тогда мама заказала себе пальто и крепдешиновое платье. Я почему-то помню это платье — лиловое, с малиновым оттенком. Видно, носилось оно очень долго, ведь я родилась на два года позже описанных событий. Это потом кто-то сказал, что мама была в списке уничтоженных в 1936году. А пока могло показаться, что закон есть, что те, которые будут посажены потом, наверное, что-то противозаконное сделали…
Хитрость и коварство вождей отражалось на жизнях миллионов. Да ещё как!
Разумеется, работники сектора выпуска Киевского радиокомитета загремели надолго в далёкие края. А маховик уничтожения лучших людей страны набирал обороты…
У мамы был ещё и 1952год. Этот период я хорошо помню. Вышвырнули с работы с волчьим билетом вдову с двумя детьми и старухой-матерью на иждивении, выбросили из партии с криками «у вас — явочная квартира» и прочее… Но я время от времени теперь думаю, пускай дрожали руки, пускай сдали нервы, пускай целый год пришлось работать машинисткой в артели инвалидов (больше никуда не брали), пусть платили самую минимальную пенсию впоследствии…
И вот я думаю теперь: КАК ЖЕ ПОВЕЗЛО МОЕЙ МАМЕ, как ей посчастливилось выжить, сохранить детей, дать им образование и самой дожить до 92 лет!
Презентация к уроку музыки «Э.Григ. В пещере горного короля»
Презентация создана для уроков музыки во 2 классе.Содержит иллюстративный материал: фотографии, пейзажи, портреты Э.Грига, картинки сказочных существ(гномов, эльфов, троллей, кобольдов, горного короля), сопровождается мр3-файлами «Утро», «В пещере горного короля»
Целевая аудитория: для 2 класса
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!
Диплом и благодарность каждому участнику!
Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Интересные факты из жизни Грига
Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла исключительно из произведений композитора. Но в последнюю минуту Григ неожиданно заменил самый последний номер программы произведением Бетховена. На следующий день в самой крупной столичной газете появилась очень ядовитая рецензия известного норвежского критика, который очень не любил музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо». Григ позвонил этому критику по телефону и сказал:
— Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт.
Григ и его друг дирижёр Франц Бейер часто отправлялись порыбачить в местечко Нурдо-сваннет. Однажды на рыбалке у Грига внезапно родилась какая-то музыкальная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал её и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил её из воды. Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся её напевать. Григ молниеносно обернулся и спросил:
— Что это?.. Бейер совершенно невозмутимо ответил:
— Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.
— »Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! — в великом изумлении сказал Григ. —
— Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!
В рассказе «Корзина с еловыми шишками» Константин Паустовский несколькими яркими штрихами создает портрет Грига. О внешности композитора писатель почти не говорит. Но по тому, как герой новеллы прислушивается к голосу леса, как он добрыми смеющимися глазами присматривается к жизни земли, мы узнаем в нем великого норвежского композитора. Мы верим, что Григ мог быть только таким: беспредельно чутким и талантливым на добро человеком.
Музыка Эдварда Грига
«Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный тёмной силы, страстной романтики и ослепительного света, то это, безусловно, Эдвард Хагеруп Григ»
Сказочно прекрасна и величава Норвегия. Суровый, но потрясающей красоты край, край ослепительно-белых горных вершин и синих озёр, край волшебного северного сияния и синего неба.
Богата и своеобразна народная музыка, песни, танцы, увлекательные древние легенды и сказания. Музыка Э. Грига вобрала в себя всё богатство сказочного скандинавского фольклора. Фантастические образы троллей и гномов,обитающих в темных пещерах, подвиги народных героев в незабываемых мелодиях наверняка известны Вам.
Волшебная сила музыки Грига
Одно за другим появляются прекрасные произведения: романсы, песни — поэмы, фортепианные пьесы и концерты,музыка которых сливается с ощущением сурового северного края, родной природы.
Э.Григ.Концерт ля-минор(1 часть) для фортепиано с оркестром
«Композитор рассказывает Богу о своём восприятии природы.Господь слушает и улыбается, он доволен:среди его созданий встречаются гениальные образы…»
А вот живые непосредственные зарисовки с натуры: «Птичка», «Бабочка», «Ручей» из цикла «Лирические пьесы» — любимые произведения многих концертных программ, в том числе концертных программ детских музыкальных школ.
Э.Григ. Птичка
«Птичка» — пример редкостного дара композитора немногими штрихами создать точный образ птички из «поющих» трелей и «скачущего» ритма.