Подбор актеров для ролей
Изначально в роли главной героини Настеньки рассматривали Надежду Румянцеву, популярную советскую актрису, полюбившуюся всем после выхода на экраны фильма «Девчата». Но тут вмешался случай. Режиссер Александр Роу увидел по телевизору ледовое представление, в котором выступала Наталья Седых, на тот момент студентка Московского хореографического училища Минкультуры СССР, а вовсе не актриса. Несмотря на протесты других членов съемочной группы, Роу утвердил кандидатуру Седых, которая в итоге блестяще справилось со своей ролью.
Правда, не обошлось и без курьезов на съемочной площадке.
К примеру, Наталья с трудом избавлялась от грима и клея на ресницах, в частности после съемок эпизода «Тепло ль тебе, девица?».
В пруд за Марфушенькой-Душенькой актриса тоже не хотела прыгать, так как была уверена, что он кишит пиявками, да и попросту грязный. Однако, чтобы не разочаровать режиссера, пусть и не с первой попытки, но прыжок Настенькой в воду был выполнен, а Марфушенька спасена.
Во время съемок молоденькую Наталью красили тенями, румянами и губной помадой. Без косметики она выглядела еще младше своих 15-ти лет.
Не обошлось и без романтики. Наталья Седых, по ее собственному признанию в одном из интервью, влюбилась в своего партнера Иванушку (актер Эдуард Изотов, которому на момент съемок исполнилось 33 года!) Однако Эдуард Наталье взаимностью не ответил, тем более на тот момент он уже был счастливо женат.
Марфушкой могла бы стать известная актриса Тамара Носова. Однако Инна Чурикова, на тот момент учившаяся в театральном училище, пришла на пробы с такой харизмой и горстью орехов, которые с ловкостью перещелкала прямо на камеру, не жалея зубов, что члены кинопроцесса единогласно закрепили за Чуриковой роль Марфуши.
Один из самых ярких моментов сказки — эпизод, где Марфушенька, жаждущая богатств и жениха, жует лук, вместо яблок, и запивает молоком. Луком актрисе пришлось хрустеть вследствие ошибки реквизиторов. Однако, во многом благодаря именно этой случайности, сцена вышла настолько комичной и запоминающейся.
Фактурного актера Эдуарда Изотова на роль Ивана утвердили почти сразу. Также, как и Александра Хвылю на роль Морозко. К слову, после выхода сказки на экраны Хвыля много лет подряд играл Деда Мороза на главной новогодней елке в Кремлевском дворце.
Одного из наиболее харизматичных персонажей, Бабу Ягу, сыграл Георгий Францевич Милляр (при рождении де Мильё), востребованный советский актер и мастер озвучки фильмов и мультфильмов. Помимо Бабы Яги, в «Морозко» он сыграл эпизодическую роль дьяка-разбойника, а также стал голосом Петушка, которого Настенька просит не кукарекать, пока она не довяжет чулок.
Примечательно, что Милляр стал спасителем сказки в самом прямом смысле. Во время съемок одного из последних эпизодов «Морозко» в подвале, где хранился отснятый материал, прорвало трубы. Георгий Францевич, в одних плавках, спустился в подвал и собрал все киноленты. Очень самоотверженный и достойный поступок!
Правда, и за Милляром водились грешки. Актер очень любил спиртное и частенько оказывался в кадре подшофе. Киношники пытались понять, откуда Георгий Францевич «черпает свое вдохновение», пока не увидели, как одна из продавщиц автолавки, приезжавшей на место съемок, прячет бутылку в бидон с молоком.
В 1964 году режиссёр Александр Роу создал замечательную сказку «Морозко». которую снимали летом недалеко от Звенигорода, а зимой под Оленегорском, в Мурманской области.
Зимой было очень холодно, а актриса Наталье Седых — Настеньке, приходилось сидеть под ёлкой в одном сарафане. Актёру Эдуарду Изотову ходить по заснеженному лесу в летней рубашке.
В 1964 году режиссёр Александр Роу создал замечательную сказку «Морозко», которую снимали летом недалеко от Звенигорода, а зимой под Оленегорском, в Мурманской области. Зимой было очень холодно, а актриса Наталье Седых — Настеньке, приходилось сидеть под ёлкой в одном сарафане. Актёру Эдуарду Изотову ходить по заснеженному лесу в летней рубашке.
Сначала на роль Настеньки режиссёр хотел взять Надежду Румянцеву, а на роль Марфушеньки — Тамару Носову.
Наталье Седых было всего 15 лет и её отпаивала горячим чаем мама на съёмках фильма. Чтобы изобразить замёрзшие ресницы на них накладывали клей. Актриса была влюблена в актёра Эдуарда Изотова, который сыграл Ивана, и впервые поцеловалась в этом фильме.
Инна Чурикова попала в это кино случайно. Для роли ей обесцветили ресницы, нарисовали конопушки и сделали сальными волосы. Чурикова так здорово грызла на пробах орехи, что режиссёр выбрал именно её.
Актриса даже расстроилась, что она такая страшная в кадре. Она стойко ела горький лук в сцене, где должна была есть яблоки и запивать молоком. Только один раз Александр Роу прикрикнул на неё, когда она не хотела прыгать в пруд с пиявками, хотя вышла очень смешная сцена.
Режиссёр Александр Роу на съёмках сказки «Морозко». Фильм снимали под Звенигорордом, в деревне Гигирево, в шутку звали ГигиРоу. Съёмки длились целый год. Сани-самокаты снимались методом обратной съёмки.
Георгий Милляр сыграл Бабу-Ягу уже в восьмой раз. Режиссёр запретил актёру продавать спиртное, но актёр схитрил. Ходил с бидоном молока, а на самом деле там было спиртное и немного молочка для вида.
Как-то затопило подвал гостиницы, где был отснятый материал и именно Милляр спас от потопа драгоценные коробки с отснятым материалом. В одних трусах, по пояс в воде, актёр спас фильм!
Очень красивая пара в сказке «Морозко». Актёр Эдуард Изотов бегал в поисках Настеньки в одной рубахе по пояс в сугробах. На съёмочной площадке царил всегда идеальный порядок. Даже в кадре видно, как актриса влюблена в Ивана.
Чудесная сказка с замечательными актёрами!
После этого фильма Дед Мороз — актёр Александр Хвыля станет главным Дедом Морозом СССР и будет выступать на ёлках в Кремле. На съёмках актёр ворчал, но был очень добрым ко всей съёмочной группе.
Для Бабы-Яги в лесу построили специальную избу, которая вращалась с помощью специальных рычагов. Актёр Георгий Милляр бегал в лёгких лохмотьях на 30-градусном морозе. В каждом фильме Милляр по-разному играл роль Бабы-Яги.
В фильме снимали медведицу Маню, кошек, собак и птиц. Были выписаны для тройки кони с Калининского ипподрома. Медвежата умели собирать грибы, так как были дрессированные.
Фильм «Морозко» получил главный приз на МКФ фильмов для детей в Венеции в 1965 году.
Премия II-го Всесоюзного кинофестиваля «За фильм для детей и юношества» в Киеве, 1966 год. Посол Чехии Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Масарика за чудесную роль Марфуши.
Сюжет
История начинается с непростых взаимоотношений взбалмошной мачехи и услужливой падчерицы, которую жена отца третирует на каждом шагу, загоняя работой по дому. Далее акцент сюжета на встрече эгоистичного красавца Иванушки и юной Настеньки. Парень бравирует своей удалью и пытается бахвалиться возможным убиением медведицы с медвежатами. Настенька такой жестокости не терпит и надевает Ивану на голову ведро. В этот момент Старичок-Боровичок, которому Иванушка накануне нахамил, превращает парня в получеловека-полумедведя. Иван, думая, что это Настя его заколдовала, проклинает девушку и бежит куда глаза глядят. Далее несколько добрых поступков Ивана избавляют его от медвежьей головы, и он, каясь, спешит к Настеньке с извинениями. Но парень опоздал: жестокая мачеха, опасаясь конкуренции в лице Насти для своей дочери Марфушеньки (девушки на выданье), заставляет своего супруга вывести дочь в лес. О дальнейших приключениях героев Вы, наверняка, знаете, а если не знаете или не помните, то самое время пересмотреть сказку!
Судьбоносные следы лошади: волшебная переходная стезя
В сказке «Морозко» наши герои отслеживают судьбоносные следы лошади, которые ведут их по волшебной переходной стезе. Эти следы, оставленные магическим животным, становятся ключом к невероятным событиям и перипетиям, разворачивающимся в сказочном мире.
Судьбоносные следы, оставленные лошадью, символизируют возможность перехода в параллельный мир, где реальность смешивается с магией и фантазией. Переходная стезя, по которой следует герой или героиня сказки, представляет собой путь к исполнению желаний и справедливости. Она является связующим звеном между обыденным миром и миром магии, создавая возможность для происходящих в сказке невероятных поворотов и событий. |
Волшебная переходная стезя может принимать самые разные формы, от загадочных тропинок в лесу до ледяных дорог на горных вершинах. Она готова открыть свои тайны тем, кто выбрался на её путь, и позволить им обрести удачу или раскрыть секреты, которые иначе оставались бы скрытыми навсегда. |
Следуя по волшебной переходной стезе, герои сказки «Морозко» попадают в опасные и захватывающие приключения, которые оказываются роковыми для их судьбы. Именно на этом пути они встречают различных волшебников и магические существа, получают таинственные задания и совершают подвиги, которые меняют их жизни.
Таким образом, волшебная переходная стезя и судьбоносные следы лошади в сказке «Морозко» являются неотъемлемой частью сюжета. Они создают загадочную атмосферу и открывают дорогу к невероятным событиям и поворотам, раскрывая перед героями сказки мир сказочной магии и волшебства.
Историческая справка
Сказку Морозко мы знаем по одноимённому фильму Александра Роу, выпущенному в прокат киностудией им. Горького в 1964 году. Текст пьесы написали Николай Эрдман (1900 – 1970) и Михаил Вольпин (1902 – 1988), музыку – Николай Будашкин (1910 – 1988). Снимались звёзды того времени – Наталья Седых, Инна Чурикова, Георгий Милляр. Что интересно, Милляр известен образами сказочной нечисти – Бабы-яги и Кощея Бессмертного.
Сценарий был высоко оценен нашими критиками и зрителями, критиками и элитарными зрителями в Европе и США. Премии «Awаrd of Excellence» или «Золотой лев святого Марка» в Европе абы кому не вручается. Обычные американцы тупо жевали попкорн на просмотрах и даже покидали зал. Судя по опросам, они не поняли, о чём фильм и посчитали, что детям подобную ерунду смотреть не стоит. Почувствуйте разницу – Спилберг очень тепло отзывался о фильме и назвал его шедевром, образцом для подражания. Ученики старших классов публичных школ освистали фильм. И что показательно, больше всего негативных отзывов от афроамериканцев. Выводы делайте сами.
Сценарий изменил все имеющиеся варианты сказки, адаптировав мораль для детей и обрезав все непонятые и по советским стандартам вредные смыслы. Впрочем, упрощением занялся ещё А.Н. Толстой, который прошёлся по русскому фольклору как колхозники по девственному лесу. Просеки, вырубки, кострища. Там, где недавно жили Кикиморы и Баюн, подготовлен участок под картошку. Вроде и придерживался писатель сюжета, да только выхолащивал до безобразия, перенеся акценты на простые перипетии и эмоции.
Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика
Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями. Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика.
«Арсений Клопотовский решил эту задачу — декорации возводили на устойчивых платформах, — рассказывает куратор выставки. — Помогали в строительстве местные умельцы. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944–1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа».
Перед художником стояла еще одна сложная задача — оживить избушку Бабы-яги, и с ней он тоже справился блестяще. Изготовили две избушки: первую, деревянную, приводили в движение системой рычагов. Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной. Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, как ростовую куклу. По такому же принципу были изготовлены и костюмы пней.
Кстати, поролон (научное название — эластичный пенополиуретан) в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М.А. Горького закупила дорогой материал.
Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина.
Сотрудники Киностудии имени Горького Александр Роу и Арсений Клопотовский встретились в 1957 году на съемках фильма «Новые похождения Кота в сапогах». Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса».
Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок. Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены.
К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась. Представление о ней можно получить, рассматривая представленные на выставке открытки с рисунками Арсения Клопотовского. Серию из 15 двусторонних открыток «Морозко» выпустили в 1984 году тиражом 600 тысяч экземпляров.
Интересные факты
- Практически с момента выхода сказки на широкие экраны фильм полюбился не только советским зрителям. Много лет подряд «Морозко» показывали на Новый год в Чехословакии (сейчас в Чехии и Словакии).
- В Чехии даже производится сорт мороженого «Морозко» (по-чешски «Mrazík»).
- В сказке снялся пес по кличке Дружок, который также принимал участие в съемках «Сказки о потерянном времени».
- В одном из эпизодов кино можно заметить девочек-близняшек, собирающих в лесу грибы. Это Ольга и Татьяна Юкины, снявшиеся в главных ролях в фильме-сказке «Королевство кривых зеркал».
- В «Морозко» режиссер вновь прибегнул к любимому приему: эффект обратной перемотки. Это можно наблюдать, когда снег, упавший с деревьев, возвращается обратно, а также в сценах с пятящимися котом и собакой, разбойниками, взлетающими на сосны и пнями, выпрыгивающими из избы.
- Для Бабы-Яги в лесу соорудили деревянную избушку, которая приводилась в движение с помощью специальных рычагов. Второй, танцующий вариант, сделали из поролона. Из него же выполнили костюмы трухлявых пней для статистов, которые «нападают» на Ивана.
Сказка «Морозко»: читать текст + слушать аудио
Смотреть сказку МОРОЗКО в хорошем качестве бесплатно
Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:
– Тепло ли тебе, девица?
– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:
– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Она чуть дух переводит:
– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:
– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
– Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу:
– Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!
Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.
Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:
– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:
– Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»
Собака съест блин и опять:
– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, а собачка – все свое…
Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула и руки врозь…
– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…
Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.
Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:
– Тепло ли тебе, девица?
А она ему:
– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…
Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:
– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…
Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:
– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа:
– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:
– Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.
Старуха кинула ей пирог: – Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»
А собачка – все свое: – Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…
Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.
История Морозко
Первое упоминание о Морозко в русских прозаических сказках относится к 17 веку. Однако сама легенда о волшебнике была известна еще задолго до этого времени. Характерный образ Морозко – старого мужчины с белой бородой, одетого в снежно-голубой костюм и с березовой палкой в руках – впервые появился в сказках и былинах, передаваемых из поколения в поколение.
В сказке Морозко выступает в роли испытателя, который награждает добрых героев и наказывает злых. Он способен превращаться во множество различных форм, от старого изможденного пожилого человека до столба-избушки. В своей снежной стране Морозко управляет холодом, морозом, снегом и льдом. Он может превращать все вокруг в сказочные и необычные предметы.
В сказке Мороз Иванович выступает как помощник Морозко. Он помогает главному герою, беззаботному Ивану, преодолеть испытания, заданные Морозко, и окончательно изменяет свою жизнь.
Сказка о Морозко и Морозе Ивановиче – это прекрасный пример чудесных превращений и магических событий, которые помогают героям достичь своей судьбы и жить счастливо. Эта сказка до сих пор остается популярной и любимой среди детей и взрослых, вызывая в них удивление и восхищение перед силой и мудростью волшебных персонажей.
Читательский дневник по русской народной сказке «Морозко»
Название: «Морозко».
Число страниц: 8.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: Падчерица, Мачеха, дочь Мачехи, Морозко, Старик-отец.
Характеристика главных героев:
Падчерица — добрая и трудолюбивая девочка.
За всё свои труды, старания и страдания была щедро вознаграждена.
Морозко — справедливый, добрый, умеет вознаграждать.
Отец — слабовольный человек.
Послушался новую жену и оставил дочку на произвол судьбы.
Мачеха — злая и коварная.
Всего ей было мало.
Ленивая и корыстная.
Сестра — ленивая и жадная.
Никому не помогала и ничего не делала.
Грубиянка.
Была наказана за свои слова и поступки.
Краткое содержание сказки «Морозко»
Родную дочь мачеха баловала, а падчерицу заставляла работать.
А потом и вовсе решила её погубить.
Велела старику отвезти свою дочь в лес и там бросить.
Села девушка на снег под ёлочкой и сидит.
Тут пришёл Морозко и стал девушку морозить.
Но она хоть и мёрзла, отвечала Морозко вежливо.
И сжалился тот над ней.
Одел в богатую шубу и сундук с деньгами дал.
Завидно стало мачехе и она родную дочь в лес отправила.
А та была грубой и невоспитанной.
Обиделся Морозко и насмерть её заморозил.
План сказки:
- Злая мачеха.
- Падчерица в лесу.
- Проказы Морозко.
- Добрые слова.
- Шуба и деньги.
- Зависть.
- Родная дочь в лесу.
- Грубость.
- Смерть.
Основная мысль сказки «Морозко»
Главная мысль сказки в том, что вежливость всегда вознаграждается.
Основная идея сказки в том, что надо быть вежливыми и не бояться никакой работы.
Чему учит сказка
Сказка учит нас тому, что нужно быть терпеливыми и покорными.
Учит нас доброте, справедливости и трудолюбию.
Учит быть вежливыми.
Краткий отзыв о сказке «Морозко» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что грубость никогда не приносила пользы человеку.
Дочь мачехи грубила и была ленивой.
И это привело к печальным последствиям.
Это интересная и поучительная сказка.
Падчерица в ней была награждена за терпение и вежливость, а дочь мачехи погибла лютой смертью.
Мне понравилась добрая и отзывчивая падчерица, потому что она обладала огромным терпением и была вежливой.
Я всем советую прочитать эту историю и никогда не выходить из себя, чтобы не произошло.
Тогда вас будут уважать и любить.
Пословицы к сказке
- Покорному дитяти всё кстати.
- Доброе дело без награды не останется.
- Чем больше терпения, тем умнее человек.
- Справедливое слово слушать приятно.
- В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Волшебная водица»
- «Лиса, Заяц и Петух»
- «Курочка Ряба»
- «Мороз, Солнце и Ветер»
- «По щучьему велению»
- «Теремок»
Библиотека сказок пополняется.
Магическое явление: странное исчезновение фруктов
В одном из загадочных мгновений, на красивой и плодородной поляне, полной сочных фруктов, они внезапно начинают исчезать прямо перед глазами у персонажей сказки. Этот феномен происходит с необычной скоростью и точностью — фрукты просто исчезают, не оставляя следа, словно испаряясь в воздухе.
Странное исчезновение фруктов ставит героев сказки перед загадкой, которую им предстоит разгадать. С каждым пропавшим фруктом увеличивается тайна, окутывающая события и вызывающая беспокойство у героев.
Необычная природа этого явления олицетворяет волшебство и таинство в мире сказки «Морозко». Исчезновение фруктов обретает символический смысл, отражая конфликт между добром и злом, который будет развиваться далее в сказке. Такой магический элемент служит важным поворотным пунктом, благодаря которому развивается дальнейший сюжет и вовлекает читателя в мир загадок и приключений.
Невероятный колодец и его нетронутая крышка
Как описано в сказке, колодец находится глубоко в лесу, в месте, где не бывают люди. Никто не знает, что на самом деле скрывается под этой крышкой. Внешне колодец выглядит как обычная деревянная конструкция, но внутри него прячется что-то загадочное и таинственное.
Крышка колодца описывается как «нетронутая», что создает ощущение, будто никто никогда не поднимал ее. Это вызывает интерес и желание узнать, что находится внутри колодца и зачем он так хорошо защищен. Может быть, там скрываются сокровища или магические предметы?
Но самое удивительное в этой истории заключается в том, что крышка колодца открывается только в определенное время и только для особого человека. В сказке это была дочь старосты, которую Морозко просил достать ему воду. Таким образом, колодец становится символом недоступности и загадочности, а открытие его крышки — символом великой силы и особого призвания.
Таким образом, невероятный колодец и его нетронутая крышка являются важными элементами сказочного зачина в сказке «Морозко». Они создают таинственную и загадочную атмосферу, а также символизируют недоступность и особое призвание героя.
Уроки сказочных превращений
Во-первых, они научат нас, что наше отношение к миру и окружающим людям может влиять на наше будущее. В сказке «Морозко» героиня Наталья принимает беду за счастье и вместо того, чтобы пожаловаться на свою тяжелую работу, она так относится к ней с радостью и благодарностью
Это привлекает внимание Морозка, который в конечном итоге помогает ей изменить свою жизнь. Этот урок учит нас ценить то, что имеем, и искать позитивные стороны в любых обстоятельствах
Во-вторых, сказки учат нас проявлять сострадание и заботу о других людях. В истории «Мороз Иванович» мальчик встречает нищего старика, который замерзает и умирает. Мальчик жалеет его и дает ему свое тепло, спасая его от смерти. В результате его доброта не остается без вознаграждения — старик оказывается волшебной вороной, готовой помочь ему в любой момент. Этот урок учит нас быть отзывчивыми и добрыми по отношению к другим, потому что доброта может принести нам неожиданную помощь и поддержку.
В-третьих, сказки учат нас верить в себя и свои силы. В обеих историях главные герои проходят через трудности и преграды, прежде чем достичь своей цели. Они не сдавались и всегда были уверены, что смогут преодолеть любые трудности. Этот урок учит нас быть настойчивыми и неунывающими, верить в себя и свои возможности, даже когда все кажется безнадежным.
Таким образом, сказки «Морозко» и «Мороз Иванович» научат нас преодолевать трудности, проявлять доброту и заботу о других, а также ценить и искать позитивные стороны во всех обстоятельствах. Они напоминают нам, что наши действия и наше отношение к миру могут влиять на наше будущее. Эти уроки являются ценными и актуальными для нас и по сей день.
Чудеса Мороза Ивановича
Одним из самых известных чудес Мороза Ивановича является превращение вещей. Он может превращать палочку в зимнее деревце с яркими снежинками, грязную тряпку — в красивый снежный платок, старую лопату — в метель снега. Такие превращения помогают героям сказки исполнить свои желания и справиться с трудностями.
Еще одним замечательным чудом Мороза Ивановича является его способность управлять погодой. Он может вызывать снегопады, метели и превращать зимние ночи в долгие и яркие.
Мороз Иванович также известен своей необычной способностью помогать тем, кто украдкой приходит к нему в гости. Сказочным образом Мороз Иванович помогает героям справиться с злыми мачехами и возвращается им утраченное счастье.
- Превращение вещей
- Управление погодой
- Помощь героям
Мороз Иванович — великолепный образ в русской фольклоре, который символизирует магию зимы и загадочную силу природы. Его чудеса и доброта вдохновляют нас и придают надежду, что даже в самые холодные и трудные времена можно найти радость и силу волшебства.
Поверхностная психология
Рассмотрим фильм. Сюжетную линию Ивана, собранную из лоскутов сказок, не имеющих к “Морозке” отношения, опустим. Это совсем другая история.
Небогатая семья, состоящая из пожилого человека, когда-то потерявшего жену и не пойми зачем женившегося на женщине с ребёнком. Одно это, учитывая эпоху и нравы русского села, из ряда вон. Новая жена имеет сильный характер, умнее его во всех отношениях и с лёгкостью загнала рохлю под каблук. Она – абьюзер для мужа и падчерицы. Идиллия созависимых отношений нарушается необходимостью пристроить дочерей. Возраст пришёл, плюс бедность и давление общественного мнения. Одна дочь невзрачна, неумеха, ленива и глупа (по нашему – нерасторопна и не угодлива), другая – работящая, смиренная красавица. Понятно, что при прочих равных, лучшая партия за ней.
Надо понимать, что мужчин из-за частых войн и циклического труда (в одно время – жесть, в другое – печка, балалайка и самогон) заметно меньше. Предложение превышает спрос. А тут ещё бедность. Кто позарится на жену без приданого? Такой же босяк или семья, ищущая рабочую силу. Только внешность и исключительное трудолюбие являются козырем в таком раскладе. Настя имеет его, а Марфа – нет.
К счастью, нам сложно понять всю степень безысходности мачехи. Она любит свою дурёху, всячески её балует и понимает, что впереди у неё пропасть. При диспропорции мужчин и женщин даже забулдыга имеет все шансы отхватить достойную девушку. А тут ни характера, ни рожи ни кожи. Не станет матери, и Марфа в лучшем случае попадёт в монастырь. Но! Сказка и фильм описывают языческое время, так что и этот шанс не светит.
Возникает закономерный вопрос. В то время рожали часто. Выживали не многие. Но один ребёнок – это нонсенс. Нездоровье? Несчастный случай, погубивший других детей? В полон взяли? При любом варианте это объясняет идущую наперекор нравам и здравому смыслу болезненную привязанность к Марфе. Отсюда и губительные для её будущего потакания.
Понятно и вымещение рождённой отчаянием злобы на Насте. Перевернёшься – бита, недовернёшься – бита. Сказка точно отражает крестьянский уклад. Жён и детей во всём мире били и не усматривали в этом ничего плохого. Бить и учить только недавно перестали быть синонимами. Аномально слабохарактерный муж стал исключением из правил, и его место заняла жена. Лупила Настю постоянно, а Марфа была на подхвате.
Ясное дело, что от соперницы дочки надо избавляться. Можно изуродовать, да таких как мачеха коллектив не любит, это станет поводом пустить петуха. Значит только убийство, причём тайное и такое, какое можно объяснить. Кто лучше мужа это провернёт? Недалёкий отец смирился со всем и, наверное, искренне считал, что только замужество или смерть дочки станет для неё избавлением. В замужество через голову Марфы он не верил, значит пусть замерзает в лесу.
Теперь о главной героине. Объяснить её поведение количеством забежавших в голову тараканов нельзя. Это характер. Угождать, скрывать свои мысли и чувства, приносить свои интересы и даже жизнь в жертву для неё норма. Прям не русская деваха, а жена ронина. Фильм к тому же демонстрирует девушку с явным психическим отклонением. Она угождает не потому, что вынуждена, не из страха, а по любви. И это во времена, когда Христа не знали, а редакцию его слов не вбивали в головы. Позже такую назовут блаженной и возведут в ранг мелкопоместных святых. Но действие разворачивается в круге Сварги и такие были не в чести.
В фильме продемонстрировали доказательства блаженности. Настя – девушка с сильными магическими способностями. Такая смогла бы легко изжить мачеху, достаточно иметь такое намерение. Человеку, способному влиять на локальное время, ничего не стоит состарить или изрочить другого. Даже не подозревая об этом. Неосознанно. А у Насти – смирение глубинное, не наносное.
Отклонение произошло как реакция вытеснения, защита психики, свойственная гуттаперчевым душам. Когда такие не в силах сопротивляться, они сначала ищут оправдания, а позже воспринимают свой ад как норму. Порой при развитом воображении своё положение воспринимают как избранность, миссию, за несение которой ждут великие бонусы.
В фильме, кстати, эту чушь Насте подтвердили. Она действительно получила бонусы, а значит – избрана! Мораль фильма очевидна – смирение и труд всё перетрут, рабская позиция вознаграждается. Местный пахан Морозко хоть и самодур, да добрый. Устроил испытания и вознаградил. Для камуфлирования тоталитарной морали ввели любовную линию и комедийные элементы.