Топ вопросов за вчера в категории Биология
Биология 04.06.2023 19:21 811 Кособуцький Микола
Задание №1 Постройте логическую цепочку из следующих понятий, расположив их в порядке усложнения:
Ответов: 2
Биология 27.07.2023 20:25 1797 Маринина Алёна
Напишите вывод по теме ткани Срочноооо Небольшой вывод напишите пожалуйста
Ответов: 3
Биология 06.07.2023 11:28 132 Еркинбеков Абылай
Напишите основную последовательность посадки саженцев срочно
Ответов: 2
Биология 02.07.2023 20:21 598 Тастан Амина
Используя дополнительные источники информации научно-популярную литературу справочники статьи в том
Ответов: 2
Биология 20.06.2023 09:12 1630 Пыжик Глеб
Вопросы 1. Какое значение имеют измерения в научных исследованиях? 2. Какие единицы измерения вы зна
Ответов: 2
Биология 16.05.2023 16:36 297 Полухина Арина
ДАЮ 20 БАЛЛОВ!!! Рассмотри изображение поперечного сечения стебля растения и дополни текст. На рис
Ответов: 1
Биология 20.06.2023 15:32 1125 Гончар Настя
Лабораторная работа № 2. Обнаружение воды и минеральных веществ в клетках растений. Цель: обнаружи
Ответов: 1
Биология 02.07.2023 06:03 1009 Коряковцев Егор
Лабораторная работа по биологии 5 класс измерение объектов
Ответов: 2
Биология 05.06.2023 04:18 313 Русак Александра
1. В рабочей тетради заполните таблицу «Жизнедеятельность клетки». Название п роцесса Суть явления
Ответов: 1
Биология 02.10.2023 08:37 88 Кузнецов Алексей
СРОЧНО!!! Сколько пептидных связей насчитывается в молекуле белка, если в состав его молекулы вход
Ответов: 2
Корневое давление и гуттация
Обычно в ксилеме существует натяжение воды как следствие транспирации; однако если транспирация недостаточно интенсивна, то в ксилеме корня и базальной части стебля может развиться и положительное давление. Клетки корня, поглощая из почвы минеральные вещества, перекачивают их в ксилему. При слабой транспирации концентрация солей в ксилеме возрастает. Это снижает осмотический потенциал ксилемы и по закону осмоса заставляет воду поступать внутрь.
Вода, двигаясь сквозь ткани корня к центральному цилиндру, в клетках эндодермы должна проходить через их мембраны и протопласты, поскольку стенки этих клеток непроницаемы для воды. Таким образом, цилиндрический слой клеток эндодермы служит как бы единой мембраной, по одну сторону которой (со стороны ксилемы) находится концентрированный раствор, а по другую (со стороны почвы и тканей коры корня) — слабый. Весь корень в целом представляет собой как бы осмометр: вода диффундирует из почвы в ксилему через эту эндодермальную «мембрану» в силу разности концентраций. В ксилеме, следовательно, создается давление примерно таким же образом, как в отдельной клетке возникает тургор. Непроницаемые клеточные стенки эндодермы выполняют и еще одну функцию: они не дают поступившим в ксилему солям совершить обратный путь — вернуться в кору корня и выйти наружу по каналу, образованному взаимосвязанными клеточными стенками.
Рис. 6.18. Вода может перемещаться из корней в стебель, тем самым создавая корневое давление
Если растение, находящееся в условиях, которые мы описали выше, срезать под корень, то через срез вытечет много жидкости. Укрепив на таком пеньке манометр, можно убедиться, что корни развивают давление (его так и называют — корневое давление) порядка нескольких атмосфер (рис. 6.18). У некоторых растений корневое давление вызывает выделение капелек воды через гидатоды — особые поры по краям листа у окончаний листовых жилок (рис. 6.19). Этот процесс, называемый гуттацией, наблюдается главным образом по ночам, когда корневое давление сравнительно велико.
Рис. 6.19. Гуттация у розы — выделение капелек воды на зубчиках листа
Жителям северо-восточных районов США и Канады хорошо известно явление вытекания сока у клена, также обусловленное положительным давлением в ксилеме. В конце зимы из деревьев некоторых пород, в особенности из сахарного клена (Acer saccharum), можно, надрезав ствол, добыть сахаристый сок, образовавшийся из запасенных в стволе углеводов. Вытекание сока обусловливается давлением в стволе дерева, не зависящим от корневой системы. Сок течет в теплые дни, сменяющие холодные ночи. В холодные ночи запасенный в паренхимных клетках ксилемы крахмал претерпевает гидролиз и превращается в сахар, который затем активно транспортируется по сосудам ксилемы. С повышением температуры из раствора высвобождается CO2, вследствие чего в ксилеме возникает давление. Именно это давление и вынуждает воду вместе с растворенным в ней сахаром устремляться вверх по стволу перед началом весеннего роста. Доказать это можно, срубив деревцо и поместив нижнюю часть ствола в бочонок с водой; в тех погодных условиях, при которых обычно наблюдается вытекание сахаристого сока, вода из бочонка будет отсасываться и сок будет течь.
Первые признаки корневого давления
- Медленный рост растения: Растение, испытывающее корневое давление, может расти медленнее, чем его здоровые соседи. Это происходит из-за ограниченного доступа к воде и питательным веществам, которые корни получают из почвы.
- Желтение и засыхание листьев: При корневом давлении растение может испытывать нехватку воды и питательных веществ, что приводит к желтению и засыханию листьев. Они могут быть менее зелеными и выглядеть слабыми.
- Корни, вырывающиеся из земли: Корни растения, подверженного корневому давлению, могут вырываться из почвы и становиться видимыми на поверхности. Это свидетельствует о том, что корни сбросились из-за ограниченного пространства в почве.
- Маленькие и плотно связанные корни: Корни растения, испытывающие корневое давление, могут быть короткими, мелкими и иметь плотное соединение. Это связано с тем, что корни сталкиваются друг с другом и с ограниченным пространством в почве, в результате чего они не могут полностью развиться.
- Проблемы с удержанием влаги: Растение, испытывающее корневое давление, может иметь проблемы с удержанием влаги в почве. Это может привести к появлению засухи и дальнейшей нехватке воды для роста и развития.
Это лишь несколько первых признаков корневого давления, которые могут помочь вам определить состояние растения и принять соответствующие меры для его защиты и улучшения. Если вы заметите эти признаки, рекомендуется обратиться к специалисту или садоводу, чтобы получить дополнительные советы и помощь.
Что из этого относится к органическим удобрениям?
6. Фотосинтез по-другому называют:
а) водным питанием б) воздушным питание в) почвенным питанием
7. Хлоропластом называется:
а) часть листа, в которой происходит фотосинтез б) бесцветная пластида, в которой запасаются питательные вещества в) цветная пластида, которая придает окраску цветам г) зеленая пластида, в которой осуществляется фотосинтез
а) вещество, которое образуется в процессе фотосинтеза б) зеленый пигмент в листьях растений, с помощью которого происходит фотосинтез в) вещество, выделяющееся в атмосферу в процессе фотосинтеза
а) в клетках листьев б) в корнях в) в цветках
10. Космическая роль растений заключается в:
а) образовании органических веществ б) преобразовании энергии солнечного света в) поглощении углекислого газа г) выделении кислорода
11. Какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением:
а) зона проведения б) зона деления в) зона роста г) зона всасывания
12. Что получают растения из почвы:
а) органические вещества б) углеводы в) воду г) воду и минеральные соли
Часть 2. Ответить на вопросы подробно
1. Что такое плодородие почв?
2. Что такое почвенное питание растений?
3. Назвать группы элементов питания растений и их роль в жизни растений.
Минеральное и воздушное питание растений.
1. За процесс фотосинтеза отвечают пластиды:
а) зеленые (хлоропласты) б) бесцветные (лейкопласты) в) разных цветов, кроме зеленого (хромопласты).
2. В результате процесса фотосинтеза в растении образуется и выделяется в окружающую среду газ:
а) кислород б) углекислый газ в) водород
3. Испарение воды происходит через:
а) устьица б) всю поверхность листа в) жилки г) все утверждения верны
4. Вещества, содержащие азот способствуют:
а) созреванию плодов б) росту растений в) развитию корневой системы г) оттоку органических веществ от листьев
5. Корневому давлению способствует:а) удобрение растений б) холодная вода в) теплая вода г) уменьшение испарения воды
6. Какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением:
а) зона всасывания б) зона деления в) зона роста г) зона проведения
7. Правильная последовательность зон корня, начиная снизу:
а) зона проведения, зона всасывания, зона деления, корневой чехлик б) корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения в) зона всасывания, зона деления, зона роста, зона деления, корневой чехлик г) корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона проведения, зона всасывания
8. В процессе фотосинтеза происходит:
а) поглощение кислорода б) выделение кислорода в) выделение азота
9. Крахмал, образующийся в листьях, в процессе фотосинтеза является:
а) побочным продуктом, выделяющимся во внешнюю среду б) запасным питательным веществом в) источником воды
10. Какой фактор внешней среды является главным условием для фотосинтеза:
а) свет б) электромагнитное излучение в) температура г) вода
11. Растения по способу питания являются:
а) гетеротрофами б) автотрофами в) сапротрофами
12. В каких клеточных органоидах протекает фотосинтез:
Источник
Почва как среда обитания корней
Почва для растений является средой, из которой оно получает воду и элементы питания. Количество минеральных веществ в почве зависит от специфических особенностей материнской горной породы, деятельности организмов, от жизнедеятельности самих растений, от типа почвы.
Почвенные частицы конкурируют с корнями за влагу, удерживая её своей поверхностью. Это так называемая связанная вода, которая подразделяется на гигроскопическую и плёночную. Удерживается она силами молекулярного притяжения. Доступная растению влага представлена капиллярной водой, которая сосредоточена в мелких порах почвы.
Между влагой и воздушной фазой почвы складываются антагонистические отношения. Чем больше в почве крупных пор, тем лучше газовый режим этих почв, тем меньше влаги удерживает почва. Наиболее благоприятный водно-воздушный режим поддерживается в структурных почвах, где вода и воздух находятся одновременно и не мешают друг другу — вода заполняет капилляры внутри структурных агрегатов, а воздух — крупные поры между ними.
Характер взаимодействия растения и почвы в значительной степени связан с поглотительной способностью почвы — способностью удерживать или связывать химические соединения.
Микрофлора почвы разлагает органические вещества до более простых соединений, участвует в формировании структуры почвы. Характер этих процессов зависит от типа почвы, химического состава растительных остатков, физиологических свойств микроорганизмов и других факторов. В формировании структуры почвы принимают участие почвенные животные: кольчатые черви, личинки насекомых и др.
В результате совокупности биологических и химических процессов в почве образуется сложный комплекс органических веществ, который объединяют термином «гумус».
Роль давления
Значение давления для низкорослых и кустарниковых культур различное. В растениях, обладающих небольшими размерами, корневое давление — это процесс, способствующий жизни и развитию. У них он наблюдается в ночной и утренний период дня. Примечателен тот факт, что для крупных растений оно играет немного другую роль. Для кустарников и деревьев корневое давление — это способ пробуждения зимних почек и катализатор для их развития. По утверждениям ученых, этот процесс особенно интенсивен ночью. Благодаря этому корневое давление у растений в ночное время обуславливает более быстрый рост. Визуально результат давления можно увидеть у некоторых растений в виде капель сока на стеблях.
Минеральное питание растений
Какие вещества необходимы для минерального питания растения?
Для минерального питания больше всего растению нужны азот, калий и фосфор.
Остальные вещества требуются в небольших количествах (обычно сотые доли процента от массы клетки и ниже). Это — магний, натрий, бор, марганец, цинк, медь, молибден и др.
Как растения поглощают питательные вещества?
Водоросли, а также некоторые другие водные растения усваивают вещества минерального питания всей поверхностью тела. Высшие наземные растения получают их из почвы через корневые волоски.
Что такое корневое давление?
Корневое давление — это сила, обеспечивающая поступление воды в клетки или межклетники коры, а затем в сосуды корня и по ним — в другие органы растения.
Какие виды удобрений вы знаете?
Существуют органические и минеральные удобрения.
Органические удобрения — это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).
Минеральные удобрения состоят из неорганических соединений, преимущественно солей. По виду основного питательного элемента различают азотные, фосфорные и калийные удобрения. Кроме того, широко используют микроудобрения, в которых содержатся такие элементы, как бор, медь, цинк, кобальт и др., потребляемые растениями в незначительных количествах.
Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?
Вещества, содержащие азот, способствуют росту растений, фосфор — скорейшему созреванию плодов, калий — быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к корням.
Что такое подкормка?
Подкормка — это внесение минеральных удобрений в период роста и плодоношения растений. Растения подкармливают минеральными веществами, необходимыми в данный период жизни.
Источник
Происхождение корневого давления
Корневое давление является результатом двух главных факторов, влияющих на транспорт воды в растении:
1. Кохезионное действие
Водные молекулы, находящиеся внутри стебля, стремятся к высокой влажности, что создает напряжение в водоводящих тканях. Это напряжение поддерживается преимущественно благодаря силе поверхностного натяжения, которое возникает из-за притяжения между соседними молекулами воды.
2. Расширение клеток корней
Для того чтобы засосать воду из почвы, клетки корней растения оказываются в состоянии постоянного напряжения. Когда клетки корней активно всасывают воду, они заполняются и становятся натянутыми, что ведет к давлению на окружающие клетки и ткани.
Таким образом, корневое давление обеспечивает протекание воды из корней растения в стебли и листья, где она участвует в многих физиологических процессах, включая фотосинтез и транспирацию.
Несмотря на то, что корневое давление является одной из важнейших механизмов транспорта воды в растении, оно не является единственным. Второй фактор, ответственный за передвижение воды, называется фолевым давлением и происходит благодаря транспирации — испарению воды через устьица листьев.
Внешнее строение корня. Внутреннее строение корня
Корневой чехлик
Корень растёт в длину своей верхушкой, где находятся молодые клетки образовательной ткани. Растущая часть покрыта корневым чехликом, защищающим кончик корня от повреждений, и облегчает продвижение корня в почве во время роста. Последняя функция осуществляется благодаря свойству внешних стенок корневого чехлика покрываться слизью, что уменьшает трение между корнем и частичками почвы. Могут даже раздвигать частички почвы. Клетки корневого чехлика живые, часто содержат зёрна крахмала. Клетки чехлика постоянно обновляются за счёт деления. Участвует в положительных геотропических реакциях (направление роста корня к центру Земли).
Клетки зоны деления активно делятся, протяженность этой зоны у разных видов и у разных корней одного и того же растения неодинакова.
За зоной деления расположена зона растяжения (зона роста). Протяжённость этой зоны не превышает нескольких миллиметров.
По мере завершения линейного роста наступает третий этап формирования корня — его дифференциация, образуется зона дифференциации и специализации клеток (или зона корневых волосков и всасывания). В этой зоне уже различают наружный слой эпиблемы (ризодермы) с корневыми волосками, слой первичной коры и центральный цилиндр.
Строение корневого волоска
Корневые волоски — это сильно удлинённые выросты наружных клеток, покрывающих корень. Количество корневых волосков очень велико (на 1 мм2 от 200 до 300 волосков). Их длина достигает 10 мм. Формируются волоски очень быстро (у молодых сеянцев яблони за 30-40 часов). Корневые волоски недолговечны. Они отмирают через 10-20 дней, а на молодой части корня отрастают новые. Это обеспечивает освоение корнем новых почвенных горизонтов. Корень непрерывно растёт, образуя всё новые и новые участки корневых волосков. Волоски могут не только поглощать готовые растворы веществ, но и способствовать растворению некоторых веществ почвы, а затем всасывать их. Участок корня, где корневые волоски отмерли, некоторое время способен всасывать воду, но затем покрывается пробкой и теряет эту способность.
Оболочка волоска очень тонкая, что облегчает поглощение питательных веществ. Почти всю клетку волоска занимает вакуоль, окружённая тонким слоем цитоплазмы. Ядро находится в верхней части клетки. Вокруг клетки образуется слизистый чехол, который содействует склеиванию корневых волосков с частицами почвы, что улучшает их контакт и повышает гидрофильность системы. Поглощению способствует выделение корневыми волосками кислот (угольной, яблочной, лимонной), которые растворяют минеральные соли.
Корневые волоски играют и механическую роль — они служат опорой верхушке корня, которая проходит между частичками почвы.
Под микроскопом на поперечном срезе корня в зоне всасывания видно его строение на клеточном и тканевом уровнях. На поверхности корня — ризодерма, под ней — кора. Наружный слой коры — экзодерма, вовнутрь от неё — основная паренхима. Её тонкостенные живые клетки выполняют запасающую функцию, проводят растворы питательных веществ в радиальном направлении — от всасывающей ткани к сосудам древесины. В них же происходит синтез ряда жизненно важных для растения органических веществ. Внутренний слой коры — эндодерма. Растворы питательных веществ, поступающие из коры в центральный цилиндр через клетки эндодермы, проходят только через протопласт клеток.
Кора окружает центральный цилиндр корня. Она граничит со слоем клеток, долго сохраняющих способность к делению. Это перицикл. Клетки перицикла дают начало боковым корням, придаточным почкам и вторичным образовательным тканям. Вовнутрь от перицикла, в центре корня, находятся проводящие ткани: луб и древесина. Вместе они образуют радиальный проводящий пучок.
Проводящая система корня проводит воду и минеральные вещества из корня в стебель (восходящий ток) и органические вещества из стебля в корень (нисходящий ток). Состоит она из сосудисто-волокнистых пучков. Основными слагаемыми частями пучка являются участки флоэмы (по ним вещества передвигаются к корню) и ксилемы (по которым вещества передвигаются от корня). Основные проводящие элементы флоэмы — ситовидные трубки, ксилемы — трахеи (сосуды) и трахеиды.
Последние заданные вопросы в категории Биология
Биология 22.10.2023 07:59 14 Мацько Софья
Характеристика (признак) Место расположения Подтип ткани Форма клеток Основные и вспомогательные к
Ответов: 1
Биология 22.10.2023 07:53 15 Гусева Юлия
Муреин, хитин, целлюлоза, гепарин, глюкоза, крахмал Распределить на три столбца. Структурная, защи
Ответов: 1
Биология 22.10.2023 07:48 7 Шумайлов Кирилл
Яка роль людини у проведенні заходів щодо запобігання небезпечним природним явищам та їх наслідкам?
Ответов: 1
Биология 22.10.2023 07:47 13 Коминова Анюта
Виписати функції систем органів тварин
Ответов: 1
Биология 22.10.2023 07:45 22 Кириллова Яна
Помогите пжпжпжжжжжжжжж
Ответов: 1
Биология 22.10.2023 07:39 5 Фугаев Рома
Навести по 2 приклади систематики рослин та тварин. СРОЧНО
Ответов: 2
Биология 22.10.2023 07:38 12 Старкин Вова
Чому не в усіх організмів є шанс вижити і чому відбувається природній добір та формування адаптацій?
Ответов: 1
Биология 22.10.2023 07:37 6 Смирнов Евгений
Пж біологія срочно седня здавать
Ответов: 1
Биология 22.10.2023 07:36 22 Смирнова Анна
Грибы не имеют хлорофилла ,а все же содержат в своем теле органические вещества.Как они из получают
Ответов: 1
Биология 22.10.2023 07:36 2 Дичко Анюта
Органы дыхания у млекопитающих
Ответов: 1
Типы корневых систем
Различают два основных типа корневых систем: стержневая, имеющая хорошо развитый главный корень, и мочковатая. Мочковатая корневая система состоит из большого числа придаточных корней, одинаковых по величине. Вся масса корней состоит из боковых или придаточных корешков и имеет вид мочки.
Сильно разветвлённая корневая система образует огромную поглощающую поверхность. Например,
- общая длина корней озимой ржи достигает 600 км;
- длина корневых волосков — 10 000 км;
- общая поверхность корней — 200 м2.
Это во много раз превышает площадь надземной массы.
Если у растения хорошо выражен главный корень и развиваются придаточные корни, то формируется корневая система смешанного типа (капуста, помидор).
Движение воды в растениях
Ученые выделяют два способа, которые обуславливают движение влаги вверх по стеблю растения. Первый способ — это непосредственно корневое давление. В его процессе вода двигается от корневой системы вверх по стеблю. Однако корневое давление не способно поднять влагу достаточно высоко, поэтому существует и другой способ. Он называется транспирацией. Во время такого процесса основная часть воды проходит через устьица. Это своего рода отверстия, которые находятся на нижней стороне листвы. Сначала вода под воздействием корневого давления двигается вверх, а затем начинает работать транспирация, и уже она подает влагу к листьям. Вода обладает полярными молекулами, которые при сближении образуют связь водорода. А поступает в ксилему вода непосредственно при помощи осмоса. С поверхности листьев регулярно происходит процесс испарения. Поэтому для нормального существования растения так важна регулярная подача влаги. Без нее жизнь любой культуры невозможна.
-
Чем отличается федеративный округ колумбия от штатов сша кратко
-
Что такое баталия кратко
-
Почему швабрин делался гриневу все неприятнее кратко
-
Какую роль в сражении сыграл псковский князь довмонт ответ кратко
- Проект по краеведению в доу старшая группа
Тест с ответами: “Минеральное питание”
1. Какое из веществ способствует скорейшему росту растений: а) азот + б) калий в) фосфор
2. Какое из веществ способствует скорейшему оттоку питательных веществ к листьям: а) азот б) калий + в) фосфор
3. Какое из веществ способствует быстрому созреванию плодов: а) калий б) азот в) фосфор +
4. Как поглощают питательные вещества водоросли: а) слоевищем + б) ризоидами в) корнем
5. Каким образом усваивают вещества высшие растения: а) листья б) мицелий в) корень +
6. При помощи чего клетки корня выделяют минеральные и органические вещества в сосуды растения: а) корневые волоски б) корневое давление + в) луб
7. Как называется свойство почвы, позволяющее питать растения: а) органический состав б) минеральный состав в) плодородие +
8. Что из этого относится к минеральным удобрениям: а) азот + б) торф в) перегной
9. Что из этого относится к органическим удобрениям: а) азот б) фосфор в) торф +
10. Какое из этих веществ используют как минеральное удобрение: а) гелий б) медь + в) бром
11. Органом минерального питания является: а) корень + б) лист в) цветок
12. Какая часть корня осуществляет всасывание почвенного раствора: а) корневище б) корневые волоски + в) ксилема
13. Всасывание корнем воды происходит за счёт: а) осмоса + б) фотосинтеза в) ксилемы
14. Минеральные вещества: а) содержат много витаминов б) содержат много энергии в) не содержат энергии +
15. Минеральные вещества растение: а) получает из почвы + б) получает из воздуха в) производит в каждой своей клетке
16. Передвижение воды в растении идёт от: а) листьев через ксилему в корневые волоски б) корневых волосков через ксилему в лист и стебель + в) надземных органов через корневые волоски в ксилему
17. Выбрать правильное утверждение: а) растениям вреден только недостаток калия б) растения могут развиваться без калия в) растениям вреден как избыток, так и недостаток калия +
18. Один из важнейших макроэлементов: а) алюминий б) фосфор + в) железо
19. Один из важнейших макроэлементов: а) цинк б) натрий в) калий +
20. Один из важнейших макроэлементов: а) сера б) азот + в) хлор
21. К макроэлементам относится: а) натрий + б) цинк в) железо
22. К микроэлементам относится: а) магний б) марганец + в) калий
23. Передвижению воды в растении с нераспустившимися листьями способствует: а) корневое давление б) испарение воды в) поглощение воды корневыми волосками +
24. Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит от: а) скорости оттока питательных веществ из листьев в корень б) корневого давления и испарения воды листьями + в) процесса деления и роста клеток корня
25. Органы воздушного питания у растений: а) воздушные корни б) стебли в) листья +
26. Растения следует пересаживать с комом земли для того, чтобы: а) не повредить придаточные корни растения б) не повредить корневые волоски + в) перенести почвенных микроорганизмов
27. Растворы органических веществ перемещаются от листьев к органами растения по: а) ситовидным трубкам + б) сосудам древесины в) сердцевине
28. Неорганические соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания в виде различных минеральных солей: а) дополнительные удобрения б) основные удобрения в) минеральные удобрения +
29. Растения постепенно извлекают фосфор из: а) почвы + б) воздуха в) воды
30. Его получают действием серной кислоты на фосфат кальция: а) сложный суперфосфат б) простой суперфосфат + в) дополнительный суперфосфат
Источник