Краткая биография учёного
Родился Вильгельм Вундт в 1832 году в семье пастора. Окончил местную школу в 1851 году. Продолжил обучение в Тюбингенском университете.
После получения диплома совсем непродолжительное время учился у известного немецкого биолога Иоганна Мюллера
В 1858 году стал ассистентом Германа фон Гельмгольца и начал вести лекции, в ходе которых не уставал говорить о важности применения экспериментальных методов в изучении психологии. Позднее его лекции были объединены и выпущены в виде книги «Лекции о разуме человека и животных».
Вундт приступил к исследованиям, которые позже вылились в главный труд его жизни – «Принципы физиологической психологии»
В ней он описал популярный на тот момент метод изучения психологии – метод интроспекции, став, таким образом, одним из его основателей.
В 1875 году Вильгельм Максимилиан вступил на должность профессора философии Лейпцигского университета. Через 4 года работы он решил уйти и основал первую психологическую лабораторию. (Интересно, что одним из учеников Вундта был наш соотечественник Иван Павлов.)
Вундт оставил после себя громаднейшее научное наследие — больше 50 тысяч страниц статей и книг.
Мысли Вундта в психологии
Непосредственный опыт, согласно Вундту, и является процессом организации всех элементов сознания в единое целое, который проводит мозг. И эти элементы можно разделить и изучить по отдельности.
Вундт первым указал на важную роль социальных процессов в развитии психических функций.
Несмотря на популярность Вундта в зарождавшейся американской психологии, его культурно-историческое направление практически не стало востребованным у американцев. Их занимала главным образом экспериментальная психология.
Как мы уже говорили, в своих исследованиях Вундт пользовался и методом интроспекции, который современные психологи считают ненаучным. Во время интроспекции человек исследует собственные ощущения. Данный метод является одним из самых древних в науке, он был известен ещё античным мыслителям. В частности, этим методом широко пользовались врачи, когда проверяли действие лекарств на себе. Интроспекцией пользовались также физики и физиологи (например, исследователь использовал какой-нибудь раздражитель, а потом просил испытуемого описать свои ощущения, так учёный получал информацию о работе органов чувств).
Сильной стороной интроспекции являлся тот факт, что только сам человек, испытывающий какие-то переживания, может описать их наиболее полно и точно. На этом, однако, преимущества интроспекции заканчиваются. Вундт, зная это, попытался соединить интроспекцию с экспериментальным подходом. Опыты по интроспекции он проводил в своей лаборатории в строгом соответствии с определёнными правилами.
Тем не менее, даже в таком виде интроспекция не заслужила научного признания. Более того, уже тогда появились сведения о том, что у некоторых участников эти эксперименты вызвали серьёзные психические заболевания.
Известность получили опыты с метрономом. Вундт их тоже проводил на себе. Он слушал удары метронома и проверял свои ощущения. Какой-то определённый ритм в одни моменты вызывал у него удовольствие, а в другие – дискомфорт. При ожидании очередного удара он испытывал некоторое напряжение, а после удара – расслабление. При увеличении темпа ударов он слегка возбуждался, а при замедлении – успокаивался. Эти наблюдения позволили Вундту построить трёхмерную модель чувств. Она позволяет любое чувство измерить по трём параметрам, при этом по каждому из них оно всегда находится в определённом диапазоне.
Трёхмерная концепция чувств на некоторое время возымела популярность в Германии, однако впоследствии она была опровергнута. Тем не менее, сам факт проникновения в глубины зарождения чувств и ощущений был весьма значимым.
Открытие того, что целое в нашем сознании не сводится к сумме его частей, в последующем получило подтверждение. В частности, этот тезис в 1912 году официально признали представители гештальтпсихологии.
-
Правовая система и ее элементы кратко
-
Геометрический метод спинозы кратко
-
Александр 1 характеристика война и мир кратко
-
Приказ о назначении ответственного за проведение егэ в школе
- Оптимизация партнерства школы и семьи имеющих ребенка с овз в условиях образовательной интеграции
Концепция Вундта
Вундт изучал сознание, пытаясь разделить его на отдельные части. Он считал, что психология ничем не отличается от математики химии, и изучать ее надо по отдельным опознаваемым частям, создав некую структуру. Вундт представлял сознание как мозаику, которая состоит из материи. Одновременно он утверждал, сознание нельзя причислять к материальным внешним объектам. Психология, по мнению Вундта, представляет собой некую уникальную субстанцию, сформированную из опыта субъекта
Он уделял внимание интроспекции, считая ее важным фактором сознания. Остальные же науки зависят исключительно от того самого непосредственного опыта и являются продуктом его переработки сознанием
Таким образом, именно психологии ученый отводил первостепенную роль, ударяясь в теорию психологизма.
Знаменитые медики всех времён | |
---|---|
Австрийские | Адлер Альфред • Ауэнбруггер Леопольд • Брёйер Йозеф • Ван Свитен • Гаен Антониус • Селье Ганс • Фрейд Зигмунд |
Античные | Абу Али ибн Сина (Авиценна) • Асклепий • Гален • Герофил • Гиппократ |
Британские | Браун Джон • Гарвей Уильям • Дженнер Эдвард • Листер Джозеф • Сиденгам Томас |
Итальянские | Кардано Джероламо • Ломброзо Чезаре |
Немецкие | Бильрот Христиан • Вирхов Рудольф • Вундт Вильгельм • Ганеманн Самуэль • Гельмгольц Герман • Гризингер Вильгельм • Грэфенберг Эрнст • Кох Роберт • Крепелин Эмиль • Петтенкофер Макс • Эрлих Пауль • Эсмарх Иоганн |
Российские | Амосов Н. М. • Бакулев А.Н. • Бехтерев В.М. • Боткин С.П. • Бурденко Н.Н. • Данилевский В.Я. • Захарьин Г.А. • Кандинский В.Х. • Корсаков С.С. • Мечников И.И. • Мудров М.Я. • Павлов И.П. • Пирогов Н.И. • Семашко Н.А. • Сербский В.П. • Сеченов И.М. • Склифосовский Н.В. • Фёдоров С.Н. • Филатов В.П. |
Французские | Бернар Клод • Биша Мари-Франсуа • Бруссе Франсуа-Жозеф • Галль Франц Йозеф • Корвизар Жан • Ларрей Доминик • Лаэннек Рене • Льебо Амбруаз Огюст • Пастер Луи • Паре Амбруаз • Пинель Филипп • Рабле Франсуа • Рише Шарль-Роберт • Шарко Жан-Мартэн |
Разные | Бантинг Фредерик • Бургав Герман • Везалий Андреас • Гассер Герберт • Гораций Уэллс • Земмельвейс Игнац • Мортон Уильям • Кинси Альфред • Парацельс • Пуркине Ян • Ференци Шандор • Юнг Карл |
Жан Пиаже – детский психолог
Жан Пиаже прославился своим глубоким изучением детской психологии
Он уделил особое внимание развитию детского мышления и интеллекта, которые лежат в основе формирования личности любого взрослого. Жан Пиаже изучал такие направления:
- особенности психики ребенка;
- адаптивная природа интеллекта;
- развитие структур интеллекта;
- развитие мышления ребенка.
До него разум ребенка считался примитивной структурой, постепенно взрослеющей и набирающейся опыта, Пиаже доказал что все намного сложнее. Общая теория стадий развития помогла разобраться в становлении мышления маленького ребенка в разном возрасте и понять, почему они совершают одни и те же поступки, ошибки и как они помогают личности сформироваться. Кроме того, рассматривались отклонения и способы их лечения. Он разработал технику беседы и диагностики, список вопросов, которые помогут обнаружить симптоматику нарушений развития, а также выявить причины их возникновения. Исходя из полученных данных, психолог разрабатывает мероприятия для адаптации и восстановления ребенка.
Анализ проделанной работы
В процессе развития психологии был сделан вывод, что все-таки процедура самонаблюдения не может быть достоверным источником знаний. Испытуемые обнаруживали именно то, что интересовало экспериментатора и это оказалось очень субъективно. Обнаруживали несовпадения разных результатов, опыты проводились публично, обесценивались при этом результаты.
После проделанных работ такими психологами, как Жан Мартен Шарко (1825-1893), Ипполит Бернхейм (1840-1919), Зигмунд Фрейд (1856-1939) и другими, стало понятно, что психика – это не только осознание. Кроме осознания существуют еще многие явления, которые не осознаются человеком. Работы показали, что часто в осознание включаются защитные процессы и искаженное восприятие. Психология Вильгельма Дильте и его последователя Эдуарда Шпрангера главной задачей считала не объяснять закономерности душевного бытия человека, а ее понимание целостности, указывая на то, что она скорее не о науке природы, а о науке духа. Вильям Джеймс (1842-1910) предложил способ изучить сознание, ведя «личностные» измерения сознания. Он сделал серьезный вклад в изучение личности, психологии эмоциональности, памяти и внимательности. Герман Эббингауз (1850-1909) занялся проблемой памяти и отобрал раздражители, не вызывающие никаких ассоциаций. Эдвард Ли Торндайк (1874-1949) методами «проб и ошибок», проводя опыты над животными, закрепил и улучшил знания об ассоциациях. Гальтон хотел охватить все население Англии для исследований. Он преобразовал экспериментальную психологию в дифференциальную. В Германии Штерн Вильям Льюис ввел понятие «коэффициента интеллекта» — IQ.
Книги (7)
Введение в философиюРаздел библиотеки: Философия
Предлагаемая читателю книга представляет собой одно из наиболее известных и основательных «Введений в философию». Вундт строит свое исследование на основании исторического подхода к предмету.
В книге рассматриваются определения философии, отношения философии к науке и религии, проблема классификации наук.
Основное содержание книги занимает очерк развития европейской философии от древней Греции до Нового времени, где излагаются основные типы решений философских вопросов в трех областях философского знания: теории познания, метафизике и этике.
Далее »
Душа и мозгРаздел библиотеки: Общая психология
Вильгельм Вундт — немецкий врач, физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
Далее »
Миф и религияРаздел библиотеки: Общая психология
Вильгельм Вундт (1832-1920) — немецкий философ и психолог. Изучал медицину в университетах Тюбингена, Гейдельберга и Берлина. Занимал должности приват-доцента в Гейдельберге, профессора психологии в Цюрихе и Лейпциге, ректора Лейпцигского университета. Вундт оставил весьма обширное теоретическое наследие. В 1880-е г.г. разрабатывал собственную систему логики, этики и метафизики, анализировал формы мышления, методы различных наук. Особую известность Вундту принесла разработка физиологической психологии как научной отрасли, отделенной от философии.
Вундт занимался этнопсихологией — психическими характеристиками рас и народов. В этой связи он проводил сравнительный анализ традиций и обычаев, пытался дать психологическое истолкование мифа, религии, искусства, права и языка как проявлений «народного духа».
Книга «Миф и религия» выросла из этой области интересов Вильгельма Вундта. В ней речь идет о мифотворческой фантазии, психологии мифообразования, первобытных культах, развитии демонологии.
Далее »
Очерк психологииРаздел библиотеки: Общая психология
В настоящей книге автор последовательно рассматривает природу и свойства человеческого сознания; элементы, составляющие содержание сознания, и их взаимосвязь; и затем переходит к установлению и исследованию законов душевной жизни человека.
В. Вундт уделяет внимание взаимоотношениям физиологии и психологии, а также касается вопроса о сущности души. Далее »
Проблемы психологии народовРаздел библиотеки: Общая психология
Далее »
Проблемы психологии народовРаздел библиотеки: Общая психология
Автор настоящей книги Вильгельм Вундт — выдающийся немецкий философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии, — главным делом своей жизни считал создание так называемой «психологии народов», описательной и исторической психологии высших психических процессов, методом которой является анализ проявлений человеческого духа в формах культуры (в языке, религии, обычаях, мифах).
Написанная им десятитомная «Психология народов» оказала огромное влияние на мировую науку. Предлагаемая книга задумывалась автором как введение в изучение данного труда, дающее возможность ориентироваться в трудных и спорных вопросах этой интереснейшей области психологии.
Далее »
Психология народовРаздел библиотеки: Социальная психология
Вильгельма Вундта по праву называют отцом экспериментальной психологии, известной также под названиями психофизики и физиологической психологии.
Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания, реакцией на которые является поведение человека. Иными словами, перед нами — прообраз знаменитой теории «вызова-и-ответа», и потому Вундта с полным основанием можно считать предшественником, если не «изобретателем», бихевиоризма.
За свою долгую научную карьеру Вундт опубликовал множество работ — от статей в научных журналах до фундаментальных трудов, примером которых может служить включенная в настоящий сборник «Система философии» — итог творческой деятельности ученого. По подсчетам исследователей, в совокупности научное наследие В.Вундта составляет 54 000 печатных страниц
Далее »
Фантазия как основа искусстваРаздел библиотеки: Творческое мышление
Предлагаемая брошюра представляет собою перевод первой главы второго тома знаменитого сочинения проф. Вундта «Völkerpsychologie».
Далее »
Что исследовал психолог в лаборатории
За 20 лет с момента основания психологической лаборатории Вундт и его ученики провели более 100 экспериментов. В основном они рассматривали те проблемы, которые уже были поставлены другими учёными, но не были до конца изучены.
Первая серия экспериментов была посвящена изучению психологических аспектов слуха, зрения, обоняния, ощущения времени и других чувств
Также уделялось пристальное внимание экспериментам по изучению времени реакций. Вундт выяснил, что человеческую реакцию на раздражитель можно разделить на 3 этапа:
- Восприятие раздражителя.
- Осознание раздражителя.
- Проявление воли.
После воздействия раздражителя человек воспринимает его, анализирует и наконец реагирует. Реакция представляет собой движение мышц, и Вундт хотел выяснить его среднее значение. Однако сделать это у него не получилось, т.к. было трудно разграничить этапы протекания реакции.
Ещё одним объектом изучения психолога было то, что мы сейчас называем фокусом внимания. Пример фокуса – восприятие страницы, которую вы сейчас перед собой видите. Пока вы читаете один абзац, другие видны не так отчётливо.
Вильгельм Максимилиан, ко всему прочему, хотел взяться за изучение детской психологии, но не стал проводить опыты, потому что дети вряд ли могли бы точно описать своё внутреннее состояние и ощущения.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Карьера и личная жизнь:
Происхождение: Вильгельм Вундт родился в немецком городе Некарау, Баден и был четвертым ребенком в семье. Его отец Максимилиан Вундт, был лютеранским пастором и его матерью была Мари Фредерик, урожденная Арнольд (1797-1868).Образование: В возрасте тринадцати лет, Вундт начал свое формальное образование в католической гимназии в Брухзале (1845-1851). С 1851 он учился в университете Тюбингена, но после одного года учебы он перешел в Гейдельбергский университет, где начал специализироваться в области медицины (доктор медицинских наук, 1856 г.). В 1856 г. он учился один семестр у Иоганна Мюллера в университете Берлина.Оказали влияние: Густав Фехнер, Иоганн Петер Мюллер, Герман фон Гельмгольц.
Основные этапы профессиональной деятельности:
Он получил диплом доктора медицины в Гейдельбергском университете (1856 г.). Там же он начал работать преподавателем физиологии, а в 1858 году он стал ассистентом физика и физиолога Германа фон Гельмгольца (1858 – 1865). В Гейдельберге он написал свой труд “Материалы к теории чувственного восприятия” (1858-1862), где впервые вводит понятие «экспериментальная психология».
В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге, а в 1867 году должность профессора медицины.
В 1871 году его учитель Гельмгольц переехал в Берлин, и Вундт занял его место.
В 1874 году он стал профессором философии в университете Цюриха.
В 1875 году Вундт переезжает в Лейпциг, где начинает работать в качестве профессора Лейпцигского университета (1875-1917). Там он оставался, занимался преподаванием и научной работой в течение следующих 42 лет, и это был самый продуктивный период его карьеры. В 1879 году, Вундт открыл первую лабораторию, когда-либо быть посвященный исключительно психологических исследований.
В Лейпциге он также основал Институт экспериментальной психологии (1879 г.). На протяжении 1889-90 он являлся ректором Лейпцигского университета.
Его интерес к психологии был вдохновлен Эрнстом Вебером (1795-1878) и Густавом Фехнером (1801-1887), которые также работали в Лейпциге.
В 1917 году Вундт прекращает свою преподавательскую деятельность.Основные этапы личной жизни: Когда Вундту было около шести лет, его семья переехала в небольшой старинный город в земле Баден-Вюртемберг.
В 1867 году Вундт встретил Софи Мау (1844-1912). Она была старшей дочерью профессора богословия Генриха Августа Мау.
Они поженились 14 августа 1872 г. в Киле.
У них было трое детей: Элеонора (1876-1957), Лили (1880-1884) и Макс Вундт (1879-1963), который стал философом.
Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 года в Гросботене под Лейпцигом в возрасте 88 лет.
Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа
Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа. Несмотря на то, что его методы исследования сознания и нахождения решения на основе прошлого человека, вызывали споры в научном обществе. Даже в наше время теории Фрейда собирают большие дискуссии вокруг себя. На основе его учений зародились:
- фрейдизм;
- психоаналитический подход;
- психодинамичекий подход.
По мнению великого психоаналитика, все проблемы, приводящие к психическим расстройствам, скрываются в жизни человека, в его детстве, родителях и сексуальном отношении. Большую часть патологий психологического характера можно решить, просто найдя первоисточник, приводящий к такому поведению и восприятию мира.
Его труды легли в основу дальнейших теорий, хотя некоторые из психологов и в наше время считают его шарлатаном и коммерсантом, просто поймавшим волну в момент процветания атеизма и снижения нравственных норм. Но при этом его исследования лежат в основе нескольких теорий, дающих понимание сути формирования человеческого сознания, они используются в классической и патологической психологии. Помогают направить развитие личности в нужное русло, просто исправив несколько ошибок.
Достижения и вклады:
Профессиональная, социальная позиция: Вильгельм Вундт – немецкий психолог, физиолог, философ и врач.Основной вклад (чем известен): Вундт был одним из основателей современной психологии и первым ученым, который когда-либо начал называть себя психологом. Он был отцом экспериментальной психологии и основателем первой в мире психологической лаборатории (1879).
Вклад в психологию:
1
Психология как самостоятельная наука. Вундт является одним из первых и наиболее известных разработчиков программы развития психологии как самостоятельной науки.
Он доказал, что психология имеет свои законы: а) закон творческого синтеза, б) закон психических отношений, в) закон контраста, г) закон гетерогенности целей (Heterogonie der Zwecke).
Наряду с ассоциативной связью между элементами, ввел апперцептивную связь, которая отождествляется с вниманием и волей, связывающих отдельные элементы в целостную картину.
В 1867 году Вильгельм Вундт прочитал в Гейдельбергском университете первый курс лекций в истории по физиологической психологии.2. Физиологическая психология
Предложил план разработки физиологической психологии как отдельной науки, использующей метод лабораторного эксперимента3. Экспериментальная психология. Он считается основателем экспериментальной психологии. Ввел в психологию экспериментальный метод исследования, а также использовал интроспекцию.4. Первая психологическая лаборатория. Основатель первой научной психологической лаборатории (1879) в Лейпцигском университете.5. Первый психологический журнал. Основатель первого психологического журнала «Философские исследования» (1881), с 1903 «Психологические исследования».6. Культурная психология. Пионер в разработке проблем культурной психологии или психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.7. Методы исследования. Методом исследования высших психических процессов (наряду с экспериментом и интроспекцией) является анализ проявлений человеческого духа и продуктов творческой деятельности: языка, сказок, мифов, обычаев, искусства и религии.Знаменитые идеи Вундта: “Теория действительности” (“the theory of actuality”), “принцип психофизического параллелизма”, “волюнтаризм”, “творческие результанты”, “творческий синтез”, “психология народов”.
За годы работы в Лейпциге, Вундт являлся руководителем 186 докторских диссертаций по различным дисциплинам и читал лекции более чем 24000 студентам.
Среди его выдающихся учеников были: Освальд Кюльпе, Эдвард Титченер, Джеймс Маккин Кеттел, Чарльз Спирмен, Г. Стэнли Холл, Чарльз Хаббард Джадд, Лайтнер Уитмер и Гуго Мюнстерберг, российские психологи Владимир Бехтерев и Иван Павлов.
Теория Вундта была развита его учеником, Эдвардом Титченером, который назвал свою систему структурализмом.Почётные звания, награды: Орден за заслуги в области искусств и науки.
Профессор психологии Вундт
В 1875 году Вундт получает должность профессора в Лейпцигском университете, где останется на следующие 45 лет. Вундт был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. Среди них, такие известные имена как Эдвард Титченер, Иван Павлов, Стэнли Холл, Джеймс Кеттел. Впоследствии они сделают серьезный вклад в развитие психологии в США, России, Японии, Италии.
В 1879 году Вильгельм Вундт основывает первую в мире психологическую лабораторию и собирает под одной крышей ученых со всего мира. Первым делом для проведения экспериментальных исследований Вундт разрабатывает свод правил:
- наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;
- наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;
- эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;
- условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей.
Предметом исследований были три главные направления, на пересечении которых возникала экспериментальная психология: изучение ощущений и восприятий, психофизика, изучение времени реакции. В дальнейшем к этим темам прибавились еще две: ассоциации и чувства. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в процессе исследования реакций. В лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде «Основы физиологической психологии» (1880-1881). Эта книга стала первым учебником по новой дисциплине — экспериментальной психологи.
Любопытно, что создатель экспериментальной психологии сам не был истинным лабораторным работником. По свидетельству его первого американского ученика Дж. Кеттела, он не проводил в лаборатории больше 5-10 минут в день. Метод обучения творчеству в его лаборатории был оригинальным. Он выходил к стоявшей перед ним группе учеников с пачкой листков, на которых расписывались экспериментальные задания, и раздавал их безотносительно к интересам исполнителей. Затем он проверял их отчеты и сам же их оценивал, решая вопрос о публикации в издаваемом им журнале. На каждую из лекций в аудитории собиралось более 600 студентов.
Вокруг Вильгельма Вундта постепенно складывается большая интернациональная школа, равной которой история психологии не знает. Постепенно складывалось сообщество исследователей, работников новой области знания, имеющей собственные организационные структуры — лаборатории, кафедры, журналы, общества, а начиная с 1899 года — международные конгрессы.