Краткое содержание Теплый хлеб Паустовского
Мимо деревни Бережки военный отряд проходил. Немецкий снаряд взорвался и осколком ранил коня командира. Оставили его в деревне. Приютил мельник Панкрат. Но считался конь ничейным, общим.
Мужику сложно было содержать животное, стала лошадь по деревне ходить, побираться. Кто хлеба чёрствого вынесет, а кто морковку хрустящую да ботвы свекольной.
В Бережках проживал мальчик с бабушкой. Мальчугана Филькой звали, кличка его была «Да ну, тебя!».
Погода на эту зиму хорошая выдалась, тёплая. Река не встала. Около мельницы вода была чёрная, спокойная.
Бабы Панкрату жаловались, что мука скоро закончится, молоть зерно надо. Отремонтировал старик мельницу, молоть зерно собрался.
А конь всё по деревне ходил. Постучался он в калитку к Филькиной бабушке. Мальчик ел хлеб с солью.
Увидел коня, лениво высунулся, вышел за калитку. Жеребец носом к ароматному кусочку потянулся. Филька же сильно ударил его по губам. Животное фыркнуло, отшатнулось, назад попятилось. Мальчуган кинул кусок в рыхлый снег, крикнул: «На, бери свой хлеб, мордой рой, доставай его!»
Слеза появилась в глазах у бедного коня. Заржал так жалостливо, громко. Ударил хвостом себя и ускакал прочь.
И тут приключилось несчастье. Ветер завыл, метель такая поднялась, что ничего не видно было. Замело все дороги, тропинки. Река промёрзла насквозь. Филька не скоро в избу зашёл, потерял, где крыльцо его, испугался. Холод до костей пробирал, все звери лесные по норам попрятались. Нигде тепла не было. В избе холодно, сыро. Мальчуган всё под одеяло зарывался, а печь то не греет, остыла уже.
Причитала, охала бабка. Плохой человек, видно, в Бережках появился, беду принёс. Ведь без муки и воды не выживет народ деревенский.
Филька расспросил бабку, что за история сто лет назад произошла: жил мужик один, и он пожалел хлеба для просящего бедняка. И вот такая же погода случилась, столько народу погибло. Испугался мальчик, понял, что по его вине такая непогода.
Побежал Филька опрометью к Панкрату, рассказал ему всё, про коня, про хлеб, что в сугроб кинул. Старик головой покачал, сказал исправить ситуацию. Решили всей деревней реку долбить, освобождать ото льда. Дружно взялись. Погода меняться начала, река оттаивать стала, тепло пришло. Как будто и не было ничего.
Мельница заработала, зерно молоть старик Панкрат начал. В деревне хлебом свежим запахло, даже лисицы из нор повыбирались — хотелось кусочек испробовать. Снова жить селение начало.
А Филька с местными ребятами к коню мириться пошли. Несли хлеба да соли. Панкрат встретил их. Вывел коня. Филька протянул хлеб, а тот отвернулся, не берёт. Заплакал тогда мальчик. Старик погладил животное, сказал: «Ну, возьми угощение, мальчик то хороший». Жеребец взял с рук Фильки кусок, зажмурился от удовольствия, голову на плечо положил. Так и померились.
А сорока, что трещала про всё и перед воронами хвалилась, что она ветер свежий, тёплый из южных стран позвала, наверное думала, что это её заслуга.
Оцените произведение:
- 3.82
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 320
Читать краткое содержание Тёплый хлеб. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Паустовский. Краткие содержания произведений
- Акварельные краски
- Бакенщик
- Барсучий нос
- Белая радуга
- Бриз
- Дремучий медведь
- Желтый свет
- Жильцы старого дома
- Заботливый цветок
- Заячьи лапы
- Золотая роза
- Золотой линь
- Исаак Левитан
- Квакша
- Колотый сахар
- Корзина с еловыми шишками
- Кот ворюга
- Мещерская сторона
- Повесть о жизни
- Подарок
- Похождения жука-носорога
- Прощание с летом
- Разливы рек
- Растрепанный воробей
- Рождение рассказа
- Сказочник
- Скрипучие половицы
- Снег
- Собрание чудес
- Стальное колечко
- Старый повар
- Телеграмма
- Тёплый хлеб
Краткое содержание Паустовский Теплый хлеб для читательского дневника
Год: 1954 Жанр: рассказ
Главные герои: мальчик Филька, раненый конь, мельник
В деревне Бережки жил мальчик Филька. прозвище было его «Да ну, тебя!», так как на всё и всегда отвечал так: «Да ну, тебя!».
Произошёл с ним случай неприятный, который повлёк за собой беду.
В Бережках жил мельник Панкрат, который приютил вороного коня. Конь считался ничейный, поэтому каждый считал должным его покормить, то хлебушком чёрствым, а то и морковкой сладкой. Филька же проявил строгость к животному и не дал хлеба, а кинул его в снег, ещё и заругался сильно. Конь фыркнул и кусок хлеба не взял.
Погода поменялась тут же. Всё замело метелью, дороги, тропинки запорошило. Река замерзла, мельница остановилась — неминуемая гибель для деревни пришла.
Причитала Филькина бабка. Говорит, завёлся человек недобрый. Мальчик побежал к мельнику и рассказал ему про коня. Тот посоветовал исправить ошибку. Созвал Филька мальчиков, старики пришли. Стали лёд на реке долбить, проламывать.
Прошла лютая погода. Снова мельница заработала, пахло хлебом свежим, что бабы испекли из только что смолотой муки. Конь принял хлеб, что мальчик ему для примирения принёс.
Рассказ учит читателя тому, что Зло всегда порождает зло в ответ. А доброта на плоды сладка, богата. Злость и жадность — погибель для души людской.
Сюжет
Однажды в деревушке Бережки появился раненый конь, которого оставили красноармейцы. Его взял мельник Панкрат, которого местные мальчишки считали настоящим колдуном. Панкрат выходил коня и с его помощью принялся чинить плотину. Однако мельник не мог кормить коня в голодное время, и тот ходил по всей деревне, выпрашивая у жителей еду. Все жалели его и делились, кто чем мог.
Как-то раз конь постучал в калитку к Фильке по прозвищу «Ну тебя!». Мальчика так прозвали в деревне за то, что он ничему не верил и ни с кем не играл. Филька нехотя подошёл к калитке и неожиданно со всего размаха ударил доверчивого коня по губам. Затем зло обругал его и бросил кусок хлеба прямо в снег.
У коня скатилась слеза, он жалобно заржал и ушёл, а деревня оказалась во власти сильного ветра со снегом. Филька даже с трудом дошёл до своего крыльца и запер дверь, а ночью ударил страшный мороз, сковав речку до самого дна. Замерзли даже колодцы, и жителей деревни ожидала верная смерть: лед сковал водяную мельницу, и невозможно было смолоть муку.
Бабка Фильки, причитая, рассказала, что сто лет назад случился такой же лютый мороз и половина деревни вымерла. А причиной тому оказалась людская злоба. Когда мимо деревни проходил безногий солдат, он попросил хлеба, но жадный хозяин кинул ему на землю заплесневелую краюху. Свистнул тогда солдат, и ударил лютый мороз. Бабка решила, что, видимо, и теперь в деревне завёлся такой же злой человек.
Ночью Филька отправился к Панкрату и во всём признался. Тот дал мальчику час, чтобы он нашёл способ, как спасти деревню от верной смерти. Филька решил собрать всех мальчишек и вручную выдолбить лёд у мельницы, чтобы заработала плотина. Ранним утром у реки собрались не только мальчишки, но и все здоровые, крепкие жители, которые принялись жечь костры да рубить лед. В ходе работы никто и не заметил, как потянуло теплым ветром, и с крыш весело закапала вода под ярким солнцем. К вечеру возле мельницы образовалась большая полынья, и Панкрат приступил к работе. Теперь все хозяйки Бережков были обеспечены мукой, и повсюду стоял чудесный аромат свежеиспечённого хлеба. Утром Филька пришёл к коню с большой краюхой и помирился с ним.
2 вариант
Рассказ «Теплый хлеб» писатель Константин Паустовский написал после второй мировой войны в 1954 году. Эта история похожа на правду. Народ помнил горечь этих сражений и рассказ «Теплый хлеб» стал актуальным.
Это произведение изложено в жанре доброй сказки. Она учит доброте и великодушию.
Действие рассказа «Теплый хлеб» разворачивается в деревне Бережки в трудное зимнее военное время. Тяжело не только на фронте, но и мирным жителям. Холод, недостаток продуктов питания сказывается на характерах главных героев по-разному. Так, мельник Панкрат, получивший прозвище колдуна, пригрел раненого коня из кавалерийского отряда. Старик подлечил его, и стал возить на нем стройматериалы, чтобы отремонтировать запруду. Мельник кормил коня, но ему не хватало, и он стал попрошайничать по крестьянским дворам. Крестьяне сочувствовали больному животному, и пытались прикармливать его.
Панкрат к зиме сделал плотину и мельницу. Муки почти не было в деревушке, и мельник собрался молоть зерно. А жеребец в это время приблизился к дому Филькиной бабушки, великодушной и отзывчивой женщины. Конь постучался мордой в калитку. Филька появился на крыльце с куском хлеба, обсыпанного солью. Он был угрюмым и нелюдимым человеком. Когда конь потянулся к хлебу, подросток ударил его по морде и выкинул краюху хлеба в снег.
Жеребец фыркнул, и слеза брызнула из глаз. Вдруг началась метель, и усилился мороз. Пока Филька шел к дому, ему мерещилось сквозь завывания ветра легкий звук конского хвоста, когда конь бьет себя по бокам.
Вечером вьюга стихла. Бабушка, вернувшись с улицы, сказала, что вода в реке заледенела. У мельницы замерзли жернова. Не будет муки, и будет голод. Мальчик испугался, заплакал. А бабуля прижала его к себе и рассказала историю.
Бедный калека спросил у богатого крестьянина немного хлеба. А тот кинул ему несвежий хлеб в сугроб. Бедолага нагнулся за хлебом и увидел, что он испорчен. Откуда не возьмись, началась вьюга, и алчный мужик в одночасье умер.
Рассказывая эту историю, бабушка уверяла, что в деревне поселился недобрый человек. Помочь убрать это зло может только премудрый Панкрат. Ночью Филька побежал к старику и рассказал о своем проступке. Мельник подсказал мальчику изобрести средство от холода.
Филька организовал деревенских ребят, чтобы сломать лед на речке. Льдины взломали, и мельница заработала. У всех в домах деревни Бережки вкусно пахло теплым свежим хлебом.
Филька не забыл бедного жеребца и принес ему целый круглый хлеб. Конь сначала отворачивался от мальчика, но Панкрат убедил его простить Фильку. Конь все съел и с благодарностью положил свою голову на Филькино плечо.
В рассказе говорится о добре и зле, и как добро побеждает зло.
Тёплый хлеб (рассказ)
Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.
Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди – помогал Панкрату чинить плотину.
Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее, общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь – раненый, пострадал от врага.
Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька по прозвищу Ну Тебя.
Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»
Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.
Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, – хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:– На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого не было.
Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза.
Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
Филька вскочил, наконец, в избу, припёр дверь, сказал: «Да ну тебя!» – и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рёв Филька слышал тонкий и короткий свист – так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.
Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.
- В начало
- Назад
- 1
- Вперед
- В конец
Чему учит сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
class=»entry-content clearfix»>
Недавно мне удалось прочитать рассказ Паустовского Теплый хлеб. Как оказалось — это прекрасное произведение советского писателя-гуманиста, который предпочитал писать о простых людях. Его произведения перекладывались на многие языки. Все его герои похожи на таких же мальчишек и девчонок как и мы, поэтому его рассказы, такие как сказка Паустовского Теплый хлеб для читательского дневника, очень близки и понятны всем.
Паустовский Теплый хлеб
Рассказ переносит читателя в военное время в простую деревушку, где проходил солдат с раненым конем. Животное тот оставил, и о нем заботился Панкрат — местный мельник. А после и все жители старались накормить коня, что захаживал в каждый двор и являлся общественным.
Однажды лошадь пришла и во двор, где жил агрессивный Филька Ну тебя. В тот момент мальчик ел хлеб и тем самым привлек к себе голодного коня. Однако не поделился он с лошадью, и вместо этого, выбросил хлеб, а лошадь ударил. Своим бездушием Филька чуть было не совершил катастрофу, ведь на деревню опустилась суровая зима с лютыми морозами. Вся вода замерзла, а мельница стала. Бабушка рассказала внуку, что такое уже было много лет назад, когда обидели старого раненого солдата. Видимо и сейчас в деревне завелся злой человек, ведь такое происходит от людской злобы.
Понял свою ошибку Филька, пошел к мельнику и приложил все свои усилия, чтобы все исправить, в том числе и помирился с конем, угостив его свежим теплым хлебом.
Главные герои
Центральным персонажем сказки Паустовского оказался мальчик из деревни, что проживал с бабушкой. Это был злобный, черствый и недоверчивый мальчишка, постоянно отказывающий в помощи своим знакомым и друзьям. В его сердце не было тепла и любви к живым существам, поэтому он с легкостью обидел коня, не понимая, насколько жестоко поступает с лошадью. Только после разговора с бабушкой, Филька понимает свою ошибку и все быстро исправляет. И здесь мы видим другие черты, что раскрылись к концу сказки Паустовского Теплый хлеб. Мы увидели Фильку трудолюбивым, сообразительным, обладающего организаторскими способностями. Увидели героя, который сумел увидеть и признать ошибку, сумел заслужить доверие и прощение у лошади.
Еще один из героев, которого хочется выделить, это Панкрат. Он был мельником и приютил раненое животное. Это рассудительный герой, с жизненным опытом за плечами, мудрый и отзывчивый. Он не отказывает мальчику в возможности все исправить и дает возможность показать, что даже в таких хулиганах имеется что-то человеческое и хорошее.
Главная мысль
В произведении Теплый хлеб главной мыслью автора является желание показать читателям, насколько важно быть отзывчивым, щедрым и добрым. Ведь доброта — это ценнейшее человеческое качество, а все хорошие поступки отзовутся добротой других людей
А вот черствость и равнодушие приводит к беде. При этом писатель говорит о том, что каждый из нас может быть злобным Филькой, но главное вовремя осознать ошибку и раскаяться, став милосерднее, отзывчивее и добрее.
Читательский дневник по рассказу «Тёплый хлеб» Константина Паустовского
Название произведения: «Тёплый хлеб».
Число страниц: 32.
Жанр: рассказ.
Главные герои: Филька, Панкрат.
Второстепенные герои: бабка.
Характеристика главных героев:
Филька. Нелюдимый мальчик по прозвищу «Ну тебя». Злой и угрюмый. Исправился и стал добрым.
Панкрат. Мельник. Строгий, справедливый и умный человек.
Характеристика второстепенных героев:
Бабка. Старая женщина, знает старинные легенды.
Краткое содержание рассказа «Тёплый хлеб»
Филька жил в деревне со своей бабкой. У него не было друзей, потому что мальчик был злым и недоверчивым.
У Панкрата жил конь, которого вся деревня любила и подкармливала. Однажды зимой конь пришёл к избе Фильки и стал просить хлеба. Филька рассердился, закричал на коня и ударил его. А хлеб бросил в снег.
Конь заплакал и жалобно заржал. Вдруг началась метель, а потом ударил мороз. Река замёрзла, и мельница встала. Деревне грозил голод.
Бабка рассказала, как в давние времена злой мужик обидел солдата-инвалида. Он бросил ему чёрствый кусок, и солдат проклял деревню. В это время также начался мороз, и злой мужик умер.
Филька испугался и бросился к Панкрату. Он рассказал о своём поступке. Панкрат поругал мальчика и велел придумать, как спасти деревню. Филька сказал, что соберёт ребят и они раздолбят лёд около плотины.
Утром вся деревня долбила лёд. А погода менялась. Когда лёд раскололи, пришла оттепель и закапало с крыш. Сорока хвасталась, что это она привела тёплый ветер.
На следующий день Филька принёс коню тёплого свежего хлеба. Они помирились и на душе мальчика стало легко.
План произведения:
- Угрюмый мальчик.
- История коня.
- Филька бьёт коня.
- Неожиданный мороз.
- Рассказ бабки.
- Испуг мальчика.
- Мельник Панкрат.
- Все долбят лёд.
- Оттепель.
- Примирение с конём.
Основная мысль рассказа
Главная мысль произведения состоит в том, что никогда нельзя отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается.
Основная идея рассказа в том, что человеческое равнодушие приносит только горе.
Чему учит произведение
Учит быть добрыми и отзывчивыми. Учит помогать другим людям, не обижать животных. Учит трудиться сообща на общее благо.
Краткий отзыв по произведению «Тёплый хлеб» для читательского дневника
Это замечательное произведение написал писатель Константин Паустовский.
Его герой, мальчик Филя, был недоверчивым к другим людям, злым и равнодушным. Он обидел коня и из-за этого наступил ужасный мороз. Филька понял, что стал причиной огромной беды, и сделал всё, чтобы исправить свою ошибку.
Он сумел заслужить прощение у коня и тогда мальчик понял, что мир прекрасен. Просто надо уметь с любовью и лаской относиться к другим людям, никому не отказывать в помощи.
Автор хотел сказать своим произведением, что наши собственные поступки могут стать причиной как большой беды, так и великого счастья. Всё на свете зависит от того, как мы относимся к людям.
Мне очень понравился этот рассказ, в котором писатель удачно соединил реальность и вымысел, сказку. Он рассказал о том, что собравшись вместе люди могут справиться с любой задачей.
Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда не отказывать тем, кто просит помощи. Не нужно быть эгоистами и думать лишь о себе.
Пословицы к произведению:
- Виновных прощают, а правых жалуют.
- Доброе дело два века живёт.
- Другим не поможем, сами пропадём.
- Была вина, да прощена.
- Воля и труд дивные всходы дают.
Словарь неизвестных слов:
- Картуз — головной убор, фуражка.
- Христорадник — попрошайка.
- Неминучая — неминуемая, неизбежная.
- Причитания — жалобы, слёзы.
- Дюже — сильно.
Ещё читательские дневники по произведениям К. Паустовского:
- «Похождения жука-носорога»
- «Заячьи лапы»
- «Стальное колечко»
- «Барсучий нос»
- «Растрёпанный воробей»
- «Дремучий медведь»
- «Корзина с еловыми шишками»
Библиотека произведений автора пополняется.
Литературное направление и жанр
Реалистическая сказка-притча несколько напоминает опыты в этом же роде позднего Л.Н. Толстого. Свойственный обычной сказке элемент фантастики сведён до минимума, и даже этот минимум можно истолковать как воображаемый персонажами. Так сорока воображает и хвастается (что, впрочем, фантастично уже само по себе), что это она договорилась с тёплым южным ветром, в то время как все считают, что тепло вернулось благодаря Филькиному покаянию. Однако же по зрелом размышлении читатель (но, конечно, не «Мурзилки») должен сообразить, что в резком похолодании и затем столь же резком потеплении нет ничего ни необычного, ни тем более фантастичного для русской зимы. А Филькиному покаянию может быть такая же цена, как Филькиной грамоте. Впрочем, отцом данного фразеологизма был, опять-таки, кровавый диктатор – Иван Грозный…
Характеристики главных героев
- Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
- Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
- Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
- Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.
Вариант №2
В своем произведении Паустовский описывает одну деревеньку, главными персонажами которой становятся жители. В данном произведении есть что-то мистическое. Из-за слов сказанных не подумав, сколько могут пострадать людей. Только добрые поступки, добрые слова могут решить все проблемы, как в рассказе “Теплый хлеб»
Рассказ о том, как несносный мальчишка обидел бедного и раненого коня. Старый мельник оставил у себя этого коня, так как он вместе с военным отрядом попал в засаду. Был один мальчишка, который выделялся среди остальных жителей. Он был необщительный, злой. Вместе с ним жила бабушка, которую как всем казалось, он тоже ненавидел. Никто не обращал на его грубости, пока в один день он не обидел коня, которого очень любили в деревне.
На самом деле мальчика звали Филя. Однажды кто-то постучал к ним домой, Филя понял, что это был конь. Он решил заговорить с ним. Поняв что конь голодный, Филя со злостью ударил коня, а кусок хлеба выкинул в сугроб. И началось что-то мистическое, резко поменялась погода. Люди не могли понять что происходит, но Филя конечно знал, вина только в нем. Запасы продуктов иссякли, начались морозы, метели. Но во время мальчик все осознал, понял свою вину, открылось сердце для людей. Конечно конь боится прошлого поступка мальчика, но все-таки он принял кусок хлеба от Фильки. В сердце главного героя не только было плохое, но и хорошее начало. Несмотря какой у мальчика был характер, соседи, мальчишки, бабушки, все ему помогали. Природа сжалилась над бедными людьми, и одарила своей любовью.
Каждое сказанное слово, каждый необдуманный проступок будут нести за собой последствия, делать хорошее или плохое, нам решать. Все это нам показывает в своём рассказе Паустовский. Филя вытеснил из своего сердца злость и ненависть, в итоге погода в деревне наладилась. Он понял, что является причиной непогоды, поступив с конём плохо, он сделал плохо не только себе, но и всей деревне. То есть из рассказа понятно, что плохие эмоции из себя нужно выбрасывать, а хорошие впитывать, как губка. В общем становится ясно, что Паустовский хочет чтобы люди стали добрые, благородные, щедрые, и ни в коем случае не были жестоки, как прежний Филька.
На пути к главной идее рассказа…
Произведение Паустовского призывает читателя научиться смотреть на себя со стороны. Жизнь человека учитывает причинно-следственную связь: мысли способствуют определенным действиям, а действия вызывают последствия. Автор показывает, что умение прогнозировать последствия – это то, чему человеку следует научиться.
Человечность предполагает милосердное и сострадательное отношение к ближним, а также к тем, за кого мы отвечаем (аллюзия на А. де Сент-Экзюпери). Российский философ, этик Виктор Малахов подчеркивал, что этическое измерение отношений между людьми насчитывает несколько уровней. На первом уровне находится толерантность. Вторая ступень – милосердие. Наконец, высший уровень предполагает умение сострадать и сочувствовать.
Центральная идея «Теплого хлеба», главные герои которого учат читателя нравственным качествам, состоит в том, что человек должен забыть о равнодушии и безразличии. Парадигма линейности, в которой живет западный человек, предполагает, что мы ошибочно думаем о невозможности исправления содеянного. Однако Паустовский говорит: действия, правильные поступки переворачивают ситуацию. Порой это простые действия: просьба о прощении, раскаяние, обычное осознание и понимание ошибочности, неправильности поступков или поведения с другими людьми, животными, природой.
Специфика рассказа «Теплый хлеб» состоит в персонажах, которых писатель выводит на сцену. Читатель привык, что действующие лица произведений – люди
Но Паустовский обращает внимание на то, что в жизненном мире человека «героями» предстают не только люди. Нас окружают животные, вещи и, наконец, природа в целом
Единая нить связывает события настоящего и прошлого, жизни людей, животных и бытие природы. Причинно-следственная связь характеризует неразрывность вины и искупления.
Из истории создания «Теплого хлеба»
Произведение, читательская аудитория которого, прежде всего, – дети, Паустовский создал спустя 9 лет после конца Второй мировой войны
В 1954 году уже было достаточно спокойно, но помнить о важности любви к ближним, сердечности в отношениях с людьми, о пагубных последствиях равнодушия к товарищам, стоит даже в мирное время
Рассказ Паустовского напечатали в «Мурзилке» – центральном детском журнале. Позже, в 1973 году, также вышел мультфильм по мотивам произведения российского писателя.
Кратко – о сюжете «Теплого хлеба»
Основные действия повествования сосредоточены вокруг жизни обыкновенной деревни. События рассказа происходят во время Второй мировой войны. Читатель становится свидетелем тяжести военного времени: это голод и постоянная нехватка продовольствия, сложный и выматывающий труд, нужда, сопровождающая быт крестьян.
Деревня называется Бережки. Сюжет разворачивается вокруг фигуры мельника Панкрата, который, заприметив раненую лошадь, забирает животное домой. Однако у Панкрата дефицит ресурсов: мужчина не знает, как прокормить себя, поэтому несчастного коня выходить крестьянину не под силу. На помощь мельнику приходят соседи – односельчане.
Жители деревни стараются помочь бедолаге, чем могут. Отличается от крестьян только Филька. Этот персонаж – носитель отрицательных черт. Филька отказывается помогать мельнику выхаживать лошадь, оставаясь безразличным к происходящему. Кроме прочего, Филька обижает коня, причиняя животному боль.
Равнодушие Фильки, нравственная холодность, пустота героя привели к страшным последствиям: в деревню пришел голод, который во время войны означал мучительную смерть. Осознав ошибку, юноша внес собственное предложение по поводу того, как справиться с надвигающейся катастрофой. Конец рассказа – положительный и оптимистичный: Филька осознает свою вину, а в искупление делит с конем теплый хлеб.
Паустовский не изобретает новую структуру выписывания героев: по традиции, читатель может заметить персонажей, действующих на первом плане, и героев второго плана.
Вариант 2
Командир оставил в деревне раненого коня, осколок от снаряда попал прямо в ногу коню. Принял коня к себе домой маленький Панкрат, у него была мельница которая уже давно была не в рабочем состоянии. Панкрата боялись в деревне и думали что он колдун, он поднял на ноги коня, но вот была проблема прокормить его, и коню приходилось ходить и искать еду по деревне.
В деревне принято было думать, что конь не является чьей либо собственностью, он был сам по себе, один, и каждый житель деревни пытался помочь бедолаге, кормили его чем могли.
В этой деревне жил мальчик со своей бабушкой, мальчишку звали Филька, но все его знали как “ Ну тебя”. На любое предложение он реагировал невзрачно, с неохотой, и с недовольным лицом.
Зима в прошлом году была на удивление теплой, за это время Панкрату удалось починить мельницу, и он был готов приступать к тому чтобы начать молоть муку. Однажды во двор к Фильке зашел конь. Мальчишка в этот момент кушал кусок хорошо посоленного хлеба. Конь вытянул шею к хлебу что бы понюхать его, Филька замахнулся на него, и громко накричал на бедного коня.
Смотря в глаза бедолаге было видно то, что они наполнялись слезами, он жалобно заржал взмахнул свои хвостом, и в этот момент на деревню обрушилась буря такой мощи которой еще не было.
Метель утихла ближе к вечеру, и тогда вернулась бабка домой, этой ночью в деревню обрушился сильнейший мороз. Снег под ногами хрустел, мороз обмораживал лицо и руки.
Филькина бабка расплакалась горькими слезами, и сказала что всех на деревне ждет смерть. Бабка рассказала мальчику то, что сто лет назад был такой же мороз. И после этого мороза не могли оклематься ни деревья, ни все живое, ни сама земля. Земля выглядела будто пустыня. Ни одна животина не хотела сюда идти, потому что боялась этой местности.
А случилось все это от жадности, и злодеяний людских. Шел однажды хромой солдат через деревню нашу, попросил хлеба у мужика, а тот мужик злой был , и оскорбил калеку, и бросил ему как собачонке, заплесневевшую буханку. Посмотрев на это, солдат свистнул, и буря закружилась над деревней. Видно и теперь на деревне завелся такой мужик, и пока вину перед ним не искупить, так и будет мороз деревню пожирать.
Услышав эту историю от бабки, рассказал Филька Панкрату, Панкрат намолол муки, а утром Филька притащил буханку теплого хлеба коню. Конь сначала испугался мальчишку, но потом поел, и на улице после доброго дела мальчика буря начала утихать. А конь остался сытым и довольным.