Сюжет[править]
Виктор Перестукин, ученик четвертого класса, однажды получил целых 5 двоек. По мнению мальчика, несправедливых. Родители не понимали, почему их сын такой бесхарактерный, ленивый и безответственный. Нехотя мальчик приступил к домашнему заданию. К Вите пришли одноклассники, которые хотели помочь с уроками. Но он назло все сделал по-своему. Мальчик поссорился с друзьями, и ребята ушли.
Мальчик остался один. Он решил, что учится плохо, так как у него нет силы воли. А появиться она может только при преодолении различных опасностей. В сердцах он бросил свои книги на пол. Раздался грохот, и перед Витей появились Учебники в образе человечков. Они обвинили мальчика в незнании грамматики, арифметики, географии и решили отправить его в Страну невыученных уроков. Мальчик узнал, что там много трудностей и опасностей, и согласился. География пообещала свою помощь. Проводником послужил футбольный мяч, который нельзя было терять из виду, а спутником стал кот Кузя.
Витя и кот оказались перед дворцом. Вход охраняли вопросительный и восклицательный знаки. Для того, чтобы попасть во дворец, нужно было написать слова «ключик» и «замочек». Витя вспомнил правила. Во дворце они встретились с Его Величеством Глаголом Повелительного Наклонения и Запятой. Ученику давали задания, но он не справился. Тогда ему задали последнюю задачу — правильно поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать». Мальчик собрался и все сделал правильно.
Герои продолжили путешествие. Они попали в пустыню, и верблюд рассказал им, что вся вода пропала. Скрюченное старое дерево превратилось в Засуху. Она объявила, что вода появится только тогда, когда Витя вспомнит круговорот воды в природе. Засуха пыталась запутать мальчика, но он справился с заданием. Пошли дожди, и Засуха исчезла.
Сразу же возникла новая опасность. На поляну выскочил белый медведь. Верблюд сообщил, что зверь очень зол на Перестукина. Героям пришлось спасаться бегством. Кот и мальчик попали в город с домами в виде геометрических фигур. Они встретили двух человечков, продающих воду за правильное решение примеров. Кот попросил дать легкое задание. Человечки спросили, сколько будет дважды два. Витя ответил и разделил с Кузей стакан воды. В этот момент появились землекопы — ноги и целый человек. Землекоп попросил Витю правильно решить задачу и помочь его товарищу. Мальчик справился, и землекопов стало двое. Снова появился белый медведь. Витя с Кузей спрятались и нашли печального портного. Он рассказал, что его обвинили в краже ткани из-за неправильно решенной задачи. Витя исправил ошибку, и портной оказался на свободе. Потом ученик встретил велосипедиста, который едва не умер. Витя не смог ему помочь, забрал велосипед и уехал.
Следующая встреча произошла в лесу. Старушка из-за неправильно решенной задачи уже много лет не может встретиться со своим братом. На глазах у мальчика старики встретились. Перестукин правильно решил задачу, и они превратились в детей.
Витя пошел искать потерявшегося Кузю и нашел его в мешке, куда спрятал кота злой гонщик. На поляне друзья наши хлебное дерево с булками и железное с ложками, вилками, ножами. Появилась корова и сказала, что она хищница и всех съест, так как Витя назвал её плотоядной. Героев нагнал белый медведь. Перестукин и Кузя забрались на дерево и встретили птицу-кенгуру, которая поблагодарила за превращение и улетела. Мальчик назвал корову травоядной, и она успокоилась, а медведь попросил друзей показать, где находится северный полюс.
На дорогу, по которой шли друзья, выехала машина. Кот и медведь убежали, а мальчик оказался во дворце Ивана Грозного прямо во время нападения Наполеона. Оказывается, на уроке истории ученик перепутал даты. Витя исправил ошибку, и дворец исчез.
Витя продолжал идти за мячом и нашел 2 горы. Одна была покрыта снегом, на ней мерзли негритенок и обезьяна, а на другой под пальмой страдали от жары эскимос и белый медведь. В заложниках у них был кот Кузя, которому было одинаково плохо и там и там. Так случилось потому, что Перестукин перепутал географические пояса. Ему было жаль кота, но вспомнить нужные названия никак не получалось. Мальчик призвал на помощь Географию. В её присутствии он сразу вспомнил нужные названия, и все встало на свои места. Витя попросил Географию вернуть их с Кузей домой. На следующий день в школе мальчик поведал одноклассникам о своих приключениях и стал учиться намного лучше.
Сейчас читают
-
Краткое содержание Носов Белый гусь
Главным героем в рассказе является гусь, который, в самом начале, кажется читателю довольно зазнавшимся. Гусь считает себя самой главной птицей в деревне, он всегда ходит с высоко поднятой шеей, с чистыми перьями и адмиральской походкой
-
Краткое содержание Ремарк Ночь в Лиссабоне
События, изложенные в романе, переносят читателя в столицу Португалии — Лиссабон. Идет 1942 год, вторая мировая война в самом разгаре. Нацисты, пришедшие к власти в Германии, преследуют представителей национальных меньшинств
-
Краткое содержание Томас Манн Доктор Фаустус
С самых первых страниц романа предстает повествование Серенуса Цейтблома. Он рассказывает нам о своем друге композиторе Андриане Леверкюне.
-
Краткое содержание Гимназисты Гарин-Михайловский
Это повесть, — вторая часть из четырех, повествующих о жизни Тёмы Карташева. Дело происходит на шестом году обучения в гимназии. Два противоположных лагеря, Корнева и Карташева, постепенно сближаются
-
Краткое содержание Оперы Чайковского Евгений Онегин
Сначала действие разворачивается в поместье небогатых дворян Лариных. Летним вечером две сестры, Татьяна и Ольга, сидят в саду и поют романс.
Читательский дневник по сказке «В стране невыученных уроков» Лии Гераскиной
Название произведения: «В стране невыученных уроков».
Число страниц: 80.
Жанр произведения: сказочная повесть.
Главные герои: Витя Перестукин, кот Кузя
Второстепенные герои: Учебники, Части речи, Знаки препинания, Герои задач.
Характеристика главных героев:
Витя — ленивый, безответственный и глупый мальчик.
Понял, каким безграмотным он был и исправился.
Кузя — обычный кот, который в сказке заговорил. Верный товарищ и друг.
Характеристика второстепенных героев:
Учебники, Знаки препинания, Части речи, Герои задач — обиженные и злые.
Сердились, что Витя так пренебрегает ими.
Краткое содержание сказки «В стране невыученных уроков»
Однажды, Витя пришёл домой с пятью двойками.
Он пытался сделать домашнюю работу, но получалось плохо.
В сердцах мальчик бросил учебники на пол.
Загремел гром, и учебники ожили.
Они заклинанием отправили Витю в волшебную страну.
С мальчиком отправился и кот Кузя.
Первым делом Витя оказался в замке Грамматики, где его чуть не казнили за то, что он не умел правильно ставить запятые.
Потом Витя шёл по пустыне, где бегали медведи и вода навсегда испарялась.
Наконец друзья дошли до города Математики.
Там они напились и решили несколько примеров.
Потом отправились дальше.
По дороге Витя встречал героев многих задач, которые он решил неправильно.
Все они ругали Перестукина, а Витя не признавался, что это он.
Кузя, спасая Витю, отвлёк на себя белого медведя, и мальчику пришлось звать учебник Географии.
Он выручил Кузю, и География вернула друзей домой.
С тех пор Витя учился очень хорошо.
План повести:
- Пять двоек.
- Брошенные учебники.
- Заклинание.
- В волшебной стране.
- Замок Грамматики.
- Пустыня и верблюд.
- Город Математики.
- Землекопы и другие.
- Наполеон в Москве.
- Кузя на горе.
- Помощь учебника.
- Возвращение.
Основная мысль произведения «В Стране невыученных уроков»
Главная мысль сказки заключается в том, что учится нужно хорошо.
Основная идея сказки в том, что к учёбе следует подходить ответственно. Не лениться.
Чему учит сказка
Сказочная повесть учит хорошо учиться.
Не лениться.
Не отчаиваться.
Учит помогать товарищам, не бросать их в трудную минуту.
Учит дружбе и взаимовыручке.
Учит верить в себя, в свои силы.
Краткий отзыв о сказке «В стране невыученных уроков» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала, что многим ребятам нашего класса нужно было бы побывать в такой удивительной стране.
Витя был двоечником и лентяем.
Он учился плохо, потому что не хотел думать.
Но оказавшись в волшебной стране, мальчик понял к чему могут привести ошибки в заданиях.
Он увидел путаницу, которую создал сам, и понял, что так поступать нельзя.
Это очень интересная и поучительная повесть, написанная с юмором.
Автору удалось высмеять всех двоечников и лентяев.
Но при этом никого не обидеть, а показать путь к решению собственных проблем.
Чтобы учиться хорошо, нужно всего лишь проявить терпение.
У мальчика всегда были хорошие качества — смелость, находчивость, упрямство, верность товарищам.
Ему надо было лишь научиться ответственности.
Я всем советую прочитать эту сказку, и подумать о том, всегда ли мы доводим начатое дело до конца.
Не плодим ли где-то в другом мире половинки землекопов?
Пословицы:
- У лодыря, что ни день, то лень.
- Знание трудом добывается.
- Где нет знаний, там нет и смелости.
- Знание — половина ума.
- От знаний уйдёшь — в хвосте пойдёшь.
«Девочка и какаду»
«Мягкий характер»
«Синий цветочек для мамы»
Библиотека произведений автора пополняется.
Второстепенные герои и их характеристика
Мама Вити – добрая женщина, которая любит своего сына, но часто огорчается из-за его плохих отметок и нежелания учиться.
Папа Вити – отец главного героя, который считает, что его сыну не хватает характера, чтобы взяться за ум.
Зоя Филипповна – учительница главного героя. Мальчик думал, что она к нему несправедлива и часто придирается, но на самом деле она желала мальчику только добра и очень обрадовалась, когда он пообещал взяться за ум.
Люся Карандашкина – дважды соседка Виктора: по дому и в школе за соседней партой сидит
Учится девочка тоже неважно, часто ходит с двумя косичками, одна из которых распущена.
Бабушка – Люсина бабушка, неплохо справляется с задачками по математике.
Сережа Петькин – одноклассник Вити, собирающий марки.
Анна Сергеевна – школьный врач.
Продавщица книжного магазина – нетерпеливая и несправедливая женщина, выгнала главного героя из магазина, хотя это не он затеял спор с одноклассниками.
Тетя Поля – хорошая знакомая мамы Виктора.
Катя Пятёркина – лучшая ученица в классе Вити. Умная и старательная девочка, но часто ведёт себя не по-товарищески.
Женьчик – тихий мальчик, друг Кати, тоже хорошо учится
Складывается впечатление, что он не имеет своего мнения, а только повторяет за своей подругой то, что говорит она.
Арифметика – оживший учебник по математике.
География – оживший учебник по географии.
Грамматика – оживший учебник по русскому языку.
Палка – восклицательный знак, страж, охраняющий вход в замок в Стране невыученных уроков.
Крючок — вопросительный знак, страж, охраняющий вход в замок в Стране невыученных уроков.
Глагол Повелительного Наклонения – его Величество, восседающий на троне замка Страны невыученных уроков.
Запятая – озлобленная старушка, которая смягчилась, когда Витя пообещал больше не ставить куда попало знаки препинания.
Тетя Любаша – продавщица воды с сиропом.
Верблюд – несчастное травоядное животное, которое чуть не погибло от жажды.
Засуха – злобная старушонка, которая была категорически против возвращения влаги и отчаянно мешала главному герою вспоминать рассказ учительницы про круговорот воды в природе.
Медведь – белый медведь, который по вине Виктора заблудился и не мог найти Север.
Минус и Плюс – человечки, продававшие воду с сиропом за правильно решенные примеры таблицы умножения.
Гонщик – велосипедист, занимающийся проверкой домашних работ по арифметике.
Землекопы – два землекопа из задачки Вити.
Портной – несчастный человек, который оказался в тюрьме по вине Виктора.
Старичок-пионер – брат старушки-пионерки, который 60-т лет шёл своей сестре навстречу из-за того, что главный герой неверно решил задачу.
Старушка-пионерка – сестра старичка-пионера.
Корова – травоядное животное, которое из-за неправильного ответа Вити на уроке превратилось в плотоядное.
Птица-кенгуру – кенгуру с крыльями, нелепое, но дружелюбное и весёлое животное.
Бородачи – слуги-автомобилисты, арестовавшие Витю, чтобы доставить его во дворец Ивана Грозного.
Дежурный опричник – толстый и грубый дежурный во дворце Ивана Грозного.
Царевич – сын Ивана Грозного.
Чукча – житель Севера, очутившийся в жаркой стране.
Обезьяна – несчастное тропическое животное, которое по вине Виктора вместе с негритёнком чуть не замёрзло на Северном полюсе.
Негритенок – житель тропических стран, замерзающий на ледяной горе из-за невежества Вити.
Подробный пересказ
Витя Перестукин – ученик четвёртого класса. За один учебный день он получил пять двоек. С такими оценками Вите было стыдно возвращаться домой, поэтому он решил сначала прогуляться. Обойдя все магазины, он направился домой.
После обеда мама усадила Витю готовить уроки. На его столе лежали грязные рваные учебники и тетради. Его одноклассница Люся не смогла решить задачу и поэтому пришла к Вите. Но и вдвоём они не смогли её одолеть. Люся убежала на улицу к друзьям, а Витя остался сидеть за столом. Вдруг его окружили маленькие человечки и предложили побывать в Стране невыученных уроков. Витя, конечно же, согласился, он любил опасные приключения. Вдруг любимый кот Кузя заговорил. Он попросил мальчика взять его с собой. Вслед за мячом, который им дали в провожатые, Витя и Кузя вылетели из окна и понеслись высоко над землёй.
Остановились путешественники возле небольшого дворца, огороженного высоким забором. В нём правил Глагол Повелительного Наклонения. Он уже знал о Витиных успехах в школе и был очень недоволен им. Особенно была обижена Запятая, с ней Витя никогда не считался. Повелитель дворца предупредил, что такой ленивый ученик может навсегда остаться в Стране невыученных уроков. Такая перспектива Витю не устраивала. Ведь его ждала смертная казнь, если он не выполнит задание Запятой. Только вчитавшись в предложение, Витя сумел правильно поставить необходимый знак препинания. И лишь тогда им разрешили покинуть дворец.
Витя с котом долго брели по высохшей траве. Им очень хотелось пить, но в реке воды не было. Только на дне русла лежали высохшие от жары рыбы. По дороге они встретили верблюда. Он тоже страдал от жажды. Верблюд рассказал, что в лесу высохли деревья, а половина животных погибла. Во всех бедах он обвинял ученика Перестукина, который не знал, куда девается вода после испарения. Вите стало стыдно за своё невежество. Он с трудом вспомнил объяснения учительницы о том, что под лучами солнца вода испаряется и превращается в пар. После охлаждения пар выпадает на землю обильным дождём. Не успел Витя закончить своё объяснение, как хлынул ливень. Животные и растения обрадовались влаге.
Витя с Кузей продолжили свой путь. По дороге они встретили два знака с плюсом и минусом. Они угощали путников лимонадом, но только тех, кто знал таблицу умножения. Кузя попросил их задать Вите самый простой вопрос, так как ему очень хотелось пить. Вдруг из круглого домика до Вити донёсся чей-то тихий плач. Оказалось, это горевал портной, которого обвинили в обмане и посадили за решётку. По Витиному решению портной должен был сшить двадцать шесть костюмов, хотя ткани было всего двадцать семь метров, а на каждый из них нужно использовать три метра. Витя быстро перерешал задачу. В ответе он получил девять костюмов. Счастливый портной отправился домой, так как с него сняли все обвинения.
Несколько раз Витя встречал белого медведя, который искал Северный полюс. Мальчик с котом спрятались за хлебное дерево. На нём висели батоны и булки. Кузя с удовольствием съел одну из них. Но тут появилась корова и заявила, что она плотоядное животное, поэтому съест кота, а позже мальчика. Кузя с Витей забрались на железное дерево и стали бросать в неё ложки, ножи и вилки, висящие на ветках. Но корова сумела скинуть их с дерева. Витя сразу вспомнил, что коровы травоядные, и сказал об этом рассерженному животному. Счастливая корова отправилась на луг.
Многие свои ошибки пришлось Вите исправлять. Он остановил войну 1812 года в эпоху правления Ивана Грозного. С помощью учебника географии отправил на север белого медведя, а обезьянку и весёлого негритёнка – в тропики.
За время путешествия мальчик понял, что уроки нужно учить добросовестно, ведь полученные знания всегда пригодятся. Вернувшись, он рассказал своим одноклассникам и учительнице о своих приключениях. Ребята с удовольствием слушали его. Витя исправил свои двойки и успешно окончил четвёртый класс.
Сказка учит ответственно относиться к учёбе, быть воспитанным, любознательным и смелым.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
В стране невыученных уроков
В тот день, когда все это началось, мне не везло с самого утра. У нас было пять уроков. И на каждом меня вызывали. И по каждому предмету я получил двойку. Всего пять двоек за день! Четыре двойки, наверное, я получил за то, что отвечал не так, как хотелось бы учителям. А вот пятую двойку поставили совсем несправедливо.Даже смешно сказать, из-за чего мне влепили эту несчастную двойку. За какой-то круговорот воды в природе.Интересно, что бы вы ответили на такой вопрос учительницы:— Куда девается вода, которая испаряется с поверхности озер, рек, морей, океанов и луж?Не знаю, что бы вы ответили, а мне ясно, что если вода испаряется, то ее уже нет. Ведь не зря же говорят про человека, который вдруг куда-то скрылся: «Он испарился». Это значит — «он исчез». Но Зоя Филипповна, наша учительница, почему-то стала придираться и задавать лишние вопросы:— Куда исчезает вода? А может быть, она все-таки не исчезает? Может, ты хорошенько подумаешь и ответишь как следует?По-моему, я и так ответил как следует. Зоя Филипповна, конечно, со мной не согласилась. Я давно заметил, что учителя редко со мной соглашаются. Есть у них такой отрицательный минус.Кому охота спешить домой, если несешь в портфеле целую кучу двоек? Мне, например, неохота. Поэтому я и шел домой через час по столовой ложке. Но как медленно ни иди, а все равно придешь домой. Хорошо еще, что папа в командировке. А то сразу бы начался разговор о том, что у меня нет характера. Об этом папа вспоминал всегда, как только я приносил двойку.— И в кого ты такой? — удивлялся папа. — Совсем нет характера. Не можешь взять себя в руки и хорошо учиться.— Воли у него нет, — добавляла мама и тоже удивлялась: — В кого бы это?Мои родители имеют твердый характер и сильную волю, а вот я, оказывается, почему-то не имею. Поэтому-то я и не решился сразу притащиться домой с пятью двойками в портфеле.Чтобы подольше тянуть время, я заходил по дороге во все магазины подряд. В книжном я встретил Люсю Карандашкину. Она моя соседка два раза: живет в одном доме со мной, а в классе сидит позади меня. Нигде от нее нет покоя — ни в школе, ни дома. Люся уже успела пообедать и прибежала в магазин за тетрадями. Был здесь и Сережа Петькин. Он пришел узнать, не получены ли новые марки. Сережа покупает марки и воображает себя филателистом. А по-моему, так собирать коллекцию марок может каждый дурак, если у него есть деньги.
Нам учиться целый деньЛень, лень, леньНадоело!Нам бы бегать и играть,Мяч бы по полю гонятьЭто дело!
Люсе стихи так понравились, что она их сразу запомнила. Вдвоем мы быстро одолели «крестьянина». Я уже собирался потихоньку вылезти в окно, но Люся опять вспомнила — они должны вставлять в слова пропущеные буквы. У меня даже зубы заныли от досады. Кому интересно делать бесполезную работу? Буквы в словах пропускают, как нарочно, самые трудные. По-моему, это нечестно Как бы ни не хотелось, а вставлять пришлось.
П. друга дней моих суровых,Г. лубка дряхлая моя.