Современная живопись
В живописи, как и в скульптуре и архитектуре, тренды 20 века соседствуют с новыми веяниями 21 века. Из прошлого века в нынешний перекочевали традиции концептуализма, поп-арта, экспрессионизма, сюрреализма, абстрактного импрессионизма, которые существуют в работах художников в причудливых смешениях. И, как и в скульптуре, все труднее отнести то или иное творение однозначно к какому-либо одному стилю. Поэтому представим те работы художников начавшегося третьего тысячелетия, на примере которых проще увидеть господствующие тренды в искусстве.
Пожалуй, самое замысловатое смешение стилей можно увидеть в картинах Анатолия Пурлика. Тут ощущается влияние фовизма и экспрессионизма, группы «Наби» и постимпрессионизма. И не всегда понятно, чего больше в произведении. Оцените картину Пурлика «Морячки в Гоа»:
Еще больше «намешано» разве что в картинах Юлиана Зюлковского. Мы видим симбиоз сюрреализма и абстракционизма, кубизма и поп-арта, конструктивизма и элементов восточной живописи. Например, как в его работе «Бестиарий»:
Художница Мария Семенская хранит верность традициям сюрреализма, хотя и трактует их немного по-своему. Впрочем, зрители могут поступить точно также, увидев в картинах что-то свое. Например, как в картине с многообещающим названием «Все, что только можно вообразить»:
Влияние экспрессионизма наиболее четко прослеживается в работах Натальи Турновой. К слову, обыгрывание идеи картины в разных красках и ракурсах – это тенденция 21 столетия. По факту, перед зрителями предстает одна картина с некоторыми изменениями, однако эти изменения придают каждой из картин статус оригинала:
Интересно и творчество Семена Агроскина. Он специализируется на простых бытовых сюжетах, передавая красоту каждого мгновенья жизни минимальным количеством красок, но множеством оттенков. Для примера его работа «Соседняя комната», которую видно через приоткрытую дверь:
К слову, Агроскин точно также, как и некоторые его современники, тиражирует свои идеи, изображая один сюжет в нескольких вариациях:
Типичный представитель абстрактного искусства 21 века – это Диана Воуба. Достаточно посмотреть, как представляет себе Диана Воуба «Крик ястреба», чтобы навсегда изменить свои представления о том, что такое конкретика, и что такое абстракция:
Из новых веяний живописи 21 столетия стоит выделить так называемую «эстетику нуар» (от французского noir – черный), т.е. картины с преобладанием черного цвета. Например, как работа Лукаша Стоклоса «Интервью с вампиром»:
Есть в современной живописи место и реализму. Так, Уоррен Чанг предпочитает максимально реалистичные изображения людей:
Еще больший фанат реализма – итальянец Аурелио Бруни. Его работы можно отнести к жанру гиперреализма, когда художественными средствами достигается почти фотографическое сходство:
Из не получивших особого распространения, однако по-своему интересных направлений в живописи 21 века можно выделить eggcubism или рисование на упаковках из-под яиц (от английского egg – яйцо). Изобретатель стиля и, пожалуй, пока единственный добившийся успеха на этом поприще художник – голландец Энно де Кроон. Фишка в том, что восприятие картины существенно меняется в зависимости от угла зрения:
Это основные стили и направления живописи, нашедшие отражение в картинах художников 21 столетия. Больше вы узнаете из статьи «Значение живописи в искусстве XXI века» .
Сюрреализм
Фр. surrealisme — сверхреализм. Направление в литературе и искусстве XX в. сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.)
Художники-сюрреалисты в отличие от абстракционистов не отказываются от изображения реально существующих предметов, но представляют их в хаосе, нарочито лишенными логических взаимосвязей. Отсутствие смысла, отказ от разумного отражения действительности — основной принцип искусства сюрреализма. Об оторванности от реальной жизни говорит и само название направления: «сюр» по-французски «над»; художники не претендовали на отражение действительности, а мысленно помещали свои творения «над» реализмом, выдавая за произведения искусства бредовые фантазии. Так, в число сюрреалистических картин вошли аналогичные, не поддающиеся объяснению работы М. Эрнста, Дж. Миро, И. Танги, а также предметы, обработанные сюрреалистами до неузнаваемости (М. Оппенгейм).
Сюрреалистическое направление, которое возглавлял С. Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности.
Выставки произведений сюрреалистов сопровождались, как правило, скандалами: зрители возмущались, глядя на нелепые, непонятные картины, считали, что их обманывают, мистифицируют. Сюрреалисты обвиняли зрителей, заявляли, что те отстали, не доросли до творчества «передовых» художников.
Общие особенности искусства сюрреализма фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Художники обращались к имитации первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.
Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч (нем. — kitsch; дешевка, безвкусная массовая продукция рассчитанная на внешний эффект).
Отдельные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда.
Произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации, могут отождествляться в нашем восприятии со злом. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство, отчаяние — эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя, абсурдность произведений сюрреализма действует на ассоциативное воображение и психику.
Сюрреализм представляет собой противоречивое художественное явление. Многие действительно передовые деятели культуры, сознавая, что это направление разрушает искусство, впоследствии отказались от сюрреалистических взглядов (художники П. Пикассо, П. Клее и др., поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы). К середине 1960-х годов сюрреализм сменился новыми, еще более броскими направлениями модернизма, но причудливые, большей частью уродливые, бессмысленные произведения сюрреалистов до сих пор заполняют залы музеев.
Характеристика основных этапов развития художественной культуры
Основные этапы с кратким описанием:
- Первобытность. Это период с верхнего палеолита до начала формирования древних цивилизаций. К нему относят наскальные рисунки, петроглифы, статуэтки «палеолитические венеры», кромлехи, орнаменты на посуде и древнейшие музыкальные инструменты. В это время искусство было тесно связано с религиозными верованиями, магией, мифами. Его характерные черты — синкретичность, коллективность, антропоморфизм.
- Древние цивилизации. Примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры зародилось искусство Древнего Египта, Месопотамии, Индии и других древних цивилизаций. Несмотря на существенные различия, в них было много общего. Художественные произведения служили конкретным целям — они использовались в ритуальной практике, определяли социальный статус, объясняли окружающий мир через систему мифологических образов. Многие древние народы строили грандиозные каменные сооружения. До наших дней в наиболее сохранном виде дошли египетские пирамиды. Образцами великой древней литературы являются шумерский «Эпос о Гильгамеше», индийская «Махабхарата», древнеегипетская «Книга мертвых».
- Античность. Небывалых высот достигла культура Древней Греции и Рима. Она повлияла в дальнейшем на всю мировую цивилизацию. Античные статуи, храмы, философские и поэтические тексты до сих пор являются неисчерпаемым источником вдохновения. Характерными чертами античного искусства являются стремление к гармонии и красоте, культ человеческого тела, космоцентричность. До наших дней дошли имена некоторых выдающихся деятелей культуры Древней Греции и Рима, таких как Софокл, Еврипид, Фидий, Лукреций и др.
- Средневековье. В Средние века забываются многие достижения античного мира. Человеческое тело начинает рассматриваться как нечто греховное. Многие авторы пишут и творят анонимно, поскольку стремление к известности осуждается как порок. Всё средневековое искусство проникнуто христианской этикой и символикой. Главными жанрами становятся иконопись, культовое зодчество, богословская литература. В европейской архитектуре доминируют романский стиль и готика.
- Ренессанс. В эпоху Возрождения вновь просыпается интерес к античному наследию. Содержание искусства становится гуманистичным. Появляется образ универсального художника-творца, который реализует свой гений в разных творческих сферах. Наиболее ярко культура Возрождения проявила себя в Италии, где жили и творили великие мастера Рафаэль, Микеланджело, Боттичелли, Мазаччо и многие другие.
- Новое время. В этот период зарождается философия рационализма — люди пытаются постичь мир с помощью разума. Происходит становление науки и ослабевает власть церкви. Искусство становится более разнообразным и светским. Среди стилей доминируют маньеризм, барокко, рококо, классицизм. В XIX веке господствующими направлениями искусства становятся романтизм и реализм. На стыке веков зарождается фотоискусство и кинематограф, начинается эра модерна.
- Новейшее время. Первая четверть XX века стала поиском новых форм и стилей. Появляется невероятное количество новых направлений и жанров. В живописи — это экспрессионизм, кубизм, сюрреализм и многие другие. В поэзии происходит становление новых школ. В России наиболее яркими из них были футуризм, акмеизм, имажинизм. Появляется экзистенциальная литература, в которой главной темой становится осмысление бытия через личные переживания автора и его героев. Для современного искусства характерен эклектизм, многожанровость и многослойность, эксперименты с формой и содержанием, обращение к новейшим технологиям.
Различные направления в искусстве
- Абстракционизм: язык пятна, линии и цвета
- Барокко: буйство красок и пылкость чувств
- Египет, Греция, Рим: прообраз современной культуры
- Экспрессионизм: беззвучный крик и гармония хаоса
- Импрессионизм: этот изменчивый реальный мир…
- Искусство арабского халифата:господство веры и красоты
- Искусство средневековой Европы: земное и небесное
- Искусство возрождения: воплощенная человечность
- Искусство Японии и Китая: традиции, наследие, стилизация
- Классицизм: возврат к идеалам античности
- Кубизм: приоритет формы
- Модерн: музыка линий и цвета
- Прерафаэлиты: эстетика прошлого и будущего
- Реализм: красота откровенности и повседневности
- Русские передвижники. Товарищество творцов и просветителей
- Сентиментализм и романтизм: человек и его душевные порывы
- Социалистический реализм: гимн советскому человеку
- Сюрреализм: пробуждение бессознательного
Реди-мейд
Англ. ready made — готовый. Один из распространенных приемов современного (авангардистского) искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале.
Смысл реди-мейда заключается в следующем: при смене окружения изменяется и восприятие объекта. Зритель видит в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и цвета. Название реди-мейд впервые в 1913 — 1917 годы применил М. Дюшан по отношению к своим «готовым объектам» (расческе, велосипедному колесу, сушилке для бутылок). В 60-х годах реди-мейд получил широкое распространение в различных направлениях авангардистского искусства, особенно в дадаизме.
Хэппенинг
Англ. happening — случающееся, происходящее. Разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60-70-х годов. Хэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники.
Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции.
Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с течением самой жизни.
И наконец самый передовой вид современного искусства — Суперплоскость
Примеры произведений искусства разных видов
Приведем конкретные примеры из общепринятых видов искусства.
Изобразительное искусство
Оно подразделяется на графику, живопись, скульптуру.
Графику считают предшественницей живописи и относят к этому виду такие примеры работ, как рисунки, литографии и гравюры. Суть графики — передача основных очертаний и линейных соотношений предметов и фигур.
Пример
Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», Рембрандт «Три дерева», Микеланджело «Идеальная голова».
Живопись относят к плоскостным видам изобразительного искусства. Выделяют монументальную и станковую живопись. Примеры монументальной живописи — фреска и мозаика. Примеры станковой живописи — работы, созданные на мольберте.
Примерами жанров живописи выступают:
- пейзаж;
- портрет;
- натюрморт;
- анимализм;
- иконопись;
- бытовой и исторический жанры.
Пример
П.О. Ренуар «Портрет Клода», Диего Веласкес «Сдача Бреды».
Скульптура является частью пространственного изобразительного искусства, при котором пластические образы выступают отражением мира и видения художника. Скульптуру разделяют на несколько видов:
- Станковая скульптура — декоративные элементы внутренних убранств, которые необходимо рассматривать вблизи.
- Декоративная скульптура — фигурки, мелкая пластика, бытовые предметы утилитарного характера, придающие уют и особый шарм интерьеру.
- Монументальная скульптура — мемориалы и памятники, созданные в открытом пространстве и доступные широкой публике.
Пример
Микеланджело «Вакх», «Пьета».
Архитектура
Архитектура — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.
Любое архитектурное строение образуется через создание объемно-пространственной композиции с учетом природных условий (сейсмичность, ландшафт, климат) и назначения постройки.
Пример
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Храм Василия Блаженного (Москва).
Декоративно-прикладное искусство
Оно нацелено на создание бытовых предметов, имеющих практическую, художественную и эстетическую ценность. Часто имеет принадлежность к национальности, этносу и территории. В основе ДПИ лежат ремесла и промыслы, распространенные в регионах и имеющие географическую привязку. Яркими примерами декоративно-прикладного искусства являются:
- вышивка (Золотошвейная, Владимирская);
- роспись по ткани (Павловопосадские платки, шарфы, шали);
- вязание из шерсти (Оренбургские пуховые платки);
- художественная керамика (Гжель, Скопино, Каргопольская и Дымковская игрушки);
- кружевоплетение (Михайловское, Вологодское);
- резьба по кости (Тобольская, Холмогорская);
- резьба по дереву (Абрамцевская, Богородская);
- роспись по дереву (Хохломская, Мезенская, Полховская, Городецкая);
- обработка металла (Каслинская ковка, Ростовская финифть).
Литература
Выделяют несколько видов литературы:
- художественную;
- историческую;
- справочную;
- научную;
- научно-популярную;
- учебную;
- публицистическую литературу.
Литературные произведения могут быть прозаическими и поэтическими.
Примеры жанров литературных произведений:
- рассказ;
- повесть;
- статья;
- новелла;
- поэма;
- эпос;
- роман;
- баллада;
- сказка;
- миф;
- былина и др.
Пример
Достоевский «Преступление и наказание», Джордж Оруэлл «1984».
Музыка
Виды музыки:
- инструментальная;
- вокальная;
- вокально-инструментальная.
Самые популярные примеры музыкальных направлений:
- симфоническая;
- камерная;
- театральная;
- эстрадная;
- народная.
Пример
Глинка опера «Жизнь за царя».
Театральное искусство
Представляет собой разыгрываемое коллективом или отдельными актерами драматическое действо.
Примеры жанров:
- комедия;
- драма;
- трагедия;
- мюзикл;
- опера;
- балет.
Пример
Мюзикл «Моя прекрасная леди».
Искусство фотографии
Оно объединяет технологический прогресс и творческое начало.
Примеры жанров:
- портрет;
- панорама;
- природный вид;
- исторические зарисовки;
- городские виды;
- животные;
- натюрморты.
Пример
Работы знаменитых фотографов: Эрика Юханссона, Билла Гекаса.
Кинематограф
Жанры кино:
- документальное;
- историческое;
- комедийное;
- драматическое;
- фантастическое;
- триллер;
- экшн;
- короткометражное;
- мультипликационное и др.
Символизм
Направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного «здравомыслия » (в философии, эстетике — позитивизма, в искусстве — натурализма), символизм прежде
всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам
идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения
тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным,
везде находящий «знаки » мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
Барокко
Исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций
беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема,
напряжения эмоций, взрывоопасности форм. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций,
«плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность.
Сюрреализм
Это направление переживает своё новое осмысление. В 1920-е-1930-е годы, то есть, век назад, сюрреализм в искусстве стал откликом на крах рационалистической модели мира – результат Первой мировой войны.
Столетие спустя, в 2020-е годы, художники улавливают и передают схожие настроения. Мир непознаваемого, сверх-реального (так переводится французский термин «сюрреализм») – вот что увлекает фантазию. Для одних это вариант эскапизма, побега в мир снов и магии, для других – возможность сконструировать свою альтернативную вселенную.
Сесилия Викунья «Связка ключей» («Синяя») (2019, по утраченному оригиналу 1979). Фото: Дарья Пушко
Подтверждением этой тенденции стала 59-я Венецианская биеннале в этом году. Зрителям предложили сопоставить сюрреализм столетней давности и работы современных авторов, выставляя их в одном пространстве.
Как определить, что перед вами сюрреализм? Узнаваемые предметы и герои в произведениях сюрреалистов существуют в вымышленном пространстве, напоминающем сон, галлюцинации или фантазию.
Сесилия Викунья «Глазастый леопард» (1976). Фото: Дарья Пушко
Скульптура и архитектура
Архитектура или зодчество — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
- Как появились скульптура и архитектура?
- Как стать скульптором или архитектором?
- Микеланджело Буонарроти
- Кто проектировал Эйфелеву башню?
- Кто построил Биг Бен?
- Кто спроектировал собор Василия Блаженного?
- Кто спроектировал Зимний дворец в Петербурге?
- Кто спроектировал Московский кремль?
- Для чего была построена Останкинская башня?
- Какой мост самый длинный в мире?
- Какое здание самое высокое в мире?
- В каком здании сможет уместиться больше всего людей?
- Кто изобрел первую канализацию и водопровод?
- Какое здание накренилось и не падает несколько веков?
- Какой диаметр у цирковой арены?
- Какое отношение к Эйфелевой башне имеет чертово колесо?
- Какая картина из-за копоти поменяла свое название?
Футуризм
Литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa
кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм
и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. Несомненно, футуристы преклонялись перед грядущей технической цивилизацией и ее ценностями. Но это не утопичный мир
будущего — это мир настоящего с превнесенными в него новыми художественными средствами самовыражения и такими понятиями как энергетические поля, движение, техногенные звуки. Но, обо всем по порядку.
Особенности художественной культуры
Самая простая характеристика культуры — всё, что создано человеком за всю историю цивилизации. Латинское слово «cultura» означает возделывание и воспитание. Для того чтобы понять, что же общего между этими двумя словами – «русский» или «латынь», попробуйте составить предложения с русскими переводами этого латинского термина. Конечно же вы согласитесь со мной в том плане, что это общее является усовершенствованием.
В тот момент, когда человек увидел, как падает с горы дерево, он совершил величайшее открытие: вырубил в ствол плоскую кругляшку — получилось колесо. Он видел, что растёт хорошая земля — он начал её культивировать сам, стал сеять на ней траву, а потом и выращивать. Я увидел, как молния подожгла дерево, и научился добывать огонь из глины, готовить еду, спасаться от холода, а также разжигать огонь.
Тот, кто является культурным человеком, никогда не уничтожит и не разрушит того культурного наследия, которое было создано его предками, передаваемое ему в наследство от них.
Человек творил культуру. На протяжении веков человек развивался, а вместе с ним и культура, которая его создала. Когда мы говорим природа, то подразумевается, что она может быть живая и не живая, что в живой природе мы различаем растения и животных, что среди животных — рыбы, птицы, млекопитающие — слоны, зайцы, люди… Так и в культуре, есть материальное и духовное, в духовной — религия, искусство.
А что же это такое, “художественная культура”? Многие считают, что художественная культура и искусство – это одно и то же. Это не совсем так. В конструкторском бюро паровозов больше всего заботило то обстоятельство, чтобы паровоз был красив. Многие поколения людей восхищались красотой паровозов. Сегодня, когда мы видим взлетающий в небо современный авиалайнер, нас не может не радовать его стремительный взлет.
В этом смысле понятие «художественная культура» гораздо шире, чем понятие «искусство». Затем, ведь есть искусство, в котором красота и польза должны быть нераздельны друг от друга. А вот красивый дом может и не иметь никаких украшений — он может просто быть красив сам по себе, своим простым соотношением своих самых простых по форме частей.
В художественной культуре есть одно очень важное отличие от других областей культуры, например, в области науки и техники. Не придется нам сегодня строить здания, как их строили древние египтяне, или проводить водопровод, как его провели в Древнем Риме, но скульптуры тех древних стран до сих пор поражают нас своей красотой, своим совершенством
Принадлежащая к высокому искусству кухонная утварь противостоит ей как произведение низкого искусства. А сегодня в одном зале Художественного музея мраморная статуя Аполлона и глиняный сосуд. Как же сложно нам понять, что же в этом мире более красиво – «бесполезная» статуя «полезный» горшок. Неужели она была настолько же бесполезной? Поклонялись ей и молились о ее защите.
Примеры
Примером одного из самых известных художественных объектов является картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Она была создана в начале XVI века, но до сих пор является предметом дискуссий и споров. Искусствоведы из разных уголков мира пытаются разгадать секрет популярности этой картины и ее феноменального воздействия на эмоции людей.
Одной из самых известных скульптур в мире является работа «Давид» Микеланджело. Ее автор был современником да Винчи. В этой скульптуре запечатлен библейский герой Давид, который готовится к сражению с великаном Голиафом. Микеланджело сумел не просто филигранно точно изобразить идеальные пропорции мужского тела, но и с большим мастерством передал напряжение человека, который готовится нанести удар врагу, многократно превосходящему его по силам.
Роман «Процесс» Франца Кафки — это пример художественной литературы, которая по-разному интерпретируется и воспринимается многими людьми. Также она является примером коммуникации между автором и читателем через систему ярких художественных образов. Это сложное произведение, погружающее читателя в атмосферу страха и неопределенности, вызывающие разные противоречивые мысли и чувства.
Фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев» — пример авторского кино, которое вызывает различные эмоции у зрителей — от полного восторга до неприятия. Для просмотра подобных фильмов требуется определенный культурный уровень, это не кино для массового зрителя. И в то же время эта картина имеет социальную значимость, поскольку способствует формированию духовных ценностей.
Классификация
Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя действительность, неизобразительные же виды искусства воплощают внутренний мир. Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальное, танцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. Различным видам искусства присуща жанровая дифференциация.
~ Виды искусств | Статические | Динамические | |
Изобразительные |
, (, ), , , фотоискусство, , |
||
Зрелищные | , , , , , | ||
Неизобразительные (выразительные) | , | , , , |
По искусства можно разделить на пространственные и временные. По утилитарности искусства делятся на прикладные и изящные (чистые).
По материалам искусство можно делить на виды, использующие
- традиционные и современные материалы (краски, холст, глина, дерево, металл, гранит, мрамор, гипс, химические материалы, продукты серийной индустрии и т. д.)
- современные способы хранения информации (современная электротехника, цифровые вычислительные машины)
-
- : , , и т. д.
звук (слышимые колебания воздуха)
-
- Музыка: , , (см. )
слово (единица языка)
-
- , , (, )
посредника-человека (исполнитель: актёр, певец, клоун и т. д.)
В зависимости от выражаемых чувств и эмоций искусства можно делить по жанрам и стилям: , , , фарс и т. п.
Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме. Так, например, , и т. д. можно относить к искусству по признаку эстетического восприятия элементов этой деятельности, связанных с графикой, звуком, движением и по принципу степени мастерства исполнения. Создание также недавно было признано в США искусством.
Проявление таланта проявляется в искусстве построения . Создание нового бизнеса не может быть сведено к заранее определенной последовательности действий и давно признано особым видом искусства в социально-экономической среде.
Иногда вместо термина искусство применяют иностранного происхождения арт: , , , (один из видов ), видеоарт, , .
Постимпрессионизм
Условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX – 1-ой четв. XX в
Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности
и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов – П
Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др. Художники этого направления, уходя от академического изображения реальности (реализма в живописи), так же отказываются от поиска выражения сиюминутных
впечатлений (творчества импрессионистов). Они уже стремятся изображать самые основные, «главные » элементы окружающего мира. Постоянно конкурируя за способы выражения с меняющимся импрессионизмом (существующем параллельно), художники-постимпрессионисты
прибегают даже к декоративной стилизации. В отличие от породившего их импрессионизма, они не ограничиваются поиском способов взгляда на реальность, а идут дальше — выражая увиденное не тождественным реальности взглядом, постепенно отказываясь
от реализма. После множества экспериментов и формируются направления сложившиеся в постимпрессионизм, а сами направления со временем породят разнообразие стилей модерна (Модернизм).
Модерн
Стиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.
Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa — oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx,
нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы. Тecнo cвязaн c мoдepнoм — cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные
названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво – во Франции, Сецессион – в Австрии, Югендстиль – в Германии, Либерти – в Италии.
Андерграунд
Англ. underground — подполье, подземелье. Понятие, означающее «подпольную» культуру, противопоставившую себя условностям и ограничениям традиционной культуры. Выставки художников рассматриваемого направления часто проходили не в салонах и галереях, а прямо на земле, а также в подземных переходах или метро, которое в ряде стран называют андеграундом (подземкой). Вероятно, данное обстоятельство также повлияло на то, что за данным направлением в искусстве XX в. утвердилось это название.
В России понятие андеграунд стало обозначением сообщества художников, представлявших неофициальное искусство.