Гайдар а. «горячий камень»

Краткое содержание сказки «горячий камень» для читательского дневника: описание героев, основная мысль

Краткое содержание — Горячий камень — Гайдар А.

Автор, жанр, год издания, главные герои

Название: “Горячий камень”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о людях

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

Ивашка Кудряшкин. Мальчик 8 лет. Озорной, подвижный, проказливый. Обычный мальчик с добрым сердцем. Отзывчивый.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Ивашка нашел волшебный горячий камень, способный вернуть молодость. Онхотел дать разбить его старику, но тот отказался.

Краткое содержание

Полез как-то Ивашка в колхозный сад за яблоками, да за гвоздь зацепился, упал, и поймал его сторож.

Отпустил сторож Ивашку и ничего ему не сказал, а Ивашка нашел в болоте горячий камень, который мог вернуть молодость.

Захотел отплатить Ивашка сторожу добром и рассказал ему про горячий камень.

А сторож попросил Ивашку выкатить камень из болота, что Ивашка и сделал, хотя это было не легко.

Но не стал старик разбивать камень, а рассказал Ивашке про свою долгую жизнь.

Никто не захотел разбивать камень. Так и лежит он на горе, ждет своего часа.

Понравившийся эпизод

План произведения для пересказа

Главная мысль (вывод, мнение)

Главная мысль

Какой бы тяжелой не была человеческая жизнь, но в ней всегда есть и счастливые минуты. А потому, никому не хочется начинать жизнь с начала.

Чему учит эта книга

Рассказ учит доброте и умению прощать. Учит ценить свою жизнь и прожитые годы. Учит стремится прожить жизнь так, чтобы никогда о том не жалеть. Учит тому, что каждому дорого все то, что случилось в жизни.

Мне понравился этот рассказ и понравился мальчик Ивашка. Он был озорным и шаловливым, но при этом, очень добрым и отзывчивым мальчиком. Но еще больше мне понравился поступок старика, который не захотел становиться молодым и гордился прожитой жизнью.

Новые слова и выражения

Мочальная кисть — вид кисти для побелки стен известью.

Читать краткое содержание Гайдар Горячий камень

Давным давно, поселившись в одном из сел, жил одинокий, с виду нелюдимый старик. Не понаслышке люди, находящиеся рядом с ним, знали о нелегкой его судьбе: трудолюбивый старик был очень седым, а лицо пересекал шрам, который оставлял впечатление, что человек этот очень несчастный.

Поймал он однажды в своем саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, тщетно пытавшегося оборвать яблоню в его саду. Вместо того, чтобы со всей строгостью проучить воришку, он молча отпустил мальчика, пожалев его. Не получив сурового наказания за свой поступок, сгорая от стыда, испуганный Ивашка отправился в лес, по пути в который набрел на болото. Там он нашел камень и с удивлением обнаружил, что камень этот волшебный. Прочтенная на нем надпись — снести камень на гору, в результате чего вернется молодость, — не давала покоя Ивашке.

После долгих раздумий он так и не решился воспользоваться его волшебными свойствами. Ведь обычное детское желание перепрыгнуть в школе из первого класса в третий — несбыточная мечта, просто фантазия. А повторить еще раз череду неприятных событий первого класса, связанных с отставанием в учебе, он не желал. Огорчившись, что не нашлось повода разбить камень самому, Ивашка, поравнявшись с садом, вдруг вновь повстречал того старика, который смилостивился над ним

Усталый, болезненный вид пожилого человека заставил мальчика обратить на него особое внимание. Ведь человек, в чей сад залез Ивашка, кому мог нанести ущерб и доставить неприятности,  не только не наказал его, но отпустил без укора и упрека.

Проявив благородство, мальчик решил отплатить за добро добром. Ведь судя по внешнему виду старика, перенес он в жизни немало бед. Об этом напоминает и шрам на лице, и хромота, и его угрюмый усталый вид. Вернуть молодость и прожить жизнь заново так, как хочется — именно это он и предложил деду. Однако камень необходимо было перенести на гору и разбить его там. С огромным трудом пришлось самому Ивашке сделать это.

Добрые мысли не покидали мальчика. Вспоминая свои жизненные ситуации, он по-детски наивно полагал, что это были действительно лучшие моменты в его жизни. Именно поэтому он желал поделиться счастьем с бедным пожилым человеком.

Но каково же было удивление Ивашки, когда придя на гору, встретив старика с пустыми руками, услышал от него отказ разбить камень. Признание себя самым счастливым на свете ошеломило мальчугана. Вспоминая свое прошлое, он с гордостью восстанавливал в памяти события прошлых лет: военные дни, победы и поражения, болезни и радостные минуты.

Оказалось, что счастье для этого старика заключалось в труде, в участии в великих боях за родную страну. А начать жизнь заново — значит стереть это прошлое, убрать из памяти нескончаемую череду грустных и радостных событий. Ведь благодаря им теперь он может с уверенностью сказать, что прожил жизнь честно и достойно, с пользой для других.

Камень, волшебством которого не воспользовались ни Кудряшкин Ивашка, ни старик, так и остался лежать на горе нетронутым. Никто не решился разбить его, помолодеть и без ошибок прожить свою жизнь с самого начала.

Произведение показывает, что не нежно прожигать свою жизнь впустую.

Оцените произведение:

  • 3.78

Голосов: 369

Читать краткое содержание Горячий камень. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гайдар. Краткие содержания произведений

  • Военная тайна
  • Голубая чашка
  • Горячий камень
  • Дальние страны
  • Дым в лесу
  • На графских развалинах
  • Р.В.С.
  • Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
  • Совесть
  • Судьба барабанщика
  • Тимур и его команда
  • Четвёртый блиндаж
  • Чук и гек
  • Школа

Анализ «Горячего камня» Гайдара

Загадочные приключения, крепкий дух и бесстрашие главного героя – всё это можно найти в книге «Горячий камень» Аркадия Гайдара. По сюжету, небольшой мальчик по имени Щукин решает определиться со своими жизненными целями и стать настоящим взрослым. В один день он встречает в лесу людей, которые украли драгоценный камень и спрятали его в речке. Больше всего желая доказать своё мужество и отвагу, Щукин отправляется на поиски этого камня, используя все свои знания, терпение и выдержку.

По мнению многих читателей, «Горячий камень» Гайдара – это пример идеальной комбинации между прекрасным описанием окружающей среды и ярким динамичным сюжетом. Книга переносит нас в сказочное разбойничье логово, к прекрасным и загадочным рекам, в затерянные и неприступные горы с искренним желанием оставаться там навсегда. Также нельзя не отметить, что автор удачно передал психологическую трагикомедию, описывая переживания мальчика и его поиск своего места в жизни.

Книга «Горячий камень» известна и своей этической социальной направленностью. В процессе поиска камня Щукин не только становится более взрослым и смелым, но и обретает новые друзья, узнавая о том, что надо быть сильным и добрым. Также в книге наряду с приключениями детей Майлы и Щукина много важных нравственных наставлений, которые помогут детям развиваться и расти, а именно: честность, дружба, кураж и самоотверженность.

  • В целом, книга «Горячий камень» Аркадия Гайдара — замечательная история для детей и взрослых, которая даст им возможность открыть новые грани жизни, познакомиться с новыми друзьями и взять задуманное вами.
  • Однако, книга может быть казаться несколько растянутой, и читатель, который ищет что-то более эмоционального, может быстро потерять интерес к книге.
  • Несмотря на это, «Горячий камень» по-прежнему остаётся одной из известных творческих работ Аркадия Гайдара и является образцом лучшей детской литературы.

«Горячий камень» — читательский дневник по сказке А. Гайдара

Сказка «Горячий камень» была написана Аркадием Гайдаром незадолго до начала Великой Отечественной войны в апреле 1941 года.

Главные герои и их краткая характеристика

Ивашка Кудряшкин – деревенский восьмилетний мальчик, большой проказник, но добрый и отзывчивый.

Старик-сторож – умудренный жизненным опытом мужчина, добрый и незлопамятный.

Краткое содержание и сюжет

В деревне жил одинокий старик – седой, хромой, с большим шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад, а в свободное время подшивал валенки и делал корзинки.

Однажды местный мальчик Ивашка решил забраться в колхозный сад, чтобы полакомиться яблоками. На заборе он зацепился за гвоздь, упал в колючий кустарник и что есть силы закричал. Тут-то его и поймал старый сторож. Но он пожалел мальчика, и отпустил его. Ивашке стало очень стыдно, и он побрел куда глаза глядят. Так он дошел до болота, где решил передохнуть на голубом камне. Едва сев на него, он тут же подскочил – камень оказался очень горячим. Ивашка догадался, что камень – волшебный. Очистив его от старой грязи, он увидел надпись, гласившей, что тот, кто поднимет камень на гору и разобьет его, вернет свою молодость.

Ивашка решил подарить «молодильный» камень доброму сторожу. Вот только старик отказался разбивать камень. Он рассказал мальчику, что прожил трудную, но очень интересную и счастливую жизнь. Сторож гордился своими прожитыми годами, и не хотел начинать жизнь с чистого листа.

Старик предложил Ивашке оставить камень на видном месте, чтобы его разбил тот, кто захочет вернуть свою молодость. С тех пор много народу побывало у волшебного камня, вот только никто так и не решился разбить его.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Жили в деревне старик-сторож, одинокий и весь в шрамах, и мальчик Ивашка, веселый и озорной. Поймал как-то сторож Ивашку в саду, но отпустил. От стыда убежал Ивашка в лес, на болото, и нашел волшебный камень, который молодость возвращает. Предложил Ивашка старику молодость вернуть. Затащил Ивашка камень на гору, а старик не хочет камень разбивать, про молодость рассказывает. И лежит до сих пор камень на горе никем не разбитый

Чему учит

Сказка учит ценить прожитые годы, искренне радоваться всему хорошему, что происходит, и не отчаиваться, когда наступает черная полоса. Произведение учит любить жизнь – самое ценное, что есть у каждого человека.

Отзыв

Сказка заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что действительно важно. Невозможно прожить всю жизнь, не ведая печали, но нужно уметь достойно переносить все жизненные испытания

Вывод и мое мнение

Гайдар рано начал взрослую жизнь, еще мальчиком он участвовал в гражданской войне и все его произведения посвящены борьбе за светлое будущее. В этом рассказе — притче он поднимает вопрос: зачем человек живет? В чем он видит цель своей жизни? Что должен любой человек ценить в прожитых годах?

Сюжет

В рассказе речь идет от третьего лица, а события разворачиваются в определенной последовательности. В прологе читатель замечает подробное описание старика, который предстает пожилым человеком. Завязкой истории следует считать встречу мальчика, который решил забрать яблоки из чужого сада со стариком.

Стоит отметить кульминационный момент в произведении — Ивашка находит горячий камень, оказывающий чудотворный эффект, поэтому он решает подарить доброму старику — шанс прожить жизнь с чистого листа. Далее старик дает понять мальчику, что жизнь выглядит иначе. Старик считает себя счастливым человеком, он благодарен людям за  ценные жизненные уроки.

В конце рассказа читатель начинает сам взаимодействовать с рассказчиком истории, который не желает, чтобы разбивали камень. Автор считает, что человек должен прожить жизнь, чтобы в глубокой старости ощутить себя счастливым человеком от осознания смысла жизни.

Как делать записи в дневнике?

Заполнение дневника — это важный процесс, который помогает сохранить воспоминания и мысли, связанные с прочитанной книгой. Гайдар и его произведение «Горячий камень» могут стать отличным материалом для записей в читательском дневнике.

Для начала важно определиться с форматом записей. Можно вести дневник в свободной форме, выражая свои мысли и впечатления

А можно использовать структурированные записи, где указываются основные элементы произведения, такие как герои, сюжет, место и время действия. Такие записи помогут лучше систематизировать информацию о произведении.

В процессе заполнения дневника важно быть внимательным к деталям. Опишите, какие были ваши ощущения во время чтения «Горячего камня», какие эпизоды вызывали наибольший интерес или волнение

Попробуйте выделить главные мысли и идеи, которые автор пытался донести до читателя.

Одним из способов сделать записи более наглядными и понятными является использование списков. Выделите основные моменты, события или характеристики героев, составив список, который позволит легко ориентироваться в записях. Используйте теги

  • ,

Смысловое ядро произведения «Горячий камень» Гайдара

Одним из главных смысловых ядер произведения «Горячий камень» Гайдара является тема верности и преданности. Главный герой, юный Ванюша, несмотря на все трудности и опасности, остается верен своим друзьям и своим идеалам. В этом он выступает в качестве образца для молодого поколения.

Также одной из основных тем произведения можно назвать борьбу за справедливость и свободу. Герои романа не просто сражаются с врагами, но и борются за свои права на жизнь и развитие. Эта тема была актуальна в те годы, когда происходили крупные политические изменения в стране.

Еще одним важным смысловым ядром произведения является тема доверия и дружбы. Ванюша и его товарищи, несмотря на все трудности и разногласия, остаются верными друг другу и не бросают своих друзей в беде

Эта тема становится очень важной в условиях жесткой жизни на войне и военное время

  • Итак, среди основных смысловых ядер произведения «Горячий камень» следует выделить:
  • Тема верности и преданности
  • Борьба за справедливость и свободу
  • Доверие и дружба

Все эти темы взаимосвязаны и помогают создать цельное видение мира Гайдара. Автор отправляет читателя в мир, где главное значение имеют не материальные ценности, а моральные принципы и человеческие качества.

Сюжет

В деревне жил одинокий старик – седой, хромой, с большим шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад, а в свободное время подшивал валенки и делал корзинки.

Однажды местный мальчик Ивашка решил забраться в колхозный сад, чтобы полакомиться яблоками. На заборе он зацепился за гвоздь, упал в колючий кустарник и что есть силы закричал. Тут-то его и поймал старый сторож. Но он пожалел мальчика и отпустил его. Ивашке стало очень стыдно, и он побрёл куда глаза глядят. Так он дошёл до болота, где решил передохнуть на голубом камне. Едва сев на него, он тут же подскочил: камень оказался очень горячим. Ивашка догадался, что камень волшебный. Очистив его от старой грязи, он увидел надпись, гласившую, что тот, кто поднимет камень на гору и разобьёт его, вернёт свою молодость.

Ивашка решил подарить «молодильный» камень доброму сторожу. Вот только старик отказался разбивать камень. Он рассказал мальчику, что прожил трудную, но очень интересную и счастливую жизнь. Сторож гордился своими прожитыми годами и не хотел начинать жизнь с чистого листа.

Старик предложил Ивашке оставить камень на видном месте, чтобы его разбил тот, кто захочет вернуть свою молодость. С тех пор много народу побывало у волшебного камня, вот только никто так и не решился разбить его.

Подробный пересказ

Жил в одном селе старик. Семьи у него не было. И хотя сил у него уже осталось немного, он сам старался заработать себе на жизнь: сад колхозный сторожил во время урожая, подшивал людям валенки да корзинки плёл.

В селе этот старый хромой человек появился давно. Но никто не знал, откуда он и чем занимался раньше. Лицо его из-за рваного шрама казалось всегда суровым и печальным.

Однажды местный мальчишка, которого звали Ивашка Кудряшкин, хотел тайком пробраться в колхозный сад и полакомиться спелыми яблоками. Однако зацепился штанами за гвоздь, торчащий из ограды, а после свалился в колючие кусты крыжовника. От боли взвыл. Его голос услышал старик-сторож. Он не ругал мальчика, не стегал крапивой, не грозился сообщить в школу, а просто молча вывел озорника за калитку и отпустил.

Ивашке сделалось очень стыдно. Он побрёл в лес и, заблудившись, оказался на болоте. Устав, решил сесть на большой камень и отдохнуть. Но сразу же вскочил, поскольку тот оказался горячим. Кроме того на нём проступали какие-то буквы, частично замазанные глиной. Башмаком мальчишка сбил глину и обнаружил надпись, гласившую, что каждый, кто отнесёт сей камень на гору и там разобьёт, сможет вернуть молодость.

Ивашка огорчился, что волшебная находка – совершенно бесполезная для него вещь. Ведь ему всего лишь 8 лет и он, наоборот, желал скорее повзрослеть.

Пошёл мальчик назад. Проходя возле сада, заметил сторожа, несущего мочальную кисть и ведро извести. Старичок кашлял и то и дело останавливался передохнуть. Захотелось Ивашке вернуть ему молодость. Он смело подошёл к нему и объяснил ситуацию.

Старик, конечно, его искренне поблагодарил. Однако уйти с караула отказался наотрез. Он попросил, чтобы мальчик для него выволок камень на гору, пообещав наведаться потом ненадолго.

Следующим утром Ивашка, захватив дома холщёвые рукавицы да мешок, направился на болото. Целый день он тяжело трудился. Старик явился перед наступлением заката. Никаких инструментов он с собой не захватил. Удивлённому парнишке сказал, что свою жизнь он прожил не зря и не думает начинать её сначала.

С той поры пролетело множество лет. Но тот горячий камень и доныне никто не разбил. Приходили к нему люди. Стояли, размышляли и уходили назад. Автор сказки тоже там побывал. Подумал, поразмышлял, прикурил сигарету от волшебного камня и пошёл прочь.

Произведение учит ценить прожитые моменты, которые закаляют волю и формируют характер.

3 класс

Рекомендации по написанию читательского дневника

1. Проанализируйте прочитанное

Перед тем как начать писать читательский дневник, необходимо хорошо проанализировать прочитанное произведение. Выделите основные идеи, главных героев и их характеристики, а также сюжетные линии. Это поможет вам в дальнейшем структурировать свои мысли и записать их в дневник.

3. Не бойтесь высказывать свою точку зрения

Читательский дневник – это ваше личное мнение о произведении. Не бойтесь высказывать свои мысли и чувства, даже если они отличаются от мнения других людей. Ваши замечания могут быть полезны и интересны для других читателей.

4. Ведите дневник систематически

Ведение читательского дневника должно быть систематическим. Лучше писать небольшие записи после каждой главы или части произведения, чем записывать все мысли и впечатления одним большим текстом через несколько недель после прочтения.

5. Используйте таблицу героев

Пример таблицы героев для читательского дневника
Имя героя Характеристика Роль в сюжете
Иван Трудолюбивый, отзывчивый Главный герой, борец за справедливость
Петр Ленивый, эгоистичный Антагонист главного героя, злодей

Использование таблицы героев поможет вам лучше описать характеры персонажей и их роли в сюжете. Вы можете использовать другие таблицы, например, для описания событий, мест действия и т.д.

Как выбрать понравившуюся книгу?

При выборе книги для чтения, особенно как первое знакомство с новым автором, важно учитывать несколько факторов, чтобы быть уверенным в своем выборе

Первое, на что следует обратить внимание, это автор книги. Для того чтобы выбрать понравившуюся книгу, неплохо знать автора хотя бы лицом

В данном случае, речь идет о писателе Аркадии Гайдаре. Он стал известен благодаря своим произведениям, включая один из наиболее известных романов, «Горячий камень».

Второй фактор, который можно считать, это тема книги. «Горячий камень» — это книга о детях, приключениях и храбрости. Если вам интересны искрометные истории о детстве и дружбе, то «Горячий камень» может быть хорошим выбором.

Можно использовать различные критерии для выбора. Но основная идея — найти книгу, которая будет интересна для вас лично. Не стоит бояться и экспериментировать, читать разные жанры и темы. Чтение поможет расширить кругозор и погрузиться в увлекательный мир литературы.

Мотивация для чтения

Чтение – это процесс, который помогает развивать наш мозг, расширять наши знания и открывать новые горизонты. Заполнить читательский дневник после прочтения книги «Горячий камень» Гайдара – это отличный способ укрепить собственную мотивацию для чтения. Книга Гайдара, яркая и захватывающая, поможет вам погрузиться в мир приключений, насладиться красочными описаниями и пережить разнообразные эмоции.

При чтении «Горячего камня» вы познакомитесь с героями, которые станут вашими друзьями и побудут вас к совершению смелых поступков и достижению своих целей. Вместе с ними вы будете пройдете через много трудностей и приключений, а каждая страница книги будет вас вдохновлять на новые свершения и желание победить все преграды.

Книга Гайдара «Горячий камень» преподнесет вам не только занимательный сюжет и интересные события, но и множество ценных уроков. Заполнив читательский дневник после чтения, вы сможете пребывать вместе с героями и воспринимать их победы и поражения, а также анализировать их поступки и подводить свои собственные выводы. Это поможет вам увидеть свою мотивацию для чтения и понять, что книги могут быть наставниками для жизни.

Подбор жанра

При выборе жанра для заполнения читательского дневника по произведению Гайдара «Горячий камень» необходимо учитывать основные мотивы и сюжетные линии произведения. Для этого можно обратиться к классификации жанров литературы и выбрать тот, который наилучшим образом отражает содержание и особенности произведения.

Один из возможных жанров для заполнения читательского дневника по «Горячему камню» – приключенческий роман

В книге присутствует множество событий и приключений, которые привлекут внимание читателя. Главный герой Алек Будыльщиков путешествует по разным местам, сталкивается с препятствиями и испытывает волнение и напряжение

Такой жанр подойдет для тех, кто любит динамичные и захватывающие истории.

Еще один подходящий жанр для заполнения читательского дневника по «Горячему камню» – социально-психологический роман. Герои произведения сталкиваются с проблемами, связанными с обществом и человеческой психологией. Они вынуждены принимать сложные решения и преодолевать внутренние конфликты. Такой жанр подойдет для тех, кто интересуется взаимоотношениями людей и общественными проблемами.

Таким образом, при выборе жанра для заполнения читательского дневника по произведению Гайдара «Горячий камень» необходимо учитывать наличие приключений и событий, а также общественные и психологические аспекты, которые можно отразить в соответствующих жанрах литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: