Интересные факты о Льве Выготском
- Выготский был прекрасным рассказчиком. На его лекциях в Москве аудитории обычно были переполнены. Тем, кому места не хватало, смотрели с улицы, через открытые окна.
- Вероятно, главным увлечением Льва Выготского осталась литература. Когда весной 1934 года, незадолго до смерти, его, измученного туберкулёзом, отправили в лечебный санаторий, он взял с собой всего одну книгу — «Гамлета». Трагедию Шекспира он любил с юности и пронёс интерес к ней через всю жизнь.
- А вот книги самого Выготского вскоре после его смерти не только забыли на долгие годы, но даже сжигали. В 2007 году внучка Льва Семёновича и директор Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ Елена Кравцова рассказывала: «Те, кто работал со Львом Семёновичем в Институте на Погодинке (где проходили его знаменитые сеансы), рассказывали: в 1937-м, через год после выхода Постановления „О педологических извращениях“, во дворе сложили внушительный костёр, который у всех присутствующих вызывал навязчивые ассоциации со средневековыми расправами инквизиции. На этом костре, среди прочего, жгли книги и материалы Выготского. Их в Институте немало хранилось. А сотрудников — бывших друзей и соратников — выгоняли во двор смотреть, как всё это горит. Чтобы неповадно было не только так писать, но и читать. Даже думать так же».
- Идеи Выготского получили широкое распространение и в России, и за рубежом через много лет после смерти учёного. А сегодня он входит в число самых известных психологов в мире, его теории активно изучают, разработанные им психологические принципы и законы используются.
- Однако ряд исследователей уже предупреждает о сложившемся «культе Выготского»: они предлагают критически подойти к наследию психолога и указывают, что за прошедшее время многие его идеи были поняты превратно либо искажены — например, из-за неверных переводов за рубежом.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Роль речи в мыслительном процессе
Мышление – это такой сложный и многосторонний процесс, что его природа и взаимоотношения с речью долгое время являлись проблемой для исследователей. Как отмечал Лев Выготский, мышление и речь неразрывно связаны друг с другом.
Роль речи в мыслительном процессе состоит в выражении и передаче мыслей. Речь является важным средством выражения понятий и мыслей, которые возникают в уме человека. Слово, как выразительное средство, позволяет нам легче и точнее выразить свои мысли, а также поделиться ими с другими людьми.
Мысли и речь взаимосвязаны так тесно, что выражение «мыслить без слов» может показаться парадоксальным. Понятие — это результат активного мыслительного процесса, который требует выражения словами. Через речь человек формирует и развивает свои понятия, а также делится своими идеями с другими.
Однако, речь не только передает мысли, но и активно влияет на сам процесс мышления. Выготский указывал на то, что при использовании речи мышление становится специфическим, оно приобретает новые особенности и возможности. С помощью речи мы можем анализировать, сравнивать, рефлексировать и синтезировать информацию, осуществлять сложные операции мышления.
Проблемы взаимоотношения мышления и речи у Выготского
Взаимосвязь мышления и речи является одной из важнейших проблем в психологии
Лев Выготский, известный русский психолог и педагог, посвятил этой теме особое внимание. Он отмечал, что процесс формирования мысли и ее выражение в речи неотделимы друг от друга
Согласно выготскому, слово играет важную роль в развитии мышления человека.
Природа взаимоотношения между мышлением и речью, как и возникновение речи в процессе мыслительного акта, вызывают определенные проблемы. Это связано с тем, что мысли у человека обычно сначала появляются в форме внутреннего диалога, не связанного с языком. А уже затем мысли приобретают форму слова и выражаются в речи.
В этом процессе возникает важное понятие — «понятие» — которое по выготскому является основой мышления и речи. «Понятие» представляет собой абстрактное обобщенное представление о предмете или явлении, которое формируется в процессе мышления и послужит основой для выражения его в речи
Проблема заключается в том, что мышление и речь развиваются неодновременно и имеют разные скорости развития. Мышление формируется в голове человека, а речь требует наличия внешнего выражения. Поэтому возникает разрыв между мыслительным процессом и его выражением в речи.
Для решения этой проблемы, по мнению Выготского, важна роль образовательной среды. Он предлагает использовать различные игры, упражнения и задания, чтобы развить у детей способность мыслить и выражать свои мысли в речи. Таким образом, взаимоотношение мышления и речи становится более гармоничным и позволяет человеку более эффективно коммуницировать с окружающими.
Как юрист Выготский стал литератором, психологом и педагогом
Лев Семёнович Выготский родился в небольшом белорусском городе Орша, но большую часть детства и юности провёл в Гомеле и там же начинал свою карьеру. Правда, фамилия при рождении у будущего учёного была другой — Выгодский. В 1920‑х он изменил в ней одну букву, чтобы «отмежеваться» от двоюродного брата — известного переводчика Давида Выгодского.
Основное образование Выготский получил дома — в его семье живо интересовались литературой, философией, историей и другими гуманитарными науками. Правда, в старших классах он всё же посещал частную гимназию, а окончив её с золотой медалью в 1913 году, поступил в Императорский московский университет. По настоянию родителей он выбрал медицинский факультет, но через пару месяцев перевёлся на юридический (на этот факультет шли все, кто не знал, чем хочет заниматься на самом деле).
Параллельно Лев Семёнович получал образование в Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского. Это был негосударственный, либеральный вуз, поступить в который могли все желающие (в то время как попасть в императорские университеты удавалось немногим). Официальных дипломов — как бы сейчас сказали, «государственного образца» — он не выдавал, зато там преподавали известные учёные. Именно в народном университете Выготский напрямую соприкоснулся с основными сферами своих интересов — философией, психологией, педагогикой и литературой. Причём вначале взяла верх именно литература — к окончанию вуза Выготский уже мог похвастаться несколькими вышедшими в печати рецензиями и большой работой «Трагедия о Гамлете, принце Датском».
В 1917 году он вернулся в родной Гомель, где продолжил занятия литературным творчеством, а ещё стал преподавать литературу, логику и психологию в местном педагогическом техникуме. Спустя пять лет он организовал там психологическую лабораторию и стал работать с детьми, имеющими особенности развития. Результаты этой работы легли в основу прикладной книги для учителей «Педагогическая психология» и судьбоносного доклада на II Всероссийском съезде по психоневрологии.
Лев ВыготскийФото: Wikimedia Commons
Судьбоносным доклад стал потому, что на выступлении Выготского присутствовал учёный секретарь Московского института экспериментальной психологии Александр Лурия. Доклад так поразил его, что он убедил директора института Николая Корнилова пригласить никому толком не известного тогда молодого психолога Выготского на работу в Москву. Хотя Лурия формально стал руководителем Выготского, на деле он был его учеником и последователем. Присоединились к ним и другие учёные, например Леонид Занков и Леонид Сахаров, и даже деятели искусства, в том числе режиссёр Сергей Эйзенштейн.
В Москве Выготский сосредоточился в основном на дефектологии и нашёл новые способы воспитания и обучения детей с особенностями или задержкой в развитии, предложив не просто лечить, а социализировать таких ребят.
«…надо воспитывать не слепого, но ребёнка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого — значит воспитывать слепоту и глухоту, и из педагогики детской дефективности превращать её в дефективную педагогику», — писал Выготский.
Знаменитый психолог также активно участвовал в развитии педологии — чрезвычайно популярной в 1920-е годы науки, пытавшейся комплексно (с точки зрения психологии, физиологии и социологии) изучать развитие детей. Одной из самых известных разработок Выготского стала культурно-историческая теория. С её помощью он описывал процесс формирования и развития высших психических функций.
Однако полностью свой творческий потенциал Выготскому реализовать не удалось: он многие годы страдал от туберкулёза, бывал подолгу прикован к постели, а в 1934 году скончался. Он прожил всего 37 лет.
Вскоре его научные работы предали забвению — связано это было с разгромом педологии, которую объявили лженаукой (представителей направления обвинили в буржуазных идеях и отказе от марксизма). Даже не связанные напрямую с педологией идеи и практики тех, кто имел к ней хоть какое-то отношение, было запрещено упоминать. Возвращаться к идеям Выготского начали только в 1960-х.
Л.С. Выготский «Мышление и его развитие в детском возрасте»
Сегодня, 17 ноября, исполняется 120 лет со дня рождения Льва Семеновича Выготского — выдающегося русского психолога, мыслителя, основателя культурно-исторической школы в психологии. В связи с этой памятной датой Высшая школа методологии публикует одну из лекций Льва Семеновича, посвященную мышлению и его развитию в детском возрасте. Эта работа входит в курс лекций, в котором помимо мышления рассматриваются восприятие, память, эмоции, воображение, проблема воли и их развитие в детском возрасте.
Экспериментальные исследования ряда авторов показали, что такая персеверативная тенденция действительно присуща нашим представлениям как в свободном течении ассоциаций, так и в упорядоченном течении, когда мы подбираем их по какому-нибудь установленному заранее порядку.
Неудачи попыток такого объяснения и привели к тому, что дорога экспериментов детского мышления разбилась на три русла.
В то время как по отношению к памяти и к другим моментам психической деятельности ассоциативные законы признавались сохраняющими полную силу, по отношению к мышлению они объявлялись неосновательными.
Таковы были три разветвления экспериментальной мысли исследователей, пытавшихся вырваться из того тупика, в который проблема мышления была загнана бесконечными попытками ассоциативной психологии путем различных комбинаций вывести из бессмысленной игры ассоциативных тенденций разумный характер, осмысленную деятельность человеческого мышления.
Таким образом, помещая детское мышление между этими двумя крайними звеньями и рассматривая его как переходную биологическую форму от чисто животных к чисто человеческим формам мышления, эти авторы пытались из биологических особенностей ребенка вывести специфические особенности его мышления.
Как же, исходя из положений этих школ, понять возникновение разумной, целесообразной мыслительной деятельности в ряду других психических функций?
В этой невозможности подойти к изучению происхождения разумных, осмысленных форм мышления и состоит тот тупик, к которому пришла современная буржуазная психология.
Оказалось, что пути развития семической и фазической сторон детской речи не только не представляют собой зеркального слепка, а в известном отношении обратны друг другу.
Возникает вопрос о положительном значении этого факта: как же в свете новых экспериментальных данных можно с позитивной стороны охарактеризовать отношения, существующие между словом и его значением, между речевой деятельностью и человеческим мышлением?
В частности, одна из центральных проблем, стоящих перед нашей психологией, проблема психологического освещения, с одной стороны, путей, которые приводят ребенка к политехническому воспитанию, а с другой — путей, по которым действует политехническое воспитание, соединяющее практическую деятельность ребенка с усвоением научных знаний.
Мышление человека и слово
Возникновение и выражение мысли — это взаимоотношения речи и мышления в процессе мышления человека. Взаимосвязь между мышлением и речью – это одна из основных проблем современной науки. Что такое мышление и какую роль в нем играет слово?
Согласно Выготскому, мышление — это мыслительный процесс, в котором мысль выражается в слове. Слово, такое понятие, как выразительный инструмент мышления, играет важную роль в природе человеческого мышления. Оно является инструментом общения и позволяет нам выразить наши мысли и идеи другим людям.
Между тем, мысль без слова лишена конкретности и она трудна для обмена. Слово помогает нам структурировать и анализировать наши мысли, делая их более понятными и доступными. Мышление и слово тесно связаны друг с другом, их невозможно полностью разделить. Мышление стимулирует использование слов, а слова в свою очередь помогают формировать и развивать мышление.
В итоге, понимание взаимосвязи мышления и речи является важным для развития коммуникации. Развитие мышления и способности к использованию слов в общении помогает человеку лучше понимать и интерпретировать информацию, а также становиться более эффективным в общении с окружающими.