Методика обучения измерениям детей дошкольного возраста
Программой воспитания в детском саду» в старшей группе предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений. Так, дети учатся видеть изменение предметов по размерам, оценивать размеры предметов с точки зрения 3 измерений: длины, ширины, высоты; углубляются их представления о свойствах величин.
Одни и те же предметы они располагают в ряд или группируют то по одному, то по другому признаку. Использование условных мер делает доступным измерение маленьким детям. Термин «измерение условными мерами» означает возможность использовать средства измерения.
Комплексный набор приборов для измерений в медицинских учреждениях и в домашних условиях.
В результате этого ребенку становится понятным, что каждый элемент в ряду меньше (больше), чем все предыдущие, и больше (меньше), чем все последующие. Упражнения в установлении транзитивности отношений порядка проводятся также с помощью игр, требующих от детей смекалки и сообразительности.
Деятельность измерения довольно сложна. Сначала рассматриваем предметы резко контрастные по величине (в 3-4 раза) и одинаковые по всем другим признакам (цвет, форма, …). Одну величину изучаем на большом разнообразии наглядного материала. Сначала сравниваем предметы, находящиеся непосредственно перед ребенком или у него в руках, потом на расстоянии, затем по памяти и воображению.
В каждом возрасте ребенок способен усвоить только определенный объем информации. Поэтому обучение будет строиться в зависимости от возраста ребенка. Первые сериационные задания дети выполняют по образцу, которым является готовый сериационный ряд. Образец демонстрирует, значение какого признака и в каком направлении меняется.
Предметы, которые упорядочивает сам ребенок, должны обязательно отличаться от предметов в образце. Для этого взрослый предлагает ребенку выбрать любой предмет ряда и сравнить его с предметами, расположенными слева и справа. В сказке этот ряд выстроен от большого к малому. Поэтому, их можно поставить в один предметный ряд». Можно усложнить задание и предложить детям самим найти в сказке одинаковые по свойствам , но разные по величине предметы.
Как оформить уголок Монтессори в детском саду
Элементы методики Марии Монтессори используются воспитателями обычных детских садов. Особой популярностью пользуются упражнения по развитию сенсорики и мелкой моторики. Для проведения индивидуальных монтессори занятий и создания возможности саморазвития ребёнка в специально подготовленной среде в групповом помещении оборудуется уголок.
Для проведения занятий по методике Монтессори в детском саду организуется специальная зона
Для оформления уголка Монтессори выбирается простая однотонная мебель: полки, стол, стульчики по росту детей. Приветствуется наличие рабочего коврика, чтобы у ребёнка был выбор места занятия — за столом или сидя на полу. Развивающих материалов в уголке должно быть немного. Рекомендуется сделать акцент на предметах для развития сенсорики: сортировках, карточках с шероховатой поверхностью, образцами тканей, материалами для развития математических способностей.
Материалы Монтессори своими руками
Монтессори-материалы можно изготовить своими руками:
- развивающие рамки и доски с застёжками;
- фишки или таблички с цифрами, имитирующие досочки Сегена;
- цветовые таблички из картона или плотного фетра;
- контейнеры с бросовым и природным материалами, фурнитурой для развития мелкой моторики;
- доски со вставляющимися геометрическими фигурами (можно сделать из плотного картона, приклеить ручки-бусинки);
- игровые наборы с прищепками («Бельевая верёвка», «Укрась цветок лепестками»).
Создавая материалы для уголка Монтессори своими руками, необходимо помнить о следующих правилах:
- Материал способствует развитию конкретной способности (восприятию цвета, развитию речевых способностей и т. д.).
- Ребёнок может заниматься с предметом самостоятельно после единичного показа действий педагогом.
- Материал должен быть развивающим. Не надо украшать предметы для уголка Монтессори забавными рисунками или узорами. Монтессори-материал не развлекает, а развивает ребёнка.
- В монтессори-материалах используются настоящие предметы, а не игрушки: прищепки, винтики, пуговицы, дощечки и др.
- Материалы эстетичны и просты. Лучше сделать простой развивающий предмет, чем странное сооружение в попытке получить копию профессионального материала.
Видео: упражнения М. Монтессори своими руками
Смотрите это видео на YouTube
Детские сады, работающие по программе Монтессори, осуществляют основной заказ ФГОС — формирование инициативной, самостоятельной, развитой личности. Концепция свободного образования находит всё большее число приверженцев, родители и воспитатели муниципальных ДОУ внедряют идеи Монтессори в воспитательный процесс. В монтессори-среде не навязывается стереотип поведения или выполнения работы, ребёнок учится независимости от взрослого, тем самым выбирает направление на успех в будущем.
WatchBP предлагает практикующим врачам устройства, позволяющие сочетать систематические измерения в кабинете у врача с измерениями дома.
В процессе занятия воспитатель убеждает детей в необходимости примеривания. Поскольку измерение — новый и достаточно сложный вид математической деятельности, следует в обучении соблюсти определенную поэтапность. На первом этапе измерение производится одновременно несколькими одинаковыми мерами, в результате чего у детей формируется представление о том, что такое мера, зачем надо измерять.
Меры и измеряемый предмет воспитатель готовит заблаговременно так, чтобы условная мера помещалась в измеряемом предмете определенное количество раз без остатка. На этом этапе обучения процесс измерения как бы делится на отмеривание и счет мер. В качестве меры лучше всего брать прозрачную посуду, чтобы детям было видно, на сколько она наполнена.
Если же ребенок выполняет линейное измерение, то каждая мера фиксируется черточкой на самом предмете. Однако и на этом этапе ребенок сначала только измеряет, откладывает меры. Выполнив эту операцию, он переходит к другой — считает количество измерений.
Практические умения в измерении расширяют возможности детей в упорядочивании предметов по одному из параметров размера. Выполнив задания, дети поясняют, в каком порядке они складывали полоски. На третьем этапе детей учат измерять величины одной условной мерой; количество измерений фиксируют фишкой (маленьким предметом). Дети откладывают меры и сразу называют число. Это и есть тот уровень развития деятельности, к которому их следует подвести.
С этой целью воспитатель может предложить измерять разными по величине мерами. Для совершенствования умений в измерении детям предлагается раздаточный материал: полоски бумаги или картона, ленточки и т.д.
Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов. Один и тот же предмет может быть определен нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается). Другое усложнение заключается в том, что указанный воспитателем предмет в ряду сравнивается не только с соседним, но и со всеми предшествующими ему или последующими.