Буддизм для детей. Кратко
Б уддизм — одна из мировых религий. Основой для зарождения буддизма как мировой религии стало Учение Будды, которое принёс в наш мир Будда Шакьямуни ещё две с половиной тысячи лет назад. Родившись царевичем в семье влиятельного правителя, принц Сиддхартха треть жизни прожил во дворце своего отца, но затем покинул его, стал отшельником и долгие годы посвятил практике медитации, чтобы постичь Истину. Что же заставило принца покинуть роскошный дворец своего отца, беззаботную жизнь и даже отказаться от права наследования трона? Каких успехов на своём пути достиг принц Сиддхартха и в чём принципиальное отличие его Учения от других философских и религиозных концепций?
Цветок лотоса (падма)
Является наиболее известным и широко признанным буддийским символом в мире. Описывает внутренний мир, человечество и жизнь.
«Вечный узел» в буддизме
«Бесконечный узел» (шриватса)
В буддизме бесконечный узел символизирует переплетающуюся мудрость, сострадание и любовь.
Буддийская свастика обычно находится по часовой стрелке и, как говорят, содержит весь разум Будды.
Свастика
Это древний символ вечности, изобилия, множественности, процветания, благополучия и долгой жизни.
Он символизирует Ваджраяна, который является одной из трех основных ветвей буддизма.
Ваджра
Буддийский тантрический символ, представляющий великую духовную силу и твердость духа.
Один из самых популярных буддийских символов для тату
Неалмус
Символизирует путешествие к просветлению. Он учит, что путь не всегда прямой.
Существуют многие другие символы: лев олицетворяющий могущество Будды, две золотые рыбы — символ счастья и свободы, раковина «санкха» — характеризующая звук пробуждения и призыву, урна мудрости «Бумпа», Глаза Будды/Мудрые глаза, Четыре короля-хранителя и другие.
«Ненависть не прекращается через ненависть. Ненависть прекращается через любовь. Это неизменный закон»
Эгоизм — причина всех страданий
Буддизм учит, что все страдания происходят от ложной концепции «Я». Да, существование отдельного Я это всего лишь очередная концепция, созданная в уме. И именно это Я, которое в западной в психологии называют Эго и страдает.
Любые страдания могут проистекать только от привязанности человека к самому себе, своему эго и себялюбия.
То, что делает буддийский Мастер — разрушает это ложное Эго, избавляя ученика от страданий. И это обычно больно и страшно. Зато действенно.
Наверное, одна из самых известных практик для избавления от эгоизма это тонглен. Для ее выполнения нужно представить перед собой знакомого человека и с каждым вдохом мысленно втягивать в себя, в район солнечного сплетения, все его страдания и боли в виде черного облака. А с каждым выдохом отдавать все свое счастье и все самое лучшее, что у вас есть или то, что вы бы хотели иметь. Представьте свою близкую подругу (если вы женщина) и мысленно отдайте ей все, что вы хотите сами для себя: много денег, лучшего мужчину, талантливых детей и т.д. А себе заберите все ее страдания. Еще эффективнее выполнять эту практику со своими врагами.
Практикуйте тонглен два раза в день утром и вечером в течение 5-10 минут 3 недели. И вы увидите результат.
Практика тонглен это то, что даст вам позитивные отпечатки в уме, которые через некоторое время придут к вам в виде того от чего отказались и отдали другому человеку.
Учение Будды
После получения новых знаний бывший принц начал распространять свое учение и завоевывать все больше учеников и последователей. В течение 45 лет он путешествовал по Индии и рассказывал о своем опыте. Почти все, кто слушал духовного учителя, потом присоединялись к нему. Так произошло с охранниками, которых прислал его отец, чтобы вернуть сына во дворец. 9 из 10 последовали за своим господином, но уже немного в другом качестве.
Чему же учил «Просветленный»? В основе его учения лежали четыре истины – страдание, желание, являющееся причиной, нирвана – прекращение страдания, путь к достижению нирваны. Будда также изложил заповеди, по которым человеку следует жить – правильный образ жизни, благие намерения, точная речь, сосредоточение, как путь к нирване.
Сиддхарта умер в довольно почтенном возрасте – около 80 лет. После смерти его кремировали останки разделили на несколько частей и поместили в специальные ступы. Однако, почитание учителя на этом не закончилось – последователи из поколения в поколение передавали ценные знания, которые говорил Будда, а также, чтобы почтить своего учителя, ему стали ставить своеобразные памятники – его самого, сидящего в позе лотоса, когда сам Будда пытался достичь просветления.
В некоторых странах, избравших для себя главной религией учение Будды, стоят не только «сидячие» статуи, но и в полный рост. Например, в Индии, в городе Хайдерабад, в центре искусственного озера стоит статуя Будды. Еще одна необычная статуя – голова Будды в дереве в городе Аюттхайе в Таиланде. Наиболее знаменит и храм Лежащего Будды в Бангкоке. в Китае, в провинции Сычуань, находится самое больше изображение Будды – высотой 71 метр. Ее изготовляли в течение века.
Что такое реакции в буддизме
Представьте, что вас предал близкий человек. Это вызывает в вас злость, обиду, гнев. Но подумайте, обязаны ли вы испытывать эти чувства? Вопрос не в том, можете ли вы в этот момент испытывать что-то другое, например, благодарность. Но чисто теоретически возможен же такой вариант? Нет такого закона, согласно которому вы обязательно должны чувствовать в этой ситуации обиду или гнев. Вы сами делаете выбор.
Мы реагируем на происходящие ситуации негативными эмоциями только потому, что находимся в неведении. Мы путаем причину и следствие, меняем их местами, считая, что ситуации вызывают в нас чувства. На самом деле чувства вызывают ситуации, а ситуации только стремятся вызвать в нас те же чувства, которые стали их причиной. Но мы не обязаны на них реагировать так, как они этого хотят. Мы сами можем делать свой осознанный духовный выбор.
Мир полностью отражает наши чувства.
Мы этого не видим только потому, что отражение это происходит с задержкой во времени. То есть ваша сегодняшняя реальность – это отражение прошлых чувств. Какой смысл реагировать на прошлое? Это ли не самая большая глупость человека, находящегося в неведении? Оставим этот вопрос открытым и плавно перейдем к следующему основополагающему принципу буддийской философии.
Популярные сегодня темы
-
Насекомые
Насекомые — это животные, которые относятся к классу Членистоногие. Они имеют тело, разделенное на три части: голову, туловище и живот
-
Эпоха Возрождения
Эпохой Возрождения принято называть период, наступивший в Италии между XIV и XVI веками и продолжавшийся, в общей сложности, около 250 лет.
-
Правила речевого этикета
Общество в процессе своего развития вырабатывает определённые нормы культуры и морали. Так, люди установили, что в разговоре необходимо употреблять одни фразы и нельзя использовать другие
-
Всемирное наследие
За 21 век нашей эры человечество создало немало удивительных и ценных вещей. По всему миру в разных уголках можно найти следы истории. Это могут быть старинные памятники архитектуры, остатк
-
Закон всемирного тяготения
Закон всемирного тяготения был открыт Исааком Ньютоном в 1666 году. Впервые закон был сформулирован и опубликован Ньютоном в 1687 году. Открытие ученого внесло неоценимый вклад в развитие нау
-
Термометр
Термометр — это прибор, предназначенный для измерения температуры воздуха окружающей среды. Прибор позволяет определить температуру различных сред при контакте с ней: вода, воздух, внутрення
История буддизма
Из школьной программы 5 класса по истории можно вспомнить не многое, связанное с буддизмом. Для того чтобы понять буддизм следует обратиться к корням его зарождения, а именно к самому основателю буддизма. Коим является Сиддхартха Гаутама, известный как «Будда».
Он жил в течение V века до н. э. Гаутама родился в богатой семье принца в современном Непале. Хотя у него была лёгкая жизнь, чувствами Гаутамы двигали многочисленные страдания в мире. Он решил отказаться от пышного образа жизни и продвигать идею «Среднего пути», что означает существование между двумя крайностями. Таким образом, он стремился к жизни без излишеств, но и без крайности в нищете.
После шести лет поисков буддисты считают, что Гаутама нашел просветление во время медитации под деревом бодхи. Остаток жизни он провёл, обучая других как достичь этого духовного состояния. Когда Гаутама скончался его последователи стали организовывать религиозное движение.
Через 400 лет после смерти Будды, в 543 г. до н.э. его ученики записали устные учения в «Палийский канон», или «Типитака» («Три корзины»). Учения Будды стали основой того, что развивается в буддизме по сегодняшний день, насчитывая более 500 миллионов последователей по всему миру.
«Люди, у которых есть мнение, просто беспокоят друг друга.»
История возникновения буддизма
Буддизм возник в VI веке до нашей эры в небольшом городе, называемом Лумбини, на территории современного Непала. Его основателем считается Сиддхартха Гаутама, который позже стал известен как Будда.
Сиддхартха был принцем, рожденным в великом княжестве Шакья в Индии. В первые годы своей жизни он жил в роскоши и изобилии, но вскоре осознал, что материальные блага не приносят истинного счастья. Решив найти путь к просветлению, Сиддхартха покинул свою семью и вступил в строгую аскетическую жизнь.
После нескольких лет медитации и отречения, Сиддхартха достиг просветления под деревом Бодхи в прекрасном парке Гая. Здесь он осознал истинную природу жизни и последовательностей, которые приводят к страданию.
После своего просветления Будда начал проповедовать свое учение, которое стало известно как буддизм. Его учение затронуло множество людей и быстро распространилось по всему миру. Буддизм проповедует идеи сострадания, ненасилия и осознанности в каждом действии и мысли.
Цель буддизма заключается в освобождении от страдания и достижении просветления. Буддисты стремятся проживать жизнь в гармонии с природой и взаимоотношениями со всеми существами.
Век | Событие |
---|---|
V век до н.э. | Рождение Сиддхартхы Гаутамы |
VI век до н.э. | Просветление Будды |
VI век до н.э. | Распространение буддизма |
Буддизм — мировая религия | Кратко о Буддизме
Название: Буддизм (учение Будды)Время возникновения: VI в. до н.э.Основатель: принц Сиддхартха Гаутама (Будда)Основные священные тексты: Трипитака
В 35 лет принц Гаутама достиг просветления, после чего изменил свою жизнь и жизни многих людей, следовавших за ним. Своими последователями он был назван «Буддой» (от санскритского «буддха» – просветлённый, пробуждённый). Проповедь его длилась 40 лет, умер Сиддхартха в 80-летнем возрасте, не оставив о себе ни одного письменного сочинения. До и после него были другие просветленные личности – Будды, которые внесли свой вклад в духовное развитие цивилизации. Последователи некоторых направлений буддизма считают учителями-Буддами также и проповедников других религий – Христа, Магомета и других.
Некоторые отдельные традиции почитают Будду как Бога, но остальные буддисты видят в нём своего основателя, наставника и просветителя. Буддисты верят, что достичь просветления можно только благодаря бесконечной энергии Вселенной. Таким образом, буддийский мир не признает бога-творца, всезнающего и всемогущего. Каждый человек – это и есть часть божества. У буддистов нет одного постоянного Бога, каждый просветлённый может достигнуть звания «Будда». Такое понимание Бога делает Буддизм отличным от большинства западных религий.
Буддисты стремятся к очищению замутнённых состояний ума, которые искажают реальность. Это злость, страх, невежество, эгоизм, лень, ревность, зависть, жадность, раздражение и другие. Буддизм взращивает и развивает такие чистые и благотворные качества сознания как доброту, щедрость, благодарность, сострадание, трудолюбие, мудрость и прочие. Всё это позволяет постепенно познавать и очищать свой разум, что ведёт к прочному ощущению благополучия. Делая свой разум сильным и ярким, буддисты уменьшают беспокойство и раздражение, которые приводят к невзгодам и депрессиям. В конечном своём итоге Буддизм является необходимым условием для глубочайших прозрений, которые приводят к окончательному освобождению разума.
Буддизм – религия не столько мистического, сколько философского плана. В буддийской доктрине заложено 4 основные «благородные истины» о человеческом страдании:
- о природе страдания;
- о происхождении и причинах страдания;
- о прекращении страдания и устранения его источников;
- о путях к прекращению страдания.
Последняя, четвёртая истина, указывает на путь к уничтожению страдания и боли, по-другому называется восьмеричным путём достижения внутреннего спокойствия. Такое состояние души позволяет погрузиться в трансцендентную медитацию и достичь мудрости, просветления.
Вариант 2
Буддизм не является религией, так говорят сами буддисты. Данное учение представляет собой сочетание методов преобразования ума, которые позволяют людям избавиться от страданий и прийти к счастью. Идеалом буддизма является освобождение от так называемой сансары – круга перерождений и переход в так называемую нирвану – тотальное освобождение.
Возник буддизм в 400-500 годах до новой эры по причине проповеди Будды Шакьямуни, который прожил в этом своем перерождении 80 лет, большую часть своего земного пути, выполняя функции странствующего монаха и проповедника. После себя он оставил немало учеников и довольно много учений, которые и вошли в основу буддизма.
Тем не менее, современные последователи, хотя и сходятся во многом, разделяются на разные школы. Сейчас существует четыре основные школы буддизма, а также догматически есть деление на так называемую Большую и Малую колесницы. Последователи Большой колесницы видят собственной целью освобождение от сансары всех живых существ, последователи Малой имеют более скромную цель – они стремятся достичь нирваны хотя бы сами.
Помимо этого существует так называемая Алмазная колесница, которая исходит от тайной доктрины и во многом является мистическим учением. В каждой стране буддизм приобрел собственную вариацию и подобно всем религиям, которые приходят на новые земли и национальные почвы, впитал в себя особенности этой земли.
К примеру, довольно известным является тибетский буддизм, который частично впитал в себя традиции изначальной религии Бон, подобно тому, как православие на русской земле ассимилировало в себе некоторые языческие традиции. В Японии распространен дзен-буддизм, который также является особенным учением, почитаемым и у китайцев. Особенностью дзена является использование своеобразных практик, которые немного отличаются от традиционных буддийских.
Лидером (условно говоря) буддизма является Далай-Лама, который считается перерождением бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Помимо этого следует отметить Кармапу, который тоже считается одним из верховных иерархов и ламой, который сознательно перерождается на благо всех живых существ.
4, 5, 7 класс
«Если что-то стоит сделать, делай это всем сердцем»
Буддийская философия простыми словами — это любовь к мудрости или любви и мудрости, оба значения прекрасно описывают буддизм. Несмотря на то, какую религию признаёт человек и в какие высшие силы верит. Не взирая на цикличность жизни и всех событий протекающих в ней, как например в истории буддизма, собравшейся в итоге 500 миллионов людей.
Все временно и не вечно, прошито тонкой нитью анитьи по принципам буддизма. Но тем не менее есть опыт, накопленный веками и переданный в рамках буддийской традиции. Он образовал несравненный ресурс для всех тех, кто хочет идти по пути Просветления. Просвещенный видит природу реальности абсолютно ясно и просто, точно так, как она есть, и живет полностью и естественно в соответствии с этим видением. Это цель буддийской духовной жизни, представляющей собой конец страданий для всех, кто достигает ее.
Буддизм в России
В России Буддизм — одна из самых распространённых, на территории страны, религиозных традиций. Районы, где наиболее часто исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тува, Калмыкия, Алтайский край и Забайкальский край. Также, в последние годы, буддийские общины возникли и в Санкт-Петербурге, в Москве, в Самаре, и в других городах.
Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной РФ относятся к VIII веку н. э. Они связаны с государством Бохай, которое в 698—926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья духовная культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны.
Как живая традиция, буддизм в его тибетской форме, существует в России с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство.
С XVII века тибето-монгольская форма буддизма распространяется и в Бурятии, — сюда его принесли монгольские и тибетские буддисты.
Число буддистов в данных городах, согласно опросам, составляет около 1 % их жителей. Такой же процент составляет число буддистов в масштабе всей страны.
Что общего между буддизмом и индуизмом?
Поскольку их архитектура великолепна и красива, буддизм и индуизм имеют много общего. Они оба верят в дхарму и перерождение. Оба они верят в концепцию кармы. Великая ступа в Санчи — самый известный пример индуистско-буддийского синкретизма.
Карма, мокша, дхарма и перерождение — схожие понятия, которые буддисты, как и индуисты, уважают и соблюдают. Буддизм отличается от индуизма многими понятиями, такими как ритуалы и кастовая система. Согласно Будде, каждый должен стремиться к духовному просветлению.
Помимо связанных принципов, мудра и дхарма-чакра являются символами, которые можно найти как в индуизме, так и в буддизме. Мудра — это набор образных движений рук со значением, которые часто используются во время концентрации. Эти движения рук часто можно увидеть на картинах и скульптурах Будды. Мудра используется как в буддизме, так и в индуизме. Однако расположение, значения и приложения различаются. Дхарма-чакра — это эмблема индуизма и буддизма, напоминающая штурвал корабля.
Как практиковать буддизм: осознанность
Осознанность – это основная практика буддизма. Можно подобно Будде сидеть в медитации много лет. Но для этого нужно уйти в монастырь и отречься от светской жизни. Этот путь вряд ли подходит нам, обычным людям.
К счастью, чтобы практиковать осознанность совсем не нужно сидеть под баньяновым деревом.
Осознанность можно практиковать в повседневной жизни. Для этого нужно беспристрастно и внимательно наблюдать за происходящим в настоящий момент.
Если вы внимательно читали статью, то вы уже понимаете, что тот настоящий момент о котором говорят все Мастера это не то, что происходит вокруг вас. Настоящий момент – это то, что происходит внутри вас. Ваши реакции. И в первую очередь, ваши телесные ощущения.
Ведь в зеркале мира отражаются именно телесные ощущения – они создают отпечатки в вашем уме.
Итак, будьте осознанными
Находитесь вниманием в настоящем моменте, здесь и сейчас
И внимательно беспристрастно наблюдайте:
- Телесные ощущения и эмоции – реакции на происходящее во внешнем мире.
- Мысли. Буддизм учит, что мысли это не вы. Мысли это такие же события «внешнего мира», но которые происходят в вашем уме. То есть мысли это тоже предрасположенности, которые также оставляют свои отпечатки. Вы не можете выбирать свои мысли, мысли появляются из ниоткуда сами по себе. Но вы можете выбирать свои реакции на них.
- Окружающее пространство. Помимо «настоящего» момента также нужно очень чутко осознавать все пространство вокруг вас, быть внимательным к людям и к природе. Но держите все органы чувств под контролем, не позволяя им влиять на свое внутреннее состояние.
Доклад Буддизм
Буддизм является одной из древних мировых религий, а если быть точнее – это религиозно-философское учение. Зародилось оно в Индии в VI веке до н.э. Основателем этого учения является Будда Шакьмуни. Будда в переводе со санскрита буквально означает “пробуждённый”, “просветлённый”, то есть буддизм – это “учение просветлённого”.
Будда Шакьмуни (дословно означает “пробуждённый из рода Шакьев”) родился в семье царя Шуддходаны, правившим одним из северо-индийских царств в предгорье Гималаев, и царицы Махамайи. При рождении имел имя Сиддхартха Гаутама. По традиции рода Шакьев царице для родов было необходимо отправится в дом своих родителей, правившими соседним царством Колиев. Но до места назначения так и не дошла и родила младенца в роще Руммини под деревом ашока.
Для благословления долгожданного царевича был приглашён мудрец-отшельник Асита. Внимательно осмотрев его он обнаружил на теле младенца 32 знака великого человека, и на объявил, что на основании этого ребёнку суждено стать либо великим правителем, либо великим просветлённым мудрецом. Царь Шуддходана естественно хотел, чтобы его сын стал великим царём, а не отшельником. Для этого он с ранних лет всячески ограждал царевича от знаний о человеческих страданиях. Но, несмотря на то, что Сиддхартха жил в богатстве и роскоши, он всё же стал понимать, что целью жизни не может быть стремление к материальным благам.
Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вместе со своим колесничим Чану однажды отправился за пределы своего дворца, где его ожидали четыре встречи: он повстречал старика, сражённого недугом человека, человеческий труп и отшельника. Увиденная реальная картина жизни людей коренным образом повлияла на его дальнейшую жизнь. Сиддхартха Гаутама осознал, что старение, недуги, мучения, и смерть неизбежны, и что ни благосостояния, ни принадлежность к высшим кастам не в состоянии уберечь от этого. Поняв, что только саморазвитие является единственным путём для познания причин всех этих страданий, Сиддхартха оставляет всё – жену, сына, дворец, богатства – и уходит в отшельники, чтобы найти пути для избавления от страданий.
В течении шести лет Сиддхартха Гаутама присоединялся к различным общинам других отшельников и придавался суровым аскезам. В конце концов понял, что аскезы по большому счёту больше изнуряют тело, чем приводят к большему пониманию, и решил пересмотреть свой путь. Он начал погружать себя сосредоточения. В этом состоянии он сел под дерево Бодхи и дал обет, что не поднимется, пока ему не придёт познание об истине.
После сорока девяти дней медитации Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления, после чего его и стали называть Буддой. Достигнув наивысшего просветления, Будда Шакьмуни начал просвещать людей своим учением.
В основе учения Будды лежат “Четыре Благородные Истины”:
- Есть страдание.
- Есть причина страдания.
- Есть возможность прекращения страдания.
- Есть путь, ведущий к прекращению страданию.
Слово “страдание” здесь следует понимать не буквально, а как совокупность пристрастий, от которых потом происходят неприятные чувства в течение всей человеческой жизни.
Для того, чтобы прекратить страдания существует “Благородный восьмеричный путь“:
- Правильное воззрение.
- Правильное намерение.
- Правильная речь.
- Правильное поведение.
- Правильный образ жизни.
- Правильное усилие.
- Правильное памятование.
- Правильное сосредоточение.
Также основу учения составляют и следующие аспекты:
- учение о карме;
- принцип бессущностности;
- учение о мгновенности;
- представление о мироздании
В учении Будды имеется такое понятие как серединный путь, согласно которому Будда не поддерживал ни сурового аскетизма, ни ярого стремления к наслаждениям. Любому последователю учения Будды в каждой новой ситуации нужно будет искать заново серединный путь.
Последователями учения Будды становятся через осознанное принятие клятвенного обета, именуемым “прибежищем”, под которым понимается три драгоценности:
- Будду;
- Учение Будды (Дхарма);
- Буддийская община (Сангха)
В буддизме выделяют три основных течения: хинаяна, махаяна и ваджраяна.
Несмотря на то, что Буддизм зародился в Индии, большее распространение он имел за её пределами: Китай, Монголия, Таиланд, Вьетнам, Шри-Ланка, Корея и др. В России буддизм исповедуют жители Тувы, Калмыкии и Бурятии.
Из истории возникновения
Буддизм — это самая молодая из мировых религий. Родиной является Индия VI в. до н.э. Основоположником считается принц Гаутама. Родился он в семье правителя. Естественно, что его хотели оградить от трудностей и бед. И до определенного времени его жизнь была беззаботна. Но однажды он увидел похоронную церемонию, за которой, среди прочих, следовали больные и состарившиеся люди. И тогда он понял, что в мире есть болезни, страдания и смерть. А быть богатым, не означает быть счастливым.
Рис. 1. Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае. ИндияИ решил принц покинуть родительский дом, чтобы постигнуть смысл человеческого бытия. Странствия продолжались шесть лет.
Он осознал, и самое главное — смог передать другим сущность мироздания и место человека в нем.
Безоценочное восприятие в буддизме
Так хорошо это или плохо? Как вы ответили на вопрос из прошлой главы?
А вот буддист никак бы не ответил. Потому что безоценочное восприятие – еще один краеугольный камень буддизма.
Согласно буддизму такие оценки как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло» и любые двойственности существуют только в уме человека и являются иллюзией.
Если на черной стене нарисовать черную точку, вы ее не увидите. Если на белой стене нарисовать белую точку, вы ее тоже не увидите. Можно увидеть белую точку на черной стене и наоборот только потому, что существует противоположность. Также не существует добра без зла и зла не существует без добра. И любые противоположности являются частями одного целого.
Создавая в своем уме любую оценку, например «хорошо», вы тут же создаете ее противоположность в своем же уме, а иначе как бы вы различили это ваше «хорошо»?
Основные понятия философии Буддизма
Их очень много, мы немного остановимся на каждом из них, а в следующих статьях опишем их подробно.
Карма. Является основополагающим принципом, объясняющим причины и следствия всех действий и событий, которые происходят с нами. Вкратце принцип кармы можно охарактеризовать фразой “что посеешь, то и пожнешь”.
Воплощения. Принцип перерождения одних живых существ в других. Эта доктрина немного отличается от принципа “переселения душ”, так как не признает существования постоянной души, как, к примеру, “атман” у индуистов. Карма в результате перевоплощений переходит от одного живого существа к другому.
Четыре благородные истины. Были сформулированы Буддой Шакьямуни и являются основой идеологии Буддизма. Их перевод на русский язык очень неточен, так как между языками существует серьезная разница понятий. В одной из следующих статей мы расскажем об этом подробно.
Мы приведем четыре благородные истины, но просим вас не понимать их слишком буквально.
1. Вся наша жизнь – неудовлетворенность и страдание.
2. Причина страданий – жажда.
3. Прекращение страданий – уничтожение жажды.
4. Способ – восьмеричный путь.
Как вы заметили, эти определения весьма общие, их можно и нужно расшифровывать, чем мы и займемся в одной из следующих статей.
Просветление. Состояние разума, очищенного от негативных мыслей, эмоций и побуждений, позволяющее увидеть все вещи такими, какие они есть на самом деле, и достичь нирваны.
Нирвана. Состояние, которое не может быть описано языком людей. Поэтому мы его и описывать не будем.
Сансара. Или “колесо жизни”. Это состояние, в котором прибывают все живые существа, кроме просветленных умов.
В следующих статьях мы подробно расскажем обо всем этом. Читайте.
Также рекомендуем наши статьи о Непале (ссылки ниже).
Детство и юность
Считается, что отцом Будды был раджа Шуддходана, тогда как его матерью являлась царица Махамайя – принцесса из царства колиев. В ряде источников говорится, что мать будущего учителя скончалась спустя неделю после родов.
В результате, воспитанием Гаутамы занялась его родная тетя по материнской линии Маха Праджапати. Любопытно, что Маха также являлась женой Шуддходаны.
Будда не имел родных братьев и сестер. Однако у него был сводный брат Нанда, сын Праджапати и Шуддходаны. Существует версия, что у него также была сводная сестра по имени Сундара-Нанда.
Отец Будды хотел, чтобы его сын стал великим правителем. Для этого, он решил оградить мальчика от всяких религиозных учений и знаний о страданиях, которые постигают людей. Мужчина построил для сына 3 дворца, где тот мог пользоваться любыми благами.
Еще в детстве у Гаутамы начали проявляться разные способности, вследствие чего он значительно опережал своих ровесников в изучении наук и спорте. Одновременно с этим он уделял много времени для размышлений.
Когда юноше было 16 лет, отец дал ему в жены принцессу Яшодхару, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Позже у супругов родился мальчик Рахул. Первые 29 лет свой биографии Будда прожил в статусе принца Капилавасту.
Несмотря на то, что Сиддхартха жил в полном достатке он понимал, что материальные блага не являются главным смыслом в жизни. Как-то раз, парню удалось покинуть пределы дворца и воочию увидеть жизнь простых людей.
Будда увидел «4 зрелища», которые навсегда изменили его жизнь и отношение к ней:
- нищего старика;
- больного человека;
- разлагающийся труп;
- отшельника.
Именно тогда Сиддхартха Гаутама осознал суровую реальность жизни. Для него стало ясно, что богатство не в силах избавить человека от болезней, старения и смерти. Тогда же он понял, что путь самопознания является единственным способом для постижения причин страданий.
После этого Будда оставил дворец, семью и все нажитое имущество, отправившись на поиски пути для освобождения от страданий.
Буддизм — Дети | Britannica Kids
Введение
Религия, основанная на учении Будды, известна как буддизм. Будда родился с именем Сиддхартха Гаутама и жил где-то в 6-4 веках до нашей эры. Он стал просветленным, что означает, что он нашел способ освободиться от цикла желаний и страданий. Будда учил своих последователей, как этого достичь.
Буддизм зародился в Индии и распространился в Центральной и Юго-Восточной Азии, Китае, Корее и Японии. Сегодня некоторые люди в западном мире также следуют буддизму. В середине 2010-х годов буддизм был четвертой по величине религией в мире с примерно 500 миллионами последователей.
Верования и практики
Буддизм основан на учениях Будды, которые называются Четыре благородные истины. Первая истина состоит в том, что жизнь состоит из боли и страданий. Во-вторых, все страдания вызваны чьими-то желаниями. В-третьих, человек может быть свободен от этих желаний. Свобода от желаний называется нирваной. Четвертая истина — это Восьмеричный Путь, объясняющий восемь способов достижения нирваны.
Восьмеричный Путь также называют Срединным Путем. Он учит, что люди не должны предаваться роскоши и удовольствиям. Но им также не следует жестко отказывать себе во всех мирских удобствах. Вместо этого люди должны придерживаться срединного или сбалансированного курса в своем поведении.
Буддизм состоит из трех основных частей. Эти части называются Триратна, или «три драгоценности». Это: Будда или учитель; дхарма, или учение; и сангха, или сообщество верующих. Буддийские монахи верят, что три драгоценности защищают их. Это выражено в буддийской молитве: «Я принимаю прибежище в Будде.
Подразделения
Через много лет после смерти Будды среди его последователей появились две основные группы. Одна группа следовала ветви, известной как Тхеравада, что означает «Путь старейшин». Это старая и более консервативная ветвь буддизма. Многие люди в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже принадлежат к этой группе.
Другая группа называется Махаяной. Эта форма буддизма популярна в Монголии, Тибете, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме и Непале. Дзен-буддизм происходит от буддизма Махаяны.
Буддисты Тхеравады сосредотачиваются на освобождении себя через улучшение собственной жизни. Буддисты махаяны верят, что могут достичь просветления, если будут делать добро для других.
Фестивали
Буддисты празднуют множество праздников, но буддисты Тхеравады и Махаяны отмечают эти праздники по-разному. Три главных события жизни Будды — рождение, просветление и смерть — отмечаются в каждой буддийской стране, но не всегда в один и тот же день.
История
Будда начал преподавать свою философию после достижения просветления. Однажды он сел под деревом в Бодх-Гайе (сейчас это штат Бихар в Индии) и начал медитировать. На 49-й день он достиг просветления и таким образом освободился от страданий. Он стал известен как Будда, что означает «просветленный».
Согласно традиции, Будда жил и учил 45 лет после своего просветления. Будда проповедовал на пали, языке простых людей. Он считал, что его учение предназначено для всех, а не только для ученых. Однако он не записал свое учение.
Будда основал религиозный орден, известный как сангха. Многие из его членов были странствующими монахами, как и сам Будда. После смерти Будды эти монахи помогли распространить буддизм в северной Индии. В 200-х годах до н. э. буддизм получил могущественного спонсора. Ашока, правитель империи, охватывавшей большую часть Южной Азии, принял и продвигал эту религию. Он построил множество буддийских памятников и монастырей. Позже буддизм в Индии несколько пришел в упадок. Но из Индии буддизм распространился на Шри-Ланку и Юго-Восточную Азию, а также через Среднюю Азию и Тибет в Китай, Корею и Японию.