Общение

Характеристика основных функций общения

Инструментальное общение: понятие и его особенности

Инструментальное общение — это форма коммуникации, в которой основным средством обмена информацией являются различные инструменты, технические средства или системы. В отличие от устного или письменного общения, где обмен информацией происходит с использованием слов или писем, инструментальное общение предполагает использование специализированных инструментов или технологий.

Основная особенность инструментального общения состоит в том, что оно позволяет передавать информацию между людьми, находящимися на расстоянии, без необходимости присутствия в одном месте. Таким образом, инструментальное общение удобно и эффективно для сотрудничества и обмена информацией между группами или организациями, находящимися в разных географических точках.

Примеры инструментального общения включают:

  • электронную почту — средство обмена сообщениями через интернет;
  • видеоконференции — технология позволяет вести коммуникацию с помощью видео и звука;
  • мобильные приложения — инструменты для обмена сообщениями и передачи информации на мобильных устройствах;

Инструментальное общение также может использоваться в процессе сотрудничества и работы над проектами. Например, с помощью специальных программ и систем можно создавать и редактировать документы одновременно с коллегами, находящимися в разных местах. Это позволяет увеличить продуктивность работы и упростить процесс взаимодействия.

Важно отметить, что в инструментальном общении большое значение имеет не только само наличие технических средств коммуникации, но и умение эффективно использовать их. Без навыков работы с инструментами общение может быть затруднено или непродуктивно

Именно поэтому важно развивать навыки использования инструментов и технологий коммуникации.

По средствам общение может быть:

3.1
Непосредственное (Осуществляемое с
помощью естественных органов, данных
живому существу – руки, голова, туловище,
голосовые связки и т.д.)

3.2
Опосредованное (связанное с использованием
специальных средств и орудий)

3.3
Прямое (предполагает личные контакты
и непосредственное восприятие друг
другом общающихся людей в самом акте
общения)

3.4
Косвенное (осуществляется через
посредников, которыми могут выступать
другие люди).

Уровни
общения:

Общение
как взаимодействие предполагает, что
люди устанавливают контакт друг с
другом, обмениваются определенной
информацией для того, чтобы строить
совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие
происходило беспроблемно, оно должно
состоять из следующих этапов:

1.
Установка контакта (знакомство).
Предполагает понимание другого человека,
представление себя другому человеку.

2.
Ориентировка в ситуации общения,
осмысление происходящего, выдержка
паузы.

3.
Обсуждение интересующей проблемы.

4.
Решение проблемы.

5.
Завершение контакта (выход из него).

Функции
общения :

1)инструментальная
функция

характеризует общение как социальный
механизм управления и передачи
информации, необходимой для исполнения
действия;

2)интегративная
функция

раскрывает общение как средство
объединения людей;

3)
самовыражение — функция определяет
общение как форму взаимопонимания
психологического контекста;

4)трансляционная
функция

выступает как функция передачи конкретных
способов деятельности, оценок и т.д.

Средства
общения

– способы передачи информации, которая
передается в процессе общения от одного
существа к другому.

вербальные
(общение осуществляется посредством
речи)невербальные
(жесты, мимика, позы, контакт глазами,
тембр голоса, тональность, прикосновения,
объятия, поцелуи, и др.)

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Научное обоснование понятия Психология общения

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Кратко о видах  общения:

Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Основные функции общения

Общение – это полифункциональный процесс.

Психологи рассматривают это явление в разных контекстах:

  • информационном;
  • эмоциональном;
  • социализирующем;
  • трансляционном;
  • как механизм для самовыражения (А. А. Брудный), самопознания (А. В. Мудрык), самоопределения (А. Б. Добрович) и т. д.

Современная психология чаще всего рассматривает функции общения через взаимодействие «человек-деятельность-общество». Разработаны классификации, предлагающие разные виды функций общения. Чаще всего выделяют пять фундаментальных функций. Рассмотрим эти функции общения человека детально.

Внутриличностная функция. Она раскрывается в обращении человека к самому себе и реализуется как универсальный способ мышления. Этот процесс не прерывается и тогда, когда человек остается наедине с собой.

Межличностная функция. Она проявляется на самых разных уровнях – от интимного и сокровенного до делового. В рамках этой функции рассматривается оценивание собеседников, а также установление с ними различного рода эмоциональных связей.

Формирующая функция. Общение – это не просто механический процесс передачи неких знаний. Это более сложное явление. Во время общения происходит взаимное влияние и изменение. К примеру, обогащение либо истощение.

Ценность формирующей функции общения хорошо иллюстрируется тем фактом, что мы получили навыки речи, письма, этикета, вождения авто и пр. именно через взаимодействие с другими людьми.

При этом общение ребенка и взрослого – сложный процесс взаимного изменения и влияния, а не просто процесс передачи знаний и навыков, которые механически усваиваются. Значение общения ярко демонстрируется в следующем примере. В 30-хх гг. прошлого века в двух клиниках США, в которых детей лечили от серьезных заболеваний, были организованы примерно одинаковые условия. С одним существенным различием: в одной малыши общались и играли с родителями в определенное время, в другой же родственников не пускали к детям, опасаясь передачи инфекции. Спустя несколько месяцев сравнили эффективность лечения. В первом отделении все дети были живы и продолжали лечение, во втором, где малыши получали идентичную терапию, коэффициент смертности был близок к одной трети.

Подтверждающая функция. Чтобы познать себя, утвердиться в самоценности, прочувствовать факт своего существования, люди ищут опору в других людях. Этот принцип реализуется в нашем ежедневном общении через приветственные ритуалы, фразы и действия при знакомстве, различные знаки внимания и т. д. Английский психиатр Р. Д. Лейнг видел именно в неподтверждении универсальный источник многих психических недугов, в особенности шизофрении.

Прагматическая функция. Общение – главное условие объединения людей при их совместной деятельности. Нарушения этой функции носят крайне деструктивный характер. Это показано в библейском сюжете, который повествует о строительстве Вавилонской башни.

Общение позволяет людям организовывать совместную деятельность и удовлетворять свою потребность в живом контакте с другими людьми.

Вывод 1. С помощью общения человек может организовывать совместную деятельность с другими людьми и удовлетворять свои потребности в живых контактах.

В чем заключается суть понятия «общение»

Само понятие «общение» (как и прочие) было разработано в психологии на основании работ многих исследователей, поэтому у него имеются различные трактовки. У непосредственно термина «общение» нет аналога, который в точности передавал бы его суть, в традиционной социальной психологии (западной). Как отмечает Г. М. Андреева:

Цитата 1

«Его содержание может быть рассмотрено только в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности».

В отечественной психологии сформировалась устойчивая традиция, согласно которой понятия «деятельность» и «общение» связывают между собой (например, «деятельность общения» или «коммуникативная деятельность»). К тому же, бывают случаи, когда общение определяют еще и как условие деятельности.

Определение 2

Общение — это необходимое условие любой деятельности, которую требуется проводить совместно. Оно представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия друг друга его участниками и их дальнейшего взаимодействия.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Такой подход был сформулирован впервые в 70-е годы XX века советским психологом Б. Д. Парыгиным. Он же выделил основные параметры, из которых состоит процесс общения:

  • психологический контакт, который возникает между его участниками и реализуется в ходе их взаимного восприятия друг друга;
  • обмен информацией (при помощи вербального и невербального общения);
  • взаимодействия и взаимовлияния друг на друга.

Согласно этому подходу в отечественной социальной психологии было выделено основное содержание общения (согласно Г. М. Андреевой, 1976 г.):

  • передача информации (коммуникация);
  • взаимодействие (интеракция);
  • познание людьми друг друга (перцепция).

Рисунок 1. Составные элементы категории общения

Считается, что наиболее объемно характеристика общения была представлена Л. П. Буевой.

Определение 3

Общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (как отдельных личностей, так и их групп), он характеризуется обменом информацией, деятельностью, опытом, умениями, навыками, способностями и результатами деятельности. Это одно из самых необходимых условий формирования и развития отдельной личности и всего общества в целом, которое имеет всеобщий характер.

Это определение имеет общий характер и служит для изучения любых социальных взаимосвязей.

Понятие «общение» можно анализировать и как самостоятельное.

Определение 4

Общение — это взаимодействия между несколькими людьми (двумя и более), которое заключается в обмене информацией, имеющей познавательный или аффективно-оценочный характер.

Согласно этому определению, структура общения состоит из следующих компонентов:

  • когнитивный (познавательный);
  • аффективный (эмоциональный);
  • поведенческий.

Вывод

Резюмируя, можно сказать, что общение — это сложный, многоплановый процесс, в результате которого между людьми устанавливаются и развиваются контакты, которые были порождены потребностями в совместной деятельности. Этот процесс включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание людьми друг друга, а также выработку единой стратегии взаимодействия.

Влияние общения на жизнь человека

Внешний мир постоянно воздействует на личность человека. Содержание общения – это продукт, передаваемый в процессе межличностной или групповой коммуникации. Содержание общения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психику.

Например, если взрослые строят педагогическое взаимодействие со своим воспитанником в спокойном, размеренном стиле, то ребенок будет отличаться уравновешенностью, рассудительностью, уверенностью в себе. В случае, когда ребенок постоянно находится в истошном и беспокойном окружении, то он вырастет неуравновешенной личностью, склонной к истерии.

Общение родителей и детей

Позитивная структура коммуникации с партнером – это целая наука, которая поможет достичь основных целей общения без стрессов.

Можно назвать несколько кратких правил позитивной коммуникации:

  • Налаживание визуального контакта. Слова, конечно, очень важны, но открытый и прямой взгляд убедит собеседника в искренности намерений. В то время как скучающий и бегающий взор заставит усомниться в честности и добросовестности человека.
  • Использование жестов должно быть оправданным в зависимости от цели и стиля общения (жесты, уместные на отдыхе в компании с друзьями, будут выглядеть нелепо на официальной встрече).
  • Общение строится в форме диалога (полилога), а не монолога. Если задают вопрос, то сначала выслушивают ответ, только потом высказывают свое отношение к обсуждаемому вопросу (монологическая речь приемлема во время лекций, докладов и выступлений).
  • Чрезмерные жалобы и упреки делают общение токсичным.
  • Не всегда собеседник готов воспринять правдивую информацию, поданную в прямой и безапелляционной форме, поэтому нужно тщательно продумывать целесообразность передачи сведений и выбирать форму подачи материала.

Важно! Правило «человек имеет 2 уха и 1 рот» значит, что нужно больше слушать, чем говорить, чтобы считаться у окружающих приятным собеседником

Виртуальное общение

Во все времена роль общения в развитии личности была колоссальной. В современном обществе человеку, наверное, сложнее найти уединение, чем страдать от недостатка общения, которое из непосредственного все больше переходит в дистанционную форму. Виртуальное общение – прекрасное изобретение человечества, облегчающее общение с людьми на большом расстоянии друг от друга и быстро решающее многие задачи общения.

Если взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, которая хорошо знает о подводных камнях виртуального общения, то для неустойчивой психики ребенка или подростка такой вид коммуникации может оказаться губительным. Не зная ценности непосредственного общения, ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, где он видит свою значимость, знает правила общения, принятые в принимающем его сообществе.

Врачи не зря призывают ограничивать время работы ребенка с современными гаджетами – это не только влияет на физическое здоровье детей, но и провоцирует появление одной из самых трудноизлечимых зависимостей – компьютерной. Задача взрослых – не только материально обеспечивать свое чадо, но и показать красоту непосредственного общения, указать на опасности виртуального мира и его отличие от действительности. Отечественные педагоги-психологи отмечают, что в дети с компьютерной зависимостью не представляют, как относиться к сверстникам в классе, отстают по многим предметам, раздражительны и не уравновешены.

Позитивное общение со сверстниками

Педагогика представляет много схем общения с воспитанниками, способствующих правильному формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, общение – неотъемлемый компонент жизни человека в социуме. Оно влияет на характер, личность и качество жизни человека. Первоначальные навыки общения формируются еще в младенческом возрасте, затем развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Общение: цели, функции и потребность в нем

Данную тему школьники изучают на уроках обществознания в шестом классе.

Дадим краткое определение понятию «общение».

Можно сказать, что общение — это взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Это вид деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, переживаниями, умениями, навыками, результатами труда и т. д.  

Общение стоит отличать от коммуникации — односторонней передачи информации, при которой отсутствует связь между субъектами, как при общении.

Понятие «общение» можно представить и в виде схемы:

  • коммуникативная сторона (процесс обмена информации);
  • интерактивная сторона (взаимодействие между людьми в процессе их деятельности);
  • перцептивная сторона (процесс восприятия и понимания другого человека).

Рассмотрим, в чем состоят причины общения между людьми. 

Для человека общение — это один из способов удовлетворения его различных потребностей.

В зависимости от целей общение делят на:

  • биологическое — направлено на удовлетворение основных нужд (биологических потребностей) организма, то есть на поддержание его жизнедеятельности;
  • социальное — основано на целях формирования, укрепления и расширения контактов между людьми и способствует личностному росту индивидуума как личности.

Выделяют пять базовых функций общения:

  • прагматическая;
  • подтверждающая;
  • формирующая;
  • организации и поддержания межличностных отношений;
  • внутриличностная.

Рассмотрим таблицу:

Согласно другой классификации можно выделить следующие функции общения:

  1. Социализирующая. Происходит формирование личностных качеств.
  2. Трансляционная. Человек в процессе общения получает определенную информацию, происходит передача опыта и знаний из поколения в поколение.
  3. Идентификационная. Отнесение человека к какой-либо группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление им.
  4. Эмоциональная. Позволяет понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  5. Интегративная. Общение способствует объединению людей.

Следует отметить, что с точки зрения психологии, функции общения будут несколько иными.

Итак, бывает 3 стиля общения:

  • авторитарный;
  • демократичный;
  • либеральный.

Авторитарный — определяет и четко указывает направление деятельности группы, подавляет инициативу изменений.

Демократичный — выбирается в соответствии с мнением коллектива. Руководитель опирается на мнение своих подчиненных.

Либеральный — анархический, без вмешательства.

Потребность — это нужда в чем-либо жизненно необходимом. Потребность в общении — базовая человеческая потребность.

Человек постоянно испытывает неудовлетворенность чем-то, ему необходимы специальные условия для развития. Такие условия может предоставить лишь общество, а процесс социализации невозможен без общения. 

Потребность в общении свойственна только человеческой деятельности. Она формируется исходя из стремления людей к взаимодействию.

Различают потребность человека в индивидуализации, познании, доминировании, престиже/статусе, покровительстве или заботе о других, в познании и т.д.

  1. Потребность в индивидуализации основана на стремлении человека выстраивать свои взаимоотношения так, чтобы четко прослеживалась его неповторимость и уникальность.
  2. Потребность в престиже, статусе выражается в старании получить признание своих личностных качеств.
  3. Потребность в доминировании заключается в стремлении повлиять на образ мыслей и поведение своего собеседника.
  4. Потребность в покровительстве или заботе о других связана с желанием заботиться о ком-то и получать от этого удовлетворение (если чрезмерно развита, то становится одной из форм самоутверждения).
  5. Потребность в помощи — проявление готовности принять помощь в случае необходимости.

Основные черты инструментального общения

Инструментальное общение – особая форма общения, при которой люди испольуют разнообразные инструменты и технические средства для передачи информации и осуществления взаимодействия. Оно существенно отличается от общения, основанного только на устной речи или непосредственном контакте.

Основные черты инструментального общения:

  1. Использование технических средств. Особенностью инструментального общения является применение различных средств связи и коммуникации, таких как телефон, электронная почта, мессенджеры, социальные сети и т.д. Эти инструменты позволяют людям обмениваться информацией, не находясь в прямом физическом контакте.
  2. Удаленность. Инструментальное общение позволяет людям взаимодействовать на расстоянии, преодолевая географические и временные ограничения. Благодаря техническим средствам связи, можно общаться с другой стороны мира, не выходя из дома или офиса.
  3. Безличность. В некоторых случаях инструментальное общение может быть лишено личной составляющей. Человек может взаимодействовать со штучным интеллектом, автоматизированной системой или анонимным собеседником, что изменяет характер общения и может приводить к возникновению новых форм коммуникации и социальных взаимодействий.
  4. Записываемость и сохраняемость. В отличие от устной речи, при инструментальном общении возможность записи и сохранения информации является неотъемлемой чертой. Наличие истории переписки, сообщений или аудио-записей позволяет отслеживать и восстанавливать информацию при необходимости.
  5. Асинхронность. Инструментальное общение может осуществляться в любое удобное время для каждого участника. Ответы и реакции могут поступать с задержкой, что позволяет людям иметь больше времени для обдумывания, анализа и формулирования своих сообщений.

Таким образом, инструментальное общение представляет собой новую форму коммуникации, которая позволяет людям обмениваться информацией, несмотря на пространственное и временное расстояние, с помощью различных технических средств и инструментов.

Почему человек боится общения: причины и способы борьбы с фобией?

Боязнь общения зачастую возникает в раннем детстве. При первой неудачной попытке разговора со сверстниками ребенок становится замкнутым, избегает контактов. Давление со стороны взрослых только усиливает дискомфорт, заставляя его погружаться в себя и бояться людей. Если человек не справляется с проблемой социофобии во взрослом возрасте, он лишается возможности создать нормальные рабочие и дружеские отношения.

Исправить ситуацию можно с помощью целенаправленной длительной терапии. Боязнь разговоров лечится постепенным вовлечением в социальное взаимодействие. Вначале человек учится кратковременным разговорам с незнакомцами, постепенно усложняя формы взаимодействия до многоуровневого близкого контакта.

Полезное видео

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: