Различия между планом, тезисами и конспектом
Чтобы понимать, когда нужно составить план, когда — написать тезисы, а когда — законспектировать источник, разберемся в значении понятий.
Как отличить тезисы от плана
Слово «план» известно студентам еще из школы. Это оглавление работы, пункты которого раскрывают ее содержание.
Планирование — первый этап написания творческих и научно-исследовательских работ:
- изложений и сочинений;
- эссе и статей;
- курсовых и дипломных.
Обычно план записывается в виде нумерованного списка, каждый пункт из которого — название части работы.
Тезисы считают расширенным вариантом плана.
В учебном мире у слова «тезисы» есть 2 значения:
- Ключевые положения научной работы.
- Краткое содержание документа.
Слово употребляют в первом значении, когда речь идет о публикациях в сборниках конференций, докладов и пр. Второе значение характерно для работы с документами или подготовке выступления, на котором нужно лаконично изложить информацию.
В таком случае студент обычно пишет план, в котором выделяет основные части, а потом для каждого пункта записывает отдельное положение. Это и будут тезисы.
Существует также понятие «тезисный план». Это план, каждый пункт которого формулируется в виде тезиса.Чужие материалы конспектируют, а для своей работы пишут план и тезисы
Чем отличаются тезисы от конспекта
Основное отличие тезиса от конспекта в полноте информации. В тезисах достаточно отразить ключевые мысли лекции, доклада или другого материала, а при составлении конспекта фиксируется весь ход рассуждений (часто в форме «вопрос-ответ»).
Чем отличается план от конспекта
Главные отличия плана от конспекта в объеме и форме. План представляет собой названия частей, конспект — последовательное изложение информации, максимально близкое к источнику.
План обычно занимает 1-3 страницы, объем конспекта ограничен только размерами первоисточника.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Принципы составления плановых конспектов
Плановый конспект – это структурированная схема занятия, где каждый этап урока расписан по времени и содержанию. Цель планового конспекта состоит в том, чтобы подготовить учителя к проведению урока и обеспечить его эффективность, позволяя преподавателю систематизировать свои знания, определить последовательность и содержание материала, а также учесть особенности и потребности учащихся.
При составлении планового конспекта следует придерживаться следующих принципов:
- Целеполагание. Плановый конспект должен четко формулировать цель занятия и позволять прогнозировать результаты обучения. Цель должна быть специфичной, измеримой, достижимой, релевантной и ориентированной на время.
- Структурирование. Конспект должен быть структурированным, состоять из основных разделов и подразделов, чтобы обеспечить последовательность и логическую связь материала.
- Дидактическая последовательность. Плановый конспект должен составляться с учетом логической последовательности представления материала, от простого к сложному, от известного к неизвестному.
- Вариативность. Конспект должен предусматривать возможность адаптации и вариативности в зависимости от индивидуальных потребностей и способностей учащихся.
- Рефлексия. Плановый конспект должен содержать моменты рефлексии и самооценки, чтобы учитель мог оценить результаты занятия и внести необходимые коррективы в свою деятельность.
- Интерактивность. Конспект должен предусматривать взаимодействие между учителем и учениками, обеспечивать активное включение учеников в учебный процесс.
Соблюдение принципов составления плановых конспектов помогает учителям эффективно организовывать учебный процесс, способствует повышению качества образования и обеспечивает оптимальный прогресс учащихся.
Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов
Сегодня существует множество технических возможностей для того, чтобы делать конспект красиво. Различные сервисы помогают автоматизировать процесс: облегчают составление плана, грамотно выделяют основные мысли, обрабатывают лекционный материал для придания ему удобной формы.
- Speechpad. Преобразует любую речь в текст на экране.
- SpeechTexter. Онлайн-приложение для телефонов, способное преобразовать речь лектора в написанный текст.
- HandWriter. Способен преобразовать любой печатный материал из учебника в рукописный текст лекции.
- Писец. Легко преобразует конспект из электронной формы в рукописную.
- Canva. Систематизирует и структурирует записанный материал, облегчая запоминание текста лекции.
- ЭБС Лань. Создает лекции по уже пройденному материалу. Одно окно позволяет производить выгрузку, запись и цитирование текста.
Советы по составлению
Предлагаем вашему вниманию несколько практических советов по составлению конспекта.
- Составление плана урока всегда начинается с формулировки темы, целей и задач.
- Обязательно определите основные понятия и определения, на которые вы будете опираться на уроке. Полезно составить для себя мини-словарь терминов и понятий, используемых при изучении темы.
- Определите, какую часть учебного материала вы дадите на данном уроке, а какую разберете на следующих занятиях.
- Определите тип (изучение нового материала, закрепление, комбинированный урок) и вид урока (лекция, киноурок, практическая или лабораторная работа).
- Подберите материал и литературу по теме, учебные материалы и оборудование, наглядные пособия.
- Придумайте «изюминку»: эпиграф, интересный факт, опыт.
- Обдумайте, как вы проведете контроль знаний в конце занятия – с помощью беседы или тестов.
- Обдумайте объем домашнего задания, подберите соответствующие материалы.
- Обязательно подготовьте карточки по теме. В случае если класс быстро справится с поставленными вами задачами, вы всегда сможете дать дополнительное задание.
- После составления плана обязательно просмотрите его, подпишите карандашом, сколько примерно времени понадобится на каждый этап. Если вам покажется, что заданий слишком много, определите для себя те, которые вы можете выбросить. В случае если заданий мало, подберите дополнительные.
- После проведения обязательно проанализируйте свой конспект, отметьте, какие задания прошли «на ура», а какие оказались лишними. Учтите полученные результаты при составлении следующего конспекта. Особенно если вы собираетесь презентовать план открытого урока по данной теме.
Как написать конспект урока
A student at a table littered with books in the library happily writes synopsis
Навык конспектирования учителя начинают вырабатывать у учеников еще в школьное время. Тогда он находится на базовом уровне. Но именно в школьный период таким навыком нужно овладеть, чтобы в институте было легче.
Чтобы запись урока была полной и понятной, следуйте рекомендациям:
Запишите дату и тему урока.
Слушайте учителя внимательно, обращая внимание на его паузы. Когда учитель делает паузы, значит эту информацию нужно записать.
Конспектируйте материал кратко, написав тезис и определение
Всю остальную часть фиксируйте кратко или старайтесь запомнить устно.
Обязательно фиксируйте даты и события, происходящие в этот момент.
Дома, после уроков, напишите вывод по пройденной теме. Если позволяет время, делайте это лучше сразу после урока.
Подходящие методы:
- м. блоков;
- м. Корнелла;
- м. таблиц-конспектов;
- м. условных знаков.
Несмотря на то, что метод условных знаков используется, когда оратор быстро излагает материал, начать им пользоваться лучше в школе. Таким образом вы запомните все условные обозначения и в институте не придется тратить время на их заучивание.
Как конспектировать литературу
Письменное изложение литературных произведений осуществляется особенным способом. Использование всех представленных выше методов будет недолговечным. В литературе важны цитаты и мелкие детали. Поэтому алгоритм конспектирования следующий:
- Написать название, автора и дату создания произведения.
- Использовать ответно-вопросные формулы. Т.е. вы выделяете несколько главных вопросов по произведению и отвечаете на каждый из них подробно, используя цитаты.
- Выделить и записать главные проблемы, поднятые в произведении. Дополнить их конкретными примерами, цитатами.
- Отдельным блоком написать исторические события, происходящие в тот момент, и связать их с проблематикой произведения.
Пример конспекта
Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:
ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ
Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:
- структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
- фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
- термомеханических напряжений и действия других факторов.
Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.
!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.
Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.
Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.
В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.
Что помогает ориентироваться в тексте?
Стиль изложения научного труда отличается логичностью и последовательностью. За выражением «во-первых» неизбежно последует «во-вторых». Сразу, или через несколько страниц, но появится обязательно. Не пропускайте обобщений и стрежневых слов.
Упоминание о несхожих трактовках проблемы сигнализирует о наличии как минимум двух разных точек зрения. Найдите первую и отыщите остальные!
Определения – важный сегмент научного труда. Порой на суд читателя выносится критика на тему какого-то определения. В итоге автор предлагает новую формулировку. Если это мнение авторитетного ученого, то непременно оставьте косвенную ссылку.
Как правильно составлять конспект
Чтобы использование конспектов облегчало ваше обучение и помогало лучше запоминать материал, соблюдайте следующие рекомендации:
Составьте план работы, чтобы представить примерную структуру конспекта. При записи лекции можно попросить преподавателя озвучить план в начале занятия.
Выписывайте как можно больше цитат и тезисов, позже они помогут вам вспомнить цепочку мысли.
Не стоит заносить в конспект каждое слово преподавателя
Дослушивайте предложение до конца и только после этого записывайте ключевое слово или тезис.
Избегайте длинных и сложных предложений, не записывайте второстепенные слова, которые не несут смысловой нагрузки.
Не фиксируйте то, что вы и так уже знаете, уделяйте внимание в первую очередь новой информации.
Старайтесь пересказать суть своими словами, но избегайте лишних подробностей.
Чтобы сэкономить время при записи, применяйте общеизвестные аббревиатуры, сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова «свойство» используйте «св-во», вместо «количество» – «кол-во», а понятие «целевая аудитория» обозначайте как «ЦА»
Можно разработать собственную, понятную вам систему сокращений.
Оставьте небольшую колонку на листе с левой стороны, чтобы можно было пометить знаками непонятные либо важные моменты в конспекте.
Описание и назначение
План конспект – это документ, который содержит структурированную запись результатов урока, лекции или другого учебного или научного мероприятия. Он выполняет важную функцию: фиксирует ключевые моменты обучения и исследования, помогает в оценке знаний и умений студентов и научных результатов.
Основными задачами плана конспекта являются:
- Фиксация информации: план конспект позволяет систематизировать и организовать полученные знания и факты.
- Обобщение материала: план конспект позволяет выделить основные идеи и концепции, сделать выводы и формулировать обобщение.
- Оценка уровня усвоения материала: план конспект позволяет ученикам и студентам оценить свои знания и умения.
- Методическое пособие: план конспект может быть использован в дальнейшем в качестве методического пособия при подготовке к экзаменам или профессиональной работе.
Полезные методы и техники при создании плана конспекта:
- Использование заголовков и подзаголовков для обозначения структуры материала.
- Использование ключевых слов и фраз для упрощения запоминания и восприятия информации.
- Использование графических схем, диаграмм, таблиц и списков для визуального представления связей и взаимосвязей в материале.
- Акцентирование внимания на ключевых понятиях и терминах.
Пример структуры плана конспекта
Заголовок
Описание
Введение
Обзор темы, постановка задачи
Основная часть
Последовательное изложение ключевых идей и концепций
Заключение
Формулировка обобщения и выводов
Значение плана конспекта в обучении
План конспект – это инструмент, который играет важную роль в обучении. Он позволяет структурировать материал, облегчает оценку усвоения информации, а также помогает достигнуть поставленных задач.
Ключевая задача плана конспекта – это систематизировать информацию, представленную на уроке или в лекции
Он помогает ученику или студенту взять на заметку лишь самое важное, а затем лаконично и структурированно описать эти сведения
Один из основных методов составления плана конспекта – это обобщение информации
Важно выделить основные идеи, определить главные темы, описать ключевые моменты. Такой подход позволяет сохранить основное содержание и избавиться от ненужных деталей
Запись плана конспекта должна быть четкой и структурированной. Для удобства лучше использовать нумерованные или маркированные списки, чтобы разделить информацию на пункты или подпункты. Это позволяет упростить восприятие и улучшить понимание материала.
Одним из важных аспектов плана конспекта является оценка уровня усвоения информации. Позволяет быстро определить, насколько студент полно и правильно усвоил материал. Преподавателю легче оценить студента, а самому студенту – контролировать и анализировать свои знания. Оценка помогает понять, нужно ли углубить изучение определенной темы или нет.
Результаты плана конспекта можно сравнить с тем, что было вынесено в письменной форме. Это позволяет увидеть различия и определить, как тщательно и полно была описана та или иная тема. Это может привести к более глубокому пониманию материала и помочь улучшить усвоение информации.
Очевидно, что план конспект играет важную роль в обучении, облегчая процесс усвоения информации, структурируя материал и помогая достичь поставленных задач. Правильное составление и использование плана конспекта может значительно повысить эффективность обучения в процессе изучения различных предметов и наук.
Что такое план
План является совокупностью основных смысловых элементов текста, помогает правильно написать текст и достигнуть поставленной цели.
Виды:
- Вопросительный (к тексту задаются вопросы).
- Назывной (выделяют главные словосочетания).
- Опорная схема (подбираются из абзацев ключевые слова, по нему легко воспроизвести текст, подойдет как памятка при устных выступлениях). Включены только самые важные факты и цифры.
- Тезисный (сами отвечаем на вопросы к прочитанному).
Алгоритм составления плана:
- Понять содержание и задачи текста.
- Определить, какие данные нужны для решения этих задач.
- Предоставить информацию в виде пунктов плана.
- Расположить пункты в логической последовательности.
Критерии качественного плана:
- Логичность.
- Отсутствие повторов.
- Завершенность (включает всю нужную информацию).
- Краткость и лаконичность (объем не более 5-7 пунктов).
Конспект по литературе
Конспектирование литературной критической статьи укладывается в целом в уже описанные выше правила, но если идет речь о художественном произведении, специфика несколько видоизменяется. Когда имеют в виду конспект по литературе, речь идет о написании краткого содержания текста.
Если произведение небольшое по объему (например, рассказ), то тогда будет просто довольно композиционной передачи последовательности событий. Во всех остальных случаях следует отталкиваться от деления на части/главы/явления/действия (в зависимости от жанровой принадлежности текста).
Опираться на те краткие содержания, которые уже существуют на просторах Интернета, нежелательно. К сожалению, там чересчур велика вероятность того, что может быть пропущена какая-то действительно важная для раскрытия персонажа или события информация. В этом плане свой собственный конспект статьи или произведения спасет вас от каверзных вопросов преподавателей.
Выделение цитат
Ещё один важный момент – цитирование. Иногда краткий авторский афоризм может быть намного точнее и красноречивее, чем объяснение, взятое из литературоведческой статьи. К тому же, имея перед глазами цитату, человек, знакомый с текстом, всегда сможет дальше развить эту мысль.
Как составлять
В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.
- внимательно прочитать материал;
- определить основную идею, выделить ключевые моменты;
- составить сложный план;
- кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
- подытожить прочитанное.
При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.
Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.
Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.
В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.
Пример:
Причины Первой мировой войны
- Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
- Формирование военно-политических блоков:
- Антанта.
- Тройственный союз.
- Экспансионистские планы Германской империи.
- Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
- Объединение Германии.
- Победа над Францией в 1871 г.
- «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
- Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
- План фон Шлиффена.
- Повод к войне.
- Убийство в Сараево.
- Ультиматум Австро-Венгрии.
Ход урока
Ход урока – эта главная часть его плана-конспекта. Именно она говорит о том, как будет проходить урок, из чего он состоит, и в какой последовательности выполняются действия педагога и учеников. Урок в какой-то мере можно сравнить с театральной постановкой, в которой ход урока будет являться его сценарием. Так, например, в большинстве случаев можно выделить следующие этапы урока.
- Приветствие,
- Повторение последнего изученного материала в виде фронтального опроса или ответа у доски,
- Проверка результатов выполнения домашнего задания,
- Объяснение нового материала,
- Выполнение заданий, направленных на закрепление нового материала,
- Подведение итогов урока,
- Объявление домашнего задания.
Однако следует отметить, что такая структура урока является лишь примерной и не претендует на универсальность: ход урока всегда зависит от его содержания и цели постановки. Например, о каком объяснении нового материала может идти речь, если на уроке пишется контрольная работа по вариантам, цель которой – выявить уровень овладения письменной речью на английском языке в пределах прошедшей четверти?
Каждый из этапов урока должен быть кратко описан учителем. Например, какое задание предложено выполнить, с каким именно учебным материалом будут ознакомлены ученики, и каким образом это будет сделано (в виде устного обращения учителя, компьютерной презентации, демонстрации учебного фильма или лабораторного эксперимента)?
Как оформить конспект — примеры
Для наглядности приведем вам несколько примеров хороших записей: по техническим и гуманитарным наукам.
По техническим наукам, а именно физике:
По гуманитарным наукам, а именно стилистике:
«На моду влияют политич., соц., религиозные, экон. факторы, а также настроения общества.
Тренды – это «лицо» изменений, которые происходят в мире.
На моду способны влиять конкретные люди. Трендсеттеры – те, кто задают моду.
Как появляются тренды?
Классическая схема:
- Сверху вниз
- Снизу вверх
Сверху вниз: дизайнеры/элита → магазины/медиа → потребители/масс-маркет
Снизу вверх: потребители/субкультура → магазины/медиа → дизайнеры/элита
Современная схема:
Тренд:
- редакторы;
- дизайнеры;
- розница и медиа;
- стрит;
- блогеры;
- стилисты;
- аналитические агентства;
- знаменитости;
- потребители.
Тренды бывают:
- микротренды (короткие);
- мидлтренды;
- макротренды.»
Какие требования предъявляются к конспекту урока по ФГОС?
Содержание урока зависит от множества факторов: предмета, возрастной группы учащихся, вида урока и т.д. Однако основные принципы составления конспекта урока являются общими. В связи с переходом школы России на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ) методической базой образовательных стандартов нового поколения стал системно-деятельностный подход. Учебный процесс должен строиться так, чтобы обеспечить достижение учащимся личностных, познавательных и общекультурных результатов, а также развить в нем навык к обучению. Все это требует от учителя грамотного построения урока. Основные требования к составлению конспекта урока сформулированы в Письме Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. N 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников»:
- методы, цели, задачи урока должны соответствовать возрасту учащихся и теме занятия;
- цели и задачи должны быть достижимы и четко сформулированы;
- наличие мотивации к изучению темы;
- ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.
Таким образом, определение перечня целей и способов их достижения является краеугольным камнем в процессе составления конспекта урока.
Классификация конспектов
Для школьника эта информация может показаться несколько сложной для восприятия с точки зрения терминологии, но по сути, иногда даже не зная, как это правильно называется, мы сами интуитивно выполняли подобные виды работы, иногда даже без поддержки учителя.
Виды конспектов:
-
- плановый – самый сжатый и краткосрочный, так как по прошествии даже незначительного срока времени может забыться, как именно тот или иной пункт плана раскрывался в исходном материале; подходит только для непосредственной подготовки к устному ответу;
- текстуальный – наиболее близок к тезисной передачи информации, так как в основном состоит из авторских цитат; подходит для изложения теоретических изысканий по определенной теме;
- графический – сугубо индивидуальная, авторская вещь, которая будет непонятна непосвященному; предпочтителен для конспектирования лекций, когда времени мало, а объем информации большой;
- хронологический – напрямую связан с предметом истории, когда информация подается в виде пересказывания событий, расположенных в хронологическом порядке;
- свободный – не имеет каких-то определенных требований и границ, при желании может совмещать в себе все остальные виды работы.
Как правильно писать конспект — Учись, студент!
Как эффективно вести КОНСПЕКТ?!
Как оформить конспект?
Здесь студенту предоставляется полная свобода, главное, что нужно четко осознавать, это то, что красивые конспекты и полезные – не одно и то же
Прорабатывая записи цветом, необходимо сконцентрироваться на степени важности определенной информации, которая сразу должна бросаться в глаза. Лучше создать единую систему, в которой у каждого цвета будет определенная функция:
- даты;
- имена;
- географические принадлежности;
- имена собственные.
Список может продолжаться и варьироваться в зависимости от учебной дисциплины. Как оформить конспект, каждый решает сам. Главное, чтобы информация легко воспринималась.
Оформление конспекта
Где лучше вести конспект
В XXI веке есть два способа, как можно писать конспект по полученному материалу:
- от руки в тетради/блокноте;
- на компьютере.
Разберем плюсы и минусы каждого способа.
От руки
Плюсы | Минусы |
Лучше запоминается информация | Написание текста от руки занимает много времени |
Полученные знания дольше хранятся в памяти | |
Человек меньше отвлекается на посторонние факторы |
На компьютере
Плюсы | Минусы |
Писать на компьютере гораздо быстрее, чем делать это от руки | Больше отвлекающих факторов: почта, игры, открытые ссылки |
Удастся написать много информации | Материал запоминается хуже |
Если нужно обратиться к более старым данным, они всегда под рукой |
Несмотря на век технологий, умение писать связный конспект важно. Даже если это делать на компьютере, материал не должен быть просто записан за лектором, он должна быть обдуман и кратко представлен
Для этого и были разработаны способы конспектирования.
Теперь вы знаете, что это такое конспект и как его правильно сделать. В статье были представлены наиболее популярные виды и методы ведения записей, чтобы вся информация была логически выстроена и в дальнейшем понятна вам. Пробуйте разные способы, пока не найдете идеальный для себя.
Мне нравитсяНе нравится
Правила конспектирования
Запишите название текста или его части. Отметьте выходные данные (место и год выпуска издания, имя издателя). Осмыслите содержание текста. Прочитайте материал дважды. Составьте план, который станет основой конспекта.
В процессе конспектирования оставьте место (широкие поля) для заметок, дополнений, записи имен и незнакомых терминов. Вами должно быть отмечено то, что требует разъяснений. Запись ведите своими словами, что поможет лучшему осмыслению текста.
Соблюдайте правила цитирования: цитата должна быть заключена в кавычки, дайте ссылку на ее источник, указав страницу. Классифицируйте знания, т.е. распределяйте их по группам, главам и т.д. Вы можете пользоваться буквенными обозначениями русского или латинского языков, а также цифрами. Диаграммы, схемы и таблицы придают конспекту наглядность. Следовательно, изучаемый материал легче усваивается.
Конспект может быть записан в тетради или на отдельных листках. Тетради удобно носить на лекции и семинары. Рекомендуется оставлять поля для дальнейшей работы над конспектом. Вы можете вносить дополнительные записи, замечания и пункты плана.