Презентация, доклад по окружающему миру на тему мой родной край

Примеры описаний по теме: «наш край» по окружающему миру для 4 класса 

Популярные сегодня темы

Бедные люди является дебютным романом Федора Михайловича Достоевского. Это произведение имеет мало общего с книгами, которые принесли известность писателю

Еще несколько десятков лет назад многие даже не имели представления о компьютерах, не говоря уже о том, чтобы пользоваться ими, но время как мы знаем, меняется стремительно, и сегодня мы даже не можем представить свою жизнь

Каждая сказка В. В. Бианки – небольшая история, иногда напоминающая жанр басни. Кроме того, в конце произведения читатель мысленно делает вывод, анализируя прочитанный текст.

Старушка-помещица — главная героиня рассказа Н.С. Лескова “Старый гений”. Действие рассказа происходит предположительно во второй половине 19 века.

В любом строительстве присутствуют несколько этапов: сначала фундамент, затем стены, и уж потом крыша. То же самое происходит с прошлым и будущим. Невозможно обнулить достижения предыдущих поколений

Территория, на которой рождается человек, называется родным краем, или просто родиной. Почти все люди испытывают к своей родине особые теплые чувства, а оказавшись вдали от родины, тоскуют по ней.

Популярные темы сообщений

  • Дерево Груша

    Груша это плодоносное дерево, которое активно используется для декора. Примерно пять веков назад плод этого дерев назывался «хруша». Историки считают, что груша получила такое название, потому что при укусе создавался хруст.

  • Закон спроса и предложения

    Данный закон является экономическим рыночным законом, утверждающим, что между объемом предложения и спроса на товары, а также установленными на них ценами, существует прямая зависимость.

  • Бог солнца в египте Амон Ра

    В древние времена в разных странах люди поклонялись Богам. Чаще всего почитали и приносили жертвы Богу Солнца, потому что Солнце всегда обозначало рождение чего-то нового, светлого и теплого, а значит и принесет богатый урожай.

  • Гепард

    Сейчас в современное время всем известно, что гепард относится к семейству кошачьих, и к тому же является самой быстрой кошкой в мире. По десяткам измерениям ученых, гепард способен развить скорость в сто двадцать километров в час всего за каких-то три

  • Паукообразные

    Паукообразные, или как их ещё называют, арахниды, относятся к классу членистоногих. В настоящее время на планете земля насчитывается около сто тысяч видов и подвидов паукообразных, большую часть которых составляют клещи и пауки.

Что такое Малая Родина? – рассуждение

Родина… Как часто я слышу это слово из уст окружающих. По закону общества, это то слово, которое должно заставлять трепетать сердце истинного патриота.

Это чувство воспитывается дома, прививается детям в школе, но по-настоящему всю силу магической связи между человеком и Родиной можно осознать, не смотря телевизор, не участвуя в патриотических мероприятиях, а живя в родном крае, милом городке или деревушке, где ты родился. Называть это дорогое сердцу место принято малой Родиной.

Малая Родина, что я о ней знаю? Может быть, пока не так много, из того, о чём рассказывают в краеведческих музеях, эти мои открытия ещё впереди, и мне нужно время, чтобы их совершить. Но однозначно я большой знаток своего городка: знаю здесь каждый уголок, каждую улочку, настолько хорошо, что с закрытыми глазами готова рассказать о мелких деталях архитектуры.

Малая Родина – это то место, где человеку хорошо, где бы он ни жил, и сколько бы лет ему ни было. Он рвётся «полечиться» родным краем, когда ему плохо, и мгновенно исцеляется, как только ступает на родную землю. Он бродит по родным улочкам, воскрешая в памяти дорогие воспоминания, и ему становится всё лучше и лучше, в груди от волнения колотится сердце.

Да, многие из нас, вырастая, покидают отчий дом, родной город. Создают семьи в дальних городах, чужеземных странах, но кровное родство со своей малой Родиной остаётся на всю жизнь.

И если раньше, будучи детьми, мы не понимали крепкой связи со своим городом и рвались осваивать другие территории и покорять большие города, то теперь, наоборот, ищем повода отправиться в отпуск в ту самую, пульсирующую воспоминаниями точку на карте.

Мы трепетно ждём этой желанной встречи, считаем дни, строим планы, и как же нам хочется, чтобы там, в родном городке или деревушке, нас тоже очень-очень ждали и были рады встрече!

Малая Родина – это любовь навсегда. В истории немало примеров, когда прославленные на весь мир учёные и деятели культуры завещают похоронить себя в тех местах, где они родились и провели лучшее в жизни время – детство.

Моя жизнь ещё впереди, но я уже осознаю, что никогда не предам свою малую Родину, даже если не буду здесь жить, но я буду часто приезжать, а ещё – с гордостью рассказывать своим друзьям и знакомым о самом лучшем, самом светлом и замечательном, самом дорогом месте на планете Земля!

Родина в творчестве

Поэты и писатели часто упоминают родные края в своих произведениях

Это неудивительно: что еще восхвалять, если не любимые места? И совсем неважно, российский писатель или японский. Читая их произведения, можно физически ощутить запах цветов, дуновение ветра, прохладу озер

Даже неприглядные болота в литературных описях становятся загадочно манящими. Навряд ли автор сможет описать таким образом местность, в которой был всего пару раз.

Прекрасным мир делают счастливые воспоминания, которые, как правило, выходят из детства. Писатели всегда стараются донести до людей красоту родного уголка. Возможно, и не получилось бы из них великих людей, если бы не привязанность к Родине.

Особенно ярко эта любовь видна в творчестве С. А. Есенина. Он чаще других описывал природу родных мест и стиль жизни соотечественников. Как признавался сам поэт, основа его творчества — любовь к родной земле. В ранней лирике он воспевает родное село, а точнее, его природу. Главный образ — береза, олицетворяющая девушку. Позже в его стихах появилось отображение реальной жизни простого крестьянина.

При жизни поэт стал свидетелем крупных исторических перемен: мировой войны, революции. Считается, что он был одним из вдохновителей революционеров. Как менялся облик Родины поэта, так изменялось и его творчество: от окрыленного вознесения до душевного кризиса.

Любовь к родному краю оставляет отпечаток не только на писателях, но и на художниках. Было создано огромное количество картин, отображающих пейзажи.

Родной край — место, о котором хочется поведать всему миру, восхвалять и сохранить его образ для потомков.

Население родного края

Самая главная составляющая родного края – это люди, населяющие его. У них могут быть свои традиции, кулинарные, религиозные и национальные особенности, кухня. Так как человек в детстве воспитывается своим окружением, то он перенимает многие их черты и сам становится носителем местных традиций.

Россия является многонациональной страной. Это значит, что на ее территории живет множество разных народов. Большая часть населения – это русский народ. Те регионы, где почти все население русское, называются областями. Те же регионы, где значительную часть населения составляет иной народ, именуют национальными республиками. Например, Республика Татарстан является регионом, где чуть больше половины населения составляют татары. В Чеченской Республике почти всё население – чеченцы. Статус республики помогает народу сохранять свой язык и культуру.

История родного края

С древних времен люди традиционно изучали историю своего родного края. Когда-то рассказы о прошлом передавались из уст в уста, потом их стали записывать в летописях. Историю же последних веков можно изучать по архивам, в которых собраны документы прошедших эпох.

И сегодня в каждом регионе принято изучать не только историю всей России, но также и историю малой родины. Обычно уроки по истории родного края проходят в младшей школе. Например, в Москве такие уроки называются москвоведением, а в Санкт-Петербурге – петербурговедением.

На таких уроках (их ещё называют краеведением) дети узнают, кто основал их город, какие известные жители родились в нем и какую роль их родной край сыграл в истории всей страны.

Сочинение Мой любимый край

Мой любимый край – это часть нашей родины, России. Я живу в городе, но часто выезжаю в лес, на реку, на луга и хорошо знаю окружающую природу. Как многие люди считаю, что мне очень повезло, потому что я родилась и живу в Астрахани.

Моя родина богата многими достопримечательностями, нужно их только увидеть. Это дано не каждому человеку. Сразу хочется вспомнить слова поэта Н. Рыленкова, о том, что нужно всмотреться в природу, чтобы любовью наполнилось сердце. Особенно мне нравятся реки моей области. Одна из них, это, конечно, бескрайняя Волга. В городе она широка, но, когда едешь в область, то видишь что она словно море, у которого не видно берегов. Широкие волны катят воды прекрасной реки к морю. Они были и будут всегда. Сколько бы веков не прошло, так и будет. Поэтому так хочется смотреть вдаль и мечтать о будущем, понимая, что многие люди вот так до тебя тоже стояли на берегах этой древней Волги. Кроме неё в Астраханской области есть другие водоёмы. Это малые и большие реки, озёра. Знаменитое озеро Баскунчак, которое обладает целебной водой и грязью привлекает многих на свои берега. Мы ещё только планируем поехать туда. Однако, мне очень хочется гордиться этим озером. Пока это невозможно, потому что туристическая отрасль развивается плохо. Дорога к озеру стала непроезжей и пока проблему решить не удаётся. Обидно видеть, что в моей области, такой богатой на культурные и природные объекты, туристы приезжают только на рыбалку. Однако я люблю свой край не только за это.

Часто мы слышим, что хорошим или плохим место делают люди. Я рада, потому что в нашем городе и области немало неравнодушных людей, которые думают о нём, стараются беречь природные богатства, развивают культурные и народные традиции. В Астрахань люди приезжают, чтобы насладиться тёплой осенью и весной. Также в городе проходит много фестивалей. Архитектура города вызывает восхищение у тех, кто её видит. Необыкновенный Кремль с воротами и колокольней, которая является одной из самых высоких в мире, торговые подворья, купеческие дома, другие архитектурные памятники, набережная реки Волги, памятник Петру I – всего и не перечислить. И хотя в Астрахани нет трамвая, который ходит по рельсам, здесь можно покататься на речном трамвайчике. Это небольшой теплоход, который проходит путь до одного из островов, находящихся на Волге и возвращается в город.

Я очень люблю свой родной край и горжусь им. Здесь живут мои родители, родственники и друзья. Поэтому и я останусь жить в своём городе.

Моя малая Родина – Россия

Родина – слово, с которым впервые сталкиваешься в Азбуке. Тогда же узнаешь, что наша Родина – Россия, а столица её – Москва. Постепенно знания расширяются, понятие Родина обретает географические рамки, историческое и культурное наполнение.

Страна, которую населяют люди разных национальностей, с разными верованиями и традициями, особенностями жизненного уклада – всё это Россия.

Облик многонациональной и поликультурной России создают ее регионы. Республики, края, области – части Родины, имеющие свой неповторимый облик. У каждой такой части – свои географические (рельеф, климат, флора и фауна) особенности, исторический путь и культурные традиции. В их разнообразии оформилась российская цивилизация.

Любой российский регион интересен с историко-культурной точки зрения и заслуживает внимания и изучения. Изучением региональных особенностей занимается целый комплекс наук, объединенных названием краеведение.

Краеведческие исследования охватывают все региональные особенности, создают неповторимый образ региона в народном восприятии. Интересно, что краеведческие работы могут быть посвящены как целым частям страны: Сибирь, Урал, Кавказ, Крым, так и отдельным городам и даже сёлам.

Малой Родиной называют обычно то поселение и его окрестности, где человек родился и живет. Места, ставшие родными, связанные с воспоминаниями детства и юности, хранящие в то же время память об исторических событиях и известных людях.

К малой Родине человек более эмоционально привязан, с ней ассоциируется представление о доме. А.С. Пушкин слегка иронично назвал это сердечное устремление «любовью к отеческим гробам». Но есть в этой фразе и истина: сохранённая память поколений, ощущение причастности времени и истории.

Моя малая Родина (как ни парадоксально) – крупный промышленный город. В его географии отражены особенности местности, в названиях рек и гор сохранился язык древнего населения, в его истории отголоски событий из жизни целой страны.

Масштабные события можно увидеть здесь на примере судеб отдельных людей. Целые эпохи прослеживаются по особенностям градостроительства. Историю отечественной промышленности можно изучить по действию расположенных здесь заводов.

Храмы, построенные в 18–19 вв., как и новые, хранят духовные ценности поколений. Сохранился веками сформированный говор местных, их ментальность и отношение к жизни. Эти детали и частности тем ценнее, чем глубже понимание, что из них складывается любовь к Отечеству.

История родного края

С древних времен люди традиционно изучали историю своего родного края. Когда-то рассказы о прошлом передавались из уст в уста, потом их стали записывать в летописях. Историю же последних веков можно изучать по архивам, в которых собраны документы прошедших эпох.

Иллюстрация «Изучение истории родного края»

И сегодня в каждом регионе принято изучать не только историю всей России, но также и историю малой родины. Обычно уроки по истории родного края проходят в младшей школе. Например, в Москве такие уроки называются москвоведением, а в Санкт-Петербурге – петербурговедением.

На таких уроках (их ещё называют краеведением) дети узнают, кто основал их город, какие известные жители родились в нем и какую роль их родной край сыграл в истории всей страны.

Климат и природа

Климат – это режим погоды, который не меняется много лет. Для разных регионов характерен свой особенный климат, который зависит от географического положения.

Россия занимает очень большую территорию, на которой расположены различные климатические пояса. В результате природа и климат нашего края отличаются большим разнообразием. Большая часть страны находится в умеренном поясе и протянулась на огромные расстояния с запада на восток, что обеспечивает разнообразную влажность и температуру в любое время года.

Рис. 3. Природа родного края.

Самые суровые погодные условия характерны для северных районов России, которые находятся в арктических и субарктических поясах. Большую часть года здесь царит холод, снегопады и суровые метели. Растительность и животный мир северных регионов очень беден, но для кого-то это и есть милый сердцу родной край!

Что мы узнали?

При изучении темы «Родной край» по программе окружающего мира мы узнали, что представляет собой родной край, насколько он важен для каждого человека. Мы познакомились с краткой характеристикой родного края, узнали, насколько богата история и разнообразен окружающий мир нашей Родины.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Население родного края

Самая главная составляющая родного края – это люди, населяющие его. У них могут быть свои традиции, кулинарные, религиозные и национальные особенности, кухня. Так как человек в детстве воспитывается своим окружением, то он перенимает многие их черты и сам становится носителем местных традиций.

Люди на улице города

Россия является многонациональной страной. Это значит, что на ее территории живет множество разных народов. Большая часть населения – это русский народ. Те регионы, где почти все население русское, называются областями. Те же регионы, где значительную часть населения составляет иной народ, именуют национальными республиками. Например, Республика Татарстан является регионом, где чуть больше половины населения составляют татары. В Чеченской Республике почти всё население – чеченцы. Статус республики помогает народу сохранять свой язык и культуру.

↑ Мой край родной сочинение 3 класс

План

1.Место моего рождения 

2.Люблю тебя, родной край 

3.Это мое богатство

Я родился в небольшом сибирском городке. У нас нет огромных многоэтажек, зато есть маленькие домики и уютные скверики. В этих парках растут сосны, березы и кусты сирени. Я так люблю гулять по парку, особенно весной, когда пахнет распустившейся сиренью.

Именно мой городок е есть для меня родной край. Маленькое озеро, на берегу которого интересно наблюдать за лебедями, а иногда там плавают пеликаны. Узкие улочки, по которым спокойно ездят машины. Яблонька, что растет за моим окном, дарит волшебный аромат, когда цветет, а осенью дарит чудесные золотистые яблочки.

Я люблю все это всем сердцем. Мой городок- это мое богатство, мой дом. Я его никому не отдам.

Примеры описания родного края по плану «Наш край» для разных регионов России:

  1.  Москва 
  2. Московская область 
  3. Санкт-Петербург 
  4. Свердловская область 
  5. Нижегородская область
  6. Ростовская область
  7. Ставропольский край
  8. Тюменская область
  9. Челябинская область
  10. Новосибирская область
  11. Самарская область

Данный проект предлагается выполнить ученикам 4 класса по программе «Школа России» и учебнику «Окружающий мир», автор А. А. Плешаков, 1 часть. Советы по выполнению проекта можно найти в учебнике на странице 138 и рабочей тетради на стр. 66. Ниже показано, как и в какой последовательности выполнять важную часть этого задания. Подробно и по порядку расписана процедура оформления и даны общие рекомендации и советы. Прочитав статью, школьник может самостоятельно начать сбор материалов, создать презентацию и доклад, выступить перед классом и защитить свой проект.

Выполнение в рабочей тетради является лишь обязательным минимумом, который требуют от учеников. Однако более полное раскрытие темы желательно, и учителя просят подготовить отдельный доклад-презентацию. Как это сделать рассказано ниже. 

Инструкция по выполнению проекта на тему «Наш край» для 4 класса

Цель проекта:

Узнать, что значит родной край в жизни каждого человека. Выяснить особенности его природы, расположения, климата. Узнать об экологических проблемах региона и способах их решения. 

Форма работы:

Предполагается, что в рабочей тетради каждый ученик будет самостоятельно заполнять пропуски найденной информацией. Но по заданию учителя может потребоваться более подробный ответ, для получения которого образуются группы ребят, работающие в коллективной форме. 

Этапы работы:

Чёткое планирование предстоящих действий является залогом успешной и плодотворной работы, а также получения достойного высшей отметки результата. Пример разделения задания на отдельные этапы приведён ниже. 

  1. Поиск общей информации о регионе в интернете, печатных изданиях. 
  2. Сбор фактов о природе края. 
  3. Изучение экологической обстановки. 
  4. Подбор необходимых фотографий. 
  5. Создание презентации. 
  6. Выступление перед классом, защита презентации. 

Мои обязанности по проекту:

При групповом выполнении задания следует правильно распределить обязанности исполнителей. Кто-то должен заниматься экологией и проблемами охраны окружающей среды, кто-то исследовать природу и климат. Так можно будет быстрее и качественней исполнить проект. 

Сроки работы:

Проект выполняется во второй четверти, но сроки могут быть различными и зависят от школьного плана. Их должен назначить учитель. 

Способы оформления результатов:

Собранные материалы оформляются в виде презентации. 

План моего выступления на презентации: 

После того как презентация будет закончена и все материалы к ней собраны, пишется план для выступления перед остальными учениками в классе. Этот план необходим, потому что позволяет ничего не упустить и не забыть, а рассказать о проделанной работе по порядку. 

Примерный план может выглядеть так:

  1. Название региона. 
  2. Его месторасположение на карте страны. 
  3. Особенности природы и климата. 
  4. Некоторые факты об экономике. 
  5. Экологическая обстановка 
  6. Какие меры принимаются для охраны окружающей среды 
  7. Вывод. 

Материалы к проекту:

Таковыми оказываются сама презентация, собранные факты, фотографии. 

Как я оцениваю свою работу над проектом:

Желательно, но необязательно, внести в доклад и оценку проделанной работы. Как правило, она оказывается интересной и познавательной. Даёт много информации, позволяет лучше понять значение родного края для себя лично, и для других людей.  

Благодарности за помощь и сотрудничество: 

Часто при выполнении таких объёмных и сложных проектов требуется помощь других людей, взрослых. В конце выступления обязательно следует упомянуть о той помощи, которую они оказали и назвать их имена и фамилии. Обычно такими помощниками бывают родители, старшие братья и сёстры, учителя. 

Сочинение Мой любимый край

Мой любимый край – это часть нашей родины, России. Я живу в городе, но часто выезжаю в лес, на реку, на луга и хорошо знаю окружающую природу. Как многие люди считаю, что мне очень повезло, потому что я родилась и живу в Астрахани.

Моя родина богата многими достопримечательностями, нужно их только увидеть. Это дано не каждому человеку. Сразу хочется вспомнить слова поэта Н. Рыленкова, о том, что нужно всмотреться в природу, чтобы любовью наполнилось сердце. Особенно мне нравятся реки моей области. Одна из них, это, конечно, бескрайняя Волга. В городе она широка, но, когда едешь в область, то видишь что она словно море, у которого не видно берегов. Широкие волны катят воды прекрасной реки к морю. Они были и будут всегда. Сколько бы веков не прошло, так и будет. Поэтому так хочется смотреть вдаль и мечтать о будущем, понимая, что многие люди вот так до тебя тоже стояли на берегах этой древней Волги. Кроме неё в Астраханской области есть другие водоёмы. Это малые и большие реки, озёра. Знаменитое озеро Баскунчак, которое обладает целебной водой и грязью привлекает многих на свои берега. Мы ещё только планируем поехать туда. Однако, мне очень хочется гордиться этим озером. Пока это невозможно, потому что туристическая отрасль развивается плохо. Дорога к озеру стала непроезжей и пока проблему решить не удаётся. Обидно видеть, что в моей области, такой богатой на культурные и природные объекты, туристы приезжают только на рыбалку. Однако я люблю свой край не только за это.

Часто мы слышим, что хорошим или плохим место делают люди. Я рада, потому что в нашем городе и области немало неравнодушных людей, которые думают о нём, стараются беречь природные богатства, развивают культурные и народные традиции. В Астрахань люди приезжают, чтобы насладиться тёплой осенью и весной. Также в городе проходит много фестивалей. Архитектура города вызывает восхищение у тех, кто её видит. Необыкновенный Кремль с воротами и колокольней, которая является одной из самых высоких в мире, торговые подворья, купеческие дома, другие архитектурные памятники, набережная реки Волги, памятник Петру I – всего и не перечислить. И хотя в Астрахани нет трамвая, который ходит по рельсам, здесь можно покататься на речном трамвайчике. Это небольшой теплоход, который проходит путь до одного из островов, находящихся на Волге и возвращается в город.

Я очень люблю свой родной край и горжусь им. Здесь живут мои родители, родственники и друзья. Поэтому и я останусь жить в своём городе.

Русская песня

Иван Шмелёв

Я с нетерпением поджидал лета, следя за его приближением по хорошо мне известным признакам.

Самым ранним вестником лета являлся полосатый мешок. Его вытягивали из огромного сундука, пропитанного запахом камфары, и вываливали из него груду парусиновых курточек и штанишек для примерки. Я подолгу должен был стоять на одном месте, снимать, надевать, опять снимать и снова надевать, а меня повертывали, закалывали на мне, припускали и отпускали — «на полвершочка». Я потел и вертелся, а за не выставленными ещё рамами качались тополевые ветки с золотившимися от клея почками и радостно голубело небо.

Вторым и важным признаком весны-лета было появление рыжего маляра, от которого пахло самой весной — замазкой и красками. Маляр приходил выставлять рамы — «впущать весну» — наводить ремонт. Он появлялся всегда внезапно и говорил мрачно, покачиваясь:

Ну, и где у вас тут чего?..

И с таким видом выхватывал стамески из-за тесёмки грязного фартука, словно хотел зарезать. Потом начинал драть замазку и сердито мурлыкать под нос:

И-ах и тё-мы-най ле-со…

Да йехх и тё-мы-на-ай…

Ах-ехх и в тёмы-на-ам ле…

Да и в тё… мы-ны-мм!..

И пел всё громче. И потому ли, что он только всего и пел, что про темный лес, или потому, что вскрякивал и вздыхал, взглядывая свирепо исподлобья, — он казался мне очень страшным.

Потом мы его хорошо узнали, когда он оттаскал моего приятеля Ваську за волосы.

Так было дело.

Маляр поработал, пообедал и завалился спать на крыше сеней, на солнышке. Помурлыкав про тёмный лес, где «сы-тоя-ла ах да и со-сенка», маляр заснул, ничего больше не сообщив. Лежал он на спине, а его рыжая борода глядела в небо. Мы с Васькой, чтобы было побольше ветру, тоже забрались на крышу — пускать «монаха». Но ветру и на крыше не было. Тогда Васька от нечего делать принялся щекотать соломинкой голые маляровы пятки. Но они были покрыты серой и твердой кожей, похожей на замазку, и маляру было нипочём. Тогда я наклонился к уху маляра и дрожащим тоненьким голосом запел:

И-ах и в тё-мы-ном ле-э…

Рот маляра перекосился, и улыбка выползла из-под рыжих его усов на сухие губы. Должно быть, было приятно ему, но он всё-таки не проснулся. Тогда Васька предложил приняться за маляра как следует. И мы принялись-таки.

Васька приволок на крышу большую кисть и ведро с краской и выкрасил маляру пятки. Маляр лягнулся и успокоился. Васька состроил рожу и продолжал

Он обвел маляру у щиколоток по зелёному браслету, а я осторожно покрасил большие пальцы и ноготки

Маляр сладко похрапывал — должно быть, от удовольствия.

Тогда Васька обвёл вокруг маляра широкий «заколдованный круг», присел на корточки и затянул над самым маляровым ухом песенку, которую с удовольствием подхватил и я:

Рыжий красного спросил:

Чем ты бороду лучил?

Я не краской, не замазкой,

Я на солнышке лежал!

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал!

Маляр заворочался и зевнул. Мы притихли, а он повернулся на бок и выкрасился. Тут и вышло. Я махнул в слуховое окошко, а Васька поскользнулся и попал маляру в лапы. Маляр оттрепал Ваську и грозил окунуть в ведерко, но скоро развеселился, гладил по спине Ваську и приговаривал:

А ты не реви, дурашка. Такой же растёт у меня в деревне. Что хозяйской краски извёл, дура… да ещё ревёт!

С того случая маляр сделался нашим другом. Он пропел нам всю песенку про тёмный лес, как срубили сосенку, как «угы-на-ли добра молодца в чужу-далънюю сы-то-ронуш-ку!..». Хорошая была песенка. И так жалостливо пел он её, что думалось мне: не про себя ли и пел её? Пел и ещё песенки — про «тёмную ноченьку, осеннюю», и про «берёзыньку», и ещё про «поле чистое»…

Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир — тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием. Тогда, на крыше сеней, в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни, приоткрылся мне новый мир — и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждёт чего-то… Тогда-то, на ранней моей поре, — впервые, быть может, — почувствовал я силу и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье. Просто пришло оно и ласково легло в душу. Потом — я познал его: крепость его и сладость. И всё узнаю его…

Сказка-присказка про родной Урал

Евгений Пермяк

В этой сказке-присказке всякой разной чепушины хоть отбавляй. В забытые тёмные времена эту байку чей-то досужий язык породил да по свету пустил. Житьишко у неё было так себе. Маломальское. Кое-где она ютилась, кое-где до наших лет дожила и мне в уши попала.

Не пропадать же сказке-присказке! Куда-нибудь, кому-никому, может, и сгодится. Приживётся — пусть живёт. Нет — моё дело сторона. За что купил, за то и продаю.

Слушайте.

Вскорости, как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубин земли, из степей прикаспинских золотой Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуёй, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем…

Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспинских полуденных степей до полуночных холодных морей.

Больше тысячи вёрст полз как по струне, а потом вилять начал.

Осенью, видно, дело-то было. Круглая ночь застала его. Ни зги! Как в погребе. Заря даже не занимается.

Завилял полоз. От Усы-реки к Оби свернул и на Ямал было двинулся. Холодно! Он ведь как- никак из жарких, преисподних мест вышел. Влево пошёл. И прошёл сколько-то сотен вёрст, да увидел варяжские кряжи. Не приглянулись они, видно, полозу. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть.

Махнуть-то махнул, только каким ни будь толстым лёд, а разве такую махину выдержит? Не выдержал. Треснул. Осел.

Тогда Змей дном моря пошёл. Ему что при неохватной-то толщине! Брюхом по морскому дну ползёт, а хребет поверх моря высится. Такой не утонет. Только холодно.

Как ни горяча огневая кровь у Змея-полоза, как ни кипит всё вокруг, а море всё-таки не лохань с водой. Не нагреешь.

Остывать начал полоз. С головы. Ну, а коли голову застудил — и тулову конец. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел.

Огневая кровь в нём нефтью стала. Мясо — рудами. Рёбра — камнем. Позвонки, хребты стали скалами. Чешуя — самоцветами. А всё прочее — всем, что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.

Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой.

И никому не придёт теперь в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.

А годы шли да шли. Люди осели на склонах гор. Каменным Поясом назвали полоза. Опоясал всё- таки он как-никак нашу землю, хоть и не всю. А потому ему форменное имя дали, звонкое — Урал.

Откуда это слово взялось, сказать не могу. Только так его теперь все называют. Хоть и короткое слово, а много в себя вобрало, как Русь…

Роль родного края в воспитании

Человека с детства учат любить и уважать свою родину. Еще в детском саде малышам рассказывают о необходимости беречь природу.

В школе учеников знакомят с историей малой родины. На уроках окружающего мира дети готовят проект «Наш край», где представлены основные сведение и описание места, где школьник живет. Каждый ребенок знает, кем был основан город или селение, какие исторические события происходили в нем, кто из земляков смог прославиться .

Ученику вкладывают в голову мысль, что гордиться родным краем просто необходимо. Конечно же, он начинает любить малую родину. Но для этого недостаточно просто подать ученикам информацию, нужно вызвать положительные эмоции. Изучение истории должно подталкивать детей к правильным решениям и поступкам, развивать в них социальную активность, желание участвовать в жизни общины, почувствовать себя частью чего-то великого. Значит, надо проводить открытые уроки, где своим примером развивать в детях эти качества.

На любви к родному городу основан патриотизм. Человек гордится своей Родиной, готов защищать и беречь ее, потому что любит небольшой участок земли, на которой родился. Желание принести пользу родному уголку — основа величия страны.

Такое воспитание направлено на сохранение традиций и окружающего мира. Ведь человек не будет портить то, чем дорожит. Такая любовь помогает сохранить природу на всей планете. Люди отдают все силы защите среды, в которой выросли. Страна в целом редко вызывает такие же чувства, как малая родина. Родным краем называют место, которое ценят и хотят уберечь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: