7 лучших сочинений по рассказу «муму» (для 5 класса)

«муму» анализ произведения тургенева – план, история создания, тема, общая характеристика рассказа

«Преступная профессия»

Свой путь в литературе юный Тургенев – как и многие его ровесники – начал со стихов. К 1837 году он был автором около сотни (!) небольших стихотворений и нескольких поэм.

«Около Пасхи 1843 года в Петербурге произошло событие и само по себе крайне незначительное, и давным-давно поглощенное забвением. А именно: появилась небольшая поэма некоего Т. Л., под названием «Параша». Этот Т. Л. был я; этою поэмой я вступил на литературное поприще».

В том же году было написано одно из самых известных стихотворений Тургенева — «В дороге (Утро туманное)», положенное на музыку и ставшее едва ли не лучшим русским романсом.

Постепенно угол его зрения стал смещаться к прозе. В 1846 выходят повести, а с 1847 года в «Современнике» начинают публиковаться первые главы «Записок охотника», которые фактически положили начало новому жанру в русской литературе.

Тургенев любил говорить, что «Записки охотника» стали выполнением его Аннибаловой клятвы бороться до конца с врагом, которого он возненавидел с детства. «Враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право». Написать такую вещь в России, по его мнению, было невозможно. «Я не мог, — писал Тургенев, — дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него».

Местом своего удаления Иван Сергеевич выбрал Париж. Именно в этом городе счастья и любви русскому писателю пришлось стать свидетелем революционных событий 1848 года. Пока на его глазах строились и разрушались баррикады, он пришел к безапелляционному выводу о пагубности, неприемлемости, а главное – бессмысленности любых революционных переломов.

Тургенев то возвращался в Россию, то снова уезжал… Жизнь текла своим чередом, появлялись новые знакомства, печатались рассказы.

Владимир Галактионович Короленко в 1909 году в статье «Стереотипное в жизни русского писателя» писал:

Этой участи не удалось избежать и Тургеневу. В 1852 году Иван Сергеевич написал небольшой некролог на смерть Гоголя. Бдительная петербургская цензура в печать его не пропустила. М.Н. Мусин-Пушкин, председатель Петербургского цензурного комитета, пояснил: «о таком писателе преступно отзываться столь восторженно». Тургенев не отступился и отослал статью в Москву, В.П. Боткину, который напечатал её в «Московских ведомостях

Поднялся шум, власти увидели в некрологе бунт, автора посадили в съезжую, т.е. в тюрьму при полицейской части. «Сидение не оказалось ни страшным, ни даже неудобным. – отмечает Борис Зайцев. — Ему отвели отдельную комнату, отлично кормили, к нему ездили друзья, он много, по обыкновению, читал, написал «Муму». Конечно, самый воздух участка ни для кого не сладок. Рядом с приличным тургеневским помещением наказывали провинившихся дворовых – их крики мучили его. Досаждала жара. Иногда он нервно шагал взад-вперед по камере, высчитывая, сколько сделал верст…». После месяца заключения Тургенева выслали в его родную деревню – Спасское.

Только через два года – и то благодаря вмешательству и усердию графа А.К. Толстого – писатель вновь получил право жить в столицах.

После кончины императора Николая I последовательно были опубликованы наиболее значимые произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862).

Неудивительно, что воспитанный на идеалах Западной Европы писатель активно включился в разработку Крестьянской реформы, принимал участие в написании коллективных писем, проектов, протестов и прочее. Также он органично влился в издание герценовского «Колокола».

В конце 1862-го года Тургенева неожиданно привлекли к делу «32-х обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами».  Писателю было предписано немедленно явиться в Сенат. Иван Сергеевич поспешно написал письмо Государю, стараясь убедить того в своей политической лояльности. Свои воззрения он назвал «независимыми, но лояльными». Все подозрения в итоге были сняты, но с Герценом, едко высмеявшем письмо писателя к Императору, отношения разладились.

Темы

Тематика рассказа «Муму» знакомит читателя с бытом и нравами дворянской России до отмены крепостного права:

  1. Любовь – по мнению Тургенева, человеку жизненно необходимо любить и быть любимым в этом жестоком мире, к чему и стремился Герасим на протяжении всего повествования. Однако лишившись любви, герой больше не заводил собак и не женился. Его чувства были стойкими и верными.
  2. Отношение к животным – именно по тому, как человек относится к беззащитным животным, можно понять его истинную натуру. Герасим был добр, он так и не смог простить себе убийства Му-му, поэтому прожил одинокую жизнь. А вот барыня жестока ко всем: и к животным, и к людям. Ее раскаяние мимолетно.
  3. Социальная обстановка в дворянской России – Тургенев изображает перед нами быт и нравы имперской России, в которой крестьянское большинство живёт в бедности и лишениях, чтобы обеспечить дворянское меньшинство, вздорных и недалеких людей.
  4. Одиночество – по мнению писателя, одиночество – самое большое несчастье, которое может случиться с человеком. Раскаиваясь в содеянном, Герасим обрекает себя на затворничество.
  5. Доброта – в мире, изображённом автором, очень сложно сохранить в себе доброту, остаться человеком. Однако Тургенев показал, что в любой ситуации всегда можно найти доброго человека, способного на ласку и сострадание. Некоторые люди из дворни пытались помочь Герасиму скрыть собаку, но, к сожалению, ничто не смогло спасти ее.
  6. Маленький человек – писатель показал читателям трагедию простого крестьянина, который с самого рождения не властен над своей жизнью, принадлежащей привилегированному меньшинству, не считающему простой народ за людей.

«Обеды пяти»

С 1863 года Тургенев жил в Баден-Бадене, позже переехал в Париж. Его присутствие в Европе не было пассивным: он установил знакомства чуть ли не со всеми крупнейшими писателями Англии, Франции и Германии. Главной своей задачей он видел, говоря современным языком, «продвижение» русской литературы среди европейской публики.

Как это часто происходит с представителями русской интеллигенции, даже за границей Тургенев чувствовал свою ответственность за судьбу Родины, и все его думы и тревоги были посвящены путям русского государства. В этих рефлексиях родился роман «Дым», который спровоцировал достаточно бурную дискуссию среди русскоязычной публики. Как признавался сам автор, произведение ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку — особенно сбоку».

В то же время совершенно закономерно, что в какой-то период Иван Сергеевич стал самым популярным и самым читаемым (вероятно, и самым продаваемым) русскоязычным автором в Европе, где сообщество критиков даже возвело его в число первых писателей всего столетия. В 1878 году на парижском международном литературном конгрессе он был избран вице-президентом – сидел рядом с Гюго и председательствовали они по очереди. Оба выступали на открытии. Борис Зайцев замечает: «Гюго гремел, Тургенев скромно прочел речь о русской литературе – имел очень большой успех. Серебряная голова, фрак, белый галстук, пенсне, негромкий и высокий голос, отсутствие рисовки, общее ощущение, что это крупный писатель – все до слушателей «дошло» – Русская литература никогда еще не занимала такого места – ее вознес Тургенев». Более того, через год Оксфордский университет удостоил его звания почетного доктора – и это при том, что до Тургенева ни одному беллетристу в принципе не было оказано такой чести.

С 1874 года парижские рестораны Риша и Пелле приютили у себя пятерых необычных холостяков – Флобера, Эдмона Гонкура, Доде, Золя и Тургенева. Посиделки писателей стали известны как «обеды пяти», и хотя идея принадлежала Флоберу, русский писатель был на них первой скрипкой. Раз в месяц высокое собрание за вкусным столом поднимало разные темы – от структуры французского языка до политических тенденций. Жаль, что  эти встречи не стенографировались…

Основная идея

Тургенев изобразил перед читателями крепостничество во всей его абсурдной жесткости. В лице барыни он воплотил всё помещичье дворянство, которое, как опасный паразит, высасывает кровь из крестьянской России. Смысл рассказа «Муму» заключается в развенчании мифа о праве дворян безгранично владеть крепостными. Автор показывает, что такая власть над людьми сама по себе развращает помещиков и делает их тиранами.

В лице же Герасима перед нами предстаёт русский народ – сильный, способный, но безвольный, не способный на сопротивление злу и угнетению. Однако уход Герасима из города, от барыни-самодурки, символизирует собой начало пробуждения, веру писателя в то, что рано или поздно русские люди осознают свои права и обретут счастье. Главная мысль рассказа «Муму» — это необходимость пробуждения русской души от многовекового сна рабства.

Почему Герасим убил Муму? Это решение литературовед Виктор Чалмаев называет поступком «гордым, полным мучительной скорби и достоинства», потому что крестьянин понимает, что сам является такой же бесправной собакой, а значит, не может взять ответственность за животное на себя. Но и предавать Муму, разбивать ей сердце и прогонять ее он не может, потому что он слишком добр, а она — слишком к нему привязалась. В итоге выход один: убить собаку, причинив ей меньше страданий. Он никому не доверил насильно увезти ее и напугать перед смертью. Он сам сделал это, чтобы она до последней минуты наслаждалась его обществом и не подозревала о смерти.

Герасим возвращается в родную деревню

Вернувшись домой, Герасим быстро собрал вещи и ушёл пешком в родную деревню. Там его никто не ждал, но он торопился «с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью».

Через три дня Герасим был уже на месте, и староста с радостью его принял. В Москве же Герасима долго искали. Обнаружив бывшего дворника в деревне, барыня хотела выписать его назад, но передумала: «такой неблагодарный человек ей вовек не нужен». Вскоре после этого барыня умерла, а её наследникам было не до Герасима.

Герасим поселился бобылём в своей ветхой избушке, на женщин даже не глядел и собак у себя не держал.

Тема

Главная тема произведения – тяжёлое положение крепостных в России. Сейчас трудно себе это представить, но всего полтора века назад крепостной крестьянин был собственностью помещика и находился в полной зависимости от него: его могли продать, проиграть в карты, подарить, а побег зачастую карался смертью.

По сути, Герасим – это собирательный образ русского народа, вобравший в себя самые лучшие черты: трудолюбие, доброту, выносливость, неисчерпаемые запасы физической и духовной силы, способность сопереживать. Однако вся эта мощь безропотно соглашается с угнетённым положением и даже не стремится обрести свободу. В этом заключается основная мысль произведения и смысл названия – крепостные были так же безмолвны, как и Герасим, и единственным ответом на жестокое обращение было безропотное «мычание».

История жизни Герасима в поместье барыни и его трогательная привязанность к Муму заканчивается трагично: Герасим, не способный пойти на конфликт, собственноручно топит собаку. В этом поступке заключена рабская привычка беспрекословно подчиняться господской воле. И лишь пережитое сильное душевное потрясение пробуждает в Герасиме внутренний протест. Тем самым автор наталкивает читателей на вывод: только потеряв всё самое дорогое, человек способен на протест.

Кроме того, автором поднята и проблематика человека в социуме (немота Герасима сделала его изгоем в обществе), любовь и преданность (сильная любовь Герасима к Татьяне и привязанность к Муму, которой он не изменил на протяжении всей жизни). Но, несмотря на все пережитые жизненные испытания, Герасим не ожесточился, не перестал быть добрым и отзывчивым человеком. Это то, чему учит произведение – при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.

Вариант 6

Образ барыни Иван Сергеевич Тургенев взял из реальной жизни. Прототипом стала его родная мать, отличавшаяся крутым нравом и неограниченной властью над своими крепостными.

Автор не описывает внешние характеристики героини: мы не знаем ни ее возраст, ни имя, ни внешние данные. Все, что мы знаем — это ее сложные отношения с простыми людьми. Ее дети уже давно покинули отчий дом: сыновья уехали на службу, а дочери вышли замуж. И вот сварливая женщина осталась одна наедине со своими крестьянами.

