Теория и сущность
Просвещенный абсолютизм – это форма организации общества, в которой верховный правитель (монарх, король), хотя и обладает абсолютной властью, и может «казнить и миловать» по своему усмотрению, но, тем не менее, он имеет и ряд обязательств перед своими подданными. Главная обязанность монарха – всячески обеспечивать процветание своей страны, думая больше об интересах подданных, чем о личных интересах. Именно в этом отличие между обычным абсолютизмом и просвещенным, и там и там во главе государства стоит тиран, диктатор. Но в одном случае он может быть:
- Самодуром и своей политикой если и не вести государство к гибели, то способствовать его упадку (пример из истории – череда императоров на закате Римской империи, чье самодурство способствовало падению и последующей гибели империи).
- «Просвещенным тираном», ведущим мудрую политику, укрепляя государство (пример из истории, прусский король Фридрих II, который обладая полнотой власти, значительно укрепил свое государство).
На многих других исторических сайтах вы можете прочитать, что родоначальником просвещенного абсолютизма был английский философ Томас Гоббс живший в 1588-1679 годах. Но на самом деле не он был первым с этой идеей, еще задолго до него знаменитый древнегреческий философ Платон в своем труде «Государство» сформулировал концепцию просвещенного абсолютизма. Согласно Платону во главе идеального государства должен стоять правитель-философ на троне, обладающий неограниченной властью. Но так как он является при этом философом, то он также обладает и мудростью, а значит, имеющуюся в распоряжении власть будет использовать только во благо.
Но увы, идеи Платона с закатом античности и наступлением средних веков подзабылись, и вот Томас Гоббс уже в XVII веке в своих философских трудах вновь пришел к идее просвещенного абсолютизма. Его идеи с энтузиазмом были восприняты и другими коллегами-философами того времени, одним из главных сторонников просвещенного абсолютизма был Вольтер. Суть воззрений Гоббса и Вольтера заключалась в построении успешного государства и сильной центральной властью, а также объединить философов и правителей (старая добрая идея Платона), служащих так званому «чистому разуму».
Эти идеи дали свои практические плоды в том, что в ряде европейских государств к власти пришли «просвещенные правители», и последующий XVIII век можно с чистой совестью назвать «веком просвещенного абсолютизма». Или просвещенной монархии, давайте теперь обозначим, какими чертами обладало такое государство:
- Общее повышение уровня жизни населения вследствие развития науки, искусства и, конечно же, медицины.
- Повышение всеобщей грамотности благодаря открытию школ и университетов. Популяризация образования.
- Выборный характер некоторых должностей, если условный «просвещенный монарх» не выбирается, но зато на низовых уровнях уже прорываются первые семена демократии, например в XVIII веке с развитием просвещенного абсолютизма во многих европейских странах начинают появляться выборные должности судей, чиновников.
- Всеобщее равенство перед законами независимо от социального статуса. Если в эпоху феодализма условный феодал мог обладать практически неограниченной властью в своем имении, то уже в эпоху просвещенного абсолютизма он мог также предстать перед судом, как и обычный простолюдин.
Особенности в России
Просвещенный абсолютизм в Российской империи начался с правления царя Петра I, который всячески стремился перенять опыт прогрессивных европейских стран, куда он активно «рубал окна». Петр I провел широкий ряд реформ направленных на развитие просвещения, образования и искоренения старых порядков:
- насильственное пострижение бороды боярам,
- приказ пользоваться столовыми приборами, а не есть руками,
- упразднение стрельцов, место которых заняли солдаты одетые и оснащенные по европейскому (а именно прусскому) образцу,
- отправка всех «лучших дворянских сынов» для обучения заграницу и открытие школ и университетов в стране.
Это и многие другие вещи были сделаны прогрессивным царем с целью привнести в Россию не только просвещенный абсолютизм, но и в целом европейскую культуру. К слову и само название «Россия» тоже детище Петра, до этого эту страну называли Московией.
Петр I приобщает бояр к цивилизации.
Реформы Петра продолжила императрица Екатерина II, а затем ряд других монархов. Тем не менее, просвещенный абсолютизм в России был не таким как в Европе, тут дольше всех продолжало сохраняться крепостное право (оно было отменено лишь в 1861 году императором Александром II), как и многие другие старые феодальные пережитки, уже дикие для Европы, тут все еще «цвели и пахли».
Также дворяне в России дольше всех продолжали сохранять свои привилегии, они имели особый статус при решении судебных дел и многих юридических вопросов. Все это дополняла традиционные бюрократизация и коррупция российских чиновников, так что порой политика просвещенного абсолютизма в Росси была далеко не такой уж и «просвещенной».
Схожі статті:
Краткая история современного Китая от Мао до Си
Свидетель – каменный топор
История просвещения во Франции. Продолжение.
Эбла — доселе неизвестная держава
Секс в древнем Египте
Топ вопросов за вчера в категории История
История 01.07.2023 14:32 657 Мавлютов Вадим
Сравните характерные черты развития Чехии и Польши в XVI — XVII в.в. Сначала выберите порядковые ном
Ответов: 2
История 26.05.2023 06:02 507 Лугіна Аня
Сообщение о счёте лет шумеров.
Ответов: 2
История 17.05.2023 00:12 1777 Блок Богдана
Таблица страны Азии в 19 начале 20 (9класс) (Индия , Персия , Афганистан , Китай , Япония ) вопрос
Ответов: 2
История 01.07.2023 19:13 1094 Ташекова Балжан
Сравни школу Древнего Египта и современную школу. Найди сходства и отличия. срочно!!!!!!!
Ответов: 2
История 18.05.2023 15:06 1927 Азаров Даниил
История средних веков 6 класс агибалова 12 параграф краткое содержание 1 пункта. ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО Н
Ответов: 2
История 25.07.2023 18:38 741 Негеков Миша
Срочно! История 7 класс даю 15 б. Путь к парламентской монархии краткое содержание (конспект)
Ответов: 2
История 21.03.2021 16:56 2401 Яковлев Егор
Все термины по истории шестой класс параграф 11
Ответов: 2
История 16.05.2023 21:20 3825 Кардопольцева Кристина
Напишите пожалуйста конспект по теме германские земли в 18 веке дам 15 баллов
Ответов: 2
История 17.07.2023 06:43 769 Шандренко Денис
Опишите один день из жизни средневекового крестьянина от первого лица.
Ответов: 2
История 18.06.2023 16:53 236 Гафаров Александр
С помощью чего революционеры смогли понизить авторитет монархии в обществе? С помощью ложного доку
Ответов: 1
Основные принципы и черты просвещенного абсолютизма
Просвещенный абсолютизм – это политический режим, объединяющий элементы абсолютизма и просвещенности. Этот период в истории Европы пришелся на XVIII век и отличался от предшествующего абсолютизма более гуманистическим и разумным подходом к правлению. Основные принципы и черты просвещенного абсолютизма включали:
- Политические реформы: Монархи-просветители стремились к совершенствованию государственного аппарата, введению законодательства и судебной власти. Они создавали новые правительственные институты и устанавливали законы, регулирующие отношения между гражданами.
- Активное управление государством: Монархи активно вмешивались во все сферы жизни государства, стремясь к улучшению условий жизни своих подданных и снижению социальных неравенств.
- Просветительские идеалы: На протяжении периода просвещенного абсолютизма, монархи поддерживали просветительские идеалы, включая веру в разум, науку и образование. Они поддерживали ученых, философов и писателей, финансировали научные исследования и создавали учебные заведения.
- Религиозная терпимость: Просвещенные монархи ставили на первое место интересы и благосостояние своих подданных, поэтому они часто проявляли религиозную терпимость и устраняли преследования на основе религиозных убеждений.
- Реформы в экономике: Принципы свободной торговли и реформы в экономике были также основными чертами просвещенного абсолютизма. Монархи проводили реформы, направленные на развитие промышленности и торговли, внедрение новых технологий и сокращение государственных монополий.
В целом, просвещенный абсолютизм отличался от традиционного абсолютизма более гуманистическим и разумным подходом к правлению. Монархи-просветители стремились к совершенствованию государственного аппарата, развитию образования и науки, а также к улучшению условий жизни своих подданных. Этот период представлял собой важный этап в развитии политической культуры и общественных отношений в Европе.
Похожие вопросы
История 25.05.2020 22:48 12 Соловьев Илья
1.Какая реформа была проведена позже других? А) земская Б) городска я В) военная Г) судебная 2. Прав
Ответов: 1
История 04.06.2023 02:18 68 Устинова Варвара
1. В результате войны Алой и Белой розы в Англии к власти пришла династия 1) Ланкастеров 2) Йорков
Ответов: 1
История 24.06.2023 19:19 Бодрова Настя
2. Оцените какие утверждения являются ложными а какие истинными. Аргументируйте ответ к утверждениям
Ответов: 2
История 09.04.2019 14:34 43 Неверовский Артём
А1. Какая реформа была проведена позже других? 1) городская 2) земская 3)судебная 4) крестьянская А2
Ответов: 1
История 24.03.2019 23:36 27 Спиридонова Настя
Заполните таблицу. Политика Просвещенного абсолютизма 1 Российский монарх проводивший данную политик
Ответов: 1
История 16.05.2023 11:21 57 Романюк Лада
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях Задание 1 Верно ли утвержд
Ответов: 2
История 25.06.2023 11:33 Шелест Олег
Задание 3 Дополни (56) 1. По реформе 1867-1868г.г. Акмолинская и Семипалатинская области вошли всо
Ответов: 2
История 25.06.2023 12:16 Гирченко Стас
Дополни 1. По реформе 1867-1868г.г. Акмолинская и Семипалатинская области вошли в состав……………… 2.
Ответов: 2
История 18.05.2023 16:08 26 Белова Алёна
1. Какое событие явилось началом революции в Англии? 1) начало правления Карла I Стюарта. 2) подп
Ответов: 2
История 04.06.2023 01:16 Смирнов Евгений
Событие из истории Англии Какое событие истории Англии произошло раньше других? протекторат О. Кро
Ответов: 1
История 01.03.2019 10:33 12 Мудрых Полина
(Англии,франции,Германии и Италии) Уровень модернизации общественного деления: -Преобладает сельское
Ответов: 1
Последние заданные вопросы в категории История
История 22.10.2023 08:05 11 Смирнова Мария
На які три частини поділялися слов’яни в давні часи у праці готського історика Йордана?
Ответов: 1
История 22.10.2023 08:02 12 Мелещеня Диана
Дайте визначення поняття » сепаратна угода»
Ответов: 2
История 22.10.2023 07:57 8 Вишнёвская Динара
Які з воєводств сформувалися на українських землях у складі Польського королівства внаслідок Люблінс
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:57 27 Катаева Света
Допоможіть будь ласкаесе на тему «роль Наполеона в історії Франції та Європи»
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:57 16 Матвеева Светлана
Что общего было между тюрским кагана том и западно тюрским каганатом
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:53 4 Амангелди Мурат
Європейські зв’язки України в Ранній Новий час
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:46 6 Узгенжанов Умарбек
Помогите позязя дам 30 балов
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:43 13 Кустов Миша
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУСТА ДАЮ 80 БАЛОВ 1 Назвіть «варварські королівства», які утворилися на теренах Римс
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:42 2 Гусева Катёна
Правління якої династії в історії Візантії наз. «золотою добою»?
Ответов: 2
История 22.10.2023 07:41 4 Фурутин Самат
Даю 30 балов!!! Чем отличается империя Карла Великого от Римской империи?Чим відрізняється імперія
Ответов: 2
Реформы и достижения просвещенных монархов
- Реформы Петра I
- Введение западных образованных специалистов для модернизации государства.
- Реформа армии и создание современной промышленности.
- Основание петербургской академии наук и открытие новых учебных заведений.
- Упорядочение административной системы и введение губерний.
- Реформы Екатерины II
- Улучшение образования и развитие системы школ и университетов.
- Основание военных академий и реформа армии.
- Сокращение пыток и смягчение крепостного права.
- Создание городов со своей администрацией и самоуправлением.
- Реформы Фридриха II
- Улучшение школьной системы и распространение обязательного образования.
- Стимулирование промышленности и торговли.
- Усовершенствование административных и судебных институтов.
- Разработка и внедрение новых законов и конституции.
- Реформы Йозефа II
- Отмена крепостного права и объявление о свободе личности.
- Расширение прав и социальной защиты крестьян и рабочих.
- Распространение секулярного образования и снижение влияния церкви.
- Упрощение административной системы и реформа судебной системы.
Реформы и достижения просвещенных монархов привели к существенным изменениям в области экономики, образования, административной системы и социальной сферы. Они способствовали развитию промышленности, науки и культуры, улучшению жизни населения и снижению социальной несправедливости.
Такие изменения были важными для преодоления отставания от Западной Европы и укрепления позиций государств в мировом масштабе.
Реформы просвещенных монархов также способствовали укреплению государственной власти и ослаблению феодальных структур, повышению эффективности административных и судебных институтов. Они стали важным этапом в становлении современных государственных строев и законодательства.
Значение политики просвещенного абсолютизма для развития общества и государства
Политика просвещенного абсолютизма, проводимая монархами в Европе в XVIII веке, имела значительное значение для развития общества и государства. Она представляла собой комбинацию абсолютизма, основанного на монархической власти, с идеями Просвещения, которое выдвигало идеи о разуме, прогрессе и равенстве.
Одним из главных аспектов политики просвещенного абсолютизма было проведение реформ во всех сферах жизни общества. Монархи осуществляли прогрессивные изменения в системе управления, в экономике, в образовании и в культурной сфере. Эти реформы способствовали модернизации государства и повышению его эффективности.
Проведение реформ оказало значительное влияние на развитие экономики. Монархи поддерживали индустриализацию, создавали новые предприятия, стимулировали развитие торговли и укрепление национальных рынков. Это способствовало росту производства, появлению новых рабочих мест и увеличению благосостояния населения.
В области образования и культуры монархи также проводили прогрессивные реформы. Они создавали общественные школы, развивали науку и искусство, спонсировали ученых и художников. Благодаря этому образование стало доступным для широких слоев населения, а культура получила новые возможности для развития.
Следует также отметить, что политика просвещенного абсолютизма способствовала повышению свободы и прав человека. Монархи проводили реформы в сфере законодательства, гарантируя равенство перед законом и защиту прав граждан. Это способствовало усилению гражданского общества и увеличению политической активности населения.
Таким образом, политика просвещенного абсолютизма имела огромное значение для развития общества и государства. Она содействовала модернизации экономики, развитию образования и культуры, повышению свободы и прав человека. Применение идей Просвещения в абсолютистской форме правления способствовало укреплению государства и повышению его эффективности.
Политика просвещенного абсолютизма: суть и значение
Просвещенный абсолютизм является одним из важных направлений политической философии и практики XVIII века. Он представляет собой комбинацию прогрессивных идей Просвещения и абсолютистской монархии.
Суть политики просвещенного абсолютизма заключается в том, что монарх в управлении государством руководствуется принципами рациональности, разумности и блага общества вместо чисто эгоистических интересов. Принципы Просвещения, такие как свобода, равенство, толерантность, наука и просвещение, стали основой для формирования политической и социальной системы.
Важным аспектом политики просвещенного абсолютизма было стремление к модернизации государства и социальных отношений. Монархи внедряли реформы, направленные на повышение благосостояния народа, сокращение коррупции и улучшение образования
Открытие школ, университетов, библиотек стали важной частью политики просвещенного абсолютизма
Вместе с тем, политическая система просвещенного абсолютизма оставалась абсолютистской, то есть власть полностью концентрировалась в руках монарха. Монархи могли игнорировать мнение народа и неправильно толковать принципы Просвещения в своих действиях.
Значение политики просвещенного абсолютизма заключается в том, что она стала одним из важных этапов в развитии политической и социальной мысли Европы. Открытие школ, развитие образования, общественных наук и культуры способствовали прогрессу и пролетаризации народных масс.
Также политика просвещенного абсолютизма оказала влияние на другие страны, которые стали воспринимать принципы Просвещения и применять их в своей политической и социальной практике.
Примеры монархов, осуществлявших политику просвещенного абсолютизма:
Страна
Монарх
Франция
Людовик XVI
Пруссия
Фридрих II
Россия
Екатерина II
Австрия
Иосиф II