Приметы волшебных сказок в сказке никита кожемяка

Никита кожемяка русская народная сказка анализ. создание образа народного героя-богатыря из русской народной сказки "никита кожемяка"

Почему эта сказка является богатырской

Данный рассказ отнесен к богатырскому циклу сказок. На это прямо указывает ее сюжет. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо более подробно описать сюжет сказки:

  • князь Владимир ищет бойца, который смог бы победить печенежского вождя в бою один на один. К князю подходит старик и предлагает своего сына, указывая на его огромную силу. Старик рассказывает, что когда Никита мял бычьи кожи, он начал его ругать. И Никита со злости разорвал все кожи;
  • князь решает испытать Кожемяку. Он приказывает разозлить сильного быка каленым железом и выпустить его на Кожемяку. Никита не испугался быка и выхватил у него из бока голой рукой кусок кожи с мясом. Это стало достаточным подтверждением богатырской силы Кожемяки;
  • в бою он победил печенежского вождя, и угроза для Киева миновала.

Указанные признаки свидетельствуют о правильности отнесения данной сказки к богатырскому циклу. Ведь в ней указывается на огромную силу Никиты Кожемяки. В сказке есть упоминание об испытаниях богатыря, и рассказывается о единоборстве с врагом. Поэтому, ее можно обоснованно назвать богатырской.

История создания

Первые упоминания о сюжете, связанном с Никитой Кожемякой, обнаруживаются в «Повести временных лет», летописном своде начала XII века. Там юный богатырь, который поборол великана-печенега, еще не носит имени Никита. События эти летопись относит ко времени правления князя Владимира Святославовича, к 992 году.

В более позднем Никоновском летописном своде герой этого сюжета носит имя Яна Усмошвеца. Отец юноши рассказывает случай, свидетельствующий о необычайной силе сына. Однажды юноша мял кожи, а отец в это время бранил того.

Раздраженный бранью герой рвет кожи руками. выпустил против юноши-кожемяки быка, раззадоренного раскаленным железом, чтобы испытать силу героя. Юноша руками вырвал у быка кусок мяса вместе со шкурой. Последним подвигом героя в этой летописи становится бой с печенежским великаном.

В этом раннем варианте легенда носит исторические черты. Позже сюжет мифологизируется, реальный враг-печенег превращается в фантастическое существо — змея, похищающего девиц. А юноша-кожемяка начинает зваться Никитой или Кириллом.

Иллюстрация к ранней версии сказания есть в Радзивилловской летописи. Там изображен момент победы Кожемяки над печенегом. Фольклорист Афанасьев провел анализ этого сюжета с точки зрения мифологической школы. По его мнению, в сказку о борьбе Никиты Кожемяки с великаном выродился миф о борьбе громовержца с тучей-змеем.

Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Чтение русской-народной сказки „Никита Кожемяка“» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Литература, чтение. Конспекты занятий
  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
  • Сказка. Конспекты занятий по сказкам
  • Сказки для детей. Все сказки по названиям
  • Темочки

Развивающие : Развивать умение действовать согласованно; Развивать речь, память, воображение, фантазию, мышление, внимание; Обогатить словарь детей словами: (пуд, межа, соха, дары)

Воспитательная: Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Методы и приё мы: Художественное слово, показ иллюстраций, объяснение, похвала, указания, вопросы детям, чтение произведения.

Индивидуальная работа: Вспомнить с Машей К. пройденные сказки о богатырях, назвать каждого по имени.

Словарная работа: Межа; соха; борозда; пуд; черед; супротив; пенька; воловьи шкуры.

Предварительная работа: Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»; Чтение отрывков о былинных богатырях; Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»; Рассматривание альбома «Доспехи богатыря».

Материалы и оборудование: Картина богатырей Алёши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича; Изображение Никиты Кожемяки; Книга со сказками.

Описание

Никита Кожемяка – русская народная сказка Александра Афанасьева. Особенно мальчишки любят слушать сказки про богатырей. В Киеве появился змей, который начал таскать людей и съедать их. И только царскую дочь он не съел, а замуровал в своей берлоге. А царевна стала писать письма родителям, пока змея не было. Она отдавала письмо собачонке, и та относила их. И вот однажды царевна решила узнать у змея кто сильнее его. Змей сначала не хотел говорить, но все же сдался и рассказал, что это Никита Кожемяка. Тогда царевна написала письмо родителям, о том, чтобы они нашли Никиту Кожемяку. С целью освободить ее из плена.

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

— Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.

— Хорошо, — сказал Никита. — Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить — вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна: стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

Вернуться Назад в категорию Сказки для 1 класса

Главная мысль и концовка

Дети пишут сообщение о Никите Кожемяке в 5 классе и кратко заполняют читательский дневник после прочтения произведения. Это помогает лучше понять материал, осмыслить сказания и легенды своего народа, ведь они имеют огромное значение для понимания окружающего мира и того, насколько добро оказывается сильнее зла.

Именно эта мысль отражается в окончании сказки о подвиге юноши Кожемяки, краткое содержание которой нужно прочесть ученикам, не желающим читать произведение полностью. Силач во время битвы почти задушил Змея, но пожалел его и отпустил. Но чтобы запретить чудовищу посягать на русские земли, богатырь предлагает:

  • заключить перемирие;
  • разделить земли.

Никита кожемяка основная мысль. Отзыв о сказке «Никита Кожемяка

Когда-то, очень давно, возле Киева появился страшный Змей. Он наносил окрестностям большие беды – разорял, грабил ближайшие города и села, и забирал на съедение самую красивую из девушек. Через некоторое время очередь дошла до дочери царя. Но Змей, потрясенный ее красотой, не съел царевну, а взял себе в жены и запер в пещере. Когда он уходил на свой ужасный промысел, то запирал ее огромным валуном. У царевны была собачонка, она проследила куда Змей уволок красавицу и, когда того не было, то носила от царевны весточки к родным. Однажды царь попросил узнать у Змея, кто его сильней и сможет победить. Царевна так и сделала и написала, чтоб родители нашли в Киеве Никиту Кожемяку – только он может ее освободить.

Когда царь попросил Никиту помочь одолеть Змея тот поначалу отказался, но увидев слезы тысячи маленьких детей, оставшихся сиротами из-за бесчинства Змея, согласился. Он вызвал на бой чудовище и когда победил его, Змей взмолил о пощаде. Тогда Никита предложил поделить землю, чтоб у каждого была своя территория. Никита запряг Змея в соху, и они пропахали огромную борозду до самого моря. Разделив землю, они стали делить воду, и на самой середине моря Никита утопил Змея. За свой героический подвиг Никита ничего не взял и продолжил, как прежде, мять кожи. Говорят, до сих пор осталась та борозда.

Сказка (повесть, былина) Никита Кожемяка.

С этой книгой читают

Сказка о мертвой царевне и о семи богатыряхПушкин Александр Сергеевич

«Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

3.9
 (2)

Сказки для самых маленькихМаршак Самуил Яковлевич

Одному (не очень умному) мышонку надоела мамина колыбельная песенка. И стала мама-мышь приглашать к своему ребенку разных нянек – и утку, и жабу, и тетю лошадь, и курицу,…

4.5
 (3)

Стихи и сказкиЗаходер Борис Владимирович

В книгу вошли популярные детские произведения писателя: стихи: «Кит и Кот», «Кискино горе», «Час потехи», «Моя Вообразилия», «География всмятку» и многие…

Сказки про МартуСабитова Дина Рафисовна

Марта — весёлый и шаловливый котёнок. Ей всё любопытно и интересно: строить замки из песка, играть в пиратов и прикасаться ко всему, что трогать запрещено. Иногда она так…

3.48
 (5)

Сказка о жабе и розеГаршин Всеволод

«Жили на свете роза и жаба.

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные…

3.9
 (5)

СказкиАндерсен Ханс Кристиан, Гримм братья Якоб и Вильгельм, Дюкло Шарль Пино

В эту серию вошли самые известные и самые лучшие произведения зарубежной и отечественной классики. Сказки, стихи, рассказы — все, что с удовольствием в детстве читали…

4.6
 (3)

Народные русские сказкиАфанасьев Александр Николаевич

Народные русские сказки – мудрые и поучительные, смешные и грустные, наивные и лукавые, но всегда чарующие, увлекающие в свой волшебный мир, где лиса может быть…

4.4
 (1)

Сказки по телефонуРодари Джанни

Умение фантазировать, воображать, домысливать, представлять очень важно для любого человека. Такому умению можно и нужно учить детей как можно раньше. Используя сказки…

Используя сказки…

4.4
 (4)

Ход занятия

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Родина моя!

Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель: — Какое время года сейчас? (зима)

— Сколько месяцев зимой? Назовите, пожалуйста, какой месяц сейчас (февраль)

— Какой праздник мы отмечаем в феврале? (День Защитников Отечества)

— Что такое Отечество? (наша Родина) Кто защищает Родину?

— Как называется наша страна? (Россия) А как ее называли в древности? (Русь)

— А вы знаете, как называли защитников на Руси? (богатыри)

— Как вы думаете, какими они были? (смелые, ловкие, добрые, дружные)

— Вы хотели бы быть на них похожими?

-Ребята, про дружных, смелых богатырей сочиняли на Руси стихи, пели песни, рассказывали былины и сказки. Вы любите слушать сказки?

— Присаживайтесь на стулья и мы поговорим с вами о них. Чем сказки отличаются от рассказов? (Сказка это придуманное, а рассказ правда)

— Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).

— Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве)

— Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок… Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец)

— В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных — (Золушка, Мальвина, отрицательных — (баба Яга, змей Горынович)

— Кто вам больше нравится, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?

— Дети, а сказка получится, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)

— Ребята,а давайте проверим, знаете ли сказки,я буду вам загадывать, а вы будете их отгадывать и показывать на доске.

1. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

«Волк и семеро Козлят. «

2. По тропе шагая бодро,

Сами воду носят ведра?

«По-щучьему велению»

3. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

«Гуси-лебеди»

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

«Царевна лягушка»

— Молодцы, отгадали загадки.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: — Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Никита Кожемяка», хотите?

Чтение сказки «Никита Кожемяка»,

Физминутка

Богатырь он таков:

Он силен, он здоров.

Он из лука стрелял

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал.

Подрастаем мы смотри,

Станем как богатыри.

Воспитатель: — Ребята как называется сказка?

— Кто главные герои в сказке?

— Кем был главный герой?

— В каком городе появился змей?

— Почему змея боялись?

— Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?

— Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?

— Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?

– Кто победил в битве?

— Что предложил змей Никите Кожемяке?

— Чем закончилась сказка?

«Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране».

— Как вы думаете, есть ли волшебные, выдуманные, нереальные моменты в сказке?

— Есть ли в сказке непонятные для вас слова?

Межа – граница земельных владений

Соха – орудие для вспашки земли

Борозда – канавка на поверхности земли, проведенная плугом, сохой

Воловьи шкуры – шкуры волов (быков)

Кожи мять – делать кожу мягкой

— В сказке говорится, что народ боялся. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно сказать о народе? Какие они? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).

А сейчас давайте поиграем в игру, называется «Скажи наоборот». Я вам называю слово, а вы мне противоположное ему.

Смелый — трусливый

Тишина – шум

Зима – лето

Счастье – горе

Труд – отдых

Старт – финиш

Победа – поражение

Твердый – мягкий

Открытый – закрытый

Сухой – мокрый

Повесить – снять

Включить – выключить

Положить – взять

Ехать – останавливаться

Чистота – грязь

Целое – часть

Тяжелый – легкий

Холодный – горячий

Веселый – грустный

Сильный слабый

Воспитатель: — Чем мы сегодня занимались?

— Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове. Можете подойти к доске и посмотреть иллюстрации к сказке.

Сюжет сказки

Злой змей украл дочь киевского князя и спрятал ее в своем доме, чтобы никто не мог до нее добраться. Она тоскует по дому и очень хочет вернуться, но змей не отпускает царевну.

Позже змей рассказал царевне, что на всем свете он боится только одного человека — Никиту Кожемяку. С этих пор она стала думать о том, как бы ей уговорить Никиту на бой с змеем. Заключенная отправляет отцу письмо, чтобы тот отыскал богатыря и уговорил того спасти ее — убить страшного змея. Что же отвечает царю Кожемяка? Это весьма нетипично для сказок, ведь он отказывает. Когда первые царские делегаты навестили дом Никиты, он так удивился, что случайно разорвал двенадцать кож, что уже свидетельствует о немалой силе. Множество посланников ходит к Никите, а он остается непреклонным, но соглашается только тогда, когда к нему отправляют плачущих детей: богатырь просто не может вынести детские слезы. Обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым для змея, силач отправляется спасать царевну. Длительный бой между богатырем и змеем заканчивается победой Кожемяки.

Основные темы сказки Никита Кожемяка

Сказка «Никита Кожемяка» основывается на ряде тематических мотивов и идей:

1. Красота души и внешности
Главный герой Никита Кожемяка отличается необычайной внешностью, его кожа покрыта кожанками. Однако его характер и мудрость привлекают людей, он становится героем и защитником. Сказка излагает идею о том, что красота души и доброта значительно превосходят внешность и внешние дефекты.
2. Борьба с несправедливостью и злодеями
В сказке рассказывается о том, как Никита Кожемяка борется со злобными дворянами и противостоит их несправедливым поступкам в отношении крестьян. Сказка призывает к справедливости и говорит о том, что доброта и смелость могут победить зло.
3. Любовь и преданность
В сказке прослеживается мотив любви и преданности. Никита Кожемяка влюбляется в прекрасную девушку Катеньку и готов совершить много подвигов, чтобы защитить ее и быть с ней. Сказка показывает, что настоящая любовь и верность могут преодолеть все трудности и испытания.
4. Дружба и помощь
Никита Кожемяка всегда готов помочь другим, он отважный и добрый герой, который приходит на помощь людям, оказавшимся в беде

В сказке подчеркивается важность дружбы и помощи другим, а также благодарность за эти добрые поступки.

Никита Кожемяка читать

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева змей потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге.
Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.
Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней.

Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

— Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.

— Хорошо, — сказал Никита. — Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить — вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна; стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

(Илл. Л.Владимирского, изд. Советская Россия, 1990 г.)

Краткое описание сюжета

Никита работает кожемяком и живет со своими родителями. Он очень хороший и добрый парень, но его родители относятся к нему не совсем хорошо, заставляя выполнять тяжелую работу и жалея еды. Однажды, отец Никиты послал его в лес за дровами, но самое интересное произошло, когда Никита встретил добрую старушку.

«Никита, я тебя испытаю. Если ты окажешься добрым и отзывчивым, я помогу тебе», – сказала старушка.

Никита помог старушке набрать воды из колодца и отнести ее домой, а в ответ она обернулась волшебной феей и подарила мальчику мешок, из которого мог выпадать все, что он пожелает.

Никита вернулся домой и показал родителям свой дар. Родители оценили его и попытались украсть мешок, но они не знали, что мешок слушается только Никиту. Затем родители стали мучить Никиту и заставили его поступиться мешком. Но Никита не огорчился и отправился в город, чтобы найти свою судьбу.

В городе Никита встретил царя и спас его от трех огромных змей. В благодарность цар дал Никите золотой палач и предложил ему жениться на прекрасной царской дочери. Однако Никита отказался, так как его сердце принадлежало доброй и отзывчивой девушке, которую он повстречал на поляне.

Никита сопровождал прекрасную девушку домой, и оказалось, что это была та самая старушка-фея. Они подружились и начали жить вместе, а Никита больше не стал кожемяком, а стал знаменитым рыцарем и героем.

Инсценировка народной сказки «Никита Кожемяка»

Действующие лица:

Сказочник.

Никита.

Змей.

Сказочник: В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

Змей: Есть в Киеве Никита Кожемяка, тот меня сильней.

Сказочник: Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

Никита Кожемяка: Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу!

Сказочник: Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту.

Змей: Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть одной половиной, а я — другой.

Никита: Хорошо. Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сказочник: Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею.

Никита: Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Сказочник: Стали воду делить — вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна: стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: