Коммуникативные навыки у детей и взрослых

Коммуникативность - всё о человеческом общении

10 характеристик людей с хорошими коммуникативными компетенциями

1- Они наблюдательны

Согласно теории разума, мы способны делать выводы о психическом состоянии других людей. Хорошие коммуникаторы умеют предвидеть и распознавать реакцию других людей, модифицируя свою речь, чтобы добиться поставленных целей.

2- Умеют интерпретировать контекст

Люди с развитыми коммуникативными компетенциями проявляют любопытство к окружающему миру и адаптируются к индивидуальным, социальным и культурным различиям. Представьте себе, что вы приезжаете в азиатскую страну, и вдруг замечаете, что ее жители чувствуют себя неудобно, разговаривая с вами. Вероятно, это связано с тем, что в этой стране не принято смотреть собеседнику прямо в глаза.

Нет необходимости ехать так далеко для оценки ситуации

Это имеет важное значение в любой области

Необходимо принимать во внимание каноны окружающей среды для поддержания эффективной коммуникации

3- Имеют высокую личную эффективность

Они воспринимают препятствие как вызов. Вера в собственные силы помогает нам сосредоточиться на том, что мы хотим сказать, не отвлекаясь на моменты неуверенности. Это вполне естественно, что у нас возникают некоторые сомнения (и необходимо для избежания ошибок), но наше восприятие играет важную роль в развитии коммуникативных компетенций.

4- Они уважают других

Человек с развитыми навыками общения способен разговаривать с людьми, с которыми он не согласен, и выражать свою точку зрения, не выходя за рамки приличий. Это бывает непросто, когда речь идет, например, о политике или футболе. Сколько раз мы видели, как люди теряют над собой контроль по пустякам? Хорошие коммуникаторы способны принять точку зрения другого человека и вежливо привести свои аргументы.

5- Обладают эмоциональным интеллектом

Они беспокоятся о том, что чувствует собеседник. Они умеют быть настойчивыми и понять переживания другого человека. Они знают, какие вопросы следует адресовать аудитории, как найти к ней подход, и о чем лучше промолчать.

6- Они организованы

Способны привести свои мысли в порядок прежде чем их озвучить. Они привыкли думать, прежде чем что-либо сказать, и не боятся признать, что они чего-то не знают. Как устная, так и письменная речь требует от нас четкой организации мыслей. Таким образом, мы помогаем собеседнику следовать за ходом разговора и делаем нашу речь более убедительной.

7- Они креативны

Они используют различные ресурсы, чтобы привлечь внимание своей целевой аудитории. Они рассказывают истории, чтобы создать эмоциональную связь со слушателем, создают подходящие метафоры, находят остроумные и запоминающиеся примеры и т.д

Они проявляют гибкость и знают, что лучше подходит для каждого случая.

8- Учатся у профессионалов

Они концентрируют внимание, и это далеко не всегда происходит осознанно, на коммуникативных компетенциях других. Они быстро учатся и совершенствуют свои методы

Если у вас это не происходит автоматически, попробуйте применять эту технику в качестве упражнения.

9- Они не боятся делать ошибки

Невозможно всегда иметь все под контролем, в независимости от степени развития коммуникативных компетенций. Отличные коммуникаторы не являются таковыми от природы. Они становятся успешными, потому что учатся на своих ошибках, не останавливаются перед трудностями и воспринимают их с юмором. Неудачи – это неотъемлемая часть процесса коммуникации.

Достоинства и недостатки коммуникабельности

Людей, обладающих коммуникативными навыками, с удовольствием берут на работу и продвигают по карьерной лестнице. Но, стоит понимать, что коммуникабельность граничит с другими навыками: уверенностью в себе, лидерством и инициативностью. Не все руководители готовы к такому активному поведению сотрудника. Поэтому возможны конфликты, вплоть до увольнения. Тем не менее, плюсов у коммуникативности значительно больше. Рассмотрим достоинства и недостатки коммуникабельности. Среди положительных сторон:

Умение общаться. В понятие входит не пустая болтовня, а выслушивание человека, поддержание разговора. Люди пересекаются по схожим интересам. Коммуникабельный человек находит точки соприкосновения, развивая общие интересы. Таким образом, располагает собеседника к себе, чтобы затем без труда склонить его на свою сторону.Спокойствие. Несмотря на активность и резвость коммуникабельный человек располагает невозмутимостью. От него не исходит тревога, суетливость, боязнь участвовать в переговорах. Людей притягивает спокойствие, доброжелательность и открытость, исходящая от коммуникативной личности.Внимательность. Такой человек первым отреагирует на приветствие, сгладит конфликт, подведет итоги встречи. С ним не возникнет неловких пауз и бесполезных переговоров. После общения с коммуникабельным человеком остается ощущение, что беседовал с хорошим знакомым.

Умение и желание общаться может сыграть злую шутку с человеком. Не для всех должностей – это необходимое качество. Если курьер помимо доставки товара начнет рассказывать истории, забавные или скандальные случаи, то это не лучшим образом отобразится на репутации компании. Среди недостатков коммуникабельности выделяют:

Излишний артистизм

Интересные рассказчики притягивают внимание. Коммуникабельная личность умеет заинтриговать, делает эффектные паузы, играет словами, привлекает жестами, мимикой

Порой такое перевоплощение в разные роли неуместно и вызывает непонимание окружающих. В разумных мерах артистизм привлекает собеседников.Навязчивость. Наладить связь с незнакомым человеком непросто, приходится приложить массу усилий. Задача коммуникабельной личности достичь результата. Поэтому в ход идут различные методы воздействия: звонки по телефону, «случайные» встречи. Если переусердствовать, то подобные действия будут расценены, как излишняя навязчивость.

Не стоит рассматривать коммуникабельного человека, как милого добряка. В нужной ситуации он способен проявить агрессию, и проявляется это в виде злых или остроумных шуток. Правда, к резервному оружию прибегает редко, когда надо авторитарно заявить о своем решении.

Коммуникабельность и коммуникативность: в чем разница?

Чаще всего, оба эти слова без задней мысли используются как синонимы: коммуникабельный (коммуникативный) человек — умеющий общаться, «легкий» в беседе, знающий, что сказать и что спросить. На самом деле, если копнуть глубже в словообразование разница есть и весьма принципиальная:

«коммуникабельный» всегда употребляется по отношению к человеку и является его положительной характеристикой — это способность личности налаживать контакты, общительность, приятная и легкая беседа;«коммуникативный» — имеет несколько другое значение слова, чем то, в котором обычно используется, и означает «имеющий отношение к передаче информации при помощи языка». Употребляется по отношению к умениям, навыкам, играм, упражнениям, даже танцам и музыке.

Коммуникативность бывает двух видов:

Письменная. Умения человека, владеющего этим навыком, сводятся к составлению писем, заполнению официальных документов. При этом он не допускает орфографических ошибок, выражает мысли четко и по делу. Письменная коммуникабельность — это необходимое качество для секретарей, руководящих должностей.Устная. Секрет успешного собеседника заключается в умении слушать. Коммуникабельный человек обладает этим навыком в совершенстве. Плюс умеет повернуть разговор в нужном направлении и склонить собеседника к своей точке зрения. Беседа проходит в спокойном тоне, повышенные нотки и давление на оппонента недопустимы.

Коммуникабельному человеку присуще чувство такта, тонкий юмор, умение одеваться в соответствии с ситуацией. Он внимательно наблюдает за собеседником, считывает жесты. Не вступает в споры и не дает возмущению, гневу или раздражению взять верх.

Этика массовых коммуникаций

Этика массовых коммуникаций – это совершенно необходимый аспект любого обращения к аудитории. Этика массовой коммуникации предполагает соблюдение юридических и  моральных норм в общении с аудиторией. Это не только позволит расположить к вам читателей и зрителей, но и избежать проблем с законом.

Так, если какое-то неосторожное высказывание спикера попадет под статью о недопустимости дискриминации по национальному, расовому, религиозному признаку, это чревато длительными разбирательствами, в том числе судебными. Если кто-то посчитает распространяемую в ходе массовых коммуникаций информацию недостоверной или носящей ущерб его репутации, это тоже повод для обращения в суд

Чтобы подобных неприятностей не происходило, нужно взять за правило уважительно относиться ко всем участникам коммуникации и третьим лицам, обсуждаемым в ходе коммуникации. Следует сохранять самообладание и не поддаваться на выпады и провокации с чьей бы то ни было стороны и держаться в рамках культурных норм.

И, конечно, нужно тщательно проверять достоверность той информации, которой вы хотите поделиться. Выражаясь современным языком, делать фактчекинг. Если возможности нет, а вы не хотите «упускать экспромт», как минимум, уточните, что вы не помните всех деталей события, поэтому изложите его только в самых общих чертах. И если аудитория готова вас поправить и дополнить ваш рассказ более точными деталями, вы будете исключительно благодарны за это.

Более подробно изучить «Этические аспекты массовой коммуникации» вы можете, ознакомившись со специальными материалами по теме . А больше примеров из практики вы найдете в материалах международного семинара «Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии» .

Адаптивность

Адаптивность – это способность к адаптации человека к существующим в социуме требованиям и критериям оценки путем освоения норм и ценностей социума. Массовая коммуникация и адаптивность в массовых коммуникациях подразумевают некий перманентный процесс, в котором нужно релевантно реагировать на различные ситуации в общении, адекватно понимать настроение аудитории и вовремя замечать изменение в настроении людей.

В любом случае, для начала следует поработать над развитием собственной адаптивности, и тогда будет проще общаться как в индивидуальных, так и в массовых коммуникациях. Есть достаточно много материалов и статей «Как развить адаптивность» . Рассмотрим базовые рекомендации, без которых совсем никуда.

Топ-6 способов развить адаптивность:

  • Отказаться от привычных шаблонов поведения и выполнять стандартные действия по-новому (приготовить другой завтрак, пойти в магазин другой дорогой, попробовать новый алгоритм уборки, новый комплекс упражнений на тренировке, новый макияж).
  • Рисковать в разумных пределах там, где вы раньше не рисковали (взять на себя больший объем работ или попытаться сделать привычную работу за меньшее время).
  • Общаться с прогрессивно мыслящими людьми, в том числе с малознакомыми. Это заметно расширит картину мира и мировосприятие.
  • Постоянно учиться чему-то новому, чего вы еще не пробовали (шить, вязать, рисовать, кататься на скейте, играть на скрипке).
  • Использовать навигатор только в крайних случаях. Взять за правило заранее находить нужное место на карте, изучать фото, расположение домов по номерам и пытаться попасть в нужное место «по памяти».
  • Обдумывать разные варианты действий даже для привычных ситуаций. Не обязательно применять их на практике, если уже наработанный алгоритм является оптимальным, однако это позволит наработать вариативность мышления.

В целом, тема важная, и в специальной литературе можно даже встретить термин «адаптивный интеллект» (adaptive intelligence, сокращено AQ). Что это такое и как над ним работать, можно прочитать в статье «Как развивать адаптивный интеллект: советы и упражнения»

Как результат, важно научиться подстраиваться под быстро меняющиеся обстоятельства, корректировать свои представления, признавать ошибки и принимать критику

Критическое мышление и экспертность

Критическое мышление и экспертность являются тесно взаимосвязанными категориями и очень важны для массовых коммуникаций.

Критическое мышление – это  система оценок, которая используется для анализа событий и позволяет делать обоснованные релевантные выводы.

Это нужно как инициатору коммуникации, дабы выглядеть и излагать свои мысли убедительно, так и обычному слушателю, зрителю, читателю, чтобы не стать жертвой манипуляций массовым сознанием.

Предлагаем вам изучить «5 шагов по развитию критического мышления» от американского профессора Саманты Агус . Эти пять шагов всегда помогут вам принимать верные решения.

Топ-5 шагов для развития критического мышления:

  • Сформулировать проблему.
  • Собрать информацию.
  • Задать вопросы в духе «Как это работает?», «Насколько это логично?», «Каковы варианты развития событий?» и прочие вопросы, «проливающие свет» на ситуацию.
  • Обдумать возможные последствия каждого варианта развития событий.
  • Изучить альтернативные точки зрения.

