«Дед Мазай и зайцы»: краткий пересказ в двух словах
Старый охотник Дед Мазай рассказал автору, как однажды во время половодья ему удалось спасти много зайцев.
Животные укрывались на разных сухих местах, но им грозила опасность. Тогда Дед Мазай подплывал на лодке к каждой группе зайцев или одиноким животным и забирал их в свою лодку.
Когда место в лодке закончилось, он подцепил бревно с зайцами к лодке и так доставил косых к сухому берегу.
Зайцы выскочили из лодки под наставление охотника «не попадаться ему на глаза зимой», когда он пойдет на охоту.
После прочтения стихотворения ты, наверное, думаешь, что хорошо запомнил сюжет. Проверь себя, выполнив небольшой, но очень интересный тест по данному произведению.
«Дедушка Мазай и зайцы». Сказка в стихотворной форме Николая Некрасова
I
В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На́ небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нем,
А разразилась жестоким дождем!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые
С силой стремительной… Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.
Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Летом ее убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,
Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах
(Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
Торной дорогой ходить ему — скука!
За́ сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем:
«Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно». — А леший? — «Не верю!
Раз в кураже я их звал-поджидал
Целую ночь, — никого не видал!
За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;
Вечером пеночка нежно поет,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точены, рисованы очи.
Ночью… ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.
Тихо как в церкви, когда отслужили
Службу и накрепко дверь затворили,
Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит…»
Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,
Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять.
Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка — заяц уходит,
Дедушка пальцем косому грозит:
«Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.
Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:
Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,
Сядет за кустом — тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит — и грянет!
Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.
«Что ты таскаешь горшок с угольками?» —
Больно, родимый, я зябок руками;
Ежели зайца теперь сослежу,
Прежде я сяду, ружье положу,
Над уголечками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею! —
«Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.
Впрочем, милей анекдотов крестьянских
(Чем они хуже, однако, дворянских?)
Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал…
II
Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:
„То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота не велика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала… Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем
„Взял бы я вас — да потопите лодку!“
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
„Глянъ-ко: что делает старый Мазай!“
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!..
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и „с богом!“ сказал…
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: „У-х!
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь… У-у-у-х!..“
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал — и домой приволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
„Не попадайтесь зимой!“
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, — линяет косой…»
Читать другие стихи НекрасоваБиография Н.Некрасова
Краткий анализ
Стихотворение входит в образовательную программу начальной школы. В 3 классе не нужно делать полный разбор произведения, достаточно краткого анализа для читательского дневника:
- Год написания — 1870.
- Полное название — «Дедушка Мазай и зайцы».
- Автор — Николай Александрович Некрасов.
- Жанр — стихотворение.
- Тема — любовь к животным.
- Основная мысль — доброта и взаимовыручка, важные качества для формирования личности человека.
- Главный герой — дедушка Мазай.
- Подходящие по смыслу пословицы — «Делай добро, и оно всегда к тебе вернётся» и «Жизнь дана на добрые дела».
Это произведение вошло во множество детских изданий с иллюстрациями и рисунками разных художников. По его мотивам снят мультипликационный фильм и даже написана картина с одноимённым названием под авторством Петра Соколова.
Можно смело утверждать, что стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» входит в список самых читаемых детских произведений. Несмотря на то что это не сказка, а вполне реальная история старого охотника, записанная автором с его слов, сюжет её не менее интересен юным читателям.
Стихотворение учит любить животных, относится к ним с теплотой и заботой. Всегда приходить на помощь беспомощным и слабым. Уметь ценить природу и наслаждаться её красотой и щедростью.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на портрет. Это прекрасный поэт Николай Алексеевич Некрасов.
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Н. А. Некрасова и прочитаем стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
Стихи Н. А. Некрасова необычные они отражают жизнь крестьян.
В стихах Н. А. Некрасов рассказал, как тяжко живётся людям в крепостной деревне. Особенно много стихов написал о крестьянах и их детях. Это «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок» и другие. Когда читаешь эти стихотворения, кажется, будто сами крестьяне рассказывают о своём труде и своих печалях — так хорошо знал Некрасов их жизнь и так близко принимал её к сердцу. Еще он писал стихи о природе в разные времена года. Такие например, «Перед дождём», «Мороз-воевода» или «Не ветер бушует над бором.».
Воспитатель. Почему поэт любит природу? Что связывает его с природой?
Вот послушайте. Отец Некрасова запрещал ему дружить с детьми крепостных крестьян, потому что сам он выходец из дворянской семьи, но мальчик, выбрав удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских детишек. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними ягоды, грибы, а когда наступала зима, и ребята уходили на Волгу кататься с крутых берегов на салазках, он и тогда не расставался со своими приятелями. Так любовь к полям, лесам своей родины, к её снегам и морозам зародилась у него ещё в детские годы.
Физкультминутка «Зайцы».
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Воспитатель. Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться.
Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту.
Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи.
Одну из историй Некрасов описывает в своем стихотворении «Дед Мазай и зайцы». Давайте прочитаем это стихотворение.
Беседа по вопросам.
— О каком интересном случае рассказал Дедушка Мазай?
— Когда этот случай произошёл?
– Что такое половодье?
(Половодье — одна из фаз водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в один и тот же сезон года, — относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня. Половодье вызывается усиленным продолжительным притоком воды, который может быть обусловлен: весенним таянием снега на равнинах; летним таянием снега и ледников в горах; обильными дождями.)
— Каким вы представили себе деда Мазая? Опишите его внешний вид.
— Как старый Мазай относится к бедным зверькам?
— Как относится Мазай к природе и ко всему окружающему?
— Какой же это был человек?
Дети.
Добрый, весёлый, не боится показаться кому-то смешным.
Воспитатель. Да, это добрый, прекрасной души человек, он не боится показаться смешным. Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей.
Воспитатель: Как Мазай в течение своего рассказа называет зайцев?
. Бедные зверьки, команда косая, зайчики, горемыка, зайчишки, плуты косые, зверишки.
Воспитатель. О чём это говорит?
Дети. Дедушке Мазаю их жалко, он любит их. Хочет помочь им в беде.
Воспитатель. — Все ли зайцы разбежались?
— Как поступил Мазай с теми, кто не смог убежать?
Дети. Отогрел, накормил.
Итог занятия.
(Показ портрета).
Дети повторяют движения
(Читает воспитатель стихотворение).
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей.
Тест
Проверьте, правильно ли вы усвоили материал в статье
1) Куда за сорок вёрст прямиком через леса бегал дед Мазай?
Нижний Новгород
Кострома
Москва
Вологда
2) Что любил делать дед Мазай?
охотиться
рыбачить
ходить по грибы
бродить по деревне
3) На кого охотился дед Мазай?
на волков
на тетеревов
на зайцев
на кабанов
4) Почему дед Мазай не охотится весной и летом?
слишком жарко ему
уезжает в город к детям
занимается огородом
у зайцев плохая шкура
5) Как относятся к зайцам деревенские мужики?
они их сильно жалеют
они их жестоко убивают
они к ним равнодушны
в деревне нет зайцев
6) Как повели себя зайцы, увидев берег?
повыскакивали в воду
раскачивали лодку
забились на дне лодки
прижались к деду Мазаю
Завершить
Анализ стихотворения «Дед Мазай и зайцы» Некрасова Н.А.
У Н.А. Некрасова самым известным считается произведение «Дед Мазай и зайцы».
Автор приехал в гости в Малые Вежи к своему знакомому охотнику дедушке Мазаю.
Во время охоты их застал ливень. Укрываяьсь в сарае, охотники начали коротать время за разговорами. Махай рассказал о своем родном крае, какой он богатый, как красивы природные массивы. Также он рассказал историю, которая случилась с ним во время половодья.
Мазай сожалеет, что люди перестреляли животных. Даже во время половодья умудряются переловить бедных зайцев, потому что в такие наводнения животные не могут спастись от жадных охотников.
В одних из дней во время половодья Мазай отправился на лодки за дровами. Река сильно разлилась, оставив лишь местами небольшие сухие островки. На одном из таких островков и укрывались бедные зайчишки.
Они сбились в кучу, перемокшие и продрогшие от холода, зайцы даже не воспротивились, когда Мазай взял одного из них в лодку. Остальные сами попрыгали к нему. Еще бы минута-другая, и их островок накрыло водой, зайчики бы утонули. Вовремя дед спас длинноухих и поплыл дальше.
Потом он увидел еще одного зайчишку на пенечке, взял в лодку к остальным. Дальше была толстенькая зайчишка. И она была спасена дедом. Мазай ласково накрыл ее тулупом и положил в лодку.
Еще несколько зайцев плыли на бревне. Кто сидел, кто стоял, некоторые лежали. Но места в лодки уже не было, и дед привязал бревно багром.
Деревенские жители, увидев лодку Мазая, наполненную зайцами, долго потешались. Лишь почуяв сушу, зайцы начали вставать на задние ножки, вытягиваться в струнку, им не терпелось попасть на берег. От их волнения даже лодка начала раскачиваться. Деду Мазаю стало трудно грести. Так не терпелось зайцам попасть на землю.
Как только лодка подплыла, зайцы повыскакивали и со всех ног наутек. А Мазай похохатывал, да покрикивал, чтоб зимой не попадались к нему на мушку.
Только четыре зайца не смогли выскочить. Они сильно вымокли и промерзли. Поэтому Мазаю пришлось взять их в свой дом, чтобы отогреть. Он их накормил и утром отнес в лес. На прощанье и им сказал, чтобы зимой береглись. А в другое время года он на зайцев не охотится, шкура плохая.
БЛОК ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ПО ТЕМЕ
Где жил Дед Мазай?
Дед Мазай жил в Вёжах.
Как Дед Мазай спас зайцев?
Он загружал их в лодку и одно бревно с зайцами тянул багром.
Как Дед Мазай называл зайцев?
«Команда косая» и «плуты косые».
С кем Дед Мазай сравнивает зайчиху?
Сравнивает с купчихой.
Кто автор «Дед Мазай и зайцы»?
Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» написал Николай Алексеевич Некрасов.
Сколько страниц в книге «Дед Мазай и зайцы»?
10 страниц.
«Дедушка Мазай и зайцы»
1. Представление учащимся картины И.И. Левитана «Большая вода», как способ формирования зрительного образа такого природного явления, как половодье. Беседа по картине, с целью развития речи детей при передаче своих художественных впечатлений при просмотре картины.
2. Первичное понимание идеи стихотворения (работа над его названием).
Краткая вступительная беседа о Некрасове.
По словам Н.А.Добролюбова, «любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила». Посмотрите на портрет Николая Алексеевича Некрасова. Каким вы его себе представляете? Некрасов в детстве был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Он родился в богатой дворянской семье, но очень любил играть с детьми крестьян, купался с ними в речке, собирал в лесу малину, чернику, а зимой катался на санках. Жизнь поэта складывалась непросто. Поэтому и стихи у Н.А.Некрасова разные: веселые, если он пишет о детстве, серьезные, если он пишет о жизни народа, о Родине.
Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением «Дедушка Мазай и зайцы».
– О чем рассказывает вам название произведения?
3. Первичное чтение текста учителем.
– Какими мыслями вам хотелось бы поделиться после прослушивания стихотворения? Что особенно тронуло вас в этом стихотворении?
4. Повторное чтение по картинам (по сюжету) с остановкой на «непонятных словах»; составление картинного плана с использованием набора сюжетных картинок.
– Хотелось бы вам перечитать это стихотворение?
Толкование слов развивает воображение, умение представлять детали картины (силки, багры, тягота, потеха, «лопочут ушами», ухнул и др.).
5. Эпизодическое чтение, сопоставление отношения к зверькам Мазая и мужиков. Составление системы образов, рисование героев (читательская оценка поступков героя).
Чтение первой картины.
– В каких словах Мазая слышится самый большой упрек мужикам? («Где у них совесть?»)
– Что такое совесть?
Чтение второй картины.
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев.
– Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова?
– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (С юмором)
Чтение третьей картины.
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Что значит слово «горемыка»?
– Почему Мазай так назвал зайца?
Чтение четвертой картины.
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Хотел ли Мазай посмеяться над зайчихой? Почему он так ее назвал?
Чтение пятой картины.
– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?
Чтение шестой картины.
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцев деревней?
– Как нужно прочитать слова односельчан?
– Обиделся ли Мазай на эти замечания?
– Как нужно прочитать слова Мазая? Прочитайте.
Выразительное чтение после разбора.
Чтение седьмой картины.
– Подчеркните слова Мазая, которыми он называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Почему автор использует другое построение стихотворения?
(Смена ритма в тексте используется автором для передачи стремительности движений вместо размеренной речи старого человека. Темп чтения быстрый, живой, показывает беспокойство зайцев, которые увидели берег).
Чтение восьмой картины.
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Как сам Мазай говорит, почему он не бьет зайцев ни зимой, ни летом?
– А как вы думаете? (Он их не бьёт не только весной, но и летом).
– Перечитайте слова, которыми он называет зайцев.
7. Заключительная беседа по прочитанному. Понимание идеи стихотворения.
– Каким вы увидели деда Мазая? (Удивительный охотник, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).
– Перечитайте строки, в которых раскрывается его характер.
И ещё следует обратить внимание детей на название стихотворения. Нигде в тексте не проявивший впрямую своего отношения к Мазаю, автор тут ласково называет его не дедом, а дедушкой, и всё потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по-человечески
Вернуться к началу документа
Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: | |||
В Мой Мир | Tweet |
Анализ стихотворения «Дед Мазай и зайцы» Некрасова
В творчестве Некрасова особое место занимают произведения для детей. Поэт с большой любовью относился к подрастающему поколению, особенно теплым было его отношение к крестьянским детям. Некрасов считал, что в дворянской семье ребенок многое теряет. В своих стихотворениях он хотел показать огромный природный мир, связь с которым городские дети давно утратили. Ярким примером является произведение «Дедушка Мазай и зайцы».
Автор описывает свою совместную охоту с деревенским жителем – дедом Мазаем. Он олицетворяет собой настоящего охотника, который прекрасно изучил все законы природы и повадки зверей. Мазай прекрасно ориентируется в лесу, он просто создан для такой жизни. Поэт с большим интересом слушает его рассказы и восхищается ими. Он отмечает, что «анекдоты крестьянские» ничуть не хуже «дворянских». Поэтому он хочет передать читателям один из таких рассказов.
Дальше повествование идет от лица самого дедушки Мазая. Некрасов стремился передать все богатство и разнообразие меткого народного языка. Сюжет заключается в том, что Мазай во время половодья спас на лодке множество зайцев. Для городского жителя такая история выглядит полной фантастикой. Тем более дедушка красочно описывает поведение зайцев, которые напоминают терпящих бедствие людей. Рассказ приобретает черты волшебной сказки. Мазай на протяжении всего повествования разговаривает с зайцами, выражает им свое сочувствие.
Для человека, прожившего всю жизнь в лесу, такая ситуация выглядит вполне правдоподобной. Некрасов хотел показать, что деревенские люди еще не утратили своей связи с природой. Их общение с животными основано не на примитивном суеверии, а на признании их во многом равными человеку. Дед Мазай говорит, что никогда не видел леших («не верю!»). Но это не мешает ему разговаривать с зайцами и считать, что они прекрасно его понимают.
Мазай все равно остается охотником. Он помогает зайцам в тяжелой ситуации, но, отпуская их на волю, предупреждает: «Не попадайтесь зимой!». Некрасов не хочет, чтобы дети воспринимали мир в качестве спокойной идиллии. Поэт был реалистом и стремился изобразить реальную действительность. Человек является царем природы, но именно поэтому должен поддерживать справедливость и порядок. Благородный поступок Мазая должен научить детей добру и милосердию ко всем существам.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
〈IV〉 Дедушка Мазай и зайцы
I
В августе, около Малых Вежей,С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,На́ небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нем,А разразилась жестоким дождем!
Прямы и светлы, как прутья стальные,В землю вонзались струи дождевые
С силой стремительной… Я и Мазай,Мокрые, скрылись в какой-то сарай.
Дети, я вам расскажу про Мазая.Каждое лето домой приезжая,
Я по неделе гощу у него.Нравится мне деревенька его:
Летом ее убирая красиво,Исстари хмель в ней родится на диво,
Вся она тонет в зеленых садах;Домики в ней на высоких столбах
(Всю эту местность вода понимает,Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый МазайЛюбит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,Торной дорогой ходить ему — скука!
За́ сорок верст в Кострому прямикомСбегать лесами ему нипочем:
«Лес не дорога: по птице, по зверюВыпалить можно». — А леший? — «Не верю!
Раз в кураже я их звал-поджидалЦелую ночь, — никого не видал!
За день грибов насбираешь корзину,Ешь мимоходом бруснику, малину;
Вечером пеночка нежно поет,Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,Рожки точены, рисованы очи.
Ночью… ну, ночью робел я и сам:Очень уж тихо в лесу по ночам.
Тихо как в церкви, когда отслужилиСлужбу и накрепко дверь затворили,
Разве какая сосна заскрипит,Словно старуха во сне проворчит…»
Дня не проводит Мазай без охоты.Жил бы он славно, не знал бы заботы,
Кабы не стали глаза изменять:Начал частенько Мазай пуделять.
Впрочем, в отчаянье он не приходит:Выпалит дедушка — заяц уходит,
Дедушка пальцем косому грозит:«Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.
Знает он много рассказов забавныхПро деревенских охотников славных:
Кузя сломал у ружьишка курок,Спичек таскает с собой коробок,
Сядет за кустом — тетерю подманит,Спичку к затравке приложит — и грянет!
Ходит с ружьишком другой зверолов,Носит с собою горшок угольков.
«Что ты таскаешь горшок с угольками?» —Больно, родимый, я зябок руками;
Ежели зайца теперь сослежу,Прежде я сяду, ружье положу,
Над уголечками руки погрею,Да уж потом и палю по злодею! —
«Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.Я, признаюсь, от души хохотал.
Впрочем, милей анекдотов крестьянских(Чем они хуже, однако, дворянских?)
Я от Мазая рассказы слыхал.Дети, для вас я один записал…
II
Старый Мазай разболтался в сарае:«В нашем болотистом, низменном краеВпятеро больше бы дичи велось,Кабы сетями ее не ловили,Кабы силками ее не давили;Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!Только весенние воды нахлынут,И без того они сотнями гинут, —Нет! еще мало! бегут мужики,Ловят, и топят, и бьют их баграми.Где у них совесть?.. Я раз за дровамиВ лодке поехал — их много с рекиК нам в половодье весной нагоняет — Еду, ловлю их. Вода прибывает.Вижу один островок небольшой — Зайцы на нем собралися гурьбой.С каждой минутой вода подбираласьК бедным зверькам; уж под ними осталосьМеньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину.Тут я подъехал: лопочут ушами,Сами ни с места; я взял одного,Прочим скомандовал: прыгайте сами!Прыгнули зайцы мои, — ничего!Только уселась команда косая,Весь островочек пропал под водой:„То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“Этак гуторя, плывем в тишине.Столбик не столбик, зайчишко на пне,Лапки скрестивши, стоит, горемыка,Взял и его — тягота не велика!Только что начал работать веслом,Глядь, у куста копошится зайчиха —Еле жива, а толста как купчиха!Я ее, дуру, накрыл зипуном —Сильно дрожала… Не рано уж было.Мимо бревно суковатое плыло,Сидя, и стоя, и лежа пластом,Зайцев с десяток спасалось на нем„Взял бы я вас — да потопите лодку!“Жаль их, однако, да жаль и находку —Я зацепился багром за сучокИ за собою бревно поволок…
Было потехи у баб, ребятишек,Как прокатил я деревней зайчишек:„Глянь-ко: что делает старый Мазай!“Ладно! любуйся, а нам не мешай!Мы за деревней в реке очутились.Тут мои зайчики точно сбесились:Смотрят, на задние лапы встают,Лодку качают, грести не дают:Берег завидели плуты косые,Озимь, и рощу, и кусты густые!..К берегу плотно бревно я пригнал,Лодку причалил — и „с богом!“ сказал… И во весь дух Пошли зайчишки. А я им: „У-х! Живей, зверишки! Смотри, косой, Теперь спасайся, А чур зимой Не попадайся! Прицелюсь — бух! И ляжешь… У-у-у-х!..“Мигом команда моя разбежалась,Только на лодке две пары осталось —Сильно измокли, ослабли; в мешокЯ их поклал — и домой приволок.За ночь больные мои отогрелись,Высохли, выспались, плотно наелись;Вынес я их на лужок; из мешкаВытряхнул, ухнул — и дали стречка!Я проводил их всё тем же советом: „Не попадайтесь зимой!“Я их не бью ни весною, ни летом,Шкура плохая, — линяет косой…»
III. Генерал Топтыгин4/6<V>. Соловьи
Публикация «План-конспект занятия, Чтение сказки „Н, А, Некрасова „Дед Мазай и зайцы“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Некрасов Н.А.
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Дед Мазай и зайцы», Некрасов Н.А.
- Темочки
прививать бережное отношение к природе, к животным
Оборудование/ материалы/ инвентарь:
Оборудование: портрет Н. А. Некрасова; стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Этапы организации образовательной деятельности Время Содержание взаимодействия воспитателя с детьми Примечания
I.Ориентировка в деятельности
1. Мотивация
2. Определение цели
3. Определение
необходимых действий
II. Исполнительский этап
беседа,
III. Завершающий этап
Беседа по достижению цели