Приставки первой группы
Если приставка в слове относится к первой группе, с ней меньше всего проблем. Такие приставки русского языка неизменяемые, а стало быть, всегда пишутся одинаково. В любых словах.
Возьмем такие слова как
«переход, выходить, проходить»
Кажется, что все просто. Такие приставки русского языка понятны, можно переходить к следующим. Но вспомним другое слово
«правнук»
Здесь уже используется приставка «пра», хотя существует другая приставка, отличающаяся всего одной буквой — про. Как мы узнаем какие приставки русского языка следует использовать в данный момент?
Для этого определим лексическое значение слова. Нам известно, что в русском языке каждая буква в слове находится на своем месте и не может находиться ни на каком другом. Поэтому слова с приставкой про всегда означают что-то конкретное и заранее определенное.
Если речь об имени существительном, приставка «про» будет значить сторонника группы людей, организации и т. п. Например, проактивность — термин гуманистической психологии. Если перед нами глагол, приставка может означать действие, направленное сквозь что-то. Например, пробить, проломать. Глагол может также означать направленность движения, указание на место. Например, проехать мимо магазина. Другое лексическое значение таких глаголов — направленность действия или движения через что-либо. Например, пролезть. Наконец, это может означать доведение действия до конца. Например, проплыть все море.
Если вы не хотите запоминать все слова с приставкой пред и значение части слова, а заодно слова с приставкой по и другие неизменяемые приставки, можно поступить проще.
Достаточно учитывать значения следующих приставок:
-
Пра. В русском языке эта приставка указывает на древность, старость. Например, правнук, прадед, пращур. В остальных случаях правильно писать «про».
-
А. Означает отрицание или отсутствие. Например, «алогичный» значит нелогичный, человек с отсутствием логики. Знакомый из математики термин «асимметрия» значит отсутствие геометрической или какой бы то ни было другой гармонии.
Неизменяемые приставки должны вызывать меньше всего затруднений в правильности написания.
Правописание гласных в приставках
А сейчас поговорим о двух парах приставок, в которых могут писаться А или О.
Приставки РАЗ-/РАС и РОЗ-/РОС-:
Если ударение падает на приставку, то пишем О.
Например: рОспись, рОзвальни.
Если ударение НЕ падает на приставку, то пишем А.
Например: расписАние, развалИться.
Приставки ПРА-/ПРО-:
Начнем объяснение с метафоры.
Почему наши предки любят гласную «А»?Колеса еще не изобрели, как и букву О, а вот с буквой А предки подружились раньше. Так мы запомним, что если приставка имеет значение «первоначальный», «родство», «отношение к предкам», то пишем А.Например: прародитель, прадедушка. |
Во всех остальных случаях пишем О.
Например: прокаченный, проверенный.
Неизменяемые приставки
Это морфемы, которые всегда пишутся одинаково. Приведем примеры:
Приставка
Пример
о-
окружить
освободить
осветить
у-
уходить
утроенный
утяжеляться
до-
домысливать
дописать
допечь
по-
поведать
поесть
поспособствовать
про-
продержать
просматривать
проверить
пра-
прародитель
прадедушка
на-
наездник
наигранный
накипеть
за-
замечать
заверить
задрожать
над- или надо-
надлежащий
надсемейство
надрывный
под- или подо-
подходить
подъезд
подмена
от- или ото-
отход
отъезд
отбеливатель
об- или обо-
обустройство
обшитый
объяснить
в- или во-
вверить
вмещать
воображать
вы-
вымещать
вытаскивать
выступать
пред- или предо-
предместье
предопределение
предыстория
пере-
перечисление
перемена
переезжать
с- или со-
современный
сузиться
сохранный
Также стоит отметить, что в эту группу включают приставки, заимствованные из иностранных языков. Они тоже не изменяются. Приведем примеры:
-
дез- дезинформация, дезинфекция, дезориентация
-
контр- контрнаступление, контрразведка, контрразведчица
-
транс- трансформация, трансплантация, трансцендентальный
-
пост- постирония, постфактум
-
суб- субмарина, субтропический, субтитры
-
супер- суперагент, супербоевик, супермодель
-
пан- панамериканский, пантеизм
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
Суффиксы прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
Суффиксы глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
Предварительный просмотр:
перед гласными и звонкими согласными корня
перед глухими согласными корня
Приставки, оканчивающиеся на з-, с-, как слышатся, так и пишутся.
Космонавт при летел из Вселенной.
В словах: при дёт, при летит, при плывёт
Пишем мы при- , говоря обо всём,
Что добрые руки при делали.
Различаются по значению слова
пре бывать (находиться где-то)
при ёмник (устройство, аппарат)
Правописание согласных в приставках
здесь, здание, здоровье, ни зги, здешний, выздороветь
Правописание гласных в приставках
Гласные буквы в приставках
пишутся одинаково как под ударением,
так и без ударения (исключение раз-, роз-)
поезд – поездка, провод – провожать
Какие приставки встречаются в русском языке?
Приставки — это одна из основных частей составных слов русского языка. Они играют важную роль при образовании новых слов и изменении значения уже существующих. В русском языке существует множество приставок, каждая из которых имеет свой уникальный смысловой оттенок.
Некоторые приставки указывают на направление движения, например: «пред-» (предупреждать, предоставить), «за-» (закрыть, заходить), «по-» (пойти, повернуть).
Другие приставки указывают на отношение или степень, например: «не-» (неправильный, неуместный), «сверх-» (сверхестественный, сверхвысокий), «меж-» (международный, межконтинентальный).
Также в русском языке часто встречаются приставки, обозначающие родственные или производные отношения, например: «отец-» (отечество, отец), «матери-» (материк, материнство), «сын-» (сыновство, сыновей).
Иногда приставки могут иметь и религиозное значение, например: «пра-» (православный, праотец), «бого-» (богословие, богоотец), «евангели-» (евангелический, евангелист).
Все эти приставки помогают расширить словарный запас и обогатить русский язык, делая его более выразительным и разнообразным.
Правописание приставок в русском языке
Условно все правила, которые регулируют правописание приставок, можно разделить на два больших блока:
- правописание неизменяемых приставок;
- правописание изменяемых приставок.
Неизменяемые приставки: правило
С неизменяемыми приставками всё просто
Они пишутся всегда одинаково, и неважно, какая буква стоит в корне или в каком значении употребляется слово
Их довольно много. Запомнить все будет довольно сложно. Однако если справитесь — это поможет сразу распознавать приставку в морфемной структуре слов. Поэтому лучше придумать удобную считалку или пользоваться другими мнемотическими техниками.
Стоит запомнить, что в русском языке существует только приставка с-. Слова, которые начинаются на з- необходимо запомнить. В них эта буква является частью корня: здесь, здание, здоровье, не видно ни зги.
Если после приставки, которая имеет русское происхождение, корень начинается на «и», то эта буква меняется на «ы»: безыдейный, разыграть. Исключения составляют приставки сверх- и меж-. После них по правилам остаётся буква «и»: сверхинтеллект, межинститутский. Также «и» сохраняется в слове «взимать».
Правописание иноязычных приставок: правила
Приставки, которые пришли в русский из других языков, также считаются неизменяемыми. Их пишут всегда одинаково:
Приставка | Пример |
а- | аморальный |
анти- | антигуманный закон |
архи- | архивариус |
де- | демаркационная линия |
дез- | дезинфицировать |
дис- | дискредитировать |
инфра- | инфракрасный |
контр- | контрреволюционер |
ре- | реинкарнация |
транс- | трансплантация |
пост- | постскриптум |
суб- | субординация |
супер- | суперобложка |
пан- | панъевропейский |
ультра- | ультрафиолетовый |
После иноязычных приставок буква «и» никогда не переходит в «ы»: суперидейный, трансиндийский, панисламизм. Зато после таких приставок перед корнями, которые начинаются на «е», «я», «ё», «ю», ставят «ъ»: адъютант, инъекция, конъюнктура, объект, субъект и так далее.
Приставка или предлог?
Иногда за приставку можно принять похожий на нее предлог. Однако предлоги являются отдельной частью речи и пишутся отдельно от слов, к которым относятся: у дома, по причине, с другом (для сравнения: увидеть, подарок, сполна).
Помните, что с глаголами предлоги никогда не употребляются. Поэтому сомнений в том, что стоит перед глаголом, возникать не должно — это может быть только приставка.
Например: догадаться, прочитать, уберечь.
Подробнее о том, как отличать предлог от приставки, мы уже говорили на этом уроке.
Разберем на примерах.
Нарисовать — глагол, обозначающий «изобразить что-либо в виде рисунка».
Образован от слова рисовать. Подберем однокоренные слова с другими приставками: разрисовать, перерисовать, срисовать. Корень слова — —рис-, а вот изменяющая часть перед ним— это и есть приставка.
Значит, в слове нарисовать выделяем приставку на-.
Приземление — существительное, обозначающее «посадка на поверхность земли».
Образован от слова земля. Однокоренные слова с другой приставкой: заземление, подземелье. Корень — -земл- (чередуется с -земель-).
Делаем вывод, что в слове приземление нужно указать приставку при-.
Напоследок вспомним, как Ослик Иа говорил, что воздушный шарик и входит в подаренный ему Винни Пухом горшочек, и замечательно выходит из него. Эти два глагола являются однокоренными словами и различаются только приставками: в- и вы-. Первая указывает на действие, направленное внутрь (в нашем случае — внутрь горшочка), а вторая — на действие, направленное изнутри.
{"questions":,"answer":}}}]}
{"questions":,"answer":1},"fill_choice-2":{"type":"fill_choice","options":,"answer":0},"fill_choice-3":{"type":"fill_choice","options":,"answer":2},"fill_choice-4":{"type":"fill_choice","options":,"answer":0},"fill_choice-5":{"type":"fill_choice","options":,"answer":0}}}]}
Ход УРОКА
1. Эмоциональный настрой (1 мин.).
Давайте начнем наш урок с такого высказывания:
С удачи начинается успех!
Слайд 1.
Как вы понимаете эту поговорку? Какие маленькие удачи могут быть на уроке? (получить хорошую отметку, хорошо усвоить материал урока, правильно выполнить задания и т. д.) Пусть эти слова будут сегодня нашим девизом. Я уверена, что удача улыбнется всем вам, но для этого необходимо потрудиться!
1. Актуализация ранее изученного.
Чистописание.
Прочитайте пословицы. Что общего у этих пословиц?. Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.
С ложью правда не дружит. В дружном коллективе дела спорятся. Умей дорожить дружбой.
Давайте дадим определение: Корень – это…
2. Словарно-орфографическая работа.
-Прежде чем мы приступим к обсуждению темы урока, давайте повторим словарные слова. Мы уже умеем определять в словах окончания, поэтому сегодня я буду говорить слова в форме единственного числа, а вы будите записывать эти слова в форме множественного числа и выделять окончания.
Береза, дорога, помидор, огород, ракета, девочка,
3. Постановка проблемы (сообщение темы и цели урока)
(Слайд 2)
пришел дошел
ушел прошел
вышел перешел
Обратите внимание на эти слова. Можно ли их назвать родственными? Какой общий корень в этих словах? Чем они отличаются? Может кто-то знает как называется эта часть слова, которая стоит перед корнем?. Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить
Сформулируйте тему урока
Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить. Сформулируйте тему урока.
4. Ознакомление с новым материалом.
Возьмем два примера:
Ушел
Вошел
Составим с этими словами предложения :
Сережа ушел из школы.
