Функции семьи: самая суть с примерами

Функции семьи: самая суть с примерами
функции семьи: самая суть с примерами

О видах социального поведения

Социальное поведение является целенаправленным, с его помощью человек добивается определенного уровня позиционирования в обществе и в социальной группе.

Виды социального поведения различаются по функциям и интересам:

  • массовое (политические, религиозные и экономические движения, слухи, мода);
  • групповое (трудовой коллектив, клуб, двор, соученики и т. д.);
  • поролевое (мать, отец, мачо, аксакал, ребенок, проч).

Также социальное поведение человека характеризуется направленностью его взаимоотношений с другими людьми, оно может быть:

  • просоциальным (доброжелательное, связанное с желанием помогать, сотрудничать);
  • конкурентным (стремление выделяться, быть лучшим);
  • по типу А (раздражительность, цинизм, нетерпение, враждебность к людям);
  • по типу Б (доброжелательность).

И наконец, классификация социального поведения происходит с определенными моделями поведения:

  • достижение успехов (активная жизненная позиция);
  • избегание неудач (замкнутость, презумпция недоверия);
  • стремление к контактам или избегание их;
  • желание власти, индифферентность или покорность ей;
  • деятельная или беспомощная модель поведения.

Вышеизложенные виды социального поведения относят к правопослушным. Кроме них также имеет место проблемное, девиантное и противоправное поведение.

Мы их упомянем в данной статье, рассматривая санкции как элемент категории «социальный контроль».

Значение функций семьи в жизни личности

Семья, как любой социальный институт и малая группа, имеет собственные функции, реализация которых обеспечивает успешную жизнедеятельность ее членов. Жизнь каждого человека начинается с семьи, а ценности и ориентиры, которые он там усвоил, предопределяют все его будущее. Функции семьи направлены на удовлетворение важнейших потребностей человека, которые он испытывает в различные периоды своей жизни. В процессе личностного развития меняется и степень значимости функций для человека. Этот процесс можно проследить в этапах взросления индивида:

Младенчество. В этот период семья для ребенка является первым социальным институтом, с которым он знакомится
Родители окружают его заботой и вниманием, ухаживают за ним и удовлетворяют его потребность в общении

В полной мере реализуется функция эмоциональной и духовной связи, потому что отношения между родителями влияют на состояние ребенка
Важно сохранять положительную атмосферу и удовлетворять эмоциональные потребности младенца. Хозяйственно-экономическая функция помогает распределить обязанности по дому и по уходу за ребенком.
Ранний возраст

Это период от года до 3 лет, когда ребенок начинает взрослеть и реагировать на воспитательный процесс. Он уже начинает ходить и говорить, обретая новый уровень свободы, но семья все еще остается для него главным социальным институтом.
Дошкольный и младший школьный возраст. В этот период в жизни ребенка происходят первые серьезные изменения, так он вступает в новые социальные институты. Воспитательная функция частично реализуется в детском саду или школе.
Подростковый период. В этом возрасте происходит активное становление личности, человек находится в поисках своей идентичности, строит отношения со сверстниками и учится самостоятельности. В этот период очень важно сохранять в семье хорошие эмоциональные и духовные связи, чтобы подросток чувствовал поддержку.
Взросление. Молодые люди задумываются о создании своей семьи, после заключения брака основная роль отдается репродуктивной и хозяйственной экономической функции. Также с образованием новой семьи, человек реализует свою потребность в приобретении нового статуса.

Функция эмоционального и духовного общения

Функция эмоционального и духовного общения оказывает большое влияние на человека с самого рождения. Именно к семье ребенок в процессе взросления обращается за поддержкой и заботой, у семьи он учится основам коммуникации, на базе которых строится его личность. Эмоциональные и духовные связи внутри семьи основаны на привязанности, взаимной поддержке и взаимопонимании. Благодаря чему создаются крепкие узы, которые не теряют свою силу и актуальность для человека на протяжении всей жизни.

Наиболее успешно эта функция проявляется в больших семьях, где сохраняются тесные и близкие связи не только между детьми и родителями, но и остальными родственниками.

Виды социального контроля

Существует два основных вида социального контроля: формальный и неформальный. Оба они играют важную роль и взаимно дополняют друг друга. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Формальный

Формальный социальный контроль – это механизм охраны общественного порядка, подразумевающий наличие формализованных правил поведения и системы принуждения к соблюдению этих правил. Его реализацией занимаются полиция, прокуратура и другие органы государственной правоохранительной системы.

Законы и нормативно правовые акты жёстко устанавливают, какие действия являются правонарушениями и какие наказания полагаются за каждое из них. Решения по наказаниям за правонарушения также принимаются в строгом соответствии с действующим законодательством.

Преимущество формального социального контроля заключается в том, что за счёт боязни наказания он удерживает от нарушения законов лиц, склонных к совершению преступлений в силу низкой правовой культуры и прочих факторов.

2. Неформальный

Как было отмечено выше, большинство из нас придаёт большое значение одобрению и порицанию своих поступков окружающими. Как правило, основными субъектами такого контроля являются ближайшие родственники, друзья, коллеги, начальство и люди, к которым мы относимся с уважением. Важную роль играет также общественное мнение, которое формируется преимущественно силами СМИ.

В роли поощрительной санкции общественного контроля обычно выступает одобрение и общее повышение уважения к человеку. Роль наказания исполняют порицание, репутационный ущерб, ухудшение отношений с близкими людьми. Кроме того, если человек не является социопатом, у него обычно присутствует такой механизм социального самоконтроля как совесть.

Семья.

Семья – это малая социальная группа, общность, складывающаяся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны совместным бытом, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью супругов за здоровье детей, их образование и воспитание.

Функции семьи:

  • репродуктивная – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
  • воспитательная —формирование личности ребенка, оказание систематического воспи­тательного воздействия на каждого члена семьи в течение всей жизни;
  • социально-статусная – передача социального статуса, положения в обществе;
  • хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми, решение хозяйственно-бытовых вопросов;
  • экономическая – материальная взаимопомощь, экономическая поддержка несовершеннолетних, нетрудоспособных, престарелых членов семьи;
  • эмоциональная – создание атмосферы любви, взаимоподдержки;
  • сексуальная;
  • социализирующая –формирование человека как личности;
  • функция социального контроля — регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность;
  • рекреационная (проведение досуга) –организация досуга, совместного отдыха; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов.

Типы семей.

Типы семей по количеству членов:

  • нуклеарные(родители и дети);
  • расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.);
  • неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей;
  • полная – есть оба из родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

  • матриархат— власть в семье принадлежит женщине;
  • патриархат – во главе стоит мужчина;
  • эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

По характеру взаимоотношений между членами:

  • традиционная (патриархальная)- главенствующее положение у мужа, жена занимается домашним хозяйство и воспитанием детей;
  • партнёрская (демократическая) – совместное выполнение домашних обязанностей, нет лидерства по половому признаку.

По количеству детей:

  • инфетильные, бездетные семьи;
  • однодетные семьи;
  • малодетные семьи – количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;
  • среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
  • многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.

 Типы семей по количеству членов:

  • нуклеарные(родители и дети)
  • расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.)
  • неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей
  • полная – есть оба родителей

В зависимости от места проживания.

  • патрилокальная – семья, живущая на одной территории с родителями мужа;
  • матрилокальная –семья, живущая на одной территории с родителями жены;
  • неолокальная – семья, проживающая отдельно от родителей.

Приёмная семья.

Приёмная семья – это форма правового устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Виды приемных семей.

  • Усыновление– прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
  • Опека– прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
  • Патронат– воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.

Структурные элементы социального контроля

Структура общественного контроля состоит из двух составляющих. К основным видам социального контроля относятся социальные нормы (правила поведения, принятые в данном обществе) и санкции (меры поощрения или наказания).

Санкции позволяют человеку понять реакцию окружающих на совершённое им действие. Они бывают формальными (зафиксированными в официальных документах) и неформальными (встречаются в повседневном общении).

В зависимости от того, как коллектив оценивает поведение отдельного индивида, выделяются следующие типы санкций:

  • негативные формальные социальные санкции, например, выговор, штраф, увольнение, тюремное заключение;
  • позитивные формальные санкции — получение премии, повышение по службе, вручение похвальной грамоты;
  • негативные неформальные санкции — оскорбление, игнорирование, разговор на повышенных тонах;
  • позитивные неформальные санкции: похвала, улыбка, объятие.

Рис. 3. Награждение лауреата.

Общество контролирует поведение человека при помощи определённых методов. Познакомимся с основными из них.

  • Изоляция — полное исключение человека, не предусматривающее его исправления. Примером является пожизненное тюремное заключение.
  • Обособление — это временное ограничение контактов отдельной личности с окружающими, подразумевающее возможность перевоспитания, коррекции поведения.
  • Реабилитация — это меры, при помощи которых человек, нарушивший нормы, может вернуться к полноценной жизни в обществе. Такой механизм регуляции отношений применяется, например, к бывшим алкоголикам или наркоманам, прошедшим терапию.

Что мы узнали?

Социальный контроль — это система средств, форм и методов, регулирующий поведение людей в обществе. Он может быть внутренним и внешним. Элементами контроля являются социальные нормы и санкции.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Об уровнях социализации ребенка

Социализация младенческого возраста называется первичной. Ребенок приходит в мир. словно чистый лист (tabula rasa), совершенно не ведающим, что такое социум. Вскоре он обнаруживает, что пространство вокруг него заселено другими людьми. Именно они выстраивают для младенца патерны (шаблоны, матрицы) для познания окружающего мира.

Сфера социального контроля, окружающая каждую личность, усложняется адекватно его эволюционирующему социальному поведению.

Вторичная социализация ребенка совпадает с приобретением им формального образования. Ее главной миссией является интеллектуализация, приобретение навыков логического мышления. Ребенок теряет свой уникальный статус, характерный для его позиционирования в семье, становясь равным в школе со своими соучениками. Вместе с тем именно на этапе образования он получает первичные представления о государстве, о социальном неравенстве, о главенствующей в обществе идеологии. На протяжении своей социализации ребенок пребывает под опекой родителей.

Механизмы социального контроля

Социальный контроль включает в себя разные методы, через которые общество или социальная группа регулирует поведение людей и предотвращает нежелательные поступки.

Три главных метода социального контроля:

Изоляция — создание непроходимых перегородок между девиантом (человеком, который нарушает социальные нормы) и всем остальным обществом без попыток исправления или перевоспитания его.

Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, при этом без изоляции от общества. Допустимо исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.

Реабилитация — процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Методы реализации контроля в зависимости от санкций:

Прямые — характеризуются жестким действием (репрессии) и мягким действием (конституционный кодекс).

Косвенные — жесткое воздействие (санкции международных организаций), мягкое (СМИ).

Организационные — общий контроль (задание руководства подчиненному без надзора), детальный контроль (надзор за выполнением работы).

Методы социального контроля в группе:

Социализация — формируется в ходе развития личности (желания, привычки, предпочтения), устанавливает общественный порядок.

Групповое давление может происходить в процессе жизни. Когда человек разделяет принятые в обществе порядки и культурные нормы, он обязан вести себя подобающе, а в случае несоблюдения правил на него накладываются санкции со стороны группы (осуждение).

Принуждение — реализуется в ходе невыполнения индивидом общепринятых правил.

Особенности социального контроля

Социальный контроль представляет собой комплекс поведенческих, нормативных и регулятивных механизмов, направленных на поддержание установленных в обществе норм и ценностей. Он играет важную роль в формировании социальной стабильности и согласованности.

Вот основные особенности социального контроля:

  • Превентивность: Социальный контроль применяется для предотвращения нарушений установленных норм и для поддержания социальной дисциплины. Он направлен на формирование и поддержание социально-одобряемого поведения.
  • Разноплановость: Социальный контроль разнообразен и присутствует в разных сферах жизни: семья, образование, религия, работа и т. д. Каждая сфера имеет свои особенности, предписания и способы осуществления контроля.
  • Негласность: Часть социального контроля осуществляется незаметно и неформально. Это механизмы взаимного наблюдения и оценки в рамках общества или группы людей. Такой контроль может оказывать сильное влияние на поведение людей, даже не будучи закрепленным правовыми нормами.
  • Системность: Социальный контроль функционирует в рамках общественной системы и взаимодействует с другими её элементами. Он связан с нормами и ценностями общества, а также с устанавливаемыми властями законами и правилами.
  • Санкционность: Социальный контроль сопровождается возможностью применения санкций в случае нарушения установленных норм. Санкции могут быть положительными (поощрением) или отрицательными (наказанием).

Особенности социального контроля варьируются в зависимости от культурного контекста и специфики общества. Они влияют на формы и механизмы осуществления контроля, а также на его эффективность и результаты.

Социализация в зрелом возрасте

На третьем этапе, характеризующемся социальной зрелостью, взрослый человек (18-60 лет) приобретает самостоятельность в качестве экономического агента. Он (она) лично зарабатывает средства для обеспечения жизни, обзаводится собственной семьей.

На этапе зрелости социальная роль человека приобретает различные правовые статусы (муж, жена, отец, мать). Он также пользуется статусами профессиональными, должностными. Посредством последних ему может быть вверена власть. Социальная зрелость человека проявляется в его активном участии в социальной жизни различных окружающих его сообществ — производственного, общегосударственного, родового.

Типы социального контроля

В зависимости от сферы регулирования социальный контроль подразделяется на:

  • внешний: формальный (-макро и -микро надзор) и неформальный (локальный) контроль; 
  • внутренний: самоконтроль личности.

Внутренний контроль — форма социального контроля, которая предполагает самостоятельное регулирование своего поведения и согласование его с устоявшимися и общепринятыми нормами.

При нарушении социальных норм людям свойственно чувствовать неловкость, которая вызывает чувство вины и муки совести. Именно совесть как субъективное сознание, позволяющее понять соответствует или нет свое поведение нравственным нормам, является индикатором и проявлением внутреннего контроля. 

Внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, которые гарантируют соблюдение норм поведения и законов.

Виды внешнего контроля:

Формальный (институциональный) сопряжен с деятельностью государственных контрольных органов и с осуществлением их функций по поддержке действующих социальных институтов. Базируется на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах (законы, наказание, армия, Конституция и так далее). Человек вынужден принять эту форму социального контроля.  

Неформальный (внутригрупповой) основан на положительных или отрицательных реакциях общественного мнения, одобрении или осуждении родственников, друзей и т. д. Характерен для небольших групп. Предполагает взаимный контроль участников различных процессов, например, продавца и покупателя, членов спортивного общества, производственного коллектива и т. п. Проявляется  и в поощрении, и в критике девианта или даже изгнании его из группы. Данная форма контроля развивалась в соответствии с возникающими потребностями общества. Осуществляется она посредством социального вознаграждения, наказания, убеждения и переоценки норм.

В современных реалиях в основе внешнего социального контроля в основе лежит законодательство: указы, инструкции, постановления, законы. Он поддерживается такими специальными государственными органами, как: Прокуратура, Федеральная служба, Счётная палата, различные органы финансового контроля и др., а также депутаты разных уровней. Всё большее значение в осуществлении контроля, например, в сфере трудовых отношений, защиты окружающей среды или прав потребителей приобретают различные общественные организации. 

Примечание 3

Институты внешнего социального контроля необходимы в отношении тех людей, у которых слабо выражен или отсутствует самоконтроль, базирующийся на нормах, обычаях, ролевых ожиданиях, усвоенных индивидом.

Также выделяют следующие разновидности социального контроля:

  • неинституциональный (общественный): публичный контроль со стороны общества;
  • институциональный (государственный): политический, административный и судебный.

Способы проявления первичного социального контроля семьи

Первичный социальный контроль семьи проявляется в различных способах, которые помогают формировать правильные нормы поведения и ценности у членов семьи. Внутри семьи существуют свои законы и правила, которые служат образцом для остальных. Это можно сравнить с процессом примерки одежды, где каждый член семьи должен соответствовать установленным критериям.

Одним из способов первичного социального контроля семьи является наблюдение за детьми и их поведением. Родители, ограничивая своих детей в установленных границах, осуществляют контроль над их действиями. Например, в период карантина родители внимательно следят за детьми, чтобы убедиться, что они не нарушают правила самоизоляции.

Наказание – это еще один способ первичного социального контроля, который семья может использовать. Родители устанавливают определенные нормы поведения и при нарушении этих норм применяют наказания. Таким образом, дети осознают границы допустимого и учатся адаптироваться к обществу.

Одним из важных способов формирования первичного социального контроля является пость. Родители предоставляют детям определенные обязанности, которые необходимо выполнять. Это помогает детям развивать ответственность и самодисциплину.

Воспитание в семье также является способом первичного социального контроля. Родители передают детям ценности и учат их правильно вести себя в обществе. Они стараются привить детям такие качества, как честность, доброта и уважение к другим людям.

Стыд является мощным инструментом первичного социального контроля семьи. Родители могут использовать стыд как способ повлиять на поведение своих детей. Например, когда ребенок ведет себя неправильно, родители могут выразить свое разочарование и вызвать у ребенка чувство стыда.

Установление правил и ролей внутри семьи

Одной из основных функций первичного социального контроля семьи является установление правил и ролей внутри этого социального института. Семья является главным местом воспитания детей, поэтому ее задача — предоставить детям образец правильного поведения и представления о социальных нормах.

Установление правил начинается уже на самых ранних стадиях развития ребенка. С самого рождения ему демонстрируется правильный образец поведения. В этом возрасте происходит примерка ролей: родители внушают ребенку, что они являются его первыми образцами и он должен следовать их примеру.

Ощущение стыда за нарушение правил — еще один способ контроля. Родители стараются воспитывать в ребенке чувство стыда перед другими людьми, чтоб он сознательно избегал неправильных поступков и всегда придерживался правил, установленных семьей.

Одной из традиций, помогающих установить правила внутри семьи, является охрана приватности. В семье существуют некоторые запретные темы и сферы, о которых не принято говорить перед посторонними. Наблюдение за выполняемыми правилами — еще одна форма контроля. Родители всегда следят за поведением детей и, в случае нарушения, наказывают их.

Важнейшей сферой установления правил является ежедневный быт. В семье есть свои законы: распределение обязанностей по уборке, готовке, посуде. Выполняя свои обязанности, члены семьи выполняют правила, установленные семейным договором. Вместе с тем, это также способ формирования ролей внутри семьи.

Моделирование поведения родителей и старших членов семьи

Примерка, законы и наблюдение являются основными инструментами, которые родители и старшие члены семьи используют для моделирования поведения детей и молодых людей.

Родители — это образец для своих детей. Они демонстрируют правильные навыки и ценности, чтобы дети могли их повторить.

Наблюдение — важный аспект в моделировании поведения семьи. Дети наблюдают за своими родителями и берут с них примеры. Это может быть связано с простыми вещами, такими, как ежедневные задачи по дому, или с более сложными, такими, как проявление заботы и внимания к другим членам семьи.

Стыд и охрана — также играют важную роль в функции первичного социального контроля семьи. Дети определяют правила и границы семьи, и если они нарушают эти правила, то им грозит стыд и наказание, которые являются средствами охраны этих правил.

Воспитание — это процесс, который обучает детей тому, как правильно вести себя в обществе. Родители и старшие члены семьи используют карантин, чтобы защитить своих детей от негативного влияния внешней среды. Они могут ограничивать доступ к определенным медиа-ресурсам, контролировать время, проведенное за компьютером или мобильными устройствами, чтобы защитить своих детей от неподходящего контента и негативного влияния.

Понятие социального контроля

Социальный контроль — это совокупность мер, которые предпринимаются для того, чтобы поведение людей было в согласии с принятыми в обществе нормами и правилами. Главные элементы:

Признаки социального контроля:

направленность на профилактику отклонений в поведении людей и борьбу с отклонениями от нормы;

опора на санкции;

упорядоченность и категоричность.

Основные задачи контроля социума:

Рассмотрение результатов — сопоставление и сравнение выполненных результатов с запланированными.

Оценка — применение специальных средств, которые показывают, насколько эффективно была выполнена работа.

Распознавание — предупреждение выявления нарушений и их мотивов.

Устранение — назначение санкций для ликвидации нарушений.

Структура социального контроля:

Социальные нормы — правила взаимодействия человека с обществом и государством. Например: законы, обычаи, религиозные каноны, нормы морали.

Санкции — позитивная или негативная мотивация к соблюдению норм. Например: грамота, звание, медаль, увольнение, административный арест, лишение свободы.

Наказание за нарушение закона или административного порядка; штрафы, тюремное заключение, исправительные работы.

Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование.

Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах.

Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, объятие.

О механизмах социального контроля

Механизмы социального контроля составляют социальные нормы и санкции.

Социальные нормы (формальные и неформальные) предписывают людям, как себя вести в обществе. С их помощью:

  • корректируется процесс социализации;
  • личности объединяются в социальные группы, а группы интегрируются в общество;
  • контролируется девиантное поведение.

По степени строгости нормы можно расположить в следующем порядке: табу (оскорбление святынь, нарушение заповедей, кровосмешение), законы (нормативные акты высшей правовой силы), права и свободы, привычки социальной группы, традиции, этикет, обычаи.

Они выступают эталоном, регулятором для поступков, чувств, мыслей, стоят на страже социальных ценностей. Под последними понимаются принятые обществом человеческие понятия о патриотизме, справедливости, добре, любви, дружбе.

Семья как социальный институт

Семья как социальный институт представляет собой правовое поле из Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ, и других нормативно-правовых актов, включая органы опеки и попечительства, ЗАКСы, органы социальной защиты, которые должны регулировать жизнь семьи, как социальной группы.

То есть семья функционирует не в вакууме, а в правовом поле и в поле работы специальных государственных органов. И понятно, что некоторые функции, свойственные для семьи как малой группы не будут те же, что и для социального института.

Вот какие основные такие функции надо знать: 

Социальный контроль. Органы социальной защиты должны постоянно следить за тем, как функционируют семьи в их округе. Понятно, что в каждой стране все по-разному. В Испании, например, если ребенок твой неделю не был в школе, тебя, как родителя, просто лишают родительских прав. Жестко? Зато справедливо. Воспитание — это не только право, но и обязанность родителя. Не воспитываешь? Лишаешься права воспитывать! Также, если не жестче, система работает в США.

Защитная.  Раньше, в древности, в самом деле семья защищала своих членов от вражды и агрессии. Сегодня в цивилизованных странах эта функция целиком ложится на плечи правоохранительных органов и иных таких организаций.

Социализация. Тут не следует путать. Если семья как малая группа должна обеспечить интеграцию ребенка в социум, то семья как социальный контроль осуществляет то же самое с родителями. Правоохранительные органы, органы опеки должны постоянно общаться с родителями и разъяснять им их обязанности. В странах запада есть практика судебного направления к семейному психологу. Если один из родителей имеет алкогольную зависимость, он принудительно отходит на собрания анонимных алкоголиков. То есть система работает. В России, понятно, все шиворот-навыворот, но об этом я и говорить не особо хочу: сами всё знаете!

По сути это все функции семьи как социального института. Но разделять эти вещи жизненно необходимо, если, конечно, ваша цель — высокие баллы на ЕГЭ по обществознанию.

И еще. Если вам непонятны многие понятия, которые я использую, значит Вам надо на наши курсы подготовки. В рамках курсов я все разъясняю на более детальных примерах, использую много иллюстраций. Узнать больше о наших курсах можно тут=>>. Если курсы для Вас финансово неподъемны, есть видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов». В нем в формате видеоуроков все четко разъясняется.

Поделиться в соц. сетях

Гендерные роли и социальный контроль

По итогам опроса, проведенного «Московским комсомольцем» (20-27 января 2000г), (а насколько ему можно верить, мы не возьмемся утверждать), воображение наших сограждан не радует особыми изысками. Большинство опрошенных молодых женщин мечтает о случайной встрече с Прекрасным принЦем. Он богат, щедр, хорошо одет. (По-человечески очень даже понятно). Есть еще мечта про изнасилование на капоте иномарки. (Даже эстетично). Мужские фантазии не отличаются изяществом: гомосексуализм или оргии на троих-четверых.

Современное общество позволяет мечтать о подобных мероприятиях и уже почти не наказывает подобное поведение. Как мы уже говорили, контроль не обязательно означает наказание. Гораздо более мощный регулятор — общественное мнение. Оно твердо знает, какими должны быть мужчина и женщина. Это и есть гендерные роли, т.е. обусловленный   культурой стереотип восприятия мужского и женского идеала.

Например, на Востоке традиционно считается, что мужчина должен быть выше женщины ростом. И одет он должен быть лучше, чем его жена. Желательно еще иметь солидный животик, машину и любовницу в России. Не пить, не есть свинину. Держаться с достоинством и терпеливо играть в нарды с приятелем, дожидаясь, пока жена закончит возиться в огороде.

У американцев, оказывается, сексуальная контрреволюция. Страх перед СПИДом и идеология здорового образа жизни оказались действенными рычагами. Общество успешно внедрило в индивидуальные сознания новые рамки, которые на поверку оказываются метаморфозой привычного пуританизма и лютеранства. Американские мужчины с головой ушли в работу. Лишь одна треть из опрошенных американцев в возрасте 19-59 лет (Laymann at al.,1994) занимается сексом два раза в неделю. Вторая треть — несколько раз в месяц, и еще одна треть — несколько раз в год! Бизнес, война в Боснии, налоги — не до этого. У среднестатистической американки в течение всей жизни бывает всего два половых партнера, а у среднестатистического американца — шесть. (7)

Вот так, у нас — фантазии, а у них — быт.

Адаптация человека в обществе — результат социального поведения

Активное просоциальное поведение большинства членов общества позволяет им успешно решать важнейшие адаптивные задачи, изначально непосильные для одного человека, способствующие НТП, росту благосостояния и, соответственно, уровня жизни.

Очевидно, что социальное поведение и социальный контроль тесно связаны между собой. С помощью социального контроля происходит социализация индивида. Человек с детства и до конца своей жизни усваивает общечеловеческий опыт путем воспитания и образования. Он становится частью различных социальных групп: классовых, производственных, неформальных, семейных. Цель данной статьи как раз и заключается в том, чтобы наглядно представить вхождение индивида в социальную среду.

Человеку свойственно поведение как индивидуальное, так и социальное. Первое не является предметом рассмотрения данной статьи, поскольку оно не оказывает воздействия на общество.

Результаты первичного социального контроля в семье

Первичный социальный контроль семьи проявляется в ряде результатов, которые важны для формирования личности и социализации ребенка. Одним из результатов является создание карантина, в котором семья устанавливает определенные правила и ограничения для ребенка. Это позволяет наблюдать за его поведением и предотвращать нежелательные действия.

Кроме того, первичный социальный контроль в семье предполагает постоянное наблюдение за ребенком. Родители следят за его окружением, общением, учебными достижениями, что помогает формированию положительного образца поведения и социальных навыков.

Законы и правила, которые устанавливаются в семье, являются еще одним результатом первичного социального контроля. Они обуславливают нормы и ожидания внутри семьи, определяют, что дозволено, а что запрещено, и помогают воспитанию ребенка.

Наказание является важным результатом первичного социального контроля в семье. Родители применяют наказание для коррекции поведения ребенка, чтобы учить его правильным навыкам и ответственности. Это помогает формированию социального самоконтроля и понимания последствий своих действий.

Охрана и защита ребенка являются еще одной важной функцией первичного социального контроля в семье

Родители заботятся о безопасности и здоровье ребенка, предупреждают возможные опасности и учат его принимать меры предосторожности

Стыд, который может испытывать ребенок в случае нарушения правил или поведения, является результатом первичного социального контроля. Он помогает ребенку осознать свои ошибки и стимулирует изменения своего поведения в соответствии с принятой в семье системой ценностей и нормами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: