Основные сведения о личности в обществознании

Понятие биологического существа

Термин «человек» используется в социуме как общее понятие, характеризующее биологическое существо. Это наивысшая ступень эволюционного развития, представляющая собой результат общественно-исторических процессов, деятельности и общения. Определение применяется для отображения и характеристики всеобщих качеств и особенностей, присущих всем людям без исключения.

Используемое в психологии понятие «человек» сочетает в себе признаки как биологического, так и социального существа, которое способно в ходе своей жизнедеятельности влиять на окружающую среду. Принадлежность к классу млекопитающих и виду Homo sapiens обуславливает наличие некоторых характеристик:

  • особое физиологическое строение;
  • способность заниматься различными видами деятельности;
  • присутствие сознания и понимания происходящих процессов в окружающем мире;
  • способность создавать плоды собственного труда или орудия для их получения.

Для человека свойственно осознавать структуру собственной деятельности. Это называется целями и мотивами труда. У каждого субъекта в обществе есть свои личные побуждения, причины и намерения. Любая человеческая деятельность оценивается по степени мотивации и конкретной направленности. Кроме того, существу, представляющему высшую ступень эволюции, свойственны все мускульно-мышечные движения и осознанное применение речевого аппарата.

В отличие от других представителей класса млекопитающих, человеку свойственно приобретать способность к тем или иным движениям, а не использовать только врожденные. Кроме того, человеческие движения и действия выполняются с применением средств коммуникации: мимики, жестов, речи.

В силу развития способностей, отличных от данных при рождении, человек становится индивидом и личностью, поэтому перестает быть существом примитивным, отождествляемым с приматами. При этом следует отличать понятие «индивидуум», характеризующее выдающихся людей, проявляющих высокую степень социализации (желание выделяться и быть вне толпы).

Что влияет на формирование личности

На формирование личности влияют следующие факторы:

  • историческая эпоха;
  • среда обитания: природно-географические условия проживания;
  • наследственность — способность организмов передавать от родителей к детям генетическую информацию: анатомо-физиологические особенности, характерные черты;
  • социальные условия жизни (реальная действительность, макро и микро среда): трудовая деятельность; общение; воспитание — целенаправленное воздействие на человека, на его духовное и физическое развитие с целью формирования у него необходимых психических и личностных качеств; самовоспитание, самокритичность — личное стремление к самосовершенствованию.

Динамические признаки личности

Динамические признаки личности включают:

  1. Пластичность: готовность и способность к изменениям и адаптации к новым ситуациям. Личности с высокой пластичностью характерны гибкость, открытость к новым идеям и готовность к саморазвитию.
  2. Стабильность: устойчивость личности к изменениям и неспособностью кардинально менять свои убеждения и взгляды. Личности с высокой стабильностью обычно придерживаются консервативных и традиционных ценностей.
  3. Изменчивость: склонность к частым изменениям в поведении, мыслях и эмоциональном состоянии. Личности с высокой изменчивостью могут быть энергичными и непредсказуемыми.

Знание о динамических признаках личности помогает в понимании и прогнозировании поведения и реакции человека на различные ситуации. Кроме того, они являются основой для разных психологических исследований и теорий о личности.

Структура личности

Персона является сложной сущностью, которую психологи структурируют на четыре уровня. На низшем уровне находятся врожденные и возрастные факторы, которые влияют на психику. Второй уровень включает особенности мышления, поведения и восприятия, формирующиеся под воздействием первого уровня. Третий уровень учитывает интеракции социальных факторов и личного опыта, при этом включая приобретенные знания и навыки. Наивысший уровень выражает принципы, идеалы, самооценку, желания, интересы и другое «личное», что определяет внутреннее содержание человека. В каждом из этих уровней можно отыскать уникальные особенности, характеризующие каждую отдельную личность. Приобретение навыков различения этих качеств и связанные личностные качества — полезный навык. Владение им дает возможность лучше понимать себя и близких.

