Основные категории морали и этики: понятно и просто

Кратко охарактеризуйте основные категории морали

↑ Мораль и нравственность

нравственность 

Понятие «мораль» Понятие «нравственность»
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)) Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземлённое» значение.Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего).

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Сущность морали

Мораль состоит из особых правил, определяющих поведение людей, их отношение друг к другу, среде обитания и к самим себе. Здесь учитываются такие понятия как справедливость, несправедливость, добро и зло.

Понятие морали жизненно ориентирует и выражает человеческое стремление к сознательному самосовершенствованию своего поведения.

К основной роли, которую выполняет мораль, относится регулирование человеческого поведения во взаимодействии социума, путем установления определенных правил и норм. Соблюдение норм морали, а также ценностей формируют нравственность человека.

Ценностью является все то, что человек выделяет по определенному принципу. Нравственностью называют совокупность нравов, которые проявляются в делах человека, его практическом поведении и сфере обитания. Нрав – это общественный уклад, обычай, имеющий значение для социальной группы.

Моральные нормы существуют тысячелетиями и передаются из поколения в поколение, образовав общечеловеческие духовные ценности, которые заключаются в основных запрещающих правилах.

Человеку нельзя:

  • убивать;
  • воровать;
  • лгать;
  • завидовать;
  • посягать на чужое и т.д.

Высшими моральными ценностями являются:

  1. Гуманизм. Определяется, как милосердное, великодушное отношение к людям, терпимость, умение прощать.
  2. Патриотизм и гражданственность. Заключается в преданности и любви к своему Отечеству, а также соблюдении интересов государства.
  3. «Золотое правило нравственности», суть которого заключается в том, что к другим людям нужно относиться так, как ожидаешь, чтобы они относились к тебе.

Нравственные нормы поведения поддерживаются и закрепляются мнением общества

Особое внимание при взаимодействии друг с другом люди уделяют понятию доброты и злобности. В обществе ценится доброта, и осуждается злобность. Добро делает жизнь лучше, морально возвышает личность и совершенствует социум

Добро делает жизнь лучше, морально возвышает личность и совершенствует социум.

Человек считает добро лучшим моральным качеством. Добро – это справедливость, милосердие, любовь, бескорыстная помощь.

Зло – это насилие, жестокость, предательство, обман и воровство. Зло разрушает мораль и способствует деградации личности и социума.

Определение понятия

Категория морали — это совокупность качественных характеристик, в соответствии с которыми совершается оценка, классификация и судьба нравственных действий и поступков людей. Категории морали позволяют определить степень правильности или неправильности нравственных поступков и помогают группировать эти поступки по различным принципам.

Примеры категорий морали:

  1. Обязательность — категория, которая подразумевает, что нравственные поступки обязательны для исполнения и противоречие этому может вызывать осуждение со стороны общества. Например, убийство является морально неприемлемым поступком и осуждается обществом.
  2. Потребность — категория, которая отражает потребность человека в нравственном поведении. Например, человек испытывает потребность быть честным и справедливым.
  3. Справедливость — категория, которая связана с распределением нравственных действий в обществе, с учетом заслуг и нужд каждого. Например, понятие справедливости предполагает, что каждый человек должен получать то, что заслуживает.
  4. Добро и зло — категории, которые определяют, соответствует ли нравственное действие высшим моральным принципам или нарушает их. Например, помощь нуждающимся считается хорошим и морально приемлемым поступком, в то время как причинение вреда другим является злом.

Функции и особенности

Мораль подразумевает общепринятое отношение к добру и злу. Синоним этого понятия нравственность. Изучением морального поведения занимается наука — этика. Чтобы подготовить доклад или конспект к уроку по обществознанию, необходимо рассмотреть основные положения морали в обществе.

Моральному поведению присуще несколько критериев:

  • Всеобщность. Установленные понятия действуют на всех одинаково вне зависимости от социального статуса.
  • Устойчивость во времени. Некоторые обычаи, а также традиции действуют продолжительное время. Например, традиции могут зародиться в одном веке и продолжаться несколько столетий, пока на смену им не придут другие.
  • Добровольное принятие. Моральные нормы соблюдаются не по принуждению, а на основе нравственных принципов (совести, личных убеждений, общественного мнения).
  • Способность изменяться. Общество подвержено изменчивости, появляются новые социальные группы, где формируются другие духовные и материальные ценности. Эти нормы не всегда совпадают с общепринятыми ценностями общественности. Когда новый слой общества набирает силу, принятые ими ценности также распространяются на большинство групп и становятся общепринятыми.
  • Широкий охват сфер деятельности. Правила морали распространяются на все сферы жизни — политику, бизнес, творчество и другие области.

Более всего уровень развития личности определяет чувство долга. Это качество характеризуется ра́звитой ответственностью и обязательствами перед обществом. Нравственный долг заставляет человека делать выбор между тем, что ему хочется (личные желания и потребности) и необходимостью сделать требуемое.

Когда человек создаёт семью, автоматически начинает действовать родительский долг. Родители принимают на себя ответственность заботы о детях, пока те не достигнут совершеннолетнего возраста.

Принято различать пять функций морали.

  1. Оценочная шкала. Эта функция позволяет разделять поступки на плохие и хорошие, сверясь со шкалой добра и зла.
  2. Воспитание. К этой категории относятся все действия, направленные на заложение системы моральных ценностей.
  3. Интегрирующая. Благодаря этой функции поддерживается гармоничное психическое состояние, которое зависит от совершения определённых поступков.
  4. Регулятивная. На этом уровне создаются нормы и правила морального поведения.
  5. Контролирующая. Характерно действиями, направленными на контроль и выполнение установленных норм.

Значение категорий морали и этики в обществе

Мораль и этика играют важную роль в формировании и функционировании общества. Они помогают людям определить, что является правильным и неправильным, и устанавливают основные принципы и ценности, которые должны руководить нашим поведением и принятием решений.

Ориентир для поведения

Мораль и этика предоставляют нам ориентир для нашего поведения в обществе. Они помогают нам определить, как вести себя по отношению к другим людям, какие действия считаются приемлемыми, а какие – неприемлемыми

Например, моральные принципы могут запрещать убийство, кражу или обман, в то время как этические принципы могут подчеркивать важность справедливости, честности и уважения к правам других людей

Создание социальных норм

Мораль и этика также помогают создать социальные нормы, которые регулируют поведение людей в обществе. Они определяют, какие действия считаются приемлемыми и неприемлемыми в определенной культуре или сообществе. Например, в некоторых обществах моральные принципы могут поддерживать моногамию и семейные ценности, в то время как в других обществах могут существовать различные формы семейных отношений.

Регулирование отношений

Мораль и этика также играют важную роль в регулировании отношений между людьми. Они помогают нам определить, как вести себя в отношении других людей, как уважать их права и достоинство

Например, моральные принципы могут подчеркивать важность толерантности, равенства и уважения к различиям, в то время как этические принципы могут поддерживать принципы справедливости и взаимной выгоды в отношениях

Развитие личности

Мораль и этика также играют важную роль в развитии личности. Они помогают нам определить наши ценности, убеждения и идеалы, которые формируют нашу личность и определяют нашу жизненную позицию. Они помогают нам принимать решения, основанные на наших принципах и ценностях, и формировать нашу индивидуальность.

В целом, мораль и этика играют важную роль в обществе, помогая нам определить, что является правильным и неправильным, и устанавливая основные принципы и ценности, которые должны руководить нашим поведением и принятием решений. Они являются основой для формирования социальных норм, регулирования отношений и развития личности.

Как формируется мораль

Существует множество теорий о том, как у детей развивается чувство правильного и неправильного. Одна из наиболее известных принадлежит психологу Лоуренсу Кольбергу.

Кольберг разработал различные теоретические стадии морали, которые менялись по мере роста и развития детей. Он проверил эти теории, используя «Дилемму Хайнца»: когда у жены мужчины рак, и только одно лекарство может спасти ее.

Местный фармацевт обнаружил лекарство и может изготовить его за 200 долларов. Однако он продает его за 2000 долларов. Муж этой женщины, Хайнц, может собрать только 1000 долларов, чтобы купить лекарство у фармацевта. Фармацевт не стал бы вести переговоры. Итак, Хайнц ночью врывается в аптеку и крадет лекарство, чтобы вылечить свою больную жену.

Затем Кольберг спросил детей: «Должен ли был Хайнц это сделать?» Ответы, которые давали дети, оценивались не как «правильные» или «неправильные», а почему они так считали. Отсюда Кольберг развил свои стадии морали:

Доконвенциональная (Preconventional) стадия морали

Эта стадия чаще всего используется детьми младшего возраста, хотя она может использоваться людьми на протяжении всей жизни. На этом этапе люди считают правила важнее всего остального. Они верят, что мораль заключается в том, чтобы избегать наказания. Итак, дети на этом этапе могут сказать, что Хайнц поступил неправильно, потому что он нарушил закон, совершив кражу.

Условная (Conventional) стадия морали

Эта стадия присутствует у детей старшего возраста, но, как и доконвенциональная стадия морали, она может использоваться и пожилыми людьми. Этот этап в основном фокусируется на соответствии. Люди на этой стадии судят о морали и своих действиях, основываясь на том, будут ли люди злиться на них или нет, «хороший» поступок или нет, «нормальный» поступок или нет.

Поскольку люди на этой стадии стараются больше думать об обществе в целом, а не только о себе, они могут сказать, что нехорошо воровать у фармацевта, поскольку ему могут понадобиться деньги для ухода за собственной семьей, а закон и порядок должны поддерживаться, авторитет уважаться.

Постконвенциональная (Postconventional) стадия морали

На этой стадии люди сосредотачиваются на абстрактных рассуждениях и универсальных принципах этики. Эти идеи могут не соответствовать законам и общепринятым в обществе убеждениям. Например, кто-то может сказать, что кража лекарства правильна, потому что неэтично наживаться на больных и умирающих ради личной выгоды.

Мораль — это сложное понятие, как и выяснение того, как мы развиваем мораль по мере взросления. Теория Кольберга — лишь один из многих способов начать думать об этом.

Чем мораль отличается от нравственности?

Часто «мораль» и «нравственность» воспринимаются как синонимы, но всё же существуют отличия между этими понятиями. Мораль – это оценка чего-либо (действия, поступка, слова) со стороны семьи, общества. Нравственность, прежде всего, связана с внутренними убеждениями человека, с его самосознанием. Моральные нормы – это идеал, к которому нужно стремиться, и это стремление побуждает человека воспитывать в себе те или иные качества. Нравственные нормы – средства, которые помогают выбрать вариант поведения, от чего-то отказаться, помогают сориентироваться в общественном мнении. Из моральных устоев рождаются этические нормы, которые позволяют определять что правильно, а что нет.

Как воспитывать нравственность и как не надо учить?

С самого раннего детства детям стараются привить моральные нормы родители и учителя. Не остаётся в стороне и общество – дети перенимают какие-то нормы поведения, общаясь с другими детьми. Как же происходит привитие нравственных ориентиров и норм поведения?

Многое ребёнку бывает непонятно: почему нужно делать так, а не иначе? Через разговоры, объяснения, нравоучения можно донести до детского сознания очень многое. Но, если взрослые противоречит своим же нравоучениям, результат будет отрицательным.

Немалую роль в становлении нравственных ориентиров играет искусство: книги, фильмы, музыка. Под видом увлекательного сюжета детей можно многому научить. Только нужно обязательно беседовать по увиденному или услышанному, простое знакомство с произведением искусства ничему не научит. Нужно убедиться, что малыш всё понял правильно. Постепенно ребёнок накапливает свой личный опыт. И если он видит, что тот или иной поступок, совершённый несколько раз, приводит к положительным результатам, он будет стремиться и дальше так поступать.

Примеры и виды моральных норм

За много веков существования человечества моральные нормы изменялись, закреплялись и совершенствовались. Они закреплены во многих религиях, учениях, убеждениях, вероисповеданиях.

Рассмотрим кратко основные их черты. Итак, к моральным нормам относятся:

  • Благоразумие. Индивид должен руководствоваться разумом, а не эмоциями.
  • Воздержание. Духовные ценности нельзя познать без воздержания от материальных благ и различных удовольствий. Примером является время поста в различных религиях.
  • Справедливость. Это соответствие между поступком и следствием. За хороший поступок будет справедливым наградить, а за плохой — наказать.
  • Вежливость и уважение. Каждый человек должен уважать другого и относиться вежливо к нему.
  • Трудолюбие. Труд всегда поощрялся и нес в себе воспитательную функцию. Благодаря трудолюбию каждого члена, общество могло развиваться и становиться сильнее.
  • Смирение. Эта черта моральной нормы, идущая от религиозных основ. Каждый индивид должен уметь сделать паузу, остановиться, проявить послушность и покорность.

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог • Стаж 17 лет

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите узнать больше о ценностях и моральных нормах, понять, как общепринятые правила поведения отражаются лично на вас. Наши психологи помогут вам проанализировать ваше поведение на соответствие нормам морали.

Значение морали в человеческом обществе

Мораль включена абсолютно во все области жизни человека, при этом сама она не является организованной сферой деятельности. Нравственность не поддается институционализации и какому-либо управлению, вместе с тем она всеобъемлюща. Этические требования выражены в форме императива, как веление поступать определенным образом из чувства нравственного долга перед другими людьми.

Человек — существо биосоциальное, поэтому наличие общества необходимо для его нормальной жизни. У каждого из нас существует потребность нахождения рядом с другими представителями вида Homo sapiens. Только с помощью морали, проявляющей себя через правила и требования, а также самосознание отдельной личности и какой-либо общности в целом, выражается коллективное волеизъявление по согласованию индивидуальных и групповых интересов.

В социуме действует общность трех элементов структуры нравственности:

  1. нравственная деятельность;
  2. моральное сознание;
  3. нравственные отношения.

Мораль очень важна как для жизни отдельного человека, так и для нормального функционирования всего общества в целом, ведь она выступает естественным регулятором отношений, неким внутренним цензором, к которому мы обращаемся, когда не знаем, правильно ли мы поступаем.

Концепции появления морали

Изучением сущности морали и ее влияния на сознание и поступки людей занимается отдельная отрасль философии — этика. Отвечая на вопрос о происхождении и развитии человеческой нравственности, ученые разделились на три основные группы, каждая из которых склоняется к определенной точке зрения:

Мораль дарована людям богом

Божественный закон (несет высшее, первостепенное значение для основ нравственности) состоит из трех ступеней:

  1. вечный закон, который таится в божественном разуме, подразумевает то, что без веры в бога не будет и морали;
  2. естественный закон нравственности, смысл которого в том, что человеческая природа, душа, сотворенная создателем, все время стремится слиться с ним;
  3. позитивный человеческий закон, низшая ступень из трех, — общность правовых и моральных норм, которые приняты в социуме.

Религиозная концепция авторитарна и неизменна, она предполагает четкие границы в рассмотрении добра и зла. Требования божественного закона выражены в заповедях.

Этические нормы заложены природой в людях изначально

Сторонники этой натуралистической концепции, опираясь на научные труды Ч. Дарвина и П. Кропоткина, выразили мысль о сходстве психологии сознания и поведения первобытных людей и животных. В древности у человека на первом месте стоял род со всеми установленными в нем обычаями и правилами, табу и предрассудками, привычками и интересами, являющимися обязательными для большинства, что подразумевало слияние отдельных представителей в единое целое. Отсюда, считают приверженцы этой идеи, произошла и начала развиваться этика, из этого отожествления себя с другими появилось понятие справедливости, а позже — нравственности.

Зарождение и совершенствование морали произошло только с развитием общества

Представители социологизаторской точки зрения считают, что ответ на вопрос о появлении нравственности стоит искать не в человеческой сущности. Первоисточник здесь — исторические и социальные условия развития общества, а также его потребности, удовлетворение которых выражается в стремлении более выгодно и удобно для себя (социума) организовать оптимальное сосуществование людей друг с другом.

Нормы морали в современном обществе

Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека, рассуждающего здраво их соблюдение является естественным. В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм. В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем, которые обусловлены личными принципами. Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека?

Норма морали (нравственные нормы) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов. Их соблюдение – это моральная обязанность, а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.

️Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств.

Например, весёлый нрав – это нормально, злобные насмешки – это плохо. Навредить кому-то – это дурно, но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред, это приемлемо. Опять же, приготовление пищи дома, это естественно, а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние. Моральные устои образовались задолго до правовых норм. Первобытный социум возник под их воздействием. Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества. Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения, в более суровой и конкретной логической форме.

Виды моральных норм

Нравственные нормы создают структуру, которая отличается от других систем регулирования (закон, обычай, этикет). Многие авторы считают, что моральные стандарты превосходят другие нормы, и иногда добавляют им такие качества, как категоризация, резкость, универсальность и единственность. Другие отмечают, что абсолютизация моральных норм и их признание в качестве универсальных и необходимых является началом отклонений, таких как фанатизм.

Со временем устоялась общепринятая классификация норм морали:

• затрагивающие биологическое существование, к примеру, запрет на убийство либо защиту животного мира;

• понимание слова достоинства, в первую очередь осознание понятия чести;

• имеющие отношение к независимости, в том числе личностной свободы;

• касающиеся хранения секретной и личной информации;

• осознание понятий: доверие, правдивость, справедливость, верность;

• миролюбивое разрешение межличностных споров;

• уважение национальных и религиозных традиций.

Таким образом, каждый рождённый современный человек с помощью воспитателей – родителей, учителей, коллег и партнёров в дружбе и личной жизни постепенно усваивает что морально и что аморально. Ритуалы и традиции, обычаи, передаваемые поколениями, повлияли на развитие нравственности.

Категории морали

Мораль – это система установок, предписывающих относиться к различным вопросам поведения сообразно введенным нормам и принципам. В морали выделяются различные категории, которые помогают классифицировать и оценивать поведение людей.

1. Обязательное и запрещенное. Эта категория морали определяет набор действий, которые являются обязательными или, наоборот, запрещенными. Например, убийство и кража законодательно запрещены и являются примерами противоправного поведения.

2. Разрешенное и неразрешенное. В этой категории морали рассматривается допустимость определенных действий. Например, помощь нуждающимся или отказ от алкоголя – эти действия могут быть разрешены или неразрешены в зависимости от культурных или этических норм общества.

3. Желательное и нежелательное. В этой категории морали рассматриваются действия, которые не являются обязательными или запрещенными, но признаются желательными или нежелательными в конкретной ситуации или обществе. Например, справедливость и честность являются желательными ценностями, хотя и не входят в непосредственные запреты или обязательства.

4. Добродетельные и порочные. В этой категории морали рассматривается характер, качества и ценности личности. Добродетельные качества, такие как честность, милосердие и щедрость, считаются достойными похвалы. Порочные качества, такие как эгоизм, жадность и жестокость, наоборот, осуждаются.

5. Универсальное и относительное. В этой категории рассматривается вопрос о том, являются ли моральные принципы и ценности универсальными и неизменными для всех людей или они существуют в относительном контексте, зависящем от культуры, времени и обстоятельств.

6. Субъективное и объективное. В этой категории рассматривается вопрос о том, есть ли объективные основания для моральных оценок и принципов или мораль является субъективным и зависит от индивидуальных убеждений и предпочтений каждого человека.

Все эти категории морали помогают нам лучше понять принципы и ценности, которые лежат в основе нашего поведения и принятия решений. Хотя эти категории могут иногда быть неоднозначными и субъективными, они помогают нам строить более этически обоснованные и ответственные отношения с окружающими и сами с собой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: