Краткое содержание Арбузова А.Н. «Жестокие игры»
1970-е годы. В Москве, по Тверскому бульвару в квартире с тремя комнатами обитает Кай Леонидов. Он один, так как мать и отчим отправились на несколько лет заграницу. Как-то раз к нему пришла Неля, девятнадцатилетняя девушка, которая не смогла поступить в мед университет и теперь ей негде жить, и знакомые посоветовали ей обратиться к Каю. Он обещает заниматься готовкой и уборкой. Каю двадцатилетний молодой человек, но он уже чувствует усталость от жизни. Вопреки желанию родителей он бросил юридический факультет и занялся живописью. Он позволил Неле поселиться у него.
Кая посещают товарищи — Терентий Константинов и Никита Лихачев. Терентий бросил отца и не общается с ним. Никита начинает ухаживать за Нелей, как за всякой другой девушкой, но та пугает его рождением дочери.
В январе к Каю зашел его двоюродный брат из Тюмени, где он работает врачом, который был в городе проездом – Миша Земцов. У него есть жена и новорожденная дочь. Неля рассказала о своем желании быть врачом.
Март. В комнате Земцовых в поселке нефтеразведочной экспедиции Михаил с дочерью и супругой Машей. Маше – 39 лет, она работала геологом. Дочке два с половиной месяца, но Маше уже сложно сидеть дома. Ее не устраивает, что мужа вызывают в больницу, а она остается с ребенком. Приходит сосед Ловейко и говорит, что место их прошлой работы признано неперспективным. Маша хотела бы доказать, что это не так, но ребенок не позволяет.
Вдруг приехала Неля. Ее удивило, что у Миши есть семья. Миша сомневается, но потом узнает девушку и очень радуется ей. Неля планирует остаться здесь на все лето, чтобы опять попробовать сдать экзамены в университет.
В квартире Кая друзья часто вспоминают Нелю, которая уехала без прощаний, не сказав куда. Кай считает ее портрет самым удачным своим произведением. Никита считает, что Неля так поступила, так как беременна от него. Вдруг приехал отчим Кая с подарками и письмом от его мамы, чтобы провести тут два дня.
Июль. Маша и Ловейко готовятся к отъезду по работе. Неля принесла ребенка, но Маша не хочет еще раз прощаться и оставляет дочь на Нелю.
Август. За чаем Неля рассказала Мише, что убежала от родителей, потому что те принудили ее к аборту. Парень ее бросил. Она хочет замуж за Мишу, но тот якобы гадая по ладони, говорит, что она так думает, чтобы забыть того, кого по-настоящему любит. А он в свою очередь очень любит жену и внезапно говорит, что Маша бросила его.
Сентябрь. К Каю приехала мать Нели, так как ее отец при смерти и хочет проститься с дочерью, но никто не знает где Неля. Женщина ушла. Терентий винит Никиту, Кай – всех. Отец Терентия часто приходит и сейчас рассказывает, что раньше он много пил и вот – все потерял.
Октябрь. Маша заехала домой на день и Неля рассказала, что Миша погиб, утонув в болоте. Маша уехала, оставив Лесю на Неле.
Декабрь. К Каю пришли друзья и он сообщил им, что приехала Неля с дочкой. Никита хотел уйти, но вышла Неля с ребенком. Она собирается уехать, когда простывший ребенок выздоровеет. Она не признается кто отец ребенка. Никита не признает отцовства и не хочет ребенка, Терентий зовет Нелю замуж.
Конец декабря. Приехала Маша в поисках дочки. Неля объяснила, что забрала Лесю, так как Маша ее бросила. Маша заверяет, что игры завершились, и уходит, забрав дочь. Неля извиняется и порывается уйти. Ее останавливают. Отец Терентия просит ее остаться. Включили музыку, зажгли огни на елке. Терентий обратился к родителю словом «отец» и пошел с ним домой. Кай вышел, чтобы увидеть елку с улицы, а Никита и Неля остались наедине.
Проблематика
Трифонов обращается к теме противостояния двух семей. Виктор Дмитриев, женившись на Лене Лукьяновой, не смог передать ей ценности семьи Дмитриевых: душевную чуткость, мягкость, тактичность, интеллигентность. Зато сам Дмитриев, по выражению сестры Лоры, «олукьянился», то есть стал прагматичным, стремящимся не столько к материальным благам, сколько к тому, чтобы его оставили в покое.
Трифонов поднимает в повести важные социальные проблемы. Современному читателю непонятна проблема главного героя. Советский человек, как будто не имеющий собственности, не имел и права на жизнь в нормальной квартире с комнатами для супругов и ребёнка. И совсем уже диким было то, что комната матери после смерти не может быть унаследована, а отойдёт государству. Так что Лена пыталась спасти собственность единственно возможным способом: обменяв две комнаты в коммуналке на двухкомнатную квартиру. Другое дело, что Ксения Фёдоровна сразу догадалась о своей смертельной болезни. Именно в этом, а не в самом обмене, и заключено зло, исходящее от бесчувственной Лены.
Сюжет и композиция
Основное действие происходит октябрьским днём и утром следующего дня. Но читатель знакомится не только со всей жизнью главного героя, но и узнаёт о семьях Лукьяновых и Дмитриевых. Этого Трифонов добивается с помощью ретроспекции. Главный герой рефлектирует по поводу происходящих с ним событий и собственных поступков, вспоминая прошлое.
Перед героем стоит трудная задача: сообщить смертельно больной матери, которая не знает о серьёзности своей болезни, и сестре, что жена Лена задумала обмен. Кроме того, герою необходимо достать для сестры Лоры, с которой живёт сейчас мать, денег на лечение. Обе задачи герой решает блестяще, так что денег предлагает ему бывшая любовница, а переездом к нему матери он будто бы помогает сестре уехать в длительную командировку.
Последняя страница повести вмещает в себя события полугода: происходит переезд, умирает мать, герой чувствует себя несчастным. Рассказчик добавляет от себя, что снесён дом детства Дмитриева, где ему так и не смогли передать семейные ценности. Так что Лукьяновы победили Дмитриевых в символическом смысле.
Герои повести
Главный герой повести – 37-летний Дмитриев. Он немолод, полноват, с вечным запахом табака изо рта. Герой самолюбив, он воспринимает любовь матери, жены, любовницы как нечто само собой разумеющееся. Жизненное кредо Дмитриева – «привык и успокоился». Он смиряется с тем, что не ладят любящие его жена и мать.
Дмитриев защищает мать, которую Лена называет ханжой. Сестра считает, что Дмитриев олукьянился, то есть предал высокий дух и бескорыстие ради материального.
Самым ценным в жизни Дмитриев считает покой и бережёт его изо всех сил. Другая ценность Дмитриева и его утешение состоит в том, что у него «всё как у всех».
Дмитриев безволен. Он не может написать диссертацию, хотя Лена во всём согласна помочь. Особенно показательна история с Лёвкой Бубриком, которому тесть по просьбе Лены нашёл хорошее место в ГИНЕГА, куда в конце концов пошёл работать сам Дмитриев. Причём Лена всю вину взяла на себя. Всё раскрылось, когда Лена на Дне рождения Ксении Фёдоровны рассказала, что это было решение Дмитриева.
В конце повести мать Дмитриева объясняет подтекст обмена, совершаемого героем: обменяв истинные ценности на сиюминутную выгоду, он утратил душевную чуткость.
Жена Дмитриева Лена умна. Она – специалист по техническому переводу. Дмитриев считает Лену эгоистичной и чёрствой. По словам Дмитриева, Лену отмечает некоторая душевная неточность. Он бросает в лицо жене обвинение в том, что у неё есть душевный дефект, неразвитость чувств, что-то недочеловеческое.
Лена умеет добиваться своего. Желая обменять квартиру, она заботится не о себе, а о своей семье.
Тесть Дмитриева Иван Васильевич был по профессии кожевенником, но продвигался по профсоюзной линии. Его стараниями на даче через полгода установили телефон. Он всегда был начеку, никому не доверял. Речь тестя была полна канцеляризмов, из-за чего мать Дмитриева считала его неинтеллигентным.
Таня – бывшая любовница Дмитриева, с которой он сошёлся 3 года назад на одно лето. Ей 34 года, выглядит она болезненно: худая, бледная. Глаза у неё большие и добрые. Таня боится за Дмитриева. После отношений с ним она осталась с сыном Аликом: муж бросил работу и уехал из Москвы, потому что Таня не смогла с ним больше жить. Муж действительно любил её. Дмитриев думает, что Таня была бы ему лучшей женой, но оставляет всё как есть.
Татьяна и Ксения Фёдоровна симпатичны друг другу. Татьяна жалеет Дмитриева и любит его, в то время как Дмитриев жалеет её лишь на миг. Дмитриев думает, что эта любовь навсегда. Татьяна знает множество стихов и читает их наизусть шёпотом, особенно когда не о чем говорить.
Мать Дмитриева Ксения Фёдоровна – интеллигентная, всеми уважаемая женщина. Она работала старшим библиографом в одной из академических библиотек. Мать настолько простодушна, что не понимает опасности своей болезни. С Леной она смирилась. Ксения Фёдоровна «доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принят участие». Не ценит этого только Лена. Ксения Фёдоровна не склонна унывать, она общается в шутливой манере.
Мать любит бескорыстно помогать далёким знакомым и родственникам. Но Дмитриев понимает, что мать делает это ради того, чтобы слыть хорошим человеком. За это Лена называла мать Дмитриева ханжой.
Дед Дмитриева – хранитель семейных ценностей. Лена называла его хорошо сохранившимся монстром. Дед был юристом, закончившим Петербургский университет, в юности сидел в крепости, был в ссылке и сбежал за границу. Дед был маленький и усохший, кожа дублёная, а руки корявые и изуродованные тяжёлой работой.
В отличие от дочери, дед не презирает людей, если они относятся к другому кругу, и никого не осуждает. Он живёт не прошлым, а своим коротким будущим. Именно дед дал меткую характеристику Виктору: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».
Лора, сестра Дмитриева, немолода, с чёрными с проседью волосами и загорелым лбом. Она каждый год проводит 5 месяцев в Средней Азии. Лора хитра и прозорлива. Она не смирилась с отношением Лены к матери. Лора бескомпромиссна: «Её мысли никогда не гнутся. Всегда торчат и колются».