Введение
Имя
Николая Ивановича Пирогова составляет
гордость и славу Отечественной
педагогической науки , народного образования.
Своей выдающейся деятельностью как в
области медицины, так и народного образования
Н. И. Пирогов заслужил признательность
широких масс и педагогической общественности.
Его педагогические идеи являются источником
научного творчества и практической деятельности.
Они близки нам и сегодня актуальностью
поставленных проблем, таких, как единство
школы и жизни, педагогической науки и
практики;воспитывающее обучение,
“гармоническое развитие всех врожденных
сил народа”, воспитание человека — гражданина,
полезного своей стране.
Но
Николай Иванович Пирогов был
не только исключительного таланта
врач. Он никогда не оставался в
стороне от общественной жизни. Он занимался
педагогической деятельностью, воспитанием
молодежи. Исключительная заслуга Н.И.
Пирогова в том, что он блестяще сочетал
в себе талант врача и общественного деятеля.
В
данном реферате я постараюсь по возможности
подробно раскрыть смысл педагогической
деятельности замечательного русского
педагога, просветителя и организатора
народного образования Н. И. Пирогова.
Сообщение. Основоположник военно-полевой хирургии Н.И. Пирогов
Пирогов Николай Иванович (1810—1881) — российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1846).
Участник Севастопольской обороны (1854-1855), франко-прусской (1870-1871) и русско-турецких (1877-1878) войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд хирургических операций. Вел борьбу с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию университетов, всеобщее начальное образование. Мировую известность получил атлас Пирогова «Топографическая анатомия» (т. 1-4, 1851-1854).
Будущий великий врач родился 27 ноября 1810 г. в Москве. Его отец служил казначеем. Известный московский врач, профессор Московского университета Е. Мухин заметил способности мальчика и стал заниматься с ним индивидуально.
Когда Николаю исполнилось четырнадцать лет, он поступил на медицинский факультет Московского университета. Для этого ему пришлось прибавить себе два года. Пирогову удалось устроиться на должность прозектора в анатомическом театре. Окончив университет, Пирогов направился для подготовки к профессорской деятельности в Юрьевский университет в г. Тарту. Здесь, в хирургической клинике, Пирогов проработал пять лет, защитил докторскую диссертацию и в двадцать шесть лет стал профессором хирургии.
Темой диссертации он избрал перевязку брюшной аорты, выполненную до того времени лишь однажды английским хирургом Эстли Купером. Когда Пирогов после пяти лет пребывания в Дерпте отправился в Берлин учиться, прославленные хирурги читали его диссертацию, поспешно переведенную на немецкий.
Одно из самых значительных сочинений Пирогова — завершенная в Дерпте «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций». Все, что открыл Пирогов, нужно ему не само по себе, а для того, чтобы указать наилучшие способы производства операций, в первую очередь «найти правильный путь для перевязки той или иной артерии», как он говорит. Здесь начинается новая наука, созданная Пироговым, — хирургическая анатомия.
В 1841 г. Пирогов был приглашен на кафедру хирургии в Петербургскую медико-хирургическую академию. Здесь ученый проработал более десяти лет и создал первую в России хирургическую клинику. В ней он основал еще одно направление медицины — госпитальную хирургию.
16 октября 1846 г. произошло первое испытание эфирного наркоза. В России первую операцию под наркозом сделал 7 февраля 1847 г. товарищ Пирогова по профессорскому институту Федор Иванович Иноземцев.
Вскоре Николай Иванович принял участие в военных действиях на Кавказе. Здесь, в ауле Салты, он впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием. Всего великий хирург провел около 10 000 операций под эфирным наркозом.
Пирогов в анатомическом театре распиливал специальной пилой замороженные трупы. С помощью изготовленных подобным образом распилов Пирогов составил первый анатомический атлас, ставший незаменимым руководством для врачей-хирургов. Теперь они получили возможность оперировать, нанося минимальные травмы больному.
Когда в 1853 г. началась Крымская война, Николай Иванович отправился в Севастополь. Оперируя раненых, Пирогов впервые в истории медицины применил гипсовую повязку.
Пирогов внедрил в Севастополе сортировку раненых: одним операцию делали прямо в боевых условиях, других эвакуировали в глубь страны после оказания первой помощи. По его инициативе в армии появились сестры милосердия. Таким образом, Пирогов заложил основы военно-полевой медицины.
Незадолго до смерти ученый сделал еще одно открытие — предложил совершенно новый способ бальзамирования умерших.
Краткая биография
Николай Иванович Пирогов родился 13 (25) ноября 1810 года в Москве. Его отец, Иван Иванович, имел звание майора, был военным казначеем.
С 1841-го Пирогов работал в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, в течение последующих нескольких лет предложил новые хирургические методы и приемы, стал основателем топографической анатомии и фактически заложил научные основы хирургии. В 1847-м отправился на Кавказ, в действующую армию, где успешно применял свои методы на практике. Пирогов первым провел операцию под эфирным наркозом в полевых условиях.
Во время Крымской войны в осажденном Севастополе заложил основы военно-полевой хирургии и разработал принципы военно-врачебной администрации. После поражения в войне на приеме у императора Александра II высказал недовольство положением дел в армии, за что впал в немилость, был лишен всех должностей и отстранен от работы. Пирогов обосновался в имении под Винницей, где организовал бесплатную больницу.
В 1877–1878 годах принял участие в русско-турецкой войне, снова спасая жизни раненым солдатам и отрабатывая новые хирургические приемы. В 1881-м стал почетным гражданином Москвы. Жизнь великого врача и ученого оборвалась 23 ноября (5 декабря) 1881 года после долгой борьбы с раком.
Пирогов — известный во всем мире врач, ученый и талантливый хирург. Отлично зная анатомию и хирургию, он спас огромное количество жизней. При этом, Николай Иванович Пирогов, вклад в медицину которого сравним с трудами нескольких поколений врачей, отличался истинным человеколюбием: он сопереживал пациентам, рисковал своей репутацией, споря с медицинскими светилами, вводил революционные новшества в медицинской работе. И всегда оказывался прав.
Работы Пирогова
- «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела», 1843—1845
- «», 1846 (2-е изд. — 1850) *
- «.», 1849 *
- «Патологическая анатомия азиатской холеры», 1849
- «Топографическая анатомия по распилам через замороженные трупы» тома 1-4, 1851—1854
- «», 1854 *
- «Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминаний о Крымской войне и Кавказской экспедиции» части 1-2, 1865—1866.
- «Университетский вопрос», 1863.
- «» (Leipzig : Vogel, 1864— 1168 с.) *
- «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасции», 1881—1882.
- Сочинения. Тома 1-2, 1887: том 1: «» ; том 2: «» *
- «», 1899. ** Ссылка ведет на сайт Российской государственной библиотеки
https://youtube.com/watch?v=gvR7JxlivQM
Детство и юность
Родился 25 ноября 1810 года в Москве. Николай Иванович был 13-ым ребёнком в семье. Отец Пирогова служил военным казначеем, а мать занималась детьми. Мать Пирогова была родом из старинной купеческой семьи. Всего в семье Пироговых было 14 детей. Многие, из которых умерли ещё в младенческом возрасте. В живых осталось всего лишь шестеро детей, в их числе был и сам Пирогов.
В семье Пироговых очень внимательно относились к образованию детей. В доме была обширная библиотека. Будущий талантливый хирург получил начальное образование в начале дома, а затем родители отдали его в частный пансион в возрасте 11 лет.
С детства Николай Иванович интересовался медициной и мечтал стать хирургом или военным. Любовь к медицине мальчику привил друг семьи профессор Мухин, который был другом его отца. Он занимался с Николаем Ивановичем индивидуально, так как увидел в нём необычайные способности. Так как юноша отличался быстрым умом, уже в 14 лет он поступил в Московский Университет, прибавив себе два года.
Во время учёбы Пирогов работал в анатомическом театре, чтобы обеспечить себя и свою семью. Так как в то время его семья испытывала значительные финансовые сложности. Кроме этого, работа помогла Николаю Ивановичу получить хороший опыт в хирургии и дала огромную базу для дальнейших его научных исследований.
Николай Пирогов в молодости
Слайд 12После Крымской войны Вернувшись в Петербург, Пирогов на приёме у
Александра II рассказал императору о проблемах в войсках, а также
об общей отсталости русской армии и её вооружения. С этого момента Николай Иванович впал в немилость, он был направлен в Одессу на должность попечителя Одесского и Киевского учебных округов. Пирогов попытался реформировать сложившуюся систему школьного образования, его действия привели к конфликту с властями, и учёному пришлось оставить свой пост. Его отказались даже сделать товарищем (заместителем) министра, вместо этого его «сослали» руководить обучающимися за границей русскими кандидатами в профессора. Он выбрал своей резиденцией Гейдельберг, куда прибыл в мае 1862. Кандидаты были ему очень благодарны, об этом, например, тепло вспоминал Нобелевский лауреат И. И. Мечников.
А. Сидоров «Н. И. Пирогов и К. Д. Ушинский в Гейдельберге».
“Вопросы жизни”
Рассмотрение
педагогических взглядов Н. И. Пирогова
следует начать со статьи “Вопросы
жизни” опубликованной им в 1856 году. Это
была первая педагогическая работа Пирогова
Благодаря ей имя Пирогова стало широко
известным и обратило на себя внимание
общественности передовыми идеями об
общечеловеческом воспитании. В статье
“Вопросы жизни” (впрочем, как и в других
своих педагогических сочинениях ) Н
И.
Пирогов резко выступил против сословной
школы и ранней утилитарно-профессиональной
выучки, которую стремилось ввести царское
правительство за счет снижения уровня
общего образования молодежи. Он противопоставил
официальному курсу образования идею
общечеловеческого воспитания, которое
должно подготовить к общественной жизни
высоконравственного человека с широким
умственным кругозором. Свою статью
Пирогов начинает с исторической справки
о поисках выдающимися мыслителями древней
Греции ответов на вопросы о назначении
человека в общественной жизни, о смысле
человеческой жизни. Из этой справки выясняется,
что речь идет о вопросах общественной
жизни, о жизни человека в обществе, об
его взаимоотношениях с другими людьми,
о неизбежности для каждого из нас разрешения
вопроса о нашем личном отношении к общественным
потребностям и обязанностям.
В
чем состоит цель нашей жизни?
каково наше значение? К чему мы призваны?
Чего должны искать мы?”. Таковы первые
вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым
в его статье. В самостоятельном решении
этих вопросов заинтересованы и общество
с его господствующим направлением, и
каждая отдельная личность. С этим трудно
не согласиться. Я считаю, что для своего
времени в преддверии серьезной
реформы феодально-крепостнического государства,
такая постановка вопроса была более чем
уместна. Более того, я думаю, что она уместна
и по сей день, когда страну охватил жесткий
экономический кризис. Казалось бы, рассуждает
далее Пирогов, что на поставленные вопросы
о цели и назначении нашей жизни члены
христианского общества получат ответы
в процессе воспитания в семье и в школе
, и таким образом подготовлены к осуществлению
христианской морали в общественной и
личной жизни. Но в действительности такого
господства христианской морали не наблюдается.
В противоположность христианским основам
воспитания , полученным в школе, во всех
проявлениях общественной жизни господствует
“резко выраженное материальное, почти
торговое стремление”.
Личная жизнь
Первой супругой профессора Пирогова стала Екатерина Березина, родившая мужу двоих сыновей. Она рано умерла, не выдержав осложнений тяжелых родов.
Второй брак оказался долгим и счастливым. Избранницей Пирогова стала баронесса Александра фон Бистром — верная помощница и соратница профессора.
Незадолго до смерти у Николая Ивановича диагностировали злокачественную опухоль в ротовой полости. Скончался великий хирург 23 ноября (5 декабря) 1881 года.
Современная хирургия творит настоящие чудеса: уже привычны операции на сердце и мозге, пришивание ампутированных конечностей. В 1950-е годы такие манипуляции казались невозможными и даже фантастическими, а полтора века назад хирургия находилась, по сути, в зачаточном состоянии.
Пирогов — врач, анатом, ученый — принес в хирургию новые методы проведения операций. Но самое главное —
Николай Иванович дал в руки врачам мощный инструмент — научно обоснованную методику оперативного вмешательства.
До Пирогова многие хирурги работали, так сказать, наугад, и останется ли пациент после оперативного вмешательства живым, решало не столько умение врача, сколько случай. А Николай Иванович вывел хирургию на новый уровень, превратив ее в настоящую науку, которая может поднимать людей на ноги даже в самых сложных ситуациях.
Интерес к медицине у будущего великого врача появился в юности, поэтому он и выбрал для обучения медицинский факультет Императорского Московского университета. В процессе учебы он явственно осознал, что имевшихся хирургических инструментов, методов и приемов катастрофически не хватает. Кроме того, он убедился, что никто из врачей не обладает исчерпывающими знаниями об анатомическом строении человека, что нередко приводило к серьезным травмам во время операций. И Пирогов решил постепенно исправлять эту ситуацию, совершенно не помышляя о славе и признании.
В докторской диссертации ученый затронул крайне сложную проблему того времени — как перевязать брюшную артерию и сохранить при этом жизнь пациенту.
До Пирогова такая операция была проведена единожды, да и то неудачно. Однако молодой хирург смог доказать, что это возможно, просто необходим совершенно иной подход. Эта работа Пирогова стала известна на весь мир, но была лишь первой в ряду последующих открытий.
Анатомические атласы столь же важны для хирурга, как карты — для мореплавателя. До Пирогова детальных атласов просто не существовало
Ученый замораживал трупы людей, после чего специальной пилой производил распилы различных частей тела. Полученные образцы изучал, тщательно измерял, зарисовывал и описывал в мельчайших подробностях — более точного атласа человеческого тела на тот момент не существовало.
Все это служило единственной цели — как можно точнее оперировать и наносить при этом минимальные травмы пациенту.
Ученый не только с необыкновенной точностью описывал человеческое тело, а еще работал над усовершенствованием методов проведения операций, изобрел множество хирургических инструментов, некоторыми из них врачи пользуются и по сей день.
Но главное — Пирогов был хирургом практикующим, все свои нововведения испытывал на практике: лечил раненых солдат на Кавказе и позже в Севастополе, спас тысячи жизней, предотвратил множество ампутаций, тем самым доказав, что его подходы к хирургии верны и имеют отличные перспективы.
До конца жизни талантливый хирург совершенствовал методы проведения оперативных вмешательств и все наработки старался передать коллегам во всем мире, чтобы новые знания послужили на благо спасения людей. Опираясь на достижения российского ученого, работали многие врачи мира, а некоторые из них активно дальше развивали это направление медицины.
История
Родился Пирогов в Москве в дворянской семье. Его отец служил казначеем. Друг их семьи, известный московский врач, профессор Московского университета Мухин, заметив способности мальчика, предложил ему поступать на свой факультет и стал заниматься с ним индивидуально. На медицинский факультет Московского университета Пирогов поступил в 14 лет, прибавив себе два года. Закончив его, он уехал учиться в Юрьевский университет Дерпта (Тарту). Здесь, в хирургической клинике, он проработал пять лет, защитил докторскую и в 26 лет стал профессором хирургии. Темой его диссертации была перевязка брюшной аорты. Эта операция до него делалась только однажды – английским хирургом Эстли Купером, пациент которого умер. А все десять пациентов Пирогова выжили! На практику в Германию Пирогов ехал уже известным хирургом, а прославленные немецкие врачи изучали его диссертацию, поспешно переведенную на немецкий. Он работал в берлинской клинике «Шарите» (именно там лежала радистка Кэт из «Семнадцати мгновений весны») и центральном госпитале Геттингена. По его собственным словам, немецкий период мало что ему дал.
В 1841 г. Пирогов был приглашен на кафедру хирургии в Медико-хирургическую академию Петербурга. Сюда он приехал уже настоящей звездой. В аудиторию, где он читал курс, набивалось сотни слушателей, причем не только медиков, но и других студентов, а также литераторов, чиновников, военных, художников, инженеров. Приходили «даже дамы». Пресса сравнивала его лекции с концертами прославленной итальянки Анжелики Каталани, то есть с божественным пением сравнивали рассказы о гнойных воспалениях, швах, и результатах вскрытия. Пирогов проработал там более десяти лет и создал первую в России хирургическую клинику, основав новое направление медицины – госпитальную хирургию.
В 1853 г. во время Крымской войны он был назначен главным хирургом и лично сделал около 5000 операций. При обороне Севастополя Пирогов проявил себя и великолепным организатором, заложив основы военно-полевой медицины. Он внедрил сортировку раненых по пяти категориям, позволявшую упорядочить оказание помощи: одним операцию делали прямо в боевых условиях, других эвакуировали после оказания помощи и т.д. Введение этой системы позволяло сосредоточить врачебные силы на первоочередных делах, что в суматохе Севастополя было просто необходимо. Сам он потом вспоминал: «Я убежден из опыта, что к достижению благих результатов в военно-полевых госпиталях необходима не столько научная хирургия и врачебное искусство, сколько дельная и хорошо учрежденная администрация. К чему служат все искусные операции, все способы лечения, если раненые и больные будут поставлены администрацией в такие условия, которые вредны и для здоровых.». По его инициативе в армии появились сестры милосердия. Одними из первых среди них были великие княжны.
Несмотря на героическую оборону, Севастополь был взят, и война проиграна. Пирогов был глубоко убежден, что причина поражения – в отсталости России, продажности чиновников и бездарности верховного командования во главе с князем Меньшиковым. Вернувшись в Петербург он доложил об этом Александру II. Однако царь не захотел прислушаться к мнению врача. Пирогов впал в немилость, сослан в Одессу на должность попечителя учебных округов. Осенью 1859 г. на Подоле в Киеве он открыл первую воскресную школу, написав императору письмо, в котором доказывал, что все люди талантливы одинаково, и в университеты необходимо принимать не только детей дворян, но и крестьян, и евреев, и поляков. Возмущенный Александр, швырнув письмо Пирогова министру образования, проговорил: «Этот лекарь хочет открыть в России университетов больше, чем кабаков!». Вскоре ученый был уволен с гослужбы без права на пенсию. Издаваемый в Лондоне «Колокол» писал: «Отставка Пирогова – одно из мерзейших дел России дураков против Руси развивающейся». В расцвете сил Пирогов уединился в родовом имении Вишня недалеко от Винницы, где организовал бесплатную больницу и написал двухтомник «Вопросы жизни. Дневник старого врача».
Стремительный, волевой, жесткий, он мог быть нежным и романтичным. После смерти жены, которая умерла при родах, оставив ему двух сыновей, он долго жил один, не желая никого знать. Но неожиданно для себя влюбился во второй раз – в 19-летнюю баронессу Александру Бистром, которую он четыре месяца бомбардировал любовными письмами, по 20-30 страниц в день, где описывал все свои достоинства и недостатки. Умер Николай Иванович 27 октября 1881 г. Незадолго до смерти ученый сделал еще одно открытие – предложил совершенно новый способ бальзамирования умерших. В музее села Вишни до сих пор хранятся забальзамированные этим способом останки ученого.
Пирогов Николай Иванович: педагогические идеи
Пирогов уделял особое внимание развитию подходов к организации обучения. Основные принципы были рассмотрены хирургом в статье «Вопросы хирургии»:
- Сословное воспитание — нелепость
- Проблема существования разлада между школой и жизнью
- Главной целью должна быть воспитание высоконравственный личности, стремящиеся к созиданию благ общества
Пирогов предлагал перестроить систему образования и сделать упор на гуманизм и демократизм. Педагогические взгляды Николая Ивановича включали в себя несколько принципов:
- Воспитание полезного стране гражданина
- Воспитание человека с широким нравственным кругозором
- Воспитание и обучение на родном языке
- Привлечение к преподаванию в школах учёных
- Общее светское образование
- Уважение личности ребенка
- Автономия Высшей Школы
- Отказ от ранней преждевременной специализации ребёнка. Пирогов считал, что это тормозит нравственное воспитание и сужает кругозор
- Осуждение произвола и казарменного режима в учебных заведениях
- Привитие учащимся навыков самостоятельной работы
- Привлечение интереса к материалу
- Перевод из класса в класс по результатам успеваемости
- Рассмотрение телесного наказания ребенка, как средства, унижающего ребёнка и бесполезного с точки зрения осмысления и оценки своих поступков
Система народного образования по Пирогову:
- Элементарная (начальная) школаСрок обучения: 2 годаПредметы: арифметика, грамматика;
- Неполная средняя школа двух типов: Классическая прогимназияСрок обучения: 4 годаОбщеобразовательный характер; Реальная прогимназияСрок обучения: 4 года;
- Средняя школа двух типов: Классическая гимназияСрок обучения: 5 летОбщеобразовательный характер: латинский, греческий, русский языки, литература, математика; Реальная гимназияСрок обучения: 3 годаПрикладной характер: профессиональные предметы;
- Высшая школа: университеты, высшие учебные заведения
Слайд 13После Крымской войны Там он не только выполнял свои обязанности,
часто выезжая в другие города, где учились кандидаты, но и
оказывал им и членам их семей и друзьям любую, в том числе, медицинскую помощь, причём один из кандидатов, глава русского землячества Гейдельберга, провёл сбор средств на лечение Гарибальди и уговорил Пирогова осмотреть раненого Гарибальди. От денег Пирогов отказался, но к Гарибальди поехал и обнаружил не замеченную другими всемирно известными врачами пулю, настаивал, чтобы Гарибальди покинул вредный для его раны климат, в результате чего итальянское правительство освободило Гарибальди из плена. После этого случая, вызвавшего фурор в Петербурге, произошли покушение на Александра II нигилистами, восхищавшимися Гарибальди, и, главное, участие Гарибальди в войне Пруссии и Италии против Австрии, что вызвало неудовольствие австрийского правительства, и «красный» Пирогов был вообще уволен с государственной службы даже без права на пенсию.
С. Присекин «Пирогов и Гарибальди».
Система народного образования и проблемы дидактики.
Пирогов
предложил новый проект школьной
системы, направленный против сословной
школы. Он считал, что основанием школьной
системы должна быть двухлетняя начальная
школа, откуда будет открываться доступ
в среднюю школу всем. Свою школьную систему
он строил по принципу единой школы.
Пирогов
предлагал школьную систему из нескольких
ступеней, со сравнительно непродолжительным
сроком обучения в каждой, а именно: после
начальной двухлетней школы — прогимназия
(неполная средняя школа) двух типов с
четырехлетним курсом; за ней идет гимназия
также двух типов — с трех-, пятилетней
продолжительностью обучения. Эту систему
завершает высшая школа (университеты
и высшие специальные учебные заведения).
Главное
место в системе средней школы
Пирогов отводил древним языкам
(латинскому и греческому), русскому
языку и литературе, математике и
истории. Классической средней школе он
отдавал предпочтение перед реальной.
Продолжительность обучения в первой
на два года больше, чем во второй. Учебный
план классической гимназии имеет общеобразовательный
характер, тогда как в реальной гимназии
вводятся прикладные (профессиональные)
учебные предметы, что значительно снижает
общее образование, даваемое реальной
гимназией, особенно если учесть, что курс
ее всего трехлетний (тогда как в классической
гимназии — 5 лет). В первых двух классах
классической и реальной прогимназии
курс обучения почти одинаков. С III класса
классической прогимназии начинается
обучение латинскому языку, а с IV класса
— греческому. Окончившие реальную прогимназию
идут или в реальную гимназию, или в III
класс классической прогимназии, или на
практическую работу. Из классической
гимназии можно поступать в университеты
или в высшие специальные учебные заведения,
тогда как окончившие реальную гимназию
принимаются только в высшие специальные
учебные заведения или же идут на практическую
работу.
В
своих циркулярах по учебному округу
Пирогов обращал внимание учителей
на необходимость отбросить старые,
догматические способы преподавания
и применять новые методы. Надо
будить мысль учащихся, развивать
их умственные способности, прививать
навыки самостоятельной работы
Опытный
учитель должен возбудить внимание учащихся
и развить у них интерес к сообщаемому
учебному материалу, а это, по мнению Пирогова,
самое главное для успешности обучения.
Основными дидактическими принципами
Пирогов считал осмысленность обучения,
активность и наглядность.
Пирогов
внес значительные улучшения в работу
педагогических советов гимназий, расширил
содержание обсуждаемых вопросов, ввел
в систему доклады и обмен
мнениями по дидактическим вопросам,
всячески поощрял методические искания
учителей, рекомендовал взаимное посещение
уроков.
К
преподаванию в высшей школе Пирогов
предлагал привлечь крупных ученых,
рекомендовал усилить беседы профессоров
со студентами, проводить семинары,
просеминары и практические занятия
и всячески развивать у студентов навыки
углубленной самостоятельной работы.
Слайд 17Последние дни В начале 1881 года Пирогов обратил внимание на
боль и раздражение на слизистой твердого неба, 24 мая 1881
года Н. В. Склифосовский установил наличие рака верхней челюсти. Умер Н. И. Пирогов в 20 ч 25 мин 23 ноября 1881 года. в с. Вишня, ныне часть Винницы. Тело Пирогова было забальзамировано его лечащим врачом Д. И. Выводцевым с использованием новоразработанного им метода, и погребено в мавзолее в деревне Вишня под Винницей. В конце 1920-х годов в склепе побывали грабители, которые повредили крышку саркофага, выкрали шпагу Пирогова (подарок Франца Иосифа) и нательный крест.
Полевые работы Николая Ивановича Пирогова, 1881 г.
Во время Второй мировой войны, при отступлении советских войск, саркофаг с телом Пирогова был скрыт в земле, при этом повреждён, что привело к порче тела, впоследствии подвергнутого реставрации и повторному бальзамированию.