Особенности лирики в поэзии Тютчева
Хотя за свою жизнь Федор Иванович Тютчев написал не так уж и много произведений, лирика в поэзии Тютчева занимает особое место. Обладая писательским даром, он не считал литературное творчество своей профессией и писал непроизвольно. При этом многие его работы так и оставались на листе бумаги, и лишь по настоянию друзей, некоторые из них попадали в печать, и становились доступны широкой публике. Но даже эти немногочисленные творения становятся достойным наследием и своеобразной лептой, которую внес в литературу Ф.И. Тютчев.
Особенности лирики Тютчева
Чтобы понять особенности лирики Тютчева достаточно окунуться в мир его поэзии. Свои стихи Тютчев пишет только под влиянием некоего озарения, когда чувствует необходимость выразить свои мысли на бумаге. Вот и получается, что лирика Тютчева наполнена интимностью личных внутренних переживаний и больше похожа на дневник, где он запечатлевает свои мысли и размышления.
Ценность стихотворений поэта в том, что в этих небольших работах автор создает искренние и своеобразные образы. К тому же художественной особенностью поэзии Тютчева является и то, что они наполнены глубоким философским содержанием.
Особенности любовной лирики Тютчева
Раскрывая тему художественной особенности поэзии Тютчева, стоит поговорить и об особенностях любовной лирики поэта. Представлена она немногими произведениями, которые посвящались разным женщинам. В жизни Тютчев был любвеобильным, страстным и увлеченным человеком. Так, его ранние стихотворения были посвящены первой любви, женщине, которую он повстречал в Мюнхене. Это была Амалия. Стихи же назывались Я помню время золотое или же Я встретил вас. Но судьба их разлучила, и уже через год он влюбляется в Элеонору Петерсон, которая стала его женой. Однако и здесь судьба была жестока к поэту. Смерть забирает его возлюбленную. Уже посмертно писатель посвятил Элеоноре Петерсон стихотворения В часы, когда бывает и Еще томлюсь тоской желаний. Следующей будет встреча с Эрнестиной Дернберг и женитьба. Эта женщина стала Музой для Тютчева, под влиянием которой появляется стихотворение Она сидела на полу.
Но самыми знаменитыми стихами поэта стали работы, что вошли в денисьевский цикл. Елена Денисьева стала последним увлечением писателя. Их связь была незаконной, и самым известным стихом того периода стала работа Последняя любовь.
Если первые стихотворения любовной лирики Тютчева изображают любовь, как страсть. В них поэт делится своими эмоциями и описывает эмоции возлюбленной. То в поздних работах поэта чувствуются мотивы скоротечности счастья, его вины перед возлюбленной. Теперь любовь ассоциируется с безнадежностью, а романтика гибнет под влиянием общества, которое отвергало все прекрасное своим непониманием. Любовь у писателя — это не только страсть, но и безнадежность, страдание и борьба. Особенностью лирики Тютчева было то, что он в своих работах отображал настоящие, не придуманные чувства.
Особенности изображения природы
Федор Тютчев по праву считается певцом природы. Как говорил Некрасов, достоинством пейзажной лирики Тютчева было в том, что его природа была разной, живой и грациозной. Особенно нравилась писателю весенняя и осенняя природа. В эти периоды возрождения и увядания у автора появлялись неповторимые образы. При этом природа могла быть спокойной, как в стихотворении Осенний вечер, так и буйной, как в работе Весенняя гроза.
Тютчев любил очеловечивать природу, наделять ее человеческими характерами и чертами. И в этом особенность тютчевской природы. Писатель сопоставляет каждое природное явление с человеческим настроением.
Особенности философской лирики Тютчева
Несмотря на вышеперечисленные темы, которые затрагивал Тютчев в своих стихах, основным направлением его работ была философская лирика. Можно даже сказать, что в любовной и пейзажной лирике Тютчева прослеживаются философские мотивы. Писатель стремился постигнуть все тайны мира, осмыслить жизнь, найти гармонию с природой.
Особенностью философской лирики Тютчева было то, что писатель не просто пишет на темы бытия, хаоса и вечности. Его работы заставляют читателя сначала вслушаться, а затем вдуматься в каждое слово. Очень часто Тютчев размышляет о человеке, о его месте в мире. Очень часто писатель размышляет о прошлом и настоящем, обращается к теме памяти.
Политические и историко-философские взгляды. Человек и история в лирике Тютчева
Тютчев увидел «мир в его минуты роковые», ему довелось стать свидетелем многих исторических потрясений XIX в.: Отечественной войны 1812 г., восстания декабристов, революций 1830 и 1848 г. в Европе, Крымской войны и др. Желая быть в курсе событий, Тютчев вел активную светскую жизнь. Он часто позволял себе поразительную вольность суждений, пренебрегая условиями светской морали. Общество поражают его эпиграммы, меткие и острые афоризмы, которые передаются из уст в уста. Так, например, выразил Тютчев свои взгляды на историю правителей в России: «до Петра Великого сплошная панихида, после – одно уголовное дело». «Злосчастным человеком чудовищной тупости», «лицедеем», который служил не России, а тщеславной «суете своей» называл Николая I за его бездарную внешнюю политику, приведшую к Крымской войне. Тютчев предупреждал о возможности конфликта, говорил, что у России есть только два союзника – «это ее армия и флот». Работая в Германии, он остро понимал политические настроения в Европе. После того, как Россия спасла не только себя, но и европейские страны от наполеоновского нашествия, Тютчев понял, что в России видят не спасителя, а соперника и врага, страну, обретающую на международной арене ведущую роль. Вытеснить Россию силой оружия не представлялось возможным, для этого использовались пропагандистские методы. Тютчев выступает против антироссийской информационной войны в западных изданиях, печатает в Германии статью «Россия и Германия» и др.,высказывается о неизбежности конфронтации России и Запада, ввел в политику термин «русофобия». Тютчев обладал аналитическим и прозорливым умом, многие его прогнозы сбылись в истории XX в., политические взгляды актуальны и сегодня.
В гражданской лирике Тютчев проявил себя как талантливый дипломат, гениальный историк, «пророк в Отечестве своем». Он не писал патриотических стихотворений, осмысление особенного статуса родной страны выражено в знаменитом философском четверостишии «Умом Россию не понять». Для Тютчева разум – понятие рациональное, но ограниченное, понятие веры для него не требует никаких доказательств, оттого «в Россию можно только верить». Взгляды Тютчева на Россию, ее историю, вера в христианскую миссию русского народа отобразилось во многих произведениях. Стихотворение «Эти бедные селенья» (1855 г.) проникнуто состраданием к «краю долготерпения» в «наготе смиренной»,исходя который, благословил«в рабском виде царь небесный». Накануне крестьянской реформы в стихотворении «Над этой темною толпою» на вопрос о том, «взойдет ли свобода» среди «растленных душ и пустоты» не пробужденного народа, верит, что лишь «риза чистая Христа» способна излечить вековые раны и «рубцы насилий и обид».
Возвращение в Россию
А 1844 году Тютчев вернулся в Россию. С 1848 года занимает должность старшего цензора в министерстве иностранных дел. Вместе с тем принимает активное участие в кружке Белинского, участниками которого также были Иван Тургенев, Николай Некрасов, Иван Гончаров и другие.
Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в этот период не выходят в печать, а произведения свои он пишет в основном на политическую тематику.
Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.
Роль и значение творчества Тютчева
Долгое время Тютчева воспринимали как автора изящных и прекрасных стихов для эстетического наслаждения, как «Люблю грозу в начале мая» или «Есть в осени первоначальной», не замечая в них стремление к философскому осмыслению законов бытия.
Дипломат, государственный деятель, мыслитель, публицист и поэт, Тютчев оставил после себя почти 400 стихотворений, 5 публицистических статей, более 1300 писем. Тютчев – мастер стихов предельно малой формы, названных философскими фрагментами, в его четверостишиях выражены меткие, искрометные мысли или идеи. Некрасов об этих стихотворениях говорил, что они очень коротки, тем не менее к ним «решительно нечего прибавить».Тургенев назвал Тютчева «поэтом мысли», Толстой преклонялся перед величием его таланта, называл одним из самых любимых своих поэтов, без стихов которого «нельзя жить».
У самого Тютчева было особое отношение к литературе, он считал, что ее нельзя делать только предметом изучения для детей и юношества, это большая и неотъемлемая часть общественной жизни, влияющая на формирование умов.
Словарь
1. Атташе – низшая дипломатическая должность.
2. Миссия – в дипломатических международных отношениях постоянное представительство, возглавляемое посланником иностранного государства.
3. Элегия – печальное лирическое произведение о личных размышлениях или переживаниях.
4. Сфинкс – мифологическое существо с телом льва и головой человека, предлагающее загадки путникам.
5. Лицедей – артист или тот, кто притворяется, старается казаться не таким, каким является на самом деле.
6. Конфронтация – противостояние, столкновение классовых интересов или социальных систем.
7. Русофобия – патологическая неприязнь или ненависть ко всему русскому.
Вариант 2
Лирика каждого поэта в русской литературе своеобразна. Это объясняется индивидуальным отношением писателей к тому или иному явлению в жизни.
Тема любви в творчестве Ф. И. Тютчева — это часть его жизни и личной, и творческой. Неудачные любовные связи на его жизненном пути не сломили поэта. Наоборот, этот человек находил в каждом движении, мимике противоположного пола продолжение для вдохновения своему творчеству.
Тревожные и светлые мысли, душевные порывы, отраженные в его стихотворениях, до глубины души трогают сердце читателя. Для любовной лирики характерна настоящая искренность. Именно поэтому из его произведений можно узнать часть биографии. Но цель существования этого человека всегда была неизменной — он ни дня не мог прожить без страстных признаний, которые имели место на любом этапе жизни, несмотря на предыдущие потери и трагическую развязку.
Любовь, предательство, ложь и боль — каждое из этих чувств автор испытал на себе, поэтому так необыкновенно точно и искренне звучат его строки, созданы образы.
Пылкая ранняя влюбленность его выливалась со всей мощью в произведениях, посвященных Амалии Крюденер «Ни разу мне не довелось с ним повстречаться без волненья…». В каждой строчке, имеющей отношение к этой девушке, он воспевал красоту, влечение и ежедневное наслаждение от присутствия рядом с ней. Однако эта история любви для поэта закончилась разочарованием. «Я помню время золотое» — слова, которые говорят о беспечности и страсти молодого поэта в прошлом.
Своей любящей жене Ф. И. Тютчев посвятил нежные признания: «Твой милый образ, незабвенный…». Однако одновременно он не задумываясь встречался с Эрнестиной Дернберг, которая стала его спутницей в будущем. Но и эта женщина, которая вызвала массу чувств, была не последней в его судьбе.
Денисьевой Елене были посвящены лучшие строки его лирики: «И страшно грустно было мне. Как от присущей милой тени». Это восклицание поэта, которое можно отнести к его сущности в целом, так как Федор Иванович всю свою жизнь нуждался в новых чувствах и ощущениях.
Не щадя своих возлюбленных, он предавал, испытывая жалость, но не в силах был справиться с собой. Между тем каждое событие его нелегкой судьбы, мироощущение, связанное с любовью, были отражены в стихотворениях. Они создавались из расставаний с любимыми, совместных встреч утренних лучей солнца, из ощущения потерь.
Любовь в творческой деятельности поэта — высшая сила, способная творить волшебство. Автор осознает, что это чувство приходит внезапно и ощущает себя бессильным в борьбе с ним. Поэтому в его судьбе роковые моменты неизбежны, а сам автор уподобляет себя птице с изувеченными крыльями.
Многообразие тем и мотивов лирики. Единство мира и философия природы в лирике поэта
В стихотворениях Тютчева основные темы природы, любви, Родины переплетены между собой. Гражданская, пейзажная, любовная лирика пронизаны философскими размышлениями о смысле жизни, о связи человеческой души с тайнами мироздания. Поэтическое видение мира отражено в строке: «Всё во мне, и я во всём» из стихотворения «Тени сизые смесились».
Мотивом романтического двоемирия, «двойного бытия» человека в реальном, земном и высшем, духовном, пронизана философская лирика Тютчева. В стихотворении «О, вещая моя душа» человеческое сердце «волнуют страсти роковые», но стремление души к божественному передано в образе кающейся Марии Магдалины, прильнувшей к ногам Христа.
Одним из самых загадочных и неоднозначных стихотворений считается «Silentium» («Молчание» лат.) о глубинах человеческой души, «целым миром», наполненным «таинственно-волшебными думами», чувствами и мечтами, которые сложно высказать. Уединение и молчание могут сохранить истину, человеческий язык слишком беден, чтобы выразить ее, «мысль изреченная есть ложь».
Тема природы в лирике Тютчева часто переплетена с размышлениями о том, что таится за внешними, доступными взгляду картинами окружающего мира. В элегии «Не то что мните вы, природа» (1836 г.) звучит отрицание восприятия природы как бездушного «слепка» мира, обращение к людям, живущим, как впотьмах», которые «не видят и не слышат» языка природы, не чувствуют ее души, не осознают, что она живет своей жизнью, полной любви и свободы, не подвластной воле человека.
В лирике Тютчева человек и природа нераздельно связаны. Природа — божественная первооснова всего, это целостная живая сущность, она тождественна человеку по характеру, настроению, эмоциям, у нее есть тело. В описании заката в стихотворении «Летний вечер» раскаленный шар солнца «с главы своей скатила» утомленная зноем земля, по ее жилам пробежал «сладкий трепет», горячих ног ее «коснулись ключевые воды». Природа чувствует, дышит, разговаривает, может улыбаться.В стихотворении «Осенний вечер»у природы «кроткая улыбка увядания», как«в существе разумном», которая зовется «божественной стыдливостью страдания».
Для Тютчева «природа – сфинкс», искушающая своими загадками. В стихотворении «День и ночь» (1939 г.) дневной мир, «друг человека и богов», чей «златотканый покров» солнечного света прячет от человеческого взгляда бездну мироздания, противопоставлен миру ночи, срывающей этот покров и обнажающей бездну, далекую и непознанную. Поэта волновали тайны ночных «часов явлений и чудес», времени слияния души с космическим хаосом небесных светил, которые сверху «таинственно глядят».
Особенный смысл Тютчев придавал образам воды, огня, воздуха. Океан, капли дождя, родники являются источником живительной влаги, но вода может стать потопом и нести разрушения; огонь, дарующий тепло и жизнь,может вспыхнуть уничтожающим пожаром; воздух, чистый и свежий внезапно превратится в разрушительный ураган. В стихотворении «Последний катаклизм» конец света – это «последний час природы», когда «все зримое опять покроют воды, и божий лик изобразится в них».
Человек среди природных стихий слабейшее существо, но мыслящее, ему отведена роль исследователя, но настолько, насколько часть может познать целое, оттого науки не имеют предела.
Некрасов отмечал «живое, грациозное, пластически-верное изображение природы» Тютчевым, который передал «самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее» в своих стихотворениях.
«Я встретил вас, и все былое»
Федора Ивановича можно назвать очень увлекающейся натурой. Он был дважды женат и имел молодую любовницу. У него было несколько детей. Видимо, из-за этого судьба решила наказать творца – его первая жена и Елена Денисьева, с которой он имел связь, ушли из жизни очень рано. Когда Тютчев был уже давно не молод, то он повстречал свою первую любовь – Амалию Лерхенфельд. Именно ей были посвящены его первые лирические произведения.
В свое время Федор Иванович был очень влюблен в девушку, но их брак так и не состоялся. И вот, встретившись вновь спустя такой большой промежуток времени, сердце поэта вновь начало стучать быстрее. Находясь под впечатлением, поэт пишет свое произведение «Я встретил вас, и все былое…».
В данном произведении автор признается, что чувства внутри него никогда не умирало. Хоть в его жизни и были другие женщины, чувства к которым перекрывали былое увлечение, где-то в глубине души он продолжал любить Амалию.
Неожиданная встреча перевернула внутренний мир поэта, заставив вновь почувствовать себя молодым, страстным юношей.
Вечность Вселенной
Хотя хаос и космос вечны, основные философские вопросы лирики Тютчева касались и кратковременной жизни человека. Общество не всегда соблюдает законы природы, отказывается жить по ним. Из-за этого возникают проблемы, сталкиваются характеры. В своей лирике поэт писал о постоянной борьбе.
Стихотворения о вечном мире и жизни человека:
- «Певучесть есть в морских волнах»;
- «Наш век»;
- «Дума за думой, волна за волной».
В первом произведении лирический герой предстает грустным. Его печалит, что человечество в погоне за призрачной свободой отказывается соблюдать законы мироздания. Нужно придерживаться порядка, чтобы не возникали проблемы, касающиеся всего мира.
Тютчев считал человеческую душу отражением мироздания. Она состоит из тьмы и хаоса, стремления созидать и разрушать. Как день и ночь сменяется настроение, события в судьбе. Хотя сначала общество тянется к свету, достигнув его, начинает роптать и бунтовать. Полученное не оправдывает ожиданий, человек хочет большего.
При этом силы природы он отождествляет с человеческим духом. Ведь даже при физической ограниченности личность может развивать свое мышление, выходить за пределы тела. Поток мыслей поэт сравнивает с буйством моря. И в стихии, и в разуме постоянно происходят приливы и отливы, штормы и бризы. Есть те, кто умеет покорять непослушные волны. А другие подчиняются им, просто плывут по течению.
Космос и хаос
Тютчев неразрывно связывает проблемы человека и всей Вселенной, описывает борьбу противоположностей, сопоставляет целостность мира и его разруху. Мотивы хаоса и космоса часто можно заметить в его лирике. Поэт много рассуждал об основах жизни, двойственности мироздания, проблематике существования человечества.
День Федор Иванович называл другом, исцелением скорбящей души, покровом для деятельности. Ночь в его лирике предстает бездной, мглой и страхами. Но в некоторых строках поэт сам себе противоречит. Он называет хаос родным, притягательным и прекрасным. Его характеристика дается в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?».
Хаос автор рассматривает как начало мироздания, из которого появилось все живое во Вселенной. День переходит в ночь и наоборот, и так продолжается уже миллионы лет. Светлая и темная сторона космоса связаны, они не могут существовать друг без друга.
Эта вечность кажется прекрасной поэту. Ведь и человеческая жизнь постоянно повторяется: одни умирают, а другие рождаются. Но и следующие поколения все так же будут видеть солнечный свет, ночное небо, вдыхать аромат цветов и морской бриз.
Список стихотворений, в которых кратко упоминаются хаос и космос:
- «Сижу задумчив и один»;
- «Последний катаклизм»;
- «День и ночь».
Хаос он сравнивал с устройством цивилизации. Его борьба с космосом отражалась в общественной жизни, ведь в годы работы Тютчева устанавливался порядок в буржуазной Европе. Он не усмирял население, а только пробуждал его новыми потрясениями.
Сочинение 4
Для большинства русских поэтов любовь является бессмертным чувством, которое в любом из своих проявлений становится источником вдохновения, зарождения новой мысли
Именно поэтому теме любви уделяется особое внимание
Личная жизнь Федора Ивановича Тютчева с юношеских лет до зрелого возраста сопровождалась бурными страстными днями и ночами, романтическими связями с женщинами, минутами страданий и наслаждений, клятвами в верности и предательством. В связи с этим, в творчестве Ф.И. Тютчева нашли отражение его увлечения, которые иногда вносили в будни неповторимые мгновения счастья, но иногда были губительными для обоих влюбленных. Каждое творение его любовной лирики — это неотъемлемая составляющая самого автора. Это события, переживания, настроения, которые он извлекал из сердца, переносил их лично и запечатлевал на страницах сочинений.
В стихотворениях нашла отражение глубокая привязанность к любимым женщинам, достоверные факты о которых отражены в биографии. В произведениях нет упоминаний об именах, статусах возлюбленных. Полная картина создается после прочтения произведений. Проникая вглубь строк, разделяешь ощущения поэта, понимаешь его душевные терзания. Зная подробности его историй из биографических очерков, можно легко узнать в них каждого адресата.
Взаимные чувства поэта с Амалией были обречены на расставание. Он с нежностью и сожалением вспоминает время, проведенное вместе с утонченной баронессой: «Я помню время золотое». Восхищаясь ее внешностью, движениями со стороны, забывал обо всем: «Твой муж, сей ненавистный страж, любуется твоей красой послушной».».
Искренностью от испытанных чувств пронизаны стихотворения, посвященные Элеоноре Петерсон. Страсть продолжалась несколько лет. Преданность и уважение к мужу росло с каждым днем. Все это просматривается в строках, обращенных к ней. Однако новая тайная связь поэта стала ударом для супруги. Понимание ошибки наступает, но слишком поздно. Жена умирает, Тютчев выражает свою растерянность, скорбь: «Еще томлюсь тоской желаний».
Преодолев горе, он женится на любовнице, посвятив ей немало головокружительных признаний в стихотворениях: «Мечта», «Люблю твои глаза, мой друг», «Она сидела на полу». Они проникнуты отсутствием уверенности в продолжении будущих отношений.
Следующим адресатом, которому отнесен цикл под названием «Денисьевский», была Елена Александровна. Она быстро завладела горячим сердцем мужчины. «О как убийственно мы любим» — в этих словах крик души поэта, который вновь охвачен пламенем страсти. Осознавая его непостоянство, девушка продолжала до самой смерти беречь отношения. Чувство вины, укор, неверность звучат в этих стихотворениях: «и страшный груз минутно приподнимет», мечтательность «и в мерцанье полусвета веет легкая мечта», рок, фальшь, порой жестокая бесчувственность: «Любя, страдая, грустно млея, оно изноет наконец».
Одной из особенностей произведений, входящих в «Денисьевский цикл», является признание от имени Елены: «Могу дышать, но жить уж не могу», «Он жизнь убил». Душа поэта ненасытна, постоянно требует новых эмоций. Он растоптал чувства ни одной влюбленной в него женщины, что нашло отражение в его творчестве.
Каждое стихотворение, относящееся к любовной лирике Тютчева, можно назвать «шедевром». Несмотря на трагический исход, роковые обстоятельства, недолговечность длящихся отношений, автор стихотворений с невероятной эмоциональной окраской изложил все свои переживания, которые передают читателю каждое движение его богатой души.
Основные мотивы
Философская лирика всегда подразумевает размышления о смысле бытия, цели существования человека, жизненном предназначении. Все это описал Тютчев в своих стихотворениях. Его лирика отличается от работ других поэтов. Автор предстает перед читателем в образе философа, тонкого психолога, глубоко мыслящего человека, мастера метафор и сравнений. И до сих пор остается актуальной философская лирика Тютчева. Стихи его пронизаны проблемами и рассуждениями.
Независимо от тематики произведений, читатель всегда вслушивается в слова автора, а затем и задумывается над ними. Любое стихотворение Тютчева начиналось с мысли, которая проходила через него красной нитью и надолго оставалась в сердце человека. Поэт смешивал свои размышления с образами природы, сам проникался ими.
Он передавал свои эмоции и впечатления с помощью художественных приемов, делился с читателями взглядами на разные сферы жизни. Для Федора Ивановича творчество было способом выразить себя, выплеснуть то, что больше не могло накапливаться у него в душе. Он не думал о публикациях, критике и мнении окружающих.
Любовная лирика Ф. И. Тютчева
В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта связаны общностью лирического героя, сквозными мотивами, их роднит напряженный драматизм звучания.
Если в своих философских стихотворениях поэт предстает как мыслитель, то в любовной лирике он раскрывается как психолог и топкий лирик. Многие его стихи о любви имеют автобиографический отпечаток.
Тютчев был увлекающимся, страстным человеком. Первым серьезным увлечением Тютчева стала Амалия Лерхенфельд, которую он встретил в Мюнхене в 1825 году. Ей посвящены стихотворения «Я помню время золотое…» (1836) и «Я встретил вас — и все былое…» (1870). «Прекрасная Амалия» вышла замуж за сослуживца Тютчева, а через год поэт страстно влюбился в Элеонору Петерсон и вступил с ней в брак, который продлился до 1838 года, когда она умерла. По свидетельству тех, кто знал поэта, он поседел в несколько часов, проведя ночь у гроба жены. Однако спустя год Тютчев обвенчался с красавицей Эрнестиной Дерпберг.
Вплоть до начала 1850-х годов любовь изображается Тютчевым в основном как страсть: ^Люблю глаза твои, мой друг…» (1836); «С какою негою, с какой ТОСКОЙ влюбленной…» (1837); «Еще томлюсь тоской желаний…» (1848). Поэт не только передает оттенки собственных переживаний, но и описывает эмоциональное состояние возлюбленной:
Вдруг от избытка чувств, от полноты сердечной,
Вся трепет, вся в слезах, ты повергалась
ниц…
Тютчев мог быть беспощадным и трезвым в оценке женщин:
Ты любишь, ты притворствовать умеешь, —
Когда, в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей —
Ты мне ответ даешь и не краснеешь!
Если искренняя, самоотверженная женская любовь озаряет жизнь, «как па небе звезда», то любовь лживая и притворная разрушительна:
И чувства нет в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе.
Мужайся, сердце, до конца:
И нет в творении Творца!
И смысла нет в мольбе!
В элегии «Сижу, задумчив и один…» (1836) поэт сетует на невозможность возродить угасшее чувство; обращаясь к образу своей подруги со словами сожаления, вины, сочувствия, ОН прибегает к романтической метафоре сорванного цветка:
…Но ты, мой бедный, бледный цвет,
Тебе уж возрожденья нет,
Не расцветешь!
Мотивы скоротечности счастья, гибельности любви, вины перед любимой женщиной особенно характерны для стихотворений из так называемого «Денисьевского цикла» («В разлуке есть высокое значенье…», 1851; «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», 1851 или 1852; «Она сидела на иолу…», 1858; «Весь день она лежала в забытьи…», 1864, и другие).
Е. А. Денисьевой Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, се тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Тютчева.
Эти обстоятельства объясняют, почему большинство стихов «Денисьевского цикла» отмечено трагедийным звучанием, как, например, это:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нее?
В стихотворении «Предопределение» (1851) любовь осмыслена как «поединок роковой» в неравной борьбе «двух сердец», а в «Близнецах» (1852) — как гибельный соблазн, родственный соблазну смерти:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
Тютчев до конца своих дней сохранил способность благоговеть перед «неразгаданной тайной» женской прелести — в одном из самых поздних своих любовных стихотворений он пишет:
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…
Любовная лирика Тютчева, представленная относительно небольшим числом произведений (творческое наследие поэта вообще невелико по объему), — уникальное явление в русской литературе. По глубине психологизма многие из его стихов сопоставимы с романами Ф. М. Достоевского — кстати, высоко ценившего творчество поэта.