Интересные факты
- Протопопа Аввакума женили в 17 лет, его жене Анастасии Марковне в то время было 14.
- У протопопа Аввакума было 8 детей.
- Он принимал участие в кружке благочестия, который вел духовник царя.
- От расстрижения до ссылки протопопа Аввакума спасло только заступничество царя Алексея Михайловича.
- Протопоп Аввакум говорил, что на протяжении всего его жизненного пути Бог сопровождал его. Однажды вовевода, ненавидевший его, отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Желая посмрамить воеводу, протопоп Аввакум воззвал к Господу и вытащил полную сеть рыбы.
- Раскол не был преодолен и сейчас, до сих пор существуют старообрядцы или староверы, но сейчас это — не такой острый вопрос.
- Протопоп Аввакум стал автором многочисленных полемических сочинений. Он обладал литературным и ораторским даром.
- Протопоп Аввакум в миру — Аввакум Кондратьевич Петров.
- Будучи аскетом протопоп Аввакум однажды, когда в Лопатицы явились плясовые с медведями «по Христе ревнуя изгнал их и хари и бубны изломал един у многих и медведей двух великих отнял — одного ушиб, а другого отпустил в поле».
- Прямые потомки протопопа Аввакума носят фамилию Мезенины.
- История раскола и раскол истории
- Старообрядцы: Назад, в будущее!
- Староверы — это те, кто верит «неправильно»?
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Предыстория
Боярыня Морозова посещает Аввакума в темнице
Во второй половине XVII века царь Алексей Михайлович и новый патриарх Никон начали реформу русской церкви путём приведениях некоторых элементов обрядности в соответствие с уставом Константинопольского Собора, что придавало Москве статус нового центра вселенского православия. Население не было подготовлено к таким изменениям и отреагировало: возмутились нижние чины «белого» и «чёрного» духовенства, предвидя неизбежность переучиваться по новым правилам богослужения. Среди противников реформы оказались также бояре и дворяне. Аввакум стал идеологом и признанным вождём оппозиционного движения. Будучи заметной фигурой среди церковников, он общался со многими видными боярскими семьями. Он, популярный в Москве проповедник, проявил неповиновение верховной власти и в своих посланиях побуждал общественность к открытому сопротивлению правительственным мероприятиям. Так как авторитет протопопа Аввакума был высок, его сначала не казнили, а отправили в ссылку и в заточение, где он продолжал работать, рассылая свои послания. Историю своей жизни и борьбы Аввакум воплотил в пространном повествовании, выдержанном в форме жития святого.
Аввакум пишет не только собственную биографию, но и биографии своих современников, которые выступают борцами за свои убеждения, за «старую веру». Кроме того, протопоп Аввакум также написал десятки других сочинений, включая послания своим единомышленникам. Называя себя, вслед за апостолом Павлом, «меньшим из всех святых», Аввакум приравнивает рассылаемые им по Руси послания к апостольской проповеди, завещанной ему «по дару благодати Божия», которой он удостоился своим страданием за Христа. И ко времени создания своего автобиографического жития, он вполне уверовал в своё предназначение пророка, призванного донести до русской христианской общины слово божественной правды.
«Житие» написано в Пустозёрской тюрьме в 1672—1673 годах за 10 лет до смерти автора и известно в трёх основных редакциях: первая редакция была написана в —1673 годах, последняя — не позднее 1676 года, вторая — когда-то в промежутке.
Значение произведения
Для древнерусской литературы «Житие протопопа Аввакума» — необычное и непредсказуемое произведение. Жанр агиографии предполагает описание жизни святого, являющегося героем и примером для подражания христиан. Святой не может сам писать свое житие. Ещё живущему, а тем более священнику, христианский канон воспрещал писать собственное «житие». Однако Аввакум (и его духовный отец Епифаний) приходит к решению писать житие на автобиографическом материале, он убеждён, что достоин стать героем. таким образом, это фактически первая автобиография в истории русской литературы.
Несмотря на принадлежность к жанру жития, в произведении нет привычной для литературы такого рода назидательности. Жизнеописание подвижника выполнено в поэтическом ключе. История мятущейся человеческой души изложена ярким и необычным языком. Литературной изысканности и велеречию придворной поэзии Симеона Полоцкого он противопоставляет простоту и искренность выражения. Аввакум преодолевает книжные условности, стесняющие его грамматические правила. Главное для него — это свободное выражение мыслей и чувств. С юности хорошо знакомый с древнерусской письменностью, протопоп Аввакум насыщает произведение ссылками на литературу. Он обращается не только к авторитету Библии (что естественно для подобного рода литературы), но также цитирует исторические и повествовательные произведения.
«Житие» активно распространялось в списках и при жизни Аввакума, и после его казни, как и другие его сочинения и письма с наставлениями в жизни и вере, которые он писал из заключения своим духовным детям, но все эти тексты были известны только в среде старообрядцев. В области светской культуры творчество Аввакума долго оставалась неизвестным, о нём не упоминают ни Тредиаковский, ни Сумароков, ни Ломоносов, ни Пушкин. Первое печатное издание «Жития» вышло в 1861 году в типографии издателя Дмитрия Кожанчикова в Санкт-Петербурге. Публикация была встречена с большим интересом. Язык и своеобразие стиля «Жития протопопа Аввакума» отмечали Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. Аввакума ценили писатели Серебряного века: о нём писали в стихах и прозе Дмитрий Мережковский, Максимилиан Волошин, Алексей Ремизов. Советским литературоведением Аввакум был «канонизирован» в качестве народного бунтаря.
В настоящее время «Житие протопопа Аввакума» в России включено в программу школьного курса литературы.
Короткий пересказ «Житие протопопа Аввакума»
Очень часто в старину люди писали такие произведения, как житие. Одно из таких произведений написал Протопоп Аввакум, но только после того как был благословен на это своим духовным отцом, инока Епифанием.
Так повелось, что такое природное явление как Солнечное затмение считалось у людей ничем иным, как знаком Божьего гнева и отверженности.
В нашей стране это природное явление было в тысяча шестьсот пятьдесят четвертом году, и люди считали, что случилось оно из-за того, что великий русский патриарх искажал веру в Бога.
Вообще солнечное затмение — это довольно редкое явление и следующее произошло лишь спустя четырнадцать лет. Как раз в это время Аввакума и всех, кто его поддерживал, был так сказать его сторонником побрили и посадили в темницу.
Что касается автора данного произведения Аввакума, то он был рожден в Нижегородской земле. Его отец был священником, как и многие тогда. Его звали Петром, а маму — Марией, или как раньше чаще было принято говорить Марфой.
Отец несмотря на то, что был священником любил выпить и изрядно, а мать была человеком, который искренне и предано верил в бога, она соблюдала все посты и молилась за всех.
В двадцать один год, уже довольно солидный возраст по старым меркам Аввакум был отдан в дьяконы, примерно через два года службы он стал попом, а ещё через восемь лет с умел стать протопопом.
Так как он был человеком духовного мира, у него, как и у всех его соратников были духовные дети. В общей сложности именно у него насчитывалось около пятиста-шестиста духовных детей, так как где бы он не оказался он старался преподавать слово Божье и веру в Небесные силы.
К нему приходили многие люди, чтобы исповедаться и покаяться во всех совершенных делах. Каждого человека он выслушивал и помогал найти путь истинный.
Порой ему было очень трудно и тяжело, так человеческие грехи он очень часто воспринимал так будто это его собственные, ему очень тяжело давалась вся эта работа. Однако он очень любил то, чем занимался и считал это своим призванием.
Решившись написать житие он прежде всего хотел, как бы показать людям, что они во многом не правы, предостеречь их от совершения ошибок в будущем и постараться помочь каждому, кто нуждался в его помощи.
Это интересно: Александр Ярославич Невский (1221 — 1263) – князь Новгородский, Киевский, Владимирский, великий полководец и талантливый дипломат. Читайте Житие Александра Невского краткое содержание для читательского дневника.
Сторонники и последователи Аввакума, его роль в сопротивлении реформам
Справедливости ради – сопротивлялись реформе и помимо «огнепального протопопа», например, иноки Соловецкой обители, сразу не принявшие «новые книги». И все же признанным лидером староверия Аввакума сделала именно его решительность, бескомпромиссность вкупе с высочайшей образованностью, талантом проповедника, но главное – честностью и полной искренностью.
Можно спорить о его убеждениях, но нельзя не признать: он твердо верил в то, что говорил и делал: «Сице аз верую, сице исповедую, с сим живу и умираю». Среди соратников протопопа:
- сгоревшие с ним на костре диакон Феодор и инок Епифаний;
- старцы-иноки Геронтий Соловецкий, Герасим Фирсов;
- попы Никита Добрынин, Лазарь Романовский
- и еще более десятка приверженцев «старой веры»; имена всех их – в материалах Собора 1666 г.
Протопоп Аввакум: житие
Протопоп Аввакум был одной из самых удивительных и неоднозначных фигур XVII века. Он был сыном бедного священника из Нижегородского уезда и рано приобрел известность, как подвижник православия. Протпоп Аввакум был строг не только к другим, но и к самому себе. Он не признавал никаких сделок с совестью. Бывало, что он держал руку над горящей свечой, чтобы усмирить плоть и избавиться от греховных мыслей.
Он писал: «Если хочешь быть помилован Господом, сам также милуй; хочешь, чтобы тебя почитали, — почитай других; хочешь есть — корми других; хочешь взять — другому давай: это и есть равенство, а рассудив, как следует, себе желай худшего, а ближнему — лучшего, себе желай меньше, а ближнему — больше».
Протопоп Аввакум не боялся знатных людей, спрашивал и с них за творящиеся беззакония. Однажды у одной вдовы начальник отнял дочь. Протопоп Аввакум был единственным, кто заступился за вдову. Начальник явился в храм, чтобы жестоко избить священника. Он волочил его за собой по земле прямо в ризах. Но протопоп Аввакум не сдался и не изменил тому, что он считал праведным делом.
Из-за непростого характера, нетерпимости к злу, протопоп Аввакум постоянно менял приходы. И каждый раз вступал в новый конфликт, чтобы защитить слабых, обличить греховные поступки знатных и простых людей. Он терпел поношения и побои, но не менял своих взглядов. Слава о протопопе Аввакуме дошла до самой Москвы.
Государь Алексей Михайлович радушно принял протопопа Аввакума в своих роскошных покоях. Он должен был получить прекрасную карьеру после одобрения царя, но в 1653 году все изменилось.
Священный сан
Бытует мнение, что слово «поп» стало своего рода обидной «кличкой» священнослужителя после 1917 г. На самом деле такое отношение к слову зародилось намного раньше – когда во всех богослужебных текстах, «реформированных» справщиками Патриарха Никона это именование было заменено где на греческое «иерей», где – на «священник». Между тем, богослужебные книги, напечатанные до реформы, чаще всего именуют служителя алтаря «попом». Ну а «протопоп» означает, как теперь бы сказали, «протоиерей».
Есть и еще один аспект. С точки зрения канонической именование Аввакума «протопопом» неправомерно: он был лишен сана (как тогда говорили, расстрижен) Поместным Собором 1666 г. за противление реформе богослужения. Сам он, его последователи решения не признали. Поэтому с точки зрения старообрядцев Аввакум является «священномучеником» за веру, а с точки зрения церковного права – по сути, мирянином.
Как оценивают историки личность Аввакума, его роль в формировании церковного раскола, правомерности гонений со стороны Русской Церкви
Благодаря трудам множества исследователей, ныне во всех подробностях, какие только можно узнать из источников, известна жизнь протопопа, изданы почти все сочинения. И о самом протопопе тоже, вроде бы, сказано все возможное.
После Поместного Собора 1971 г., снявшего «клятвы» на «старый обряд», его уже не считают еретиком. А вот раскольником – считают. Вот что говорит об этом, например, митр. Иларион (Алфеев):
Но виновен ли в «оправдании раскола» один «огнепальный протопоп»? Не провоцировала ли разделение сама реформа, сопровождавшаяся репрессиями, гонениями, казнями «еретиков», вся вина которых была в «неправильном» крестном знамении? А если так – достаточно ли признать «вклад в сокровищницу культуры» для преодоления разделения? Пока Церковь не ответит на эти вопросы, прежде всего, себе, рана раскола не затянется.
Наталья Сазонова
«Житие протопопа Аввакума им самим написанное»
По сути, данные о его жизни историки черпают сейчас из этого источника. Между тем, он оставался практически неизвестным за пределами среды старообрядцев почти до конца XIX в. Лишь тогда появились первые публикации текста, а также его исследования, установившие, что:
- «Житие» имеет по крайней мере три редакции, все – пера самого автора;
- житие было написано в 1672-1676 гг.; это время, когда он с несколькими соратниками находились в заключении в Пустозерске;
- «Житие» резко отличается от канона подобных произведений: написано самим героем повествования, язык его не церковно-славянский, а разговорный русский того времени; все это дает основание относить источник к жанру не жития, а автобиографии, совершенно новому для России того времени.
Правда, происхождение автобиографии – из западно-европейской, католической и протестантской культуры. Против которой так ополчался тот же Аввакум, но при этом… писал «как европеец». Так что его «Житие», прежде всего, показывает, сколь далеко зашел к тому времени процесс секуляризации религиозной культуры.
Ко времени, когда текст «Жития» начали публиковать и изучать, он зашел куда дальше. Его «сочным народным языком» восхищались Лесков, Достоевский, Толстой.
Так постепенно формируется образ протопопа как «огнепального» революционера (которым он не был), «писателя» (которым также не являлся). Что же на самом деле? Вопрос непростой. Ведь мемуары (автобиография в том числе) – источник непростой, в нем немало субъективных оценок. А ввиду обаяния яркой личности автора, его «замечательного народного языка» так и тянет поверить ему во всем. Попробуем разобраться.