В заключении

Личность – это человек со сформированной системой ценностей и жизненных принципов. Она проявляется на всех уровнях – эмоциональном, интеллектуальном, поведенческом и социальном. Кроме того, у каждой личности есть свои индивидуальные характеристики, такие как способности, характер, темперамент, воля и эмоции. Поэтому разумно не дивиться, что нам трудно понимать друг друга. Однако, понимая, как формируется и проявляется личность, мы можем научиться лучше понимать самих себя и своих близких.

Если вы заинтересовались темой личности и хотите получить консультацию психотерапевта, то сервис подбора психологов Alter может помочь вам найти опытного специалиста, которому вы сможете доверять.На сайте Alter вы найдете квалифицированных профессионалов, которые помогут вам разобраться в своих эмоциях, мыслях и поведении, а также помогут достичь личностного роста и самопознания.

Консультация психолога онлайн: современный формат терапии

Вам нужна помощь и поддержка психотерапевта, но нет возможности посещать его лично? Вы можете записаться на сеанс онлайн и работать со специалистом не выходя из дома. В Alter подобрать психолога по вашему запросу можно бесплатно, круглосуточно, анонимно и без регистрации. А если консультация нужна срочно — напишите в чат поддержки, и мы поможем получить квалифицированную помощь как можно скорее.

Определение индивидуальности

А вот термин индивидуальность обозначить уже сложнее, так как кроме личностных свойств она включает в себя физиологические и биологические качества человека.

Индивидуальность – это определённый человек, обладающий особым сочетанием, отличительным от других индивидов, социальных, физиологических и психических особенностей. Их отличие проявляется в общении, поступках и активности человека.

В истории бывали такие случаи, когда человек жил и воспитывался среди животных. Такие люди теряли своё социальное начало – умение выражаться членораздельно, теряли умственные способности. Возвращаясь обратно в общество людей, не могли уже прижиться в нём. Такие случаи лишний раз доказывают, что человек, имеющий только биологическое начало, не может стать полноценной индивидуальностью.

Преображению биологического индивида в полноценную личность способствует именно трудовая деятельность. Благодаря занятию каким-нибудь делом, важным для общества, человек может доказать свою уникальность.

  • https://nauka.club/obshchestvoznanie/chelovek-individ-lichnost.html
  • https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/chelovek-individ-lichnost-individualnost.html
  • https://sportpit68.ru/psihologiya/individualnost-eto-v-obshchestvoznanii.html
  • https://psihter.ru/teoriya/individ/
  • https://psihomed.com/individ/
  • https://bingoschool.ru/manual/individ-individualnost-lichnost-tablicza-xarakteristika/
  • https://FB.ru/article/172048/v-psihologii-individ—eto-chto-takoe-ponyatie-individa-v-psihologii
  • https://dizzwizz.ru/obschestvo/lichnost/individ-individualnost-lichnost.html

Что такое личность?

Множество признаков и характеристик отличает человека как личность. Он обладает индивидуальным стилем мышления, способностями, потребностями, ценностями и целями. Личность также проявляется через эмоциональную сферу, включая эмоциональную стабильность, эмпатию, способность к саморегуляции и выражению своих эмоций.

  • Личность также проявляется через поведение, которое отражает индивидуальные особенности человека и его способность адаптироваться к различным ситуациям.
  • Интеллектуальные способности также являются важным аспектом личности, определяющим уровень продуктивности и качество мышления человека.
  • Социальная компетентность — это навык эффективного взаимодействия с другими людьми и умение встраиваться в социальные группы.

Все эти признаки и характеристики взаимосвязаны и влияют друг на друга, формируя уникальную индивидуальность человека. Личность — это нечто неповторимое и сложное, и ее изучение требует много времени и исследований в области психологии и социологии.

Личность и образование

Личность — это уникальная комбинация индивидуальных качеств, умений, навыков, знаний, ценностей и установок, которые формируются в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Образование играет важную роль в развитии личности. Оно не только передает знания и умения, но и формирует ценности и убеждения, развивает критическое мышление и самостоятельность.

В процессе образования личность получает знания о различных областях: естественных науках, гуманитарных науках, искусстве, спорте и других. Через изучение предметов и общение с учителями и одноклассниками, личность узнает о своих интересах, потребностях и способностях.

Образование помогает личности развить самооценку и самоуважение. Успехи в учебе, признание учителей и одноклассников, нахождение своего места в коллективе — все это способствует формированию уверенности в себе и своих способностях.

Образование также развивает социальные навыки. Личность учится работать в группе, слушать и понимать других, выражать свои мысли и идеи, аргументировать свою позицию. Все это помогает личности стать успешной в обществе и найти свое место в нем.

Важным аспектом образования является формирование нравственных ценностей у личности

В процессе обучения личность осознает разницу между добром и злом, учится принимать морально-этические решения, осознает важность толерантности и уважения к другим

В итоге, образование играет роль ключевого фактора в становлении и развитии личности. Оно помогает личности обрести знания и навыки, усвоить ценности и установки, развить свои потенциалы и стать самостоятельной, успешной и гармоничной личностью.

Формирование личности

см. Самосознание

Ценность личности как человека не существует вне его физического существования. Можно сказать, что любой чело­век может не являться личностью, однако любая личность — это человек. Личность не может формироваться только при­спосабливаясь к внешней природной среде, а становится ею, проходя различные уровни социально организованной реальности, и в известной мере зависима от неё.

Факторы формирования личности

На вопрос, какие факторы оказывают воздействие на становление личности и чем конкретная личность отличается от рядового человека, ответить трудно, ибо на её формирование оказывают влияние очень многие факторы. Почти все эти факторы — результат взаимодействия и влияния общества на личность.

Сочинение о доброте, дружбе по теме «Как проявляется человечность» по тексту Чарушина: примеры нравственного выбора человека

Проявление человечности по тексту Чарушина

Под данным понятием подразумевается гуманное, толерантное отношение к миру и людям. Те личности, что проявляют человечность, отзывчивы и тонко чувствуют. Они благородные и справедливые. Вот сочинение о доброте, дружбе по теме «Как проявляется человечность» по тексту Чарушина с примерами нравственного выбора человека:

В творении Чарушина «Рябчонок», человечность проявляется в том, что герои произведения не тронули птенца, поскольку увидели, как мама его защищает. Нравственный выбор заключался в том, что они могли сделать подлость (забрать птенца у рябчихи, и забавляться с ним, пока он не погибнет), либо же поступить по-справедливости и вернуть его на место.

Но на людей во многом повлияло поведение птицы. Они поняли, что без нее дитя беспомощно. Именно такие порывы и отличают человека от зверя. Последний в своей злобе и порывах гнева не может остановиться. На определенном этапе личность вспоминает о моральных принципах и нормах – это удерживает ее от совершения жестокости или подлости.

Такое понятие, как человечность всегда основывается на нравственном выборе. Это словно проверка на прочность. Если личность данную проверку проходит, то это характеризует ее как человечную и благородную, а если нет — как подлую, жестокую, бесчеловечную.

Доброта – самое действенное и мощное оружие. Тот, кто обладает ею, становится практически всесильным. Ведь мир всегда отвечает улыбкой на улыбку, как в старом мультфильме про Крошку Енота. Именно поэтому стоит рассматривать дружбу как величайшую добродетель. Достаточно часто человек сам может избавить себя от множества проблем и негатива, если научится приветливо и дружелюбно относиться к людям и окружающему миру.

Однако у Чарушина выбор между жестокостью и справедливостью прост. Увы, случаются ситуации, когда проявление человечности либо великодушия может стоить жизни тому, кто поступил благородно. Ведь тот, кто был спасен секунду назад, станет источником опасности и нападет сзади. В таких случаях человек мешкает дольше и способен сделать выбор не в пользу гуманизма.

Физические особенности

Внешность личности – это первое, с чем люди сталкиваются при общении. Она может включать в себя такие черты, как рост, вес, формы тела, цвет кожи, глаз и волос. Внешность может быть уникальной и индивидуальной для каждой личности, отражая ее индивидуальность и самоидентификацию.

Здоровье и физическое развитие также являются важными физическими особенностями. Они влияют на общее самочувствие и способность человека к самореализации. Хорошее здоровье и физическая форма способствуют лучшему функционированию организма, улучшению качества жизни и достижению успеха в различных сферах деятельности.

Особенности организма, такие как темперамент и характер, также связаны с физическими особенностями. Темперамент – это особенности нервной системы, которые определяют особенности поведения и реакции на различные ситуации. Характер – это система личностных качеств, которые определяют устойчивость личности во времени.

Все физические особенности личности взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, здоровье человека может влиять на его мотивацию, настроение и способность к самостоятельности. Физические особенности могут также влиять на общение и взаимодействие с другими людьми, на профессиональную деятельность и т.д.

Физические особенности Описание
Внешность Рост, вес, цвет кожи, глаз и волос
Здоровье Общее состояние организма и способность к самореализации
Физическое развитие Физическая форма и функционирование организма
Темперамент Особенности нервной системы и реакция на ситуации
Характер Система личностных качеств и устойчивость личности

Внешний вид и поведение

Внешний вид включает в себя такие факторы, как внешность, одежда, прическа, манеры поведения и телосложение. Каждый индивидуум имеет свой неповторимый внешний вид, который является результатом взаимодействия генетических и окружающих факторов.

Поведение также играет важную роль в формировании личности. Характер, самостоятельность, интеллект, мотивация, темперамент и сознание влияют на наше поведение в различных ситуациях. Оно является отражением наших убеждений, ценностей и способностей.

Внешний вид и поведение взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, самореализация может проявляться через выбор определенного стиля одежды или прически. Стремление к успеху и достижению целей может влиять на наше поведение и образ жизни.

Таким образом, внешний вид и поведение являются неотъемлемыми элементами личности, которые помогают нам проявить себя, установить взаимодействие с окружающими и достичь саморазвития и самореализации.

Генетические особенности

Темперамент — одна из наиболее очевидных генетических особенностей, определяющая индивидуальные черты характера. Он включает в себя такие качества, как активность, эмоциональность, устойчивость к стрессу и реакцию на внешние стимулы.

Мотивация — это внутренняя сила, направляющая поведение человека и определяющая его цели и ценности. Генетические особенности могут влиять на уровень мотивации и предпочтения в выборе жизненного пути.

Интеллект — еще одна важная генетическая особенность, определяющая когнитивные способности и уровень интеллектуального развития личности. От генетики зависит наследственность способностей и склонностей к определенным видам деятельности.

Индивидуальность — это уникальная комбинация генетических особенностей, определяющая уникальные черты характера, предпочтения и поведение каждого человека.

Сознание — это комплексная психологическая функция, которая включает в себя особенности восприятия, мышления, внимания и осознания себя и окружающего мира. Генетические особенности могут влиять на уровень осознанности и способность к рефлексии.

Самостоятельность — это способность принимать решения и действовать независимо от внешних воздействий. Генетические особенности могут влиять на уровень самостоятельности и степень зависимости от окружающей среды.

Самоидентификация — это процесс формирования и осознания своей собственной личности и уникальной роли в обществе. Генетические особенности могут сказываться на самоидентификации и формировании самооценки.

Темперамент

Темперамент – это те свойства психики, отвечающие за ее процессы и состояния человека.

Выделяют следующие основные типы темперамента, определенные еще Гиппократом:

  • меланхолический,
  • холерический,
  • флегматический,
  • сангвинический.

Для меланхолика характерна напряженная внутренняя жизнь. Люди с таким темпераментом обычно мрачно настроены, ранимы, с повышенным уровнем тревожности. Они сдержаны в общении, быстро утомляются, пасуют перед трудностями.

Холерики вспыльчивые, импульсивные люди, настойчивые. Они с трудом сдерживают эмоции, но быстро успокаиваются, если добиваются своего. Такие люди верны своим интересам и стремлениям.

Флегматики работоспособны и терпеливы, прекрасно умеют держать себя в руках. Это хладнокровные люди, которых сложно вывести из душевного равновесия, но если это происходит, то им трудно успокоится. Обладатели флегматического темперамента с трудом приспосабливаются к новому и нелегко избавляются от старых привычек.

Сангвиники веселые оптимистичные, коммуникабельные люди, любящие пошутить. Они открыты новому и легко подстраиваются под изменения, в работе дисциплинированы и способны держать эмоции в «узде».

Это общая и неполная классификация, дающая общие представления о темпераменте.

Нужно понимать, что человек может сочетать черты разных темпераментов и, что в чистом виде эти типы встречаются не часто.

Характер

Под характером в психологии понимают то, каким образом человек взаимодействует с другими людьми и миром. Он формируется в зависимости от социальных условий, в которых находится и воспитывается индивид.

Характер проявляется в реакции на поступки других людей, в манерах самого человека. Множество черт характера можно объединить в три группы:

  • волевые,
  • деловые,
  • коммуникативные,
  • мотивационные,
  • инструментальные.

Как не сложно догадаться волевые черты характера определяют волю человека и сопутствующие ей качества (упорство, целеустремленность, уступчивость).

Деловые черты это то, как ведет себя индивид в процессе работы (добросовестность, лень, ответственность, склонность к прокрастинации).

Коммуникативные черты определяют, то насколько контактен и общителен человек, то, как он общается с окружающими (открытость, доброта, вежливость, грубость, замкнутость).

Под мотивационными чертами подразумевают те качества, которые побуждают к действию, направляя его.
Инструментальные черты придают определенный стиль поведению человека.

Эмоции

Эмоции в психологии определяются как индивидуальные переживания, возникающие при удовлетворении (неудовлетворении) жизненно важных потребностей. Они могут приятными или нет.

Человек способен испытывать разнообразные эмоции, но к основным относят следующие:

  • простейшие эмоции,
  • настроение,
  • аффекты,
  • чувства.

Простейшие эмоции их проявление связано с удовлетворением физиологических потребностей.

Настроение – это совокупность эмоций , которыми можно описать состояние индивида в некий момент.

Аффектами можно назвать сильные кратковременные эмоции, имеющие.

Под чувствами психологи понимают переживания индивида вызванные неким объектом.

Эмоции влияют на принятия решений, конкретные действия

Именно поэтому важно контролировать свои переживания

Мотивация

Мотивация – это комплекс причин, которыми можно пояснить поведение индивида. Она зависит от таких факторов:

  • мотивов,
  • стимулов,
  • потребностей,
  • побуждений,
  • намерений.

Мотив определяет целенаправленность поведения. В его основе лежит либо психологический или физиологический порыв.

Стимул может быть внутренним или внешним фактором. Под его воздействием индивид стремится достигнуть некой цели, решит задачу. Мотив и стимул совместно управляют поведением человека.

Потребность можно понимать как состояния, в котором для нормального функционирования как психического, так и физического не хватает чего-либо.

Под побуждение в психологии понимают не полностью осознанное, возможно не до конца определенное стремление к чему-либо индивида.

Намеренье – осознанное продуманное решение, в основе которого лежит желание совершить некое действие.

Мотивация – это то благодаря чему человек не стоит на месте в своем развитии

Важно понимать, что для каждого человека «движущая сила» будет своя. И то, что мотивирует одного, может совершенно не «вдохновлять» другого

Личность сложное и многогранное понятие. Но базовые знания о нем помогут лучше понимать себя и окружающих выстраивать более гармоничные отношения.

Чем отличается индивид от личности?

Если обобщить и просто назвать человека индивидом, тогда под этим термином стоит понимать ряд определённых черт людей, которыми он был награждён с рождения, то есть имеется ввиду генетическая информация. Личность – это особая структура, более сложная и она в значительной степени отличается своей высокоразвитостью, и уникальной способностью осуществлять успешное взаимодействие с обществом. Следует отметить, что далеко не каждый индивид может в процессе своей жизни стать личностью. Для этого необходимо ежедневно совершенствовать свои психологические черты и стараться обретать новые навыки, использовать их на практике. С психологической точки зрения индивида можно назвать всего лишь живым существом, которого можно причислить к человеческому роду. А вот понятие личность будет напрямую связано с активным взаимодействием в обществе и выполнения в нём своей особой роли.

Что такое личность

Понятие личность характеризует человека как существо наделенное сознанием, использующим его в процессе общения, интеллектуальной деятельности, труда, взаимодействия в обществе. Личность обладает неповторимым характером, проявляет активную жизненную позицию, осознает свои поступки и принимает за них ответственность.

Одинаковых личностей не бывает, так как у каждого человека свой жизненный опыт, особенности психики, врожденные и приобретенные качества. Можно подумать, что животные так же отличаются друг от друга, но от этого они не становятся личностями. Ведь личность — это часть человеческого общества, выполняющая в нем определенные функции, играющая свои роли.

Многие задаются вопросом, в каком возрасте человек становится личностью? Но точного ответа нет, у каждого этот процесс проходит индивидуально, в свое время. О начале становления личности можно говорить, если ребенок отделяет себя от окружающих людей, понимает, какое место занимает среди членов семьи, родственников. Затем он начинает сравнивать себя со сверстниками, другими детьми. Так, постепенно личность развивается с самого детства.

Это интересно! Дети, возрастом до 1 года не способны различать себя в зеркале. Они с интересом наблюдают за появившимся отражением, но еще не могут понять, что это они сами. Часто малыш пытается заглянуть за обратную сторону зеркала, в желании найти там другого ребенка. Но с 12-16 месяцев дети уже устанавливают связь между собой и возникающим отражением. Это один из их первых «шагов» к самопознанию, развитию себя как личности.

Личности бывают очень разные: положительные и отрицательные, развитые и отсталые, искренние, подлые, доброжелательные и прочие. Все зависит от набора индивидуальных качеств, которые формируются с самого раннего детства.

Структура личности

Структура личности – это совокупность неизменных качеств (эмоции, характер, сила воли), проявляющихся в разных жизненных ситуациях. Перечисленные компоненты также называют чертами, свойствами личности и подразделяют их на уровни развития.

  1. Низший. Его составляют врожденные свойства, к которым относят половое влечение, возрастные особенности.
  2. Второй уровень, при котором наблюдается индивидуальное мышление, память, восприятие, способности, мироощущение. Помимо врожденных, к этому уровню относятся приобретенные качества и навыки.
  3. Третий уровень – с учетом индивидуального опыта на основе приобретенных и развитых знаний, умений, привычек. Ступень относится к социальному развитию и развивается в процессе деятельности.
  4. Высший уровень. Индивидуальное направление развития личности с учетом интересов, влечений, идеалов, взглядов, характера. На развитие высшего уровня влияет воспитание и обучение человека, его социальное окружение.

В любой структуре личности имеются свои недостатки и положительные стороны. Знание основ структуры личности помогает установлению социальных связей и способствует продуктивному взаимодействию людей друг с другом.

Понятие личности

  • Индивидуальность: каждый человек обладает своими уникальными чертами, которые отличают его от других. Индивидуальность включает в себя как физические, так и психические особенности человека.
  • Самосознание: личность осознает себя как отдельную личность с собственными мыслями, эмоциями и поведением. Самосознание позволяет человеку взаимодействовать с окружающим миром и строить свою индивидуальность.
  • Самоопределение: личность имеет собственные цели, интересы, взгляды и ценности, которые определяют ее поведение и выбор в жизни. Самоопределение позволяет личности установить свое место в обществе и достичь личностного роста и развития.
  • Социальность: личность существует не только внутри себя, но и во взаимодействии с другими людьми. Социальность подразумевает умение строить отношения, взаимодействовать с окружающими и участвовать в общественной жизни.

Исходя из этих основных признаков, понятие личности можно рассматривать как идентичность человека, его уникальность, осознание себя и своего места в мире, а также способность взаимодействовать с другими людьми и обществом в целом.

Какие качества характеризуют личность

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию.

А также следующие положительные качества:                                          

  • самостоятельность;
  • интеллектуальное самосовершенствование;
  • коммуникативность;
  • доброта;
  • трудолюбие;
  • честность;
  • целеустремленность;
  • ответственность;
  • уважение;
  • доверие;
  • дисциплинированность;
  • гуманность;
  • милосердие;
  • любознательность;
  • объективность.

И отрицательные:

  • бессердечность;
  • эгоизм;
  • раздражительность;
  • равнодушие;
  • замкнутость;
  • лживость;
  • грубость;
  • безответственность;
  • алчность;
  • неряшливость;
  • расточительность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • ораторские способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к невербальному общению.

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Структура личности и ее развитие

Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами. Одни считают, что ее нельзя никак структурировать и рационализировать, другие же выдвигают новые различные теории личностной структуры. Рассмотрим некоторые из них.

Структура личности по Рубинштейну (3 составляющие):

  • направленность: убеждения, идеалы, склонности, интересы, потребности;
  • знания, умения, навыки;
  • индивидуально-типологические особенности: темперамент, характер, способности.

У Рубинштейна личность формируется посредством взаимодействия с миром и обществом.

Структура личности по Платонову (состоит из 4 компонентов):

  • направленность;
  • опыт: привычки, чувства, знания, навыки;
  • психические процессы: воля, чувства, восприятие, мышление, эмоции и чувства, память;
  • биопсихические свойства: темперамент, пол, возраст и т.п.

Структура личности по Ковалеву (4 составляющих):

  • направленность;
  • характер;
  • возможности (способности);
  • система упражнений, обеспечивающая самоконтроль, саморегуляцию и коррекцию действий и поступков.

Рассмотрим структуру личности согласно философии Зигмунда Фрейда. Для более наглядного представления можно представить ее в виде схемы.

Трехкомпонентная модель:

  • уровень бессознательного, инстинктов, желаний, нет контроля — Ид («оно»);
  • уровень сознания, контролирующего «оно» — Эго (я);
  • уровень социальных сознательных установок, правил, табу — Супер-Эго (сверх я, сверхсознание).

Человек не рождается личностью, а становится в процессе активной деятельности. Развитие личности — это изменение ее количественных и качественных свойств, то есть мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, а также приобретение (накопление) жизненного опыта.

Процесс становления личности, который начинается с детства и продолжается в течении всей жизни человека, называется социализацией. 

Попадая в новую социальную общность, человек в своем развитии проходит 3 последовательные фазы:

  1. Адаптация. Усвоение индивидом норм общества и овладение соответствующими формами и средствами общения и деятельности.
  2. Индивидуализация. Поиск средств и способов для проявления своей индивидуальности.
  3. Интеграция. Стремление найти свое место в обществе, соответствовать ожиданиям общества.

Психологическое развитие личности тесно связано с протеканием в организме человека физиологических процессов, имеющих различия в каждом конкретном возрасте.

Выделим следующие стадии психосоциального развития личности по Эриксону:

  • младенчество (0 — 1 год): базальное доверие, недоверие к миру;
  • раннее детство (1 — 3 года): самостоятельность (автономия) или сомнение и стыд;
  • детство (3 — 6 лет): инициативность или чувство вины;
  • школьный возраст или латентный период (6 — 12 лет): трудолюбие или неполноценность;
  • отрочество и юность (12 — 20 лет): эго-идентичность/ролевое смешение;
  • ранняя зрелость (20 — 25 лет): интимность/изоляция;
  • средний возраст (25 — 65 лет): продуктивность/застой;
  • поздняя зрелость или старость (после 65 лет и до смерти): эго-интеграция/отчаяние.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: