Как правильно составлять конспекты

Различия между планом, тезисами и конспектом

Чтобы понимать, когда нужно составить план, когда — написать тезисы, а когда — законспектировать источник, разберемся в значении понятий.

Как отличить тезисы от плана

Слово «план» известно студентам еще из школы. Это оглавление работы, пункты которого раскрывают ее содержание.

Планирование — первый этап написания творческих и научно-исследовательских работ:

  • изложений и сочинений;
  • эссе и статей;
  • курсовых и дипломных.

Обычно план записывается в виде нумерованного списка, каждый пункт из которого — название части работы.

Тезисы считают расширенным вариантом плана.

В учебном мире у слова «тезисы» есть 2 значения:

  1. Ключевые положения научной работы.
  2. Краткое содержание документа.

Слово употребляют в первом значении, когда речь идет о публикациях в сборниках конференций, докладов и пр. Второе значение характерно для работы с документами или подготовке выступления, на котором нужно лаконично изложить информацию.

В таком случае студент обычно пишет план, в котором выделяет основные части, а потом для каждого пункта записывает отдельное положение. Это и будут тезисы.

Существует также понятие «тезисный план». Это план, каждый пункт которого формулируется в виде тезиса.Чужие материалы конспектируют, а для своей работы пишут план и тезисы

Чем отличаются тезисы от конспекта

Основное отличие тезиса от конспекта в полноте информации. В тезисах достаточно отразить ключевые мысли лекции, доклада или другого материала, а при составлении конспекта фиксируется весь ход рассуждений (часто в форме «вопрос-ответ»).

Чем отличается план от конспекта

Главные отличия плана от конспекта в объеме и форме. План представляет собой названия частей, конспект — последовательное изложение информации, максимально близкое к источнику.

План обычно занимает 1-3 страницы, объем конспекта ограничен только размерами первоисточника.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Принципы составления плановых конспектов

Плановый конспект – это структурированная схема занятия, где каждый этап урока расписан по времени и содержанию. Цель планового конспекта состоит в том, чтобы подготовить учителя к проведению урока и обеспечить его эффективность, позволяя преподавателю систематизировать свои знания, определить последовательность и содержание материала, а также учесть особенности и потребности учащихся.

При составлении планового конспекта следует придерживаться следующих принципов:

  1. Целеполагание. Плановый конспект должен четко формулировать цель занятия и позволять прогнозировать результаты обучения. Цель должна быть специфичной, измеримой, достижимой, релевантной и ориентированной на время.
  2. Структурирование. Конспект должен быть структурированным, состоять из основных разделов и подразделов, чтобы обеспечить последовательность и логическую связь материала.
  3. Дидактическая последовательность. Плановый конспект должен составляться с учетом логической последовательности представления материала, от простого к сложному, от известного к неизвестному.
  4. Вариативность. Конспект должен предусматривать возможность адаптации и вариативности в зависимости от индивидуальных потребностей и способностей учащихся.
  5. Рефлексия. Плановый конспект должен содержать моменты рефлексии и самооценки, чтобы учитель мог оценить результаты занятия и внести необходимые коррективы в свою деятельность.
  6. Интерактивность. Конспект должен предусматривать взаимодействие между учителем и учениками, обеспечивать активное включение учеников в учебный процесс.

Соблюдение принципов составления плановых конспектов помогает учителям эффективно организовывать учебный процесс, способствует повышению качества образования и обеспечивает оптимальный прогресс учащихся.

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Сегодня существует множество технических возможностей для того, чтобы делать конспект красиво. Различные сервисы помогают автоматизировать процесс: облегчают составление плана, грамотно выделяют основные мысли, обрабатывают лекционный материал для придания ему удобной формы.

  • Speechpad. Преобразует любую речь в текст на экране.
  • SpeechTexter. Онлайн-приложение для телефонов, способное преобразовать речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Способен преобразовать любой печатный материал из учебника в рукописный текст лекции.
  • Писец. Легко преобразует конспект из электронной формы в рукописную.
  • Canva. Систематизирует и структурирует записанный материал, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создает лекции по уже пройденному материалу. Одно окно позволяет производить выгрузку, запись и цитирование текста.

Советы по составлению

Предлагаем вашему вниманию несколько практических советов по составлению конспекта.

  • Составление плана урока всегда начинается с формулировки темы, целей и задач.
  • Обязательно определите основные понятия и определения, на которые вы будете опираться на уроке. Полезно составить для себя мини-словарь терминов и понятий, используемых при изучении темы.
  • Определите, какую часть учебного материала вы дадите на данном уроке, а какую разберете на следующих занятиях.
  • Определите тип (изучение нового материала, закрепление, комбинированный урок) и вид урока (лекция, киноурок, практическая или лабораторная работа).
  • Подберите материал и литературу по теме, учебные материалы и оборудование, наглядные пособия.
  • Придумайте «изюминку»: эпиграф, интересный факт, опыт.
  • Обдумайте, как вы проведете контроль знаний в конце занятия – с помощью беседы или тестов.
  • Обдумайте объем домашнего задания, подберите соответствующие материалы.
  • Обязательно подготовьте карточки по теме. В случае если класс быстро справится с поставленными вами задачами, вы всегда сможете дать дополнительное задание.

  • После составления плана обязательно просмотрите его, подпишите карандашом, сколько примерно времени понадобится на каждый этап. Если вам покажется, что заданий слишком много, определите для себя те, которые вы можете выбросить. В случае если заданий мало, подберите дополнительные.
  • После проведения обязательно проанализируйте свой конспект, отметьте, какие задания прошли «на ура», а какие оказались лишними. Учтите полученные результаты при составлении следующего конспекта. Особенно если вы собираетесь презентовать план открытого урока по данной теме.

Как написать конспект урока


A student at a table littered with books in the library happily writes synopsis

Навык конспектирования учителя начинают вырабатывать у учеников еще в школьное время. Тогда он находится на базовом уровне. Но именно в школьный период таким навыком нужно овладеть, чтобы в институте было легче.

Чтобы запись урока была полной и понятной, следуйте рекомендациям:

Запишите дату и тему урока.
Слушайте учителя внимательно, обращая внимание на его паузы. Когда учитель делает паузы, значит эту информацию нужно записать.
Конспектируйте материал кратко, написав тезис и определение

Всю остальную часть фиксируйте кратко или старайтесь запомнить устно.
Обязательно фиксируйте даты и события, происходящие в этот момент.
Дома, после уроков, напишите вывод по пройденной теме. Если позволяет время, делайте это лучше сразу после урока.

Подходящие методы:

  • м. блоков;
  • м. Корнелла;
  • м. таблиц-конспектов;
  • м. условных знаков.

Несмотря на то, что метод условных знаков используется, когда оратор быстро излагает материал, начать им пользоваться лучше в школе. Таким образом вы запомните все условные обозначения и в институте не придется тратить время на их заучивание.

Как конспектировать литературу

Письменное изложение литературных произведений осуществляется особенным способом. Использование всех представленных выше методов будет недолговечным. В литературе важны цитаты и мелкие детали. Поэтому алгоритм конспектирования следующий:

  1. Написать название, автора и дату создания произведения.
  2. Использовать ответно-вопросные формулы. Т.е. вы выделяете несколько главных вопросов по произведению и отвечаете на каждый из них подробно, используя цитаты.
  3. Выделить и записать главные проблемы, поднятые в произведении. Дополнить их конкретными примерами, цитатами.
  4. Отдельным блоком написать исторические события, происходящие в тот момент, и связать их с проблематикой произведения.

Пример конспекта

Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:

ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ

Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:

  • структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
  • фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
  • термомеханических напряжений и действия других факторов.

Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.

!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.

Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.

Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.

В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.

Что помогает ориентироваться в тексте?

Стиль изложения научного труда отличается логичностью и последовательностью. За выражением «во-первых» неизбежно последует «во-вторых». Сразу, или через несколько страниц, но появится обязательно. Не пропускайте обобщений и стрежневых слов.

Упоминание о несхожих трактовках проблемы сигнализирует о наличии как минимум двух разных точек зрения. Найдите первую и отыщите остальные!

Определения – важный сегмент научного труда. Порой на суд читателя выносится критика на тему какого-то определения. В итоге автор предлагает новую формулировку. Если это мнение авторитетного ученого, то непременно оставьте косвенную ссылку.

Как правильно составлять конспект

Чтобы использование конспектов облегчало ваше обучение и помогало лучше запоминать материал, соблюдайте следующие рекомендации:

Составьте план работы, чтобы представить примерную структуру конспекта. При записи лекции можно попросить преподавателя озвучить план в начале занятия.
Выписывайте как можно больше цитат и тезисов, позже они помогут вам вспомнить цепочку мысли.
Не стоит заносить в конспект каждое слово преподавателя

Дослушивайте предложение до конца и только после этого записывайте ключевое слово или тезис.
Избегайте длинных и сложных предложений, не записывайте второстепенные слова, которые не несут смысловой нагрузки.
Не фиксируйте то, что вы и так уже знаете, уделяйте внимание в первую очередь новой информации.
Старайтесь пересказать суть своими словами, но избегайте лишних подробностей.
Чтобы сэкономить время при записи, применяйте общеизвестные аббревиатуры, сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова «свойство» используйте «св-во», вместо «количество» – «кол-во», а понятие «целевая аудитория» обозначайте как «ЦА»

Можно разработать собственную, понятную вам систему сокращений. 
Оставьте небольшую колонку на листе с левой стороны, чтобы можно было пометить знаками непонятные либо важные моменты в конспекте.

Описание и назначение

План конспект – это документ, который содержит структурированную запись результатов урока, лекции или другого учебного или научного мероприятия. Он выполняет важную функцию: фиксирует ключевые моменты обучения и исследования, помогает в оценке знаний и умений студентов и научных результатов.

Основными задачами плана конспекта являются:

  • Фиксация информации: план конспект позволяет систематизировать и организовать полученные знания и факты.
  • Обобщение материала: план конспект позволяет выделить основные идеи и концепции, сделать выводы и формулировать обобщение.
  • Оценка уровня усвоения материала: план конспект позволяет ученикам и студентам оценить свои знания и умения.
  • Методическое пособие: план конспект может быть использован в дальнейшем в качестве методического пособия при подготовке к экзаменам или профессиональной работе.

Полезные методы и техники при создании плана конспекта:

  1. Использование заголовков и подзаголовков для обозначения структуры материала.
  2. Использование ключевых слов и фраз для упрощения запоминания и восприятия информации.
  3. Использование графических схем, диаграмм, таблиц и списков для визуального представления связей и взаимосвязей в материале.
  4. Акцентирование внимания на ключевых понятиях и терминах.

Пример структуры плана конспекта

Заголовок
Описание

Введение
Обзор темы, постановка задачи

Основная часть
Последовательное изложение ключевых идей и концепций

Заключение
Формулировка обобщения и выводов

Значение плана конспекта в обучении

План конспект – это инструмент, который играет важную роль в обучении. Он позволяет структурировать материал, облегчает оценку усвоения информации, а также помогает достигнуть поставленных задач.

Ключевая задача плана конспекта – это систематизировать информацию, представленную на уроке или в лекции

Он помогает ученику или студенту взять на заметку лишь самое важное, а затем лаконично и структурированно описать эти сведения

Один из основных методов составления плана конспекта – это обобщение информации

Важно выделить основные идеи, определить главные темы, описать ключевые моменты. Такой подход позволяет сохранить основное содержание и избавиться от ненужных деталей

Запись плана конспекта должна быть четкой и структурированной. Для удобства лучше использовать нумерованные или маркированные списки, чтобы разделить информацию на пункты или подпункты. Это позволяет упростить восприятие и улучшить понимание материала.

Одним из важных аспектов плана конспекта является оценка уровня усвоения информации. Позволяет быстро определить, насколько студент полно и правильно усвоил материал. Преподавателю легче оценить студента, а самому студенту – контролировать и анализировать свои знания. Оценка помогает понять, нужно ли углубить изучение определенной темы или нет.

Результаты плана конспекта можно сравнить с тем, что было вынесено в письменной форме. Это позволяет увидеть различия и определить, как тщательно и полно была описана та или иная тема. Это может привести к более глубокому пониманию материала и помочь улучшить усвоение информации.

Очевидно, что план конспект играет важную роль в обучении, облегчая процесс усвоения информации, структурируя материал и помогая достичь поставленных задач. Правильное составление и использование плана конспекта может значительно повысить эффективность обучения в процессе изучения различных предметов и наук.

Что такое план

План является совокупностью основных смысловых элементов текста, помогает правильно написать текст и достигнуть поставленной цели.

Виды:

  • Вопросительный (к тексту задаются вопросы).
  • Назывной (выделяют главные словосочетания).
  • Опорная схема (подбираются из абзацев ключевые слова, по нему легко воспроизвести текст, подойдет как памятка при устных выступлениях). Включены только самые важные факты и цифры.
  • Тезисный (сами отвечаем на вопросы к прочитанному).

Алгоритм составления плана:

  • Понять содержание и задачи текста.
  • Определить, какие данные нужны для решения этих задач.
  • Предоставить информацию в виде пунктов плана.
  • Расположить пункты в логической последовательности.

Критерии качественного плана:

  • Логичность.
  • Отсутствие повторов.
  • Завершенность (включает всю нужную информацию).
  • Краткость и лаконичность (объем не более 5-7 пунктов).

Конспект по литературе

Конспектирование литературной критической статьи укладывается в целом в уже описанные выше правила, но если идет речь о художественном произведении, специфика несколько видоизменяется. Когда имеют в виду конспект по литературе, речь идет о написании краткого содержания текста.

Если произведение небольшое по объему (например, рассказ), то тогда будет просто довольно композиционной передачи последовательности событий. Во всех остальных случаях следует отталкиваться от деления на части/главы/явления/действия (в зависимости от жанровой принадлежности текста).

Опираться на те краткие содержания, которые уже существуют на просторах Интернета, нежелательно. К сожалению, там чересчур велика вероятность того, что может быть пропущена какая-то действительно важная для раскрытия персонажа или события информация. В этом плане свой собственный конспект статьи или произведения спасет вас от каверзных вопросов преподавателей.

Выделение цитат

Ещё один важный момент – цитирование. Иногда краткий авторский афоризм может быть намного точнее и красноречивее, чем объяснение, взятое из литературоведческой статьи. К тому же, имея перед глазами цитату, человек, знакомый с текстом, всегда сможет дальше развить эту мысль.

Как составлять

В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.

  • внимательно прочитать материал;
  • определить основную идею, выделить ключевые моменты;
  • составить сложный план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Пример:

Причины Первой мировой войны

  1. Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
  2. Формирование военно-политических блоков:
    • Антанта.
    • Тройственный союз.
  3. Экспансионистские планы Германской империи.
  4. Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
    • Объединение Германии.
    • Победа над Францией в 1871 г.
    • «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
    • Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
    • План фон Шлиффена.
  5. Повод к войне.
    • Убийство в Сараево.
    • Ультиматум Австро-Венгрии.

Ход урока

Ход урока – эта главная часть его плана-конспекта. Именно она говорит о том, как будет проходить урок, из чего он состоит, и в какой последовательности выполняются действия педагога и учеников. Урок в какой-то мере можно сравнить с театральной постановкой, в которой ход урока будет являться его сценарием. Так, например, в большинстве случаев можно выделить следующие этапы урока.

  • Приветствие,
  • Повторение последнего изученного материала в виде фронтального опроса или ответа у доски,
  • Проверка результатов выполнения домашнего задания,
  • Объяснение нового материала,
  • Выполнение заданий, направленных на закрепление нового материала,
  • Подведение итогов урока,
  • Объявление домашнего задания.

Однако следует отметить, что такая структура урока является лишь примерной и не претендует на универсальность: ход урока всегда зависит от его содержания и цели постановки. Например, о каком объяснении нового материала может идти речь, если на уроке пишется контрольная работа по вариантам, цель которой – выявить уровень овладения письменной речью на английском языке в пределах прошедшей четверти?

Каждый из этапов урока должен быть кратко описан учителем. Например, какое задание предложено выполнить, с каким именно учебным материалом будут ознакомлены ученики, и каким образом это будет сделано (в виде устного обращения учителя, компьютерной презентации, демонстрации учебного фильма или лабораторного эксперимента)?

Как оформить конспект — примеры

Для наглядности приведем вам несколько примеров хороших записей: по техническим и гуманитарным наукам.

По техническим наукам, а именно физике: 

По гуманитарным наукам, а именно стилистике:

«На моду влияют политич., соц., религиозные, экон. факторы, а также настроения общества.

Тренды – это «лицо» изменений, которые происходят в мире.

На моду способны влиять конкретные люди. Трендсеттеры – те, кто задают моду.

Как появляются тренды?

Классическая схема:

  1. Сверху вниз
  2. Снизу вверх

Сверху вниз: дизайнеры/элита → магазины/медиа → потребители/масс-маркет

Снизу вверх: потребители/субкультура → магазины/медиа → дизайнеры/элита

Современная схема:

Тренд:

  • редакторы;
  • дизайнеры;
  • розница и медиа;
  • стрит;
  • блогеры;
  • стилисты;
  • аналитические агентства;
  • знаменитости;
  • потребители.

Тренды бывают:

  • микротренды (короткие);
  • мидлтренды;
  • макротренды.»

Какие требования предъявляются к конспекту урока по ФГОС?

Содержание урока зависит от множества факторов: предмета, возрастной группы учащихся, вида урока и т.д. Однако основные принципы составления конспекта урока являются общими. В связи с переходом школы России на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ) методической базой образовательных стандартов нового поколения стал системно-деятельностный подход. Учебный процесс должен строиться так, чтобы обеспечить достижение учащимся личностных, познавательных и общекультурных результатов, а также развить в нем навык к обучению. Все это требует от учителя грамотного построения урока. Основные требования к составлению конспекта урока сформулированы в Письме Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. N 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников»:

  • методы, цели, задачи урока должны соответствовать возрасту учащихся и теме занятия;
  • цели и задачи должны быть достижимы и четко сформулированы;
  • наличие мотивации к изучению темы;
  • ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Таким образом, определение перечня целей и способов их достижения является краеугольным камнем в процессе составления конспекта урока.

Классификация конспектов

Для школьника эта информация может показаться несколько сложной для восприятия с точки зрения терминологии, но по сути, иногда даже не зная, как это правильно называется, мы сами интуитивно выполняли подобные виды работы, иногда даже без поддержки учителя.

Виды конспектов:

    • плановый – самый сжатый и краткосрочный, так как по прошествии даже незначительного срока времени может забыться, как именно тот или иной пункт плана раскрывался в исходном материале; подходит только для непосредственной подготовки к устному ответу;
    • текстуальный – наиболее близок к тезисной передачи информации, так как в основном состоит из авторских цитат; подходит для изложения теоретических изысканий по определенной теме;
    • графический – сугубо индивидуальная, авторская вещь, которая будет непонятна непосвященному; предпочтителен для конспектирования лекций, когда времени мало, а объем информации большой;
    • хронологический – напрямую связан с предметом истории, когда информация подается в виде пересказывания событий, расположенных в хронологическом порядке;
    • свободный – не имеет каких-то определенных требований и границ, при желании может совмещать в себе все остальные виды работы.

Как правильно писать конспект — Учись, студент!

Как эффективно вести КОНСПЕКТ?!

Как оформить конспект?

Здесь студенту предоставляется полная свобода, главное, что нужно четко осознавать, это то, что красивые конспекты и полезные – не одно и то же

Прорабатывая записи цветом, необходимо сконцентрироваться на степени важности определенной информации, которая сразу должна бросаться в глаза. Лучше создать единую систему, в которой у каждого цвета будет определенная функция:

  • даты;
  • имена;
  • географические принадлежности;
  • имена собственные.

Список может продолжаться и варьироваться в зависимости от учебной дисциплины. Как оформить конспект, каждый решает сам. Главное, чтобы информация легко воспринималась.

Оформление конспекта

Где лучше вести конспект

В XXI веке есть два способа, как можно писать конспект по полученному материалу:

  • от руки в тетради/блокноте;
  • на компьютере.

Разберем плюсы и минусы каждого способа.

От руки

Плюсы Минусы
Лучше запоминается информация Написание текста от руки занимает много времени
Полученные знания дольше хранятся в памяти
Человек меньше отвлекается на посторонние факторы

На компьютере

Плюсы Минусы
Писать на компьютере гораздо быстрее, чем делать это от руки Больше отвлекающих факторов: почта, игры, открытые ссылки
Удастся написать много информации Материал запоминается хуже
Если нужно обратиться к более старым данным, они всегда под рукой

Несмотря на век технологий, умение писать связный конспект важно. Даже если это делать на компьютере, материал не должен быть просто записан за лектором, он должна быть обдуман и кратко представлен

Для этого и были разработаны способы конспектирования.

Теперь вы знаете, что это такое конспект и как его правильно сделать. В статье были представлены наиболее популярные виды и методы ведения записей, чтобы вся информация была логически выстроена и в дальнейшем понятна вам. Пробуйте разные способы, пока не найдете идеальный для себя.

Мне нравитсяНе нравится

Правила конспектирования

Запишите название текста или его части. Отметьте выходные данные (место и год выпуска издания, имя издателя). Осмыслите содержание текста. Прочитайте материал дважды. Составьте план, который станет основой конспекта.

В процессе конспектирования оставьте место (широкие поля) для заметок, дополнений, записи имен и незнакомых терминов. Вами должно быть отмечено то, что требует разъяснений. Запись ведите своими словами, что поможет лучшему осмыслению текста.

Соблюдайте правила цитирования: цитата должна быть заключена в кавычки, дайте ссылку на ее источник, указав страницу. Классифицируйте знания, т.е. распределяйте их по группам, главам и т.д. Вы можете пользоваться буквенными обозначениями русского или латинского языков, а также цифрами. Диаграммы, схемы и таблицы придают конспекту наглядность. Следовательно, изучаемый материал легче усваивается.

Конспект может быть записан в тетради или на отдельных листках. Тетради удобно носить на лекции и семинары. Рекомендуется оставлять поля для дальнейшей работы над конспектом. Вы можете вносить дополнительные записи, замечания и пункты плана.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: