Схема сложного предложения
В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.
Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:
А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:
В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:
Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:
Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:
Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.
Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.
Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:
Предварительный просмотр:
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.
Фамилия, имя ученика _________________________________________
В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое (грамматическую основу предложения):
1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб.
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик. 4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края. 6. Сороки скачут около жилища людей. 7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.
Фамилия, имя ученика _________________________________________
Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.
Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 1 вариант
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. 9. Птицы летят в тёплые края. 10. Дети кормили ёжика молоком.
Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 2 вариант
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.
Как составить схему сложного предложения
Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.
Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.
Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.
Диктант по теме «Имя собственное»
Цель: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слов; подбирать примеры на изученную орфограмму.
Главный город
Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.
Грамматические задания:1. Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.2. В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.3. Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Дополнительные подсказки
Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.
Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого — группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:
- от одного из главных;
- от одного из второстепенных.
В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным — сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.
Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки.
Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.
Предварительный просмотр:
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.
Фамилия, имя ученика _________________________________________
В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое (грамматическую основу предложения):
1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб.
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик. 4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края. 6. Сороки скачут около жилища людей. 7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.
Фамилия, имя ученика _________________________________________
Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.
Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 1 вариант
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. 9. Птицы летят в тёплые края. 10. Дети кормили ёжика молоком.
Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 2 вариант
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.
Составляем план простого предложения
Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:
Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:
- составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
- простые – Даниил плавал ;
- составные глагольные – Даниил хотел плавать .
Простое предложение с однородными членами
Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.
С вводными словами или обращением
На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.
К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.
С деепричастным либо причастным оборотами
Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.
Как распознать
Чтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.
Параметр | Опеределение | Дополнение | Обстоятельство |
Значение | Характеризует признак предмета | Означает предмет | Имеет значение места, времени, способа действия |
Вопросы |
Какой? Какая, какое, какие? |
Косвенных падежей: кому (чему), кем (чем) и прочие | Где, куда, откуда, почему, когда, как — все вопросы наречий |
Чем выражено |
Прилагательное Причастие Количественное числительное Падеж совпадает с падежом главного слова |
Существительное (как с предлогом, так и без него) Местоимение Падеж может быть любым, кроме именительного |
Существительное |
Как подчеркивается | Волнистая линия | Пунктир | Точка-тире |
Пример | (Какая?) Красивая ваза стояла в (чьей?) маминой комнате. | Малыш нес (что?) корзинку (с чем?) с грибами. | (где?) В лесу (когда) осенью было сыро. |
Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос.
Самостоятельная работа по русскому языку «Главные члены предложения» 2 класс
Вставь пропущенные буквы
Подчеркни главные члены предложения во втором предложении
Раздели выделенные слова вертикальной чертой для переноса
С неба падали снеж…нки на крыш… д…мов. Наступала з…ма. В…да в лужах замёрзла. Лёд хрустел под н…гами. Веточки б…рёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты л…дом. Вышло солнышко. Сне… стал чистыми капельками в…ды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.
Вставь пропущенные буквы
Подчеркни главные члены предложения во втором предложении
Раздели выделенные слова вертикальной чертой для переноса
С неба падали снеж…нки на крыш… д…мов. Наступала з…ма. В…да в лужах замёрзла. Лёд хрустел под н…гами. Веточки б…рёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты л…дом. Вышло солнышко. Сне… стал чистыми капельками в…ды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.
Выберите книгу со скидкой:
ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Русский язык в картинках для современных детей
Русский язык. Типовые варианты
Идеальная грамотность Русский язык без правил и словарей
Русский язык. 4 класс. Контрольные и диагностические работы.
ОГЭ-2020. Русский язык. Итоговое собеседование
ОГЭ-2020. Русский язык (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену
Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфологический, по составу, разбор предложения
Русский язык в схемах и таблицах
Русский язык. Тематические тренировочные задания
Русский язык в таблицах
Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Взаимосвязь инноваций и традиций в развитии современной педагогики
Свидетельство каждому участнику
Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
10 – 12 ноября 2020г 19:00 (МСК)
Номер материала: ДБ-603997
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Второстепенные
Чтобы разобрать предложение по членам, следует уметь находить и обстоятельства, определения и дополнения. Именно они и являются второстепенными членами, назначение которых — конкретизация и уточнение главных (или других второстепенных). Как их найти?
- Определение. Вопросы, которые помогут его обнаружить в предложении — «какой», «чей».
- Дополнение. Наиболее часто к нему задаются падежей: «кому (чему)», «с кем (с чем)», «о ком (о чем)» и другие. То есть вопросы всех падежей, помимо именительного.
- Обстоятельство. Его можно найти, задав вопросы наречий или деепричастий: «откуда», «куда», «зачем», «как», «где» и подобные.
Приведем пример. Найдем главные и второстепенные чл. предложения:
Маленький мальчик торопливо шел по тропинке.
Есть разобрать предложение по членам, получится так:
(какой, определение) Маленький (кто, подлежащее) мальчик (как, обстоятельство) торопливо (что делал, сказуемое) шел (по чему, дополнение) по тропинке.
Каждый главный и второстепенный чл. предложения отвечает на свой вопрос, несет определенную нагрузку и выполняет в предложении собственную роль.
Предварительный просмотр:
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель.3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб.5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика.7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.
Фамилия, имя ученика _________________________________________
В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое (грамматическую основу предложения):
1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб.
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик.
4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края.6. Сороки скачут около жилища людей.7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.
Фамилия, имя ученика _________________________________________
Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.
Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. 9. Птицы летят в тёплые края. 10.Дети кормили ёжика молоком.
Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.
Контрольный диктант по теме «Однозначные и многозначные слова»
Цель: проверить навыки грамотного письма, умение правильно оформлять работу.Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте слова с орфограммами и правильно писать слова с ними; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Лес осенью
Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.
Грамматические задания:1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант I – четвертое предложение; вариант II – пятое предложение.2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Подлежащее
Подлежащее
— это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто?
или что?
Способы выражения подлежащего
Способы выражения | Примеры |
---|---|
1. Имя существительное в именительном падеже (или другая часть речи,употребленная в значенииимени существительного) |
Метель надвинулась сразу. (Н. Островский)Собравшиеся обсуждали повестку дня. |
2. Местоимение в именительном падеже |
Каждый отправился в комнату, ему предназначенную.(А. Пушкин) |
3. Неопределенная форма глагола |
Охранять природу — значит охранять Родину.(К. Паустовский) |
4. Фразеологизмы | В поле вышли от мала до велика. |
5. Собственное наименование | Широкой полосой, от края до края, протянулсяМлечный Путь . (В. Арсеньев) |
6. Синтаксически цельное словосочетание |
Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.(М. Горький) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачётная карточка по русскому языку по теме «Главные члены предложения»
Карточка для проверки знаний по теме » Главные члены предложения".
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК «Школа России".
Карточки по теме «Главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения»
Данные карточки закрепляут умение выделять главные члены предложения, выделять нераспространённые предложения.
Индивидуальные карточки по русскому языку на актуализацию знаний по темам : «Главные члены предложения», «Состав слова» 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Из данных слов составь предложения, чтобы получился текст. Озаглавь. Во всех предложениях найди главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).Образуйте слова с помощью суффиксов – к-, -ик-, .
Карточка по определению главных членов предложения.
Облегчает работу по подборке материала.
Карточки по русскому языку ( «Главные члены предложения»)
Оформление доски по теме: «Главные члены предложения» Кроссворд по словарным словам. Текст для поиска основы предложения. Карточки с новыми словами для словарной работы.
Карточки Главные члены предложения
В работе проверяются знаний детей по русскому языку по теме Главные члены предложения.
Урок развития речи. Изложение по вопросам. 2 класс
Тема: Урок развития речи во 2 классе. Изложение по вопросам.
Цель:
-
учить писать изложения по вопросам, в соответствии со своими возможностями;
-
развивать речь, память, логическое мышление, умение строить предложения, орфографическую зоркость;
-
воспитывать любовь к животным и самоконтроль.
Оборудование: карточки с текстами, с вопросами, с деформированными предложениями, напечатанные слова для орфографической подготовки, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Самоопределение к деятельности
— Сегодня мы будем учиться писать изложения.
— О ком будет наше изложение, узнаем, отгадав загадки:
Мордочка усатая
Шубка полосатая
Часто умывается
А с водой не знается?
— Правильно, это кот. (Слайд 1)
— И другая загадка: Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
— Молодцы! Значит, о ком будет рассказ? (Слайд 2)
3. Работа по теме урока
а) Знакомство с текстом (чтение текста учителем, у учащихся карточки с текстом на партах)
— Интересный рассказ? Понравился он вам?
— Хорошо, а теперь давайте выясним: кто из действующих лиц живой, настоящий, а кто – игрушка? (Слайд 3)
— У кого дома есть кот?
— Он играет с игрушками?
— Был у вас такой случай?
б) Вторичное чтение – вполголоса.
Задание перед чтением:
— На сколько частей разделён текст? Почему?
в) Чтение вслух, по частям, анализ.
I часть:
— У кого жил Барсик?
— Что случилось однажды?
-Что это была за игрушка?
— Что произошло с котом?
— Что сделал Коля?
— Что стала делать игрушка?
II часть:
— Что сделал Барсик с игрушкой?
— Что было на кухне?
— Что решил сделать кот?
III часть:
— Пила ли игрушка молоко?
— Как к этому отнёсся Барсик?
— Почему он радовался?
— Кто сможет пересказать текст? (2-3 ученика разного уровня)
Физкультминутка
4. Орфографическая подготовка
— Давайте посмотрим на текст.
— Почему слова Коля и Барсик всегда написаны с большой буквы?
— А вот слова кот, собака, игрушка – как будем писать? Почему?
— Найдём слова, в которых есть сочетания жи–ши, ча–ща. Кто скажет правило?
— (На доске карточки со словами)
1 группа слов: кот, игрушка, шкаф, чашка, лапка, рад.
— Читаем эту группу слов. Кто догадался, на какое правило эти слова?
— Как их проверить?
2 группа слов: головой, вертеть, покормить, текло.
— Подберём проверочные слова.
— Вспомним правило.
Слова для справок: однажды, испугался, спрятался, решил, понёс.
— Какие словарные слова присутствуют в нашем тексте?
5. Запись текста
1 уровень – списывает текст;
2 уровень – строят предложения из деформированных;
3 уровень – отвечают на вопросы.
6. Самопроверка
7. Обобщение
— Сегодня мы учились составлять и записывать текст.
8. Рефлексия
— Но вернёмся к нашим героям. У меня два блюдечка с молоком. Кого из них надо угостить молоком? (Слайд 4)
— А собачке надо? (Слайд 5)
— Урок окончен.
Текст изложения
Барсик
У Коли жил кот Барсик. Однажды с полки упала игрушка. Это была собака. Кот испугался и спрятался под шкаф. Коля завёл игрушку. Собака слала вертеть головой.
Барсик взял игрушку и понёс её на кухню. Там в чашке было молоко. Кот решил покормить собаку.
Молоко текло по лапкам и усам собаки.
Барсик был рад.
Составь из слов предложения.
1. Жил, кот, у Коли, Барсик.
2. Упала, с полки, игрушка, однажды.
3. Собака, была, это.
4. Испугался, кот.
5. Завёл, Коля, игрушку.
6. Стала, головой, собака, вертеть.
7. Игрушку, Барсик, на кухню, понёс.
8. Решил, покормить, он, молоком, собаку.
9. Молоко, игрушка, не пила.
10. Рад, Барсик, был.
Напишите ответы на вопросы.
1. У кого жил Барсик?
2. Что случилось однажды?
3. Что произошло с котом?
4. Что сделал Коля?
5. Что стала делать игрушка?
6. Куда понёс Барсик игрушку?
7. Что он решил с ней сделать?
8. Пила ли игрушка молоко?
9. Как к этому отнёсся Барсик?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточка для проверки знаний по теме » Главные члены предложения".
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК «Школа России".
Данные карточки закрепляут умение выделять главные члены предложения, выделять нераспространённые предложения.
Из данных слов составь предложения, чтобы получился текст. Озаглавь. Во всех предложениях найди главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).Образуйте слова с помощью суффиксов – к-, -ик-, .
Облегчает работу по подборке материала.
Оформление доски по теме: «Главные члены предложения» Кроссворд по словарным словам. Текст для поиска основы предложения. Карточки с новыми словами для словарной работы.
В работе проверяются знаний детей по русскому языку по теме Главные члены предложения.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 15. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Как называются главные члены предложения.
2)Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.
Подлежащее–главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.
Сказуемое — главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 32-34.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 32-33.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Вы уже знаете, что члены предложения делятся на 2 вида.
Главные и второстепенные.
Главные члены предложения в свою очередь делятся еще на 2 типа.
Выясним, на какие.
В конце весны прилетают стрижи.
О ком или о чём говорится в этом предложении?
В предложении говорится о стрижах.
Это главный член предложения.
Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим.
Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.
И отвечает на вопросы кто? Или что?
Какое действие выполняют стрижи?
Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется — сказуемым.
Сказуемое отвечает на вопросы: что сделал? Что делал? Что сделает? Что делает? И т.д.
Стрижи что делают? Прилетают.
В предложении сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Попробуй подчеркнуть самостоятельно.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены. Они составляют грамматическую основу. Иногда бывает сложно определить подлежащее.
Так как на вопрос «что?» также может отвечать и второстепенный член.
Дождь залил огород.
Какое из этих слов является подлежащим?
Если сложно найти подлежащее, то находим сначала сказуемое.
Какое действие выполняется в предложении?
Это – сказуемое. Подчеркиваем его двумя чертами.
Что выполняет действие – залил? Дождь.
Значит дождь – это подлежащее. Подлежащее может стоять в любом месте предложения и употребляется без предлога.
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Подлежащее и сказуемое.
Выделите подлежащее и сказуемое.
Подсказка: подлежащее подчёркивается одной чертой, сказуемое – двумя.
Дятел сидит на сосне. Белка таскает шишки в дупло. А вот по полянке пробежала лисица.
Задание. Основа предложения.
Выделите цветом только те предложения, в которых правильно подчёркнута основа.
Подсказка: основа предложения – это главные члены предложения.
Как распознать
Чтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.
Параметр | Опеределение | Дополнение | Обстоятельство |
Значение | Характеризует признак предмета | Означает предмет | Имеет значение места, времени, способа действия |
Вопросы |
Какой? Какая, какое, какие? |
Косвенных падежей: кому (чему), кем (чем) и прочие | Где, куда, откуда, почему, когда, как — все вопросы наречий |
Чем выражено |
Прилагательное Причастие Количественное числительное Падеж совпадает с падежом главного слова |
Существительное (как с предлогом, так и без него) Местоимение Падеж может быть любым, кроме именительного |
Существительное |
Как подчеркивается | Волнистая линия | Пунктир | Точка-тире |
Пример | (Какая?) Красивая ваза стояла в (чьей?) маминой комнате. | Малыш нес (что?) корзинку (с чем?) с грибами. | (где?) В лесу (когда) осенью было сыро. |
Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос.
Алгоритм составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение.
- Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
- Определите, простое или сложное предложение.
- Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
- Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
- Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
- Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
- определение – волнистая линия
- дополнение – пунктир;
- обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
- деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
- причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.
Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:
“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):
“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):
“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):
Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.
План действий по составлению схемы предложения
Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:
- Тщательно рассмотреть написанное предложение;
- Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
- Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);
По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);
- Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
- Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;
- Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
- В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;
В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;
Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.
Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.
Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.