Певец трудового народа
Поэт Николай Алексеевич Некрасов вывел в своём творчестве такую галерею образов, появление которых ещё совсем недавно невозможно было представить. если и появлялись на страницах то лишь в виде персонажей второго и третьего плана. Для многих это оказалось неожиданностью, но на авансцене русской литературы оказались простые труженики-землепашцы, крестьяне «от сохи». Просвещённая аристократическая публика познакомилась с миром русского простонародья. Это было, без преувеличения, поэтическим открытием. Его совершил сохраняющий верность своим эстетическим принципам, обозначенным когда-то в стихотворении «Муза», Некрасов. Анализ последующего показывает, что открытый им взгляд на мир оказался для русского искусства магистральным. Поэт создал целое направление. Не только литературную школу, обращённую лицом к повседневному существованию простого народа, но и новое направление в общественной мысли и публицистике.
Тропы и образы
Образ Музы – лейтмотив творчества Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» Музу лирический герой называет родной сестрой молодой крестьянки, которая молча сносит избиение кнутом. Ещё в молодости Некрасов определяет приоритеты своего творчества: близость к народу и готовность терпеть страдания (Некрасов немало пострадал от цензоров). Образ Музы возникает и в других стихотворениях поэта. В одном из поздних Некрасов говорит о Музе: «Сестра народа – и моя». Последнее стихотворение подводит итог поэтической деятельности поэта. Тот, кто не понимает русского народа (не русский) далёк от темы народных страданий, а значит, не любит «бледную, в крови, кнутом иссеченную
Музу». Эпитеты, описывающие Музу – метафорические характеристики творчества.
Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным
союзом (эпитеты), который долго не порвётся. То есть писатель долго будет интересен своему народу. Это перекличка с пушкинским: «И долго буду тем любезен я народу».
Эпитет кровный
отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: «Дело прочно, когда под ним струится кровь» («Поэт и Гражданин»). Кровный союз – это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.
Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма «у двери гроба».
Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу. Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.
Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор «Современника», в конце концов, закрытого. Эту мысль он передаёт с помощью метафоры: людская злоба увеличит его вину «во сто крат».
Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и своё творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: «Не наругаются над нами». Поэт будет в почёте, пока есть сердца, которым близки его стихи. Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.
Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.
В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.
Тема стихотворения «О Муза!..» – народное признание творчества поэта.
Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.
Жанр, размер
Данное стихотворение относится к гражданско-философской лирике. Автор задумывается над своим реальным предназначением в жизни. Он понимает, что главное для него – это помощь обычным, простым людям, поднимая в своем творчестве их непростую судьбу.
Направление стихотворения – реализм. Некрасов рассказывает о тех вещах, которые происходят рядом с ним, но большинство стараются не обращать на это внимания. Он поднимает проблему голода, нищеты, несправедливости. Он показывает насколько бесправный данный слой населения, за который даже некому заступиться. А ведь именно на их труде держится благополучие всей страны.
Размер, выбранный автором для написания стихотворения, ямб.
Путь к свободе
Нет, Музы ласково поющей и прекрасной Не помню над собой я песни сладкогласной! В небесной красоте, неслышимо, как дух, Слетая с высоты, младенческий мой слух Она гармонии волшебной не учила,
…рано надо мной отяготели узы Другой, неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков, Рожденных для труда, страданья и оков.
Все слышалося в нем в смешении безумном: Расчеты мелочной и грязной суеты И юношеских лет прекрасные мечты, Погибшая любовь, подавленные слезы, Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.
Иногда порывы ярости смягчались:
В душе озлобленной и любящей, и нежной Непрочен был порыв жестокости мятежной.
Не раз возвращается Некрасов к такому определению своей поэзии.
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 22.10.2023 07:14 18 Ilyunov Sergey
Які зрушення відбулися в соціальній та світоглядній сферах в епоху Просвітництва?
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 07:12 23 Панек Ольга
ТЕРМІНОВО!!!! Твір есе за мотивами твору Івана Нечуя-Левицького «Кайдашева сім’я» на тему: «Молодше
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 07:12 16 Петрушевский Вадим
Дайте письмову відповідь (5-6 речень) боротьба трудящих проти багатіїв.
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 07:08 13 Поп Михайло
ТЕРМІНОВО!!!! Твір есе за мотивами твору Івана Нечуя-Левицького «Кайдашева сім’я» на тему: «Молодше
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 07:06 30 Аверьянова Полина
екст, его стили и типы 3. Руководствуясь правилами построения текста определённого типа, за- верши д
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 07:04 23 Амосов Артём
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!! Составить сообщение «Справедливость в рассказе «Уроки французского» В. Г. Ра
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 07:01 9 Захаров Саша
Напишіть міф про лісовика!!!! Будь ласка!!!!!Терміново пліссс️️даю 45 балів!!!!!
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 07:01 13 Бацан Анастасія
Знаменита … Біблія, що була надрукована першодрукарем Іваном Федоровим у м. Острог.
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 07:00 4 Белоусов Дима
Які життєві поради надає читачам казка про Іссумбосі
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 06:57 13 Кот Елизавета
Скласти Синквейн «Женчики»
Ответов: 1
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка кольцевая.
-
«Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
-
«Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
-
«Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
-
«Прости», анализ стихотворения Некрасова
-
«Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
-
«Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
-
«Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
-
Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
«Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
-
«Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
-
Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
«Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
-
«Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
-
«Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова
По произведению: «О Муза! Я у двери гроба!»
По писателю: Некрасов Николай
Анализ стихотворения Некрасова «Муза»
В этом пространном тексте поэт размышляет об и творчества. Здесь явственно обозначены два противоположных начала, к которым тяготеет вдохновение поэта — устремление в заоблачные выси и сострадание простым скромным людям, которые далеки от небесных сфер. И лирический герой стихотворения от имени поэта делает свой окончательный выбор в пользу тех, кто нуждается в его песнях на земле. Образ Музы Некрасова предстаёт в его стихотворении в виде «… вечно плачущей и непонятной девы». Вдохновляемый ею поэт безраздельно окунается в водоворот и кипение земных страстей. Он находит своё призвание в том, чтобы в первую очередь быть услышанным земными людьми, а не заоблачными ангелами. Взгляд сквозь эту аллегорию на всё последующее творчество поэта полностью подтверждает сделанный им в молодости выбор.
Анализ стихотворения Некрасова «Замолкни, Муза мести и печали!..»
Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей вне зависимости их социального статуса. Однако мало кто знает о том, что этот автор является утонченным и глубоким лириком, чьи романтические произведения наполнены грустью и несбыточными мечтами.
Среди них – стихотворение «Замолкни, Муза мести и печали!», написанное в 1855 году. Посвящено оно Авдотье Панаевой – возлюбленной поэта, которая так и не стала его супругой. Именно в это время, когда было опубликовано данное произведение, Николай Некрасов переживает не самый лучший период. Законный супруг Панаевой не дает ей развод, да и сама избранница поэта не стремится к тому, чтобы расторгнуть брак. Тем не менее, она рожает Некрасову сына, который вскоре умирает. Считается, что именно это трагическое обстоятельство кардинальным образом изменило характер поэта, который стал угрюмым, резким и вспыльчивым.
Он понимает, что его отношения с Авдотьей Панаевой зашли в тупик, однако испытывает при этом весьма противоречивые чувства. Самым ярким из них является ненависть, которую он именует Музой мести и печали. В порыве отчаяния он умоляет ее замолкнуть, отмечая: «Довольно мы с тобою проклинали. Один я умираю – и молчу». Тему смерти поэт поднимает совсем не случайно, и касается она не только сына, но и самого автора. Все дело в том, что после потери ребенка Некрасов и сам часто жалуется на плохое самочувствие, а вскоре и вовсе тяжело заболевает и убеждает себя, что жить ему осталось совсем недолго. Поэтому стихотворение «Замолкни, Муза мести и печали!» можно воспринимать как своеобразную исповедь автора. И – как сожаление о том, что жизнь сложилась именно так, а не иначе.
Поэт признается: «Мне самому, как скрип тюремной двери, противны стоны сердца моего». Тем не менее, он все еще надеется на то, что хотя бы остаток своих дней сможет провести так, чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым. Счастье для Некрасова – это, прежде всего, любовь, которую он утратил. Поэтому автор констатирует печальный, ног неизбежный факт: «Я звал тебя – теперь уж не зову!». В его душе осталась боль, которая вызывает самые низменные чувства. Именно с ними пытается бороться Некрасов, хотя и понимает, что ему это не по силам. При этом поэт убежден, что «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть».
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑
Контрасты и противопоставления в «Музе»
В стихотворении «Муза» Н. А. Некрасов использовал контрасты и противопоставления, чтобы передать свою мысль о творчестве и музе. Один из главных контрастов в стихотворении — это противопоставление музы глухаря и голосам за окном.
Муза — символ творческой энергии, песен и стихов, которую поэт ищет вокруг себя. Она приходит к нему отовсюду — из ветра, земли и неба. Однако наряду с этой красотой есть и звуки грязной, бедной деревни, которые создают контраст и подчеркивают сложность творческого процесса.
Другой контраст в стихотворении — это противопоставления любви и разочарования. Поэт пишет о своей любви к музе, но также об отчаянии и боли, которые он испытывает в процессе создания своих произведений. Этот контраст подчеркивает не только сложность творчества, но и необходимость вдохновения для него.
В целом, использование контрастов и противопоставлений помогает Некрасову передать сложность творческого процесса и переживаний, которые его сопровождают
Он умело использует эти приемы, чтобы выразить свою мысль о важности творчества и музы в жизни человека
Сквозь годы трудов лишений
Взыскательный анализ стихотворения Некрасова «Муза» позволяет сделать вывод о том, что произведение это было достаточно традиционно по форме и излишне претенциозно по содержанию. Но подобный вывод будет безосновательным. При всей наивности своих поэтических деклараций верность им Некрасов пронёс через всю свою жизнь. А была она весьма нелёгкой. Путь к достатку и известности лежал через долгие годы упорного труда и существования на грани нищеты. На протяжении многих лет поэт ничем особенным не выделялся на фоне тех людей, которым были адресованы его стихи. Собственно, всю эту земную круговерть и изобразил в своём раннем стихотворении «Муза» Некрасов. Анализ текста этого произведения позволяет понять, из каких источников черпал он своё вдохновение. Поэт признаёт над собой власть только одной музы — «Печальной спутницы печальных бедняков, рождённых для труда, страданья и оков». Следует понимать, что такой выбор был достаточно необычным и даже вызывающим. Он противоречил общепринятому мнению об элитарном назначении поэтического творчества.
«Муза» (Н. А. Некрасов): Тонкий замысел и безграничная творческая энергия
Многие стихи Н. А
Некрасова пронизаны мыслями о природе творчества и важности обращения к музе. Одним из наиболее ярких произведений на эту тему является «Муза»
Это стихотворение представляет собой глубокое отражение о состоянии души поэта и его признаком вдохновения.
Некрасов описывает музу как что-то невероятное, поистине высшее восторженное состояние, которое никак не может произойти лишь от стимулов внешнего мира, а возникнет лишь в том случае, если душа полностью погрузилась в ту творческую натуру, которая существует внутри человека. Муза — это безграничная энергия, которая берет свое начало из самого подсознания, она не следует модам и не порождена прощлыми достижениями.
Муза — это не только важная составляющая творчества, но и духовная компонента человеческой жизни. Поэт говорит о благородстве души и мудрости, которые дают силы ощутить и пережить высшее счастье. «Муза» — это одно из тех стихотворений, которые укажут вам на то, что творчество и духовность несводимы друг с другом и их не стоит различать.
Отрывок из этого стихотворения ярко отражает главную мысль работы: «Возбудит музы, второй сподобит / И тут несчастья, не заботы, а лавры / Последний приложит, но не проклянет, / И ночью зеленую звезду поведет».
Преимущества | Недостатки |
---|---|
|
|
Анализ стихотворения Николая Некрасова — Муза
Стихотворение «Муза» было написано в 1852 году.
В произведении поэт объясняет, что вдохновляет его и побуждает писать стихотворения, которые не вызывают ожидаемого эффекта.
Николай Некрасов с детства узнал боль и страдания, через которые проходит крестьянский народ. Его творчество было направлено на помощь обществу, но, вопреки надеждам, к действиям не побуждало.
Муза поэта такая же несчастная крестьянка. С ранних лет не помнит он той музы, что могла бы явиться восторженному взору и волновать мечтами ум.
Автор пишет о «плачущей, скорбящей и болящей» музе, спутнице «печальных бедняков». Она помогла ему узнать о страданиях и нищете.
Песни музы не были «сладкогласными». Простой напев, сравнимый с жалобами и стонами. В нем слышались и проклятья, и несбывшиеся мечты, угрозы, и подавленные слезы, и сухие «расчеты мелочной и грязной суеты».
Временами муза не в силах терпеть яростно клялась выйти на бой и отомстить, к чему склоняла и поэта. Но, подобно крестьянским бунтам, она быстро теряла свою силу и советовала покорно прощать всех, в том числе врагов.
Автор отмечает, что раньше страдалица была любящей и нежной. Превратности жизни сделали ее «неласковой и нелюбимой».
Поэт неразрывно связан с музой. На протяжении всей жизни она следовала за ним. Их союз автор называет «кровным». Даже в ожесточенном бою не разрушился он. Так и вела муза поэта через голод, зло, насилие, непомерный труд.
С другой стороны, без музы поэт не научился бы чувствовать свои страдания. Не узнал бы об униженных, безвольных людях, трудящихся, несмотря на боль.
Стихотворение относится к жанру гражданско-философской лирики.
Произведение включает в себя 5 строф. Композиция последовательная. Размер стихотворения – шестистопный ямб. Используется парная рифмовка.
Из художественных средств выразительности присутствуют эпитеты («волшебная гармония», «блаженная пора», «ожесточенный бой»), метафоры («любящая подруга», «печальная спутница») и инверсии.
Муза противоречит стандартному представлению о прекрасной, мирной барышне. Она благословила поэта на трудный путь обличения несправедливости. Некрасов посвятил свое творчество простому крестьянскому народу.
Тропы и образы
Образ Музы – лейтмотив творчества Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» Музу лирический герой называет родной сестрой молодой крестьянки, которая молча сносит избиение кнутом. Ещё в молодости Некрасов определяет приоритеты своего творчества: близость к народу и готовность терпеть страдания (Некрасов немало пострадал от цензоров). Образ Музы возникает и в других стихотворениях поэта. В одном из поздних Некрасов говорит о Музе: «Сестра народа – и моя». Последнее стихотворение подводит итог поэтической деятельности поэта. Тот, кто не понимает русского народа (не русский) далёк от темы народных страданий, а значит, не любит «бледную, в крови, кнутом иссеченную Музу». Эпитеты, описывающие Музу – метафорические характеристики творчества.
Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным союзом (эпитеты), который долго не порвётся. То есть писатель долго будет интересен своему народу. Это перекличка с пушкинским: «И долго буду тем любезен я народу».
Эпитет кровный отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: «Дело прочно, когда под ним струится кровь» («Поэт и Гражданин»). Кровный союз – это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.
Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма «у двери гроба». Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу. Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.
Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор «Современника», в конце концов, закрытого. Эту мысль он передаёт с помощью метафоры: людская злоба увеличит его вину «во сто крат».
Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и своё творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: «Не наругаются над нами». Поэт будет в почёте, пока есть сердца, которым близки его стихи. Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья
За свою жизнь А.С.Пушкин создал много красивых стихотворений: грустных и веселых, спокойных и тяжелых. Среди них можно выделить «Я пережил свои желания». Это грустное и даже депрессивное произведение было написано автором в
- Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер
В этом прекрасном и удивительно праздничном стихотворении, чувствуется, что его написал молодой человек, который полон творческих сил, которые помогут ему свернуть горы. Наш герой очень молод и талантлив, так как это стихотворение,
- Анализ стихотворения Тютчева Предопределение
Стихотворение Тютчева «Предопределение» входит в «денисьевский цикл». Произведение было написано в 1851 году и посвящено возлюбленной поэта Елене Александровне Денисьевой. Тютчев состоял в браке, когда познакомился с ней,
Читать стих «Муза» Некрасова Николая Алексеевича стоит хотя бы для того, чтобы лучше понять психологию поэта. В этом произведении можно многое узнать о его жизни, мыслях, переживаниях. Изучается стихотворение традиционно на уроках литературы в 10 классе. Отрывок из него задается учить на дом. На нашем сайте вы можете читать произведение полностью в режиме «онлайн», а также скачать его на планшет или ноутбук.
Текст стихотворения Некрасова «Муза» был написан в 1852 году.В нем он обращается к теме предназначения поэта и поэзии. Эта тема часто затрагивается в творчестве поэта («Вчерашний день, часу в шестом», «Пророк»). В произведение «Муза» Николай делится с читателями своими переживаниями. Он пишет, что никогда к нему не приходила «сладкогласная» муза. С детства с ним бок о бок идет только «плачущая и скорбящая», для которой главный кумир — деньги. Все это можно связать с тяжелым детством и юностью писателя. Совсем маленьким он нередко видел то, как отец терроризировал крепостных и домочадцев. В юношеском возрасте же он часто голодал и скитался, так как ему пришлось бежать из дома без средств к существованию(он хотел учиться, а отец пытался заставить его поступить на военную службу). Все это отразилось на характере поэта.
Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
В небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,
Среди забав моих и отроческих дум
Мечтой неясною не волновала ум
И не явилась вдруг восторженному взору
Подругой любящей в блаженную ту пору,
Когда томительно волнуют нашу кровь
Неразделимые и Муза и Любовь…
Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков,-
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей,
Которой золото – единственный кумир…
В усладу нового пришельца в божий мир,
В убогой хижине, пред дымною лучиной,
Согбенная трудом, убитая кручиной,
Она певала мне – и полон был тоской
И вечной жалобой напев ее простой.
Случалось, не стерпев томительного горя,
Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя,
Или тревожила младенческий мой сон
Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон
Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.
Все слышалося в нем в смешении безумном:
Расчеты мелочной и грязной суеты
И юношеских лет прекрасные мечты,
Погибшая любовь, подавленные слезы,
Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.
В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать упорный бой.
Предавшись дикому и мрачному веселью,
Играла бешено моею колыбелью,
Кричала: мщение! и буйным языком
На головы врагов звала господень гром!
В душе озлобленной, но любящей и нежной
Непрочен был порыв жестокости мятежной.
Слабея медленно, томительный недуг
Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг
Все буйство дикое страстей и скорби лютой
Одной божественно-прекрасною минутой,
Когда страдалица, поникнув головой,
“Прощай врагам своим!” шептала надо мной…
Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы,
Покуда наконец обычной чередой
Я с нею не вступил в ожесточенный бой.
Но с детства прочного и кровного союза
Со мною разорвать не торопилась Муза:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела –
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила…
Николай Некрасов — это человек, значение которого трудно недооценить. Русская литература и общественная мысль выглядят совершенно по-разному, если посмотреть на них с двух временных точек, определяющих даты его прихода и ухода из них. «Муза» даёт нам ключ к более глубокому пониманию творчества этого автора.
«О Муза! Я у двери гроба!», анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба!» написано в 1877 г. Оно считается последним стихотворением Некрасова. по воспоминаниям его родной сестры. Стихотворение — жизненный итог и поэтическое завещание писателя. Опубликовано оно в «Отечественных записках» № 1 за 1878 г.
В последние годы жизни писатель тяжело болел. Чувствуя скорую кончину, он обращается к любимому образу свой поэзии – Музе.
Литературное направление и жанр
Стихотворение нужно рассматривать в контексте всего творчества Некрасова как поэта-реалиста. Оно играет ту же роль в творчестве Некрасова, что и стихотворение «Памятник» в творчестве Пушкина. а также другие стихотворения-памятники (Горация, Державина). В стихотворении «О Муза. » Некрасов делает вывод о роли поэта и поэзии, о значении собственной поэзии в жизни общества. Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.
Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.
В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.
Тема стихотворения «О Муза. » – народное признание творчества поэта.
Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.
Тропы и образы
Образ Музы – лейтмотив творчества Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» Музу лирический герой называет родной сестрой молодой крестьянки, которая молча сносит избиение кнутом. Ещё в молодости Некрасов определяет приоритеты своего творчества: близость к народу и готовность терпеть страдания (Некрасов немало пострадал от цензоров). Образ Музы возникает и в других стихотворениях поэта. В одном из поздних Некрасов говорит о Музе: «Сестра народа – и моя». Последнее стихотворение подводит итог поэтической деятельности поэта. Тот, кто не понимает русского народа (не русский) далёк от темы народных страданий, а значит, не любит «бледную, в крови, кнутом иссеченную
Музу». Эпитеты, описывающие Музу – метафорические характеристики творчества.
Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным
союзом (эпитеты), который долго не порвётся. То есть писатель долго будет интересен своему народу. Это перекличка с пушкинским: «И долго буду тем любезен я народу».
Эпитет кровный
отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: «Дело прочно, когда под ним струится кровь» («Поэт и Гражданин»). Кровный союз – это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.
Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма «у двери гроба».
Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу. Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.
Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор «Современника», в конце концов, закрытого. Эту мысль он передаёт с помощью метафоры: людская злоба увеличит его вину «во сто крат».
Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и своё творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: «Не наругаются над нами». Поэт будет в почёте, пока есть сердца, которым близки его стихи. Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.
История создания
Анализируемое произведение Е. Баратынский написал в 1829 г. К этому времени поэт уже успел опубликовать три поэмы и выпустить поэтический сборник. Творческие достижения подтолкнули его к размышлениям над сущностью поэтического творчества. В эпоху Баратынского в русской литературе появилось множество стихотворений, посвященных музе. Евгений Абрамович тоже верил в божественное начало поэзии, однако его муза отличается от «вдохновительниц» других поэтов.
Поэты-современники Баратынского создавали образы богинь искусства под впечатлением от красоты любимых женщин. Исследователи творчества Евгения Абрамовича утверждают, что его муза – прообраз душевных порывов, а не женщины. Хотя можно провести параллель между музой и женой поэта. Известно, что его супруга Анастасия не отличалась красотой, но обладала незаурядным умом и хорошим вкусом.
Стихотворение впервые увидело мир лишь спустя 6 лет после написания. В 1835 г. его напечатали в «Современнике».