Фрейдизм и неофрейдизм. основные идеи и представители

Зигмунд фрейд основные идеи: кратко психоанализ, уровни психики

Из Википедии — свободной энциклопедии

Неофрейди́зм (др.-греч. neo — новый + фрейдизм) — направление в психологии, развившееся в —-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.

Психоанализ Фрейда (фрейдизм) состоял в систематизированном объяснении бессознательных связей через ассоциативный процесс. Фрейд предложил новую структуру личности человека, разделив её на эго («Я»), суперэго («сверхЯ») и Ид («оно»). Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события, и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, то есть истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений.

Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия

То есть они сосредотачивают своё внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа.

К примеру, К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплёка невротических конфликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась от таковой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело Хорни к отказу от фрейдистской теории инстинктов и к признанию социо-культурной обусловленности психопатологии. Таким образом, неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности, но выдвигают утверждение о том, что психопатология относительна и специфична для каждой культуры.

Идеи Фрейда получили широкое развитие в трудах его последователей. Так, один из его ближайших сподвижников Альфред Адлер (1870—1937) перенёс акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений и взаимоотношений социальных групп. Другой его близкий сподвижник Карл Густав Юнг (1875—1961) развивал учение о коллективном бессознательном, являющемся совокупностью архетипов, определяющих поведение, как отдельных людей, так и больших социальных групп.

Представители психокультурного неофрейдизма Карен Хорни (1885—1952), Эрих Фромм (1900—1980) и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.

Таким образом, можно сказать, что представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию. Нужно сказать, что разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На её основе вырастают крупные личности, «великие люди», отличающиеся исключительными способностями.

То есть можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.

Фрейдизм

Фрейдизм получил название от основателя этого направления З. Фрейда (1856— 1939). Среди основных достижений Фрейда – создание первой развернутой теории структуры личности, основанной на древнейшей научно-философской проблеме – наличии в сознании человека противоборствующих начал.

Главный регулятор поведения человека – сознание. Фрейд открыл наличие еще одного пласта в личности, который обладает могущественными желаниями и стремлениями, скрытыми за покровом сознания – бессознательного. Таким образом, он выделил три уровня человеческой психики: бессознательное, предсознательное, сознательное.

В своей практике Фрейд часто встречался с наличием неосознаваемых переживаний и мотивов, которые серьезно отягощают жизнь человека и могут быть причинами его нервно-психических заболеваний.

Фрейд разработал особую концепцию человеческой психики, компонентами (инстанциями) которой являются:

  • Оно (Es)
  • Я (Ich)
  • Сверх-Я (Uber-Ich)

Я – это область сознательного, в которой происходит восприятие внешнего мира и приспособленность к нему. Я является посредником между Оно и Сверх – Я.

Сверх-Я — высшая инстанция структуры психики человека, отвечающая за восприятие индивидом моральных стандартов и выполняющая роль совести. Деятельность Сверх-Я остаётся бессознательной.

Превращение скрытых мыслей человека в явное содержание сновидений – пример перехода одного способа выражения психического материала в другой

Для понимания природы сновидений важно понимать смысл самого сна. Фрейд выдвинул положение о том, что сознательное сновидение представляет собой искаженное замещение бессознательного

Представители неофрейдизма

Представителей неофрейдизма было намного больше, чем самого фрейдизма. Некоторых ученых можно назвать самыми удивительными. Так, Дж. Салливан утверждает, что личность человека — явление не врожденное, а приобретенное и формируется исключительно с помощью окружающего его общества. То есть ребенок начинает повторять те межличностные отношения, которые у него есть в качестве модели. Личность ребенка в детстве может формироваться и во время игры, когда ребенок общается со сверстниками.

Э. Фромм в своих работах указывает, что человек — это сочетание биологических и социальных принципов. По его словам, вся человеческая психология основана на любви к жизни и желании смерти.

Психоанализ показывает, что человек может быть склонен к неврозу, если не может найти любовь и понимание в обществе

Важно, чтобы каждый человек достиг полной гармонии в обществе, к которой он стремится на протяжении всей своей жизни. По мнению многих ученых, если человек может быть исцелен, то есть вероятность полного исцеления общества

Стоит отметить, что все идеи фрейдистов и неофрейдистов смогли повлиять на общественную жизнь и развитие культуры и этики. Что касается самой компании, то она улучшается.

Психоанализ по теории Фрейда

Психоанализ – это и психологическая теория, и терапевтическое лечение психики, базирующееся на ней. Основа метода и термин принадлежат знаменитому австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду и были разработаны им на стыке XIX и XX веков.

Психоанализ подразумевает наличие бессознательной области, которая может вызывать у человека определенные желания, мысли, чувства и даже воспоминания. Он нередко используется при диагностике и лечении стрессовых состояний, страхов, приступов паники, обсессивно-компульсивных расстройств и посттравматических синдромов. Метод лег в основу психодинамической терапии.

Часто термин «психоанализ» применяют к любой теории или методике, которые направлены на поиск глубинных причин психологических проблем путем исследования бессознательной области человеческой личности. В некоторых случаях в качестве синонима к «психоанализу» используют словосочетание «глубинная психология».

При этом нужно понимать, что психоаналитических теорий несколько и в них есть отличия.

В целом психоанализ считается одной из научно-философских концепций. Однако теория Фрейда предполагала, что он носит метапсихологический характер и однажды станет самостоятельной наукой наравне с психологией и философией. Пока ожидания психиатра не сбылись.

По многим положениям психоанализ был призван объединить расходящиеся в конце XIX в. направления психологии: философское и научное. В итоге он оформился как многоуровневый набор идей, пытающихся представить альтернативный взгляд на сущность человека.

2.1 Психоанализ 3.Фрейда.

       Для рассмотрения основных
вопросов реферата необходимо провести
разграничение основных понятой 
используемых в ходе работы.

       Психоанализ (от греч.
psyche-душа и analysis-решение) — часть психотерапии,
врачебный метод исследования, развитый
З. Фрейдом для диагностики и излечения
истерии. Затем он был переработан Фрейдом
в психологическую доктрину, направленную
на изучение скрытых связей и основ человеческой
душевной жизни. Эта доктрина строится
на предположении, что известный комплекс
патологических представлений, в особенности
сексуальных, «вытесняется» из сферы
сознания и действует уже из сферы бессознательного
(которое мыслится как область господства
сексуальных стремлений) и под всякими
масками и облачениями проникает в сознание
и угрожает духовному единству Я, включенного
в окружающий его мир. В действии таких
вытесненных «комплексов» видели
причину забывания, оговорок, грез, ложных
поступков, неврозов (истерий), и лечение
их пытались проводить таким образом,
чтобы при беседе («анализе») можно
было свободно вызывать эти комплексы
из глубины бессознательного и устранять
их (путем беседы или соответствующих
действий), а именно предоставить им возможность
отреагировать. Сторонники психоанализа
приписывают сексуальному («либидо»)
центральную роль, рассматривая человеческую
душевную жизнь в целом как сферу господства
бессознательных сексуальных стремлений
к удовольствию или к неудовольствию.

       Исходя 
из вышеизложенного, сущность психоанализа
мы можем рассматривать на трех уровнях:

       1.психоанализ 
— как метод психотерапии;

       2.психоанализ 
— как метод изучения психологии 
личности;

       3.психоанализ — как 
система научных знаний о мировоззрении, 
психологии, философии.

       Рассмотрев основной
психологический смысл психоанализа,
в дальнейшем мы будем обращаться
к нему как мировозренческой системе.

       В результате творческой
эволюции З. Фрейд рассматривает 
организацию психической жизни 
в виде модели, имеющей своими компонентами
различные психические инстанции,
обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго)
и сверх-Я (супер-эго).

       Под Оно (ид) понималась
наиболее примитивная инстанция, которая 
охватывает все прирожденное, генетически 
первичное, подчиненное принципу удовольствия
и ничего не знающее ни о реальности,
ни об обществе. Она изначально иррациональна 
и аморальна. Ее требованиям должна
удовлетворять инстанция Я (эго).

       Эго
— следует принципу реальности, вырабатывая 
ряд механизмов, позволяющих адаптироваться
к среде, справляться с ее требованиями.

       Эго
посредник между стимулами, идущими 
как из этой Среды, так и из глубин
организма, с одной стороны, и ответными
двигательными реакциями с другой. К функциям
эго относится самосохранение организма,
запечатление опыта внешних воздействий
в памяти, избегание угрожающих влияний,
контроль над требованиями инстинктов
(исходящих от ид).

       Особое 
значение придавалось сверх-Я (супер-эго),
которое служит источником моральных
и религиозных чувств, контролирующим
и наказующим агентом. Если ид предопределен
генетически, а Я — продукт индивидуального
опыта, то супер-эго — продукт влияний,
исходящих от других людей. Оно возникает
в раннем детстве (связано, согласно Фрейму,
с комплексом Эдипа) и остается практически
неизменным в последующие годы. Сверх-Я
образуется благодаря механизму идентификации
ребенка с отцом, который служит для него
моделью. Если Я (эго) примет решение или
совершит действие в угоду Оно (ид), но
в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно
испытывает наказание в виде эфоров совести,
чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает
энергию от ид, постольку сверх-Я часто
действует жестоко, даже садистски. От
напряжений, испытываемых под давлением
различных сил, Я (эго) спасается с помощью
специальных «защитных механизмов»
— вытеснения, рационализации, регрессии,
сублимации и др. Вытеснение означает
непроизвольное устранение из сознания
чувств, мыслей и стремлений к действию.
Перемещаясь в область бессознательного,
они продолжают мотивировать поведение,
оказывают на него давление, переживаются
в виде чувства тревожности. Регрессия
— соскальзывание не более примитивный
уровень поведения или мышления. Сублимация
— один из механизмов, посредством которого
запретная сексуальная энергия, перемещаясь
на несексуальные объекты, разряжается
в виде деятельности, приемлемой для индивида
и общества. Разновидностью сублимации
является творчество.

Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

Понятие «сверхкомпенсации» А.Адлера

А. Адлер указывал, что для постижения мотивов человека нужно знать конечную цель его устремлений, «бессознательный жизненный план». Человек реализует себя посредством поиска смысла жизни и стремления к самореализации. Самореализоваться человеку мешает чувство неполноценности. Чтобы преодолеть это чувство и самоутвердиться, человек актуализирует свой творческий потенциал. Эта актуализация называется компенсацией или сверхкомпенсаций.

Сверхкомпенсация — это особая форма реакции на чувство неполноценности. На её основе люди добиваются значительных успехов в жизни и отличаются от остальных исключительными способностями.

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура — внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению. Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству. На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Что такое проекция и рационализация?

Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.

В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.

Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.

Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)

Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?

Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.

Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.

Основы фрейдизма

Основы фрейдизма сводятся к тому, чтобы максимально усилить эго человека, как переходящей и связующей структуры. Именно оно способно предотвратить развитие неврозов, осуществить достижение желаемого, сохранить социальность. Напряжение, нарастающее у личности под давлением внешних сил (требования и запреты общества, осуждение и стыд) и внутренних побуждений (интимные желания, биологические стремления, мортидные тенденции) приводят либо к нарушению психического гомеостаза либо к выработке психологических защит. Когда психика не справилась, то личность попадает в клинику патологий, если же ещё имелись ресурсы, то строятся защиты, немного искажающие реальность и делающие её доступной для выживания.

Защитные механизмы являются основой описания поведения человека во фрейдизме. Так вытеснение говорит о травматичном опыте и невозможности на данном жизненном этапе его принять и интериоризировать. Сублимация показывает и наличие энергии, и скрытые настоящие потребности – если смотреть на среднестатистического человека можно понять, сколько все могут заниматься спортом (или другим делом), когда эти показатели завышены, значит в другой сфере пустота, требующая реализации.

Регрессия появляется, когда личность попадает в экстремальные для неё условия или травматичные и тогда происходит соскальзывание на предыдущие уровни. Это могут быть примитивные реакции успокоения (взрослые начинают сосать палец как дети) или принятия решений (выбрать самое яркое, как в подростковом возрасте).

Цель всей психоаналитической терапии сводится к тому, чтобы гармонизировать конфликты, возникшие в личности на ранних этапах развития. Вся система развития, прохождения возрастных кризисов, любые достижения и способы построения активности рассматриваются через призму первых лет жизни, где были заложены проблемы, успехи, компенсаторные механизмы и стили защит.

Что такое бессознательное и при чем тут истерия?

Зигмунд Фрейд, по сути, исходил из того, что духовная субстанция в человеке имеет материальное воплощение в виде энергии. Такой подход он представил в раннем тексте «Набросок одной психологии» (1895).

Идея о том, что у энергии может быть «внутреннее» и «внешнее» состояние, впоследствии стала одним из главных постулатов в психоанализе. В основе этого учения лежит представление о бессознательном и сознательном как о двух составляющих психики человека.

На мысль о бессознательном Фрейда навел французский врач Жан Мартен Шарко, который стал использовать гипноз для лечения истерии. Шарко предположил, что симптомы истерии — слепота при здоровых глазах, обморок, паралич ног — возникают у людей с особой чувствительностью в результате внушения. С помощью гипноза врачу удавалось сначала внушить здоровым людям болезненные симптомы, а затем снять их. На Фрейда методы Шарко произвели огромное впечатление.

Вместе со своим учителем Йозефом Брейером Фрейд стал исследовать причины возникновения истерии и способы ее лечения. Результаты наблюдений легли в основу книги «Исследования истерии» (1895), в которой Фрейд и Брейер сформулировали гипотезу о вытесненной травме.

Они описали механизм возникновения истерии так: молодая девушка или девочка, пережившая опыт сексуального насилия, стыдится произошедшего, хочет об этом забыть и вытесняет травму. Со временем в нервной системе накапливается патологическое возбуждение, не находящее выхода. Нежелательные мысли не могут вырваться из бессознательного в сознание из-за специального механизма психики (Фрейд называет его цензурой), однако возбуждение все равно находит обходные пути и проявляется в виде истерии.

Фрейдизм в философии: основные положения и развитие

Прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.

Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психолог, культуролог, философ.

Он пересмотрел идеи Фрейда о происхождении творчества человека и развитии человеческой культуры.

Согласно Юнгу, «либидо» это не просто некое половое влечение, а поток витально-психической энергии. Поэтому все феномены бессознательной и сознательной жизни человека рассматриваются в качестве различных проявлений единой энергии либидо.

Эта энергия либидо под влиянием непреодолимых жизненных препятствий способна «поворачиваться вспять», вести к репродукции в сознании человека образов и переживаний, которые не связаны с опытом данного индивида, а являются первичными Формами адаптации к миру человеческого рода. Бессознательное включает в себя не только индивидуальное и субъективное, вытесненное за порог

сознания, но, прежде всего это «коллективное» и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность.

Это коллективно-бессознательные образы Юнг назвал архетипами.

Юнга интересуют не причинно-следственные связи, а синхронные. Поэтому его архетипы выполняют функции основ мироздания, и фундаментальных структур человеческой психики, обеспечивающих доопытную готовность к восприятию и осмыслению мира. Юнг называет следующие архетипы коллективного бессознательного: Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер (оборотень). Младенец — это возможное будущее; Он и Бог, и герой; он покинут, незащищён, но развивается в направлении независимости и непобедимости.

Юнг считает, что общую структуру личности создаёт архетип, и духовная жизнь личности несёт в себе архетипический отпечаток.

И хотя архетип как способ связи образов переходит из поколения в поколение с древних времён, он всегда у каждого человека наполняется конкретным содержанием. Архетипы структурируют понимание мира себя и других людей. Они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и понимания людей.

Компоненты психики

Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям: Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой. Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для удовлетворения его желаний. Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.

Фрейд-мифотворец

В сущности, Фрейд создавал не столько психиатрическую теорию, сколько альтернативную мифологию по лекалам религиозного культа. А это, как известно, мощная штука, действующая поверх логики, рацио и здравого смысла.

И что мы имеем: догматическая теория, ниспосланная мессии из темных глубин природы человеческой; ритуальные встречи с соответствующими атрибутами вроде лежания на кушетке; склонность всех поклонников психоанализа трактовать любое проявление бытия и поведения через собственные верования в анально-генитальную и прочую обусловленность.

Обвинения Фрейда в религиозных замашках, впрочем, не новы. Суррогатом веры психоанализ называл еще Ясперс, добавляя, что само движение напоминает секту, а теория — вульгарное отражение Ницше и Шопенгауэра, и что всё это ужасно удобно объясняет и структурирует бытие для обывателя, потому и заходит.

Примерно так и звучит иудейскохристианское послание Святого Августина, о котором мы вам как-то уже рассказывали. Словом, «инфернальная метафизика» этот ваш чернушный Фрейд, как говорил Бердяев.

Если трактовать религиозность или сектантство как мифологическую структуру, то получится еще интереснее.

Здесь Фрейд попал в самое яблочко, как сказал бы Ролан Барт, который описывает функции мифа так: обозначать и оповещать, внушать и предписывать, побуждать. Воздействуя на читателя, миф навязывает ему себя и всячески старается натурализировать свои значения. Миф изо всех сил старается быть естественным, «само собой разумеющимся», и творится этот великий концепт за счет языка. Или, если дословно цитировать поэтичного Барта, миф — это «похищенный язык».

Определение

Фрейдизм — это обобщенное название многочисленных философских школ, представители которых намеревались исследовать теории Фрейда, дабы объяснить природу явлений и раскрыть тайны подсознания.

В психологии фрейдизм как философская доктрина отлична от самого метода — психоанализа, которому Фрейд придавал более универсальное значение. С момента своего возникновения фрейдизм как философия не являлся чем-то цельным; сам Фрейд двояко трактовал идеи о , так как в нём он узрел причину и созидательных, и губительных процессов, что способствовало разной трактовке идей Фрейда.

Фрейдизм начал активно распространяться после Первой мировой войны, вследствие общего кризиса в традиционной психологии буржуазного общества и культуры в целом. Именно в тот период ученый предложил новую теорию о строении психики человека как особой системы, в основание которой заложено противоречие между некоторыми уровнями психики, особенно между сознанием и бессознательным (подсознанием). Фрейдизм гласит о биологических основах сознания человека.

Пытаясь расширить границы использования психоанализа, ученый постарался интегрировать основы доктрины практически во все сферы культуры и общества: мифы, народный фольклор, искусство, религию, астрологию, хотя изначально это течение принадлежало психологии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: