Победа над Тугариным змеем
Какие три подвига Алеши Поповича известны лучше всего? Один из них – это победа над Тугариным змеем. Уже в 19 столетии ученые догадывались, кого именно так называли, а в 20 веке это предположение озвучил историк В. Ф. Миллер. Итак, «Тугарын змей» – это хан половцев по имени Тугоркан, принадлежавший династии Шураканидов. Это означало «змея» на его родном языке.
Согласно былинам, Тугарин змей был непобедимым чудищем, обладающим невиданной силой. Только Алеша Попович решился сразиться с ним в чистом поле. По преданиям, чудище было окружено огненными змеями, а его конь обладал бумажными крыльями. Перед началом боя Алеша помолился, чтобы на землю пролился дождь. Его крылья намокли, после чего Тугарин не смог летать. На земле же он не обладал такой огромной силой, что обеспечило Алеше победу в поединке.
Литература 7 класс
«Стихи русских поэтов 19 века о природе» — Благовест. Мало одной жизни. Анализ стихотворения. Синквейн. И. А. Бунин. Жаворонок. Приход весны. Анализ стихотворения «Благовест». Чёрный бархатный шмель. А.К. Толстой. Осень. В. А. Жуковский. Стихи русских поэтов 19 века о природе и о Родине.
«Михалкову 100 лет» — По некоторым из пьес Сергея Михалкова сняты фильмы. Грани литературного таланта Сергея Михалкова многообразны. Молодого поэта Сергея Михалкова в 1935 году приняли в Литературный институт. Басни Сергея Михалкова. Михалков выбирает лишь близких себе по духу поэтов. В 1936 году был выпущен первый поэтический сборник Сергея Михалкова. Драмы и комедии Сергея Михалкова. 100 лет Сергею Владимировичу Михалкову.
««Литература» 7 класс» — С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» Драма. Дворец. Лев Николаевич Толстой. Литературный род. Николай Семёнович Лесков. Лирика. Вводный урок литературы 7 класс. Александр Александрович Блок. Путешествие без расстояний. Фёдор Иванович Тютчев. Определи род и жанр(вид) литературного произведения. Как вы понимаете слова. Антон Павлович Чехов. Драма. Михаил Юрьевич Лермонтов. Максим Горький. Пространство и время в литературе.
«Публицистический стиль текста» — Публицистический стиль. Стилевые черты. Название стиля. Публицистический стиль речи. Жанры публицистического стиля. Шуруп. Найди задание. Работы режиссера. Слова в переносном значении. Сфера употребления. Определите жанр произведения. Объем работы. Языковые средства. Роняю неспешно слова на бумагу. Новости по телевизору.
«Произведение «Юшка»» — Продолжи фразу. Тридцатые годы. Словарная работа. Прочитайте эпизод «Юшка и дети». Работа с эпиграфом урока. Война и послевоенное творчество. Цель урока. Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонова «Юшка». Эпиграф урока. Анализ эпизода «Весёлый прохожий». Чтение и анализ рассказа «Юшка». Сколько лет главному герою. Начало пути. Как вы понимаете слова героя. Выразительное чтение стихотворения А. Яшина.
««Описание внешности человека» 7 класс» — Руки. Пиши правильно. Портрет. Подумайте. Движение на портрете. Виды портретов. Глаза. Нос. Литературный портрет. Средства художественной изобразительности. Отдельные детали. Развитие речи. Молодые руки. Портрет литературного героя. Подготовка к сочинению. Джиролама Савонарола. Характер героя портрета.
«Литература 7 класс»
Экранизации
Кроме знаменитой серии мультфильмов студии «Мельница», можно посмотреть еще и ряд фильмов, где присутствует Алеша Попович. Первый — киносказка «Илья Муромец» — вышел еще во времена СССР. Эта лента стала первым советским фильмом, выпущенным для широкого экрана. Фильм снят на основе былинных сюжетов и сказок , а роль Алеши Поповича там исполнил актер .
Много позже, в 2010 году, вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве» с Алексеем Шутовым в роли Алеши. Там современные дети, фанаты компьютерных игр, отправившись на морской берег, попадают в сказку. Фильм получил в основном отрицательные отзывы зрителей и низкий рейтинг.
Вышедший через год фильм «Реальная сказка» оценили уже заметно выше. Это альтернативная сказочная история, где персонажи сказок переселились в современный мир и живут среди людей. Верещагин . Картина предназначалась для дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге (сейчас это Дом ученых на Дворцовой набережной).
Во второй половине ХХ века былинно-мифологическую тему принялся разрабатывать молодой художник , у которого есть картина «Алеша Попович и красна девица». Четкого описания внешности богатыря нет, поэтому художники в основном полагались на свое творческое воображение.
В XIX веке герой «просочился» и в литературу, о нем писали поэмы и баллады Николай Радищев и .
Происхождение
Существует несколько версий, кто мог стать прототипом Алеши Поповича. Большинство историков сошлись во мнении, что огромную роль в создании образа богатыря сыграл боярин Александр Попович родом из Ростова. О нем не единожды упоминается в знаменитой Никоновской летописи. Он является участником Липецкой битвы, а также сражения на реке Калке. Именно в этой битве он погиб в 13 веке. Какие подвиги совершил Алеша Попович? Два важнейших подвига – это победа над Идолищем и над Тугариным змеем. Однако эти победы были одержаны задолго до сражения на Калке, почти за два столетия до него. Таким образом, сопоставляя Алешу Поповича и ростовского боярина, историки не объясняют два его важнейших подвига.
Искусствовед по имени А.М. Членов представил другую версию того, кто же на самом деле явился прототипом богатыря. Он убежден, что наиболее правильно будет сопоставлять его с Ольбергом Ратиборовичем, который является боярином по происхождению и соратником Владимира Мономаха по службе.
Кроме этих версий, существуют другие. Так, прототипом Алеши Поповича мог стать либо сын попа, либо житель г. Пирятина, расположенного на Полтавщине, либо богатырь Олеша, он же – Александр-хоробр. Он известен как исторический и общественный деятель. Жил он в Ростовской земле в 12–13 столетиях.
Характер
Богатырь Алеша Попович младше Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Он является самым молодым в этой троице. Это объясняет его поведение и некоторые черты характера. Так, если взглянуть на известную картину Виктора Михайловича Васнецова, можно заметить, что Алеша Попович изображен менее воинственным, чем другие богатыри. Оружие, которым он пользуется, – это лук со стрелами. На полотне «Богатыри» можно увидеть гусли, которые привязаны к седлу. Это говорит о веселом нраве Алеши Поповича.
Его вид нельзя назвать грозным, он в некоторой степени скучающий. Это объясняется тем, что молодой богатырь был склонен к авантюрам, брани, приключениям. Даже врагов он побеждал при помощи хорошо развитой смекалки и хитрости, а не силы. В некоторых былинах сказано о хромоте героя. Он был удалым, ловким, хитроумным и находчивым, что позволяло ему находить нестандартные решения для победы над врагами.
Богатырь Алеша Попович является самым нетипичным из тех, которые известны русскому народу. Он хвастлив, не слишком добродетелен, падок до женщин. Люди, которые слагали былины о нем, выделяли как положительные, так и отрицательные черты его характера. Например, он был способен на коварные и даже злые шутки.
Доклад №2
Богат фольклор русский на героев, и звались воины – русичи, герои сказаний давних, отважными богатырями. Одним из них был Добрыня Никитич, одаренный, образованный и не лишенный смекалки, сын рязанского воеводы Никиты. Считается, что у Добрыни были реальные прототипы, в том числе и дядя князя Владимира, однако данный факт довольно сложно подтвердить.
Согласно былинам, богатырь славился не только физической силой, но и был не обделен умом, знал 12 языков, в том числе – язык птичий. Добрыню часто называют «змееборцем», и количество его подвигов намного больше, нежели известная всем история со Змеем Горынычем. Из 53 былин данный герой указывается минимум в шести, причем в большинстве из них ему приписывается борьба именно со всевозможного рода змеями.
Отдельного внимания заслуживает поединок Добрыни с Ильей Муромцем, а также Дунаем Ивановичем. Нередко данный герой сравнивается с вышеупомянутыми персонажами, а также выносится в знаменитой «тройке» богатырей, включающей в себя самого Добрыню, вышеупомянутого Илью Муромца и Алешу Поповича.
Что касается прообраза, большинство источников склоняются к тому, что Добрыня писан с родственника князя Владимира Святославовича, что имеет под собой логическую и историческую подоплеку. Мало того, что богатырь является бесстрашным и искусным воином, в некоторых участниках он описывается как хороший сват, однако каких-либо весомых подтверждений этому нет.
Мало кто знает, но в честь богатыря Добрыни Никитича даже названы гора и остров, также он является героем нескольких опер, а также фильмов, мультфильмов, последний из которых вышел относительно недавно, в 2017-году. Нередко образ этого богатыря характеризуется с мощью, смелостью и отвагой, а также с недюжинной физической силой, коей обладали представители сего сословия.
В произведениях Добрыня нередко отправляется по поручениям батюшки – князя, но впоследствии обстоятельства разворачиваются так, что герой находит гораздо большее количество приключений, нежели предполагалось поначалу. Многие люди считают, что человек, очень сильный физически, неспособен к какому- либо внятному и логическому мышлению, однако в случае с Добрыней это не так – эпос воспевает не только его физические достоинства, но и острый ум, благодаря которому он и является «любимчиком» князя.
Не суть важно, существовал ли богатырь в реальности либо это все вымысел, ведь наверняка существовало множество прообразов, которые, сплетаясь в один, образуют незыблемую стать отважного воина и защитника нашего народа. 5 класс
5 класс
Экранизации
Кроме знаменитой серии мультфильмов студии «Мельница», можно посмотреть еще и ряд фильмов, где присутствует Алеша Попович. Первый — киносказка «Илья Муромец» — вышел еще во времена СССР. Эта лента стала первым советским фильмом, выпущенным для широкого экрана. Фильм снят на основе былинных сюжетов и сказок Пушкина, а роль Алеши Поповича там исполнил актер Сергей Столяров.
Много позже, в 2010 году, вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве» с Алексеем Шутовым в роли Алеши. Там современные дети, фанаты компьютерных игр, отправившись на морской берег, попадают в сказку. Фильм получил в основном отрицательные отзывы зрителей и низкий рейтинг.
Вышедший через год фильм «Реальная сказка» оценили уже заметно выше. Это альтернативная сказочная история, где персонажи сказок переселились в современный мир и живут среди людей. Кощей стал олигархом, богатыри теперь работают его охранниками, леший превратился в бомжа, а Иван-дурак — в ВДВшника. Роль Алеши Поповича в фильме исполняет Антон Пампушный.
Экранизации
Кроме знаменитой серии мультфильмов студии «Мельница», можно посмотреть еще и ряд фильмов, где присутствует Алеша Попович. Первый — киносказка «Илья Муромец» — вышел еще во времена СССР. Эта лента стала первым советским фильмом, выпущенным для широкого экрана. Фильм снят на основе былинных сюжетов и сказок Пушкина, а роль Алеши Поповича там исполнил актер Сергей Столяров.
Много позже, в 2010 году, вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве» с Алексеем Шутовым в роли Алеши. Там современные дети, фанаты компьютерных игр, отправившись на морской берег, попадают в сказку. Фильм получил в основном отрицательные отзывы зрителей и низкий рейтинг.
Вышедший через год фильм «Реальная сказка» оценили уже заметно выше. Это альтернативная сказочная история, где персонажи сказок переселились в современный мир и живут среди людей. Кощей стал олигархом, богатыри теперь работают его охранниками, леший превратился в бомжа, а Иван-дурак — в ВДВшника. Роль Алеши Поповича в фильме исполняет Антон Пампушный.
2. Происхождение образа
Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.
Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. В. В. Иванов и В. Н. Топоров отмечают, характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией. С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников, по мере развития эпоса оторвался от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя. Умел Играть на Гуслях
В былинах «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и змей» Алёша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «Сын попа Леонтия Ростовского». и тогда по рукописям Артынова, упомянутым у Титова в описании Ростовского уезда, родина Алёши Поповича — д. Селище (Ростовский район) Ярославской области.
Образ богатыря — былинного героя
(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович)
На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении), написанной в начале XIX века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера.
В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.
В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).
[править] Персонажи, играющие главную роль фильмах
- Тихон — дядька (или наставник) Алёши. Заботливый и слегка ворчливый. В некоторых случаях находчив, но трусоват. Любит Алёшу как своё дитя. Он поумнее своего воспитанника и поэтому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Недолюбливает Юлия. Сожитель Бабки после эпизода. В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» проявил себя находчивым, найдя возможность для Князя бежать из темницы. В фильме «Три богатыря. Ход конём» мы узнаем, что Тихон шулер в картах; с помощью своих навыков он обыграл Дуба.
- Князь Киевский — былинный князь. Он довольно жаден, хитёр и при этом трусоват. Обладает великолепной реакцией. В каждом мультфильме, кроме «Алёши Поповича», события разворачиваются вокруг него, так как в первой части это его первое появление. Его имя не упоминается. Во втором фильме: не хотел, чтобы Забава вышла замуж по любви, но поневоле продал её купцу Колывану за 40 тысяч долга. В конце фильма он согласился на её брак с юным гонцом Елисеем и оженил их. В третьем фильме: вместе с летописцем Алёнушкой князь путешествовал до Царьграда за казной, которую таки возвратил. Во время плавания до города подрабатывал на корабле викинга разносчиком. Когда пришлось вместе с Ильёй отражать атаку солдат Василевса, наносил им немалый урон своей вилкой. С 4-й части: он влипает в истории со своим «спутником по беде» — Юлием, относясь к нему как к брату.
- Жёны богатырей — Любава (жена Алёши), Алёнушка (жена Ильи) и Настасья Филипповна (жена Добрыни). Это не только верные жёны главных героев, но при случае и боевые подруги. Они дружны между собою и выручают нередко своих супругов из больших бед. Алёнушка умна, рассудительна, феминистка, отважная и находчивая девушка. Летописец еженедельного издательства «Новая береста», дополнительно составляющая летопись «Будни русских героев». Благодаря профессиональным привычкам нередко выручает себя из беды. Именно Алёнушка освободила Бурушку и вышла за Илью замуж. Настасья сильна и властна, и вообще настоящая русская женщина. Хозяйственная, но очень ревнивая, так как негативно относится к его постоянным уездам из дома на службу и подвиги. То и дело угрожает Добрыне переездом к маме. В седьмом фильме крепко поссорилась с ним и едва не вышла замуж за Морского царя. Любава же любит порою порыдать, но в целом она проворная и боевая.
- Гай Юлий Цезарь (просто Юлий) — антропоморфный конь Алёши Поповича, который умеет говорить. Родной город — Новгород. Там он жил при храме, в котором прочёл много книг, а потому назвал себя в честь «римского полководца и императора». Потом был угнан цыганами. Его прообразами стали Сивка-Бурка и «Конёк-Горбунок», также очень заметно влияние Осла из мультфильма «Шрек». Был куплен Тихоном за золото, рубашку, сапоги и меч хотя и недолюбливает его. Трус и пацифист. Иногда он возит на себе Алёшу Поповича, а иногда это делает осёл Моисей, но Алёша может заставить его проехать с собой. Один из самых смешных сказочных персонажей. Является «спутником по беде» Князя и относится к нему по-братски.
- Змей Горыныч — один из главных героев. Врёт, не задумываясь о последствиях. Немного глуповатый, но весёлый и гостеприимный. В отличие от сказок, в мультфильме является положительным героем, хоть и вызывает часто подозрения. Второй должник Колывана. У каждой из его голов один голос (то есть в разных интонациях). Голова слева (от второго лица) говорит тонким голосом, центральная — басом, а голова справа имеет голос средней тональности. Горыныч — лучший друг Добрыни. Летать не умел, но научился в конце второго фильма. Страдает растроением личности. Если в былинах и в игре про Добрыню Никитича, тот бился со Змеем, то в мультфильме Добрыня доверяет ему, как себе. Ещё Горыныч является мастером восточных единоборств, так как в четвёртом фильме он служил священным драконом в Китае.
- Бабуля — бабушка Любавы. Ворчлива, но сильна и умна. Изначально недолюбливает Алёшу и в первом фильме называет его «непутёвым». Сожительница Тихона после эпизода.
Алёша Попович
Алёша Попович — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
Образ Алёши Поповича в былинах
Алёша Попович — сын ростовского попа Леонтия (редко Фёдора). Алёшу Поповича считают своим земляком и в Пирятине (Полтавская область). По местному преданию, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу.
Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.
Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.
Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).
Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп.
Функция пейзажа
Описание картины Васнецова невозможно без характеристики обстановки, окружающей богатырей. Отдельным персонажем, специально созданным художником, можно считать природу, изображенную на полотне. У большинства иностранцев Русь всегда ассоциировалась с непролазными чащобами, болотами и дикими зверями. Такой же ассоциативный перенос делался и на самих росичей.
Сохраняется ощущение простора и прозрачного свежего воздуха. Темные тона – далеко на горизонте, символизируют давно ушедшие от нас поколения.
Под копытами коней – молодая еловая поросль, что упрямо говорит о преемственности:
старые леса уходят, оставляя место для новых деревьев, а поколения сменяют поколения, но идея крепости и единства русского духа остается неизменной.
Самые темные тона на участке, изображающем небо. Грозовые облака явно символизируют постоянную внешнюю угрозу для Руси. Природа на картине «Три богатыря» позволяет сделать акцент на патриотическую составляющую.
Это интересно: Художественная культура Древнего Рима кратко
Анализ картины Три богатыря Васнецова
Картина Три богатыря
Образ Алёши в былинахПравить
Алёша Попович — сын ростовского попа Левонтия (редко Фёдор). Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.
Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.
Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).
Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп. Вариантом сюжета о бое Алёши с Тугарином является редкая былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича во многом напоминает Тугарина.
Происхождение образа Править
Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.
Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров отмечают характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией. С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников, по мере развития эпоса оторвался от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя.
В былинах «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и Змей» Алёша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «Сын попа Леонтия Ростовского». И тогда по рукописям Александра Яковлевича Артынова, упомянутым у Титова в описании Ростовского уезда, родина Алёши Поповича — деревня Селище Ростовского района Ярославской области.
Богатырь Алеша Попович
Алеша Попович – один из трех наиболее известных былинных богатырей, самый младший из них на заставе богатырской. По преданиям, он был родом из Ростова Великого. Алеша Попович слабее Ильи Муромца и Добрыни Никитича, однако с лихвой компенсирует это своей хитростью и сметливостью. Недаром Алеша имел прозвище «Попович» – поповых сыновей в народе считали очень ловкими и хитрыми. Образ Алеши Поповича значительно отличается от его старших соратников. Если Илья Муромец олицетворяет уверенную силу, мудрую основательность и опыт, Добрыня Никитич – знатность и ум, образованность и культуру, то Алеша Попович – задорную молодость с присущими ей возможными недостатками. Алеша Попович смел и жизнерадостен, горяч и несдержан, остроумен и любит пошутить, и в то же время легкомыслен, корыстолюбив, заносчив и хвастлив. Он может обмануть товарища и обольстить чужую жену. Но когда приходит время сражаться с врагами, Алеша Попович всегда готов выступить защитником родной земли.
Согласно одной из версий, одним из исторических прототипов былинного богатыря является «ростовский храбр» Александр (Олеша) Попович, который упоминается в различных летописях 15-17 вв. (наиболее полно – в Тверской летописи 1534). Насколько Александр Попович был реальным историческим лицом, или рассказы о нем введены в летописи из былин, – вопрос достаточно сложный. В соответствии с Тверской летописью, Александр был сыном ростовского попа Леонтия и жил в конце 12 – начале 13 вв. Служил он великому князю владимирскому Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, а затем – его старшему сыну – первому ростовскому князю Константину. Александр Попович был отменным воином и очень прославился. Участвовал в междоусобной войне сыновей Всеволода Большое Гнездо, в том числе в Липицкой битве 1216, в которой Константин сражался против своих братьев Юрия (великого князя владимирского) и Ярослава (отца Александра Невского). Константин победил и сам стал великим князем, но в 1218 умер. От вернувшего себе престол Юрия ждать ничего хорошего не приходилось, и Александр Попович перешел на службу к великому князю киевскому Мстиславу. В 1223 он участвовал в битве с монголами на Калке, в которой и погиб. Вероятно, с течением времени на жизнь Александра Поповича произошло наслоение разных сюжетов, в результате чего его образ прошел сложную эволюцию. А так как Александр имел прозвище Попович, то ему и были приданы черты «настоящего поповича».
Анекдот: Встречаются как-то Илья Муромец (ИМ) с Алешей Поповичем (АП).
– АП: Здравствуй, богатырь!
– ИМ: Здравствуй, здравствуй!
– АП: Как звать тебя?
– ИМ: Илья Муромец!
– АП: А родом из каких мест будешь?
– ИМ: Из Мурома! А тебя как звать?
– АП: Зовут меня Алеша Попович, а из какого места – не скажу!
Знаменитые подвиги младшего из богатырей
(Алёша Попович и Тугарин Змеевич)
Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства.
Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах этот персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью.
Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.
Алеша и сестра Збродовичей
Какие подвиги совершил Алеша Попович? Спас сестру Збродовичей. Князь Владимир, который правит в Киеве, пирует. В разгар празднества участники пира начинают хвастаться. Только братья Петровичи-Збродовичи молчат. Тогда князь Владимир интересуется, почему они не хвастаются. Они рассказывают, что их любимая сестрица Оленушка Петровна заточена в горнице, спрятана от посторонних глаз.
Тогда Алеша заявляет, что живет с ней, как «муж с женой». Чтобы доказать правдивость своих слов, он бросает снежком в окно Оленушке. Когда она спускает из окна белое полотно, братья злятся и везут сестру в поле, чтобы отрубить ей голову. Однако Алеша Попович спасает девушку и везет ее под венец.