Невский проспект краткое содержание
Если вы хотите погрузиться в фантастический и даже в какой-то мере миражный Петербург, вы можете прочитать замечательное произведение Гоголя Невский проспект. Его изучают по школьной программе. Эта работа входит в сборник Петербургских повестей и раскрывает читателю город с другой стороны. Чтобы было проще ученикам, предлагаем вам краткое содержание повести Невский проспект для читательского дневника.
Невский проспект кратко
В кратком содержании повести Гоголя Невский проспект мы переносимся на улицы Петербурга. Невский проспект бывает очень разным. Например утром он для служащих, в полдень там в основном дети и гувернеры, с двух часов дня по улицам ходят родители, а после четырех они пустеют, чтобы вечером вновь ожить теми, кто ищет счастья.
На Невском проспекте мы встречаем двух героев поручика Пирогова и его друга художника Пискарева. Гуляя улицей, они увидели двух девушек. Те понравились мужчинам, поэтому они увязались за ними, пойдя каждый за своей избранницей.
Художник Пискарев
Пискареву понравилась брюнетка, он и пошел за ней. Так он пришел к четырехэтажному дому, куда и вошла женщина. Следуя за ней, художник понимает, что он в развратном доме, и тут же убегает. Дома художник решил немного поспать, но слышит стук в дверь. Как оказалось, это та самая женщина прислала за ним и приглашает на бал. Девушка хочет что-то сказать, но ее уводит старик. Герой хочет догнать незнакомку, но просыпается. Как оказалось, это был сон. Ему захотелось увидеть продолжение, ведь если не в жизни, то хоть во сне встретиться с ней. Теперь художник будто спит в реальности, а во сне начинается настоящая жизнь. Чтобы больше спать, он увлекается опиумом, и один из своих снов он увидел девушку в роли жены. Художник счастлив, у них семья, дети. Проснувшись, Пискарев решает сделать девушке предложение, тем самым спасая себя от такой ужасной жизни. Однако девушка не принимает руку и сердце Пискарева. Она не желает в будущем работать, как ей предлагает наш герой, ей нужна роскошная жизнь. Расстроенный художник идет домой, а через неделю, выломав дверь, его нашли мертвого. Тот перерезал себе горло.
Поручик Пирогов
А что же с поручиком? Он пошел в тот день за блондинкой. Это была замужняя немка. Жена жестянщика Шиллера. Преследуя избранницу, он попадает в их дом, где кроме мужа находится и его друг. Они пьяны. В этом состоянии Шиллер просит отрезать ему нос, но Пирогов им мешает. Несмотря на замужество женщины, поручик все равно решает приударить за немкой, а чтобы ее лишний раз увидеть заказывает у жестянщика шпоры и оправу к ножу. Придя к ним домой, он заигрывает с женщиной, вызвав ревность у мужа. В разговоре поручик узнает, что в воскресенье дома жена жестянщика будет одна. Вот и приходит к ней Пирогов, где танцует, обнимает и целует немку. Вот только неожиданно появляется муж, который отхлестал поручика и вышвырнул его на улицу. Пирогов хотел пожаловаться на немцев генералу, но по дороге зашел в булочную. Поев пирожных, он остыл, а к девяти вечера и вовсе обо всем позабыл, отправляясь на один из вечеров, где плясал мазурку.
В конце повести автор рекомендует не верить Невскому проспекту. Особенно опасен Невский проспект ночью, когда все представлено в других красках, не имеющего ничего общего с действительностью. На этом завершается краткое содержание повести Гоголя Невский проспект.
Здесь мы встречаем наивного, доверчивого и простодушного молодого художника Пискарева, жителя Петербурга. Одинокого мечтателя и романтика губит мистика Невского проспекта. Также мы знакомимся и с Пироговым — офицером, самодовольным, грубым и пошлым. Это и есть главные герои произведения.
Любовь в жизни художника
Прогуливаясь по Невскому проспекту с приятелем, Пискарев видит брюнетку, которая ему очень понравилась. Он устремляется за девушкой, рисуя в голове картины семейной идиллии со своей музой. Он был уверен, что она ответит ему взаимностью.
«…за один небесный взгляд которой, он готов бы был отдать всю жизнь…»
«… с трепетом спешил он за своим предметом, так сильно его поразившим, и, казалось, дивился сам своей дерзости. Незнакомое существо, к которому так прильнули его глаза, мысли и чувства, вдруг поворотило голову и взглянуло на него. Боже, какие божественные черты!»
Пискарев мечтал о чистой и светлой любви. Каково же было его разочарование, когда он узнал, что его ангел красоты дитя порока. Она разбила мечты о грубую реальность, растоптав своим острым каблучком все надежды.
«Такая красавица, такие божественные черты – и где же? В каком месте…»
По доброте душевной он готов принять ее такой, как она есть, но при условии, что она навсегда покончит с грязным ремеслом. Однако девушка дает отказ на его предложение выйти замуж. Семейная жизнь не для нее. Лучше проституция, чем бесплатная домработница при муже.
«…я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою…»
Справиться с болью помогли наркотики. Пискарев подсаживается на опиум. Он ограждается от внешнего мира, уйдя в себя. Депрессивное состояние привело к самоубийству. Он не смог справиться с безответной любовью, которая и привела его к трагической гибели.
…выломали дверь, и нашли бездыханный труп…»
«Так погиб, жертва безумной страсти…»Добавить в избранное
В отличие от большинства художников, которые больше думают о собственной заработной плате за продажу очередной работы, написанной машинально и без доли творчества, наш герой способен тонко чувствовать все грани искусства, и по словам автора, он способен в один из дней стать по-настоящему великим мастером своего дела, который всколыхнет имеющиеся представления о привычном творчестве. Но на момент повествования о нем, он живет скромно и не очень богато, что говорится и в «говорящей» фамилии данного персонажа, который является ярким представителем подобного приема в литературе.
Писатель знакомит нас с Пискаревым в том эпизоде, когда они вместе со своим приятелем Пироговым, проходят по набережной. Замечая привлекательных девушек, идущих вдоль нее, они решают с ними познакомиться. Это знакомство, как окажется дальше, не принесет юношам ничего хорошего. Пообщавшись с ними поближе, становится понятным, что их профессия связана с постыдным для главного героя делом. И всё бы ничего, вот только Пискарев влюбляется в эту девушку, однако моральные принципы не позволяют ему продолжать с ней общение, и он начинает очень сильно переживать. Будучи творческим человеком, и «тонко» чувствуя этот мир, он тешил себя надеждами на создание счастье с этой девицей, однако все его мечты оказались невозможными. На фоне столь сильных переживаний, герой заболевает и вскоре умирает.
Начало повести
Начинается краткий пересказ «Невского проспекта» с описания самой местности. Ранним утром всеобщая коммуникация Петербурга еще пустует. Но уже к 12 часам дня проспект заполняется разным народом, у каждого человека есть свои мысли и волнения, взгляды на жизнь и занятия. А после полудня здесь гуляют гувернеры разных национальностей со своими воспитанниками и учениками.
К двум часа на проспекте появляются родители и те, кто уже справился со всеми домашними заботами. Позже здесь прогуливаются чиновники в зеленых мундирах. А в четыре часа вечера проспект становится полностью пустым, все расходятся по домам. Но ночью он снова оживает и начинает шевелиться.
Этот проспект называют жизненной артерией Питера. Это главная улица, которая расположена прямо в центре города. Она связывает все проулки и пути, сюда стекается народ любого возраста, национальности и финансового положения. Человек приходит на проспект посмотреть на других, показать себя во всей красе, поискать развлечений на вечер. Некоторым удается завести здесь деловые знакомства и даже найти свою любовь.
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»
Творчество Н. В. Гоголя невозможно представить без повести «Невский проспект», вошедшей в цикл «Петербургские повести». Начало всему положили наброски петербургского пейзажа писателем в 1831 году. Незамысловатый сюжет начинается с описания проспекта в Петербурге в разное время суток. Далее происходит знакомство читателя с молодыми людьми: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.
История с Пискаревым
Изучение повести должно строиться на сопоставлении этих образов. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается уже с первых строк. Цель молодых людей — поволочиться за гуляющими по проспекту дамами. Художнику-романтику хочется влюбиться, он выбирает брюнетку и идет за ней. Однако, поднявшись и войдя с нею в дом, он вдруг отрезвляется и с ужасом понимает, что это публичный дом, а прекрасная незнакомка – проститутка.
Пискарев не может принять, что девушка небесной красоты оказывается всего лишь падшей женщиной, находится в грязном заведении и ведет пошлые разговоры. Ошарашенный юноша мчится домой, долго приходит в себя, но тут за ним присылают карету. Оказывается, дама просит его приехать. Пискарев попадает на бал. Брюнетка прекрасна и грациозна. Они пытаются поговорить, но девушка постоянно исчезает. Пискарев долго ее ищет, но найти не может. И тут просыпается… Это было во сне.
С тех пор юноша не находит покоя, все время представляя девушку своей возлюбленной. Однажды он все же находит дом незнакомки и в беседе с нею пытается объяснить ей весь ужас ее положения, рисует перед ней картину счастливой семейной жизни. Однако она не понимает его и даже насмехается. Обиженный и удрученный, Пискарев уходит, а через неделю его обнаружат в собственном доме с перерезанным горлом. На похоронах нет его товарища Пирогова. Таким образом, сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова осуществляется на анализе тех событий, которые с ними произошли.
История с Пироговым
Ведь и с Пироговым тоже произошла ситуация. Когда в тот злополучный вечер решил он приударить за блондинкой, то волей случая попал в дом одного немца, который в пьяном состоянии требовал отрезать себе нос. Сделать это должен был сапожник. Пирогов вмешивается и получает нагоняй. Он уходит, но назавтра возвращается, так как ему захотелось продолжить знакомство с блондинкой, которая оказалась женой немца. Его ухаживания заканчиваются тем, что сердитый муж и его друг сотворяют над ним такое зло, что автор об этом умалчивает. Взбешенный поручик обещает сослать немца в Сибирь, но очень быстро все забывает и продолжает жить прежней жизнью.
Жизненные цели
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения жизненных целей героев. Пирогов мечтает занять место под солнцем любым способом, поэтому не терзает себя мыслями о нравственности или любви. Вместо того чтобы размышлять, он живет в свое удовольствие. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Он интересуется модой и всем тем, что связано со светом. Единственное желание: быть вхожим в светское общество. Поверхностно он может судить о литературе и искусстве, но не потому, что это ему нравится или в этом разбирается, а потому, что говорить о высоком – признак хорошего тона. В принципе, жизненную цель имеют оба: Пирогов и Пискарев. Характеристика позиции Пирогова следующая.
Чин
Заветным желанием Пирогова является чин. Это для него пропуск в светлую и привольную жизнь. И уж очень Пирогов гордится собственным чином. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. В Пирогове не осталось ничего порядочного. Он ведет себя нагло и презрительно с людьми, от кого не зависит, и раболепствует перед теми, кто выше него по званию. Высекание Пирогова, а точнее, его реакция на это действие – испытание его чести и достоинства. Гнев его быстро остыл, значит, никакого человеческого достоинства в нем не было. Иная писательская характеристика Пискарева. Пирогова состояние, его духовное оскудение показано в повести.
Художник полутонов, Гоголь противопоставляет героев и по освещению. Пирогов – герой дневной, Пискарев – вечерний. Дневной, то есть обыденный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискаревых мало. Это человек, который знает, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. По многим аспектам может быть проведена сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова: по отношению к женщинам, к жизни, по поведению в различных ситуациях.
Сюжет
Автор начинает рассказ о Невском проспекте в Петербурге. Скорость его изменения зависит от времени суток. Утром пахнет теплым хлебом. В двенадцать часов воспитатели гуляют с детьми по проспекту. В два часа дамы выходят. Все полно приличий: мужчины в пальто, барышни в шляпах.
Но как только сумерки окутывают город, Невский снова оживает, наполняется молодежью. Таинственное время наступает. В этот час по проспекту идут два друга — лейтенант Пирогов и художник Пискарев
Пирогов обращает внимание на симпатичную блондинку, а Пискарев на красивую брюнетку. «Иди, дурак, или ты промахнешься!» — говорит Пирогов и бросается за блондинкой, уверенной в своей красоте и неотразимости
Пискарев — так звали молодого человека, дрожащей походкой и с бьющимся сердцем он последовал за незнакомцем. Он и подумать не мог о ее внимании. Он просто хотел увидеть дом, где живет такое милое существо.
Молодой человек был художником. Кроткий и застенчивый, но теплый сердцем и способный на сильные эмоции. Ничего не слыша вокруг себя, он побежал за ней. И вдруг он оказался перед домом. На дрожащих коленях он влез в комнату. И я увидел трех женщин, был слышен мужской голос и смех. Он не хотел в это верить, но бардак и лица выдавали, что он в «доме разврата». Пискарев изо всех сил бросился на улицу.
Вернувшись домой, он весь вечер думал о ней. Ему было жаль ее, и он недоумевал, как она оказалась в этом доме. Когда он наконец уснул, ему приснился сон. И девушка сказала: «Вы действительно думаете, что я принадлежу к презренному классу? Нет, я открою тебе секрет… В этот момент он проснулся.
Реальность показалась ему отвратительной. Он снова лег, чтобы вернуться к своему сну во сне. Но он не мог спать. С этого времени его жизнь превратилась в нескончаемый сон. Взгляд его стал рассеянным и как у сумасшедшего.
Он достал опиум и, выпив несколько капель, снова увидел ее во сне. Я проснулась взволнованная, со слезами на глазах. Я все время думал о ней, почти ничего не ел. И он ждал вечера, чтобы встретить ее во сне. Он решил, что его долг — жениться, тем самым спасая ее от унижений.
Тщательно одевшись, он вышел на улицу и подошел к тому дому. Она открыла дверь, набралась храбрости, он воскликнул: «Мы будем работать, хоть я и беден, но я хочу рисовать, а ты будешь заниматься рукоделием».
Она посмотрела с пренебрежением и сказала: «Я не прачка и работать не собираюсь». И друг со смехом предложил ей жениться. Пискарев побледнел и выбежал на улицу. Его разум был затуманен, ничего не чувствуя, он бродил по городу.
На следующий день он заперся в своей комнате и никого не впускал. Прошла неделя, а он не вышел. Они взломали дверь и нашли окровавленную бритву и его бездыханное тело. Он умер жертвой крайней страсти и разочарования в любви, которую сам же и придумал.
Лейтенант Пирогов, расставшийся со своим другом, бросился вслед за блондинкой. У него были таланты: читать стихи, пускать кольца дыма из трубы, рассказывать смешной анекдот. И он очень гордился званием лейтенанта. Уверенный в своей неотразимости, он последовал за блондинкой к двери.
А войдя, увидел квартиру, где жил ремесленник Шиллер. Хозяином был немецкий жестянщик и его светловолосая жена. На следующий день Пирогов снова появился в мастерской. Хотя немка отвергла его, он стал часто бывать в доме Шиллера. В следующее воскресенье он появился неожиданно. Хозяйка впустила его, он вежливо пошутил и пригласил ее на танец.
Он тогда восхитился ее танцем, бросился целовать, но немка закричала. Внезапно дверь открылась, и вошел Шиллер с двумя друзьями. Они были пьяны, взяли Пирогова и отхлестали его.
Пирогов сначала обиделся и даже хотел пожаловаться в Генштаб. Но по дороге зашла в кондитерскую, купила сладких пирожков, прошлась по Невскому проспекту. А вечером станцевала мазурку на приеме и окончательно успокоилась.
Как же произошли эти два странных события на Невском? Не верьте этому Невскому! Не заглядывайте под дамские шляпы! Все дышит обманом. Особенно в ночное время.
Невский проспект
В этой работе писатель ярче всего описал атмосферу Петербургской жизни. Всё великолепие светской повседневности, мужицкие заботы, и даже порочность, как спутницу этого роскошества.
Литератор провёл своего читателя по Невскому и не оставил никаких секретов. Рассказчик предупреждает, что не нужно сразу верить в эту красоту и богатство, здесь всё пропитано обманом.
Вот гуляющий господин в дорогом сюртучке, он производит впечатление богача, а на самом деле «сам состоит из сюртучка». И так всё вокруг. Лучше гуляя по проспекту, вообще, не прислушиваться, о чём говорят остановившиеся господа, не заглядывать под шляпку даме, не останавливаться у витрин. Просто не поддаваться никакому соблазну.
Доказательством неоправданного соблазна является трагедия Пискарева. Бедный художник, соблазнённый ослепительной красотой молодой брюнетки, поплатился за своё увлечение жизнью. Художник не смог сопоставить в своём неиспорченном мире, ту прелестницу, к которой он воспылал романтической влюблённостью и ту реальность, в которую его привела девушка, оказавшаяся проституткой. Высшая степень трагической любви показана в этой части повести.
Соблазн второго героя — нахала Пирогова, имел менее фатальные последствия, и выглядел как комический эпизод. Непринципиальный и готовый приспосабливаться ко всем вокруг поручик, просто был физически наказан мужем хорошенькой блондинки, к которой Пирогов долго заигрывал. Отделавшись лёгким испугом, Пирогов быстро смерился со своим наказанием.
«Невский проспект» условно можно разделить на три части. В первой части описывается сам проспект, причём описывается как живой организм. Можно сказать, что это такой же главный герой, как одушевлённые персонажи. Во второй части рассказана история несчастной любви художника Пискарева, а в третьей изложены похождения поручика Пирогова.
Объединяет эти три части одно — обман, клевета, фальшь. Это и есть обратная сторона красивой жизни. Рассказчик, словно стараясь спрятаться от этой лжи, так и говорит: «Я когда иду по Невскому проспекту стараюсь закутаться в плащ» и делает вывод: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» Явный контраст, полное разочарование. Так радужная картинка великолепной светской жизни сменяется на тёмные полутона, где сам демон зажигает свечи.
Критика
Александр Сергеевич Пушкин, один из критиков, высказал весьма благоприятный отзыв о повести Гоголя. Он утверждает, что прочитал произведение с огромным удовольствием, однако отмечает, что резкие высказывания могут стать преградой для прохождения цензуры.
Мне нравится1Не нравится
Белинский, в своем отзыве, рассказывает о поразительном образе Поручика Пирогова, который стал символом и предвестником целой нации. Этот образ, созданный Гоголем, является уникальным и первообразом всех последующих произведений. Он описывает мифическую сущность Поручика Пирогова, созданную с исключительной мастерством, подобно кафтану, который идеально сидит на каждом человеке.
Мочульский подчеркивает, что Пискарев, талантливый художник, погиб не под влиянием злых духов, а в результате его привлечения к женской красоте. Автор утверждает, что женская красота обладает демоническим началом, превышающим даже злых духов, которые витают в воздухе. Женщина с Невского проспекта становится для Пискарева настоящим чудом и пророчеством, которое он стремится обрести и передать через свои произведения. Однако в процессе своей работы он понимает, что прекрасные черты принадлежат не божественному существу, а развратнице и развратнице.
Пискарев не справляется с внутренним противоречием, которое непрестанно мучает его. Его погружение в безумие приводит к трагической концовке, где его тело находят с перерезанным горлом на полу его собственного дома. Безумие не приносит ничего хорошего, и он не смог преодолеть свои эмоции, даже во снах женщина с прекрасными чертами продолжает преследовать его.
Измайлов делится своим мнением, что Гоголь великолепно затронул скользкую тему, связанную с обществом. Он показывает, как падшая женщина может обладать непревзойденной красотой и трогать сердца даже великих художников. Гоголь великолепно передает стремление русской души к приукрашиванию и возвеличиванию падшей женщины, которая гуляет по улицам Невского проспекта. Художник стремится запечатлеть каждую идеальную черту ее лица и следить за каждым ее движением, чтобы точно передать эту красоту. Однако он не справляется с противоречием между разумом и чувствами, пытаясь понять, как такая падшая женщина может быть столь прекрасной и обладать такой нежной внешностью, которую Господь дал ей.
Мне нравитсяНе нравится1
Федор Михайлович Достоевский утверждает, что образ Поручика Пирогова в повести стал своего рода пророчеством. Со временем Пироговых стало так много, что их уже нельзя перечислить. Ему нечего стесняться, ведь он, как ничто другое, показывает свою наглость и безделицу, будучи маленьким чиновником, не обладающим никакими особыми достоинствами.
Проблематика
Писатель поднимает в повести нравственно-социальные проблемы. В описании Невского проспекта он дает общую картину жизни Петербурга с его пороками, страстями и соблазнами. Более конкретен автор в описании историй художника и поручика.
Проблема нравственного падения
Молоденькая девушка, поразившая воображение художника, наделена редкой красотой. Она могла бы составить чье-то счастье, но красоту свою она стала сознательно продавать, выбрала путь разврата и праздности.
Не лучше и поручик Пирогов, у которого нет никаких нравственных ограничений в отношениях с женщинами. Он циничен, его не смущает, что приглянувшаяся ему женщина состоит в браке, и настойчиво ее преследует.
Проблема одиночества «маленького человека» в большом городе
Бедный художник Пискарев живет в огромном городе, его окружает множество людей, но юноша совершенно один. Не нашлось друга для этого хорошего человека. В потрясении, в горе он ни к кому не может обратиться. Окружающие равнодушны, до художника никому нет дела, никто не проявил к нему участия. Молодой человек не смог справиться с душевными муками, он опрометчиво решает свести счеты с жизнью, и некому было его удержать.
История с Пискарёвым
Сначала необходимо по отдельности рассмотреть истории Пискарёва и Пирогова. В том, что случилось с поручиком и художником, и заключается суть произведения. Целью Гоголя было показать образы героев с помощью противопоставления, чтобы читатели могли сравнить героев и понять, что между ними не было никакого сходства. Даже род занятий Пирогова и Пискарёва кардинально отличался, хотя они были приятелями.
Истории любви молодых людей начинаются с того, что они вместе гуляют по проспекту. Днём он оживлённый, потом на некоторое время замирает и утихает, а вечером начинается другая жизнь. Вот что происходит на Невском, когда опускаются сумерки:
- булочник зажигает фонарь;
- в низких окошках магазинов появляются эстампы, которых нельзя было представить днём;
- прохаживаются губернские секретари и коллежские регистраторы;
- толпами прогуливаются артельщики, купцы и сидельцы;
- как видения, «пролетают» дамы с толстыми губами и наштукатуренными щеками.
Они добрались до высокого дома, и юная девушка сначала знаком, а потом словами пригласила Пискарёва следовать за ней. Художник чувствовал себя невероятно счастливым, ведь прекрасная незнакомка доверила ему проникнуть в святыню — своё жилище. Они поднимались на четвёртый этаж по вьющейся лестнице, и сердце готово было выскочить из груди художника.
Разочарование накрыло молодого человека, когда он увидел, где оказался. Комната выглядела неприбранной, как жилище холостяка, в углах висела паутина, а мебель покрывал слой пыли. В разных углах можно было рассмотреть 3 женские фигуры, причём одна даже расчёсывалась перед зеркалом. Когда художник вошёл в комнату, она нисколько не устыдилась. Потрясённый, молодой человек побежал прочь, «как дикая коза». Цитаты из произведения показывают, каким пылким характером обладал юноша.
Через некоторое время Пискарёву приснился сон, в котором девушка оказалась не проституткой, а богатой дамой, и пригласила его в роскошный особняк. Желая ещё раз встретиться с прекрасным видением, пусть даже во сне, Пискарёв начал принимать опиум. Дошло до того, что он снова пошёл к незнакомке и начал звать её замуж. Девушка посмеялась, а через некоторое время художника нашли мёртвым — он перерезал себе горло.
Краткое сочинение
В своих произведениях Гоголь хоть и писал об обычной человеческой жизни, которая знакома нам всем своей рутинной бытовой тягучестью, однако он также не забывал делать это красиво и интересно, тем самым привлекая к своему творчеству всё больше и больше людей, которые через его произведения могли почерпнуть для себя много полезного и нового. Через эти произведения люди также заново знакомились с теми вещами, которые, казалось бы, стали уже простой обыденностью, и не могут принести ничего нового и интересного в жизнь человека, однако Гоголь умел преподнести это по новому, не забывая добавить свою фирменную нотку таинственности и загадочности. Отличным примером послужит произведение “Невский проспект”.
В данном произведении автор описывает, казалось бы, привычный для всех людей проспект. Каждый день по нему проходят сотни людей, которые, погруженные в свои мысли, спешат по своим делам, кто по малым, а кто по делам поважнее. Данный проспект очень важен для города, так как он является основной жилой, через которую протекает вся жизнь города, и если её перекрыть, то городу придётся очень и очень несладко. Гоголь представляет проспект во всей его красоте, дабы читатель мог в полной мере насладиться красивым описанием такого обычного, рутинного места. Однако Гоголь не был бы Гоголем, если бы в его произведениях было всё так однозначно.
По наступлению вечера мы знакомимся с другой стороной Невского проспекта. Перед нами предстаёт тёмный мир, источниками света в котором являются лишь фонари, тускло освещающие проспект. Он показывает нам, что именно ночью людские пороки, и вся та двуличность, которую невидно утром, предстаёт на показ перед читателем. Автор показывает, что именно вечером, вся вечерняя атмосфера создаёт ту мистическую пелену, через которую видно все пороки человечества. Автор учит людей не быть слишком доверчивыми своим глазам, не верить тому, что вы видите, а лучше доверять своему внутреннему чутью и сердцу, которое по заверением автора, никогда не подведёт. И потому в конце произведения он и показывает этот мир, наполненный ужасными вещами, которые всё же прекрасны чем-то своим, своим прекрасным шармом, который и привлекает новых людей на Невский проспект.
Таким образом, мы видим, что автор написал достаточно потрясающее произведение, со своей собственной удивительной и мистической атмосферой, и не менее интересной мыслью.
Критика
Прежде чем она была напечатана, Гоголь показал повесть Пушкину, который ответил, что «с удовольствием бы читал ее» и желает, чтобы цензоры разрешили ее выпуск. Виссарион Белинский упоминал о характере Пирогова с оттенком сарказма. Барон Брамбеус (Сенковский), который отрицательно относился к «Арабескам», предложил положительные замечания о «Невском проспекте».
Федор Достоевский делает ссылку на персонаж поручика Пирогова в своем произведении 1873 года «Дневник писателя», хотя оно и не было так освещено, как некоторые другие его романы, действие которых происходит в Санкт-Петербурге. По словам Достоевского, Пирогов был пророческим гением, способным предвидеть будущее; он чувствовал, что таких, как он, будет много. Для Достоевского эта фигура символизировала «бесстыдство», что является для него важным понятием. Писатели 20-го века, такие как Василий Зеньковский и Константин Мочульский, больше сосредоточились на романтическом художнике Пискареве и его борьбе между мечтой и реальностью.
Характеристика главных героев
Центральная роль в повести отведена художнику Пискареву. Он — истинный творец, голодный и честный. Ему не так важен доход, сколько сам процесс творчества. Ему свойственно мечтать, а, следовательно, идеализировать. Он чтит и уважает красоту; в его сознании то, что красиво, — не должно быть порочным. И именно эти качества сыграли с ним злую шутку. Не меркантильный, не испорченный человек не смог смириться с жестокими реалиями Петербурга, где молоденькая девушка без сожаления и раскаяния обрекает себя на роль проститутки, причем нисколько не стыдиться своего положения, а наслаждается им. Такой поворот событий мог навредить только такому чистому и мечтательному юноше, как Пискарев. Попади в такую ситуацию Пирогов, он ничуть бы не смутился. Живописец же отказывается мириться с тем, что прекрасное создание может быть безнравственным и испорченным, поэтому он всеми силами пытается оправдать ее — в его снах она то знатная дама, то простая деревенская девушка. Так он становится зависим от мира снов — раз за разом ему сложнее сталкиваться с реальностью. Герой так и не смог принять действительность, поэтому единственным выходом для него оставалась смерть — так художник и совершает самоубийство.
Не маловажную роль в судьбе Пискарева сыграла незнакомка с Невского. Читатель не имеет возможности познакомиться с ее внутренним миром, но ее образ выписан достаточно точно — эта девушка совмещает в себе абсолютно ангельскую внешность и совсем не ангельскую душу. Она спокойно, и даже с гордостью относится к своей работе в борделе, считает для себя более постыдной роль жены бедного человека, а не участь содержанки. Этот контраст внешности и души — прекрасного и омерзительного — становится смертоносным для чистого и мечтательного Пискарева. Она — человек, который приспособился к жизни в Петербурге, какой бы она ни была, он — ее полная противоположность.
Полной противоположностью Пискарева оказывается и его друг, поручик Пирогов. Он вовсе не мечтателен, а, напротив, достаточно рационален
Ему важно то, какое положение он занимает в обществе, поэтому он так любит кичиться своим чином, пусть пока что и низким. Он может преступить через границы морали и нравственности — например, наличие у женщины мужа его нисколько не останавливает, а, наоборот, раззадоривает
Он себялюбив и эгоистичен, но труслив — ведь, в конечном счете, он даже не решается рассказать генералу о нанесенном ему оскорблении — от немца Шиллера за приставания к его жене.
Гоголь противопоставляет Пирогова, незнакомку с Невского Пискареву — так он явно показывает, для каких людей Петербург подходит, а кто выжить там решительно не может. Мечтательный и высоконравственный художник не смог смириться с простым несоответствием мечты и реальности, чиновник же абсолютно спокойно смирился с оскорблениями и избиением, а затем пошел кутить к друзьям офицерам. Так автор выражает свое мнение относительно большого города — это город для толстокожих людей, людей испорченных, черствых и меркантильных, как незнакомка и Пирогов, а не для художников Пискаревых.
Образ персонажа
Повесть была создана в период с 1830 по 1833 года, в то время Гоголь являлся вольным студентом Академии художеств. Это позволяло посещать ему занятия по желанию, но писатель предпочитал много общаться с живописцами. Его восхищала скромность, интеллигентность, сила характера художников.
Именно длительное общение с живописцами позволило Гоголю создать образ Пискарева. История персонажа была наполнена трагическими событиями. Юноша был обычным художником и жил в Санкт-Петербурге, автор сознательно не описывает его внешность — такой прием позволяет акцентироваться на внутреннем мире персонажа. Только подчеркивается: он во фраке, плаще и сюртуке, который заляпан красками.
Главная мечта Пискарева — служить вечным идеалам и искусству. Даже в порыве предложения руки и сердца проститутке, он все равно на первое место ставил творчество. Свою будущую жизнь он видит просто: он рисует, жена вдохновляет и занимается рукоделием.
Краткое описание личности Пискарева:
- скромность;
- ранимость;
- доброта;
- влюбчивость;
- кротость.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Становление характера Васютки (5 класс)
Детские годы центрального персонажа «Васюткино озеро» Астафьева проходили в тайге, где он проживал с родителями. В этом автор и герой были похожи, поэтому многое в рассказе
- Сочинение Николай Алмазов в рассказе Куст сирени (образ и характеристика)
Николай Евграфович Алмазов – один из главных персонажей в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени». Это молодой женатый человек, поручик, учащийся Академии генерального штаба.
- Сочинение по картине Не взяли на рыбалку от первого лица Попович 5 класс
Я ждал этого дня несколько месяцев. Но оказалось, что я еще не дорос для таких важных дел, как рыбалка. Нас в семье четверо детей, и я, конечно же, самый маленький. Будучи младшим в семье
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/obraz-i-harakteristika-piskareva-v-povesti-nevskij-prospekt
- https://www.literaturus.ru/2016/08/obraz-harakteristika-piskarev-nevskij-prospekt-gogol.html
- https://nauka.club/literatura/kharakteristika-piskareva.html
- https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2123-harakteristika-piskareva-nevskiy-prospekt.html
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/gogol/piskaryov-v-proizvedenii-nevskij-prospekt