За минуту
Феодал Ордал был могучим и грозным владыкой. При его дворе часто собирались трубадуры, исполняя оды его славным предкам.
Дочь Ордала, Минвана, была прекрасна и телом, и душой. Много рыцарей сваталось к ней, но она отдала свое сердце безродному певцу Арминию. Влюбленные часто встречались под дубом, который рос над берегом ручья. Арминий понимал, что отец девушки не допустит мезальянса. Она уверяла, что ее сан для нее ничего не значит, и что для любви не важны сословные различия.
Ордал заметил, что дочь влюблена в певца, и решил его отослать со двора. Арминий повесил на ветви заветного дуба – свидетеля их свиданий – свою арфу. Он сказал, что когда он умрет, арфа будет веселить Минвану нежными песнями.
Красавица много дней приходила к дубу. Однажды она ощутила, как невидимая рука коснулась ее щеки. И в ту же секунду заиграли струны арфы. Девушка потеряла сознание.
Она поняла, что ее возлюбленного больше нет на свете. Княжна стала чахнуть, и в конце концов умерла от тоски.
Смысл книги
Образование и творчество
В биографии Жуковского стоит первое образование, которое было получено поэтом в семье Буниных. Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище, у сестры В. Юшковой. Увлекался сентиментализмом, на этой почве познакомился с Николаем Карамзиным.
Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом (баллады «Людмила»(1808 г.), «Кассандра»(1809 г.), «Светлана»(1808–1812 гг.)).
В 1805–1806 годах писатель работал в «Вестнике Европы», а в 1808–1809 годах был его редактором. В это время поэзия Жуковского расцветает и достигает своего пика.
После начала войны 1812 года Жуковский принял сторону оппозиции. Военные события отражены в его произведениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю известность.
В 1815 году Жуковский был участником литературного общества “Арзамас”. В это же время начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Десятилетие с 1810 по 1820 год считается расцветом творчества Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в те времена: баллады «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев», многие стихи, переводы.
Анализ стихотворений Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие, особенности стиля поэта. Значимым достоянием являются переводы Жуковского «Рустем и Зораб» (1849 г.), «Одиссея» (1848–1849 гг.), «Наль и Дамаянти» (1844 г.).
Жуковский был хорошо знаком со многими известными личностями, среди них можно выделить императора Николая I, Александра II, Александра Пушкина, Николая Гоголя.
Анализ баллады «Эолова арфа» Жуковского
Баллада «Эолова арфа» была написана в 1814 году. Стихотворение относится к «долбинскому» периоду, когда поэт В.А. Жуковский испытывал сильные любовные переживания. В конце 1814 года им было написано множество произведений с романтическим сюжетом.
Главная героиня стихотворения — девушка Минвана, которая является дочерью властителя Морвены. Ее добиваются многие воины, но сердце Минваны принадлежит певцу Арминию. Однако певец понимает, что им никогда не быть вместе из-за разницы в социальном положении. Влюбленные встречаются тайно, но знают, что рано или поздно им придется расстаться.
Арминий привязывает к дереву арфу и обещает любимой, что после смерти превратится в ветер и будет напоминать ей о себе звуком инструмента.
Через некоторое время отец Минваны — Ордал узнает о тайном женихе дочери и приказывает изгнать Арминия. Через несколько лет девушка приходит к дереву и слышит приятную мелодию арфы. В этот момент она понимает, что ее любимый больше не принадлежит миру живых. Минвана мучается от тоски и вскоре погибает. В конце произведения автор дарует влюбленным возможность встретиться на небесах.
Произведение написано в резкой тональности и раскрывает тему «запрещенной любви». Обстановка, в которой происходят действия героев, отличается от «русско-народной». В стихотворении четко прослеживается североевропейский пейзаж.
К примеру строки словосочетания «зубчатые стены замка», «озеро воды», «висели рядами их шлемы», а также имена героев демонстрируют средневековой колорит. Считается, что во всей балладе прослеживается влияние оссиановского течения.
Чтобы показать читателям неразрывную связь душ влюбленных, автор дает им созвучные имена — Минвана, Арминий. Основной текст стихотворения описывает свидания пары. Его можно сопоставить с диалогом Ромео и Джульетты.
Чтобы изобразить средневековье, в тексте используют неправильный порядок слов, устаревшую речь, перемещение ударений.
В произведении символом любви является арфа, подвешенная на дереве. Этот жест имеет схожесть со стихотворением И.И. Дмитриева «К Лире».
Критики заметили, что в балладе используется своеобразная рифма. К примеру, в одной строфе идет чередование четырехстопного и двустопного амфибрахия. Такое построение предложений и рифм деформирует структуру произведения, что приводит к преобразованию баллады в лирическое стихотворение с человечным содержанием.
Дополнительно можно выделить перекрестную рифму, где чередуются женские и мужские окончания.
Как на горе Машук появилась знаменитая беседка
Широту и качество обзора с площадки на Михайловском отроге очень ценили военные: пост наблюдателей находился здесь до 1810 года. Но, с развитием и благоустройством курорта, эта территория перешла под власть иных ведомств. К 1829 году здесь была уже зеленая зона отдыха, с дорожками и скамьями.
Отдыхающие сразу полюбили этот участок нового парка из-за чудесной панорамы. Парк был огромен и имел три возвышения, на каждом из которых запланировали построить павильоны для отдыха и обозревания живописных окрестностей. Один такой павильон, чье место было самым высоким и ветреным, решили сделать в стиле античного храма и посвятить древнегреческому богу Эолу.
Работу над проектом беседки взял на себя один из братьев Бернардацци — Джузеппе, при этом его идеи были основаны на том романтизме, что воплотил в своем Храме Эола архитектор-англичанин В. Чемберс (построенный им павильон был установлен в парке близ Лондона). В 1831 году строительство беседки началось, в нем участвовали как служившие здесь солдаты строй роты, так и вольнонаемные.
На цоколь и колонны пошел местный известняк. Статуя божества должна была стоять на постаменте в центре этого павильона.
Однако доктор Ф. Конради, будучи главным в курортной медицине, проявил большой энтузиазм, отстаивая свое предложение по установке в беседке музыкального устройства — эоловой арфы, чтобы ее прекрасные звуки вносили умиротворение в души тех, кто прибывает на воды для отдыха и лечения.
В этой связи проект павильона Эоловой арфы скорректировали, и там смонтировали необычное, но модное приспособление, уже покорившее Европу, Санкт-Петербург и Москву.
А необычность была в том, что два струнных инструмента особой конструкции заключили в общий корпус и установили при них своего рода «крыло» для реагирования на проходящие воздушные потоки.
В данном случае, все это должно было служить интересам здоровья. То громкие, то тихие звуки, действительно, получались божественными и заставляли многих трепетать в радостном волнении. Далеко не все курортники знали, отчего беседку сделали именно такой, — главным стало то, какие эмоции она вызывала.
Ответы на вопрос
Отвечает Камнев Никита.
Бедный , но талантливый певец Арминий полюбил Минвану, которая была царской дочерью. Ее отец выгнал удивительного певца из его страны. Арминий на дубе оставил арфу, чтобы Эол, дотронувшись до его струн, дал понять любимой, что он ее помнит. Арфа звенела, звуки ее были жалобны. Она стонала и передавала чувства.
Отвечает Зайчикова Кристина.
«Эолова арфа» – одно из известных произведений русского поэта Василия Жуковского, написанное в 1803 году. Стихотворение представляет собой лирическое повествование о судьбе эоловой арфы, инструмента, способного производить музыку под воздействием ветра.
В начале стихотворения поэт описывает природу – замечательный летний день, когда ветер ласкает деревья и разносит музыку по всему полю. Затем он рассказывает о появлении эоловой арфы, которая была создана мастером и воспета самими богами. Арфа украшена золотом и жемчугом, и ее струны напоминают сонные голоса небесных существ.
Поэт описывает, как арфа воспринимает ветерные порывы и начинает звучать под их влиянием. Звуки, исходящие из арфы, завораживают людей и животных, и все окружающие останавливаются, чтобы слушать музыку.
Однако со временем эолова арфа становится заброшенной и забытой. Ветер ее не касается, и она превращается в бездушный предмет, лишенный волшебства. В последней части стихотворения поэт выражает свое сочувствие арфе и жалеет о ее утрате музыкальных возможностей. Он сравнивает арфу с самим собой, чьи стихи тоже могут остаться непонятыми и незамеченными.
Таким образом, «Эолова арфа» Василия Жуковского – это поэтическое описание инструмента, который способен проникнуть в душу своей музыкой, но при этом может быть забыт и покинут. Стихотворение отражает тему утраты и преходящести искусства и его влияния на людей.
Анализ стихотворения
Вот что нашлось на YouTube по этому запросу
Ничего не понимаю в стихах 49.69%
Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.54%
Нет времени, нужно другим заниматься 29.78%
Василий Жуковский ? К мимо пролетавшему гению
И не тебе ль всегда она внимала В чистейшие минуты бытия, Когда судьбы святыню постигала, Когда лишь бог свидетель был …
Василий Жуковский ? В альбом барону Черкасову
Мой опытный старик Теон Сказал: «Прекрасен свет!», стоя с душой унылой Перед безмолвною могилой; Узнав несчастие, все верил жизни он! …
Василий Жуковский ? Узник к мотыльку, влетевшему в его темницу
Будь весел, гость мой легкокрылый, Резвяся в поле по цветам… Быть может, двух младенцев там Ты встретишь с матерью унылой …
Василий Жуковский ? Невыразимое
ОтрывокЧто наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с …
Василий Жуковский ? К ней
Имя где для тебя? Не сильно смертных искусство Выразить прелесть твою!Лиры нет для тебя! Что песни? Отзыв неверный Поздней молвы …
Василий Жуковский ? Я музу юную, бывало
Я музу юную, бывало, Встречал в подлунной стороне, И Вдохновение летало С небес, незваное, ко мне; На все земное наводило …
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 22.10.2023 06:45 15 Омархан Аружан
4. XXI ғасыр ақпараттық технологиялар ғасыры. Жаңа замандағы шешендік өнердің сипаты туралы ойлары
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 06:43 13 Смирнова Ира
1. Выделите две основные темы в тексте легенды. 2. Почему Геродот делает акцент на теме богатства
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 06:43 2 Абраменков Александр
Пожалуйста помогите это срочно(даю 40 б)
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 06:33 13 Быков Виктор
Спільне і відмінне між думою і баладою
Ответов: 2
Литература 22.10.2023 06:28 29 Андреева Марина
Помогите составить 5 предложений о патриотизме и любви к родине
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 06:27 4 Романчук Сергей
3. Розшифруй анаграми¹. Усно поясни значення слів. Раміапід Цжерь Іглєфіор Орафан Успіапр Iфм
Ответов: 2
Литература 22.10.2023 06:27 19 Бадина Александра
3. Вспомните, какие изученные ранее произведения М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского являются художес
Ответов: 2
Литература 22.10.2023 06:26 19 Матюкова Арина
Вопрос и задания 1. Что вы могли бы сказать о характерах главных героев, их речи, судьбе, чувствах
Ответов: 2
Литература 22.10.2023 06:24 29 Малюкович Максим
«Alpomish dostonidan olgan taassurotlarim» mavzusida insho kerak iltimos yordam bervorilaa
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 06:24 22 Жеткизгенова Зарина
Як би, на вашу думку, склалася доля кожного з героїв (Омелько Кайдаш, Маруся, Мотря , Карпо , Лаврін
Ответов: 1
Беседка на перекрестке всех ветров
С самого начала своей истории этот открытый павильон был чрезвычайно популярен. Благодаря своему расположению и чарующему музыкальному сопровождению, Пятигорская Эолова арфа прославилась не только среди тех, кто приезжал на Кавминводы, но и среди читающей публики, которой эта достопримечательность запомнилась по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Тогда, как и сейчас, беседку заполняли люди, желающие насладиться здешними красотами и рассмотреть вдалеке величественный Эльбрус. Она входит в перечень лермонтовских мест, о чем свидетельствует мемориальная табличка.
Художники старались запечатлеть ее в разные времена года, поэты посвящали стихи, а знатоки причисляли к самым успешным архитектурным проектам, неразрывно связанным с ландшафтом местности.
Самые первые инструменты исчерпали свой ресурс к 1861 году, хотя их и снимали перед началом холодных сезонов. На летние месяцы 1890-х годов купол стали оборудовать арфой менее сложной конструкции. С начала 1970-х годов до начала 90-х здесь вновь работало устройство, управляемое ветром, но создали его специалисты в области электромеханики.
Свое нынешнее звучание Эолова арфа в Пятигорске обрела в 2009 году. К сожалению, почтенный возраст беседки повлиял не только на характер мелодий, но и на ее внешний облик — в ходе многочисленных ремонтов он значительно упростился.
Однако, стоит сказать: хотя в период застройки курорта в живописных местах было возведено немало других беседок, далеко не всем удалось завоевать подобную популярность и выдержать испытание временем. А беседка на перекрестке всех ветров была и остается одним из символов города.
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 30.04.2023 11:30 3634 Колосова Юля
Таблица сравнения по произведению \»Горе от ума\»Век нынешний и век минувший. 1.Представители Век н
Ответов: 2
Литература 30.06.2023 08:53 918 Пономарев Никита
Вступление связь поэмы Лермонтова с устным народным творчеством кратко
Ответов: 2
Литература 16.06.2023 14:04 1488 Коюда Вася
помогите сделать таблицу сходство и различия песня о вещем олеге и повесть временных лет о вещем оле
Ответов: 2
Литература 30.04.2023 09:48 2966 Бруг Алексей
1)Происхождение и социальное положение(Кирибеевич и Калашников) 2)Прошлое Кирибеевича и Калашникова
Ответов: 2
Литература 19.06.2023 23:54 1480 Глонюк Марина
10 интересных фактов о А С Пушкине для 5 класса
Ответов: 1
Литература 04.05.2023 01:35 508 Александрова Александра
Отношение к книгам и просвещению у Софьи в комедии горе от ума
Ответов: 2
Литература 17.05.2023 16:24 2499 Никулина Юлия
высказывания (цитаты) Базарова и Павла Петровича об искусстве, принципах, народе, образовании, науке
Ответов: 2
Литература 01.05.2023 00:48 1108 Городецкая Катя
Написать отзыв о сказке Юрьевича Лермонтова ашик-кериб
Ответов: 3
Литература 29.04.2023 12:50 1082 Ибатуллин Марсель
Помогите пожалуйста. Составьте план по произведению Ивины Л.Н. Толстой!!!
Ответов: 2
Литература 03.06.2023 17:27 160 Ilyunov Sergey
СРОЧНО!Как называлась комната в доме няни? стихотворение (Няне)
Ответов: 1
Темы и мотивы:
Эолова арфа описывает множество различных тем и мотивов, которые связывают балладу в единое целое. Один из основных мотивов — это любовь, идеализированная и несбыточная. Прекрасная девушка Анна, которую герой встречает в лесу, выглядит как олицетворение идеала любви и красоты.
Другой важный мотив — это музыка и искусство. Герой пытается исполнить на арфе мелодию, которая способна успокоить воздушного царя. Он понимает, что музыка имеет огромную силу над человеческими чувствами и может наполнить сердце радостью или печалью.
Также в балладе присутствуют мотивы жизненного пути, утраты невинности и трагических разлук. Герой осознает невосполнимую утрату после смерти Анны и понимает, что никогда не увидит ее вновь. Это приводит его к отчаянию и желанию покончить с собой.
Мотивы природы и сил природы являются неотъемлемой частью баллады. Воздушный царь, который является главным персонажем, представляет силы природы и властвует ими. Герой осознает свою беспомощность перед этими силами и принимает свою участь смиренно и безропотно.
Смерть писателя
Умер Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело писателя перевезли в Россию и похоронили в Санкт-Петербурге.
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
хронологическая таблица Жуковского
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
Будущий поэт появился на свет в результате внебрачной связи богатого помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи. Надо отдать должное, родной отец не отказался от сына и принял в свою семью. Приняла и полюбила его законная супруга Бунина – Мария Григорьевна.
Все интересные факты из жизни Жуковского
-
/12
Вопрос 1 из 12
Смысл концовки
В самом конце – мистический аккорд. Мы слышим шорох листьев, звуки эоловой арфы. Но это не просто дуновения ветра – это души Арминия и Минваны напевают мелодию любви, скорбную и счастливую одновременно.
Главная героиня стихотворения — девушка Минвана, которая является дочерью властителя Морвены. Ее добиваются многие воины, но сердце Минваны принадлежит певцу Арминию. Однако певец понимает, что им никогда не быть вместе из-за разницы в социальном положении. Влюбленные встречаются тайно, но знают, что рано или поздно им придется расстаться.
Арминий привязывает к дереву арфу и обещает любимой, что после смерти превратится в ветер и будет напоминать ей о себе звуком инструмента.
Через некоторое время отец Минваны — Ордал узнает о тайном женихе дочери и приказывает изгнать Арминия. Через несколько лет девушка приходит к дереву и слышит приятную мелодию арфы. В этот момент она понимает, что ее любимый больше не принадлежит миру живых. Минвана мучается от тоски и вскоре погибает. В конце произведения автор дарует влюбленным возможность встретиться на небесах.
Чтобы показать читателям неразрывную связь душ влюбленных, автор дает им созвучные имена — Минвана, Арминий. Основной текст стихотворения описывает свидания пары. Его можно сопоставить с диалогом Ромео и Джульетты.
Чтобы изобразить средневековье, в тексте используют неправильный порядок слов, устаревшую речь, перемещение ударений.
Критики заметили, что в балладе используется своеобразная рифма. К примеру, в одной строфе идет чередование четырехстопного и двустопного амфибрахия. Такое построение предложений и рифм деформирует структуру произведения, что приводит к преобразованию баллады в лирическое стихотворение с человечным содержанием.
Дополнительно можно выделить перекрестную рифму, где чередуются женские и мужские окончания.
Так и происходит. Отец девушки, узнав о свиданиях, изгоняет Арминия. Спустя годы Минвана снова приходит к дубу и слышит голос арфы. Все эти годы она хранила верность любви. Теперь, услышав голос арфы, она понимает, что милый уже не принадлежит этому миру, но по-прежнему верен ей. Тоска снедает Минвану, поэтому и ее смертный час тоже близок. В финальных строках баллады автор дарует счастье влюбленным, которые после смерти воссоединяются у памятного дерева, прославляя всепобеждающую силу любви.
Язык стихотворения, как и полагается для изображения средневекового сюжета, устаревший. Часто используются инверсии (нарушение порядка слов) и перемещения ударения.
Критики отмечают, что балладе присущ своеобразный ритм – в одной строфе чередуются двухстопные и четырехстопные амфибрахии. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских окончаний.
-
Актуальность самоуправления в школе
-
Школа в некрасовке самая большая на сколько учеников
-
Самая старая школа в красноярске
-
Сколько получает няня в детском саду в барнауле
- Плавт два менехма краткое содержание
Сюжет и смысл баллады
Жуковский писал эту балладу под впечатлением от собственной несчастной романтической любви осенью 1814-го. Несчастливые житейские сюжеты обернулись всплеском вдохновения. В этой балладе говорится о двух возлюбленных, которым вместе быть не суждено. В Минвану, дочь могущественного властителя Морвены Одала, влюблен простой певец и поэт Арминий. Он понимает, что отец никогда не отдаст ему дочку, но продолжает встречаться с девушкой тайно. И она тоже любит его – это настоящее юное чувство, искреннее и светлое.
Конечно же, отец прознал о тайных встречах и изгнал Арминия: дочь знатного человека достанется лучшему из лучших — могущественному царю или воину, а не романтичному поэту. Арминий, понимая, что может никогда не вернуться к любимой, оставляет на память о себе и своей любви эолову арфу, привязанную к ветвям дерева, под которым проходили свидания. Конечно, он обещает, что вернется, а пока пусть милую утешают звуки арфы…
Проходят годы, девушка сохранила в сердце любовь к поэту и возвращается к ветвям дерева, слышит таинственные звуки, говорящие об их любви. И тут она понимает, что Арминия больше нет в живых, а в струнах арфы играет, скорее всего, не просто ветер, но его душа, его любовь. Но и сама Минвана готовится к смерти… Финал баллады грустен и светел одновременно, как это принято в русской поэзии золотого века: влюблённые обретают друг друга после смерти, наконец-то соединяясь в ином мире, у своего заветного дерева. Любовь и музыка торжествуют!
Кажется, в сюжете мало оригинального: все это похоже на Ромео и Джульетту, Тристана и Изольду – вечный европейский мотив романтической, несчастной любви, которая неразрывно связана со смертью. Этот «европейский акцент» в балладе очень хорошо выдержан – дубовые рощи, замки, германские имена… Конечно, влюблённые обречены – совершенной любви нет места в этом мире, в котором правят совершенно иные, почти дьявольские силы.
Большая часть текста баллады посвящена свиданиям влюбленных, их страстным диалогам – это язык самой любви. Строки Жуковского очень музыкальные, напевные – почти сладкие. Кажется, его поэзия сама подражает музыке, той смой эоловой арфе. И это очень грустная музыка – романтизм того времени был слезлив, это считалось хорошим тоном. Он, в общем, недалеко ушел от сентиментализма Карамзина.
Однако Жуковский не был глупым, сентиментальным юношей – он был взрослым и разумным человеком, пережившим любовную трагедию. Он знал о чем писал – о том, что нет на земле утоления влюбленным. Они обречены. Любовь трагична сама по себе – это не поиски счастья, но вечная мука. Вот почему влюбленные всегда полны пророческой тоски – они предвидят горький конец. Прощаясь с милой, Арминий знает, что не увидит ее больше.
Внешние обстоятельства в поэме не так важны. Например, рассказывая об изгнании поэта, Жуковский почти ничего не рассказывает: нет душераздирающей сцены с отцом, мы не видим, кто и как выгоняет Арминия из замка. Никаких подробностей. Поэт целиком и полностью сосредоточен на чувствах героев, их внутреннем мире, на каждом душевном движении. Кажется, что их души и сердца сами превращаются в волшебную эолову арфу, они способны на необычайную тонкость и сложность переживания, звучания. И, как обычно у романтиков, пейзаж в балладе нужен только для того, чтобы вторить мукам героев, подчеркивать их чувства.
Жуковский подчеркивает, что Арминий сохранил верность своей возлюбленной, не переставая думать о ней ни на минуту. А девушка готовится к смерти не только с тоской, думая о том, что не сложилось их земное счастье, но с надеждой на встречу. Других надежд судьба им не дала. Мы видим, что для влюбленных земная жизнь – обуза и помеха, она не нужна, ее несут как бремя.
Где находится и что собой представляет
Удалившись совсем немного от центральной части города и поднявшись на один из отрогов горы Машук — Михайловский, — можно увидеть круглую белую беседку, купол которой опирается на восемь изящных колонн.
Место выбрано идеально: со скалы, где она стоит, открываются завораживающие виды окрестностей, да и жилые кварталы просматриваются отлично. Неподалеку расположены несколько санаториев и лечебниц, минеральные питьевые источники и ванны.
Своим названием беседка обязана древнегреческому мифологическому персонажу — Эолу, повелителю ветров. Изначально в ней, в специальном футляре, были установлены две арфы, струны которых издавали мелодичные звуки разных тонов, в зависимости от силы и направления проносившегося ветра.
Время от времени это устройство ремонтировалось, заменялось или вовсе отсутствовало, на что было множество причин. Сейчас Эолова арфа в Пятигорске оснащена по-современному, и плывущие в воздухе протяжные ноты зависят не от состояния природы, а от работы аудиотехники.
Однако те, кто слышали прежнее звучание, вспоминают его с ностальгией. Теперь только флюгер на куполе беседки напоминает о том, что когда-то каждое дуновение ветра находило в ней отклик.
Краткий экскурс в историю Пятигорска
Уже в 1803 году Кавказским Кислым и Горячим водам (так их тогда называли) стали придавать государственное значение. Хотя близ Бештау — горы с пятью вершинами, — и работал врач, курорты не могли принимать большое количество отдыхающих, так как отсутствовали лечебные учреждения при источниках и жилье вокруг них.
Начиная с 1816 года, солдаты Отдельного Кавказского корпуса (командовал им генерал А. П. Ермолов) на протяжении многих лет обустраивали поселение Горячие воды, находившееся в подножии этой горы, и его окрестности (включая Кислые и Железные воды).
Строили гостиницы и капитальные здания для лечебных ванн, прокладывали дороги, разбивали цветники и фруктовые сады. На эти цели из казны ежегодно выделяли огромные, для тех времен, суммы — по 70,0 тыс. руб.
Стараниями Ермолова была создана и строительная комиссия, работать в которой согласились братья Бернардацци — архитекторы, известные созданием Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
В 1822 году они подписали обязательство на строительство зданий различного назначения на Кавказе, в районе минеральных вод, а в 1828 году представили проект курортного города на рассмотрение Комитету министров. В 1830 году план застройки утвердили, а поселение получило статус уездного города с присвоением ему нынешнего названия.
Многие общественные и иные строения, возведенные по проектам Бернардацци, существуют и сейчас. Представителю этой славной династии многие поколения людей обязаны той радостью, которая неизменно наполняет душу при обзоре окрестностей из горной беседки.
Близлежащие достопримечательности
На этом курорте отдыхающие всегда стараются посвящать много времени пешим прогулкам. Но не только желание двигаться и наслаждаться живительным воздухом заставляет их часами бродить по парковым аллеям и взбираться на горные склоны — тут есть что посмотреть, и нередко достопримечательности находятся неподалеку друг от друга.
Например, от скалы, где высится беседка Эолова арфа в Пятигорске, можно перейти к осмотру других известных объектов:
Грот Лермонтова — еще одно воплощение таланта Бернардацци. Для его оборудования была выбрана природная пещера. Позднее, в 1858 году, оформление дополнили каменной облицовкой, а на входе установили решетку.
Академическая галерея — прежним названием было «Елизаветинский источник»; на протяжении всего XIX века сюда стремилась огромная масса народу, как к популярнейшему питьевому источнику города.
Сейчас обладает статусом федерального памятника исторического и культурного наследия (два других памятника этой категории — ванны Лермонтовские и Пушкинские — находятся ближе к центру). Кстати, и этот источник, и вышеназванный грот, тоже упоминаются в «Герое нашего времени».
Эмануэлевский парк — назван в честь кавалерийского генерала Г. А. Эмануэля, командовавшего войсками на Кавказе и Причерноморье. Ему было предписано осуществлять надзор за работами по благоустройству Пятигорска, когда высокими властями было принято решение сделать его курортным городом.
В этом он весьма преуспел: быстрые и масштабные перемены здесь отмечали все, кто в те времена приезжал к целебным источникам достаточно регулярно. Парк расположен на террасах Михайловского отрога, который некоторые называют Эоловой горой, из-за построенной там «поющей» беседки. Генералу также принадлежала идея названия нового курорта.
Те, кому довелось побывать на здешних водах, обязательно увозят с собой что-нибудь для души — разнообразные сувениры, буклеты и открытки, собственноручно сделанные фотоснимки и видеозаписи. Думается, что мало найдется людей, которые не имеют в подобных коллекциях того, что напомнит им о беседке Эолова арфа в Пятигорске. А то, что они вновь придут сюда в свой следующий приезд, сомнению и вовсе не подлежит.