Федеральные информационно-образовательные ресурсы
Подраздел включает описание новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, создаваемых на государственном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Описываемые интернет-каталоги представляют собой мощные коллекции ссылок на образовательные ресурсы, опубликованные в российском сегменте сети Интернет. Кроме того, такие системы содержат новостные ленты, электронные библиотеки, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов. Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений, а также для учащихся и их родителей.
Бесплатная электронная библиотека учебников и учебно-методических материалов онлайн для студентов и преподавателей в свободном доступе; каталог ссылок на образовательные интернет-ресурсы. Бесплатно скачать или читать олайн без регистрации учебники
Мы представляем вам Единую Коллекцию цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования
Принципы интеграции портала «Российское образование» с объектами ЕОИС
Интеграция
портала «Российское образование» со специализированными федеральными
образовательными порталами и другими объектами Единой образовательной
информационной среды (ЕОИС) является необходимым условием эффективного
функционирования ЕОИС.
В настоящее время интеграция в
системе федеральных образовательных порталов реализуется за счет импорта
метаописаний ресурсов в каталог портала «Российское образование» с
рядом специализированных порталов: Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru,
Российский портал открытого образования www.openet.edu.ru,
Естественно-научный
образовательный портал www.en.edu.ru, портал «Социально-гуманитарное
и
политологическое образование» www.humanities.edu.ru,
портал «Инженерное образование» www.techno.edu.ru,
порталом
«Информационные и коммуникационные технологии в образовании» www.ict.edu.ru.
К дальнейшим первоочередным
задачам интеграции в рамках ЕОИС следует отнести следующие:
—
реализация системы обмена анонсами новостной информации
на базе спецификаций RSS
и общих рубрикаторов;
—
реализация экспорта и импорта метаописаний
образовательных ресурсов на основе единой модели, совместимой с международным
стандартом LOM и
единого рубрикатора по уровню образования, предметной области и типам ресурсов;
—
реализация интегральной системы атрибутного и
контекстного поиска ресурсов в рамках интегрального каталога портала
«Российское образование»;
—
удаленный доступ к базам данных и архивам документов
портала «Российское образование» в рамках двухсторонних партнерских
соглашений;
—
согласование спецификаций и импорт метаописаний
(библиографических описаний) из электронных библиотек, библиотечных
коллекторов, каталогов центральных издательств и издательств университетов;
—
принятие решения на уровне Министерства образования об
обязательной публикации в системе федеральных образовательных порталов учебных
и учебно-методических материалов, подготавливаемых в подведомственных
образовательных учреждениях за средства федерального бюджета.
Литература.
1.
М.В. Булгаков, С.С. Внотченко, Е.Г. Гридина. Реализация
каталога образовательных интернет-ресурсов
федерального портала “Российское образование”//Интернет-порталы: содержание
и
технологии. Cборник
научных статей. Под ред. А.Н. Тихонова, М., Просвещение, 2003 – Выпуск 1.-
С.
460-497
2.
А.Н. Тихонов, А.Д. Иванников, Е.Г. Гридина, Н.И.
Куракина, А.В. Симонов, И.И. Чиннова. Комплексный анализ системы федеральных
образовательных порталов// Интернет-порталы: содержание и технологии. Cборник научных
статей. Под
ред. А.Н. Тихонова, М., Просвещение, 2004- Выпуск 2. – С. 192-226 – С.287
3.
Образовательные интернет-ресурсы. Под ред. А.Н.
Тихонова и др., М., Просвещение, 2004.
4.
А.Н. Тихонов, А.Д. Иванников, Е.Г. Гридина. Интеграция
системы федеральных образовательных порталов и региональных ресурсных центров в
рамках ФЦП РЕОИС //“Современные информационные технологии в образовании: Южный
Федеральный округ”, научно-методическая конференция 13-14 мая 2004г.,
Ростов-на-Дону, 2004. – С.15-19
Булгаков Михаил Вячеславович, кандидат технических наук, доцент, начальник
отдела информационных систем Государственного научно-исследовательского
института информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ
«Информика»),
115093, Москва, 1-ый Щипковский пер., д.23
(095) [email protected]
Гридина Елена Георгиевна, доктор технических наук,
профессор, начальник
отдела научно-образовательных интернет-ресурсов Государственного
научно-исследовательского института информационных технологий и
телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика»),
115093, Москва, 1-ый Щипковский пер., д.23
(095) 2372892
[email protected]
Иванников Александр Дмитриевич, доктор технических наук, профессор, первый
заместитель директора Государственного научно-исследовательского института
информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика»),
125009, Москва, ул. Тверская, д.11
(095) [email protected]
Тихонов Александр Николаевич, доктор технических наук, профессор,
директор
Государственного научно-исследовательского института информационных
технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика»),
125009, Москва, ул. Тверская, д.11
(095) 2294534
[email protected]
3.3. Рубрикатор “Тип ресурса”
Выбор рубрикатора для
типа образовательного ресурса является задачей, допускающей неоднозначное
решение. Действительно, рубрикаторы типов ресурсов в каталогах различных
образовательных порталов, создаваемые независимо, могут оказаться весьма отличными.
На основании анализа ресурсов
портала “Российское образование” был сформирован следующий рубрикатор
типов
ресурсов. В качестве основы для построения классификации типов ИР использован ГОСТ
7.83-2001 “Электронное издание. Основные
виды и выходные сведения”.
Таблица 1.
№ п/п |
Тип ИР |
Вид ИР |
1 |
Учебные материалы |
1.1. Учебник, учебное пособие |
1.2. Электронный |
||
1.3. Текст лекций |
||
1.4. Лабораторный практикум |
||
1.5. Задачник |
||
1.7. Тест, |
||
2 |
Учебно-методические материалы |
2.1.Учебный план |
2.2. Учебная программа |
||
2.3. План занятий |
||
2.4.Методические указания |
||
3 |
Справочные материалы |
3.1.Энциклопедия |
3.2. Словарь |
||
3.3.Справочник |
||
3.4. База данных |
||
3.5.Геоинформационная/картографическая система |
||
4 |
Иллюстративные и демонстрационные материалы |
4.1.Атлас |
4.2.Коллекция |
||
4.3.Карта |
||
4.4.Наглядное пособие |
||
5. |
Дополнительные информационные материалы |
5.1.Хрестоматия |
5.2.Печатное издание (книга) |
||
5.3.Интернет-публикация научно-популярного характера |
||
5.4.Рекламно-информационная публикация |
||
5.4.Библиография |
||
6. |
Нормативные документы |
6.1.Образовательный стандарт |
6.2. Инструкция, нормативный акт |
||
7. |
Научные материалы |
7.1.Автореферат диссертации |
7.2.Диссертация |
||
7.3.Статья |
||
7.4.Монография |
||
7.5.Обзор |
||
8. |
Электронные периодические издания |
8.1.Полнотекстовое издание |
8.2.Оглавление печатных изданий |
||
9. |
Электронные библиотеки |
9.1. Полнотекстовая библиотека |
10. |
Образовательные сайты |
10.1 Образовательный сайт |
11. |
Программные продукты |
11.1.Программный комплекс для образовательных учреждений |
11.2.Инструментальные средства для создания компьютерных |