История создания
Роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» был написан в течение 1869-1870 гг., но писатель работал не только над ним, поэтому роман писался с перерывами. Первые главы были напечатаны в журнале «Отечественные записки» № 1, где Салтыков-Щедрин был главным редактором. Но до конца года работа над романом приостановилась, так как Салтыков-Щедрин взялся за написание сказок, завершил несколько неоконченных произведений и продолжал писать литературно-критические статьи.
Продолжение «Истории одного города» было напечатано в 5 номерах «Отечественных записок» за 1870 г. В том же году книга вышла отдельным изданием.
Общие сведения
Все персонажи произведения имеют прототипы в реальном мире. Автор постарался максимально описать целые эпохи истории отечества. С момента правления Ивана Грозного до публикации романа в России сменилось 22 царя. Такое же количество градоначальников в вымышленном городе Глупове. И это неслучайно, за масками персонажей писатель раскрывает пороки реальных правителей и показывает, как их решения повлияли на историю развития отечества.
Изначально Салтыков-Щедрин не планировал делать целый роман, он начал с описания одной исторической личности. Зачитав ее друзьям из либерального общества, он понял, что публика оценила его юмор и достаточно благосклонно приняла текст. Только после этого он решился написать известное произведение. Впервые книга опубликована в 1869 году.
Характеристика градоначальников города Глупова очень разнообразна, ведь каждый из них непохож на предыдущего. Кто-то не смог продержаться у власти и одного дня, другие задерживались на десятилетия.
Автор выдумал для каждого своего городского чиновника уникальную, абсурдную причину смерти. Объединяет персонажи схожесть с политическими деятелями царской Руси.
Несколько интересных сочинений
Женские образы в творчестве Бунина
Иван Алексеевич Бунин создавал прекрасные и самобытные женские образы. Например, рассказ «Темные Аллеи» рассказывает о любви Надежды и Николая Алексеевича. Их чувство возникло тридцать лет назад.
Сочинение Маленький человек с большим сердцем по повести Станционный смотритель
Очень часто русские писатели обращались к проблематике «маленького человека». А.С
Пушкин не стал исключением, в произведении «Станционный смотритель» он также акцентирует внимание читателя на теме человека
Анализ рассказа Галоша Зощенко
Рассказ Михаила Зощенко «Галоша» в большей степени относится к комическому жанру. В нем высмеивается бесполезная работа конторских служащих, которые кроме бумажной волокиты ничего больше не делают.
Сочинение Макар Девушкин образ и характеристика в романе Бедные люди
Одним из первых произведений Ф.М
Достоевского стал роман «Бедные люди». Главным героем романа является Макар Девушкин. Его образ воплощает в себе образец гуманизма и человечности.
Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова (Один день Ивана Денисовича Солженицына)
Основным персонажем произведения является Шухов Иван Денисович, представленный писателем в образе жертвы сталинских репрессий.
- https://nauka.club/literatura/obrazy-gradonachalnikov.html
- https://www.literaturus.ru/2016/11/gradonachalniki-goroda-glupova-istorija-odnogo-goroda-tablica.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/istoriya-odnogo-goroda/obrazy-gradonachalnikov-tablica.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/istoriya-odnogo-goroda/gradonachalniki-haraskteristika.html
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obrazy-gradonachalnikov-v-romane-istoriya-odnogo-goroda-saltykova-shchedrina
Тематика и проблематика
Тема романа – столетняя история города Глупова – аллегории Российского государства. История города – это биографии градоначальников и описание их великих дел: взыскание недоимок, обложение данями, походы против обывателей, устройство и расстройство мостовых, скорая езда на почтовых…
Таким образом, Салтыков-Щедрин поднимает проблему сущности истории, которую государству выгодно рассматривать как историю власти, а не историю соотечественников.
Современники обвиняли писателя в том, что он раскрыл якобы ложную сущность реформаторства, приводящего к ухудшению и усложнению жизни народа.
Демократа Салтыкова-Щедрина волновала проблема взаимоотношений человека и государства. Градоначальники, например, Бородавкин, считают, что смысл жизни живущих в государстве (не на земле!) «обывателей» — в пенсии (то есть в государственной выгоде). Салтыков-Щедрин понимает, что государство и обыватели живут сами по себе. Об этом писатель знал не понаслышке, сам некоторое время исполняя роль «градоначальника» (был вице-губернатором в Рязани и Твери).
Одна из проблем, которые волновали писателя, состояла в исследовании менталитета своих соотечественников, их национальных черт характера, влияющих на жизненную позицию и вызывающих «необеспеченность жизни, произвол, непредусмотрительность, недостаток веры в будущее».
Микаладзе, князь Ксаверий Георгиевич
Микаладзе представляет такой тип градоначальников, которые демонстрируют изысканность манер, но не могут подкрепить ее чем-то большим. Они красивы снаружи, но пусты изнутри, и из-за этой пустоты под их крылом процветают невежество, нищета и несправедливость – отличительные свойства авторитарного общества. Зачем автор изобразил образ Микаладзе? Есть ли у него прототип? Ответить на эти вопросы позволит точная характеристика чиновника.
Прототип Микаладзе сложно установить точно, но я нахожу в его образе черты Константина Романова. Он должен был стать российским императором, но отказался от престола из-за любви к польской дворянке. Из-за этого отказа декабристы вышли Сенатскую на площадь, ведь не хотели видеть на троне Николая Первого, который славился только военной выправкой. Однако и Константин не был идеальным кандидатом на должность царя. Некоторые исторические источники утверждают, что он домогался многих знатных женщин, и в одном из случаев отказ его не остановил. Поэтому он и не захотел стать императором, ведь этот статус мешал бы ему предаваться разврату.
Характеристика Градоначальников города Глупов
Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной. Именно поэтому основной темой, которая затрагивается в произведении, является тема простого народа и самовластного правительства, их взаимоотношений и взаимодействия.
В каждой главе романа «История одного города» Салтыков-Щедрин показывает своим читателям, как живут люди во времена правительства абсолютной власти, как именно эта власть в лице градоначальников распоряжается своими правами и насколько хорошо выполняет свои обязанности. Знаменитая опись градоначальников, приведённая в книге, указывает, что всего за историю города Глупова их было двадцать два. Нетрудно заметить, что все они были несколько странноватыми. К примеру, первый градоначальник Глупова, Дементий Брудастый, назначен на свою должность был в суете, от чего никто и не заметил, что в голове этого любопытного человека находится самый настоящий маленький «органчик», а последний правитель города, Угрюм-Бурчеев, человек не самых высоких умственных способностей, и вовсе разрушил весь город, чтобы построить на его месте новый, правда, толком непонятно, зачем и для чего это было ему нужно.
В своём романе «История одного города» Салтыков-Щедрин использует говорящие фамилии для того, чтобы лучше подчеркнуть характерные особенности каждого из градоначальников. К примеру, Эраст Грустимов, один из самых трепетных и нежных правителей Глупова, скончался от меланхолии, однако до того успел оставить после себя несколько романов и повысить дань с выкупа до пяти тысяч рублей в год, а Онуфрий Негодяев попросту разрушил все дороги, а из полученного камня выстроил монументы. Стоит заметить, что все двадцать два градоначальника были именно такими – странными, гротескными, однако очень хорошо отражающими основные негативные черты, которыми грешна практически каждая власть – это и жадность, и желание навариться на подчинённых, и недальновидность, и непрактичность, и банальная глупость. Ведь, если задуматься, основная разница между жителями города и представителями власти заключается лишь в том, что вторые оказались в нужное время в нужном месте, а первые просто продолжали жить так, как они жили раньше, без особых взлётов и падений.
Невозможно не заметить факт того, что произведение «История одного города» наполнено многими абсолютно фантастическими и неправдоподобным моментами, однако можно догадаться, что за этим гротеском скрывается истина – та, какой её видит Михаил Салтыков-Щедрин. Обличая градоначальников в их невежестве и их грехах, писатель не стесняется обращаться к средствам художественной выразительности, ведь с их помощью роман становится куда более наглядным и понятным для восприятия читателей – нетрудно себе представить фантастический образ градоначальника с фаршированной головой или же правителя с органчиком вместо головы. В этой доступности для понимания каждому человеку и заключается сила данного произведения.
Я полагаю, что роман Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» очень чётко отражает действительность, всё то, что происходило во времена правления абсолютной власти. До конца непонятно, чем руководствовались предыдущие правители, подыскивая себе достойную, как им казалось, замену, а также то, почему царил такой беспредел и такое своеволие, однако одно очевидно – годы идут, поколения сменяются, а во многом данное произведение остаётся актуальным и понятным и в наши дни. Человеческим фактором сложно пренебречь, поэтому все мы люди со своими грехами, желаниями найти собственную выгоду и устроить свою жизнь получше
Просто важно не забывать то, что в первую очередь нужно оставаться человеком с большой буквы – уважать чужой труд, извлекать уроки из истории, анализировать и подходить к жизни рационально и рассудительно, тогда и жизнь будет радовать в ответ, а не приносить неожиданные разочарования и огорчения, которые, на самом-то деле, можно было и предвидеть, если внимательно относиться к жизни
10 класс
Первые правители
История города Глупова начинается, когда некий князь берет его под опеку. Примерно то же самое случилось и в реальном мире, когда к власти на Руси пришел варяг Рюрик. Автор дает характеристику всем градоначальникам Глупова:
- Амадей Мануйлович Клементий — итальянский повар, получивший чин от герцога Курляндского. Правил с 1731 года. Прославился тем, что заставлял горожан готовить макароны. Покинул пост в 1734 году по причине ссылки за измену.
- Фотий Петрович Ферапонтов — бывший парикмахер, бригадир. Продержался у власти четыре года. Отличился активной борьбой с неплательщиками налогов и любовью к зрелищам. Покинул пост по причине смерти, его растерзали в лесу собаки.
- Иван Матвеевич Великанов — утопил служащего, постоянно избивал подчиненных. Догадался повысить налоги, чтобы наживаться на народе. Покинул пост спустя два года по причине ссылки из-за отношений с неподходящей дамой.
- Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев — капитан-поручик, продержался у власти пять лет, проявлял безумную отвагу.
- Ламврокакис — грек, беглец, у него нет чина или имени, торговец мылом и орехами. Выступал за образование и просветление народа. Правил с 1745 по 1756 год, умер в собственной постели от укусов клопов.
- Иван Матвеевич Баклан — бригадир, чрезвычайно высокий и гордый чиновник. Спустя пять лет правления умер во время бури, ветер переломил его пополам.
- Богдан Богданович Пфейфер — сержант гвардии, не продержавшийся на посту и года, уволен за невежество.
- Дементий Варламович Брудастый — его прозвали органчиком за механизм, встроенный в голову. Держал Глупов в страхе, работал усердно, был отшельником. После его правления в 1762 году в городе воцарился хаос и междоусобная борьба.
- Семен Константинович Двоекуров — активный чиновник, вымостил несколько улиц, организовал производство алкоголя, заставлял горожан заниматься выращиванием горчицы и лаврового листа. Отличился попыткой сделать в городе учебное заведение и постоянными наказаниями горожан.
- Маркиз Антон Протасьевич де Санглот — француз, друг Дидерота. Легкомысленный человек, любитель непристойных песен. Пробыл у власти два года.
Брудастый Дементий Варламович
История Брудастова была написана первой, именно ее автор зачитывал друзьям, чтобы узнать их мнение о его задумке. Эта глава была встречена восторженно в либеральных кругах, поэтому писатель решил не останавливаться на достигнутом и работать дальше.
Позже выяснилось, что у него в голове по дороге отсырел механизм, и вся система зациклилась на уже упомянутых словах. Органчик в голове сломался прямо перед толпой обывателей: часовщик смог починить ее лишь на время, а потом голова зашипела, и голос оборвался. Позже он же представил доклад, что чинил и чистил этот инструмент, но настоящих мыслей он иметь не может, хоть и работать будет исправно. Но для этого нужно заказать из города новую голову. Пока ее везли, в городе разгорелся бунт, и в результате в городе появились два градоначальника: с новой, но перепачканной в дороге головой, и со старой, которая говорила лишь две реплики. Смерив друг друга взглядом, два органчика смогли восстановить порядок в городе, ведь, увидев такое, люди разошлись.
Этот образ символизирует невежество и формальность чиновников, которые настроены только на несколько команд, но не на эффективное управление. Органчик в голове отражает систему воспитания, ведь в России того времени была кастовая система, и дети с пеленок были поставлены на определенную службу по блату. Так было и в царской семье: ребенка учили быть не человеком, а царем. В его голове был только один органчик, а все прочее изымалось за ненадобностью.
Краткий анализ
Год написания
-1870 г.
История создания
– Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.
Тема
— Обличение пороков социальной и политической сферы в жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.
Композиция
– Роман состоит из 16 глав. Особенность заключается в том, что все они написаны якобы разными авторами, и только первая и последняя — самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве.
Жанр
– Роман.
Направление
— Реализм.
Дю Шарио Ангел Дорофеевич
Дю Шарио представляет собой образ градоначальника, который видел во власти лишь источник неиссякаемого наслаждения. Он прибыл в город, чтобы откормиться и организовать нескончаемый пир, где люди позабудут все приличия и традиции. При его правлении Глупов погрузился в разврат, забыл о вековых нравственных устоях. Люди начали покланяться языческим богам, строить Вавилонскую башню и продавать стариков в рабы. Так, на примере виконта писатель показал, к чему ведет народ развращенность правящей элиты.
Образ виконта Дю Шарио не так сильно связан со своим предполагаемым прототипом. По сути, под его характеристику попадает каждый второй вельможа, проматывающий баснословные капиталы, заработанные кровью и потом его крестьян. Видимо, именно такой тип людей часто встречался во власти в ту пору, что и сформировала впоследствии негативный имидж царизма.
Иванов Никодим Осипович
Об Иванове автор написал всего несколько абзацев, но такая краткость явно указывала на особенности нового типа градоначальников, который описал Салтыков-Щедрин. Так, Никодим Осипович получил самую типичную и распространённую фамилию, которая говорит о том, что таких Ивановых в сфере государственного управления очень много. Действительно, все, что мы о нем знаем – это демонстрация заурядности способностей, которая встречается повсеместно. Герой даже умер от того, что не смог понять сенатский указ. Казалось бы, к чему показывать человека, типаж которого уже давно известен и не раз описан? Зачем уделять ему, такому банальному и неинтересному, даже несколько абзацев? Разобраться поможет характеристика градоначальника Иванова.
Так, Иванов стал символом эпохи, когда количество законов так и не перешло в качество, а накапливалось как снежный ком. Это существенно затрудняло управление страной, ведь все эти бумаги служили лишь возможностью для тщеславной демонстрации власти. Но для народа никакой пользы такие законы не принесли, что и высмеивает писатель-сатирик.
Шесть градоначальниц
Все эти события сопровождались многочисленными кровавыми жертвами и хищениями из казны. Такие же последствия наблюдаются и в реальной истории эпохи дворцовых переворотов, ведь страной действительно правили иностранки, подверженные влиянию фаворитов и любовников. Эту позорную страницу автор воспроизвел, сатирически обыгрывая сомнительные права на престол, которые не давали дамам реальных оснований для захвата трона. Их тщеславная гонка за титулом и горностаевой мантией привела Россию к застою: новому витку закрепощения крестьян, восстаниям и бунтам, участию российских солдат в сомнительных военных операциях. В книге же эти события перечислены не в таком удручающем размахе, зато их гротескное описание внушает читателю ужас и презрение.
Популярные сегодня темы
Данной профессией я мечтал заниматься с раннего возраста, ведь каждый день происходит множество событий, которые необходимо осветить. Каждый день миллионы людей включают телевизор
Я вижу перед собой очень красочную картину, здесь много разных персонажей, всё очень красиво. Понятно, что это лето. Довольно много зелени – ветки деревьев. Кроме того, героини не сильно одеты.
Произведения Тургенева отличаются от произведений остальных авторов тем, что Тургенев как никто другой писал с живостью, красотой, и некой элегантностью слова, ловко передавая даже самые сложные переживания своих героев
Данная повесть поднимает ряд проблем и актуальных тем
Произведения быстро привлекла к себе внимание людей того времени. Здесь всё начинается с экологической проблемы, которая переплетается с другими и создает очень непростую ситуацию
Ромео – молодой человек из семейства Монтекки. Ромео очень открытый, дружелюбный и доброжелательный юноша. Правда, у него есть один большой минус, герой отличается легкомысленностью
Таблица градоначальников с краткой характеристикой
Брудастый | Дементий Варламович прост и ограничен. За время правления он регулярно произносит две фразы: “Не позволю” и “Разорю”. В голове этого чиновника находится механизм, напоминающий органчик. Когда тот приходит в негодность, в городе начинается смута и градоначальника снимают и увозят. |
Двоекуров | На первый взгляд, активный и вполне безобидный деятель. Пытался открыть в городе академию, но получилась – тюрьма. Занимался изготовлением мыла и мёдоварением. Издал указ, об обязательном употреблении в пищу горчицы и лаврового листа. Единственный из правителей, кто умер своей смертью. |
Фердыщенко | Назван бывшим денщиком князя Потёмкина, автор даёт прямой намёк на личность персонажа. Он обладает дефектом речи, глуп и ленив. Шесть лет не занимается делами города, праздно проводит своё время с жителями, развлекаясь и пьянствуя. На седьмой год – сходит с ума, влюбившись в замужнюю женщину Алёну. Одевает вицмундир, требует порядка от жителей города, впадает в бешенство и жестокость. Погибает от переедания в пути по окрестностям Глупова. |
Негодяев | По происхождению -крестьянин, в прошлом работал истопником. В его правление жители города опустились и деградировали, обросли шерстью, как дикие животные. |
Прыщ | Приехал на должность с целью отдыха, не занимался делами города. Жители Глупова заметно разбогатели, по причине того, что подати и налоги были запущены. |
Грустилов | Историки видят в этом образе Александра I. Этот правитель был крайне меланхоличен, не религиозен и падок на женщин. Любвеобильность и отсутствие моральных принципов повлияло на население, которое также впало в анархию и беспорядок.Грустилов умер от грусти. |
Угрюм-Бурчеев | Человек без эмоций, с привычкой спать на сырой земле, подкладывая камень вместо подушки. О его жесткости и откровенном идиотизме ходили легенды среди жителей Глупова. Был помешан на военной системе, внедрял подобные порядки и дисциплину в массы. |
Описание города
Глупов находится в далекой провинции, об этом мы узнаем, когда в дороге портится голова Брудастого. Это небольшой населенный пункт, уезд, ведь двух самозванцев приезжают забирать из губернии, то есть городок является лишь незначительной ее частью. В нем нет даже академии, зато стараниями Двоекурова процветает медоварение и пивоварение. Он делится на «слободы»: «Пушкарская слобода, за ней слободы Болотная и Негодница». Там развито сельское хозяйство, так как засуха, обрушавшаяся от грехов очередного начальника, сильно задевает интересы жителей, они даже готовы идти на бунт. При Прыще же увеличиваются урожаи, что безмерно радует глуповцев. «История одного города» пестрит драматическими событиями, причиной которых является аграрный кризис.
Угрюм-Бурчеев воевал с рекой, из чего мы делаем вывод, что уезд находится на берегу, в холмистой местности, так как градоначальник уводит народ в поисках равнины. Главным местом в данном регионе является колокольня: с нее сбрасывают неугодных граждан.
Глуповские градоначальники
Салтыков-Щедрин серьезно подошел к составлению списка чиновников, влияющих на судьбу города. Он максимально четко подметил негативные черты каждого и высмеял абсурдность их поступков. Среди прочих правителей стоит отметить следующих:
- Петр Петрович Фердыщенко — был солдатом, бригадиром, служил денщиком у Потемкина. Шесть лет правил без происшествий, но последний год у власти вел себя безумно. Имел дефект речи, был глуп и падок на лесть, запустил сбор налогов. В период его правления горожане пережили пожары и голод. Отправился осматривать окрестности и погиб от переедания.
- Василиск Семенович Бородавкин — продержался у власти 19 лет, сжег 33 деревни, борясь с неплательщиками налогов. Ввел в обиход азартные игры и завез новую провизию, занялся озеленением улицы и замостил площадь. Вместо постройки вуза, воздвиг тюрьму. Спровоцировал и командовал войсками в противоречивых войнах. Хотел уничтожить город, но его остановила смерть.
- Онуфрий Иванович Негодяев — крестьянин, в прошлом топил печи в Гатчине, разрушил вымощенные улицы ради воздвижения монументов. Привел город к упадку. Продержался у власти четыре года.
- Ксаверий Георгиевич Микаладзе — приятный и стеснительный князь, первый чиновник, общавшийся с народом культурно. Много внимания уделял женскому полу, после его правления численность жителей выросла. Умер от истощения.
- Феофилакт Иринархович Беневоленский — статский советник, являлся другом Сперанского, любил придумывать законы, есть сладкое, составлять проповеди и проводить время с купчихой Распоповой. В период его правления с 1806 по 1811 год горожане жили в благополучии и сильно располнели. Первый решил обложить данью откуп, благодаря чему получал неплохую годовую прибыль. Сослан за связь с Бонапартом.
- Иван Пантелеич Прыщ — офицер, пробыл у власти несколько лет, не занимался своими прямыми обязанностями, что привело к обогащению населения в четыре раза. Был убит представителем местной знати.
- Никодим Осипович Иванов — глупый статский советник маленького роста. Погиб от натуги, пытаясь осознать указ руководства. Был у власти в течение восьми лет.
О чем произведение?
Писатель иносказательно передал историю России, которую оценивал критически. Жителей российской империи он назвал «глуповцами». Они являются жителями одноименного города, жизнь которого описана в «Глуповской летописи». Данный этнос произошел от древнего народа под названием «головотяпы». За свое невежество они были переименованы соответствующе.
Головотяпы враждовали с соседними племенами, а также между собой. И вот устав от ссор и беспорядков, они решили найти себе правителя, который устроил бы порядок. Через три года они нашли подходящего князя, который согласился править ими. Вместе с приобретенной властью люди основали город Глупов. Так писатель обозначил формирование Древней Руси и призвание Рюрика на княжение.
Сначала правитель послал им наместника, но тот проворовался, и тогда он прибыл самолично и навел жесткие порядки. Так Салтыков-Щедрин представлял себе период феодальной раздробленности в средневековой России.
Далее писатель прерывает повествование и перечисляет биографии знаменитых градоначальников, каждая из которых – отдельная и законченная история. Первым был Дементий Варламович Брудастый, в голове которого располагался органчик, что играл лишь две композиции: «Не потерплю!» и «Разорю!». Потом у него сломалась голова, и настало безначалие – смута, которая пришла после смерти Ивана Грозного. Именно его автор изобразил в образе Брудастого. Далее появились одинаковые самозванцы-близнецы, но их вскоре убрали – это появление Лжедмитрия и его последователей.
Воцарилась анархия на неделю, в течение нее друг друга сменяли шестеро градоначальниц. Это эпоха дворцовых переворотов, когда в Российской Империи правили одни женщины и интриги.
Семен Константинович Двоекуров, который учредил медоварение и пивоварение, скорее всего, является прообразом Петра Первого, хоть данное предположение и идет вразрез с исторической хронологией. Но реформаторская деятельность и железная рука правителя очень уж похожи на характеристику императора.
Начальники сменялись, их самомнение росло пропорционально градусу абсурда в произведении. Откровенно безумные реформы или же безысходный застой губили страну, народ скатывался в нищету и невежество, а верхушка то пировала, то воевала, то охотилась за женским полом. Чередование непрекращающихся ошибок и поражений привело к ужасающим последствиям, сатирически описанным автором. В конце концов, последний правитель Угрюм-Бурчеев умирает, и после его кончины повествование обрывается, а из-за открытого финала брезжит надежда на изменения к лучшему.
Так же Нестор описал историю возникновения Руси в «Повести временных лет». Эту параллель автор проводит специально, чтобы намекнуть, кого же он подразумевает под глуповцами, и кто все эти градоначальники: полет фантазии или реальные русские правители? Писатель четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно Россию и ее порочность, переиначивая ее судьбу на свой лад.
Композиция выстроена в хронологической последовательности, в произведении классическое линейное повествование, но каждая глава – вместилище полноценного сюжета, где есть свои герои, события и итоги.
Литературное направление и жанр
Салтыков-Щедрин – писатель реалистического направления. Сразу после выхода книги критики определили жанровую разновидность романа как историческую сатиру, причём отнеслись к роману по-разному.
С объективной точки зрения Салтыков-Щедрин столь же великий историк, сколь и замечательный сатирик. Его роман – пародия на летописные источники, прежде всего, на «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».
Салтыков-Щедрин предлагает собственную версию истории, которая отличается от версий современников Салтыкова-Щедрина (упомянутых первым летописцем Костомарова, Соловьёва, Пыпина).
В главе «От издателя» господин М.Щедрин сам отмечает фантастичность некоторых эпизодов (градоначальника с музыкой, полёты градоначальника по воздуху, обращённые назад ступни градоначальника). При этом он оговаривает, что «фантастичность рассказов нимало не устраняет их административно-воспитательного значения». Эта сатирическая фраза означает, что «Историю одного города» нельзя рассматривать как текст фантастический, но как мифологический, объясняющий менталитет народа.
Фантастичность романа связана с гротеском, который позволяет изобразить типичное через предельное преувеличение и деформацию образа.
Некоторые исследователи находят в «Истории одного города» черты антиутопии.