Видимо, возраст женщины уже довольно преклонный. Дни ее проходят нерадостно, так как время она проводит сама с собой. Плохое настроение вымещает на работниках. Страдают все, и дворник Герасим, и столяры, и прачки, и портные, и швеи.

Барыня проявляет жуткий характер: она часто становится слишком капризной и невротичной. Никто не способен с ней совладать, остается лишь только подчиниться хозяйке. Если же этого сделать невозможно, то приходится изворачиваться и лгать, лишь бы не навлечь на себя немилость.

Барыня сама больше всех страдает от своего характера. Ведь у нее нет близких людей и даже приятелей. Она живет серой и однообразной жизнью. История этой женщины учит меня тому, что людей нужно любить и быть с ними поласковей. В этом случае всегда рядом будет кто-то кто сможет утешить и разделить с тобой радости жизни.

Мне нравится1.3 k.Не нравится688

Некоторые факты жизни И.С. Тургенева

История создания рассказа «Муму». Реальная основа сюжета

Рассказ «Муму» может служить исторической иллюстрацией для изучения явления крепостного права. Просуществовавшее с 1649 г. по 1861 г. крепостное право было установлено рядом государственных законов, которые прикрепляли крестьян к земельному владению помещика, делали их зависимыми от землевладельца. Основными хозяевами земли и крестьян были дворяне, больше половины крестьян Центральной России в XIX в. были крепостными. Такие крестьяне считались законной собственностью помещика, который мог их наказывать, продавать, распоряжаться их судьбами. Это было узаконенное рабство. Тургенев писал о крепостничестве, как о своем враге, с которым он «не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что возненавидел».

28 октября 1818 г. в Орле в семье знатных дворян Тургеневых родился второй ребенок – сын Иван. Детские годы мальчика прошли в имении Спасское-Лутовиново, где он получил прекрасное домашнее образование. С раннего детства Иван говорил на трех языках. В 1827 г. семейство перебралось в Москву, там Иван учился в частных пансионах. После поступил в Московский университет, из которого перевелся в Петербургский университет на философский факультет. Образование продолжил в Берлинском университете.

Вернувшись в Россию в 1841 г., Тургенев защитил диссертацию, став магистром филологии. После научную деятельность оставил, до 1844 г. служил в Министерстве внутренних дел. Литературная деятельность началась в 1838 г. с сочинения стихов. С 1843 г. после знакомства с критиком В.Г. Белинским начинает писать и прозу. С 1847 г. сотрудничает с журналом «Современник», в котором были напечатаны его первые рассказы из сборника «Записки охотника». Эта публикация принесла писателю известность. Полностью «Записки охотника» вышли в 1852 г. В этом же году за запрещенный цензурой некролог, опубликованный после смерти Н.В. Гоголя, Тургенев был арестован, спустя месяц сослан в поместье Спасское, где он пребывал под надзором частного пристава.

В ссылке Тургенев, наблюдая за жизнью дворовых крестьян, написал рассказ «Муму». Иван Сергеевич с детства был свидетелем жестокого обращения деспотичной матери Варвары Петровны с крепостными крестьянами. Описанная в рассказе история не вымысел. Судьба реального человека послужила Тургеневу основой для написания рассказа. В Москве при доме матери писателя, ставшей прототипом барыни из рассказа «Муму», служил дворником глухонемой мужик Андрей. Он был рослым и сильным синеглазым красавцем с русыми волосами. Дворник подобрал и выходил собаку, которую ему пришлось утопить по указанию Варвары Петровны. После смерти любимой собаки «он остался верен своей госпоже», которой служил до конца жизни. Концовку реальной истории писатель изменил, ему не хотелось, чтобы глухонемой крепостной смиренно подчинился воле своей своенравной хозяйки.

Тургенев сочувствовал подневольной жизни крестьян, на примере истории глухонемого дворника он описал их тяжелую участь. Рассказ, написанный в 1852 г., впервые был напечатан в 1854 г. в журнале «Современник». Первым отзывом на рассказ стал раппорт чиновника цензуры министру просвещения. Он сообщил, что рассказ Тургенева «Муму» считает «неуместным в печати» из-за антикрепостнической направленности и неблаговидного изображения помещичьей власти над крестьянами. Препятствовала цензура и включению рассказа в собрание сочинений писателя, и только после многочисленных переговоров и ходатайств было дано разрешение на публикацию.

Главные герои и их характеристика

Барыня — хозяйка более трехсот крепостных душ. В произведении она предстает перед нами незамужней помещицей с непростым характером. Иногда с ней случаются нервные припадки. Важная деталь, нам не дается ее имя, — это часто используемый прием в произведении, когда автор обезличивает героя, давая понять, что в его роли может выступить кто угодно, такой же тираничный и пугающий.

Герасим – глухой, но необыкновенно сильный крепостной мужик, ставший при барыне дворником в Москве. Обычно он был замкнут и иногда угрюм, даже по его лицу сложно определить, что он переживает. Наверное, его суровый характер, был таким же незыблемым, как и глухота. Несмотря на угрожающий внешний вид, он имел чувствительный и добрый характер, умел преданно и сильно любить. Например, он раз и навсегда полюбил Татьяну, просто не смог ее заменить. То же отношение у Герасима к Му-му. Вы можете найти более подробную характеристику героя здесь.

Татьяна – крестьянка, которая тоже служит в дворне. Это робкая, тихая, симпатичная девушка, которую отличает скромность. Этим она и привлекла Герасима. Героиня сначала относится к обожателю со страхом, ее смущает его грозный вид. Но когда ее сосватали за Капитона, Татьяна понимает, что немой дворник действительно заслуживал ее внимания, в отличие от мужа.

Капитон Климов — дворовой пьяница, впоследствии муж Татьяны. Именно Татьяна была последней связью Герасима с людьми, которая оборвалась после того, как ее выдали замуж

Важно понимать, что это была прихоть барыни, которая привыкла решать все проблемы быстро, и не задумываясь о чьих-либо чувствах. Так и пьянице Капитону было все равно на чувства других людей, он был человеком никудышным

Во внешности у него выделялись желтые глазки и утиный нос. Сам себя он относил к людям образованным и считал, что его недооценили по достоинству.

2 вариант

Главный герой рассказа это Герасим. Высокий мужчина крепкого телосложения. Единственный его недостаток заключался в том, что с рождения он был глухонемой. Жил он в маленькой деревне и никогда никому ни в чем не отказывал. И дров наколет, и воды принесет.

Однажды Герасима отправляют на поезде в Москву. Так как мужчина был глухонемой, он даже не знал, куда и зачем едет. В Москве он устраивается на работу дворником. Горожане сразу поняли, что с ним лучше не связываться. Как пишет автор, «даже петухи при нем боялись драться».

В это же время в Москве проживала старая барыня. Она была одинокой и очень богатой женщиной. В ее поместье было много слуг и помощников. Герасим приглянулся барыне, и она взяла его к себе на проживание. Мужчине выделили маленькую избушку на территории поместья, где он стал жить. Герасим ни в чем себе не отказывал, сам готовил себе еду и работал от рассвета до заката. Так прошел год.

Однажды мужчина прогуливался по берегу и заметил, что кто-то плещется в воде. Подойдя поближе, он увидел там маленькую собачку. Герасим закутал ее по теплее себе за пазуху и принес домой. Напоил щенка теплым молоком, приласкал и обогрел его. Собачка очень приглянулась мужчине, и он решил назвать ее Муму.

Со щенком мужчине было не скучно. Герасим думал, что жизнь наладилась и он, наконец-то обрел свое счастье. Для собаки не важны были слова, ей требовались только забота, тепло и ласка. Муму стала преданной и послушной. Никого чужого во двор не пускала, будила Герасима по утрам и прогуливалась с ним по берегу.

Время шло, и однажды собаку заметила старая барыня. Она приказала своим придворным избавиться он нее любым способом и те решили утопить щенка. По случайности, Герасим оказался рядом и во второй раз спас животное.

Но со временем, мужчина узнал, что барыня не хочет видеть собаку на своей территории. Он решил сам покончить со всеми проблемами. Взял веревку, два кирпича, сел с собакой в лодку и помчался подальше от берега. Там, посередине реки, он последний раз крепко обнял Муму и бросил ее в воду. Затем вернулся домой, собрал мешок с вещами и ушел подальше, обратно к себе в деревню.

Вывод. Проблема Герасима заключалась в том, что он был глухонемой и не смог из-за этого возражать барыне. Иначе, ему не пришлось бы топить собаку.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Муму» не отличается особой оригинальностью.

  1. В начале идёт экспозиция, в которой писатель рассказывает о жизни своего героя в деревне и о его переезде в Москву.
  2. Завязкой рассказа служит начало отношений Герасима и Татьяны.
  3. Кульминаций в рассказе несколько: первая – прощание Герасима с Татьяной, когда та понимает истинные чувства своего несостоявшегося мужа, а вторая – сцена гибели Муму, которая окончательно ломает героя.
  4. В развязке Герасим, выполнив чудовищный приказ барыни, уходит из города в родную деревню.
  5. Финал рассказывает нам о смерти барыни и последующей жизни Герасима.

Основной конфликт всего произведения заключается в безнадёжной борьбе Герасима с миром за собственное счастье. Простой мужик оказывается заложником обстоятельств и барыни, похожей на стихийное бедствие. Дважды потерпев неудачу, герой всё-таки находит в себе силы бороться и освобождается от гнёта, возвращаясь к своим корням, однако полученные им раны останутся с ним на всю жизнь.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Муму» отражают два противоположных мира в одной России: это мир хозяев жизни — дворян, которые обладают исключительными правами, и мир крестьян — людей без прав и без голоса, которые не могут противиться даже самым глупым и жестоким приказам. Пока общество будет расколото надвое, русским людям не быть свободными и счастливыми.

герои рассказа «муму» характеристика
герасим глухонемой непьющий крестьянин, насильно вырванный из деревни и перемещённый в город, который вызывает у него отторжение. сильный, трудолюбивый, проворный и хозяйственный мужик, с лёгкостью выполняющий любую домашнюю работу. несмотря на грозный вид, обладает чуткой душой, способной на любовь и сострадание. к сожалению, вся его сила оказывается бесполезной перед общественным устройством, и он становится безвольной марионеткой в руках деспотичной барыни, которая сначала отнимает у него татьяну, а потом и му-му. в итоге герасим находит в себе силы преступить запреты и уйти от барыни. но уходит он в затворничество и одиночество.
барыня дворянка, помещица. деспотичная, жестокая и капризная женщина, которую не волнует ничего, кроме неё самой. заложница своего настроения, которое, чаще всего, плохое. привыкла не считаться с чувствами окружающих и управлять их жизнями, как ей вздумается. в конце рассказа, узнав об уходе герасима, раскаивается и впадает в истерику.
муму бездомный щенок, спасённый герасимом. доверчивая, верная и ласковая собака, завоевавшая сердца всей дворни.
татьяна прачка. симпатичная и скромная девушка. испытывала определённый страх перед герасимом и даже притворилась пьющей, чтобы избавиться от него. однако после года жизни с пьяницей капитоном татьяна осознала, что с герасимом могла прожить по-настоящему счастливую жизнь.

Чему учит?

Произведение Тургенева учит тому, что не стоит употреблять свою власть во зло людям, мы – не боги, чтобы управлять чьими-то судьбами. Автор показывает, как далеко может зайти властный человек, если ему не перечить, а также то, насколько безразлично мы порой относимся к чужим жизням и ценностям. Эти пороки – равнодушие и деспотизм – нужно искоренить в себе.

Произведение учит нас и тому, что существуют добрые и светлые люди, которые, правда, из-за своей доброты и преданности теряют последнее. Таким образом, нужно быть сильными, когда это требуется, и быть слабыми с теми, кому это необходимо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: