Слайды и текст этой презентации
Слайд 1 лекция для 5 — 7 классов Выполнила: Григорьева
Е.Ю. МОУ «СОШ № 82» г.СаратовИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ
Слайд 31. Введение. 2. Виды письма.
а) пиктографическое письмо; б) идеографическое письмо; в) слоговое письмо; г) буквенно-звуковое письмо. 3. Русская азбука а) появление письменности на Руси; б) глаголица; в) кириллица; г) реформы Петра; д) реформ 1917 года; е) современное письмо.
корнями в древность.У разных народов – разное количество букв. Так,
например, в русском – 33, в армянском – 39, в камбоджийском -72, а в алфавите племени Отока –11букв.Сегодня в мире около 5000 разных языков и диалектов, но не все имеют письменное закрепление.
введение
Слайд 5ВИДЫ ПИСЬМА История повествует о четырех видах письма:
а) пиктографическом; б) идеографическом; в) слоговом; г) буквенно-слоговом.
Слайд 6ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО Пиктографическое или картинное письмо появилось
в доисторические времена. Многие рисунки, дошедшие до нас, ещё не
разгаданы. Примерами современного использования пиктографии могут служить дорожные знаки для водителей и пешеходов.
Слайд 7ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО На смену пиктографии пришло идеографическое
служили средством напоминания, но не было письма в прямом смысле.
Слайд 8СЛОГОВОЕ ПИСЬМО Позднее в Египте, Индии и
Японии появилось слоговое письмо (системный знак слог). Оно применялось наряду
с китайскими иероглифами. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки.
Слайд 9БУКВЕННО-ЗВУКОВОЕ ПИСЬМО Буквенно-слоговое (фонетическое письмо) относится
ко второму тысячелетию до н. э. Это письмо отражает фонетический
состав языка.
Фонетическое письмо стало основой для письменности многих народов.
Слайд 11 В Древнерусском государстве письменность появилась IХ
веке на основе византийской системы письма. Авторами славянского шрифта были
монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность имела не одну, а две азбуки: кириллицу и глаголицу. Слайд 13
ПОЯВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ НА РУСИ
Слайд 13Название глаголица происходит от славянского слова «глаголъ» — говорить. Глаголица
широко употреблялась в Моравии и Болгарии, но изредка в Древней
Руси.Глаголица и кириллица полностью совпадают по составу, порядку и значению букв, но резко отличаются по форме букв.
ГЛАГОЛИЦА
Слайд 15«Кириллица» была названа по имени одного из двух братьев. В
основу было положено греческое письмо и дополнено новыми знаками, отражающими
специфические славянские звуки. Буквы азбуки употреблялись и цифровом значении.
Графика кириллицы постепенно на протяжении веков изменялась: уменьшалось количество букв, упрощалось их начертание (устав, вязь, полуустав, скоропись).
КИРИЛЛИЦА
ГЛАГОЛИЦА
Слайд 17 При Петре I вводятся арабские цифры для
числового обозначения вместо обозначения их буквами. Слайд 17
Большим событием на Руси было введение Петром I в 1708 году гражданского шрифта и проведение реформы орфографии: ряд букв был изъят из алфавита.
реформы Петра 1
Слайд 19 После 1917 года была проведена ещё одна
значительная реформа правописания. Из старого алфавита были изъяты
лишние буквы («ять», «фита», «ер»), «ё» стала носить факультативное значение.
реформы 1917 года
I 1708 -1710гг., Академия наук 1735г.,1738г. и 1758г.; Народный Комиссариат
просвещения 1917г.). Изучением письменности занимается грамматология, а также эпиграфика и палеографика.
современное письмо
Этапы формирования письменности
Письменность прошла длительный период становления и развития. Можно выделить следующие этапы формирования письменности:
- Предметное письмо;
- Пиктографическое письмо;
- Иероглифическое письмо;
- Слоговое письмо;
- Алфавитное письмо.
Готовые работы на аналогичную тему
Легенда отражает факт, что люди первоначально пытались передавать информацию, используя различные предметы. Известными примерами предметного письма являются вампум (представленное разноцветными нанизанными на верёвку ракушками письмо ирокезов) и кипу (письменность и счётная система инков и ранних андских культур, в которой для передачи информации использовались цвет и количество узелков на веревках). Предметное письмо не было удобным для передачи информации и люди со временем изобрели универсальные инструменты.
Пиктографическое письмо — это вид письменности, в которой знаки обозначают изображённые ими объекты.
Идеографическое письмо — это вид письменности, в которой знаки (идеограммы) обозначают определенную идею.
Зачастую в иероглифическом письме трудно найти лежащее в его основе исходное изображение. Иероглифы содержат типичные конструктивные элементы, которые повторяются в разных знаках. Вероятной причиной было стремление людей упростить запись текста и упростить обучение. Однако иероглифическое письмо сохраняло прежний существенный недостаток: оно не имело связи с произношением слов. В результате устная и письменная речь как бы существовали по отдельности. В языках, в которых форма слова изменяется в зависимости от синтаксической роли, приходилось в дополнение к иероглифам использовать специальные обозначения для форм слов.
Слоговое письмо — это вид фонетической письменности, в которой знаки обозначают отдельные слоги.
Значительным шагом на пути сближения письменной и устной речи стало появления слоговой письменности. Известными примерами являются клинописные (аккадская, древнеперсидская и наследники шумерского письма), западносемитские варианты клинописи (угаритская) и японские слоговые системы (хирагана и катакана). Важную роль в жизни человечества сыграло финикийское письмо. Оно лежало в основе греческого письма, от которого затем произошли латиница, кириллица и большинство современных письменностей.
Консонантная письменность — это вид письменности, в которой на письме обозначаются согласные.
Консонантно-вокалическое письмо — это вид письменности, в которой буквы обозначают как согласные, так и гласные звуки.
Когда греки стали пользоваться финикийским письмом, они столкнулись с проблемой передачи звучания слов с помощью финикийской системы, поскольку в финикийском письме отсутствовали буквы, обозначающие гласные звуки. В силу специфики образования форм слов в греческом языке, для них это оказалось неудобным. Так появились символы, обозначающие гласные. В результате письменность перешла на более универсальный уровень. Используя приблизительно 30 знаков, которые мог с лёгкостью выучить каждый человек, можно передать любые слова. В силу простоты алфавитное письмо распространилось по миру (хотя переход в некоторых цивилизациях не произошёл).
Письменность — одно из величайших изобретений в истории, а возможно, и самое великое, поскольку летописи — это начало истории и одна из основ цивилизации.
Пока не было письменности, человеческое общество зависело от своей памяти; с появлением письменности все могло быть записано. Сведения о торговых сделках, приказы короля или наставления священника, расчеты архитектора — все становилось доступным за пределами зрения или слуха человека и даже за пределами его жизни.
Письменность в значительной степени способствовала превращению старых городов — государств в крупные национальные образования. Однако до сих пор никто не знает, как она была изобретена и где появился первый алфавит.
Что такое письменность информатика 7 класс
Письменность в информатике 7 класс представляет собой набор знаний и навыков, необходимых для общения, создания и обработки информации с использованием компьютерных технологий. В рамках учебного курса 7 класса учащиеся получают базовые знания о работе с компьютером, понимают принципы работы операционной системы, изучают основные принципы организации файловой структуры.
Основные принципы письменности в информатике 7 класс:
- Операционная система. Учащиеся знакомятся с понятием операционной системы и ее ролью в работе компьютера. Изучают основные операционные системы (Windows, macOS, Linux) и умеют выполнять базовые действия, такие как запуск программы, создание и удаление папок, копирование файлов и т.д.
- Работа с файлами и папками. Учащиеся изучают основные понятия файловой структуры (файл, папка, путь, расширение), а также научатся создавать, копировать, перемещать и удалять файлы и папки на компьютере.
- Текстовый редактор. Учащиеся знакомятся с текстовым редактором (например, Microsoft Word или LibreOffice Writer) и научатся создавать, редактировать и сохранять текстовые документы.
- Таблицы и графики. Учащиеся узнают о таблицах как способе представления информации и научатся создавать, редактировать и форматировать таблицы в программе электронных таблиц (например, Microsoft Excel или LibreOffice Calc).
- Интернет и безопасность. Учащиеся познакомятся с основными принципами работы Интернета, научатся использовать поисковые системы для поиска информации и узнают о основных принципах безопасности в сети.
В результате изучения письменности в информатике 7 класс учащиеся приобретают базовые навыки работы с компьютером и программами. Эти навыки являются основой для дальнейшего изучения информатики на более продвинутых уровнях.
Предыстория информатики
Предыстория информатики начинается с появления социального общества. В предыстории выделяют ряд этапов. Каждый из них характеризуется резким возрастанием по сравнению с предыдущим возможностей хранения, передачи и обработки информации.
Первый этап – освоение человеком развитой устной речи. У древних людей членораздельная речь и язык, на котором они говорили, стали играть роль средства хранения и передачи информации.
На втором этапе появилась письменность. По сравнению с предыдущим этапом резко возросла возможность хранения информации. Человек получил своего рода искусственную внешнюю память. Организация почтовых служб позволила использовать письменность как средство передачи информации, а не только хранения.
Возникновение письменности было необходимым условием для начала развития наук. С этим же этапом, по всей видимости, связано и возникновение понятия «натуральное число». Все народы, обладавшие письменностью, владели понятием числа и пользовались той или иной системой счисления.
Третий этап – книгопечатание. Его можно назвать первой информационной технологией. Воспроизведение информации теперь оказалось поставленным на поток. По сравнению с предыдущим на этом этапе не столько увеличивалась возможность хранения информации (хотя и здесь был выигрыш: письменный источник – это часто один-единственный экземпляр, печатная книга – это целый тираж экземпляров, а следовательно, и малая вероятность потери информации при хранении), сколько повысилась доступность информации для всех людей, а также точность ее воспроизведения, то есть достоверность.
Четвертый и последний этап предыстории информатики связан с успехами точных наук (прежде всего математики и физики) и начинающейся научно-технической революцией. Этот этап характеризуется возникновением таких мощных средств связи, как радио, телефон и телеграф, а позднее и телевидение. Появились новые возможности получения и хранения информации – фотография и кино
К ним очень важно добавить разработку методов записи информации на магнитные носители (магнитные ленты, диски)
Как записывали числа
История письменности увлекательна еще и тем, как древние люди пытались научиться записывать числа для обозначения количества.
На территории Чехии была найдена волчья кость, на которой примерно 32 тыс. лет назад древний человек нацарапал 55 отметин (5 групп по 11 отметин)
Древний человек что-то таким образом подсчитывал. Но что? Этого мы никогда не узнаем. Историки предполагают, что он считал животных, которых ему удалось убить на охоте.
Символы для обозначения чисел больше 10 появились в Египте в 3400 г., а в Месопотамии в 3000 г. до н. э.
В Месопотамии писали тростниковыми палочками на табличках из сырой глины. Под нажимом след получался шире и глубже, а там, где стиль вынимали, – тоньше. Эта табличка с клинописью датируется 1900-1700 гг. до н. э. На ней учителем написана пословица, которую ученик должен был скопировать на обороте.
В древнеегипетской системе счисления и в клинописи для чисел 1; 10; 100; 1000; 10 000; 100 000 и 1 000 000 применялись различные символы, причем, для того чтобы обозначить цифру большой величины, цифры повторяли.
Так обстояло дело и у этрусков, а затем и у древних римлян: X обозначало 10, XX – 20, XXX – 30, С – 100, ССС – 300 и т. д. Но ни в одной системе счисления не было символа ноль, а история его появления – это отдельный увлекательный рассказ.
Среди обнаруженных археологами клинописных табличек сохранились «школьные тетради», поэтому известно, что в Месопотамии знали таблицу умножения.
Египетские ученики знали только сложение, умножение и деление на два. Чтобы умножить, скажем, на четыре, они умножали число на два и складывали (удваивали) получившийся ответ.
Основные даты
3400 | В Египте изобретена десятичная система счисления. |
3100 | Изобретение иероглифического письма в Египте. |
3000 | Возникновение клинописи в Шумере. |
1700 | Древнекитайская письменность. Протоханаанский алфавит. |
1000 | Финикийский алфавит. |
История письменности – это история удивительного развития человеческой мысли от простейших форм к чрезвычайно сложным абстрактным языкам.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Предмет изучения
Предметом изучения информатики в 7 классе является письменность. Письменность – это система знаков, которая используется для передачи информации с помощью письма. Она является одним из основных средств коммуникации и передачи знаний.
Изучая письменность, ученики 7 класса овладевают основными принципами и понятиями, связанными с написанием и чтением текстов на компьютере. Они учатся создавать и форматировать тексты, используя различные элементы верстки, такие как заголовки, абзацы, списки и таблицы.
При изучении письменности в информатике 7 класса особое внимание уделяется орфографии и пунктуации. Ученики учатся правильно расставлять знаки препинания и избегать орфографических ошибок в своих текстах
Кроме того, изучение письменности включает в себя работу с различными типами текстовых документов, таких как эссе, резюме и письма. Ученики учатся правильно оформлять и структурировать данные типы документов, а также адаптировать стиль и формат написания в зависимости от цели коммуникации.
Изучение письменности в информатике 7 класса также включает в себя ознакомление с основными принципами безопасности информации и этикета в сети Интернет. Ученики учатся правильно обращаться с информацией, соблюдать авторские права и осознанно использовать ресурсы Интернета.
Таким образом, предметом изучения информатики 7 класса является письменность, которая включает в себя все аспекты написания и чтения текстов на компьютере, а также этикета и безопасности информации в сети Интернет.
Значение информатики для развития письменности
В современном мире информатика играет существенную роль в развитии письменности. Этот предмет помогает детям освоить навыки работы с компьютерными программами, текстовыми редакторами и другими инструментами, необходимыми для создания и развития письменных навыков.
Информатика также помогает детям изучать различные языки и исследовать историю письменности. С помощью компьютерных программ, они могут изучать разные письменные системы, узнавать о разных культурах и традициях письменности.
Благодаря информатике дети могут легко создавать и редактировать тексты, обращаться к словарям и энциклопедиям, искать информацию в Интернете. Это позволяет им совершенствовать свои навыки письменного выражения и улучшать свою грамотность.
Кроме того, информатика предоставляет детям возможность обмениваться информацией и идеями, публиковать свои работы, получать обратную связь и сотрудничать с другими учениками и учителями. Это способствует развитию их коммуникативных навыков и способностей к коллективной работе.
Информатика | Развитие письменности |
Обучение работе с компьютерными программами | Освоение навыков работы с текстовыми редакторами и другими инструментами письменности |
Изучение различных языков | Исследование истории письменности и культурных традиций |
Создание и редактирование текстов | Развитие навыков письменного выражения и грамотности |
Обмен информацией и сотрудничество | Развитие коммуникативных навыков и способностей к коллективной работе |
Уникальный проект по информатике для учеников 5 класса
Проект «История письменности» представляет собой увлекательное и познавательное путешествие в мир письма и его развития. В рамках проекта ученики 5 класса имеют возможность не только узнать об исторических этапах развития письменности, но и самостоятельно создать небольшой исследовательский проект.
Целью проекта является развитие навыков работы с информацией, использование компьютерных технологий и расширение кругозора учащихся. Проект позволяет объединить учебные дисциплины информатики, истории и литературы, а также способствует развитию креативности и самостоятельности учащихся.
Ученики могут выбрать тему, связанную с развитием письменности в определенной стране или периоде времени. Исследование может включать в себя информацию о различных письменных системах, их особенностях и использовании, а также о важных писателях и литературных произведениях данной эпохи.
В рамках проекта ученики могут использовать различные информационные ресурсы, такие как книги, интернет, энциклопедии и прочее. Они должны оформить собранную информацию в виде презентации, в которой будут содержаться текстовые материалы, фотографии, иллюстрации и другие элементы.
В конце проекта предусмотрена защита работ учащимися перед классом или перед жюри. Это позволяет не только делиться полученными знаниями, но и развивать навыки публичных выступлений, коммуникации и презентации результата своего труда.
Проект «История письменности» является уникальным примером интеграции информатики с другими предметами и способствует развитию учебных и практических навыков учащихся 5 класса.
Древнейшие способы письма
Простейшим вариантом письменности считается пиктографическое письмо — система передачи информации с помощью рисунков. Изображение на камне и дереве различных событий из жизни людей было первой попыткой фиксации информации. Рисунки представляли собой взаимосвязанный рассказ и служили способом общения. Этот вид письма был далеко несовершенен. Изображения можно трактовать по-разному, следовательно, суть такого послания была неоднозначной. Кроме этого, такой способ не позволял фиксировать абстрактные понятия и информацию, которую сложно нарисовать.
С развитием человечества на смену пиктографическому письму пришел другой вид передачи информации – идеографическое письмо. При этом способе письма каждое слово обозначалось определенным символом. Их назвали иероглифами. Текст, написанный подобным образом, выглядит как набор рисунков. Этот вид письма использовали три великие цивилизации древности:
- шумерская письменность – древними шумерами использовалась одна из разновидностей идеографического письма – клинопись. Символы, похожие на клинья, наносились на глиняные дощечки, из которых составлялись целые библиотеки. Клинописное письмо возникло в III тысячелетии до н.э.;
- египетская письменность – еще одним древнейшим видом письменности являются иероглифы Древнего Египта. Эта система представляла собой сочетание рисунков и специальных знаков, обозначавших слова. Более 6000 иероглифов использовались для описания окружающего мира, религиозных обрядов и различных событий из жизни людей;
- китайская письменность – иероглифическое письмо в древнем Китае сформировалось во II тысячелетии до н.э. из пиктографического письма. Символы размещались вертикальными столбцами и имели очень сложное начертание. Данная система включала огромное количество иероглифов, запомнить которые было весьма сложно.
Главным недостатком идеографических систем является сложность в передаче информации. Поэтому далее история изобретения и становления письменности проходит следующий этап – создание алфавита.
Египетская письменность
На следующем этапе развития письменности знак (символ) начал обозначать не только конкретный предмет, но и звук.
Тип письма, при котором изображение обозначало звук, назвали иероглифическим.
История утверждает, что иероглифическая письменность была создана в Древнем Египте в 3100 г. до нашей эры и не изменялась в течение 3 тыс. лет. Писцы Древнего Египта пером из тростника наносили свою надпись на папирус.
Позже иероглифическая письменность получила широкое распространение на Дальнем Востоке – в Китае, Японии и Корее. Иероглифы в Китае появились примерно в 1700 г. до н.э. Их начертания стали более условными во время династии Чжоу (1122-256 до н. э.).
С помощью иероглифов можно было отразить любую, даже самую отвлеченную мысль.
Однако каждый, кто хотел научиться писать, должен был запомнить несколько тысяч значков, поэтому писать и читать в древности умели немногие.
Древнеегипетские писцы держали письменные принадлежности – чернила и стили тростника со срезанным наискось концом в деревянных пеналах, которые удобно было носить с собой.
Первый настоящий алфавит (протоханаанский) появился на Ближнем Востоке около 1700 г. до нашей эры. Он состоял из 30 символов, каждый из которых обозначал определенный звук.
Большинство букв современного английского алфавита восходят к финикийскому. В таблице приведены древнейшие формы греческого и латинского алфавитов.
В конце 2-го тысячелетия до н. э. древние финикийцы изобрели буквенно-звуковой алфавит, который послужил образцом для иврита, арабского, латинского и древнегреческого алфавитов.
Назад к изображению
В конце концов, какой должна быть функция письменности? Сначала она удовлетворяла два разных вида потребностей. В Китае она использовалась в основном для связей с остальным миром, что подтверждается некоторыми археологическими памятниками, такими, например, как резные латы черепах и «кости оракула». Итак, с самого начала имела место магическая функция, прямо противоположная той, которую писание выполняло в стране шумеров, где оно употреблялось, прежде всего, для ведения учета и счетов. В других краях, в Египте и в стране Майя, письменность служила религии, знали ее только жрецы. Позже в Европе письменность была долгое время исключительной привилегией духовенства.
Поскольку духовная и светская власти очень часто находились в руках одних и тех же лиц, писание, тесно или отдаленно связано с магией, начинает проникать в среду юридической и политической власти. Долгое время, будучи прерогативой власть имущих, оно потихоньку просачивается в другие сферы общества. Так, например, когда исчезли жрецы майя, секреты их письма исчезли вместе с ними, а в Египте на введение денотичного письма, используемого в администрации, торговли и литературе, ушло несколько столетий.
Массовая письменность в Европе наступила только в конце XIX века.
Как ни странно, именно в таких обществах, где законы воплощены в письмо, а письмо часто имеет силу закона, в течение последних полутора столетий значительно усилила свои позиции коммуникация через средства изображения. Если изобретение типографии, возможно, на некоторое время заморозило или затормозило эволюцию письменности, то уверенное возвращение изображения, а также постоянное появление новых идеопиктограм в быту является доказательством того, что эта эволюция возобновила свое движение.
Схожі статті:
История наркоза: от древности до наших дней
История стоматологии, или как лечили зубы в древности
Из истории флагов. Часть первая.
Предки газеты
Древнеегипетская косметика
Пергамент
Пергамент изготавливали из кожи животных. И его основным плюсом была надежность сохранения информации. Впервые этот материал начали изготавливать в городе Пергам, откуда и пошло название материала. ля пергамента использовалась особым образом выделанная кожа овец, телят или коз.
Несмотря на то, что пергамент был дороже папируса, он, тем не менее, приобрел большую популярность. Ведь его можно было использовать по несколько раз. Например, смывая водорастворимые чернила, или зачищая или стирая текст.
Источник deseret.com
Однако пришедшая на смену пергаменту бумага, а также бум книгопечатания привели к тому, что пергамент перестали использовать при сохранении информации.
Какую роль играла монастырская письменность в средневековой Европе?
Монастырская письменность имела огромное значение в средневековой Европе. Монастыри были центрами образования и культуры, где монахи занимались созданием и копированием рукописей.
Сохранение и распространение знаний. Монастыри играли ключевую роль в сохранении знаний времени, поскольку монахи копировали и хранили важные тексты. Благодаря монастырской письменности многочисленные древние произведения, такие как Библия и другие религиозные тексты, философские труды, античные произведения, могли быть сохранены и тем самым переданы следующим поколениям.
Образование и учеба. Монастыри служили центрами образования, где монахи обучались чтению, письму и копированию рукописей. Они занимались не только духовным образованием, но и научными исследованиями, сохраняя и распространяя знания медицины, астрономии, географии и других наук.
Распространение религиозных идей. Кроме сохранения и распространения рукописей, монастыри играли важную роль в распространении религиозных идей. Монашеская письменность позволяла накапливать знания о вере и распространять их среди населения. Монахи создавали и копировали молитвы, трактаты, катехизисы и другие теологические тексты.
Социальное значение. Монастыри и их библиотеки были социально значимыми местами, куда приходили не только монахи для образования и чтения, но и обычные люди, ищущие знания и духовную поддержку.
Таким образом, монастырская письменность играла неоценимую роль в средневековой Европе. Она способствовала сохранению и распространению знаний, обеспечивала образование монахов и людей, а также служила распространению религиозных идей в обществе.
Популярные темы сообщений
-
Опоссум
В отряде сумчатых есть такое животное, как опоссум. Самый распространенный североамериканский опоссум. Он небольшой, его постоянно сравнивают с кошкой. Окрас у него серый, на кончиках ушей нет шерсти.
-
Термометр (градусник)
С развитием таких наук, как физика и математика, постепенно начали появляться различные приборы для измерения чело – либо. Например, барометр измеряет атмосферное давление, гигрометр – влажность, динамометр – силу.
-
Арктические пустыни
В суровых климатических условиях, удивительным образом смогла образоваться арктическая зона. С одной стороны это территория, с тяжелыми условиями выживания, с другой стороны, это своеобразное место, которому есть что рассказать.
-
Творчество Роллана
Известный драматург и писатель, родом из Франции, выпустивший в свое время серию книг, благодаря которым можно было больше узнать разных творческих личностей – Роллан Ромен.
-
Правила поведения за столом
Каждому необходимо знать правила этикета за столом. В настоящее время человек часто принимают пищу не только дома с родственниками, но и в общественных местах: кафе, ресторанах, столовых.