Это самые базовые действия. Когда вы научитесь выполнять их, что называется, «на автомате», можно перейти к более сложным технологиям, как развить критическое мышление .

Как мы уже сказали выше, критическое мышление напрямую связано с таким понятием, как «экспертность». Термин «экспертность» происходит от латинского expertus, что означает «опыт». Знания и опыт практического применения знаний – это то, что отличает эксперта от всех остальных. Экспертность в контексте массовых коммуникаций – это то, насколько вы полезны своей аудитории.

На всякий случай уточним, что следует разделять два основных толкования термина «эксперт». С одной стороны, существует понимание профессии и должности эксперта как специалиста, проводящего экспертизу и выдающего официальное заключение по итогам экспертизы

С другой стороны, существует понятие «эксперт», имеющее преимущественно имиджевое наполнение, и именно это понимание экспертности наиболее важно для массовых коммуникаций.

Будет лучше, если вы возьметесь инициировать массовую коммуникацию в сфере, где вы компетентны. А трансформировать компетентность в экспертность вам поможет книга «Гуру. Как стать признанным экспертом?» . Изложим вкратце суть советов из этой книги.

Топ-6 шагов к экспертности:

  • Выбрать нишу.
  • Прочитать 100 книг по выбранной теме.
  • Изучить опыт других экспертов.
  • Воздержаться от состязаний с другими экспертами, кто круче.
  • Создавать полезный контент.
  • Написать книгу.

Разумеется, сразу браться за книгу начинающему эксперту не стоит, но и откладывать это надолго тоже не следует. Книга – это ваш авторитет и подкрепление вашей экспертности. Благо, сегодня есть возможность просто «наговорить» на диктофон общую структуру будущей книги и основные тезисы проблем, по которым вы намерены выступить экспертом, а расшифровать, отредактировать и привести это все в «читабельный» вид могут специальные люди – транскрибаторы и редакторы, иногда в одном лице.

Экспертность, которая базируется на имидже и авторитете, включает в себя много и очевидных, и не вполне очевидных нюансов. Один из таких нюансов – харизма.

Виды коммуникаций

Организационные коммуникации — это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.

Внешние коммуникации — это коммуникации между организацией и средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации. От этих факторов зависят коммуникационные потребности организации.

Внутренние коммуникации — это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями.

Формальные коммуникации — это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.

Вертикальные — Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т. е. с высших уровней на низшие. Наиболее очевидным компонентом вертикальных коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным.

Горизонтальные коммуникации (между подразделениями) — это коммуникации между различными отделами организации. В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация — это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.

Неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами». Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня.

Межличностные коммуникации — устное общение людей в одном из перечисленных видов. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Коммуникации
по нисходящей (руководитель-подчиненные).

Коммуникации
между руководителем и подчиненными связаны с прояснением задач, приоритетов и
ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; с
обсуждением проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения
с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со
сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением
подчиненного о грядущем изменении; а также получением сведений об идеях,
усовершенствованиях и предложениях.

Коммуникации
по восходящей (снизу вверх)

Коммуникации по восходящей выполняют функцию оповещения руководства организации о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.

Коммуникативные компетенции: их применение

Мы не можем перестать общаться с другими людьми, даже если мы попытаемся. Даже всего один жест уже выдает нас. На самом деле, даже когда мы остаемся одни, мы говорим сами с собой

Находить подходящие слова и последовательно формулировать мысли важно во всех сферах жизни. Рассмотрим три наиболее важные их них

1- Коммуникативные компетенции в рабочей среде

Не всегда получает заслуженное тот, кто работал больше или лучше. Иногда важнее умение продавать идеи и использовать силу убеждения. Коммуникативные компетенции позволяют нам развивать наши техники влияния и лучше воздействовать на публику.

На профессиональном уровне необходимо уметь адекватно взаимодействовать с коллегами, принимать правильные решения даже в стрессовых ситуациях и преодолевать трудности различного характера. Это одна из причин того, почему коммуникативные компетенции с каждым разом все больше ценятся в резюме.

Они имеют почти такое же значение, как знание иностранных языков или навыки использования компьютерных программ. Кандидат с развитыми коммуникативными способностями превосходит других сразу в нескольких областях и является наиболее успешным на собеседовании.

2- Коммуникативные компетенции в сфере образования

Мы можем развивать эти способности с детства. На самом деле, идеальным вариантом является естественное развитие этих навыков и оптимальная адаптация к окружающей среде. Умение общаться улучшает наши социальные отношения и качество жизни. Это помогает нам чувствовать себя более компетентными и уверенными.

Важно уделить внимание развитию этих навыков в процессе преподавания. Если мы попытаемся научить детей устанавливать контакт и общаться друг с другом без проблем, из них вырастут самостоятельные, способные решать проблемы и довольные собой взрослые. Кроме того, мы сможем улучшить взаимодействие с детьми, если они научатся лучше понимать, что мы говорим, усваивать полученную информацию и ясно выражать свои мысли

Кроме того, мы сможем улучшить взаимодействие с детьми, если они научатся лучше понимать, что мы говорим, усваивать полученную информацию и ясно выражать свои мысли.

Где применяются навыки общения

Любая сфера деятельности человека требует применения коммуникативных навыков, а профессиональная и творческая сферы чаще всего требует еще и высокого уровня.

Всю деятельность человека, связанную с общением, можно разделить на несколько видов коммуникации:

  • межличностная — обмен информацией между двумя или несколькими людьми, вступивших в определенный вид отношений;
  • межгрупповая — взаимодействие людей, основанное на общении представителей разных социальных групп и категорий населения, межличностные отношения и индивидуальные предпочтения собеседников в данном случае не играют роли;
  • публичная  — институциональное (статусно-ориентированное) общение с публикой, затрагивающее общественные интересы;
  • массовая — систематическое распространение информации, передача специально подготовленных сообщений с помощью различных технических средств на численно большие, анонимные, рассредоточенные аудитории; регулятор динамических процессов общественного сознания, интегратор массовых настроений.

Общение с родственниками, друзьями, коллегами, руководителями, подчиненными, случайными знакомыми, обслуживающим персоналом, клиентами — все эти виды общения невозможны без владения коммуникативными навыками.

Понятие и параметры коммуникативной личности

Коммуникативная личность – это содержание, центр и единство коммуникативных актов, направленных на другие коммуникативные личности. Коммуникативная личность неоднородна. Она может включать различные роли. Так, например, один человек может быть политиком, бизнесменом, спикером, отцом, мужем и т.д.

Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации или есть псевдокоммуникация как психологическая потребность в коммуникации, т.е. в данном случае имеет место не передача сообщения, информации, а присутствует видимость общения, игра в общение (например, «газетный интернет» — переписка через газетные объявления или американский small talk, осуществляемый не столько по содержанию, сколько по формальной схеме three a prinsiple: answer-add-ask). На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая определяется коммуникативной личностью в процессе коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика).

Когнитивный параметр коммуникативной личности включает в себя множество характеристик, связанных с познавательным опытом индивида, который формирует его внутренний мир; это знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, т. е. самонаблюдение и самосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнёра – коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависит от когнитивных характеристик коммуникантов.

Функциональный параметр включает:

Коммуникативную
компетентность-совокупность социальных, как по форме, так и по содержанию;
умение владеть вербальными и невербальными средствами для осуществления
коммуникации
.

Умение
варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с
изменением ситуации и условий общения.

Построение
дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

Коммуникативная личность обладает коммуникационным потенциалом, включающим знания и опыт, коммуникативную компетенцию и коммуникативную потребность. Владение этим комплексом(потребности, знания и компетентность) позволяет коммуникативной личности уверенно ориентироваться в коммуникативной среде. В зависимости от степени использования своего коммуникативного потенциала личность может быть отнесена к тому или иному типу.

Что значит коммуникабельный человек?

В основе этого понятия лежит ответ на вопрос. Коммуникабельность – это умение находить общий язык с людьми, вне зависимости от статуса и степени знакомства. Навык ценится на работе, так как такого человека отправляют на важные переговоры. Коммуникабельная личность проявляет себя и в компании. Такой человек выделяется интересным общением, жестикуляцией, умением подобрать тему разговора, истории им пересказываются интересно, живо и ярко — именно это означает коммуникабелен (коммуникативен) простыми словами.

Что значит коммуникабельный человек? В отличие от общительной личности, коммуникативные люди – это не просто хорошие рассказчики, с которыми весело поболтать в обеденный перерыв. Это образованный и тактичный человек с поставленной речью. Он не просто беседует, но и преследует определенную цель: успокоить недовольного клиента, склонить партнера к сделке, сократить сроки получения документов. Коммуникабельная личность знает, как провести переговоры и добиться результата.

Как понять, коммуникативный человек твой собеседник или нет? Иногда для этого достаточно даже нескольких минут – такой человек получает истинное удовольствие от общения. Он легко подбирает слова, уверен в себе, по-своему харизматичен, легко находит темы для разговоров, независимо от того, с кем общается. Умение интересно и живо общаться не зависит от возраста — это может быть коммуникабельная девушка или седовласый старец: беседа и с тем, и с другим будет не только приятна, но чаще всего и полезна, поскольку истинно коммуникативные люди далеки от пустой болтовни.

Прежде всего, это тот, кому общение доставляет удовольствие

Общительному человеку не важно, с кем общаться, ему интересен сам процесс. Для коммуникабельных людей характерна гибкость в контактах, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе, они легко приспосабливаются к новым условиям, умеют успешно проводить переговоры, стремятся к инициативности и лидерству в коллективе

Коммуникабельность

Коммуникабельность – это, выражаясь языком психологии, способность к общению, установлению межличностных связей и контактов, общительность как таковая, а также совместимость разных способов передачи информации. Применительно к массовым коммуникациям все вышеперечисленное следует понимать в контексте общения с обезличенной массовой аудиторией.

Можно ли эти качества развить дополнительно, если вы от природы не слишком общительный человек? Ответ на этот вопрос убедительно представлен в статье «Можно ли развить коммуникабельность?» . Итак, какие основные шаги нужно предпринять, чтобы разить коммуникабельность?

Топ-6 шагов для развития коммуникабельности:

  • Общаться, когда с вами идут на контакт, даже если нет настроения для общения.
  • Воспринимать общение, как удовольствие.
  • Проявлять инициативу в общении и интерес к собеседнику.
  • Делать общение неформальным и не ограничиваться общими фразами наподобие «Как дела?», «Хорошо», «Нормально».
  • Развивать артистизм.
  • Быть оптимистом.

Другими словами, важно научиться сотрудничать, создавать нужную атмосферу, стремиться к взаимопониманию, избегать агрессии и уметь снять напряжение в общении, если таковое возникло. После того, как у вас начнут получаться эти шаги, можно углубиться в тему и изучить более подробную статью «Эффективное общение: как повысить коммуникабельность» [Е

Леонова, 2019].

Коммуникативные компетенции: определение и предназначение

Коммуникативные компетенции можно определить как совокупность навыков, которые позволяют человеку выбирать уместные модели речевого поведения в зависимости от ситуации общения. По словам Д. Хаймса, ученого, который ввел в употребление этот концепт, суть коммуникативных компетенций состоит в том, чтобы знать «когда следует говорить, и когда – молчать, о чем следует говорить, с кем, когда, где, в какой форме».

Мы постоянно взаимодействуем с другими людьми, и не можем отказаться от речевого общения. Следовательно, освоение этих навыков имеет основополагающее значение для нашего личностного и социального развития. Мы используем их в момент говорения, слушания, чтения и письма.

В последнее время нам стало трудно оторваться от экранов компьютеров и мобильных устройств. Способы коммуникации меняются в бешеном ритме, и мы должны к нему адаптироваться. Тем не менее, в независимости от канала передачи информации, мы должны уметь использовать наши коммуникативные компетенции в любой среде.

Все мы знаем, что недопонимание может привести к негативным последствиям

Мы также знаем или можем представить себе неприятное ощущение, вызванное тем, что никто не обращает внимание на нас, когда мы что-то говорим. Это неизбежно, что иногда наше сообщение не представляет интереса для слушателей, или возникают ошибки в процессе коммуникации

Однако, в этой статье мы поделимся с вами некоторыми рекомендациями, которые помогут вам свести эти ситуации к минимуму. Узнайте, как улучшить свои коммуникативные способности!

Практические советы для развития коммуникативных навыков

1. Практикуйтесь в общении. Чем больше вы общаетесь, тем лучше овладеваете коммуникативными навыками. Найдите себе спутника для общения, присоединитесь к клубу, посетите мероприятия, где можно познакомиться с новыми людьми.

2. Учите новые слова и фразы. Коммуникация не только о совершенной речи, но и о наличии слов для выражения своих мыслей. Пополняйте свой словарный запас новыми словами и фразами. Можете создать список новых слов и учить их каждый день.

3. Улучшайте свои навыки слушания

Для эффективной коммуникации важно не только говорить, но и слушать. Практикуйтесь в активном слушании: старайтесь не прерывать собеседника, задавайте уточняющие вопросы, реагируйте на то, что говорят вам

4

Обращайте внимание на невербальную коммуникацию. Кроме слов, многое в общении передается невербально: жестами, мимикой, тоном голоса

Проконтролируйте свою невербальную коммуникацию и обращайте внимание на невербальные сигналы собеседника.

Эти практические советы помогут развить вас как коммуникативного человека и станут отличным стартом на пути обучения коммуникации. Помните, что коммуникация — это навык, который можно и нужно развивать и улучшать на протяжении всей жизни!

Чтение книг и просмотр фильмов на тему коммуникации

Чтение книг и просмотр фильмов на тему коммуникации может значительно повысить коммуникативные навыки. Книги о коммуникации, такие как «Магия общения» Аристотеля или «Как думать на языке тела» Аллана Пиза, помогают понять, какие элементы взаимодействия между людьми влияют на эффективность общения и как их использовать в своих целях.

Фильмы также являются исключительным способом изучения коммуникации. Например, «Американский пирог» — это прекрасный пример того, как массовая культура может отражать некоторые из трудностей и преимуществ коммуникации. Фильмы рассказывают истории, которые помогают понять основы коммуникативного процесса и влияние общения на отношения между людьми.

Чтение книг и просмотр фильмов на тему коммуникации, помогают развивать эмпатию и понимание, улучшают коммуникативные навыки и общие отношения между людьми.

  • Просмотреть: Американский пирог (1999)
  • Прочесть: «Магия общения» Аристотеля
  • Прочесть: «Как думать на языке тела» Аллана Пиза

Заключение

Таким образом, коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией − умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.

Для оценки коммуникативной личности как социального феномена следует обращать внимание не только на индивидуальные характеристики личности, но и такие аспекты, как коммуникабельность, коммуникативную компетентность и харизму. Отмеченные нами параметры оценки коммуникативной личности: мотивационный (определяемый коммуникативными потребностями и являющийся сильным стимулом для коммуникативной деятельности); когнитивный (формирующий в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах) и функциональный (определяющий коммуникативную компетенцию индивида) могут служить и параметрами ее развития

Отмеченные нами параметры оценки коммуникативной личности: мотивационный (определяемый коммуникативными потребностями и являющийся сильным стимулом для коммуникативной деятельности); когнитивный (формирующий в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах) и функциональный (определяющий коммуникативную компетенцию индивида) могут служить и параметрами ее развития.

Существует несколько классификаций типов коммуникативной личности. Основными типами являются: доминантный (стремится завладеть инициативой в общении), мобильный (легко входит в разговор, не теряется в незнакомой ситуации), ригидный (испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения), экстравертный и интровертный (застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения).

Проблема коммуникативной личности остается открытой для исследования, полной тайн и загадок даже для нас самих. Попробуйте заглянуть в себя как коммуникативную личность, и вы найдете много неожиданного и поучительного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: