Астафьев хвостик сочинение

Отзыв о рассказе хвостик астафьев

Читать краткое содержание Последний поклон Астафьева во 2-м варианте персказа

Писатель очень много произведений посвятил теме войны и деревни. И «Последний поклон» тоже относится к ним. Это произведение представлено небольшой повестью, которая состоит из нескольких рассказов, которые имеют биографический характер. Писатель описывает свою жизнь и свое детство. Его воспоминания не последовательны, они представлены эпизодами.

Он посвятил это произведение Родине в том понимании, как он это увидел. Он описал свою деревню, с прекрасной дикой природой, суровым климатом, красивыми горами и густой и не проходимой тайгой. В произведении подняты проблемы простых людей в сложные периоды жизни.

Война окочена и люди возвращаются в родные деревни и города, чтобы найти свои семьи, жен, детей.

Мужчина, который выжил в тяжелых боях, хочет вернуться домой, где надеется увидеть свою бабушку. Он очень любит ее и уважает. Он идет в село задами, чтобы ей другие не сказали раньше, что он возвращается, хочет устроить ей сюрприз. Он думал, что они теперь вместе будут радоваться и вспоминать , возможно поплачут о былых временах, но все же будут счастливы.

Но когда он пришел в родное село, на ту самую улицу, которая была такой узнаваемой , осознал, что все изменилось и сады уже не так цветут, и дома покосились, а некоторые и вовсе оказались разрушенными.

Воспоминания заставили его немного взгрустнуть. Но когда он увидел дом своей бабушки, он обрадовался, хотя крыша его тоже покосилась. Крыша бани, в которой он так любил париться, тоже стала дырявая в некоторых местах и даже прогнила. Мыши прогрызли норы, но это все оказалось такими мелочами, когда он увидел бабушку, которая сидела на том же самом месте, что и раньше.

Он бросился к ней и стали радоваться вместе. Бабушка стала рассматривать своего любимого внука и очень обрадовалась, когда увидела на груди у него орден. Она начала говорить ему о том, что устала жить, от проблем, войны и долгой разлуки.

Вскоре бабушки не стало. И ему на Урал прислали письмо с вызовом на похороны, но его не отпустили, потому что отпускали только в том случае, если умерли родители. Он всю жизнь жалел, что так мало провел времени со своей любимой бабушкой и так мало сделал для нее.

В произведении автор утверждает, что человек не имеет права чувствовать себя сиротой, на земле, которая для него родная. Его размышления о смене поколений философские. И каждый человек должен с трепетом относиться к своей семье и близким людям, ценить их и уважать.

Оцените произведение:

3.49

Голосов: 108 Читать краткое содержание Последний поклон. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание

Рассказ начинается с того, что главный герой задами пробирается к дому. Он хочет сделать сюрприз для бабушки. Много времени Витя провел на войне и вернулся не только живым, но и героем. Когда юноша увидел старушку, то его сердце сжалось: она сильно сдала, но продолжала заниматься привычными делами.

Бабушка была рада видеть внука, она переживала за него и каждый день молилась. Катерина Петровна пожаловалась на свое здоровье и взяла с Вити обещание. Он должен был приехать на ее похороны и попрощаться с ней. Витя вспомнил, как во время войны бабушка прислала ему мешочек с самосадом, сухариками и табаком. Поэтому он обещал исполнить просьбу старушки.

После Витя уехал на работу на Урал. Спустя время ему пришла телеграмма с новостью о смерти бабушки. Начальник отказал Вите в отпуске и запретил юноше ехать. Только через несколько лет удалось ему посетить родную деревню.

Там ему Апраксинья и Дуня поведали, что Катерина Петровна совсем перестала ходить. Чтобы облегчить себе быт, картошку она мыла так: высыпала на траву утром и катала граблями. Клубни очищались росой. Дождевую воду старушка набирала в кадки и горшки, потому что носить воду с Енисея она уже не могла.

Краткое содержание Астафьев Хвостик для читательского дневника

В небольшом по объему рассказе В. П. Астафьева «Хвостик» слышится боль за природу родного края, упрек в сторону тех людей, то в качестве отдыхающих от трудового дня туристов едет в леса и уродует растения и животные. С самого начала произведения автор вспоминает былые времена, когда Овсянский остров был богат насаждениями: тальником, черемухой. С тех пор, как этих краях появилась гидростанция, стали ходить пароходы теплоходы, поредели леса, берега реки, цветы «вырваны с корнем». Боязно стало растениям расти на открытых местах, «растут в заглушье, украдкой». Теперь даже не найти те места, где были пашни и покосы. Теперь на деревянном причале постоянно толпятся дачники с ягодой.

Настоящей трагедией для автора стал поступок маленького мальчика, который без остановки над чем-то смеялся. Когда мужчина подошел ближе к нему, причина стала понятна. Среди остатков еды, мусора, которые взрослые так и не убрали после вчерашних посиделок, грызун, решивший подкормиться крошками хлеба, появившимися на природе во время гулянья людей, суждено было погибнуть от руки человека. Застрявшему не по своей воле в жестяной банке безобидному суслику ни один взрослый помог. Они лишь с издевкой написали на газете кровью животного «В защиту животного». Хвостик погибшего суслика в этот момент, который напоминал ржаной колос, странно торчал теперь из банки. Он почему-то вызывал у мальчика бурные эмоции и хохот, несмотря на то, что суслика уже не было в живых.

Оцените произведение:

  • 3.26
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 35

Читать краткое содержание Хвостик. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Земляника
  • Злодейка
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Макаронина
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Осенние грусти и радости
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Пролётный гусь
  • Родные березы
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Хвостик — краткое содержание рассказа В.П. Астафьева

Раньше остров Овсянский похож был на чубатую голову. Весь он порос высокой травой, черёмухой, вербой и пахучим смородинником. В любое время года его опоясывал венец из различных трав и кустарников. Осенью весь остров был укрыт золотой листвой. Только недалеко от воды стоял огромный стог сена. Часто на остров прилетали красивые жёлтые птицы, гонимые холодными ветрами с замёрзшего Енисея. Сейчас этот уголок природы стал полуостровом, так как здесь построили гидростанцию, соединив остров с берегом. Уже редко речная вода заливала бывший островок. Засохли на нём кусты черёмухи, не видно ольхи и тальника. Трава там тоже растёт плохо. Цветы вытоптаны или вырваны с корнями. Растёт на берегу только колючий бурьян и курослеп. Были когда-то в заречье хорошие покосы. Вместо них сейчас построили деревянный причал. Каждый выходной на катерах и теплоходах, моторных лодках и пароходах приплывают сюда дачники, строят парники, копают огороды, сажают овощи, ягоды и цветы. Часто можно увидеть здесь отдыхающих, которые ломают близлежащие кусты, жгут костры, едят, пьют, оставляя после себя промасленные пакеты, консервные банки, клочья бумаги и вытоптанную траву. Никто не считает нужным убрать всё это за собой, ведь они приезжают сюда отдыхать после тяжёлой трудовой недели. Вдруг писатель услышал на берегу звонкий мальчишеский смех. Он подошёл поближе и увидел неприглядную картину: кучу мусора после вчерашнего выходного дня. Среди всего этого беспорядка на газетном листе стояла металлическая банка из-под мясных консервов. Из банки свешивался чей-то скрюченный хвостик, похожий на маленький колосок, и виднелись согнутые лапки. На развёрнутой газете было ярко выделено название статьи о защите окружающей природы. Края банки выпачканы засохшей кровью суслика, видно попался он отдыхающим ещё живым. Через всю статью кровью зверька, это писатель понял позже, было написано слово «отклик».

Вступительное слово учителя.

Звучит музыкальный фрагмент с пением птиц, журчанием ручья; затем характер мелодии меняется, слышен звук выстрела, удары топора.

— С этих грустных строк поэта Игоря Северянина, уже известных вам, мне хотелось сегодня начать наш разговор. Тема бережного отношения к природе не нова. Ей посвящены проникновенные слова поэтов и писателей, пламенные речи политиков, акции экологов… Но всё так же вырубаются и горят леса, «редеют парки”, уничтожаются редкие виды животных, загрязняются водоёмы… Значит, проблемы экологии по-прежнему актуальны, и молчать нельзя. Современные поэты и писатели пытаются найти точные, не потускневшие от времени слова, чтобы достучаться до сердец читателей, чтобы, говоря словами Виктора Астафьева, «писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку”.

Виктор Петрович Астафьев, известный вам по рассказу «Васюткино озеро», родился на Енисее, в селе с добрым названием Овсянка. По словам писателя, он «рано и навсегда полюбил дивную нашу природу и землю” и не устаёт «удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте”. Поэтому как личную боль и обиду воспринимает писатель бесчеловечное отношение ко всему живому. Обо всём этом его книга с кратким названием «Затеси». Свою задачу автор книги видит в том, чтобы «учить понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле”.

Дома вы прочитали рассказ из этой книги «Хвостик». А сегодня на уроке мы поработаем над этим рассказом, попытаемся осмыслить прочитанное и понять замысел писателя.

(Запись темы и эпиграфов в тетради.)

Определите тему рассказа.

(Тема рассказа — гибель природы по вине человека, жестокость взрослых людей и, как следствие, детей.)

9 стр., 4099 слов

Проблема «футлярности» жизни — аргументы и . Образы «футлярных …

… человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. Поэтому рассказы Чехова так актуальны в наши дни. Сочинение Мир …

Как построен рассказ? На сколько частей он делится? Что помогло вам прийти к такому выводу?

(Рассказ делится на три части; автор «подсказывает” читателю: после каждой части оставлен пробел, стоит многоточие.)

Давайте озаглавим каждую часть рассказа.

ГДЗ Читательский дневник 3 класс от «ГДЗ Грамота» – это полностью готовый дневник читателя

То есть здесь вы можете посмотреть оформление читательского дневника в 3 классе и его правильное заполнение.

Так как в разных школах России такие тетради ведутся по-разному, мы максимально расширили наш пример читательского дневника третьеклассника.

В стандартном варианте указывается произведение, его автор, главные герои, жанр, число страниц, краткое содержание, главная мысль, чему учит произведение, отзыв, пословицы к рассказам и сказкам.

Каждое произведение сопровождается красочной детской иллюстрацией.

Таким образом ребёнок развивает ещё и зрительную память.

Наша структура читательского дневника полностью соответствуют требованиям школ России

Они не содержат пунктуационных, лексических либо орфографических ошибок.

Построение предложений и объём ответов соответствуют возрастной категории и учебной программе третьего класса.

Сережки

После сретенских морозов, когда разломится зима пополам и солнце повернет на весну, я, если живу в деревне, наломаю веток ольхи с сережками, поставлю их в банку с водой и с удивлением наблюдаю, как эти черные, почти обугленные ветки, которых и солнце-то коснулось чуть, только чуть, да и солнце-то далекое еще, морозное, стронутые соком, встрепенулись, зашевелились в себе. Немного тепла, немного чистой воды — вот уж лаковая чернота сережек дрогнула, отеплилась багровым цветом, а ветви шоколадно заблестели и окропились бледными свечечными язычками набухших почек. Одна, другая треснет почка, обнажит спрессованную в себе мякоть зелени и замрет, дожидая своего срока, пропуская перед собой краткую накипь цвета — листу родиться надолго, на все лето, лист может и должен подождать. И сломаются в изгибах сережки, растрескаются, словно живые птичьи лапки, насорят буровато-желтого цвета, похожего на отруби, и, обмерев от свершенного таинства обсеменения, обвиснут в изнеможении, неслышным, последним выдохом развеют прах цвета, бесплотную пыльцу. По всему столу, на бумагах, на чернильнице, на окне лежит, светится цветочная пыльца, а сережки, отдав себя грядущему празднику веснотворения, как-то опустошенно обвиснут, свернутся и упадут отгорелыми папиросными бумажками. Однажды на исходе января шел я малонатоптанной узкой тропой, вижу: поперек нее лежит ольха, из снега желтеет пенек с красной каемкой. Кто-то наточил топор, пробовал острие и смахнул деревце. Может, выбирал палку иль оглоблю, на какую-либо хозяйственную надобность срубил, посмотрел — не годится, пошел дальше рубить. У нас много всего — чтобы выбрать по сердцу новогоднюю елку, иные привереды по двадцать их свалят. Обут я был по-городскому, в ботинки, в лес идти убродно, вот и попользовался подарком — наломал веточек с вершины срубленной ольхи, подумал и три-четыре ветки от пенька отломил. Быстро приободрились ветки в комнатном тепле. Приободрились, да не все. Те, что я от живого пенька отломил, — ожили, зацвели, семенем сорить начали, а на ветках, которые со срубленного ствола, сережки затвердели. Висят каменно, словно летошний сорочий помет прилип и прутикам, — не хватает им силы зацвесть, а судя по срубу пенька, и жили-то отдельно от корней не более недели. Измученная, дохлая, одна сережка наконец-то треснула, потом еще одна. Медленно, заторможенно, каждая по отдельности пробовали цвести сережки со срубленной вершинки, но так на полпути и замерли, засохли в полуцвете, выдохнув из своей сиротской души чуть видную порошинку пыльцы — смолкла песня цвета на полуслове. А в этой же банке, на том же свету пластали пестрые сережки на неподрубленных ветках, сливая животворящую силу с весенним разгулом цветения, распирало их силой нарождающейся жизни, рвало на них кожу, обнажало жаркую плоть. Родная моя деревня, а как же ты там, в новых агрогородках, комплексах, отнятая от корней, с перерубленным стволом? И люди, русские люди, как же они-то? Уронят ли семя свое на новом месте, на железо, на кирпич, на цемент? И познают ли радость цветения, без которого сама жизнь уже не жизнь, а только производство скота, жратвы, назьма.

Сочинение по повести Астафьева В.П. «Последний поклон»

Астафьев – писатель, который в своих произведениях часто прибегал к теме войны и Родины, эти темы прослеживаются и в книге Астафьева «Последний поклон».

Для начала предлагаем ознакомиться с работой Астафьева «Последний поклон» в кратком его содержании, чтобы познакомиться с сутью и иметь возможность без проблем написать анализ.

Так вот, в произведении «Последний поклон» Виктора Астафьева идет речь о мальчике, которому пришлось жить у бабушки, так как его отец бросил семью и уехал, а мать утопилась в реке Енисей. Бабушка и занималась воспитанием внука. Жизнь ребенка была, как и у всех ребят из деревни. Он помогал по хозяйству, в свободное время резвился, рыбачил, ходил по грибы, ягоды.

Его жизнь была интересной, пока не настало время идти в школу. По причине того, что в деревне не было школы, он едет к отцу в город и здесь его жизнь меняется не в лучшую сторону. Здесь ему приходилось спасаться от смерти, голода, другими словами, не жить, а выживать.

И только с помощью терпения, прощения, умения увидеть даже в плохом крупицу добра, чему научила его бабушка, мальчику удалось выжить. А ведь, попав в город, он оказался среди одиночества. Он понял, что никому не нужен, что он попал в мир бессердечности. Мальчик дичает, становится грубым, но бабушкино воспитании берет верх.

Рассказы Астафьева ведают нам о юности мальчика, о его учебе в школе, далее участие в войне и его возвращение. И первым делом герой произведения едет к бабушке, где все было, как прежде и даже бабушка сидела за столом, как обычно, сматывая нитки в клубок.

Затем герой уезжает работать на Урал, где и получил известие о смерти бабушки, но на похороны попасть не смог, так как начальство не пустило, хотя бабушка при встрече его просила приехать.

Он себе не простил, но уверен, что бабушка простила и не держала зла, так как очень любила своего внука.

Астафьев Последний поклон анализ

Работая над произведением Астафьева «Последний поклон» и делая его анализ, скажу, что здесь автор изображает жизнь деревни, того родного края, где родился и вырос автор, а вырос среди сурового климата, среди дикой природы, красивых рек, среди гор и густой тайги. Это все и было изображено в произведении Астафьева «Последний поклон». Также в работе автор затрагивает тему войны.

«Последний поклон» – это биографическая работа, которая состоит из отдельных рассказов, что связаны одной темой. В произведении автор пишет о своей жизни, делится своими воспоминаниями, где в каждом рассказе описывается отдельный случай из его жизни.

Так Астафьев поделился с нами воспоминаниями о своей родине – сибирской деревне, которая была трудолюбивой и не избалованной. Показал нам, насколько красива природа, что окружала его.

Астафьев изобразил насущные проблемы людей, что жили в сложные периоды жизни.

Астафьев Последний поклон герои

Главным героем произведения «Последний поклон» является Витя – мальчик, что стал сиротой.

На его долю выпали разные испытания, но он все выдержал и это благодаря бабушке, которая научила любви, добра, научила находить хорошее даже там, где его нет.

Детство мальчика прошло в деревне, после чего Виктор едет в город к отцу, где видит его предательство, где испытывает на себе все тягости жизни бедного подростка, в том числе, уход на войну, ее окончание, и возвращение на малую родину.

Всех любила, за всеми ухаживала, всегда хотела быть всем полезной. Она предстает перед нами не только как воспитатель мальчика, но и как врач, как целитель.

При этом главная героиня является прототипом бабушки писателя, а главный герой, это прототип самого Астафьева.

На этой странице искали :

  • анализ последний поклон
  • астафьев последний поклон сочинение
  • в астафьев последний поклон воспитание бабушки
  • главные герои последний поклон
  • последний поклон астафьев чему учит

(2

Хрустальный звон

Вышел утром на берег роки, а по ней звон, тонкий-тонкий, ело уловимый. Не сразу понял, в чем дело: река уходила в зиму высокая, прибрежные кусты затоплены, ночью ударил заморозок — вода «подсохла», — и на всех веточках, побегах талышков и на затопленной осоке настыло по ледышке. Висели они колокольцами над водой, струями шевелило тальники, льдинки позванивали едва внятно, а когда занимался ветерок, звон густел, угрюмая, бурная, все лето недовольно гудевшая река начинала искрить из конца в конец, открываясь добрым материнским ликом. В тихом, отходящем звуке, в легком свечении пустынной, всеми забытой реки чудилась вроде бы даже покаянная виноватость — была вот все лето злая, мутная, неласковая, затопила птичьи гнезда, не оделила добычей рыбаков, не одарила радостью купальщиков, распугала с берега детей, отпускников… Поздняя осень, чуть греющее позднее солнце, но сколько от него светлого свету! И чуть слышный хрустальный звон кругом, россыпь искрящихся колокольчиков над берегами — голос грустного предзимья по всему поднебесному миру.

В беседе выясняем, что наиболее удачные заголовки — это:

1. «История Овсянского острова».

2. «Оглохла земля».

3. «Хвостик суслика».

(Запись в тетради.)

— А теперь подумаем: рассказ называется «Хвостик», а о суслике, которому принадлежит хвостик, автор пишет только в последней, третьей части. Две трети рассказа — об острове. Почему? Над этим вопросом мы будем думать на протяжении всего урока. Он поможет нам понять идею рассказа. Прочитайте первое предложение рассказа.

(«Смеётся, заливается, хохочет мальчик…”)

Как вы думаете, почему в конце предложения стоит многоточие?

(Потому что дальше речь идёт не о мальчике, а о другом — об острове. Видимо, смех мальчика вызвал у автора воспоминания.)

Где ещё упоминается о смехе мальчика?

(В конце второй части и в конце рассказа.)

Что же получилось?

(Описание острова, его история оказались между описаниями веселья мальчика, в кольце. Такая композиция называется кольцевой. Композиция рассказа строго продумана, имеет значение не только содержание каждой части, но и их последовательность.)

Итак, что из себя представлял Овсянский остров? Какой приём использует автор в его описании?

(Остров напоминал «голову” — «туповатую с затылка” и «чубатую со лба”, «в окладе венца”, «с зимней плешью, обметанной черноволосьем…”

Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы — всё это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову как к живому, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения.)

Какую цветовую лексику использует автор, какие художественно-выразительные средства?

(Автор показывает, как меняется остров в разное время года, какие приобретает оттенки: «бледная”, «черноволосье”, «серо-свалявшийся”, «багряно-мерцающие”, «рыхлый цвет”, «бронзовел”, «зелёная”, «серебряно-жёлтая”, «алый”…

(Попутно объясняется значение слов «оклад”, «отава”, «оподолье”.)Весной краски самые яркие, летом от жары, солнца, пыли они «утихали”, чтобы новыми оттенками заиграть осенью и, наконец, уснуть, успокоиться зимой.Автор использует новые яркие эпитеты — «свалявшаяся отава, вспененный черёмушник, небоязный смородинник”, которые помогают лучше представить красоту природы; развёрнутые метафоры: «тальники погружались в глубину черёмушника”, «черёмуха кружилась, метелила, вспыхивала, стряхивала с себя рыхлый цвет”, «оробело останавливалась гуща”, «утихали листом тальники”, «остров победно возносил мачту”, «темечко земли” и др.

12 стр., 5520 слов

Три раздела основной части заключение список использованных источников …

… посредничество в платежах, выдача кредитов, прием вкладов, консультации по финансово-кредитным вопросам. Коммерческий банк является кредитно-денежным институтом, занимающийся размещением и привлечением денежных ресурсов. Банки осуществляют активные и пассивные операции. Финансовые ресурсы …

— В каких словах передаются процессы, происходящие на острове? Назовите их. (Слова записываются на доске.)

(Путалась, погружались, кружилась, метелила, вспыхивала, останавливалась, утихали, бронзовел, возносил.)

Какой вы можете сделать вывод об отношении автора к природе?

(Автор с большой любовью описывает остров, подбирая для этого самые точные слова, он относится к нему как к живому, знает его жизнь, чувствует настроение, уважает его законы, видит в них гармонию и взаимосвязь всех процессов. Здесь всё на своих местах, всё друг для друга.)

Как звучат последние строки первой части?

(Они звучат поэтично, величественно.)

Вывешиваются и рассматриваются рисунки ученика с изображением весеннего и осеннего пейзажей острова.

Что изменилось на острове после строительства гидроэлектростанции?

(Остров стал полуостровом, жизнь его изменилась.)

— Назовите ключевые слова, характеризующие эти перемены. (Слова записываются на доске во вторую колонку.)

(«Вода откатилась”, «Захудала некошеная трава”, «Усохли”, «Оголилась”, «Вода цветёт”, «Перестала рожать черёмуха”, «Обуглились ветки”, «Не полыхают цветы”, «Вытоптаны и вырваны”.)

— Законы острова, его процессы, гармония и красота — всё разрушено. Меняется ли речь, настроение автора?

(Речь очень изменилась, стала резкой, обрывистой, почти пропали метафоры, эпитеты, сравнения. Изменилось и настроение автора: оно стало грустным, безысходным. Если первую часть можно было назвать гимном, то вторую — плачем по острову.)

Хвостик — краткий пересказ рассказа В.П. Астафьева

 
В небольшом по объему рассказе В. П. Астафьева «Хвостик» слышится боль за природу родного края, упрек в сторону тех людей, то в качестве отдыхающих от трудового дня туристов едет в леса и уродует растения и животные. С самого начала произведения автор вспоминает былые времена, когда Овсянский остров был богат насаждениями: тальником, черемухой. С тех пор, как этих краях появилась гидростанция, стали ходить пароходы теплоходы, поредели леса, берега реки, цветы «вырваны с корнем». Боязно стало растениям расти на открытых местах, «растут в заглушье, украдкой». Теперь даже не найти те места, где были пашни и покосы. Теперь на деревянном причале постоянно толпятся дачники с ягодой.
 
Настоящей трагедией для автора стал поступок маленького мальчика, который без остановки над чем-то смеялся. Когда мужчина подошел ближе к нему, причина стала понятна. Среди остатков еды, мусора, которые взрослые так и не убрали после вчерашних посиделок, грызун, решивший подкормиться крошками хлеба, появившимися на природе во время гулянья людей, суждено было погибнуть от руки человека. Застрявшему не по своей воле в жестяной банке безобидному суслику ни один взрослый помог. Они лишь с издевкой написали на газете кровью животного «В защиту животного». Хвостик погибшего суслика в этот момент, который напоминал ржаной колос, странно торчал теперь из банки. Он почему-то вызывал у мальчика бурные эмоции и хохот, несмотря на то, что суслика уже не было в живых.
 


Другие рассказы Астафьева краткоКраткая биография Астафьева В.П.Краткое содержание произведений других авторов

Лунный блик

Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой. Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую топь луны, сомнет ее, срежет плугом носа. По проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину. И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

Герань на снегу

В бараке бушевал пьяный мужик. Жена пыталась его утихомирить. Он ударил жену, и она улетела в коридор. Ребятишки еще раньше разбежались. Стал пьяный мужик искать, чего бы разбить. Но в комнате уже все было разбито и порушено. Тоскливо мужику. И тут увидел он гераньку на окне. В дырявом чугунке росла геранька. Забывали поливать ее, и потому нижние листья гераньки скоро чернели, свертывались и опадали. Но набралась сил геранька и отросла — расцвела. Один цветок и был у нее только да с пяток листьев, которые ночью примерзали к окну, а как печку затопляли, они оттаивали. Мужик бухнул чугунком в стекло. Упала геранька под окно. Земля из чугунка вывалилась в снег. Мужик после этого успокоился и заснул. Всю ночь светилась геранька под окном, еще живая. Наутро снег пошел, припорошил ее. Днем мужик окно фанеркой заделывал и увидел гераньку. Она тускло светилась под снегом. Каплей крови показалась она мужику, и он перестал работать, тяжело замep возле окна. А гераньку все заносило и заносило снегом. Так она тихонько и погасла, и мужик подумал, что лучше, покойней под снегом гераньке, и теплее, и бараком ее не душит. Скоро пришла весна. Снег под окнами барака смыло ручьями, и водою подхватило стебелек гераньки с мокрым черным цветком и унесло в овражек. Корешок гераньки оказался живой, и этим корешком поймалась геранька за землю и снова расти начала. Но как вышли два листика и заметной сделалась геранька — ее отыскала в овраге коза и съела. В земле еще оставался корешок гераньки, и, набравшись сил, он снова пустил росточек. Тут началось строительство и пришел экскаватор. Он зацепил ковшом гераньку вместе с жалицей и бросил в машину, машина вывалила землю под яр, к реке. Геранька шевельнулась и в рыхлой земле, попробовала расти на новом месте, да на нее все валили и валили сверху землю, и она расти больше не смогла, унялась, и корень ее лишился сил под тяжестью и начал гнить внутри земли, вместе со щепьем, хламом и закопанной травою. Дырявый чугунок хозяйка подняла и посадила в него помидор. Мужик не выбрасывал за окно чугунок с помидором, хотя по-прежнему пил мужик и бушевал после каждой получки и все время искал — чего бы разбить и выбросить.

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Макаронина
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Пролётный гусь
  • Родные березы
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Весенний остров

Пароход миновал Осиновский порог, и сразу Енисей сделался шире, раздольней, а высота берегов пошла на убыль. Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи. Нос парохода время от времени так глубоко срывался в воду, что брызги долетали до меня. Я слизывал с губ капли и ругал себя за то, что так долго не был на своей родине, суетился, работал, хворал и ездил по чужим краям. Зачем? Пароход шел по Енисею, разрезая, как студень, реку, светлую ночь и тишину ее. Все на пароходе спали. Не спал лишь сам пароход, рулевой не спал, и я не спал. Вахтенный матрос хотел прогнать меня с палубы, но посмотрел на меня, постоял рядом и ушел. Я ждал солнце. Оно с час назад укатилось в лес и зависло в вершинах его. Туман поднялся над рекою, выступил по логам и распадкам, окурил берега. Он был недолговечен и пуглив, этот летний туман, и пароходу идти не мешал. Вот-вот после короткой дремы оттолкнется солнце от острых вершин леса, взойдет над синими хребтами и спугнет туманы. Они потянутся под срез тенистых берегов, заползут в гущу леса и там падут росою на травы и листья, на пески и прибрежный камешник. И кончится так и не начавшаяся ночь. Утром-то, на самом взлете его, я увидел впереди остров. На острове перевалка мигала еще красным огнем. В середине острова навалом грудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес. Берега яркие, в сочной зелени — так бывает здесь в конце весны и в начале лета, когда бушует всюду разнотравье, полыхают непостижимо яркие цветы Сибири. В середине лета, к сенокосу, цветы осыпаются и листья на деревьях блекнут. Но на подоле острова живая лента зелени! Это только что распустившийся гусятник и низенький хвощ. За ними синяя полоса, окропленная розовыми и огненными брызгами. Цветут колокольчики, жарки, кукушкины слезки, дикий мак. Везде по Сибири они давно отцвели и семя уронили, а тут… — Весна на острове! Весна!.. Я побежал на корму парохода, я торопился. Остров все удалялся, удалялся, а мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну! Остров зарябил птичьим косяком, задрожал в солнечном блике, свалился на ребро и затонул вдали. Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такой же остров. Встречалось много островов, одиноких и цепью, но весеннего больше не попадалось. Тот остров оставался долго под водою, и когда обсохли его берега, — всюду уже было лето и все отцвело, а он не мог без весны — и забушевал, зацвел яркой радугой среди реки, и ничто не могло сдержать торжества природы. Она радовалась, буйствовала, не соблюдая никаких сроков. Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна

В каком облике, в каком цвете — неважно. Главное, что она приходит

Варварское отношение человека к природе..

Астафьев затрагивает проблему разрушитель-ного воздействия человека на окружающую среду. Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако она очень важна и в наши дни

Автор текста обращает внимание на то, что вмешательство человека в окружающую среду приводит к усугубительным последствиям. А также среди этого мусора можно обнаружить мертвых, измученных людьми, животных

Позиция автора заключается в том, что человек, проживающий на родной земле, своей жесткостью к природе только ухудшает ее. Я согласна с автором текста и тоже считаю, что люди, вводя новые техно-логии, отдыхая на природе, наносят вред земле и не считают нужным ценить и оберегать окружающую среду. Приведу аргумент из жизни. В жизни, к сожалению, действия людей схожи с действиями героев из повести Б.

Методы работы, Формы организации учебной деятельности учащихся, Оборудование, техническое оснащение

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Объявление темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

II. Выступление ученика

Учитель: — В 1961 году В. П. Астафьев начал писать короткие рассказы-миниатюры, которые составили цикл «Затеси». В «Затесях» в лаконичной и иносказательной форме выражены все проблемы, которые рассмастривал В. П. Астафьев в своих «больших» произведениях, его боль по поводу того, что происходит вокруг: оскудение человеческой души, безжалостное отношение к природе, состояние культуры и искусства; все так же звучит тема войны и значит, тема бесценности человеческой жизни, тема самопожертвования. «Затеси» создавались на протяжении всего позднего творчества писателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: