Четыре волны эмиграции из россии в причинно-следственных связях и цифрах

Русское литературное зарубежье три волны эмиграции. третья волна русской эмиграции

Введение

Одной из главных особенностей русской культуры XX века стало ее расслоение. Этот процесс начался после Октябрьской революции 1917 года и продолжался в течение всего столетия. Появилась культура официальная и неофициальная, разрешенная и неразрешенная, создаваемая на территории советской России и за ее пределами. Последняя и является предметом нашего рассмотрения. В настоящее время принято выделять три волны русской эмиграции: первая, причинами которой стали революция и последовавшая за ней Гражданская война (рубеж 1910—1920-х годов), вторая, связанная с исходом Второй мировой войны (1940-е годы), и третья — своеобразная реакция на усиление идеологического диктата после закончившейся эпохи «оттепели» (конец 1960-х — начало 1980-х годов). Все три волны были ознаменованы колоссальным оттоком из страны культурных и интеллектуальных сил и создавали в культурном, идейном и даже политическом смысле некий противовес России советской, поэтому мы и говорим сегодня о русском зарубежье как о совершенно уникальном, очень интересном и очень специфическом явлении, единственном в своем роде. По сути дела, это была вторая, параллельная советской русская культура и русская литература, не знать и не учитывать которую невозможно. Кроме того, в последние десятилетия ХХ столетия на фоне глобального интеграционного процесса, когда стало очевидно «сплошное опограничиванье мира» с его «амбивалентностью социокультурных ориентаций», появилась литература транскультурного генезиса, пришедшая, по существу, на смену литературе не только колониальной (во Франции и в Англии), но и литературе эмигрантской — в случае российской словесности. Конечно, это совершенно особое явление, но в русской литературе ХХ века оно органически связано с феноменом эмигрантской культуры, ибо, сливаясь с нею, образует единое целое литературы русского зарубежья.

Цель данного реферата: показать историю формирования, политическую деятельность русской эмиграции послереволюционной поры в контексте мировой и российской литературы, определить ее особенности, место и роль в жизни России и международного общества.

Основными задачами проекта являются:

1. Выявить основные волны и центры эмиграции русских поэтов и писателей;

2. Показать попытки самоорганизации в среде эмиграции;

3. Изучить особенности русской эмиграции ХХ века;

Аркадий Аверченко

До революции жизнь писателя складывалась замечательно. Он был главным редактором юмористического журнала, который пользовался огромной популярностью. Но в 1918 году все резко изменилось. Издательство было закрыто. Аверченко занял отрицательную позицию по отношению к новой власти. С трудом ему удалось добраться до Севастополя — города, в котором он родился и провел ранние годы. Писатель уплыл в Константинополь на одном из последних пароходов за несколько дней до того, как Крым был взят красными.

Сперва Аверченко жил в Софии, затем в Белгороде. В 1922 году уехал в Прагу. Жить вдали от России ему было сложно. Большая часть произведений, написанных в эмиграции, пронизана тоской человека, вынужденного жить вдали от Родины и лишь изредка слышать родную речь. Впрочем, в Чехии он быстро приобрел популярность.

В 1925 году Аркадий Аверченко заболел. Несколько недель провел в Пражской городской больнице. Умер 12 марта 1925 года.

ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ (1960–1980-е годы)

В начале 1970-х СССР начинает покидать интеллигенция, деятели культуры и науки, в том числе, писатели. Из них многие были лишены советского гражданства (А.Солженицын, В.Аксенов, В.Максимов, В.Войнович и др.). С третьей волной эмиграции за границу выезжают: Аксенов, Ю.Алешковский, Бродский, Г.Владимов, В.Войнович, Ф.Горенштейн, И.Губерман, С.Довлатов, А.Галич, Л.Копелев, Н.Коржавин, Ю.Кублановский, Э.Лимонов, В.Максимов, Ю.Мамлеев, В.Некрасов, С.Соколов, А.Синявский, Солженицын, Д.Рубина и др. Большинство писателей эмигрирует в США, где формируется мощная русская диаспора (Бродский, Коржавин, Аксенов, Довлатов, Алешковский и др.), во Францию (Синявский, Розанова, Некрасов, Лимонов, Максимов, Н.Горбаневская), в Германию (Войнович, Горенштейн).

Творчество Аксенова, лишенного советского гражданства в 1980, отражает советскую действительность 1950–1970-х, эволюцию его поколения. Роман Ожог дает панораму послевоенной московской жизни, выводит на авансцену героев 1960-х – хирурга, писателя, саксофониста, скульптора и физика. В роли летописца поколения Аксенов выступает и в Московской саге.

Войнович за рубежом пробует себя в жанре антиутопии – в романе Москва 2042, в котором дана пародия на Солженицына и изображена агония советского общества.

Синявский публикует в эмиграции Прогулки с Пушкиным, В тени Гоголя.

К постмодернистской традиции относят свое творчество Соколов, Мамлеев, Лимонов. Романы Соколова Школа для дураков, Между собакой и волком, Палисандрия являются изощренными словесными структурами, в них отразилась постмодернистская установка на игру с читателем, смещение временных планов. Маргинальность текста – в прозе Мамлеева, в настоящий момент вернувшего себе российское гражданство. Наиболее известные произведения Мамлеева – Крылья ужаса, Утопи мою голову, Вечный дом, Голос из ничто. Лимонов имитирует соцреализм в повести У нас была прекрасная эпоха, отрицает истэблишмент в книгах Это я – Эдичка, Дневник неудачника, Подросток Савенко, Молодой негодяй.

Татьяна Скрябина

Гуль Р. Я унес Россию. Нью-Йорк, 1984–1989 Глэд Джон. Беседы в изгнании. М., 1991 Михайлов О. Литература русского зарубежья. М., 1995 Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж – М., 1996 Агеносов В. Литература русского зарубежья (1918–1996). М., 1998Русский Париж. М., 1998Современное русское зарубежье. М., 1998 Менегальдо Е. Русские в Париже. 1919–1939. М., 2001

  • Теплообменные аппараты это кратко и понятно

      

  • Действие лекарственных веществ на организм собаки кратко

      

  • John singer sargent биография на английском кратко

      

  • Глава 11 семейного кодекса кратко

      

  • Диурез это кратко и понятно

Вторая волна русской литературной эмиграции

Вторая волна эмиграции, порожденная второй мировой войной, не отличалась таким массовым характером, как эмиграция из большевистской России. Со второй волной СССР покидают военнопленные, перемещенные лица – граждане, угнанные немцами на работы в Германию. Большинство эмигрантов второй волны селились в Германии (преимущественно в Мюнхене, имевшем многочисленные эмигрантские организации) и в Америке. К 1952 в Европе насчитывалось 452 тысячи бывших граждан СССР. 548 тысяч русских эмигрантов к 1950 прибыло в Америку.

Среди писателей, вынесенных со второй волной эмиграции за пределы родины оказались И.Елагин, Д.Кленовский, Ю.Иваск, Б.Нарциссов, И.Чиннов, В.Синкевич, Н.Нароков, Н.Моршен, С.Максимов, В.Марков, Б.Ширяев, Л.Ржевский, В.Юрасов и др. На долю выехавших из СССР в 1940-е выпали тяжелые испытания. Это не могло не сказаться на мироощущении литераторов: самыми распространенными темами в творчестве писателей второй волны становятся лишения войны, плен, ужасы большевистского террора.

В эмигрантской поэзии 1940–1950-х преобладает политическая тематика: Елагин пишет Политические фельетоны в стихах, антитоталитарные стихи публикует Моршен («Тюлень», «Вечером 7 ноября»). Виднейшим поэтом второй волны критика наиболее часто называет Елагина. Основными «узлами» своего творчества он называл гражданственность, беженскую и лагерную темы, ужас перед машинной цивилизацией, урбанистическую фантастику. По социальной заостренности, политическому и гражданскому пафосу стихи Елагина оказывались ближе советской поэзии военного времени, нежели «парижской ноте».

К философской, медитативной лирике обратились Иваск, Кленовский, Синкевич. Религиозные мотивы звучат в стихах Иваска. Принятие мира – в сборниках Синкевич «Наступление дня», «Цветение трав», «Здесь я живу». Оптимизмом и гармоничной ясностью отмечена лирика Д.Кленовского (книги «Палитра», «След жизни», «Навстречу небу», и др.). Значителен вклад в эмигрантскую поэзию и Чиннова, Т.Фесенко, В.Завалишина, И.Буркина.

Герои, не сжившиеся с советской действительностью, изображены в книгах прозаиков второй волны. Трагична судьба Федора Панина в романе «Юрасова Параллакс». С.Марков полемизирует с шолоховской «Поднятой целиной» в романе Денис Бушуев. К лагерной теме обращаются Б.Филиппов (рассказы «Счастье», «Человеки», «В тайге», и др.), Л.Ржевский (повесть «Девушка из бункера» («Между двух звезд»)). Сцены из жизни блокадного Ленинграда изображает А.Даров в книге «Блокада», об истории Соловков пишет Ширяев («Неугасимая лампада»). Выделяются книги Ржевского «Дина» и «Две строчки времени».

Большинство писателей второй волны эмиграции печатались в выходившем в Америке «Новом журнале» и в журнале «Грани».

Эмигранты третьей волны (1960–1980)

В третью волну эмиграции Советский союз преимущественно покидали представители творческой интеллигенции. Новые писатели-эмигранты третьей волны являлись поколением «шестидесятников», мировоззрение которых было сформировано в время. Надеясь на хрущевскую « », они так и не дождались коренных перемен в общественно-политической жизни советского общества и после знаменитой выставки в Манеже стали покидать страну. Большая часть писателей эмигрантов была лишена гражданства — В.Войнович, А.Солженицын, В.Максимов. С третьей волной за границу выезжают писатели Д.Рубина, Ю.Алешковский, Э.Лимонов, И.Бродский, С.Довлатов, И.Губерман, А.Галич, В.Некрасов, И.Солженицын и др.

Русские писатели третьей эмиграции — это авторы, покинувшие Советский Союз и обосновавшиеся в других странах с начала 1970-х гг., когда такая возможность появилась, и до начала 1990-х гг., когда переезд в другую страну потерял однозначный политический смысл и перестал быть необратимым.

ВТОРАЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ (1940-е — 1950-е годы)

Вторая волна эмиграции, порожденная второй мировой войной, не отличалась таким массовым характером, как эмиграция из большевистской России. Со второй волной СССР покидают военнопленные, перемещенные лица — граждане, угнанные немцами на работы в Германию. Большинство эмигрантов второй волны селились в Германии (преимущественно в Мюнхене, имевшем многочисленные эмигрантские организации) и в Америке. К 1952 в Европе насчитывалось 452 тысячи бывших граждан СССР. 548 тысяч русских эмигрантов к 1950 прибыло в Америку. Среди писателей, вынесенных со второй волной эмиграции за пре-делы родины оказались И.Елагин, Д.Кленовский, Ю.Иваск, Б.Нарциссов, И.Чиннов, В.Синкевич, Н.Нароков, Н.Моршен, С.Максимов, В.Марков, Б.Ширяев, Л.Ржев-ский, В.Юрасов и др. На долю выехавших из СССР в 1940-е выпали тяжелые испытания. В эмигрантской поэзии 1940-1950-х преобладает политическая тематика, а также философская, медитативная лирика и д.р. В книгах прозаиков второй волны изображены герои, не сжившиеся с советской действительностью, изображены. + лагерная тема.

Большинство писателей второй волны эмиграции печатались в выходившем в Америке «Новом журнале» и в журнале «Грани».

ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ (1960-1980-е годы)

Писатели-эмигранты третьей волны, как правило, принадлежали к поколению «шестидесятников», немаловажную роль для этого поколения сыграл факт его формирования в военное и послевоенное время. «Дети войны», выросшие в атмосфере духовного подъема, возлагали надежды на хрущевскую «оттепель», однако вскоре стало очевидно, что коренных перемен в жизни советского общества «оттепель» не сулит. Началом свертывания свободы в стране принято считать 1963, когда состоялось посещение Н.С.Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже. Середина 1960-х — период новых гонений на творческую интеллигенцию и, в первую очередь, на писателей. Первым писателем, высланным за границу, становится в 1966 В.Тарсис.

В начале 1970-х СССР начинает покидать интеллигенция, деятели культуры и науки, в том числе, писатели. Из них многие были лишены советского гражданства (А.Солженицын, В.Аксенов, В.Максимов, В.Войнович и др.). С третьей волной эмиграции за границу выезжают: Аксенов, Ю.Алешковский, Бродский, Г.Владимов, В.Войнович, Ф.Горенштейн, И.Губерман, С.Довлатов, А.Галич, Л.Копелев, Н.Коржавин, Ю.Кублановский, Э.Лимонов, В.Максимов, Ю.Мамлеев, В.Некрасов, С.Соколов, А.Синявский, Солженицын, Д.Рубина и др. Большинство писателей эмигрирует в США, где формируется мощная русская диаспора (Бродский, Коржавин, Аксенов, Довлатов, Алешковский и др.), во Францию (Синявский, Розанова, Некрасов, Лимонов, Максимов, Н.Горбаневская), в Германию (Войнович, Горенштейн).

Писатели третьей волны во многом были не приняты своими предшественниками, чужды «старой эмиграции». В отличие от эмигрантов первой и второй волн, они не ставили перед собой задачи «сохранения культуры» или запечатления лишений, пережитых на родине. Совершенно разный опыт, мировоззрение, даже разный язык мешали возникновению связей между поколениями.

Первая волна русской эмиграции — это явление, ставшее следствием Гражданской войны, которая началась в 1917 году и продолжалась почти шесть лет. Родину покидали дворяне, военные, фабриканты, интеллигенция, духовенство и государственные служащие. Из России в период 1917-1922 годов выехало более двух миллионов человек.

Александр Куприн

После окончания Великой Отечественной войны началась волна реэмиграции. Тем, кто покинул Россию в начале двадцатых, обещали советские паспорта, работу, жилье и прочие блага. Однако многие эмигранты, возвратившиеся на Родину, стали жертвами сталинских репрессий. Куприн вернулся еще до войны. Его, к счастью, не постигла участь большинства эмигрантов первой волны.

Александр Куприн уехал сразу же после Октябрьского переворота. Во Франции первое время занимался в основном переводами. В Россию вернулся в 1937 году. Куприн был известен в Европе, с ним не могли советские власти поступить так, как они поступали с большей частью Однако писатель, будучи к тому времени больным и старым человеком, стал инструментом в руках пропагандистов. Из него сделали образ раскаявшегося писателя, который вернулся, дабы воспеть счастливую советскую жизнь.

Александр Куприн умер в 1938 году от онкологического заболевания. Похоронен на Волковском кладбище.

Новые публикации

Феминитивы, коптер, нейросеть. Какие новые слова добавил в русский язык 2023 год 20.10.2023

Каждый год в нашем обиходе появляются новые слова. Часть из них закрепляется в словарях, тем самым из разговорной речи слова переходят в официальный язык. 2023 год ещё может подкинуть нам пару ранее неизвестных выражений, но главные лингвистические новинки уже вышли. Какие именно?

Знай русский! Контроль качества, контроль над качеством или контроль за качеством? 20.10.2023

В зависимости от контекста слово контроль может употребляться с разными предлогами, а в некоторых случаях и вовсе без них.

VI фестиваль «Литература Тихоокеанской России» прошёл в России, Китае и Корее 17.10.2023

Во Владивостоке состоялось главное литературное событие Приморского края – VI литературный фестиваль «Литература Тихоокеанской России». Традиционно за его международную программу отвечал Дальневосточный филиал фонда «Русский мир».

Знай русский! Пан(?)европейский, транс(?)форма. Дефис и твёрдый знак после приставок 17.10.2023

Обычно орфографических затруднений при употреблении приставок с другими лексемами не возникает, так как главным образом преобладает слитное написание

Но всё же есть моменты, на которые необходимо обратить внимание

Геннадий Гладков: Музыка, которой в консерватории не научат 16.10.2023

У композитора Геннадия Гладкова было немало званий и наград: заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист России.  А неофициально его называли «весёлым композитором» – за многочисленные хиты, ушедшие в народ: «А бабочка крылышками бяк, бяк, бяк, бяк…», «Уно, уно, уно, уно моменто…» и, конечно, любимая взрослыми и детьми  песня «Бременских музыкантов» — «Ничего на свете лучше нету…».

Собибор: единственное успешное восстание в лагере смерти 14.10.2023

80 лет назад, 14 октября 1943 года, несколько сотен заключённых нацистского лагеря смерти Собибор подняли восстание. Практически безоружные они сумели смять охрану, а потом под пулемётным огнём бежали по минным полям. Восстание в Собиборе стало единственной успешной попыткой освобождения из лагеря смерти за всю Вторую мировую войну. Руководил восстанием советский офицер Александр Печерский.

Министр культуры ЛНР о развитии национальных культур в регионе и иммунитете к «украинству» 13.10.2023

Министр культуры Луганской Народной Республики Дмитрий Сидоров принял участие в круглом столе по проблемам реинтеграции народов Новороссии в российское этнокультурное пространство, который состоялся 13 октября в Доме народов России. Накануне мы поговорили с ним о ситуации с дружбой народов на Луганщине.

Россия – государство-цивилизация. В чём её самобытность? 13.10.2023

5 октября на пленарном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» Президент России Владимир Путин назвал Россию государством-цивилизацией. Эту концепцию внешней политики и вопросы самобытности российской цивилизации обсудили на круглом столе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ).

Почему русские начали массово покидать родину?

В октябре 1917 года в Петрограде произошли события, которые в советской науке характеризуются как великая октябрьская социалистическая революция. В современной науке эти события все чаще обозначаются как государственный переворот. В результате власть в столице России захватили большевики.

Уже после февральской революции 1917 года многие жители страны не приняли произошедших перемен, упразднения самодержавия. Однако тогда еще вопрос о дальнейших порядках в стране откладывался до созыва Учредительного собрания, новое временное правительство не предпринимало радикальных реформ.

После октябрьских событий большевики стали издавать декреты, которые реализовывали их коммунистическую программу. Происходило коренное переустройство общественных порядков. В начале 1918 года большевики разогнали Учредительное собрание. Их идеология основывалась на признании классовой борьбы и необходимости подавлять выступления общественных групп, которых они считали противниками своих мер.

В результате представители разных слоев населения не признали декреты новой власти в столице и вступили с ней в борьбу. Они сформировали массовое белое движение, которое вело гражданскую войну с большевиками. Война завершилась в начале 20-х годов. В ней победили большевики, красное движение.

В результате всех этих событий Россию покинуло большое количество людей. Они имели разное социальное положение и относились к разным категориям населения: это были дворяне, представители духовенства, купцы, предприниматели, чиновники, военные, офицеры, казачество, интеллигенция. Большевики считали их противниками коммунистических порядков и боролись с ними. Пребывание в России грозило многим из них арестом по идеологическим причинам. С другой стороны, многие из них не хотели принимать новые порядки. Все эти причины привели к их массовому выезду из страны.

Владимир Набоков

Писатель происходил из богатой аристократической семьи. В 1919 году, незадолго до захвата Крыма большевиками, Набоковы навсегда покинули Россию. Им удалось убрать некоторые фамильные драгоценности, что спасло их от нищеты и голода, на которые были обречены многие русские эмигранты.

Владимир Набоков окончил Кембриджский университет. В 1922 году он переехал в Берлин, где зарабатывал на жизнь изучением английского языка. Иногда он публиковал свои рассказы в местных газетах. Среди набоковских героев много русских эмигрантов («Защита Лужина», «Машенька»).

В 1925 году Набоков женился на девушке из русско-еврейской семьи. Работала редактором. В 1936 году ее уволили: началась антисемитская кампания. Набоковы уехали во Францию, поселились в столице и часто бывали в Ментоне и Каннах. В 1940 году им удалось бежать из Парижа, который был оккупирован немецкими войсками через несколько недель после их отъезда. На лайнере Champlain русские эмигранты достигли берегов Нового Света.

В США Набоков прочитал лекцию. Он писал на русском и английском языках. В 1960 году вернулся в Европу, поселившись в Швейцарии. Русский писатель умер в 1977 году. Могила Владимира Набокова находится на кладбище Кларенс в Монтрё.

Третья волна эмиграции (1960—1980-е годы)

Третья волна связана в большей степени с поколением «шестидесятников» и их не оправдавшимися надеждами на перемены после хрущёвской оттепелиСкрябина (Кругосвет). После посещения Н. С. Хрущёвым в 1962 году выставки художников-авангардистов начался период гонений на творческую интеллигенцию и ограничений свобод. В 1966 году был выслан первый писатель — В. Тарсис. Многие деятели науки и культуры стали выезжать из страны после изгнания А. Солженицына в 1974 году, эмигрируя в основном в США, Францию, Германию, Израиль.

Представители третьей волны отличались от «старой эмиграции», часто были склонны к авангарду, постмодернизму, находясь под впечатлением не русской классики, а модной в 1960-х годах американской и латиноамериканской литературы, произведений М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. ПлатоноваСкрябина (Кругосвет). Среди крупных представителей третьей волны — А. Солженицын, И. Бродский, С. Довлатов, В. Аксёнов, Г. Владимов, В. Войнович, А. Зиновьев, Ю. Мамлеев, А. Синявский.

Положение русской литературы в изгнании

Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали. За пределами родины оказались религиозные философы Н.Бердяев, С.Булгаков, Н.Лосский, Л.Шестов, Л.Карсавин. Эмигрантами стали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский. Из числа известных писателей эмигрировали: Ив.Бунин, Ив.Шмелев, А.Аверченко, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, Б.Зайцев, А.Куприн, А.Ремизов, И.Северянин, А.Толстой, Тэффи, И.Шмелев, Саша Черный. Выехали за границу и молодые литераторы: М.Цветаева, М.Алданов, Г.Адамович, Г.Иванов, В.Ходасевич. Русская литература, откликнувшаяся на события революции и гражданской войны, запечатлевшая рухнувший в небытие дореволюционный уклад, оказывалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации. Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения Пушкина.

Утратив близких, родину, всякую опору в бытии, поддержку где бы то ни было, изгнанники из России получили взамен право творческой свободы. Это не свело литературный процесс к идеологическим спорам. Атмосферу эмигрантской литературы определяла не политическая или гражданская неподотчетность писателей, а многообразие свободных творческих поисков.

Федор Шаляпин

Известный оперный певец покинул Россию, можно сказать, не по собственному желанию. В 1922 году он был на гастролях, которые, как показалось властям, затянулись. Затянувшиеся выставки в Европе и США вызвали подозрения. Владимир Маяковский тут же отреагировал, написав гневное стихотворение, в котором были такие слова: «Я буду первым кричать — возвращайся!».

В 1927 году певец пожертвовал выручку от одного из концертов детям русских эмигрантов. В Советской России это было воспринято как поддержка белогвардейцев. В августе 1927 года Шаляпин был лишен советского гражданства.

В ссылке он много выступал, даже снялся в кино. Но в 1937 году ему поставили диагноз лейкемия. 12 апреля того же года скончался известный российский оперный певец. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

Список используемой литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Литература_русского_зарубежья
  2. https://revolution.allbest.ru/literature/00563521_0.html
  3. https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/LITERATURA_RUSSKOGO_ZARUBEZHYA.html
  • Образование как феномен, процесс, система
  • Педагогика наука и область практической деятельности
  • Личность, как субъект поведения, деятельности и социального взаимодействия
  • Психические процессы (Психологические процессы человека)
  • Психологические особенности подросткового возраста
  • Общая характеристика административно-командной экономической системы.
  • Смысл как универсальное содержание отражательной деятельности человека
  • Причины гос. регулирования экономики
  • Цифровая трансформация бизнес-процессов
  • Информатика и кибернетика (Информационные технологии в экономике)
  • Элементы теории алгоритмов
  • Общая характеристика договора аренды зданий и сооружений

Правовое положение эмигрантов

Советское правительство своими постановлениями лишило эмигрантов гражданства в российском государстве с новым режимом. Их правовое положение в результате оказалось проблемным вопросом.

Международная организация Лига наций в 1921 году учредила должность комиссара по делам русских беженцев. На нее был назначен Фритьоф Нансен. Он ввел названные по его фамилии нансеновские паспорта для эмигрантов, которые в международном праве получили юридическую силу.

В разные годы на международном уровне принимались определенные документы, регулировавшие вопрос о правовом положении эмигрантов. Они сами в 1921 году сформировали совещание послов как организацию для выражения своих интересов. Она просуществовала до конца 1930-х годов, когда СССР был признан уже большинством государств на международной арене.

Вывод

Таким образом, при всем масштабе и огромных заслугах эмигрантской культуры, не она определила последующее развитие и будущее России, своего народа в тяжелые годы ХХ века. Объективный, непредвзятый взгляд на этот сложный, многомерный процесс не может не привести в конце концов к самому главному выводу: помимо «отщепившейся», «отколовшейся» эмигрантской культуры в России сохранялась «магистральная» ветвь, само культурное ядро, носителем которого был главный исторический субъект — русский народ и его составная часть — интеллигенция, большая часть которой осталась на Родине.

Заключение

В заключение следует сказать, что, несмотря на то, что Российская Эмиграция уже внесла (и продолжает вносить) огромный вклад в мировую культуру и в дело борьбы с мировым злом — коммунизмом, но в силу своего положения в свободном мире и, особенно, в силу непонимания этим миром той цели, которую эмиграция преследует, она не имеет возможности в должной и нужной мере вести борьбу с поработителями нашей Родины-России.

Усилиями русских эмигрантов за рубежом была создана выдающаяся ветвь нашей отечественной культуры, охватившая многие направления человеческой деятельности (литература, искусство, наука, философия, образование) и обогатившая европейскую и всю мировую цивилизацию. Национально-своеобразные ценности, идеи и открытия заняли достойное место в западной культуре в целом, конкретных европейских и других стран, где приложился талант русских эмигрантов.

О вкладе русских ученых-эмигрантов в мировую культуру говорит и такой факт: трое из них удостоились Нобелевских премий: И.Р.Пригожин в 1977г. по химии; С.С.Кузнец в 1971 и В.В.Леонтьев в 1973г. по экономике.

Основное внимание русских мыслителей в начальные годы в эмиграции было обращено на осмысление феномена русской революции и ее влияния на историческую судьбу России. Большинство из них признавали историческую неизбежность революционного взрыва народа

Но они не смогли переломить себя, точнее свою социально-классовую приверженность, а потому были категорически против теоретического и нравственного оправдания революции как способа решения социальных проблем.

И надо еще подчеркнуть: главным и для этой части ученых и для всей белой эмиграции было политическое противостояние Советской власти. Именно за развертывание антисоветской деятельности многие получили финансовую поддержку от иностранцев. Не случайно В.В. Маяковский после посещения Парижа пришел к выводу, что здесь «самая злостная идейная эмиграция».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: