Краткое содержание
Автор рассказа готовится к Новому году, который он будет встречать в сороковой раз. Он вспоминает, что в начале своей жизни он не понимал, что такое новогодняя ёлка, хотя мама, держа его на руках, постоянно выносила его к ней. Но в пять лет это «разукрашенное дерево» уже воспринималось автором рассказа совсем по-другому. Им он восторгался и радовался. Новогодний праздник автор рассказа всегда ждал с нетерпением.
Ёлку всегда украшала мама, а дети подглядывали в дверную щёлку за тем, как это она делала. Сестре автора в то время было уже семь лет, да ещё она была очень шустрой девочкой. Однажды она предложила брату пойти в комнату, где стоит ёлка, чтобы посмотреть, пока там нет никого из взрослых.
Ребята осторожно зашли в комнату, увидели красивую ёлку и подарки, которые уже лежали под ней. Леля предложила съесть по одной пастилке, которые висели на ёлке. А Минька решил ещё и откусить яблоко
Лелька, обидевшись на брата, взяла тогда и конфету, а затем взяла орех и хлопушку. Миньке стало обидно, поэтому он подставил стул к ёлке, но тут упал прямо на подарки. Вскоре выяснилось, что у фарфоровой куклы была отбита рука
А Минька решил ещё и откусить яблоко. Лелька, обидевшись на брата, взяла тогда и конфету, а затем взяла орех и хлопушку. Миньке стало обидно, поэтому он подставил стул к ёлке, но тут упал прямо на подарки. Вскоре выяснилось, что у фарфоровой куклы была отбита рука.
Но ребята были вынуждены убежать в свою комнату, так как раздались шаги мамы. Ничего изменить уже было невозможно, так как уже пришли гости, и мама позвала всех к ёлке. Мама сказала, что все дети по одному должны были подходить к ней, а она давала бы им угощение с ёлки и подарок. Сначала все дети, которые получали подарок, были довольны. Но вот мама сняла с ёлки яблоко, которое откусил Минька, и подозвала своих детей. Она сразу же спросила, кто это сделал.
Лелька, не задумываясь, сразу же рассказала, что это сделал её брат. Но Минька сразу же сказал, что этому его научила сестра. А мама спокойно ответила, что их обоих накажет, а тому ребёнку, которому она хотела подарить это яблоко, она теперь отдаст подарок Миньки. И это был заводной паровозик, о котором Минька так давно мечтал. Видя, как мальчик играет с игрушкой, которая должны была быть его, Минька ударил мальчика. Тот заплакал. А мама его, возмутившись, увела своего сына.
Но поругались не только дети, но мамы. Мама обиженного мальчика обозвала Миньку разбойником, а мама Миньки стала на его защиту. Вскоре выяснилось, что и другие родители недовольны и желали уйти, так как им достались испорченные игрушки. Минька и Леля стали прогонять всех гостей, чтобы все игрушки достались только им. Но тут в комнату вошёл папа и сказал, что такое воспитание лишь только губит детей. Он потушил свечи на ёлке и отправил всех спать, а игрушку он собирался завтра раздать детям.
И вот уже прошло с того времени более тридцати лет, но автор до сих пор помнит эту ёлку и то, что произошло тогда. За эти годы он больше никогда не брал и не ел чужого, а также никогда не обижал слабого. Поэтому все окружающие считают, что автор очень весёлый и добродушный человек.
Чему учит рассказ
Сам Зощенко называет это произведение «поучительной сказкой». Чему же учит эта сказка? Родителей она учит воспитывать своих детей великодушными и добрыми к другим, а детей – никогда не брать того, что тебе не принадлежит, и всегда думать о последствиях своих поступков.
Основная мысль Зощенко «Елка»: какая бы фантазия не толкала вас на авантюры, разум должен преобладать, ведь за свои поступки придется держать ответ.
Прочитав этот рассказ, каждый вспомнит запах новогодней елки, и сердце наполнится атмосферой предпраздничной суеты. В памяти человека на всю жизнь остаются такие поучительные моменты – когда родитель выступает в роли мудрого учителя и преподносит жизненный урок своему чаду.
Михаил Зощенко, ставший великим советским писателем-сатириком и драматургом, научился всегда быть честным и смотреть на жизнь с иронией.
Михаил Зощенко рассказ «Елка», так же, как и другие автобиографичные рассказы для детей, писал не только с поучительной целью, но и просто чтобы разбудить фантазию и повеселить. Анализировать детские воспоминания, всегда перемешанные с неудержимыми фантазиями, – интересно и весело.
Автор на своем примере показывает ценность семейных традиций и то, как важно прививать детям принципы с самого раннего детства
Анализ произведения
В произведении родители по-разному отнеслись к поступку детей. Только благодаря папе ребята получили ценный урок.
Краткое содержание
В доме стояла наряженная елка, а под ней лежали подарки. Дети разглядывали зеленую красавицу, одетую в красивые бусы, разные игрушки и фонарики. Кроме этого, на ней были вкусные угощения, которые не давали покоя Миньке и Лёле.
Девочка предупредила брата, что им не стоит брать подарки, так как они приготовлены для гостей. В итоге дети не выдержали и решили подкрепиться сладостями, которые висели на елке. Леля была повыше, поэтому ей досталась пастила, а ее брат взял яблоко. После этого девочка добралась до конфеты, потом еще до одной пастилы, а после этого — до орешка и хлопушки.
Минька считал это несправедливым, было обидно до слез, так как ему досталось лишь яблоко. Но он решил достать вкусности с помощью стула. Мальчик приставил его к елке, потянулся и упал. Стул перевернулся прямо на подарки и разбил руку фарфоровой кукле. В этот момент послышались шаги, и дети спрятались.
Вскоре пришли гости, мама позвала их к елке, чтобы вручить гостинцы. Она увидела надкушенное яблоко, позвала детей, чтобы выяснить, в чем дело. Ребята стали перекладывать вину друг на друга. Тогда мама сообщила, что дочку поставит в угол, а подарок, предназначавшийся сыну, подарит другому мальчику.
Когда Минька увидел, что с его паровозиком играет другой ребенок, он подошел к нему и ударил. Малыш расплакался от обиды и боли. В этот момент гости стали возмущаться, что им достались поломанные подарки. Им показалось, что хозяева оказались негостеприимными. Мамы разругались, после чего все гости разошлись.
Минька с Лелей были этому рады, ведь все теперь достанется только им. Глава семьи был недоволен этим. Он сказал, что если со всеми ругаться и выгонять, можно остаться в одиночестве. Папа собирался утром раздать подарки их владельцам.
План пересказа
По краткому содержанию «Елки» Зощенко для читательского дневника можно составить план пересказа.
Он включает в себя следующие пункты:
- Нарядная красавица.
- Подарки не дают покоя детям.
- Брат с сестрой добрались до елочных угощений.
- Стул разбил фарфоровую куклу.
- Гости пришли.
- Разоблачение Миньки и Лели.
- Ссора с гостями.
- Папа преподал хороший урок детям.
Основная мысль и характеристика персонажей
Главные герои произведения — семья, которая ожидает прихода гостей. Отец справедливый, принципиальный, строгий и практичный человек. Мама гораздо мягче его, всегда жалеет своих чад. Она добрая, заботливая и любящая. Минька и Леля — дети.
Они имеют следующие качества:
- жадные;
- негостеприимные;
- эгоистичные;
- грубые;
- обидчивые;
- хитрые.
Основная мысль заключается в том, что нужно быть вежливым человеком, относиться к окружающим, как к самому себе.
Рассказ учит:
- справедливости;
- честности;
- внимательности;
- радушию;
- щедрости.
Творчество Михаила Зощенко: необычные особенности ёлки в его произведениях
Михаил Зощенко, известный русский писатель и сатирик, в своих произведениях часто обращался к теме новогодней ёлки. Однако, его подход к описанию этого праздничного символа имеет свои особенности, которые делают его творчество уникальным.
Острота и ирония: В произведениях Зощенко ёлка часто выступает как символ притворства и ложных ценностей. Он изображает ёлку не как невинное дерево, украшенное яркими игрушками, а как объект маскировки и иллюзии.
Сатира на традиции: Зощенко представляет новогоднюю ёлку как символ безумия и глупости традиций. Он критикует не только саму ёлку, но и всю новогоднюю атмосферу, стандарты празднования и общественные ожидания.
Нарушение стандартов жанра: В своих произведениях Зощенко часто не придерживается классической формы описания ёлки. Он подходит к этой теме нетрадиционно, используя элементы фантазии и сюрреализма. Например, в одном из своих рассказов «Ёлка» он описывает ёлку, которая начинает говорить и насмехаться над праздничными гостями.
Актуальность для современности: Тема ёлки и празднования нового года в произведениях Зощенко имеет актуальное значение и для современности. Он умело подмечает глупости и нелепости современного общества и их связь с традициями празднования.
Народная мудрость и красота: Несмотря на свою иронию и сатирический подход, Зощенко также умело передает народные традиции и красоту празднования нового года. Он подчеркивает, что за всей поверхностной ложью и глупостью есть искренние чувства, радость и волшебство праздника.
Образ ёлки в общем контексте: Хотя ёлка в произведениях Зощенко может быть искаженным и ироническим символом, она также имеет глубокий символический смысл. Она олицетворяет не только праздник и волшебство, но и надежду на лучшее будущее и преображение человека.
Таким образом, творчество Михаила Зощенко особенно богато и необычно в отношении описания ёлки. Он использует этот символ для выражения своей сатирической иронии, критики традиций и общественного порядка, но при этом сохраняет народные традиции и глубину символики праздничного образа.
Ёлочные персонажи Михаила Зощенко: необычные герои новогодних историй
Михаил Зощенко — выдающийся сатирик и писатель, чьи произведения занимают особое место в русской литературе XX века. Его новогодние истории, в частности, стали классикой жанра и остаются популярными до сих пор. В основе многих его новогодних произведений лежит тема ёлки и всего, что с ней связано.
В этих историях Зощенко превращает обычную елку в необычное существо, которое обладает особыми чертами характера. Давайте рассмотрим некоторых ёлочных персонажей, которых мы можем встретить в произведениях Михаила Зощенко.
1. Ёлка-героиня
Ёлка-героиня обычно является главной героиней новогодней истории Зощенко. Она обладает человеческими качествами, такими как любознательность, хороший юмор и доброта. Ёлка-героиня общается с другими персонажами, помогает им и делится своими переживаниями. Она является символом праздника и представляет добро, радость и дружбу.
2. Ёлочные игрушки
В произведениях Зощенко ёлочные игрушки обретают свою собственную жизнь и становятся героями. Они обсуждают между собой разные темы, относятся друг к другу с симпатией или даже враждебностью. Ёлочные игрушки отличаются своей остроумностью и умением разбираться в сложных ситуациях.
3. Дети и взрослые
В произведениях Зощенко встречаются и обычные люди — дети и взрослые. Они часто попадают в забавные и нелепые ситуации, вызванные персонажами ёлки. Зощенко создает непредсказуемые и комические ситуации, которые заставляют читателя улыбаться и задумываться.
4. Дед Мороз и Снегурочка
Конечно, в произведениях Михаила Зощенко не обходится без новогодних сказочных героев — Деда Мороза и Снегурочки. Они являются символами Нового года и выполняют важные роли в историях Зощенко. Дед Мороз и Снегурочка помогают героям разрешить проблемы и препятствия, внушают им уверенность и надежду.
В произведениях Михаила Зощенко ёлка и ее персонажи являются необычными и оригинальными героями, которые создают атмосферу праздника и радости. Истории с их участием оставляют позитивное впечатление и дают возможность задуматься о важных вещах в жизни.
История создания и связь с работами Фрейда
Короткий рассказ «Елка» входит в детский цикл «Леля и Минька», который создавался Зощенко в конце 1930−начале 1940-х годов. Эти произведения не так просты, как может показаться на первый взгляд. В середине 1930-х Зощенко посещал психотерапевта, вел записи своего психического состояния, а также изучал труды Зигмунда Фрейда. Именно в тот период, когда писатель читал тексты основателя психоанализа, посвященные младенческим и детским травмам, на свет появился его первый автобиографический рассказ «Елка».
В этом контексте особого упоминания достоин сборник Фрейда «Психоанализ детских неврозов» (1925). Книга включает в себя три работы. Среди них – «Из истории одного детского невроза». Ее главный герой – пациент Фрейда, русский по имени Сергей Константинович Панкеев. Описания детства в произведениях цикла «Леля и Минька», в том числе и в «Елке», частично похожи на описания детских лет Панкеева. Детские рассказы для Зощенко – возможность использовать накопленный психоаналитический материал.
С учетом всего вышесказанного интересен финал «Елки». Отец Лели и Миньки говорит, что хорошо помнит елку, которая была 35 лет назад, что с тех пор он «ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее». Дальше следует примечательная фраза: «И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный». Это внезапное и как будто не совсем уместное упоминания докторов (возможно, имелись в виду психоаналитики) – хороший пример, доказывающий, что детские рассказы Зощенко предназначены не совсем для детей.
Главные герои рассказа Елка М.Зощенко
Лелька — старше Миньки, ей 7 лет, девочка с боевым характером, любит нашкодить, но обычно все сваливает на брата. Минька — младший брат, ему 5 лет,более осторожный, но слушается Лельку и ему часто достается вместо нее от родителей за шалости.
Краткое содержание рассказа ‘Елка’ Зощенко для читательского дневника
Минька и Лелька — брат и сестра ждут гостей на Новогодний праздник. Все готово, елка наряжена, гости вот-вот придут. Лелька подстрекает Миньку отведать сладостей, висящих на елке. В итоге дети не удерживаются: Лелька съедает пастилу, Минька — обкусывает яблоко, случайно ломают игрушки, лежащие под елкой, приготовленные в качестве подарка гостям. Наконец приходят гости, надкусанное яблоко, сломанная кукла и паровозик становятся причиной ссоры мамы детей с гостями. обиженные гости уходят, праздник испорчен, Минька и Лелька наказаны — лишены всех своих игрушек.
Вывод по рассказу ‘Елка’ М.Зощенко — если обижать других людей, брать и портить чужие вещи, жадничать — можно лишиться друзей, играть будет уже не с кем. Все тайное всегда становится явным. Гораздо лучше радоваться приходу гостей, дарить подарки, не брать чужое — тогда и праздник удастся.
В читательский дневник рассказ Михаила Зощенко ‘Елка’ можно кратко записать:
Брат и Сестра Лелька и Минька совершили ужасный поступок. Родители позвали гостей и других детей и хотели угостить их сладкими украшениями, но Лелька и Минька все съели, сломали игрушки. Когда пришли родители и другие дети они были очень разочарованы. Лельке и Миньке было очень стыдно. Мама начала за них заступаться и подарила Минькин паровозик обиженному мальчику. Миньке это было очень неприятно и он разревелся. Но в итоге, главные герои осознали свою ошибку и сказали, что больше так не будут. Эта история послужила им уроком на всю жизнь, которую автор помнит даже в зрелом возрасте.
Рассказчик и персонажи
В роли рассказчика выступает взрослый человек, который делится случаями из собственного детства. Между ним и Зощенко имеется сходство. В частности, у них совпадают имена и профессия (писатель). Несмотря на это, полного совпадения нет, ведь речь рассказчика отлична от речи автора.
Главные герои рассказа – брат и сестра. Мальчика зовут Минька, ему пять лет, и он «удивительно маленького роста». Его сестра – семилетняя Леля, которая «была очень такая высокая, длинновязая девочка». Она выступает в рассказе в качестве зачинательницы, съедая первую пастилку с елки. Если бы не ее инициатива, возможно, Минька просто полюбовался бы елочкой, не став ничего трогать.
Как многие братья и сестры Минька и Леля соперничают друг с другом. Кстати, не в последнюю очередь именно из-за этого соперничества их шалость обернулась большими неприятностями. Кроме того, Леля и Минька эгоистичны, им не хочется делится подарками с другими детьми. Минька вдобавок еще и позволил себе ударить пришедшего к ним в гости ребенка, который был младше его. За то, что у Лели и Миньки есть все эти недостатки, следует винить в первую очередь их родителей, так как они не дали детям должного воспитания.
Интересен образ мамы в произведении. Ее сложно назвать образцом для подражания. В поведении матери обнаруживается немало детского. Трудно сказать, кто ведет себя на празднике хуже, — мама или непослушные Леля с Минькой. Зато папа проявляет себя благоразумным человеком. Он понимает, что «такое воспитание» погубит его детей.
-
«История болезни», анализ рассказа Зощенко
-
«Аристократка», анализ рассказа Зощенко
-
«Галоша», анализ рассказа Зощенко
-
«Обезьяний язык», анализ рассказа Зощенко
-
«Беда», анализ рассказа Зощенко
-
«Встреча», анализ рассказа Зощенко
-
«Нервные люди», анализ рассказа Зощенко
-
«Стакан», анализ рассказа Зощенко
-
«Монтёр», анализ рассказа Зощенко
-
«Самое главное», анализ рассказа Зощенко
-
«Колдун», анализ рассказа Зощенко
-
«Великие путешественники», анализ рассказа Зощенко
-
Михаил Михайлович Зощенко, краткая биография
-
«Карусель», анализ рассказа Зощенко
По писателю: Зощенко Михаил Михайлович
Читательский дневник по рассказу «Ёлка» Михаила Зощенко
Название произведения: «Ёлка»
Число страниц: 8
Жанр: рассказ
Главные герои: Минька, Леля, папа, мама.
Второстепенные герои:
Золотушный мальчик, его мама.
Характеристика главных героев:
Минька — маленький и любознательный.
Доверчивый. Хотел быть лучше сестры. Глупый и невоспитанный.
Леля — дерзкая, ловкая.
Находчивая. Специально дразнила брата. Болтливая, язвительная.
Мама — добрая, открытая, гостеприимная, также справедливая.
Защищает своих детей, несмотря на их отвратительное поведение.
Папа — строгий, справедливый, умный. Умеет настоять на своём.
Характеристика второстепенных героев:
Золотушный мальчик — слабый, обиженный.
Его мама — недовольная, любит ругаться.
Краткое содержание рассказа «Ёлка»
Минька и его старшая сестра Лелька в канун Нового года пробрались в комнату.
Там стояла наряженная ель и лежали подарки.
Лёля съела вкусную пастилку, которую легко сорвала с высокой ветки.
А маленький Минька сумел достать только одно яблоко.
Он обиделся на сестру и полез на стул.
Стул упал и разбил куклу.
Дети испугались и убежали.
Пришли гости.
Мама раздавала детям гостей подарки.
Внезапно она обнаружила надкусанное яблоко.
Конечно, сразу поняла, кто это натворил.
Она придумала, как наказать сына: отдала паровозик, который ему предназначался, другому мальчику.
Минька с досады ударил незнакомого мальчика по руке.
Тогда мама того мальчика назвала Миньку разбойником.
Мама стала заступаться за сына.
А мама золотушного мальчика сказала, что больше не придёт в этот дом.
Другая мама возмутилась, что у куклы отбита ручка, а Леля посоветовала ей также не приходить к ним в дом.
Все гости обиделись и разошлись, а папа суровым голосом сказал, что тогда подарков не будет никому.
Затем погасил новогоднюю ёлку.
Главная мысль рассказа «Ёлка»
Основная мысль рассказа в том, что нельзя быть жадным и обижать маленьких.
Главная идея произведения в том, что если пригласил людей, то следует проявить гостеприимство, быть вежливым, обходительным, никому не грубить, потому что иначе можно остаться одиноким.
Чему учит произведение
Рассказ учит нас быть щедрыми, дарить людям подарки, хорошее настроение, чтобы иногда получать ответные дары.
Учит не жадничать и не пытаться забрать всё себе. Учит уметь уступить, проявить терпение и тактичность.
Ведь как ты относишься к людям, так и они станут относиться к тебе.
Краткий отзыв к рассказу «Ёлка» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я поняла, как много значит доброжелательность и умение делиться.
Это смешное, увлекательное произведение, но также оно очень поучительное.
Начинается всё с обычной жадности, а заканчивается важным выводом о том, что можно остаться одиноким, если плохо относиться к людям.
Рассказ мне понравился тем, что автор не старается выгородить самого себя в детстве.
Он честно рассказывает о своих ошибках и это говорит о том, что автор их полностью признал и исправился.
Больше всего в этом рассказе мне понравился папа главных героев.
Он оказался человеком честным и принципиальным, может быть даже слишком суровым.
Но он хотел воспитать детей настоящими людьми.
Рассказ заставляет задуматься о своём отношении к другим людям, о недостатках, которых никто не лишён.
Я рекомендую всем прочитать эту замечательную историю, чтобы на чужих ошибках понять, как можно себя вести, а как нельзя.
Читательские дневники по другим произведениям Михаила Зощенко:
- «30 лет спустя»
- «Самое главное»
- «Великие путешественники»
- «Золотые слова»
- «Не надо врать»
- «Глупая история»
- «Колдун»
- «Галоши и мороженое»
- Краткая биография Михаила Зощенко и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Последствия проделки
Приходят дети вместе со своими мамами. Их всех зовут подойти к елке, где им говорят, что будут давать подарок и сладкое угощение. И вот доходит очередь до яблока, покусанного Минькой. Леля говорит, что это сделал мальчик. В ответ брат говорит, что это сестра научила его.
Мама решает поставить девочку в угол, а мальчику, которому досталось это яблоко, отдает паровозик, предназначавшийся Миньке. Ему стало так обидно, что он больно ударил мальчика. Мама этого мальчика назвала Миньку разбойником, но за него вступилась его маменька. Тем временем, одной девочке достается кукла со сломанной рукой. Мамы с детьми обиделись на хозяев дома и ушли.
Главным моментом в кратком содержании «Елки» Зощенко является то, что отец детей не вступился за них, как мама, а, наоборот, сказал, что не хочет, чтобы его дети выросли избалованными. Он сказал, что они останутся без сладкого на год, а подарки потом отдаст гостям.
С тех пор писатель больше никогда не съел ни одного чужого яблока и не обижал тех, кто слабее его. Этот небольшой рассказ учит детей, что никогда нельзя брать чужие вещи, а взрослым показывает, что иногда нужно проявить строгость в воспитании, чтобы дети выросли хорошими людьми.
Вывод (моё мнение)
Минька, от лица которого идет рассказ, испытал очень сильный стыд в тот вечер, когда родители отругали их. Это переживание отразилось на его личности, и он больше никогда не трогал чужого. Этот рассказ учит быть терпеливым, думать о других и не поддаваться злости. Ведь необдуманные и легкомысленные поступки могут причинить боль другим людям и испортить всем настроение.
Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Елка» — пятилетний мальчик Минька и его семилетняя сестра Леля. Однажды Леля подговорила Миньку тайком взглянуть на новогоднюю елку, которая была наряжена к приходу гостей.
Воспользовавшись тем, что мама ушла на кухню, дети зашли в комнату, где стояла елка. Леля сказала, что подарки они трогать не будут, но она решила съесть одну из пастилок, что висели на елке. Минька не мог дотянуться до пастилок, и он надкусил одно из яблок, висевших на елке.
Увидев это, Леля съела еще одну пастилку и взяла с елки конфету. В ответ Минька еще раз откусил яблоко. Тогда Леля решила съесть третью пастилку и взять с елки хлопушку и орех. Раззадоренный Минька, который мог дотянуться только до яблока, взял стул, чтобы взобраться повыше. Но не справился со стулом и уронил его на подарки, лежавшие под елкой. У фарфоровой куклы от удара отлетела рука. Услышав мамины шаги, брат с сестрой убежали в другую комнату.
В это время пришли гости со своими детьми, и мама Миньки и Лели зажгла на елке свечи, после чего пригласила всех в комнату, где стояла новогодняя елка. Мама стала дарить пришедшим детям подарки и угощала их сладостями и фруктами, снятыми с елки.
Заметив надкушенное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю к себе и спросила, кто надкусил яблоко? Леля сказала, что это сделал Минька, а он ответил, что Леля его на это подговорила. Мама решила наказать своих детей за проступок и отдала игрушку, предназначавшуюся Миньке, одному из мальчиков, пришедшему в гости. Минька рассердился и ударил этого мальчика по руке.
Мать обиженного мальчика начала возмущаться и назвала Миньку разбойником. За Миньку вступилась его мама и между взрослыми началась перепалка. В результате все гости ушли, а в комнату пришел папа Миньки и Лели. Он потушил на елке свечи и сказал, что отдаст все игрушки другим детям. После этого он велел Миньке и Леле идти спать.
С тех пор Минька больше никогда в жизни не брал ничего чужого и никогда не обижал тех, кто слабее его.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Зощенко «Елка» заключается в том, что всегда проще подавить первое желание, чем то, что за ним последует. Леля решила попробовать всего одну пастилку с новогодней елки, а закончилось все ссорой с гостями и суровым отцовским наказанием.
Рассказ учит не поддаваться на чужие уговоры и соблазны, а думать своим умом. Минька, глядя на то, как Леля поедает пастилки, не удержался и тоже попытался достать что-нибудь с елки, сломав при этом фарфоровую куклу. Отсутствие силы воли у Лели и Миньки, их чрезмерное любопытство привели к тому, что на новогоднем празднике случился конфликт.
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Елка»?
Живи всяк своим умом. За чужим погонишься – свое потеряешь.
«Елка» – очень поучительный рассказ о жадности, зависти и умении отвечать за свои поступки. Брат и сестра своим бесцеремонным поведением испортили праздник и себе и гостям, но на всю жизнь усвоили полученный урок.