Сережа вошел в школу.
Имеют ли эти предложения одинаковое лексическое значение (предложения говорят о разном). Слова: ушел, вошел тоже имеют разное значение.
Ушел – покинул определенное место
Вошел — оказался внутри определенного места
У этих слов общий корень — шел.
Таким образом, можно сделать вывод, что часть перед корнем служит для образования новых слов и называется приставкой.
Слайд 3
5. Первичное закрепление знаний
Откройте учебник на странице 84.
Прочитайте сведения о русском языке. Что такое приставка? Для чего она служит? Приведите примеры слов с приставками. Прочитайте правило еще раз. Закройте учебник, повторим хором.
6. Игра: «Не ошибись»
— Я буду читать пары слов, а вы встаете – если это однокоренные или формы слова, а если это совершенно разные слова – вы тихо сидите.
Лес-лесник, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, море –морж, дом-домашний, дом-дым, вода- водяной, пять-пятно, царь-царевна, лист-лисенок,
школа – школьник, ёж-ежевика, водичка-водитель.
Упражнение 154
Прочитайте. Рассмотрите таблицу с приставками. Найдите приставки, которые пишутся с буквой о.
Найдите приставки, в которых пишется буква а.
Прочтите приставки с буквой е.
Как пишутся приставки? (приставки пишутся одинаково)
Давайте поупражняемся в образовании новых слов с помощью приставок.
Слайд
Отгадайте загадки. Запишите отгадки и выделите в словах приставки.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его сережки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(подорожник)
За грибами мы пошли
На рассвете розовом.
В белой рощице нашли
Крепкий. (подберёзовик)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(подосиновик)
7. Самостоятельная работа
У каждого на парте есть карточки по вариантам. Возьмите их. Выполните задания.
8. Рефлексия
Продолжите фразу…
Я узнал…
Я понял.
Я научился…
Домашнее задание.
Составьте 3 предложения, употребив в них глаголы с приставками.
Определение и значение приставок в русском языке
Приставка или префикс — это морфема, которая стоит в самом начале слова, сразу перед корнем, и помогает образовывать новые однокоренные слова с самыми разными оттенками смысла. |
Несмотря на то, что формально эта морфема называется префиксом, все знают ее под именем приставка. Вероятно, потому что она словно приставляется к слову, чтобы создать до десятка других — похожих по смыслу, но со своими оттенками:
Как видите, приставки могут быть у разных частей речи, и новые слова они образовывают с совершенно разными значениями. Общий признак один — расположение перед корнем. По нему легко определить приставку и выделить ее в ходе разбора слова по составу.
Проиллюстрируем этот простой процесс, о котором все знают с 3–4 класса, таблицей: как приставки в русском языке образуют новые слова.
Корень | Приставка | Новое слово |
-беж- | у- | убежать |
вы- | выбежать | |
при- | прибежать | |
из- | избежать |
В одном слове может быть две и даже три приставки — разумеется, все они будут находится перед корнем.
Стоит различать приставки и предлоги, даже если они звучат совершенно одинаково. Однако в русском языка приставка — это часть слова, и она пишется исключительно слитно, в то время как предлог — часть речи и пишется раздельно со значимым словом. Кроме того, с глаголами предлоги не употребляются. Все, что стоит перед глаголом, может быть только приставкой.
Он добежал до финиша. Птица слетела с ветки.
Алгоритм выделения приставки
- Определить значение слова и первое исходное слово, от которого образовалось исследуемое слово. Используя родственные слова, определить корень, затем определить часть перед корнем – предполагаемую приставку.
- Определить оттенок лексического значения, которое придает полученная приставка слову .
- Определить правильное написание приставки , орфограммы в приставке или на стыке приставки и корня.
На тестах/экзаменах рекомендуется вопросы с приставками пре-, при- оставлять напоследок для экономии времени. - Проверить правильность определения приставки подбором слов с данной приставкой (в том же значении).
Пример.
- Подставь – глагол
- Значение: ставить подо что-то.
- Родственные слова: став/ить, у/став/ленный, за/став/ить =>корень -став-.
- Часть слова перед корнем – под-. Приставка под- – неизменяемая.
- Слова с приставкой под-: под/держка, под/ранок, под/бодрить.
Следовательно приставка под-.
Проверь себя
Задание 1.Какая из этих приставок является неизменяемой?
- МЕЖ-
- ПРО-
- ПО-
Задание 2.Какая буква пишется в приставке ВЗ-/ВС-, если после нее пишется буква «Л»?
- Пишется буква «З».
- Пишется буква «С».
- Выбор буквы зависит от лексического значения слова.
Задание 3.Что такое «омофоны»?
- Слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
- Слова, которые пишутся по-разному, но произносятся одинаково.
- Слова, которые и пишутся, и произносятся одинаково, но имеют разное значение.
Задание 4.Какая гласная пишется после приставки СВЕРХ-?
- гласная «И»
- гласная «Ы»
- любая
Ответы: 1. — 3; 2. — 1; 3. — 2; 4. — 1.
III.
Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:
1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.
После приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется Ы, если эта приставка русского происхождения.
Например: безЫдейный, подЫскать, разЫграть, обЫндеветь (от слова иней)
Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.
После приставки нерусского происхождения, то есть заимствованной (чаще всего из латыни), в корне сохраняется буква И.
Например: контрИгра, трансИндийский, панИсламизм, суперИдея.
! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня. Пишем, например: сЫмпровизировать, предЫнфарктный (приставка русская, хотя корень заимствованный, поэтому Ы).
Пишем, например: сЫмпровизировать, предЫнфарктный (приставка русская, хотя корень заимствованный, поэтому Ы).
2. Выбор Ъ после приставок.
После приставок, оканчивающихся на согласный, пишется Ъ перед гласными корня Е, Ё, Ю, Я.
Например: сЪехать, подЪём, подЪюбник, разЪярённый.
Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-
Например: адЪютант, инЪекция, конЪюнктура, обЪект, субЪект, трансЪевропейский, панЪевропейский, конЪюнктивит
! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.
! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п
Какие бывают приставки
Чтобы запомнить какие бывают приставки, ознакомьтесь с таблицей ниже.
Тип приставки |
Примеры |
Описание |
Первая группа |
В, во, до,вы, пра, из, изо, пред, предо, па, пере и так далее |
Приставка может произноситься как угодно, но пишется при этом, всегда одинаково |
Вторая группа |
Без, бес, низ, нис, раз, рас, через, черес и так далее |
Приставки, которые оканчиваются на «з» или «с» за исключением приставки «с», которая относится к первой группе |
Третья группа |
При, пре |
Пре и при. Приставки, означающие превосходную степень чего бы то ни было или приближение к чему бы то ни было. |
Заимствованные приставки |
Анти, архи, де, контр, экс и так далее |
Приставки, которые пришли в русский язык из других стран и значение которых в полной мере раскрывается только если знать перевод каждой приставки. |
Теперь читатель знает какие бывают приставки в русском языке таблица же будет ему в помощь. Поскольку язык постоянно развивается, не прекращается его обогащение новыми приставками. Возможно, появление новых частей слова и при жизни вашего поколения. Поэтому не стоит пытаться выучить наизусть все приставки в русском языке таблица служит лишь ориентиром.
Вместо зазубривания лучше всего постараться понять логику, по которой развивается русский язык.
Заимствованные приставки одновременно относятся к первой категории. В таблице они выделяются с единственной целью упростить понимание языковой логики для читателя.
Как запоминать орфограммы в приставках
На эту тему будет отдельная статья, но я отмечу в этом блоке несколько основных моментов.
Если в вашей приставке последняя буква – «с» или «з», то ее надо писать так, как она слышится. Например: «раздирать» – я четко слышу тут «з» и пишу «з». «Рассвирепеть» – слышу «с», пишу «с».
В префиксах «пре» и «при» буква «е» пишется в том случае, если этот префикс можно заменить на «пере» или слово «очень» – преогромный = очень огромный, преграда = «переграда», перегородить то есть. Букву «и» надо писать в случаях, когда обозначается близость чего-то с чем-то: приморский (рядом с морем), приклеить (то есть две вещи будут абсолютно рядом друг с другом), прибежать (оказаться рядом с нужным местом). Или в случаях «неполноты действия», когда действие сделано как-то частично: присесть (не сесть именно, а только ПРИсесть, чуть-чуть, самую малость), пригнуться (немного, не совсем нагнуться).
Единственный случай, в котором мы пишем приставку «пра», а не «про» – это когда говорим о предках. Например: прадедушка, праязык (то есть предок современного языка). Во всех остальных случаях пишется только «про»: продумать, прописать, продуть.
В русском языке не бывает приставки «з», есть только «с»: сделать, списать, стащить. Почему в слове «здание» пишется «з»? Потому что нет у нас слова «дание», и эта «з» находится в корне, а не в приставке.
Это самые популярные правила на префиксы, в отдельной статье мы их разберем чуть более подробно.
Какие бывают приставки
Чтобы запомнить какие бывают приставки, ознакомьтесь с таблицей ниже.
Тип приставки |
Примеры |
Описание |
Первая группа |
В, во, до,вы, пра, из, изо, пред, предо, па, пере и так далее |
Приставка может произноситься как угодно, но пишется при этом, всегда одинаково |
Вторая группа |
Без, бес, низ, нис, раз, рас, через, черес и так далее |
Приставки, которые оканчиваются на «з» или «с» за исключением приставки «с», которая относится к первой группе |
Третья группа |
При, пре |
Пре и при. Приставки, означающие превосходную степень чего бы то ни было или приближение к чему бы то ни было. |
Заимствованные приставки |
Анти, архи, де, контр, экс и так далее |
Приставки, которые пришли в русский язык из других стран и значение которых в полной мере раскрывается только если знать перевод каждой приставки. |
Теперь читатель знает какие бывают приставки в русском языке таблица же будет ему в помощь. Поскольку язык постоянно развивается, не прекращается его обогащение новыми приставками. Возможно, появление новых частей слова и при жизни вашего поколения. Поэтому не стоит пытаться выучить наизусть все приставки в русском языке таблица служит лишь ориентиром.
Вместо зазубривания лучше всего постараться понять логику, по которой развивается русский язык.
Заимствованные приставки одновременно относятся к первой категории. В таблице они выделяются с единственной целью упростить понимание языковой логики для читателя.
Каких приставок не существует
Иногда встречаются слова с двумя приставками. Возьмем такое слово как
«соприкоснувшись»
В данном случае перед нами сразу две приставки: со и при. Обе упоминаются не просто так, а несут лексический смысл в слове. Приставка «со» означает нечто совместное. В тот момент, когда в слове появляется приставка «со» возникает соучастие, сопереживание, совместная деятельность и многое другое.
Соприкоснуться можно руками, ногами, рукавами, взглядами, да чем угодно. Приставка «при» в данном случае обозначает «присоединение» упомянутых выше рук, рукавов или взглядов.
Если слово имеет сразу две приставки, они не объединяются. Не существует приставки «сопри». Невозможно выдумывать несуществующие приставки.
Помните: всякая приставка в русском языке используется неслучайно. Каждая несет какой-то смысл. Если вы указываете на ту или иную приставку, постарайтесь определить для себя какое лексическое значение используется в данном конкретном случае.
Если самостоятельно определить его не получается, воспользуйтесь словарем. Если же и в словаре такой приставки нет, вероятнее всего, ее вовсе нет в русском языке. Тогда постарайтесь найти ошибку в морфемном разборе и выполнить его правильно.