Бихевиоризм: что это такое, сильные и слабые стороны

Бихевиоризм. основы поведения

Бихевиоризм в психологии

Под реакциями (R) бихевиористы понимают движения человека (мышечная, сосудистая, железистая реакция и др.), совершаемые при выполнении того или иного действия. Под стимулами (S) — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.

Рассмотрим данный принцип на примере.Допустим, гуляю по городу, мы находим бродячую собаку. Чтобы скрасить ее участь, мы отдаем ей лежащий у нас кусочек печенья. Собака сразу же завиляла хвостом, почувствовав запах пищи. И у нее началось слюноотделение.В данном случае, печенье, которое мы дали собаке, является стимулом (S), а слюноотделение является реакцией на стимул (R). Получается, что поведение собаки (слюноотделение) было вызвано воздействием внешней среды (печеньем), а не внутренними процессами. Значит, реакция собаки является следствием воздействия из внешней среды (S →R).

Изучая данное явление, бихевиористы пришли и к другому выводу. Если между стимулом и реакцией есть взаимосвязь, значит, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно добиваться определенного поведения от человека или животного, воздействуя на них определенным образом (т.е. должен быть определенный стимул, который даст соответствующую реакцию)

В таком случае, нет необходимости обращать внимание на внутреннее психическое состояние людей

Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, сосудистых, железистых реакций (R) на внешние стимулы (S).Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S →R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им.

Данное направление исследует только внешне наблюдаемое поведение, а все психические явления сводит к реакциям организма. Бихевиористы рассматривают поведение человека и животного как сходного, считая, что в них нет различий.

Несмотря на все достижения психологов-бихевиористов, данное направление подвергалось критике. Под сомнения ставились моменты, касательно отказа от внутреннего мира человека, т.е. сознания, чувственных и душевных переживаний; трактовки поведения как совокупности ответных реакций на раздражители, которые опускали человека до уровня робота; неспособности объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве и др.

Бихевиоризм vs когнитивизм

Дань бихевиоризму отдают даже когнитивисты. Например, известный американский психолог и специалист по вопросам памяти Генри Рёдигер III в 2004 году, к столетию со дня рождения Б. Скиннера, опубликовал статью с заголовком «Что случилось с бихевиоризмом?».

В ней он утверждает, что поведенческий подход вовсе не остался в далёком прошлом, а «жив и здоров, и ничего с ним не „случилось“». Рёдигер указывает, что бихевиористская терапия, например, остаётся основным методом лечения многих фобий и нарушений поведения, а также расстройств аутистического спектра. А авторитетные бихевиористские журналы, такие как Journal of the Experimental Analysis of Behavior и Journal of Applied Behavior Analysis, продолжают выходить.

Бихевиоризм «выиграл интеллектуальную битву», считает Рёдигер, а все психологи на самом деле бихевиористы.

Схожее мнение почти 20 лет спустя высказала журналист и автор книги Teaching Machines: The history of Personalized Learning («Обучающие машины: история персонализированного обучения») Одри Уотерс. Она отмечает: хотя нам кажется, что теперь образование построено скорее на принципах когнитивизма, современный EdTech опирается на идеи бихевиористов.

Фото: Ollyy / Shutterstock

С помощью систем дистанционного обучения, прокторинга и других технологий школы, вузы и бизнес не только наблюдают за поведением тех, кого учат — они пытаются менять это поведение. Больше того, многие вещи проникли в образовательный процесс именно из бизнеса. А вместе с ними проникли и цели: контролировать поведение, стремиться к продуктивности и так далее.

Конечно, это достаточно радикальная точка зрения, а Уотерс известна как неумолимый критик крупных технологических компаний (хоть и поборник новых технологий в обучении). Но она наглядно демонстрирует главную идею: хотя идеи бихевиористов и отошли на второй план, сбрасывать их со счетов пока рано.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Бихевиоризм: кратко о самом главном

Итак, что же такое бихевиоризм? Понятие «бихевиоризм» происходит от английского слова «behavior», означающего «поведение», и представляет собой систематический подход к изучению поведения людей (и, конечно же, других животных). Он основан на предположении, что поведение человека составляют рефлексы и реакции на какие-либо стимулы окружающего мира, а также последствия личной истории человека.

Таковыми последствиями являются подкрепление и наказание, и они действуют вместе с мотивационным состоянием человека в текущий момент времени и стимулами, контролирующими его поведение. Несмотря на то, что бихевиористы осознавали серьезную роль наследственности в поведении людей, основной интерес для них представляли факторы окружающей среды.

Сознание же как самостоятельное явление представители бихевиоризма полностью отрицали. Для них оно было не более чем поведенческими реакциями на внешние стимулы. Мысли и чувства они сводили к двигательным рефлексам, которые вырабатываются у человека по мере получения жизненного опыта.

Идеи бихевиоризма, возникшие не фоне критического отношения к главному методу изучения человеческой психики в конце 19 века – интроспекции, оказались революционными на момент их появления (первая половина 20 столетия) и на многие годы определили облик американской психологии. Все научные представления о психике в одночасье преобразовались, и ученые начали изучать не сознание, а именно поведение человека.

Недоверие к интроспекции было обусловлено недостатком объективных измерений и разноплановостью получаемых данных. Объективным же феноменом психики для психологического бихевиоризма стало поведение.

Философской базой для нового направления послужили идеи английского педагога и философа Джона Локка, настаивавшего на том, что человек появляется на свет, являясь «чистым листом», а также идеи английского философа Томаса Гоббса, отрицавшего в человеке мыслящую субстанцию как таковую.

Однако основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон, предложивший схему для разъяснения поведения любого животного на нашей планете, включая человека. Схема эта выглядела достаточно просто: стимул вызывает реакцию. А учитывая то, что оба этих понятия можно измерить, воззрения Уотсона быстро нашли сторонников.

По мнению Уотсона, если применить к изучению поведения правильный подход, можно будет полностью это поведение предсказывать, формировать и даже управлять им посредством продуцирования изменений в окружающей действительности. А сам механизм такого воздействия основывался на обучении через классическое обуславливание, во всех подробностях изученное русским и советским ученым Иваном Петровичем Павловым.

О теории Павлова нам тоже следует сказать несколько слов, но прежде позвольте предложить вам к просмотру видеоролик о бихевиоризме и его основателе Джоне Уотсоне

Беря во внимание то, что в статье мы рассматриваем бихевиоризм кратко, это видео послужит для нашего материала прекрасным дополнением

Чему может научить бихевиоризм

Несмотря на серьезную критику, некоторые положения и направления бихевиоризма не утратили своей актуальности и сегодня.

Сильное воздействие окружающей среды на человека

Бихевиоризму уже больше 100 лет, но этот принцип продолжает оставаться одним из основных в психологии. Все наши страхи, переживания, комплексы по мнению психологов кроются во внешних причинах.

Популярные статьи

Высокооплачиваемые профессии сегодня и в ближайшем будущем

Дополнительный заработок в Интернете: варианты для новичков и специалистов

Востребованные удаленные профессии: зарабатывайте, не выходя из дома

Разработчик игр: чем занимается, сколько зарабатывает и где учится

Как выбрать профессию по душе: детальное руководство + ценные советы

По мнению одного из известных бихевиористов, Бернеса Фредерика Скиннера, большинство наших действий зависит от реакции на них окружающей среды. Человек запоминает, как на его поведение отреагировали окружающие, и в дальнейшем корректирует свои поступки с учетом предполагаемых последствий. Люди быстро усваивают, как надо себя вести, чтобы добиться положительного результата и по возможности избежать отрицательного. Если хотите сохранить собственное лицо, постоянно анализируйте свои действия: действительно ли вы поступили так по своему желанию, или на вас повлияли какие-то внешние факторы.

Влияние на поведение людей

Последователи социального бихевиоризма практически отрицали роль личности в поведении человека, приписывая ведущую роль внешнему воздействию. Они заявляли, например, что из ребенка, помещенного в полностью контролируемую среду, можно вырастить кого угодно. И считали, что его способности, склонности и желания не будут при этом иметь почти никакого значения.

Сегодня понятно, что это серьезное заблуждение. К примеру, воспитанники детского дома растут примерно в одних и тех же социальных условиях, но в результате становятся разными людьми с собственным характером.

Чему может научить бихевиоризм

Но какое-то зерно истины в идеях бихевиоризма все же есть. Возьмем рекламу. Маркетологи способны с помощью ее многократного повторения сформировать у потребителей желание приобрести этот продукт. А ведь это наглядный пример схемы «стимул – реакция», только немного усложненный: в рекламном ролике многократно звучит призыв купить товар, и у вас начинает появляться мысль о том, что он вам действительно необходим. Так что прежде, чем что-нибудь приобрести, подумайте – а не навеяно ли это решение слишком назойливой рекламой.

Борьба с причиной психологической проблемы, а не с ее последствиями

Когнитивисты фокусируют свое внимание на поиске источника проблем, а не на исправлении последствий. Именно этот принцип лег в основу когнитивно-поведенческой терапии, которая помогает человеку отказаться от определенных привычек, изменить образ действий и мыслей таким образом, чтобы избежать негативных психологических эффектов

К примеру, слишком эмоционально реагировать на поведение окружающих.

Поощрение эффективнее, чем наказание

Награда укрепляет определенное поведение, а наказание отталкивает от него. Именно так организована работа системы школьных оценок.

Но по мнению бихевиористов все не так просто. Скиннер утверждал, что роль пряника важнее, чем кнута. Ученый придерживался той точки зрения, что поощрение является лучшим стимулом для человека, в то время как наказание не отталкивает от плохих поступков, а только заставляет искать другие пути для их совершения. Например, обманывать. Так что, если хотите сформировать у себя или у кого-то другого хорошие привычки и свести к минимуму плохие, то чаще говорите похвальные слова.

Человек – существо очень сложное, изучение его самого и его жизни требует времени и множества усилий. Идеи психологического бихевиоризма помогли этому процессу лишь отчасти.

Подведем итоги бихевиористских исследований: выработка частичного понимания человеком своего и чужого поведения, открытие возможности создания условий, которые способны подвигнуть к выполнению определенных действий. Но при этом и поведение отдельного человека влияет на его окружение, вызывая собой конкретную реакцию людей.

Психическое развитие как научение

Все человеческие реакции, из которых и складывается поведение и, в конечном итоге, жизнь человека, делятся на два вида:

  1. Наследственные (безусловные рефлексы, физиологические реакции, три врожденные, базовые эмоции – любовь, гнев, страх).
  2. Приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение).

Приобретенные реакции являются результатом того, что немногочисленные наследственные реакции связываются друг с другом и переплетаются. Иными словами поведение человека развивается за счет того, что приобретаются новые обусловленные стимулами реакции на внешние раздражители. Но в их основе всегда лежат врожденные реакции на безусловные стимулы.

Наследственных реакций так мало, что рождаясь, человек начинает жизнь «с чистого листа». Он всему учится, все познает на собственном опыте. Философской основой бихевиоризма не зря послужила идея, которой руководствовались многие ученые (Аристотель, Авиценна, Дж. Локк) о том, что психика человека при рождении это  tabula rasa (чистая доска), а потом в ней появляются «записи» — опыт и знания о жизни и о себе.

Ни один человек не стал бы человеком в полном смысле этого слова, если бы его не воспитывали определенным образом, если бы его личная история не складывалась из проб, ошибок и успехов, если б он не приобщался к культуре, не усваивал нормы морали, не слышал родной речи и так далее.

Ведь известны случаи, когда дети воспитывались животными вне человеческого общества (так называемые дети-маугли). Они вырастали скорее животными, нежели людьми. Когда их находили, то пытались приобщить к культуре, но ничего не получалось.

Человеком человека делает социум, а не его биологическая природа. Именно общество превращает индивида в личность. Та самая часть психики и отделы головного мозга, которые делают человека разумным и творческим существом, развиваются в процессе социализации.

Психическое развитие есть не что иное, как научение, то есть постоянное приобретение знаний, умений и навыков! Только так человек становится человеком – он учится им быть.

Понятие «научение» шире «обучения», так как включает не только преднамеренные действия учителя, направленные на передачу знаний ученику, но и стихийно возникающие обучающие ситуации. Сама жизнь учит человека, он сам себя учит, контактируя с окружающим миром и другими людьми.

Итак, ведущий фактор формирования и развития личности – социальная среда, но чтобы выжить в ней, нужно уметь приспосабливаться.

Социальная адаптация – главная детерминанта психического развития, определяющая его направление. Адаптироваться можно к чему угодно, человек привыкает ко всему. Но для личности имеет огромное значение то, чему будет учиться и к чему адаптируется человек.

Если индивид растет среди туземцев, привыкших ходить без одежды и не знающих, что такое наука, ему никогда не стать новым Эйнштейном. Стимулы не те, которые бы могли привести к нужным реакциям и к формированию соответствующего поведения. И сам А. Эйнштейн не был великим ученым, если бы не родился и не вырос там, где он родился и вырос.

Бихевиористы не просто строили догадки и умозрительные выводы, они доказывали свои гипотезы экспериментальным и опытным путем, поэтому их выводы, даже превращая порой личность в «собаку Павлова», стройны и объясняют многие явления психики.

Мотивы возникновения бихевиоризма

Бихевиоризм в психологии зародился в последние годы 19 века в результате обнаружения несовершенства интроспекции как научного метода. Известные ученые усомнились в достоверности результатов, получаемых с помощью самонаблюдения.

Необъективность самонаблюдения

Можно выделить такие мотивы возникновения поведенческого подхода в психологии, как:

  • Достижения зоопсихологии, развитие концепций детской психологии (в этих науках метод самонаблюдения не может применяться в качестве основного диагностического инструментария).
  • Положения концепции Дж. Локка в философии о том, что человек от рождения не обладает понятиями. Мыслительный компонент структуры поведения отрицался. В философии Дж. Локка поведение и деятельность человека объяснялись средой его обитания.
  • Положения биологического подхода о том, что воздействие любого стимула вызывает определенную реакцию.
  • Реакции организма на воздействие стимула поддаются измерению, их можно зафиксировать. Это значит, что эти реакции могут считаться предметом изучения науки.
  • К моменту появления бихевиоризма науке уже были известны эксперименты и выводы Павлова, который изучал рефлексы у животных.

Кто является основоположником бихевиоризма?

Согласно историческим записям, основателем бихевиоризма считается Джон Уотсон (США).

Великий учёный, Иван Павлов был одним из тех, кто задал направление будущему разделу психологии. Он посвятил жизнь изучению рефлексов и создал целую науку. Подробнее в статье эксперимент «Собака Павлова». Некоторые идеи, которые позже использовали бихевиористы были озвучены ещё в 19 веке. Э. Торндайк стал первооткрывателем «закона эффекта». Суть опытов заключалась в том, что животные искали выход из лабиринтов и получали награду. Постепенно они осваивали заученный маршрут и безошибочно решали задачу.

Позже закономерности поведения исследовали и другие учёные. Б.Ф. Скиннер основал радикальный бихевиоризм, в основу которого легло утверждение, что побуждения и мысли находятся под тем же контролем что и внешнее поведение.

В целом Бихевиоризм совмещает несколько областей: методологию, философию и психологию. Его возникновению способствовало то, что психология оказалась бессильна в некоторых случаях и в ней не находилось объяснения некоторым явлениям. Он «привязал» нерациональную науку (на тот момент психологию) к материализму. Именно поэтому поначалу идеи встретили холодно и с недоверием, но постепенно бихевиоризм завоевал весь мир.

Сначала идеи, озвученные Уотсоном и Скиннером показались чрезмерно циничными, поскольку опускали человека до «интеллектуально развитого животного», которое всё ещё живёт по диким законам природы. Ещё один минус этой философии в том что она игнорирует самоопределение, творческое начало и сознание. Все мысли, фантазии и мечты не имеют связи с реальностью и их изучение почти невыполнимо.

Представители бихевиоризма в психологии

Длительную историю развития и усовершенствования своих научных методов исследования и терапии имеет бихевиористский подход. Представители его начинали с изучения элементарных принципов поведения животных и пришли к системе практического применения этих знаний на человеке.

Основоположник классического бихевиоризма Д. Уотсон был приверженцем мнения, что реально только то, что можно наблюдать. Он придавал значение исследованию 4 актов поведения человека:

  • видимых реакций;
  • скрытых реакций (мышление);
  • наследственных, природных реакций (например, зевание);
  • скрытых природных реакций (внутренних процессов жизнедеятельности организма).

Он был убежден, что сила реакции зависит от силы стимула, и предложил формулу S = R.

Последователь Уотсона Э. Торндайк развил теорию дальше и сформулировал такие основные законы человеческого поведения:

  • упражнения — взаимосвязь между условиями и реакциями на них в зависимости от числа воспроизведения;
  • готовности — проведение нервных импульсов зависит от наличия внутренней готовности к этому индивида;
  • ассоциативного сдвига — если из множества стимулов индивид реагирует на один, то оставшиеся из них в дальнейшем будут вызывать аналогичную реакцию;
  • эффекта — если действие несет за собой получение удовольствия, то это поведение будет проявляться чаще.

Экспериментальное подтверждение теоретических основ данной теории принадлежит российскому ученому И. Павлову. Именно он опытным путем доказал, что у животных можно сформировать условные рефлексы, если при этом использовать определенные раздражители. Многим известен его эксперимент с формированием у собаки условной реакции на свет в виде слюноотделения без подкрепления в виде еды.

В 60-е годы развитие бихевиоризма расширилось. Если ранее оно рассматривалось как набор отдельных реакций на стимулы, то с этих пор начинается введение в эту схему других переменных. Так, Э. Толмен, автор когнитивного бихевиоризма, назвал этот промежуточный механизм когнитивным представлением. В своих опытах с мышами он показал, что животные находят выход из лабиринта на пути к корму разными способами, следуя по незнакомому ранее маршруту. Таким образом, он продемонстрировал, что цель для животного важнее механизмов ее достижения.

Идея бихевиоризма

Важную нишу бихевиоризма занимает стимул. Он подразумевает данную ситуацию, которая выстраивает подкрепление реакции. В виде этих реакций выступают эмоциональное и устное реагирование окружающего общества. Но при этом личностные переживания не остаются незамеченными, а переносятся в зависимое положение от внешних факторов.

Научный исследователь Джон Уотсон вынес  основные пункты, на которых строится бихевиоризм:

Целью наблюдения психологии есть поведение и реакции всех живых существ. Именно такие проявления будут изучены.

Все физиологические и психологические проявления исходят от типа поведения.

Реагирование людей и животных нужно исследовать как единый двигательный показатель на внешние раздражители – стимулы.

Исследовав показатели стимула, можно предугадывать следующий ответ. Основная задача бихевиоризма – научится предсказывать действия личности. Так поведение индивида можно контролировать.

Все виды реакций человека состоят из  приобретенных форм (условные рефлексы) или переходят по наследству (безусловные рефлексы)

Повадки человека – это итог обучения. Т.е. многократное повторение ответного реагирования отпечатывается в памяти. Впоследствии этого могут быть воспроизведены. Так формирование навыков происходит через выработку условных рефлексов.

Мышление и речь также входят в список навыков.

Память служит хранением приобретенных умений.

Становление психических реакций происходит на протяжении всей жизни. Такое развитие зависит от условий проживания, социального общества и внешних раздражителей.

Систематизация возрастного развития не присутствует. Общих признаков в процессе формирования детской психики на разных этапах возраста отсутствуют.

Эмоции означают ответ организма на положительные и отрицательные стимуляторы окружающего пространства.

Уотсон предполагал, что человека можно обучить всему. По его мнению генетические, личностные и умственные факторы не помешают обучению.

Если углубится, то суть бихевиоризма в создании лаборатории социума.

Ключи к пониманию этой психологической школы

Ниже вы можете увидеть ряд идей, которые помогают понять перспективы, с которых начинается социальный бихевиоризм и какая методология определяет его.

1. Социальное поведение

Социальный бихевиоризм считает, что отношения между людьми и действиями и поведением, которые мы осуществляем они становятся стимулом, который вызовет у другого ответ что в свою очередь станет стимулом для первого.

Таким образом, взаимодействие будет происходить непрерывно, влияя на действия друг друга и частично следуя цепочке стимул-ответ.

2. Значение языка в построении человека

Для социального бихевиоризма одним из основных элементов интереса, который выступает посредником в любом социальном акте, является общение и язык. Человек появляется как таковой в определенном контексте, в котором многие значения были социально сконструированы, приобретая различные отношения к ним и осуществляя свое поведение на их основе.

Совместное использование значений через язык допускает существование обучения и, исходя из этого, может родиться субъективность, посредством которой мы руководствуемся своим поведением. Вот почему для Мида и социального бихевиоризма я и разум являются продуктом, следствием социального взаимодействия.

На самом деле формирование личности во многом зависит от языка. На протяжении всего развития ребенок будет участвовать в различных ситуациях и играх, в которых его выступление будет получать серию ответов от остальных компонентов общества, которые посредством языка и акта сообщаются. Основываясь на них, они будут формировать различные отношения к миру и к себе, позволяя сформировать личность и себя.

3. Я-концепция от социального бихевиоризма

В данном контексте термин «Я-концепция» относится к набору словесных самоописаний, которые субъект создает из себя, описаний, которые используются другими для взаимодействия с ним.

Можно заметить, что эти само-вербализации действуют как стимул, который вызывает ответ у других субъектов, ответ, который, как мы уже говорили, будет генерировать ответ. но эти описания не появляются из ниоткуда , но они зависят от стимуляции, которую человек получил.

Статья по теме: «Я-концепция: что это такое и как она формируется?»

4. Я и я

Таким образом, субъективность человека в значительной степени зависит от захвата ответов нашего поведения, которые мы используем в качестве стимула.

Мид считается существование в себе двух внутренних элементов в структурировании личности , я и я. Я — это восприятие индивида относительно того, как общество, понимаемое как «обобщенное другое», воспринимает его. Это ценностная часть человека, которая интегрирует внешние ожидания в свое собственное существо, реагируя на них и воздействуя на них.

С другой стороны, I является самой внутренней частью, которая допускает существование конкретной реакции на окружающую среду, первичную и спонтанную часть. Речь идет о том, что мы считаем часть нас, которая возникнет благодаря соединению и синтезу различного «неправильного» восприятия. Посредством этого мы снова можем наблюдать, как в рамках социального бихевиоризма Мида разум рассматривается как нечто, возникшее и подготовленное к социальным действиям и готовое к ним.

Заключение

Человек – это очень сложное и многогранное существо, и для изучения его и его жизни требуется предпринять еще много усилий. Идеи бихевиоризма стали попыткой дать всему этому объяснение, но получилось это лишь отчасти.

Итогом бихевиористских исследований стала выработка частичного понимания человеком своего и чужого поведения, открытие возможности создания обстоятельств, побуждающих к совершению определенных действий. В то же время и поведение самого человека является стимулом, вызывающим у окружающих конкретные реакции.

Копая глубже, мы можем заключить, что если поступки другого человека нам не нравятся, в первую очередь мы должны пересмотреть собственное поведение. Следует отдать теории бихевиоризма должное, ведь она указала, что иногда нужно руководствоваться не понятием о правильности или не правильности наших поступков, а тем, как другие люди могут их расценить и интерпретировать.

И в завершение. Если вас заинтересовала тема, советуем обратиться к специализированной литературе

Кроме работ таких выдающихся ученых как Уотсон, Торндайк, Павлов, Скиннер и других представителей направления, обратите внимание на следующие книги:

Изучение человеческого разума традиционно проводилось посредством анализа вербализаций, физических реакций и поведения. Были предложены различные тесты и тесты, с помощью которых можно определить психическое состояние людей и то, как они реагируют на природную и социальную среду.

Одним из многих аспектов, которые были изучены, является процесс социализации и способность общаться с нашими сверстниками. Изученный среди других дисциплин социальной психологией, этот объект исследования наблюдался с разных точек зрения, в том числе с помощью бихевиоризма.

Хотя последнее основано на связи между стимулами и реакциями у одного и того же субъекта без учета в целом промежуточных психических процессов, существует ветвь, которая в этом аспекте учитывала эти факторы и пыталась объяснить ум через поведение, ориентированное на процессы социального взаимодействия. Это о социальном бихевиоризме L .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: