«детвора» а. п. чехова — краткое содержание

«детвора» а. п. чехова - краткое содержание

Краткое содержание

Дети – Аня, Соня, Алеша, Гриша, Андрей – оставались дома без родителей на попечении няни и прислуги.  Их  папа и мама отправились на крестины. Агафья Ивановна, их няня, учила на кухне повариху кройке.  Пятиклассник Василий лежал в комнате для гостей на диване. Дети помладше находились в столовой.  Уже было много времени, давно пора ложиться, а дети не желали спать, ожидали возвращения родителей, чтобы все разузнать о малыше и об ужине

 Чтобы не уснуть, младшие ребята играют на деньги в лото.  За ставку у них принята копейка, мелочь они  поместили на блюдечко.  Играют ребята, соблюдая одно, но очень важное правило:  играть честно.  Лото им нравится, лица детей озарены азартом. 

Самый старшим из играющих –  девятилетний  мальчик Гриша. У него был в этом  деле денежный интерес. Гриша опасается проиграть, и из-за этого у парня не получается быть внимательным, сосредоточиться на процессе игры. С каждой победой парнишка с быстротой молнии сметает выигрыш в свой карман. Гришина сестренка Аня моложе его на год. Девочка, как и Гриша, страшится проиграть. Но боязнь Ани вызвана не денежным интересом, а ее самолюбием.

Их младшая сестренка кудрявая Соня, которой 6 лет, участвует в игре исключительно из-за своего искреннего интереса к лото

Малышке неважно, на чьей стороне выигрыш. Сонечка при любом результате игры звонко смеется и хлопает в ладошки

Самый младший ребенок в семействе – Алеша. В  процессе игры ему помогает Аня, старшая сестра кроет его цифры, потому что сам мальчик еще многих цифр не знает. В лото он принимает участие даже не из-за интереса к игре, а его привлекают не совсем приятные, но забавные недоразумения, возникающие в игровом процессе.  Алеше нравится наблюдать, как игроки ругают или бьют друг друга.

В игре принимает участие и сын поварихи Андрей.  У этого игрока болезненный вид, он безразличен к результатам лото. Его мысли занимает игровая арифметика и цифры. Дети называют  числа по очереди, не принимают в озвучивании участие лишь Сонечка и Алеша. Поскольку числа сами по себе однотипные, дети наделили их забавными прозвищами. К примеру, 90 у них – дедушка, 11 – палочки и так далее. Вот Аня видит, что Андрюша не заметил у себя 28, но девочка молчит, ею руководит самолюбие. Эту партию выиграла Соня. Пока девочка смеется, другие смотрят, не смошенничала ли та, и убеждаются, что Сонин выигрыш честный.

Игра продолжается. Начало новой партии. Здесь дети попутно обмениваются мнениями о Филиппе Филипповиче, замечают, что он похож на нечистого духа, а также обсуждают одноклассника Гриши, который умел шевелить ушами. Андрюша утверждает, что и он тоже обладает такими способностями, но дети потребовали демонстрации этого навыка, и Андрюша под всеобщий смех, не смог заставить свои уши шевелиться. Выяснилось, что это ему лишь казалось. Эту партию выиграл Гриша.  Сын поварихи еще больше побледнел и сказал, что продолжать игру не сможет, так как закончились деньги. Добрая Сонечка положила за него копейку, и дети продолжили играть.

На улице послышался колокольный звон. На мгновение эти звуки перебивают игру. Ребята утверждают, что они доносятся с погоста, чтобы распугать воров. Эту партию выиграл Андрей, на что Алеша сказал, что он выиграл нечестно, смошенничал. Случилась небольшая стычка. И победитель, и обличитель  одарили пощечинами друг дружку.  Другие дети такого исхода дела не ожидали и испугались потасовки.  Они начинают реветь, но спустя некоторое время инцидент себя исчерпал, был забыт, дети продолжили играть. Они снова смеялись, как ни в чем не бывало.

В столовую вошел  Вася.  Поначалу подростка раздражает то, малышне доверили средства и что они проводят вечер за азартной игрой. Но вскоре и он заразился общим веселым настроем и решил принять участие в лото.  Копеек у Василия не было, но имелся целый рубль. Парень хотел его разменять, потом надумал продать за десять копеек, только игроки Васе не верили. Закончились неудачные попытки Васи вклиниться в игру тем, что Сонечка положила за него копейку.  Дети продолжили было игру, но Гриша выронил свою копейку, которая исчезла под столом. Игру пришлось прервать, все принялись разыскивать монету. Этот процесс занял несколько минут. Когда копейку все же нашли, дети увидели,  что Соня уже спит. Сестренку уложили на постель мамы, а спустя 5 минут  рядом с Сонечкой спали Гриша, Алеша, Андрей и Аня. Здесь же остаются лежать монетки, которые снова обретут силу с началом новой игры в лото.

Отзыв

Произведение Антона Чехова «Детвора» мне нравится. Эта книга предлагает нам поразмышлять о том, что люди очень разные, и у каждого человека различные  представления о ценностях, поэтому мотивы увлеченности одним общим занятием отличны, но это не является помехой для участия детей в общем деле. Основная мысль рассказа Чехова – учиться быть добрым, приветливым, отзывчивым,  уметь идти на компромисс, поделиться с другими и испытывать неподдельное удовольствие и радость от совместной коллективной деятельности. Мою точку зрения подтверждает поведение юной героини Сонечки.  Этот ребенок мне особенно нравится.  Девочка играет в лото исключительно ради интереса. Она не корыстна и не самолюбива, искренне радуется за каждого победителя, ее не огорчают поражения, нравится сам процесс игры. Еще мне импонирует и то, что Сонечка выручала игроков, которые не могли принять участие в лото из-за отсутствия у них монет. Девочка делала за них вклад, чтобы они могли включиться в игру. Она отзывчивая, добрая, не жадная. С  этого маленького человечка хочется взять пример. Ведь, если с таким подходом, как она, относиться к жизни, к окружающим, спокойно, доброжелательно, без зависти принимать чужие успехи и победы, разумно вести себя при своих победах и проигрышах сопереживать и помогать другим в решении их проблем, испытывать радость даже от какой-либо приятной мелочи, то и собственная жизнь станет более веселой и легкой.  Она наполнится смыслом. Позитивное настроение положительно влияет на самочувствие людей, зачастую становится причиной его успеха в различных деяниях.

В отношении всех игроков хочу отметить, что дети все разные, ведут себя они открыто, с детской непосредственностью и с интересом реагируют на ход игры. У каждого из них проявляется характер и зачатки личности еще в раннем детстве. И мнение о героях возникает неоднозначное. Например, к самому маленькому игроку Алеше возникает умиление, поведение Ани вызывает сомнение, а Гриши – иногда раздражение. И это понятно, ведь все люди не могут быть одинаковыми. У них разные взгляды на жизнь, идеалы и ценности, различные цели. И это все естественно, так считает Чехов. Например, Аня руководствуется в игре самолюбием, Гриша – денежными соображениями,  Сонечка – непосредственным интересом к процессу игры. То, что мотивы у игроков, участвующих в лото, различны, совсем неплохо, даже наоборот.  Ведь, если бы все мы одинаково думали, имели одни и те же ценности, жить  стало бы скучно, неинтересно, тускло. Знакомство с произведением «Детвора» вызвало у меня ностальгию о собственном детстве, заставило окунуться в детские воспоминания, вспомнить веселые игры золотой поры и другие развлечения.

Особенности рассказа

В «Детворе» особенно отчетливо проявляется такая характерная особенность чеховского способа изображения, как сжатость. Буквально несколькими штрихами он рисует портреты детей от мала до велика. Язык рассказа очень колоритен, изобилует меткими и яркими словами – «дети играли так вкусно…».

Ребенок видит и воспринимает окружающий его мир не так, как взрослые. В «Детворе» Чехов видит мир глазами ребенка, и в этом мире опыт взрослого бесполезен. Здесь копейка стоит дороже рубля, а ценность денег условна – «Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры». Читатель приглашается исследовать и открывать мир вместе с ребенком, увидеть в обычном необычное и новое. С помощью точных художественных деталей писатель ярко и выразительно описывает детский мир: здесь и стеклышки, и белеющее блюдечко с пятикопеечными монетами, и недоеденное яблоко, и ножницы. Ребенок видит и интересуется тем, что находится здесь и сейчас – Чехов в рассказе учитывает эту особенность детского мировосприятия, описывая лишь обеденный стол, за которым играют дети.

В речевых характеристиках героев писатель использует «детские» номинации, передавая фразеологическую точку зрения ребенка – «…тот старенький офицер, который ездит на маленькой серой лошади». Добрую улыбку вызывают бойкие и азартные выкрики детей, называющих цифры: «Двадцать восемь – сено косим!».

О глубоком понимании Чеховым детской психологии свидетельствует и пожелание спокойной ночи в завершении рассказа: Чехов заодно с детьми, он вошел в их мир.

Яркий, беззаботный и светлый рассказ «Детвора» передает все обаяние детства.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • «О любви», анализ рассказа Чехова

  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова

  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова

  • «Студент», анализ рассказа Чехова

  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова

  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова

  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова

  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова

  • «Палата №6», анализ повести Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Система образов

В «Детворе» Чехов создает целую галерею детских портретов. Писатель не только умело, точными штрихами рисует внешность героев, но и показывает, что у каждого из детей уже есть или начинают проявляться индивидуальные особенности характера, ведь каждый ребенок – это личность.

Девятилетний Гриша завистлив и корыстолюбив, играя в лото исключительно из-за денег. Для восьмилетней Ани «счастье в игре…вопрос самолюбия», поэтому она ревностно следит, чтобы никто не выиграл. Шестилетняя добрая и жизнерадостная Соня «играет в лото ради процесса игры», одинаково радуясь за каждого выигравшего. «Пухлый шаровидный карапузик» Алеша в силу возраста не имеет «ни корыстолюбия, ни самолюбия». Мечтатель по натуре, кухаркин сын Андрей безучастен к выигрышу, его жгучий интерес вызывают цифры: «сколько на этом свете цифр и как они не перепутываются!».

Контраст беззаботной детворе являет образ пятиклассника Васи — «маленького старичка», рассуждающего как взрослый: «Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять играть им в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!».

Второй герой: Наташа

В рассказе «Детвора» Чехов создал две главные героини: Соню и Наташу. Если Соня — это типичная девочка, которая мечтает о принце на белом коне, то Наташа совсем не такая. Она сильная, независимая и решительная. Наташа не боится защищать своих братьев, даже если это может привести к неприятностям.

Наташа, как и Соня, уже подросток, но у неё нет той наивности и романтизма, который так часто свойственен подросткам. Наташа понимает, что жизнь не всегда легкая и справедливая, и готова бороться за свою семью.

Одна из ключевых мыслей этого произведения — это то, что жизнь может быть трудной и несправедливой, но нужно быть сильным, чтобы противостоять ей. Наташа яркий пример этой силы. Она не жалуется на жизнь и не ищет легких путей, она сражается за своих братьев и свою семью, даже если это не просто.

  • Защита братьев. Одна из наиболее выделяющихся черт Наташи — это её готовность защищать своих братьев. Она готова пойти на любые жертвы ради их блага.
  • Независимость. Наташа сильная и независимая, она не нуждается в мужской поддержке для жизни и выживания.
  • Сила. Наташа является воплощением силы и выносливости. Она несет ответственность за свою семью и делает все возможное для их блага.

В целом, Наташа — прекрасный пример того, какая могла бы быть жизнь, если бы она отважно преодолевала трудности каждый день. Её история в произведении «Детвора» призвана вдохновить читателей бороться за свою жизнь и любых обстоятельствах

Композиция рассказа

«Детвора» представляет по жанру наблюдение-зарисовку за детьми, которые остались поздним вечером дома одни и в отсутствие взрослых не ложатся спать, а играют в лото.

Рассказ с незамысловатым сюжетом приглашает читателя окунуться в мир счастливого и беззаботного детства.

Экспозиция выражена в произведении словами автора, что дети дома ждут родителей с крестин. Событие – сцена игры в лото. Дети играют очень азартно, на деньги. Малыши обмениваются репликами, совершают различные поступки (дерутся, ищут завалившуюся копейку). В этой части рассказа авторский текст скуп. Неожиданный финал произведения – засыпание детей на маминой кровати – создает комический эффект.

Персонажи

  • Вася — старший из детей, гимназист пятого класса, считает себя взрослым и важничает.
  • Гриша — Брат Васи, второй по старшинству, девять лет, наголо острижен, карие глаза, пухлые щёки и толстые губы, учится в подготовительном классе, считает себя самым умным, азартен.
  • Аня — Гришина сестра, восемь лет, острый подбородок, умные глаза, самолюбива, любит побеждать.
  • Соня — сестра Гриши и Ани, шесть лет, кудрявая головка, здоровый цвет лица, щедрая, радуется чужой удаче.
  • Алёша — самый младший брат, пухлый карапуз, с виду флегматичный, «но в душе порядочная бестия», любит ссоры и ругань.
  • Андрей — сын кухарки, смуглый, болезненный и мечтательный, любит арифметику и цифры.

Оценки и критика

В своём письме к Чехову от 25 мая 1903 года писатель Лев Николаевич Толстой относил рассказ «Детвора» к числу лучших рассказов у Чехова.

В 1886 году литературный критик Владимир Петерсен (Н. Ладожский) в статье «Обещающее дарование» для газеты «Санкт-Петербургские ведомости» писал о рассказе «Детвора» с большим одобрением.

Публицист и критик Леонид Оболенский в журнале «Русское богатство» отмечал что: «Дети и детская душа выходят у г. Чехова поразительно».

Писатель Константин Арсеньев сопоставлял рассказ «Детвора» с рассказами «Агафья», «Ведьма», «Панихида» отмечая что: «С психологией „простых людей“ близко соприкасается психология детского возраста — и в этой области г. Чехов также чувствует себя как дома».

Писатель Платон Краснов в статье «Осенние беллетристы» отметил рассказ «Детвора» выделив его из других: «…рассказы из быта детей г. Чехова вполне правдивы — дети в них не нарядные ангелочки, но и замараны, и жадны, и легкомысленны, и способны выводить взрослых из себя капризами и шалостями…» .

Писатель и литературный критик Виктор Гольцев упомянул рассказ «Детвора» в 1894 году в журнале «Русская мысль» указав, что в рассказе «тонко подмечены черты детских характеров».

Кратко сюжет рассказа Детвора

Родители уехали в гости, а дети остались дома. В ожидании взрослых они играют в лото. Уже поздно, но дети не ложатся спать, пока не услышат от мамы, как прошли крестины. Все находятся в столовой, а их старший брат, пятиклассник Вася, скучает в гостиной.

Обеденный стол пестрит ореховой скорлупой и стеклышками, перед каждым ребенком – по две карты: дети играют на монетки. Правила строгие: не жульничать, иначе – вон из игры.

Игра захватывающая. Ребята – их четверо и один кухаркин сын – играют по-разному, но все – с детской непосредственностью. Девятилетний Гриша, считавшийся самым взрослым и самым умным, игрок весьма азартный – его интересуют исключительно деньги. Его восьмилетняя сестра Аня играет ради самолюбия, монетки ей не интересны. Соня, девочка лет шести – играет просто так, ради процесса. Кто бы ни выиграл, она всегда радуется и хлопает в ладошки. У Алеши, самого маленького карапузика, тоже есть карты. Он совсем не разбирается в игре, у него нет ни азарта, ни самолюбия. Он здесь – за компанию, следит за своими бумажками и копейками, чтобы никто не похитил.

В процессе игры цифры на картах приобретают различные термины и смешные прозвища: «кочерга», «Семен Семеныч», «дедушка».

Дети играют бойко, выигрывают по очереди: сначала – Соня, за ней – Гриша…  Между делом рассказываются разные истории, и смешные, и страшные. Неожиданно у Андрея, кухаркиного сына, заканчиваются деньги. Он до слез расстраивается, но Соня его выручает, одалживая до следующей игры копейки, и дети играют дальше. Эта партия заканчивается его победой. Алеша, сомневаясь в честной победе Андрея, затевает небольшую драку, но вскоре они мирятся и начинают играть вновь.

Вскоре в столовой появляется скучающий и заспанный Вася. Ему так скучно, что он решает присоединиться к игре. Но у него не оказывается мелких монет, в кармане находится только один рубль, который дети не могут и не хотят разменять. Снова идет на выручку Соня, ставя за Васю копейку. Игра продолжается дальше.

Вдруг под стол роняется монетка, и все, кроме Сони, лезут ее искать. Когда монетка находится, выясняется, что Соня уже спит. Все гурьбой ведут ее в спальню, на мамину постель и сами засыпают.

Несмотря на свою непосредственность, ребята играют, как взрослые, здесь проявляется характер каждого ребенка

Особое внимание заслуживает девочка Соня, которая всегда приходит на помощь. С нее нужно брать пример

И важно внимательно изучить ее характер

Главная мысль произведения «Детвора» А.П. Чехова

Главная мысль произведения «Детвора» заключается в том, что детство — это время радости, невинности и беззаботности, которое необходимо беречь и ценить. Автор с помощью своих главных героев, Мити и Ваньки, показывает нам, какими неповторимыми и удивительными бывают детские стремления и глубокие чувства. Он также делает ударение на том, что дети очень чувствительны к окружающему миру и что их воспоминания о детстве сопряжены с наиболее яркими и важными моментами в их жизни.

Чехов отмечает, что дети — это наша надежда

В них живет будущее, и с мыслью об этом автор написал «Детвору», чтобы напомнить нам, как важно беречь их чистые сердца, защищать и восхищаться ими. В противовес этой главной мысли Чехов показывает, в каких безумных условиях дети вынуждены выживать: бедность, отсутствие культуры, отсутствие заботы родителей

Таким образом, главная мысль произведения «Детвора» заключается в сознании направления родительской заботы к сохранению и защите невинности и беззаботности детских лет. Чехов делает ударение на бедствах, которые могут сопровождать детей, но, несмотря на все, он воздевает свою оптимистическую песню, подчеркивая надежду и радость отсутствия забот в детском мире. Он напоминает нам, что, пока мы бережем и поддерживаем наших детей, мы делаем мир более счастливым местом для жизни всех нас.

Первый герой: Коля Скалозуб

Коля Скалозуб — один из главных героев рассказа «Детвора» Антона Чехова. Он является старшим братом семьи и отвечает за младших братьев и сестер. Коля — мальчик сильной воли, который не сдаётся перед жизненными трудностями. Он привык работать с малых лет и заботиться о братьях и сестрах.

Что сделало Колю таким сильным и ответственным? Главной мыслью этого героя является упорный труд и самоотверженная любовь к семье. Он знает, что от его работы зависит судьба младших братьев и сестер, и поэтому не останавливается на достигнутом. Коля стремится к лучшему будущему для семьи и готов на все ради достижения этой цели.

  • Одним из примеров трудолюбия Коли является то, что он не жалеет сил для выполнения тяжёлых работ в селе.
  • Другим примером является то, что Коля не стремится к лёгкой жизни в городе, а остаётся на родине, чтобы заботиться о близких.
  • Кроме того, он не забывает об учёбе и стремится к знаниям, чтобы обеспечить лучшее будущее для себя и своей семьи.

Таким образом, Коля Скалозуб — выдающийся герой рассказа «Детвора» Антона Чехова. Его упорный труд и самоотверженность стали примером для многих поколений читателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: