«Телеграмма»
Именно так изначально назывался знаменитый рассказ о приключениях двух маленьких братьев, отправившихся под Новый год с мамой в далекое путешествие к папе-геологу.
Рассказ был опубликован в 1939 году, но не в канун Нового года, а в феврале. Впрочем, на дворе конец 30-х — опала на елку только-только прошла, а первый день нового года — не выходной, а рабочий. Напиши Гайдар рассказ раньше года на три-четыре, в свет он вряд ли вышел бы. Елка с 1927 года была фактически вне закона: её объявили буржуазным и религиозным атрибутом, ведь в дореволюционной России её наряжали на Рождество — именно оно, а не Новый год было главным праздником. Только через восемь лет с подачи соратника Сталина Павла Постышева елку вернули — с формулировкой в главной советской газете «Правда»: «Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки положить конец. В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, кино и театрах — везде должна быть елка!»
Разворот журнала художественной литературы, критики и публицистики «Красная новь» за февраль 1939 года с напечатанным рассказом Гайдара «Телеграмма» Роман Канащук/ТАСС, фонды РГБ
Спустя три года был напечатан «Чук и Гек»: во взрослом литературном журнале «Красная новь» он шел первым в оглавлении. Несколько страниц печатного текста, по две колонки на листе, никаких картинок. Тем не менее совсем скоро рассказ становится не менее известным и популярным, чем «Тимур и его команда».
Гайдар создал новую традицию
Однако самое главное происходит всё-таки в финале, когда воссоединившаяся наконец семья встречает Новый год. Рассказ «Чук и Гек» был впервые опубликован в феврале 1939-го. Надо полагать, что события происходили в декабре 1938 года. До этих пор в СССР этот праздник официально и пышно, на государственном уровне отмечали всего лишь дважды — встречая 1936 и 1937 гг.
Разумеется, солидная часть праздничных традиций перешла в новые времена благодаря таким вот «барышням», как мама Чука и Гека. Но другие рождались заново. И Аркадий Гайдар, похоже, сделал одну из них общенациональным достоянием. Мы привыкли встречать Новый год под бой курантов, смотря телевизор. В те годы телевещание было ещё в зародыше. Да и ситуация с радио оставляла желать лучшего — в 1940 году во всём СССР насчитывалось около 500 тыс. радиоприёмников, тогда как в США, например — более 50 млн. Впоследствии дело быстро поправили, но в конце 1938-го мало кому приходило в голову слушать радиотрансляцию боя курантов и встречать под это дело Новый год. Вот и Чук с Геком, услышав, как в радиоприёмнике «что-то стукнуло, зашипело, и откуда-то издалека донесся мелодичный звон», гадали, что это такое.
Меч и книга. Полководческий талант Гайдара был не хуже, чем у Жукова
Подробнее
Тест: Помните ли вы произведения Аркадия Гайдара? Подробнее
Гайдар же объяснил и само явление, и что при этом надо делать, чётко и на века: «Это в далекой-далекой Москве, под красной звездой, на Спасской башне звонили золотые кремлевские часы… И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья. Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».
Говорить в современном фильме о счастье работать и жить в Советской стране уже не принято. Но можно ведь и не говорить, а просто показать, что безымянная у Гайдара геологическая станция называется «Счастье-1». Именно так и сделали авторы фильма.
Премьера фильма «Чук и Гек» в Москве
АиФ / Игорь Харитонов
Актриса Ольга Ломоносова АиФ / Игорь Харитонов
Актриса Юлия Снигирь АиФ / Игорь Харитонов
Режиссер Петр Буслов с женой и сыном АиФ / Игорь Харитонов
Актриса Наталья Коляканова АиФ / Игорь Харитонов
Актер Александр Самойленко с женой Натальей Громовой и дочкой Евой АиФ / Игорь Харитонов
Наталья Коляканова и Даниил Белых АиФ / Игорь Харитонов
Актриса Валерия Ланская со спутником АиФ / Игорь Харитонов
Режиссер Александр Котт с сыном Михаилом АиФ / Игорь Харитонов
Актер Иван Кокорин с супругой Светланой АиФ / Игорь Харитонов
Актриса Александра Ревенко АиФ / Игорь Харитонов
АиФ / Игорь Харитонов
Премьера фильма «Чук и Гек» в Москве
АиФ / Игорь Харитонов
Актриса Ольга Ломоносова АиФ / Игорь Харитонов
Актриса Юлия Снигирь АиФ / Игорь Харитонов
Режиссер Петр Буслов с женой и сыном АиФ / Игорь Харитонов
Актриса Наталья Коляканова АиФ / Игорь Харитонов
Актер Александр Самойленко с женой Натальей Громовой и дочкой Евой АиФ / Игорь Харитонов
Наталья Коляканова и Даниил Белых АиФ / Игорь Харитонов
Актриса Валерия Ланская со спутником АиФ / Игорь Харитонов
Режиссер Александр Котт с сыном Михаилом АиФ / Игорь Харитонов
Актер Иван Кокорин с супругой Светланой АиФ / Игорь Харитонов
Актриса Александра Ревенко АиФ / Игорь Харитонов
АиФ / Игорь Харитонов
Мама — из «бывших»
Впрочем, геолог Серёгин, что в книге, что в фильме, присутствует в основном за скобками. Мама — дело другое, она на виду с самого начала и до самого конца. По идее, ей где-то около 30 лет. Скорее, даже за 30, о чём говорит возраст сыновей. В рассказе Гайдара она нигде не работает. В фильме же мама — певица. Но и там, и там есть намёки, что она, как тогда говорили, «из бывших». Могло такое быть? В общем, да. И здесь понятна логика создателей фильма, «переселивших» семью Серёгиных. В книге они живут в отдельной квартире. В кино — уже в коммуналке. Отдельная квартира в Москве конца 1930-х гг. — роскошь невероятная, но нужному специалисту высокого класса её запросто могли дать. Однако могли и погодить, если узнавали, что кто-то из членов семьи имеет «не то» происхождение.
Мама, похоже, из таких. В книге она, например, не умеет топить печь. С потрошением кур вроде справляется, а вот с зайцем, которого добыл на охоте сторож, вышел конфуз: «Она с ним провозилась столько, что за это время можно было ободрать и разделать быка или корову». Деревенская, да и городская девка «из простых», родившаяся в первые годы XX столетия, отлично умела и то, и другое, и третье. Зато эта «простая девка», в отличие от барышни из дворянской или интеллигентской семьи, нипочём бы не затеяла наряжать к Новому году ёлку. И тем более не смогла бы понаделать из подручных материалов ёлочных игрушек — просто потому, что в их среде это было не принято, ёлка считалась «барским развлечением».
А вот мама Чука и Гека управляется с этим делом блестяще. Ещё бы — в их семье, скорее всего, к «главному» празднику именно так и готовились, и кому какое дело, что до революции этим «главным» был не Новый год, а Рождество. Ёлочные игрушки оставались примерно теми же, что и тогда: «Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов».
Кадр из кинофильма «Чук и Гек».
История в картинках
Уже в июле 1939 года рассказ «Чук и Гек» был издан отдельной книжкой с иллюстрациями Адриана Ермолаева. С этим художником Гайдар работал не в первый раз — он уже иллюстрировал культовую в СССР гайдаровскую повесть «Тимур и его команда». Рисунки были черно-белыми, но не от того, что автор не хотел изображать героев детского рассказа в цвете: просто в то время качество печати было низким, а цветная полиграфия — затратнее и сложнее, чем черно-белая.
Первое издание рассказа «Чук и Гек» с иллюстрациями Адриана Ермолаева. «Детиздат» ЦК ВЛКСМ, 1939 год Роман Канащук/ТАСС, фонды РГБ
Чтобы понять, насколько рассказ был популярным, достаточно посмотреть на историю переизданий: «Детгиз» печатает «Чука и Гека» в 42-м году, находясь в эвакуации в Кирове, когда в блокаде умирает Ленинград и ещё далеко до Сталинграда и Курской битвы, положивших начало контрнаступлению советских войск. Рассказ переиздается в послевоенном, ещё не восстановленном Сталинграде в 1947 году. Даже в условиях войны и послевоенной разрухи новогодний рассказ Гайдара остается одним из самых любимых у советских детей.
В 1950 году выходит в свет «Чук и Гек» с иллюстрациями Давида Дубинского.
Сын художника, писатель Антон Давидович Иванов, рассказывает, что иллюстрации отцу заказало Детское государственное издательство — «Детгиз». Дубинский тогда был уже известным мастером, который проиллюстрировал Диккенса и Теккерея. В «Чуке и Геке» он начал искать нового современного героя.
Издание рассказа «Чук и Гек» на французском языке. Иллюстрации Давида Дубинского. Éditions en Langues Étrangères — Moscou, 1953 год Роман Канащук/ТАСС, фонды РГБ
«Литература Гайдара была очень близка отцу, потому что время героев Гайдара совпадало с его собственным детством, его временем. Папа сделал первый вариант, принес его в «Детгиз», но главный художник издательства Борис Дехтерев сказал: «Да, Давид Александрович, это очень мастеровито, но, по-моему, до вашего уровня не дотягивает». Отец был человеком эмоциональным, вышел из редакции и швырнул эти иллюстрации в лестничный пролет. Потом успокоился, спустился, собрал рисунки с пола, пришел домой и начал делать все по-новому».
За иллюстрации к «Чуку и Геку» Дубинский был удостоен Сталинской премии в очень непростое время «борьбы с космополитизмом» — период расцвета в СССР откровенного антисемитизма.
В 1953 году на экраны вышел художественный фильм «Чук и Гек», главные герои которого будто сошли с иллюстраций Дубинского.
«Это неудивительно, кинохудожники нередко использовали выдающиеся, запомнившиеся образы, созданные художниками-графиками, — говорит Антон Иванов. — Иллюстрации Дубинского добавили к тексту нечто, отчего произведение заиграло, впечаталось в память многих поколений, которые выросли на этой книге».
С новыми рисунками «Детгиз» выпустил произведение только в конце 70-х. Их создал выдающийся русский художник Анатолий Слепков.
Иллюстрация Анатолия Слепкова к рассказу «Чук и Гек». Переиздание издательством «Мелик-Пашаев», Москва, 2016 год Личный архив Анатолия Слепкова
«Это произведение очаровательно, и для меня было большой радостью его иллюстрировать, — говорит Анатолий Слепков. — Однажды на выставке ко мне подошла женщина и сказала: «Как вам удалось передать атмосферу, настроение, передать движение, как Чук и Гек дерутся, как мама кружит мальчиков?» А я просто проживал эту историю».
В начале 80-х книга с иллюстрациями Анатолия Григорьевича Слепкова выходила в мягком преплете, а несколько лет назад московское издательство «Мелик-Пашаев» выпустило книгу в твердом переплете. Она выдержала уже не одно переиздание.
«Думаю, что это произведение всегда будет актуально для тех, кто любит детей, — говорит Анатолий Слепков, — потому что оно — про детство, и каждому, у кого дома есть маленькие мальчишки, история Чука и Гека будет близка».
Автор выражает благодарность Российской государственной библиотеке, издательству «Мелик-Пашаев», Дому-музею Аркадия Гайдара в Клину и лично Надежде Румянцевой, а также Анатолию Григорьевичу Слепкову и Антону Давидовичу Иванову за помощь в подготовке материала
Обложка: Роман Канащук/ТАСС, фонды РГБ
При чем тут Медной Горы Хозяйка?
Собственно, гайдаровского «Чука и Гека» многие называли «современной новогодней сказкой». Может быть, именно поэтому считалось, что зачин Гайдара: «Жил человек в лесу возле Синих гор» не несёт никакой конкретики — своего рода «в некотором царстве, в некотором государстве».
Но внимательный читатель обязательно вспомнит слова мамы, объясняющей Чуку и Геку, почему добраться до папы, живущего возле Синих гор, — задача не из простых: «Туда ехать тысячу и еще тысячу километров поездом. А потом в санях лошадьми через тайгу…» А вспомнив, уже не будет возмущаться тем, что авторы нового фильма «зачем-то воткнули туда Медной Горы Хозяйку».
Кадр из кинофильма «Чук и Гек»
Если кому-то покажется, что это расшаркивание перед наследницей творчества Гайдара, супругой Тимура и матерью Егора Гайдара Ариадной Бажовой, которая, ко всему прочему, ещё и дочь Павла Бажова, автора «Уральских сказов», то это мимо. Ну, почти. Медной Горы Хозяйка удивительно точно ложится в канву рассказа Гайдара по той причине, что дело происходит как раз на Урале.
Вообще-то Синие горы есть не только там. В горной системе Сихотэ-Алиня, например, тоже существует Синий хребет. Только вот ехать до Дальнего Востока — не «тысячу и ещё тысячу километров», а раза в четыре побольше.
Однако мама Чука и Гека точно знает, где находится её муж. На Среднем Урале и впрямь расположен крупный лесистый массив Синие горы. С вершины одной Синей горы в хорошую погоду можно видеть Нижний Тагил, с вершины другой Синей горы — город Кушву. А расстояние по железной дороге от Москвы до Кушвы — 1711 км. Мама, рассказывая своим маленьким сыновьям о грандиозности пути, просто округлила в большую сторону — для пущей убедительности.
Другое дело, что там нет молибдена — а ведь именно его в фильме безуспешно ищет папа, геолог Серёгин. Выходы именно молибденовых руд показывает Чуку во сне Медной Горы Хозяйка. «Возле Синих гор» есть ванадий. Зачем же было менять одну руду на другую?
Тут есть один нюанс. Ванадий — штука, конечно, полезная. Генри Форд, например, говорил: «Если бы не было ванадия — не было бы автомобиля». Зато молибден — металл, необходимый для производства танковой брони. А мы же помним, что в рассказе Геку снится сон, предвещающий очень нехорошие дела: «Кругом пожар! В снегу следы! Идут солдатские ряды. И волокут из дальних мест кривой фашистский флаг и крест». Но в новогоднем фильме прямо говорить об ужасах грядущей войны не стоит
И потому молибден остаётся лёгкой отсылкой к тому, что папа ищет не банальное золото, а нечто более важное для укрепления обороны Родины.
ТЕСТ: Помните ли вы произведения Аркадия Гайдара?
Подробнее
Как на самом деле звали Чука и Гека? Подробнее
Читательский дневник по рассказу «Чук и Гек» Аркадия Гайдара
Название произведения: «Чук и Гек»
Число страниц: 21
Жанр: рассказ
Главные герои: Чук, Гек, мама, отец.
Второстепенные герои: ямщик, сторож.
Характеристика главных героев:
Гек — старший брат и сын.
Озорной и затейливый.
Любит петь и дурачиться.
Маленький хулиган.
Боится наказания матери.
Чук — младший брат и сын.
Доверчивый и мечтательный.
Запасливый.
Любит собирать разные детальки и предметы.
Мама — умная и хозяйственная женщина.
Доверяла своим сыновьям и считала их взрослыми, способными справиться с любой задачей.
Бесстрашная, сильная и волевая.
Отец — геолог. Строгий, сильный, мужественный.
Характеристика второстепенных героев:
Ямщик — строгий, степенный, рассудительный.
Сторож — добрый, отзывчивый.
Краткое содержание рассказа «Чук и Гек»
Папа позвал семью на Новый год к себе, но в телеграмме попросил отсрочить приезд.
Однако мальчики подрались и потеряли телеграмму.
Они ничего не сказали маме.
Семья отправилась к папе в экспедицию.
Им пришлось две недели жить на базе, так как папа был в походе.
Гек спрятался в сундуке и его долго искали.
К Новому году папа с другими геологами вернулся на базу.
Они провели праздник очень весело.
Основная мысль рассказа «Чук и Гек»
Главная мысль книги в том, что самое важное и крепкое на свете – семейные узы. Основная идея произведения в том, что дети должны слушаться родителей и не ссориться
Основная идея произведения в том, что дети должны слушаться родителей и не ссориться.
Рассказ учит быть искренним, ничего не таить от родителей.
Учит взаимовыручке.
Учит дружбе и ответственности.
Краткий отзыв по рассказу «Чук и Гек» для читательского дневника:
Прочитав эту книжку, я подумала о том, что хорошо, когда дети в семье не ссорятся, а живут дружно.
Тогда ничего плохого с ними не случается.
Это интересная и увлекательная книжка.
Автору удалось рассказать, как небольшая шалость может стать причиной больших неприятностей.
Но мне всё равно понравились озорные мальчишки.
Они ругались по мелочам, но всегда готовы были помогать друг другу.
Случившееся стало для них хорошим уроком.
Я всем советую прочитать эту книгу и подумать о своих родных.
Им очень важна наша поддержка и любовь.
Пословицы к рассказу:
- Семья дружбой крепка.
- Хорошо то, что хорошо кончается.
- На что и клад, когда в семье лад.
- Кто слушается старшего, нога того о камень не ударится.
- Чему быть, того не миновать.
Ещё читательские дневники по произведениям А. Гайдара:
- «Совесть»
- «Голубая чашка»
- «Тимур и его команда»
Библиотека произведений автора пополняется.
Очень краткий пересказ рассказа «Чук и Гек»
Серегин, отец Чука и Гека был геологом и трудился на крайнем Севере. В преддверии Новогодних праздников Серегин понимает, что не приедет домой на праздники из-за навалившейся работы. Приглашает свою семью, которая проживает в Москве, к себе на станцию.
Как только почтальон принес семейству письмо от папы, они начали собираться в дорогу. Спустя неделю, когда все чемоданы были упакованы, мама мальчишек поехала на вокзал, чтобы купить билеты. В отсутствие мамы почтальон доставил телеграмму, и Чук спрятал ее в свою коробочку. Затем пошел к брату.
Зайдя в комнату, мальчишка увидел, что Гек пикой истыкал его картонку, они затеяли драку и Гек, чтобы отомстить брату за сломанную в ходе битвы пику, выкинул коробку с телеграммой в форточку.
Мальчики выбежали во двор, но ни коробки, ни телеграммы найти не удалось. Боясь наказания, они не стали говорить маме о происшествии.
На следующий день мама, Чук и Гек уже ехали в поезде. По прибытию на станцию сильно удивились, что папа их не встретил. Мать была вынуждена нанять ямщика. Ехали они долго, но когда наконец прибыли, то обнаружили, что геологическая станция пуста.
Дождавшись сторожа, мать с сыновьями узнали, что геологи уехали в экспедицию и вернутся только через десять дней. Сторож добавил, что Серегин посылал телеграмму, в которой объяснил, почему приезжать было не велено. Тогда Чуку и Геку пришлось все рассказать, но что теперь поделаешь — все вместе остались у сторожа в избе дожидаться возвращения отца.
Так как сторожу нужно было вернуться в лес на охоту, у семейства возникли небольшие трудности — матери пришлось самой колоть дрова и готовить кушать. Но несмотря на это они интересно провели время — ходили к горному ключу за водой и гуляли по снежному лесу.
На четвертый день Гек простудился и ему пришлось остаться дома, пока мама со старшим братом отправились за водой. Мальчик заскучал и задумал разыграть родных — он залез в огромный сундук и хотел напугать маму с братом, когда они вернутся, но заснул.
Когда мама с Чуком пришли домой, они испугались, что Гек потерялся и обыскали все вокруг. Обнаружила мальчишку сторожевая собака.
Сторож рассказал, что добрался до ущелья, в котором сейчас трудятся геологи и оповестил Серегина о том, что приехали его родные. Отец передал им письмо, в котором сообщалось, что его группа вернется через четыре дня, и ключ от его комнаты.
Мама с сыновьями перебрались в комнату к отцу, и чтобы время пролетело быстрее, стали мастерить елочные украшения. А в канун праздника вернулся папа и другие работники геологической станции. Новый год выдался веселым: все пели, танцевали, а в полночь включили радиоприёмник и слушали бой курантов.
Пресса о спектакле
Миллионы судеб искалечил и пожрал монстр сталинизма, миллионы оставшихся в живых и на воле травмированы психически. Ни публичного осознания, ни покаяния, ни люстрации до сих пор по-настоящему не случилось.
Доступ к архивам документов о репрессиях не открыт полностью. Создатели спектакля «Чук и Гек» по мере сил пытаются разобраться с этой неизжитостью исторического кошмара в каждом из нас, с задавленной болью и/или виной наших многих и многих предков. Как жить с устрашающей правдой о своем деде? Как не бояться говорить об этом? Где найти силы простить?
Михаил Патласов не ищет себя на истоптанном поле готовых драматургических текстов. Его режиссерские наклонности – документальный театр, где все про сегодня и про нас, где звучит прямая речь человека из мира реального, а не выдуманного.
Тамара Ларина. С Гайдаром по этапу
Новая газета 31.03.2017
Аркадий Гайдар написал светлую детскую сказку — рассказ «Чук и Гек» в 1939 году. Позади пик сталинских репрессий, впереди — война. Режиссер-документалист Михаил Патласов, поставив хрестоматийный текст на Новой сцене Александринского театра, обратился к историческим реалиям и увидел страшные глубины за его безоблачным фасадом.
Евгений Авраменко. «Чук и Гек» отправились в ГУЛАГ
Известия 30.03.2017
1. Михаил Патласов: нам нужна правда о репрессиях (беседу ведёт Ирина Парамонова)// Мой район. 08.11.2016.
2. Юрий Образцов. С высоты пролетевшего века// Вечерний Петербург. 09.11.2016
3. Зинаида Арсеньева. В театре шьют ватники// Санкт-Петербургские ведомости. № 42 (1421). 11.11.2016.
4. Михаил Патласов: «Обычный игровой театр не вызывает никакого чувства» (текст: Татьяна Троянская)// Собака.ru. 2016
5. Михаил Патласов представил спектакль «Чук и Гек» на Новой сцене Александринского театра // ТК Санкт-Петербург. 14.03.2017
6. «Чук и Гек» в жанре триллера: премьера состоялась в Александринке // Телеканал Культура. 15.03.2017
7. Татьяна Псарева. Прекрасный миф о страшном мире//ПТЖ.Блог.16.03.2017
8. Ольга Комок. Две стороны медали // Деловой Петербург. 17.03.2017
9. Евгений Авраменко. «Чук и Гек» отправились в ГУЛАГ // Известия. 30.03.2017
10. Тамара Ларина. С Гайдаром по этапу // Новая газета. 31.03.2017
11. Татьяна Джурова. Поезд идет на восток // Петербургский театральный журнал. 2017. № 89. С. 78-81.
12. Ольга Фукс. «Сталинские святки» // Экран и сцена. 18.11.2017
13. Спектакль Александринского театра «Чук и Гек» представили на «Золотой маске» // Россия Культура. 22.03.2018
14. Ольга Федянина. Тени появляются в полночь // КоммерсантЪ. 29.03.2018
15. Елена Дьякова. Лагерь, подвал, онлайн // Новая газета. №37. 09.04.2018
16. Елена Дьякова. «Маска» с открытым забралом // Новая газета. №41. 18.04.2018