Что такое Еретик:
Еретик — это способ человек, исповедующий ересь, То есть, что вопросы, с противоречивой или новой концепцией, определенные верования установлены в определенной религии.
Например, светский человек, который принимает свою веру в Бога, но не ограничивает это исповеданием какой-либо религиозной доктрины или выполнением религиозных обязанностей, может считаться еретиком.
Точно так же атеист может быть классифицирован как еретик, потому что он сомневается в существовании Бога и, следовательно, в истинности учений, переданных религией.
Его также можно квалифицировать как еретика или богохульника. человек, оскорбивший Бога и религию или непочтительный.
Более того, понятие ереси относительно. В то время как для католика еретиком является любой человек, который не следует догматам христианской религии, ислам также может считать католика еретиком.
Следовательно, концепция ереси будет варьироваться в зависимости от учений и характеристик каждой религии, но, прежде всего, в зависимости от степени терпимости или нетерпимости, которую каждая религия навязывает своим последователям по отношению к другим существующим верованиям.
На самом деле этимология слова еретик очень красноречиво говорит о его значении. Слово происходит от латинского haeretĭcus, которое, в свою очередь, происходит от греческого αἱρετικός (hairetikós), что означает «свободный выбор».
Таким образом, в общих чертах, еретик — это человек, который допускает возможность свободного выбора и следования иному догмату, нежели тот, который навязывается доктриной, религией или сектой.
Свобода богословских мнений
— Если мы будем изучать историю церковной письменности, то быстро заметим, что святые отцы и сами далеко не всегда единогласны, более ранние иногда противоречат поздним…
— Поздние догматические формулировки выражают не какие-то «новые» учения, а то же самое церковное учение, которое изначально было в Церкви. В православном понимании содержание церковного учения неизменно, и со временем может меняться только его словесная форма. Мы убеждены, что святые отцы, жившие до появления более поздних догматических формулировок, веровали так же, как и мы. Не смотря на то, что многие доникейские Отцы в изъяснении учения о Святой Троице использовали терминологию не Символа веры (принятого в 325 году), мы уверены, что понимали они свои формулировки в рамках Предания Церкви.
Интересно, что Церковь только те вероучительные истинны определяет как догмат, которые непосредственно важны для спасения человека. Православные догматы — это всегда некий коридор, где богослов может думать так или по-другому, главное — не выходить за обозначенные рамки. Самым ярким примером чего является орос Халкидонсокго Собора с его определением о соединении естеств во Христе: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.
Более того, есть значительное количество очень по сути значимых для нас вероучительных истин, которые вообще не имеют строгих догматических формулировок. Например, о телесности или бестелесности ангелов. И это нормально. Поэтому мы различаем в Церкви догматы и богословские мнения.
— А чем отличается частное «богословское мнение» от ереси? Где грань допустимого разномыслия? Какие критерии?
— Частные богословские мнения могут быть несогласны друг с другом, но при этом они не должны ни прямо, ни косвенно идти в противоречие догмату. Если это происходит, тогда «частное богословское мнение» становится ересью
Кроме того, как уже говорилось, ересь подрывает фундаментальные истины, а теологумены и частные богословские мнения касаются вероучительных вопросов частного характера, не имеющих столь важного значения для спасения, как те истины, что мы исповедуем в Символе веры. (Например, вопрос от трехчастности (дух—душа—тело) и двухчастности (тело—душа) человеческой природы
— Прим. ред.) И конечно, следует четко понимать, что в ереси есть два важных аспекта: собственно ошибочный взгляд по какому-то вероучительному вопросу и отношение еретика к собственному лжеучению. Принявший ересь за истину — не просто с кем-то в чем-то не согласен, он противопоставляет себя и свою веру вере Церкви. Отсюда известная закономерность: ересь — это всегда нарушение единства. Еретик — это человек не просто заблуждающийся, но и тот, кто ради собственного заблуждения отпадает от церковного единства, выходит из единства веры, любви и, в конце концов, единства евхаристического общения.
По каким-то вопросам разномыслие, безусловно, возможно; и в связи с этим вспоминается известное выражение Блаженного Августина, который заповедовал сохранять «в главном единомыслие, во второстепенном разнообразие, во всем любовь». Тот критерий, который определяет, где заканчивается разномыслие, а где начинается ересь, четко виден из этих слов святого отца: разномыслие не должно служить раздору и нарушению любви.
Кто помнит слова святого апостола Павла «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Фил. 2: 3), тот имеет четкий критерий для различения допустимого в Церкви разномыслия от собственно ереси.
— Откуда тогда происходит сам факт разномыслия святых отцов, если Бог один?
— Давайте спросим: что первичнее, опыт или его последующее выражение? Очевидно, опыт. И только потом его выражение. При этом не следует забывать, что даже вполне простой опыт иногда сложно облечь в словесную форму. Приходится искать слова, понятия, корректировать и уточнять их. Одно и то же можно выражать разными словами: более или менее удачными, содержательными, красивыми, в конце концов. Чтобы выразить свой опыт, иногда должно пройти время. Думаю, каждый испытывал подобное. Так и в случае с Церковью: она имела опыт Богообщения — Господь открылся ей. И никто не сомневался, что этот опыт есть, а вот на его выражение, поиск словесных формулировок уходило время. Да, термины «Троица», «Богочеловек», «Богородица» появились не сразу, но это не значит, что у Церкви не было веры в это, что был какой-то другой опыт.
Кто подвергся гонениям
На сегодняшний момент крайне сложно сказать, скольких людей казнили за ересь и кем они были. Можно быть уверенным в том, что это были миллионы человек, среди которых большая часть – невиновные. Также отметим, что примеры еретиков чаще всего встречаются в рамках католицизма.
Главным образом, упомянуть стоит Джордано Бруно. Был он мистиком и поэтом, который однажды познакомился с трудами Николая Коперника.
Узнав из записей почившего уже астронома о том, что Земля – вовсе не центр вселенной, а лишь одна из тысяч ей подобных планет, он начал трубить об этом на весь мир, что крайне возмутило церковь. За подобные «проповеди» его сожгли на костре.
Следующим оказался Галилео Галилей. Он, опять-таки отталкиваясь от наработок Коперника, сделал новое открытие – Земля крутится. За это он провел в заточении более 8-ми лет и в неволе умер.
Мартин Лютер – имя, которое стало основой для рождения нового религиозного течения в рамках христианства – лютеранство. Именно эта ветвь протестантства ныне господствует в Германии, а также имеет свои «филиалы» в иных странах мира. Лютера католики преследовали всю жизнь, но казнить его так и не удалось.
Явление в религиозной жизни европейцев
Еретические движения в Европе — это явление довольно однотипное и достаточно прямое по своей идеологии, если рассматривать его с точки зрения догматики. Следует сказать, что европейские еретические течения и неканоничные секты Московской Руси 15−16 вв. были в этом похожи. Участники подобных движений стремились толковать Библию без посредничества церкви. Таков был главный лейтмотив всех еретических сект и движений в Средневековой Европе, коих было великое множество.
Священное Писание — источник знаний о боге и о божественном законе, на который опирались идеологи ересей. По их мнению, простой человек и сам мог понять Библию.
Крестовый поход против вальденсов. (Pinterest)
Церковь же считала, что Священное Писание невозможно верно истолковать без её посредничества, ведь Библия изобилует рядом формальных противоречий. Например, закон Моисея и слово Иисуса имеют расхождения. Позиция церковников была твёрдой — они представляют институт общественной жизни, который призван учить человека закону божьему. Ведь без этого невозможно найти спасения, понять Господа и его законы. В начале 17-го века эти идеи сформулировал деятель католической церкви кардинал Роберто Беллармин. Инквизитор полагал, что Библия для несведущего человека — это набор запутанной информации.
Иными словами, если у общества отпадёт надобность в посреднической миссии церкви в познании Библии, то церковная иерархия также окажется невостребованной. Именно поэтому подавляющее большинство средневековых еретических течений Западной Европы выступало против церковной организации как института общественной жизни.
Быть внимательным
— Часто говорят, что ересь — это только то, что осуждено вселенским собором. Но если ересь вредна сама по себе, а собора не было (уже более 1000 лет) — лжеучение нельзя назвать ересью?
— Дело не только в том, что не было уже более 1000 лет вселенского собора. Разве не было тех, кто исповедовал какую-нибудь ересь, но умер до осуждения этой ереси вселенским собором? Конечно были. Не значит же это, что они не еретики или их нельзя называть еретиками?
И после эпохи вселенских соборов появлялись новые лжеучения, ереси. Очевидно, они были не менее вредоносными или губительными. Некоторые из них оказались осуждены на поместных церковных соборах. Но сколько будет существовать мир, Церковь, столько враг рода человеческого и будет строить козни, в том числе в виде ересей. Так что мы всегда должны быть внимательны к тому, что говорят, что проповедуют и к чему призывают. Не зря же святой апостол предостерегает нас, чтобы «кто-нибудь не прельстил вкрадчивыми словами» (Кол. 2: 4).
— А где грань «непонимания», «глупости», с одной стороны, и «ереси»— с другой? Бабушки в храмах часто имеют очень экзотические представления о Православии, о природе Христа и т. п. Все эти бабушки — еретики?
— Многие из них родились и выросли в Православии, и принадлежность к Церкви по умолчанию воспринимается ими как нечто само собой разумеющееся. При таком отношении в «тонкости» не вникают. Все эти «экзотические» представления скорее есть следствие незнания подлинной традиции, а не сознательного противления учению Церкви. Таких людей Церковь прежде всего должна наставлять, просвещать. Часто бывает, что простые прихожане имеют неправильное представление, но после объяснения спокойно осознают неправоту и принимают церковное учение. Мы хорошо понимаем, что не все наши прихожане владеют догматической терминологией, но я думаю, что в принципе можно пусть и не уметь объяснить суть собственной веры, но веровать при этом православно. Переживать правильный духовный опыт. Человек может иметь правильную духовную жизнь, но не владеть какими-то богословскими, философскими терминами, и наши прихожане — большинство в принципе верят так, как верит Церковь, все они знают наизусть Никео-Цареградский Символ веры, который поется за каждой литургией, и для них этого достаточно. Да, кто-то приходит в храм и не понимает, но со временем растет и степень осознания богословских определений своей веры.
— Есть такое выражение, как «простецкое богословие», зачем церковному учению вообще необходимо «теоретическое», богословское измерение? Может, чтобы не впадать в ереси, «от греха подальше» лучше вообще не вникать в эти тонкости?
— Это ложный путь, Апостол Павел говорит, что служение Богу должно быть разумным (Рим.12:1), хотя все и не сводится только к разуму.
— Нарушение традиций, например богослужебных: языка или способа чтения тех или иных текстов — это ересь?
— Нарушение богослужебных традиций может происходить по разным причинам: от тривиального нерадения до обновленческого пафоса.
В особых случаях такое нарушение может быть литургическим следствием ереси, как это и происходит, например, в протестантских деноминациях.
— Есть мнение, что существует потребность в переводе православной догматики на более современный философский язык. Святые отцы говорили на языке античной философии, современном для того времени, а сегодня этот язык сильно изменился. Или язык догматики неизменен?
— Язык богословия — это язык человеческий, и он имеет свои ограничения, но я все-таки не сторонник такого перевода. Ведь в богословии мы всегда говорим о тайне, имеем предметом своего обсуждения вещи таинственные, и я не думаю, что у нас есть сейчас такие духовные силы, чтобы подвергнуть этот язык ревизии. Это принесет не ясность, а только новые разделения.
Дмитрий РЕБРОВ
Грех Хама и грех Илия
Грех осуждения
Осторожно, грех!
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
База понятия
В рамках христианского учения со 2 в. формировались 2 непохожих направления. Оба закрепили отличия в догматах, но в 4 в. сошлись в их связующей части (Кредо, Символе Веры).
В разных частях поздней Римской империи тогда сложились свои паствы. Христианские адепты, идущие за понравившимся теософом (философом, объясняющим сущность Христа, его Отца, роль Девы Марии и Святого Духа). Были заложены основы 2-х церквей! На Западе «еретиками» традиционно величали сторонников восточного учения, а на Востоке – наоборот… Сама этимология термина связана с простой греческой лексемой «эресис». «Выбор».
Однако позже на исторической арене появились мыслители, предлагающие вернуться к первым дням жизни упомянутого верования. Этим они отрицали потребность вообще в любой церкви. «Еретик» хотел своего осознания Бога, а не того, который навязан институтом священников.
Кто такие еретики?
Еретики — это люди, отклоняющиеся от основных принципов и учений религии. Они вводят в заблуждение последователей, выражая свои собственные представления о вере и боге. Еретики считаются отступниками от установленных норм и принципов религиозного учения.
Ересь — это учение, которое не соответствует официальному и принятым стандартам верований. Она может элементарно противоречить основным доктринам и учениям конкретной религии. Анафема или проклятие — осуждение, которое возлагается на тех, кто отвергает догмы и предания веры. Оно обозначает взаимную вражду и конфликт между еретиками и традиционными представителями религии.
Существует множество различных подходов и причин, по которым люди становятся еретиками. Они могут возникать из-за личных разногласий, непонимания или разочарования в учении своей религии
Иногда еретики вносят смуту и переворачивают нормы, чтобы создать конфликт и привлечь внимание. Это может привести к предательству и разделению верующих
Традиционной функцией религии является поддержание сплоченности и веры в высший духовный принцип или бога. Такое преданность велит людям принять определенные нормы и правила поведения. Но иногда могут возникать недоразумения и несогласия, что приводит к конфликту между различными группами верующих.
Исторически и в настоящее время еретики считаются угрозой для религиозного порядка и традиции. Однако некоторые из них могут играть важную роль в развитии и изменении учений веры, оказывая влияние на философские и духовные течения.
Таким образом, еретики — это люди, которые отклоняются от традиционных учений религии, вызывая конфликт и разделяя верующих. Их учения часто сопровождаются анатемой и предательством, но иногда они привносят новые идеи, влияя на развитие и изменение вероисповедания.
Зачем нужна догматика?
— Что такое ересь — «свобода» богословского, философского творчества или просто ошибка?
Подлинная свобода — это свобода от греха и пребывание в Святом Духе, Духе Истины, Который сохраняет человека от заблуждений. Если ересь — проявление свободы творчества, то тогда богословие отцов Церкви проявление чего? Впрочем, свобода может стать основанием самых разных поступков, как добрых, так и злых.
Ересь — это не просто ошибка или заблуждение, в которое впадает человек из-за незнания или неверного вывода. Ересь — это сознательное и упрямое искажение Священного Предания, подрыв фундаментальных истин православной веры, такое пагубное их искажение, которое препятствует спасению.
— Как могут быть связаны догматические формулировки со спасением, ведь по сути это всего лишь формы мысли? Как и почему форма мысли влияет на спасение?
— Не надо забывать, что речь идет о Боге. Догматические формулировки — это не просто формы мысли, а некий словесный образ, направляющий нас к Первообразу и предостерегающий от искажения истины. Вспоминается евангельское выражение «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37), которое часто понимается как предостережение от суесловия, от невоздержанности языка. Но если вспомнить контекст этих слов Спасителя, то увидим, что сказаны они как продолжение предостережения от «хулы на Духа Святого» и, таким образом, относятся не к простым бытовым ситуациям, когда действительно можно наговорить лишнего, а именно к богословию! Догматические формулировки предостерегают и направляют нас — наш ум, нашу волю, наши чувства — к Богу, служат нам ориентиром на этом пути. Так получается, что — да, от слов о Боге, с которыми согласно и сердце, зависит наше осуждение или спасение.
Конечно, догматическое богословие — это в том числе и форма мысли, то, что принадлежит к интеллектуальной культуре, но главная его цель — вести человека к спасению. Неправильная вера ведет к неправильному духовному опыту и, как следствие, заблуждению и прелести. Догматика — это не отвлеченное мудрствование, не теоретические абстракции, это путь к спасению. Умственное богословское заблуждение всегда отражается на практике, именно поэтому ересь опасна! Бывали случаи в истории Церкви, когда богословские споры разгорались прямо вокруг какого-то практического вопроса: так, если мы вспомним историю византийских Паламистских споров XIV века, то эти вроде бы исключительно теоретические дискуссии вокруг природы «божественного света» разгорелись в первую очередь вокруг афонской практики «умной молитвы» и в итоге позволили богословам обосновать и защитить афонскую монашескую традицию исихазма и созерцания нетварного божественного света.
Если человек идет в неверном направлении, через некоторое время он неминуемо окажется в тупике. Это объективная реальность, человек в принципе может и не пропагандировать какую-то ересь, но быть еретиком, его заблуждения все равно рано или поздно дадут свой плод, обнаружат себя печальными последствиями.
— Ересь — это в первую очередь «умственное» заблуждение? Семинарист с двойкой по догматическому богословию — еретик?
— Ну, такой человек уже, как правило, не семинарист… (Смеется.) Здесь вопрос не в том, может ли человек выразить свою веру, а в том, осознанно ли он отвергает церковное учение, противопоставляет ли он свое понимание церковному? Большинство еретиков были очень умными людьми и строгими аскетами, но отрицали церковное учение. Причем отрицали на очень высоком интеллектуальном уровне: Аполинарий, Несторий… Именно поэтому мы объясняем своим студентам, что не столько теоретические познания в области богословия, сколько опыт церковной жизни, опыт жизни в Духе Святом предохраняет от ошибок.
Какие последствия может иметь ересь
Ересь — это учение, отступничество или предательство, отличное от принятых норм и доктрин религии. Она может иметь серьезные последствия для верующих и для самой религии.
Самое очевидное последствие ереси — это разделение верующих на разные группы и сообщества, которые придерживаются разных учений и вероисповеданий. Это может привести к конфликтам, напряженности и раздорам внутри общины. Подобные разделения могут привести к утрате солидарности и единства, которые являются важными составляющими для веры и религиозности.
Последствия ереси также могут быть связаны с авторитетом и позицией главной религиозной организации. Если кто-то начинает проповедовать отличные от установленных доктрин верований, он может быть объявлен еретиком и подвергнут анатеме или изгнанию из общины. Такое наказание может иметь серьезные психологические последствия для человека и породить у него чувства разобщения и отчуждения.
Ересь также может сбивать людей с пути веры и вызывать сомнения в истинности и справедливости религиозных учений. Если доктрина или верование признаны еретическими, это может поставить под сомнение все учение религии в целом. Последствия таких сомнений могут быть разнообразными — от потери веры в бога до отказа от религиозных обрядов и практик.
Кроме того, ересь может затронуть образ жизни и мировоззрение верующих. Если верующий принимает еретическое учение, он может изменить свои взгляды и ценности. Это может повлечь за собой изменение образа жизни, отказ от определенных религиозных практик и традиций, а также привести к отвержению ранее принятых установок и норм вероисповедания.
В целом, последствия ереси включают разделение верующих, потерю ауторитета религии, сомнения в истинности верований и изменение образа жизни и ценностей. Ересь может вызывать разобщение и раздоры, а также испытания веры и убеждений верующих.
Этимология
О том, что значит слово «еретик» знали еще древние греки, и, собственно, это они придумали его. Записывалось оно таким образом: αἵρεσις, что в переводе означает: «школа, выбор, направление или же учение».
Позднее с данным термином начало отождествляться такое понятие, как «секта», но во времена эллинизма секта также имела несколько иной смысл, нежели сейчас.
Кто такой еретик в трактовке дохристианского периода: это человек, который зрит широко и разносторонне, принимает и понимает различные философские течения и учения, умеет сравнивать и анализировать, выводить из общей массы некую золотую середину, которая становится истиной.
Нелишним будет напомнить читателям, что в античный период мир жил по канонам, которые незнакомы даже нам. Государственные законы были строги, однако на их фоне не было религиозного гнета, людей не карали за открытия в области науки или за учение о магии, а всячески поощряли в этом и помогали. Это сложно сравнить даже с современным обществом, которое лишь на первый взгляд свободно, но на деле заковано в догмы, которые прививаются каждому с момента пребывания в утробе матери.
Новое определение тому, кто такие еретики, дали уже после того, как Иисус был распят и воскрес. Именно после его мучительной кончины слова «ересь» и «еретики» обрели новый смысл и впервые стали отождествлением всего нечестивого и злого.
Отступник от новой религии под названием христианство, не признающий Иисуса как единственного Бога, не принимающий новых догм и законов – вот кто такой еретик.
Вопросы об истреблении людей, которые не соглашались принимать христианство, поднимались на вселенских соборах, а также, после того, как христианская церковь срослась с властью при папе римском.
Примечательно, что христиане раннего периода давали крайне необъективное определение тому, кто такие еретики. Под данным словом они подразумевали, в первую очередь, иудеев, то есть всех евреев, а следом за ними представителей иных, малых религий, которые развивались преимущественно на востоке.
Гонения со стороны христиан были также направлены на ученых, философов и докторов. Всякого, кто опровергал божественное происхождение мира, полагаясь на научные факты, как мы знаем, казнили на костре.
Из-за таких прискорбных событий погибло множество блистательных ученых, которые сделали огромный вклад в развитие науки.
Борьба с ересью: инквизиция и преследования
Ересь всегда вызывала беспокойство у религиозной власти и фигур власти вообще. В средние века католическая церковь разработала систему специальных судов, называемых инквизицией, для изучения и подавления ересей.
Инквизиторы, обладавшие неограниченной властью и имели право задерживать, допрашивать и преследовать предполагаемых еретиков. Они часто применяли пытки, чтобы вынудить признание. За обвинение в ереси могло следовать судебное решение о казни на костре.
Инквизиция, особенно в Испании, привела к тысячам жертв, включая женщин, у которых были связи с травничеством или являлись жертвой навязчивых обвинений. Кроме инквизиции, власти проводили массовые преследования и выгоняли еретиков из общества.
Борьба с ересью и инквизицией имели серьезные последствия для общества. Они привели к росту страха и нетерпимости, а также осудили множество невинных людей на смерть или изгнание. Однако, благодаря протестантской реформации и прогрессу в сфере прав человека, инквизиция была постепенно устранена в большинстве стран.
Еретики и инквизиция
В средние века Церковь проводила агрессивную политику преследования всех тех, кто сомневался в толковании христианской доктрины, которую она догматически навязывала.
Папа Григорий IX в XIII веке, когда почувствовал, что власти Церкви угрожают те, кто ее критиковал, учредил Трибунал Священного Управления Инквизиции.
Целью этого религиозного суда была борьба с ересью, которая противостояла легитимности как церковной, так и гражданской власти, поскольку в то время власть церкви была тесно связана с властью государства, представленного в монархии.
Подозреваемых в ереси допрашивали и пытали, чтобы они признали указанную им вину. Наказания были суровыми, и многие так называемые еретики провели свою жизнь в плену или были замучены, повешены или сожжены заживо.
Некоторыми известными фигурами в истории человечества, которые своими подвигами, мыслями или исследованиями способствовали прогрессу знаний и которые были убиты инквизицией, были: Джордано Бруно (философ, астроном), Хуана де Арко (героиня войны), Джулио Чезаре Ванини (интеллектуал), Ян Гус (философ) или Мигель Сервет (ученый).
Узнайте больше об инквизиции.