Содержание
-
Слайд 1
Некоторые словообразовательные нормы.
-
Слайд 2
Образование и употребление некоторых падежных форм имен существительных
окончания Р.п. мн.ч. существительных (нулевое) -
Слайд 3
Образование и употребление некоторых падежных форм имен существительных
окончания Р.п. мн.ч. существительных (суффикс -ОВ) -
Слайд 4
Образование и употребление некоторых падежных форм имен существительных
Окончания Р.п. мн.ч. существительных (-ЕЙ) -
Слайд 5
Ошибки в образовании и употреблении некоторых форм имён прилагательных (степень сравнения прилагательных)
-
Слайд 6
Ошибки в образовании и употреблении некоторых форм имён прилагательных (кратка и полная формы прилагательных)
-
Слайд 7
Нормы сочетания числительных и существительными
(собирательные числительные) -
Слайд 8
Употребление местоимений
-
Слайд 9
Нормы сочетания числительных и существительными(количественные числительные)
-
Слайд 10
Морфологические нормы
-
Слайд 11
С шестьюстами тетрадями
Ложите
Команда тренеров
Четверо медвежат -
Слайд 12
С шестьюстами тетрадями
Ложите
Команда тренеров
Четверо медвежат -
Слайд 13
Нет такой формы.
Надо говорить КЛАДИТЕ. -
Слайд 14
Пара чулок
Приказ для офицеров
Более худший
Двое ребят -
Слайд 15
Пара чулок
Приказ для офицеров
Более худший
Двое ребят -
Слайд 16
Смешение форм степеней сравнения:
составной сравнительной –
более плохой (образуется путем присоединения слов БОЛЕЕ или МЕНЕЕ к начальной форме) и
простой превосходной – худший (образуется при помощи суффиксов
–АЙШ, ЕЙШ, здесь –Ш ) -
Слайд 17
Обоих подруг
Подписали договоры
Пара сапог
По четыреста рублей -
Слайд 18
Обоих подруг
Подписали договоры
Пара сапог
По четыреста рублей -
Слайд 19
Собирательное числительное ОБА (ОБЕ) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеет основу ОБО-, а в женском роде – ОБЕ-
Правильно: обеих подруг
-
Слайд 20
Самое величайшее слово
Трое учеников
Обеих учениц
Пара ботинок -
Слайд 21
Самое величайшее слово
Трое учеников
Обеих учениц
Пара ботинок -
Слайд 22
Смешение форм степеней сравнения:
составной сравнительной –
самый великий (образуется путем присоединения слов БОЛЕЕ или МЕНЕЕ, САМЫЙ к начальной форме) и
простой превосходной – величайший (образуется при помощи суффиксов
–АЙШ, ЕЙШ, здесь — айш ) -
Слайд 23
Самый твёрдый
Четверо ребят
Песни цыган
Банка помидор -
Слайд 24
Самый твёрдый
Четверо ребят
Песни цыган
Банка помидор -
Слайд 25
Большинство названий овощей и фруктов имеют суффикс -ОВ-.
Например, апельсинов, абрикосов, бананов, помидоров. НО: гранат, яблок -
Слайд 26
Трое саней
Танцы молдаван
Пара носок
Наименее весёлый -
Слайд 27
Трое саней
Танцы молдаван
Пара носок
Наименее весёлый -
Слайд 28
Названия некоторых национальностей (чаще с основой на Н или Р) имеют нулевое окончание (англичан, армян, болгар, грузин, турок, румын, осетин)
-
Слайд 29
Ящик мандарин
Обычаи болгар
Нас двое
Около тысячи человек -
Слайд 30
Ящик мандарин
Обычаи болгар
Нас двое
Около тысячи человек -
Слайд 31
Большинство названий овощей и фруктов имеют суффикс -ОВ-.
Например, апельсинов, абрикосов, бананов, помидоров. НО: гранат, яблок
Посмотреть все слайды
Императивные и диспозитивные (вариантные) нормы
Языковые нормы, особенно нормы такого развитого литературного языка, как русский язык, – это явление сложное и многоаспектное, отражающее и общественно-эстетические взгляды на слово, и внутренние, не зависимые от вкуса и желания говорящих закономерности языковой системы в ее непрерывном развитии и совершенствовании.
В то же время культура речи предполагает соблюдение этих норм с разной степенью обязательности, строгости, отмечаются колебания норм, что отражается на оценке речи, которая происходит по шкале правильно/допустимо/неправильно. В связи с этим принято различать два типа норм императивные (обязательные) и диспозитивные (восполнительные). Нарушения императивных и диспозитивных норм могут быть осмыслены как грубые и негрубые.
Императивные нормы в языке – это обязательные для реализации правила, отражающие закономерности функционирования языка. Примером императивных норм являются правила спряжения, склонения, согласования и т. п. Такие нормы не допускают вариантов (невариативные нормы), и любые другие реализации расцениваются как неправильные, недопустимые. Например: алфавИт (неалфАвит), прИнял (не принЯл), курица (некура), благодаря чему (не благодаря чего).
Лингвисты отмечают, что варьирование нормы – это объективное и неизбежное следствие языковой эволюции. Наличие вариантности, т. е. стадии сосуществования старого и нового качества, с их точки зрения, даже полезно, целесообразно: варианты позволяют привыкнуть к новой форме, делают изменение нормы менее ощутимым и болезненным, (например, волнАм – вОлнам, Искристый – искрИстый, трАвниковый – травникОвый). Эти варианты охватывают разные уровни языка: существуют варианты нормы орфоэпические (будниний и будниный), морфологические и словообразовательные (спазм муж. род и спазмажен. род, проказитьи напроказничать), варианты грамматических форм (чаю и чая, каплет и капает), синтаксические варианты (исполненный чем и исполненный чего, жду письмо и жду письма).
Варьирование формы – это не постоянное свойство конкретных языковых единиц. Колебание продолжается более или менее длительный период, после чего варианты расходятся в значениях, приобретая статус самостоятельных слов. Например, в прошлом необразованного человека (невежду) можно было назвать и невежей. (У И. А. Крылова: Невежи судят точно так. В чем толку не поймут, то все у них пустяк.) В другом случае продуктивный вариант полностью вытесняет своего конкурента (так случилось, например, с вариантами тОкарьи нормативным в XVIII–XIX в. токАрь).
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
писать → выписать
вид →подвид
забавный → презабавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
находить → находка
цвет (цветок) → цветник
улыбаться → улыбка
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:
локоть → подлокотник
беседа → собеседник
свежий → освежить
море → заморский
мох → замшеть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
взводить → взвод
припевать → припев
свинья → свиной
золото → золотой
восемь → восьмой
5. — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
кто → кто-то
что → что-нибудь
где → где-либо
когда → когда-то
бросать → бросаться
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
слушать →вслушаться
нюхать →принюхаться
думать →вдуматься
тосковать →истосковаться
ждать →дождаться
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
толпа → толпиться
скупой → скупиться
переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
север, восток → северо-восток
сухие фрукты → сухофрукты
свод неба → небосвод
птица, фабрика → птицефабрика
хранилище для овощей → овощехранилище
2) сложение усеченной основы и слова:
ветеринарный врач→ ветврач
туристический поход→ турпоход
медицинский пункт→ медпункт
3) сложение усеченных основ слов:
заместитель председателя → зампред
мотоцикл педальный → мопед
профсоюзный комитет → профком
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
- МХАТ
- ГОЭЛРО
- ГАИ
- нэп
- МИД
- ОБСЕ
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
длинная шерсть + -н- → длинношерстный
хлеб, резать + -к- → хлеборезка
сам, варить + → самовар
черные брови + → чернобровый
каша, варить + → кашевар
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры |
---|---|
1. Приставочный |
текст → подтекстгнать → догнать |
2. Суффиксальный |
белый → белизнапахать → пахотасотворить → сотворение |
3. Приставочно-суффиксальный |
люди → безлюдныйдолгий → задолгодом → надомник |
4. Бессуффиксальный |
отдыхать → отдыхзеленый → зелень супруг → супруга |
5. Постфиксальный |
какой → какой-нибудьчто → что-тогде → где-либо |
6. Сложение: 1) двух основ 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков |
пожар, опасный → пожароопасныйдиван, кровать → диван-кроватьканат, ходить → канатоходецморе, плавать → мореплавательспециальный корреспондент → спецкорМХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО |
7. Слияние целых слов |
густо, населенный → густонаселенный мало, знакомый → малознакомый |
8. Переход из одной части речи в другую |
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди; прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек |
Языковая норма. Основные типы норм современного русского литературного языка
Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.
Устная и письменная речь культурного, грамотного человека должна подчиняться определённым правилам, или нормам. Норма литературного языка — это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, синтаксических конструкций. Основное свойство норм — их обязательность для всех говорящих и пишущих по-русски
Другое важное свойство нормы —устойчивость, благодаря чему сохраняется языковая связь между поколениями, обеспечивается преемственность культурных традиций народа. Вместе с тем нормы медленно, но непрерывно изменяются (под влиянием разговорной речи, лексики различных социальных и профессиональных групп, заимствований).
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НОРМ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Различают три типа языковых норм.
1. Нормы письменной и устной форм речи:
Лексические нормы (нормы словоупотребления) — это нормы, определяющие правильность выбора слова. а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке (играет роль, имеет значение и ни в коем случае не наоборот). Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности. Их нарушение приводит к ошибкам: Раскольников волочил жалкое существование. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.
Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.
Примеры словообразовательных ошибок: взятничество (вместо взяточничество), глубизна переживаний (вместо глубина). Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.) Нарушение этих норм приводит к грамматическим ошибкам: Жизнь сейчас трудная, происходит катаклизма за катаклизмой (слово катаклизм мужского рода). Это платье более красивее (вместо просто красивее). Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений и включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения. Нарушение синтаксических норм часто встречается, например, в предложениях с деепричастным оборотом: Читая текст, у меня возник вопрос. (Вместо: Читая текст, я задаюсь вопросом. Или: Когда я читал текст, у меня возник вопрос.)
Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями стиля и условиями общения. Так, в предложении На Кавказе Печорин неплохо проводил время, например, умыкнул Бэлу следует считать ошибкой употребление слова умыкнул, которое не соответствует стилю и жанру школьного сочинения.
2. Специальные нормы письменной речи:
Нормы орфографии (правописание) включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений.
Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания.
Правила орфографии и пунктуации можно найти в соответствующих справочниках, наиболее авторитетным из которых считается «Справочник по орфографии и пунктуации» Д.Э. Розенталя.
3. Только к устной речи применимы орфоэпические нормы (орфоэпия от греч. слов orthos — правильный и epos — речь). Они включают нормы произношения, ударения и интонации (нароно, каталОг, включИт). Соблюдение этих правил способствует более быстрому и более лёгкому взаимопониманию говорящих, тогда как нарушение орфоэпических норм отвлекает от восприятия содержания речи и создаёт у слушателей неприятное впечатление о говорящем. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.
Таким образом, нормы действуют на всех уровнях литературного языка, во всех формах речи. Возникает закономерный вопрос, кто же устанавливает нормы? языковые нормы не выдумываются учёными. Они отражают те процессы и явления, которые происходят в языке и поддерживаются говорящими. Основными источниками языковой нормы принято считать произведения писателей-классиков и современных писателей, средства массовой информации, общепринятое современное употребление, данные опросов и исследований.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
- сей час → сейча́с;
- тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
- мало, изученный → малоизученный район;
- слабо, видящий → слабовидящий человек;
- низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
- выше указанный → вышеуказанный.