Введение
Восемнадцатый век длился с 1701 по 1800 год по григорианскому календарю. Этот век славился грандиозными переменами, произошедшими благодаря реформам Петра Великого. Изменения произошли во всех сферах жизни — экономике, политике, науке и т. д. Большие перемены произошли в русской культуре XVIII века. Она европеизировалась, приобрела светский характер, включилась в процесс взаимодействия с культурами других стран.
Приобщение России к европейской культуре происходило несколькими путями. В то время произведения европейского искусства были очень популярны в России, и их очень охотно покупали. Кроме того, русские ремесленники отправлялись за границу за государственный счет в качестве пенсионеров. Иностранные мастера, в свою очередь, тоже приглашались работать в Россию.
С середины xviii века начинается развитие русской культуры, соответствующее общеевропейскому развитию. С Запада в Россию приходят новые культурные течения и художественные течения (классицизм, романтизм, барокко, рококо и др.).
Другой тенденцией в развитии русской культуры xviii века является проникновение в нее светских начал, отход от церковных и религиозных канонов. Этим процессом были охвачены все сферы культуры: образование, просвещение, книжное дело, художественная культура, быт. Русская культура xviii века вобрала в себя проблемы европейской культуры xv-xviii веков, сочетая в себе черты как Ренессанса, так и Просвещения.
Скульптурные достижения
Отдаление изобразительного искусства от догматов церкви хорошо повлияло на развитие ваяния. Русская культура того периода добралась до мировых высот в области скульптуры. Сады и парки Санкт-Петербурга были украшены античными статуями, в дворцовых комплексах строили фонтаны, фасады домов и дворцов покрывали изящные рельефы и лепнины.
В России смог по-настоящему проявиться художественный талант К. Растрелли. Памятник Петру Первому у Михайловского замка, парадные бюсты, статуя Анны Иоанновны — его признанные скульптурные шедевры.
Кроме Растрелли, успешно занимался ваянием И. Зарудный.
Скульптурное искусство получило наибольшее распространение в период популярности барокко. Различными изваяниями и рельефами украшались интерьеры и фасады домов, дворцов, общественных зданий.
Как и в живописи, в скульптуре с успехом развивался жанр портрета.
Знаменитые представители этого вида искусства:
- И. Прокофьев,
- М. Козловский,
- И. Мартос,
- Ф. Гордеев,
- Ф. Шубин,
- Ф. Щедрин.
Одним из ярких и значимых достижений русской скульптуры XVIII века является «Медный всадник», созданный по приказу императрицы Екатерины II.
Ведущие направления художественного творчества
Ведущими направлениями художественного творчества в 18 веке были два стиля — это барокко и это классицизм. Безусловно, оба направления приходят к нам извне, то есть это было западноевропейское влияние, но, так или иначе, русские деятели искусства они принесли нечто свое, нечто самостийное, выработав этот особый русский стиль.
Складываются основные жанры художественного творчества в России. Выделяются основные направления развития, в частности, это живопись, это литература, это архитектура, появляется русская национальная скульптура и, даже, русская музыка, хотят тогда все эти направления художественного творчества были под очень большим влиянием иностранным.
Популярные сегодня темы
Вавилов Николай Иванович
Николай Вавилов – известный русский, советский биолог и генетик, внёсший огромный вклад в развитие селекции и теории происхождения растительного мира.
Пиявки
Пиявки входят в поясковый класс и в подкласс бугорчатых червей. Данный вид червяков водится в пресных водах. В зоологии известно около 500 видов пиявок, из них 62 водятся на территории РФ
Эпоха Просвещения
Немного в истории наберется эпох, которые могли бы сравниться по своим масштабам и культурно-историческому значению с Эпохой Просвещения. По следу, оставленному в истории мировой культуры, эп
Насекомые
Насекомые — это животные, которые относятся к классу Членистоногие. Они имеют тело, разделенное на три части: голову, туловище и живот
Морошка
та ягода, произрастающая в лесах Сибири, известна своими целебными свойствами и необычным вкусом. Она относится к травянистым растениям из семейства малины
Ее можно встретить в заболоченных
Исследование космоса
Теме исследования космоса уделено огромное внимание ученых и любителей данной отрасли. Открытий множество, как и интересных фактов о нашей Солнечной системе
Особенности живописи
Первоначально живопись в Византии была представлена церковными работами, а написанием икон занимались монахи-отшельники. В поздний период появились художники, которые специализировались на написании картин разных жанров. Византийские иконы — одно из важнейших достижений мировой ортодоксальной восточнохристианской цивилизации. В их написании заметно влияние Венеции и всей Италии.
Также развитие получила мозаика, в которой просматривалось заметное влияние религии. Мастера усовершенствовали свои навыки, что позволяло им работать в различных стилях и техниках. Мозаикой расписывали храмы, дворцы и жилища богатых аристократов. В XI—XII вв. появляется смальга — уникальный стиль мозаики Византии. Он представлял собой рисунок на стекле, покрытом сусальным золотом.
Развитие музыки
Отсутствие хорошо сохранившихся нотных памятников музицирования не позволяет учёным в полной мере оценить наследие Византии. Многие музыковеды придерживаются распространённой теории о смысловом и ритмическом влиянии античной музыки на культуру страны. Происходило существенное смешение форм и стилей персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности. Искусствоведы в своих работах о культуре Византии кратко отмечают, что музыка здесь находилась под влиянием стран Древнего Востока.
При этом прекрасно сохранились церковные произведения, позволяющие оценить светскую и религиозную музыку в Византии раннего и позднего периода. Первоначально в ней наблюдалось влияние римско-католической церкви, был распространён григорианский хорал, однако уже в XIII—XIV вв. отмечается серьёзное влияние восточной культуры. Во времена поздней Византии службы в церкви стали более пышными, поменялось исполнение многоголосных хоровых песен и их структура.
Роль истории в русской культуре
Золотой век богат переменами, которые были продиктованы предыдущей стратегией развития Российской империи. Иными словами, всё то, что было запланировано ранее, теперь приводилось в действие. Границы государства постоянно расширялись и превратили его территорию в необъятную страну.
Значительную роль в этом деле играло присоединение Средней Азии и Северного Кавказа. Размах царя не знал жалости и промедления. Не заставили себя ждать и нововведения, которые, по мнению Петра Великого, приведут империю к успеху. Но, несмотря на запал военачальника, народ воспринимал указы с опаской и нехотя шагал в новое время. Это и стало главной причиной неравномерного развития страны.
Духовные особенности русской культуры 19 века стали настоящей сенсацией и подарили мировое признание произведениям отечественных писателей. Высшую ценность в глазах зарубежных критиков приобрели результаты трудов Льва Николаевича Толстого и Фёдора Михайловича Достоевского. Их романы «Война и мир», «Дурак», «Преступление и наказание» и в наше время пользуются популярностью во всем мире. Откровенные рассказы о культуре, быте, боли, страданиях, радости и печали простого русского человека — творческий неисчерпаемый клондайк для всех, кто ищет вдохновение.
Наибольший прогресс наблюдался именно в сфере культурно исторического развития России середины 19 века. В экономической, материальной и социально-политической отраслях государству не удалось достичь ошеломляющего успеха. Но и на месте никто не стоял, достигнув некоторых результатов:
- зарождение отечественного машиностроения;
- прогресс в изготовлении паровых двигателей;
- появление первого парохода (1815 год);
- стала действовать первая железная дорога (1851 год), её путь лежал между Санкт-Петербургом и Москвой.
Благодаря своим природным ресурсам Урал стал центром развития металлургической промышленности. Стремительный прогресс в этой области позволил строить новые заводы и расширить возможности производства. Это дало толчок к запуску и развитию текстильной промышленности. Появившиеся рабочие места и доступ к новой продукции стали привлекательны для населения. Многие люди переезжали в города, чтобы быть ближе к комфорту и заработку.
Отмена крепостного права в 1861 году позволила дышать глубже, но не устранила факторы, сдерживающие скорость развития. Эта реформа не стала спасением, которого так ждал народ. Её действие оказалось ограниченным, поскольку не происходило никаких изменений в политической сфере. Люди поняли, что перемены возможны. Это стало стимулом для требования изменений в пользу улучшения жизни народа.
События XIX века привлекли внимание к стране не только своими культурными достижениями, но и тяжёлыми последствиями:
- Отечественная война;
- восстание декабристов;
- период крепостничества;
- отмена крепостного права.
Эти явления стали доказательством того, что люди, живущие в Российской империи, — настоящие патриоты. Они не стали бежать и приняли боем всех, кто хотел использовать страну в своих интересах. Однако народ умел защищать не только государство и правительство, но и своё мнение. Вместе с защитой границ люди добились улучшения положения и дали понять, что хотят создавать собственные законы на своей территории.
Изобразительное искусство
Основной художественной культуры Древней Руси была настенная живопись – фрески, мозаики, иконы. Домонгольская фресковая живопись Древней Русисохранилась не в полной мере. Мозаика в храмах Древней Руси частично обнаружена в Софийском соборе Новгорода. Самой древней из икон считается Богоматерь Владимирская, относящаяся к XI в. Богоматерь нарисована в умиленной позе, она нежно прижимает к себе младенца Иисуса Христа. Автором иконы по преданию является евангелист Лука. Иконопись Древней Русистала образцом подражания для иконописцев последующих эпох
Древнейшая Новгородская икона называлась «Ангел Златые власы». Ее создали на рубеже 12 века. Еще одна не менее известная икона – «Устюжское Благовещение». Ее также написали в Великом Новгороде.
В середине 12 века центром каменного строительства становится Владимиро-Суздальская земля. Появляется еще один вид изобразительного искусства Древней Руси – каменная резьба. На стенах храмов появляются выбитые в камне птицы и животные, портреты святых, грифоны, растения. Примерно в это же время в Новгороде формируется монументальное направление в живописи (роспись церкви Георгия в Старой Ладоге и Спаса-Нередицы). Преимущественное направление – фресковая живопись. С этого времени ей свойственны упрощенные художественные приемы.
Рисунками покрывают посуду, ювелирные изделия и даже оружие. Чтобы изготовить сережки и кольца пользуются сложной техникой.
Картин в современном понимании еще не существует, но это не мешает говорить о высоком уровне культурного развития. Влияние Византии, христианства и даже запада на культуру Древней Руси обогатило ее, но позволило сохранить некую самобытность, которой лишены культуры многих других стран.
Словарь
1. Былина – рассказ о прошлом в форме стихотворения. Основная идея – прославление подвига русского воина (богатыря).
2. Нечистая сила – демоны, духи, все негативное, что есть в мире и рассматривается людьми, как зло.
3. Челядь – зависимое население в Древней Руси (прислуживали князю). Иногда челядью звали обедневших родственников князя, не имевших дома и живших за счет его подачек.
4. Миниатюры – небольшие картинки, иллюстрирующие текст.
5. Устав – древнейшая форма кириллицы, правила, применяемые при написании рукописного текста.
6. Береста – особым образом обработанная кора березы, использовавшаяся вместо бумаги. Берестяные грамоты были найдены при раскопках Древнего Новгорода.
7. Летопись – жанр литературы, представляющий погодовое изложение исторических событий с подробным их описанием.
8. Житие – литературное описание жизни и деятельности людей, причисленных православной церковью к лику святых.
9. Фреска – разновидность живописи, при которой картина пишется водяными красками по мокрой штукатурке.
10. Мозаика — картина из множества вдавленных в штукатурку стеклянных камешков.
11. Грифон – крылатое мифическое существо с туловищем льва и головой орла.
Древнерусская литература – характерные особенности
Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?
Прежде всего, это тесная связь древнерусской литературы со служебными функциями – церковными, деловыми, историографическими, правовыми. Сюжетность, занимательность, эстетическое начало не являлись приоритетными и лишь постепенно отвоевывали свое место в литературном творчестве. Важную роль играл жанровый канон. Находившаяся в постоянном развитии система жанров древнерусской литературы многообразна – это летописи и жития, апокрифы и повести, памятники публицистики и политической мысли, философские и богословские трактаты, естественнонаучные сочинения и путевые очерки, послания и личные письма, – и каждый жанр диктовал автору свои правила подачи материала. Ориентация на авторитетные образцы, соотнесение всего того, о чем говорится в произведении, с лицами и событиями Священной истории вынуждали автора постоянно цитировать Священное писание и святоотеческие поучения. Таким образом, в художественной структуре древнерусского литературного произведения оказывался прочно зашит традиционализм – а современный читатель, наоборот, ценит в литературном произведении оригинальность.
Компиляция как один из основных методов литературного творчества обуславливает другую существенную особенность литературы средневекового типа. Это анонимность творчества. Автор средневекового текста – это, скорее, автор-составитель, редактор, часто одновременно выступающий переписчиком, создателем рукописной книги. Этот автор не стремился зафиксировать свое имя, но, напротив, для придания большей значимости созданному тексту нередко мог указывать в его заглавии авторитетного иерарха – Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. «Авторское право» в те времена не имело такого значения, как сегодня. Имен авторов подавляющего большинства произведений средневекового искусства мы не знаем, и только специальные источниковедческие исследования позволяют сделать более или менее убедительные предположения о том или ином лице как авторе того или иного произведения.
Со спецификой представления об авторстве в древнерусской литературе связаны и особенности самого существования текста произведения. Как правило, мы не имеем первоначального авторского текста. Автограф, то есть авторский текст, написанный самим же автором, что подтверждено научной атрибуцией, – это большая редкость в древнерусской книжности. Произведение существует в рукописной традиции, представлено в том или ином количестве списков разного времени. В процессе переписки текст приобретает изменения, порой значительные, влияющие на смысл или идеологию повествования. В таких случаях говорят о разных редакциях произведения. Исследования показывают, что даже канонические тексты Священного писания в определенные времена подвергались редактированию.
Текст произведения древнерусской литературы, некогда созданный анонимным автором, распространялся в списках, и любой писец мог изменять его в соответствии со своим вкусом или задачами: сокращать, распространять и т. п. Таким образом, бытование литературного произведения на Руси имеет черты, свойственные фольклору. «Коллективное» авторство приводит к особым формам проявления авторского личностного начала в повествовании, что также отличает древнерусскую литературу от литературы нового времени.
Книжность Древней Руси и русская литература XIX–XX вв. принадлежат разным типам культуры. Тем не менее, значение древнерусской традиции для послепетровской эпохи (и вплоть до сегодняшнего дня) огромно. Во многом именно это влияние определило своеобразие русской классики в ряду европейских литератур.
- Цель проекта
- Участники проекта
-
- Структура
- Просмотр рукописей
- Поиск
Особенности русского Просвещения
XVIII в. вошёл в историю как эпоха русского Просвещения, которое стало неотъемлемой частью эпохи Просвещения в целом. Имперская власть всячески поощряла развитие образования, науки, искусства. Ещё при Петре I начала свою деятельность Российская академия наук (1725). Большое влияние на Просвещение в России оказало французское Просвещение.
Изменения в повседневной жизни людей требовали повышения их культурного уровня. Элементарной грамотности было уже недостаточно, возникла необходимость в более серьёзных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Поэтому для эпохи русского Просвещения было характерно развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.
В годы правления императрицы Елизаветы Петровны одним из главных носителей идей просвещённого абсолютизма был её фаворит И. Шувалов. По мнению историков, он идеально подходил на роль просвещённого придворного. При его непосредственном участии основывались первые российские университеты. Так, в 1755 г. был основан Московский университет, а спустя два года открыла свои двери Императорская академия художеств в Петербурге. Открывались библиотеки, театры, публичные музеи, начала печататься периодическая пресса. Среди других выдающихся деятелей русского Просвещения стоит отметить М. Ломоносова, А. Радищева, Н. Новикова. Весомую роль в русском Просвещении сыграла сама императрица Екатерина II, принимавшая активное участие в развитии искусства, наук и образования. По её инициативе в 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц.
Михаил Ломоносов (1711-1765) — первый отечественный учёный-энциклопедист, получивший мировое признание и поднявший отечественную науку на качественно новый уровень. Сделал ряд важных открытий в области химии и физики. Имел достижения в астрономии, приборостроении, географии, металлургии, геологии. В гуманитарной сфере известен как поэт, утвердивший основания современного русского литературного языка («Российская грамматика»), живописец, историк, последовательно опровергавший норманнскую теорию возникновения Древнерусского государства, предложенную немецкими учёными Российской академии наук Г. Байером, Г. Миллером, А. Шлёцером. Сторонник развития русского просвещения, науки и экономики. Основатель Московского университета, который сейчас носит его имя.
Николай Новиков (1744-1818) — русский журналист и общественный деятель. Возглавлял типографию Московского университета. Приобрёл известность как издатель журналов «Трутень» и «Живописец», на страницах которых обличались пороки современного ему общества, главным образом крепостничество и паразитическая жизнь части дворянства. В 1792-1796 гг. пребывал под арестом в Шлиссельбургской крепости.
Александр Радищев (1749-1802) — русский прозаик, поэт, философ, фактически возглавлял Петербургскую таможню, принимал участие в работе по кодификации законодательства при Александре I. Стал широко известен благодаря изданию своего главного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году. Он открыто осуждал крепостничество, призывал к передаче земли крестьянам и ограничению самодержавия. За подобные идеи Екатерина II называла А. Радищева «бунтовщиком хуже Пугачёва». Свободомыслие просветителя стало причиной его десятилетней ссылки в Сибирь.
Вопреки многим своим начинаниям в духе просвещённого абсолютизма и увлечению французской «Энциклопедией…» («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — французская энциклопедия эпохи Просвещения), Екатерина не могла допустить и мысли, что эти идеи могут повлиять на устои абсолютизма в Российской империи. События войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции заставили её во многом пересмотреть своё отношение к Просвещению как идеологии и её носителям. Так, среди репрессированных вскоре оказались Н. Новиков и А. Радищев, работы просветителей, в том числе и Вольтера, запрещались и сжигались. Принятие в 1791 г. Конституции Речи Посполитой было воспринято императрицей как прямая угроза абсолютизму в России, что привело к участию Российской империи во втором и третьем разделах Польши. Эти метаморфозы в политике Екатерины II получили название контрпросвещения.
Отличием русского Просвещения от западного было достаточно прохладное отношение общественного мнения, в первую очередь дворянской элиты, к либеральным идеям, столь популярным в Европе того времени.
Разделение людей по отношению к культуре
Творцы
Признаки творческих людей:
Энергичность и сосредоточенность над задачей, которая привлекает их внимание, но при этом все время сохранение энтузиазма.
Творческие люди, как правило, умны, но исследования показали, что очень высокий IQ не обязательно коррелирует с более высоким уровнем творческих достижений — личностные качества тоже важны.
Реалистичный и творческий подход. Творческие люди любят мечтать и представлять возможности и чудеса мира
Они могут погрузиться в воображение и фантазию, но при этом оставаться достаточно приземленными, чтобы воплотить свои мечты в реальность.
Творческие люди, как правило, более открыты и чувствительны психологически. Акт создания чего-либо, выдвижения новых идей и принятия рисков часто открывает людей для критики и даже презрения. Критика может быть болезненной, даже разрушительной.
Потребители
Другими словами, в потребительской культуре большая часть того, что люди делают, имеет отношение к покупкам и потреблению. Это касается, в том числе, продукции культуры. Потребительство обычно считается частью медиакультуры.
Производители по-разному реагируют на креативное потребление: некоторые принимают его и активно поддерживают, поскольку он часто стимулирует продажи; другие считают, что это наносит ущерб их бренду или интеллектуальной собственности, и блокируют продукты или предпринимают юридические действия.
Общая характеристика
Новшества в развитии населения, воспринималось народом тяжело. Обусловлено это долгим закрытием русских от иностранных государств. Требовалось время, сто бы войти в новый уклад жизни. Люди с недоверием относились к пришедшим с Европы нововведениям.
В эпоху Петра I иностранные государства начинают воспринимать Российскую Империю, как европейское государство. Осваиваются первые взаимоотношения между государствами.
При Екатерине II, заключаться первые дипломатические соглашения между Россией и государствами Европы. Все важные политические вопросы между странами решаются с участием Российского государства.
Архитектура
Если же мы поговорим с вами об архитектуре, то, конечно, нужно вспоминать фамилии Растрелли, Баженова. Эти архитекторы внесли огромный вклад в развитие Санкт-Петербурга, новой российской столицы, но, в том числе, и в градостроительстве московском принесли свое слово. Москва стала меняться, из патриархального города она стала постепенно превращаться в такой европеизированный, хотя вместе с тем, с сохранением русской специфики.
Другими словами, развитие русской культуры в 18 веке во многом подготовило всплеск потрясающей русской культуры 19 века, по праву называющегося Золотым веком русской культуры.
Общая оценка развития культуры 18 века
Музыка
Музыка, до 18 века бывшая в основном народным искусством, обрела большое значение: в России появились собственные оперные театры, композиторы и исполнители. Императрица Анна Иоанновна впервые пригласила в Россию итальянскую оперную труппу, либретто перевели на русский язык, и в 1736 году состоялось первое представление. Нередко на оперных певцов переучивались певчие Придворной капеллы, до этого исполнявшие церковные песнопения.
Просвещение
Были созданы первые в России музеи. Для царской Кунсткамеры, открытой в 1719 году, привозили из разных уголков страны и выписывали из-за границы разные диковины. Начала работать первая общественная библиотека, где можно было ознакомиться с книгами, изданными как в России, так и за границей, а также получить их на дом.
Екатерина II основала Эрмитаж, при ее жизни он оставался частным собранием, но мода коллекционировать и демонстрировать гостям произведения искусства распространилась, среди образованных людей стало считаться приличным разбираться в искусстве. В частности, для Воспитательного дома наряду с книгами закупали картины и скульптуры.
Наука
В 1718 году, вскоре после избрания Петра I членом Парижской Академии наук, начинается разработка проекта создания в России подобного научного центра — Академии наук. Она была учреждена в 1725 году, уже после смерти великого реформатора.
При Екатерине II было выпущено первое собрание сочинений М.В. Ломоносова, «Описание земли Камчатки» С. Крашенинникова, «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям российского государства, в 1768–1772 годах». М.М. Щербатов написал и опубликовал семитомный труд по истории России.
Е.Р. Дашкова основала Российскую Академию для изучения русского языка. На учредительном заседании в октябре 1783 года была изложена программа новой Академии: создать словарь и разработать грамматику русского языка. Работа над словарем длилась 11 лет и стала общенациональным делом: свои предложения и словарный материал присылали студенты, кадеты, офицеры. «Словарь Академии Российской» издавался в 1789–1794 годах, содержал свыше 40 тысяч слов и сыграл огромную роль в установлении норм русского литературного языка.
Архитектура
Средневековые города с их естественно разросшейся застройкой, искривленными и неравной длины улицами стали считаться безобразными. Разрабатываются проекты образцовых, «регулярных» городов. Идеальный город, каким его представляли во второй половине 17 — начале 18 веков, имел общий план, выдержанные в строгих пропорциях прямые улицы, кварталы, площади, законченные архитектурно-пространственные композиции городских ансамблей. Таким городом стал Санкт-Петербург. В 1714 году Д. Трезини разработал проекты «образцовых» домов для состоятельных жителей. Возведение зданий по типовым проектам — характерная особенность Петербурга, определившая облик массовой застройки города.
Не придавая большого значения представительности своих дворцов в самом Петербурге, Петр I все внимание сосредоточивал на устройстве великолепных, не уступающих Версалю, загородных резиденций в Стрельне и знаменитом Петродворце. Дворцовые комплексы с каскадами фонтанов, садами и парками спроектировали и отстроили лучшие архитекторы — И.Ф. Браунштейн, М.Г. Земцов, Ж.Б.А. Леблон, Б.К. Растрелли
В первой половине 18 века архитекторы совмещали особенности древнерусской архитектуры и стиля барокко, примером этого могут служить соборы, возведенные Б.К. Растрелли. Русский неоклассицизм второй половины 18 века обычно называют просто классицизмом. Один из первых образцов этого стиля — здание Академии художеств.
Кратко о переломном значении 18 века
На рубеже 17 и 18 веков в России началось Новое время. В странах Европы этот исторический переход растягивался на столетия, в России занял менее века.
Периоды развития
Больше всего для развития культуры сделали два правителя: Петр I и Екатерина II. Поэтому условно 18 век можно разделить на два периода:
- первая четверть века — становление новой культуры;
- вторая половина века — ее развитие и расцвет.
В начале века развивались наука и образование, появились периодические издания, светские развлечения, такие как балы и театры, светская литература. К середине 18 века образованное общество состояло почти исключительно из дворянства, прежде всего петербургского и московского, а также небольшого количества разночинцев. Крестьяне еще очень долго не читали газет и не ходили в театры.
Разночинцы — это представители незнатных сословий, получившие образование, но не дослужившиеся до дворянского звания; интеллигенция.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Екатерина II продолжала курс на европеизацию страны. В России усилились самодержавие и крепостное право, но в те же десятилетия была проведена колоссальная работа по увеличению общего уровня образования, развитию науки и культуры. Идеи о свободе и равенстве и вера в необходимость сохранения сословных различий в сознании самых просвещенных деятелей русской культуры были неразрывно связаны между собой. Просвещение было поддержано и самодержавием, и дворянством, но все они стремились использовать новые культурные веяния в интересах сохранения существующих порядков.