Эпоха возрождения

Урок 4. эпоха возрождения: ренессанс в искусстве

Как зарождалась философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (ее второе название – Ренессанс) возникла, как естественный ответ на актуальные потребности человека. В средневековье, авторитет Церкви был непоколебим. Простолюдины были вынуждены платить огромные налоги на содержание духовенства, а монархи не имели права принимать никаких значимых решений без одобрения Папы. Сложившаяся ситуация не устраивала ни первых, ни вторых.

Благодаря активному развитию науки в 14-15 веках, люди получили возможность путешествовать, изучать явления природы, знакомится с другими культурами. Появлялись и укреплялись новые торговые связи. Развивалось общество: появились первые парламенты и независимые от церковного влияния общества. Уровень образованности городского населения вырос в несколько раз. В совокупности, это привело к формированию нового общества, которое переросло насильственное насаждение догматической религии.

Основные предпосылки к развитию новой культурной эпохи:

  • политический кризис – массовые протесты против феодализма возникали во всех европейских странах, и в основном – в Италии, колыбели христианской философии;
  • технический прорыв – изобретение и совершенствование орудий труда, появление огнестрельного оружия, нового медицинского оборудования и методов лечения;
  • усиление отдельных городов – развитие инфраструктуры превращало их в независимые торгово-промышленные, военные и культурные центры.

Вера в христианские постулаты стала резко угасать. Церковные (схоластические) идеалы подвергались все большему скептицизму. Технические достижения и торжество науки над религиозными мифами положили начало новому восприятию человека. Во главе всего была индивидуальная личность – значимая и неповторимая. Философы не отрицали существование Бога, но отвергали идею о его безграничном влиянии на человека.

Гелиоцентрическая система мира

Помимо изменений в философии, в эпоху Возрождения происходят большие изменения и в науке. Геоцентрическую систему мира сменяет гелиоцентрическая.

В такой системе в центре Вселенной находится Солнце, а планеты вращаются вокруг него. Земля тоже вращается вокруг своей оси.

Особый вклад в эту идею внёс польский астроном Николай Коперник. Впервые эта система была описана ещё в 3 веке до н. э. древнегреческим математиком Аристархом Самосским.

Коперник вернулся к этой идее, проработал её и убедил научное сообщество в неправильности геоцентрической системы.

Узнайте также про Средневековую философию и Астрономию.

Представители философии эпохи Возрождения

Среди основных философов того времени:

  • Франческо Петрарка (1304–1374), итальянский поэт и родоначальник гуманизма в Европе
  • Джованни Боккаччо (1313–1375), итальянский писатель, ученик Петрарка
  • Леонардо Бруни (1369(74)–1444), итальянский писатель-гуманист
  • Лоренцо Валла (1407–1457), итальянский гуманист
  • Марсилио Фичино (1433–1499), итальянский философ, поддерживал идеи гуманизма и неоплатонизма
  • Эразм Роттердамский (1469–1536), нидерландский философ, гуманист
  • Томас Мор (1478– 1535), английский гуманист
  • Джордано Бруно (1548–1600), итальянский философ, поддерживал идеи неоплатонизма
  • Томмазо Кампанелла (1568– 1639), итальянский философ, богослов, поддерживал идеи натурфилософии

Читайте больше про Теоцентризм, Антропоцентризм и Схоластику.

Художники эпохи Возрождения

Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

Сандро Боттичелли – яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.

Пьеро делла Франческа – известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах».

Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

Леонардо да Винчи – один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен (см. интересные факты о Леонардо да Винчи).

Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.

Рафаэль Санти – один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».

«Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля.

Микеланджело Буоанарроти – гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».

Тициан Вечеллио – выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».

Теперь вы знаете о том, что собой представляла эпоха Ренессанса. Мы постарались кратко осветить ключевые направления культуры, искусства и науки Ренессанса, а также рассказали о наиболее значимых представителях этих направлений.

Кстати говоря, рекомендуем посмотреть замечательные фотографии о том, как бы выглядели современные звезды в эпоху Возрождения. Очень интересно и увлекательно.

Если хотите много знать, — подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Характеристика

Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в XIV веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и совершенствованию социальной природы человека.

Распространению гуманистических идей среди философов в XV веке послужила организация Платоновской академии в Кареджи (1462 год).

Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения:

  • Антропоцентризм: основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;
  • Антирелигиозность: критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский (светский), а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;
  • Интерес к античности: использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

В философии Ренессанса чаще всего выделяют такие главные направления:

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

  • Гелиоцентризм: распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опирающемуся на выдержки из Библии;
  • Гуманизм: утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;
  • Неоплатонизм: представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной;
  • Секуляризм: уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие или отрицание существования Бога). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

Рис. 1. Платоновская академия в Кареджи.

Философия этой эпохи непосредственно повлияла на движение Реформации. Изменившееся мировоззрение не могло не затронуть религиозные устои. Поставив человека в центр Вселенной, приравняв природу к Богу, новая философия способствовала развитию критического отношения к роскошным внешним проявлениям католицизма, поддерживающего феодальные устои.

Рис. 2. Антропоцентризм.

Философия

Философия и эпоха Ренессанса создали удивительное течение, представляющее собой совокупность нескольких направлений, школ и взглядов. Они возникли и развивались в Европейских странах в самом начале независимо друг от друга, но в тоге смогли объединиться. Произошло это благодаря великим географическим открытиям, развитию торговых отношений.

Основные проблемы и становление взглядов были сосредоточены вокруг отрицания главенства церковных учений. Изобретения ученых, их труды и наблюдения позволили понять, что главным является природа, человек и его сознание.

Вечные ценности в этот период – творчество, саморазвитие, совершенствование. Для философии характерен антропоцентризм и интерес к античной культуре. В этот период в Европе происходят крупные революции – Английская (буржуазно-демократическая) и Нидерландская. Возникла новая общественно – экономическая формация – капитализм.

Также для этого времени характерен бурный рост городов, культурное совершенствование. Все это не оставляло места для рассуждений о главенствующий роли церкви.

Основными направлениями в философии стали:

  • Гуманизм.
  • Неоплатонизм.
  • Натурфилософия.

Социально-утопические идеи, реформаторские и смелые взгляды стали основными в высказываниях многих известных личностей. Деятели, которые стали идеалами для философского просвещения: Мартин Лютер, Николай Кузанский, Андрес Везалий, Томас Мюнцер.

Периодизация эпохи Возрождения

Из материала прошлого урока вы уже знаете, что эпоха раннего Возрождения примерно совпадает по времени с периодом позднего Средневековья, а хронологические границы Ренессанса условны и весьма усреднены, т.к. в разных странах культурно-исторические процессы имели свои черты и особенности и свой темп развития. В целом же периодизация Ренессанса выглядит следующим образом:

  • Раннее Возрождение – 15 век.
  • Высокое Возрождение – начало 16 века.
  • Позднее Возрождение – 20-е годы – конец 16 века.

Кроме того, историки часто в качестве самостоятельного периода выделяют Проторенессанс, включая туда вторую половину 13 века и 14 век полностью. Ввиду того, что этот период имел самостоятельное значение только в Италии, где и зародился Ренессанс, мы его не включаем в общую таблицу периодов, однако, безусловно, упомянем деятелей искусства того времени, когда будем изучать тренды в разных его сферах.

И еще одна ремарка: искусство Ренессанса имеет общие черты, свойственные каждому из периодов, а процесс развития отличается гармонией и высокой степенью преемственности на протяжении всей эпохи.

По этой причине будет удобнее рассматривать каждое направление в искусстве – архитектуру, скульптуру, живопись и т.д. – единым блоком, чтобы можно было нагляднее оценить как преемственность традиций, их большую или меньшую выраженность, так и некоторые отличия периодов. Чтобы было понятнее, о чем речь, мы начнем с общей характеристики эпохи Ренессанса.

Шедевры эпохи Возрождения

Возвышенность, романтизм, легкость, античность и реализм — черты эпохи Ренессанса. Они выделяют произведения из ряда других полотен.

Мона Лиза (Леонардо да Винчи)

Произведение является самым обсуждаемым мировым шедевром. Холст поражает визуальным воплощением, выбранными техниками письма. Загадки окружают картину со дня ее появления.

Мона ЛизаЛеонардо да Винчи

Основная – полуулыбка, кому принадлежит самый узнаваемый образ. Теплые тона и мягкие оттенки наполняют произведение легкостью, располагают к себе. В нем нет трагического составляющего, но легкий ареол грусти окутывает, стоит только внимательно вглядеться в холст.

Сотворение Адама (Микеланджело)

Сотворение АдамаМикеланджело

Культура эпохи Ренессанс построена на смелом сочетании новых решений в жанре живописи и традиционных сюжетах. Яркий пример — это произведение. В центре момент сотворения первого человека – Адама

Основное внимание уделяется моменту вселения души в тело, что показано в виде соединения рук Бога и Человека

Сикстинская Мадонна (Рафаэль)

Образ соединяет в себе начало эпохи, появление новых знаний и конец мрачности. Полотно пронизано тайнами. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что вокруг Мадонны располагаются лица маленьких ангелов.

Сикстинская МадоннаРафаэль

В ее взгляде одновременно можно прочитать грусть и надежду печаль и радость. Переход тонов и оттенков подобран безупречно, что позволяет прочувствовать всю гамму эмоций, которую мастер вложил в свое произведение.

Рождение Венеры (Боттичелли)

Яркая эпоха итальянского Возрождения подарила произведение, которое вселяет оптимизм и дарит приятное тепло. В центре сюжета лежит миф о рождении одного из самых романтичных и нежных существ – богини любви Венеры. Она появилась из морской пены и своими прекрасными чертами покорила всех.

Рождение ВенерыБоттичелли

Античность оказала влияние на автора, благодаря чему на холсте присутствуют правильные анатомические штрихи, соблюдены пропорции. Цвета и оттенки подобраны так, чтобы вселять радость и позитив. Грусть и печаль отступают, открывая дорогу смелым мечтам и надеждам.

Поклонение волхвов (Джотто)

Автор – представитель эпохи Ренессанса. Для работы он выбрал библейский сюжет. Для многих духовная составляющая была главным элементом творческого процесса

Здесь основное внимание уделяется фигурам людей. В них чувствуется внутреннее достоинство и сила духа

Поклонение волхвовДжотто

Природа обозначена синевой неба, на заднем фоне прослеживаются ее очертания. Мастер отошел от привычных золотых оттенков, которые активно использовались в живописи, что позволило в полной мере передать всю глубину момента. Все элементы и детали подобраны так, чтобы создать у человека иллюзию присутствия.

Мадонна Литта (Больтраффио)

Мадонна ЛиттаДжованни Больтраффио

У произведения в момент создания было название «Мадонна с младенцем», но позднее оно было переименовано. Полотно демонстрирует яркость и эмоциональность момента общения матери и ребенка. Темные и светлые оттенки призваны подчеркнуть бурю чувств. Стоит кратко взглянуть на холст, чтобы понять всю глубину нежности, заключенную в картине.

Тайная Вечеря (Леонардо да Винчи)

Мировая художественная культура признает картину одной из выдающихся работ, которая была написана рукой Леонардо да Винчи. Изначально холст предназначался для монастыря, находившегося в Милане. В центре сюжета лежит последняя трапеза Иисуса Христа и его учеников.

Тайная ВечеряЛеонардо да Винчи

Современники художника, имевшие возможность наблюдать за его творчеством в момент создания полотна, отмечали, что мастер мог трудиться над ним весь день, без еды, отдыха или сна. Художник применял принципы натурфилософии, старался, чтобы все детали и образы выглядели натуральными, будто застывшими в моменте времени.

Что такое Возрождение, отличительные особенности эпохи

Возрождение (Ренессанс) – это особенный период в истории Европы, продолжавшийся с 14 по 17 век, представляющий собой время расцвета культуры, науки, искусства.

Свое название эпоха получила за стремление европейцев к возрождению античных ценностей (в искусстве, философии, науке, политике). Однако творцы эпохи Возрождения не стремились к возврату в прошлое, во времена античности, они старались сотворить нечто новое, вдохновляясь античными идеалами.

Открытие новых земель, образование централизованных монархий, развитие торговли, зарождение капиталистических отношений, рост числа городов – непосредственно воздействовали на духовный мир человека, меняли его мировоззрение, расширяли его кругозор. Вместо традиционного для Средневековья интереса к загробному миру, человек стал интересоваться познанием окружающего пространства и самого себя. Человек эпохи Возрождения жаждал великих открытий и свершений, наслаждался красотой природы, стремился познать возможности человеческого разума.

  1. Отказ от авторитетов Средневековья.

Произошел отказ от многих средневековых представлений о мире (например, от утверждения, что Земля плоская). Мыслители Ренессанса больше не полагались на фантазии и догадки, принимали за истину только знания проверенные на опыте. Это стало возможно благодаря новым техническим изобретениям (таким как астролябия, телескоп, барометр), развитию науки (географии, медицины, астрономии, механики).

  1. Главным объектом познания становится человек.

В период Средневековья все внимание общества было приковано к загробной жизни, но с 16 века начинается процесс обмирщения сознания–общество утрачивает интерес к религиозной жизни и стремится к достижению счастья здесь и сейчас на этой земле. В центре внимания философов, ученых, художников оказывается человек: его тело и разум, внутренний мир

  1. Утверждаются принципы гуманизма – мировоззрение, признающее человека и его жизнь высшей ценностью в обществе.
  2. Возрождаются идеалы античности: стремление к гармонии материального и духовного, культ красивого человеческого тела, рациональный тип мышления и прочие.
  3. Культура и наука постепенно освобождаются от власти религии.

В Средневековье отвергались любые научные знания, которые противоречили текстам Священных писаний. Даже в эпоху Раннего Возрождения ученых, посмевших перечить авторитету церкви, сжигали на костре (Например, Джордано Бруно). Однако постепенно, с ослаблением всевластия церкви, деятели науки и искусства обретали творческую свободу.

Запоминаем новые слова!

Астролябия – астрономический прибор для определения широты и долготы небесных тел.

Каковы основные черты эпохи Возрождения

Для философии Ренессанса характерны:

  1. Поздняя схоластика и переход к антропоцентризму
  2. Гуманизм
  3. Неоплатонизм
  4. Натурфилософия (или философия природы)

Поздняя схоластика и антропоцентризм

Схоластика — это философское учение, которое считало, что в центре Вселенной находится Бог. Такая идея (о центральном положении Бога) называлась теоцентризмом.

Ему на смену в эпоху возрождения приходит антропоцентризм — это философское учение, которое утверждало, что человек является центром Вселенной.

Антропоцентризм обожествляет человека: дарует ему достоинства, превосходства и уменьшает его недостатки и грехи. Учение ставит человека выше всего: человек — творец самого себя, над ним никого нет.

Гуманизм

Гуманизм (от лат. homo – че­ло­век, hu­manus – че­ло­ве­че­ский, че­ло­веч­ный) — это философское движение, которое основной акцент делает на человека. Основные идеи:

  1. Человек свободен самостоятельно определять, для чего он живёт (в чём смысл его жизни).
  2. Жизнь человека имеет наивысшую ценность, человек — это центр мироздания.
  3. Человеческая природа — универсальна и божественна.
  4. В человеке заложено множество достоинств и возможностей. Гуманизм направлен на их развитие и раскрытие.

Читайте подробнее про Гуманизм.

Неоплатонизм

Это поздняя форма платонизма — философского учения, которое опиралось на идеи Платона

Его работам стали уделять особое внимание. Основная идея: чувственному миру (и его первоначалу — материи) противопоставляется сверхчувственный мир (и его нематериальное первоначало — Благо)

Согласно неоплатонизму сверхсущее Благо (Единое) находится на вершине пирамиды бытия. Затем идут бытие-ум, душа (которая тяготеет к уму и чувственному космосу) и чувственный космос.

Натурфилософия

Философское направление, которое изучало природу.

В эпоху Возрождения мир стал пониматься как живое существо, а природа — как живая материя, которая создаёт себя сама из естественной вещи. Задача человека при этом — искать чудеса природы, которые скрыты, и её тайные способности.

Идеи натурфилософии привели к тому, что наука в эпоху ренессанса тесно переплетается с магией и алхимией, а астрономы увлекались также астрологией и составляли гороскопы.

Читайте подробнее про Алхимию.

Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологи

В современной науке существует несколько точек зрения на термин «Возрождение ». В широком понимании этот термин определяет этнокультурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры.

В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с концаXII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше, Украине – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных. Именно такое значение термина «Возрождение » («Ренессанс ») принято в настоящей работе.

Следует обратить особое внимание на то, что культура Возрождения отнюдь не является необходимой стадией развития для любой национальной культуры (в отличие от мифологического – антично-первобытного или теоцентрического–средневекового этапов). Некоторые характерные черты Ренессанса были пережиты отдельными культурами на более поздних этапах развития

Вот почему среди историков и культурологов не утихают споры относительно не только роли и места, но и закономерности периода

Некоторые характерные черты Ренессанса были пережиты отдельными культурами на более поздних этапах развития. Вот почему среди историков и культурологов не утихают споры относительно не только роли и места, но и закономерности периода

Ренессанса в культурном процессе.

Эти точки зрения можно суммировать следующим образом:

  • — эпоха Возрождения является целиком самостоятельным новым этапом в истории европейской культуры, наследующим Средневековье, но при этом являющимся ментальной противоположностью последнего как культурологический феномен, родственный греко-римской античности.
  • — Ренессанс представляет собой последнюю стадию развития Средневековья, квинтэссенцию всего выработанного и осознанного культурой за десять средневековых веков Европы (выдающийся голландский культуролог Й.Хейзинга называет Ренессанс «осенью Средневековья»);
  • — Ренессанс есть переходная эпоха от Средневековья к Новому времени со всеми присущими такому “мосту” противоречиями, непоследовательностью, регрессиями (например, феномены Реформации и Контрреформации, секуляризации и инквизиции, и т.п.).

У каждой из выделенных точек зрения есть весомые аргументы, и наша задача в данном случае состоит в том, чтобы на их примере показать несовпадение содержания термина в различных культурологических подходах.

Обратим внимание и на то, что при изучении не экономической или социальной истории, а именно культорологии, воспринимая культуру не дискретно, а как непрерывный процесс развития, мы невидим противоречий между различными позициями в изучении этой культурной эпохи как особенной, но в то же время типической, в значительной мере переходной, а поэтому культурологически родственной и таким эпохам, как эллинизм, культура барокко, позже – девятнадцатый век, а возможно, и вторая половина двадцатого. Сам термин «возрождение» для характеристики эпохи XIV-XVI века был введен ее современниками – итальянскими гуманистами

Сам термин «возрождение» для характеристики эпохи XIV-XVI века был введен ее современниками – итальянскими гуманистами.

Суть философии: основные идеи и особенности

Специфика нового философского направления – отказ от раболепного поклонения Богу, как высшему Творцу, и возврат к идеалам Древнего Рима. Он характеризовался гуманизмом – течением, исповедующим принципы личностной свободы, индивидуализма и равенства. Человек – новый предмет изучения в 14 веке, и он же – основной источник знаний.

Основы философии эпохи Возрождения:

Антропоцентризм, созданный на постулатах античного гуманизма. Человек – основа мироздания

Согласно представлениям гуманистов, Бог наделил первого человека Адама свободой воли, возможностью самостоятельно определять свою судьбу.
Приоритетное внимание развитию науки. Познание – способ понимания мира, его устройства и скрытых свойств

Особое внимание уделялось географии, физике, математике и литературе.
Натурфилософия, как единственное восприятие мира. Согласно ей, природа – цельный организм, ни один предмет не может существовать сам по себе. Познать все природные процессы и явления можно только через сравнение и противопоставление. Знаменитый натурфилософ Парацельс рассматривал природу сквозь призму алхимии – оккультного направления, призванного управлять силами природы с помощью тайных знаний.
Пантеизм – религиозное учение, согласно которому Бог равен природе, сливается с ней в единое целое. Оно было призвано объединить науку и церковь, отвергавшую любые попытки поставить под сомнение христианские догмы. Благодаря пантеизму, стало возможным прогрессивное развитие физики, химии, медицины.

Основоположниками философии Ренессанса стали не признанные философы того времени, а представители богемы: поэты, реторы, педагоги, ученые. Новая культура зарождалась в коммунах, домах патрициев и на уличных собраниях. Она распространялась быстро и охотно принималась представителями разных слоев населения, несмотря на активное противодействие Церкви.

Известные философы

Для удобства укажем самых известных философов Ренессанса и их достижения в таблице:

Представитель

Вклад и общая характеристика мировоззрения

Марсилио Фичино (астролог, священник)

Представитель платонизма. Переводил и комментировал античные богословские тексты; написал трактат, в котором объяснял платоновские идеи с точки зрения христианства

Николай Кузанский (теолог, ученый)

Представитель пантеизма. В трактатах размышлял о месте человека в мире, бесконечности Бога и его проявлений (одно из которых природа). Занимался математикой, астрономией. Утверждал, что Вселенная безгранична, а Земля вращается вокруг Солнца.

Мишель Монтень (писатель)

Представитель скептицизма. Автор книги «Опыты», в которой проанализировал человеческие эмоции. Противник социального неравенства

Николай Коперник (астроном, математик, механик)

Представитель гелиоцентризма. Ввел в Польше новую монетную систему, построил гидравлическую машину, боролся с чумной эпидемией. Главный труд «О вращении небесных тел», в котором обосновал новую модель мира

Джордано Бруно (монах, поэт)

Представитель пантеизма и эзотеризма. Увлекался чтением неканонических текстов, сомневался в некоторых церковных «чудесах», за что был признан еретиком и сожжен. Трактаты о бесконечности Вселенной и множестве миров, расширил модель Коперника.

Галилео Галилей (физик, механик, астроном, математик)

Представитель гелиоцентризма. Впервые использовал телескоп для наблюдения за космическими объектами. Основатель экспериментальной физики.

Практически все мыслители Возрождения изучали древнегреческий и латинский языки, позволяющие им самостоятельно читать и переводить античные тексты.

Рис. 3. Марсилио Фичино.

Что мы узнали?

Мы выяснили характерные особенности философии 15-16 веков, расшифровали ее антропоцентрическую направленность. Узнали о влиянии философской мысли Ренессанса на реформационное направление в религии.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Что такое эпоха Возрождения

Культурный расцвет, время открытий и переосмысления, формирования «Золотого фонта» всемирной истории и культуры, появление новых имен в живописи, архитектуре, музыке – все это Возрождение.

Эпоха охватывает 3 столетия, благодаря чему мир приобрел такие имена, как:

  • Леонардо да Винчи.
  • Джорджоне.
  • Боттичелли.
  • Рафаэль.
  • Никола Пизано.
  • Арнольфо ди Камбио.
  • Тициан.
  • Микеланджело

В этот период культура получила качественное перерождение. Средневековые каноны с их мрачностью уступили место гуманистическому, светскому и реалистичному направлениям. В основе Ренессанса лежит интерес к идеалам античности. Качественные преобразования повлияли на становление культуры и искусства во всех странах Европы.

Изменения затронули не только направление прекрасного, повлияли они и на мировоззрение человека и общества. Рухнувшие оковы средневековых взглядов позволили посмотреть на мир под другим углом, увидеть возможности для развития и совершенствования. Именно поэтому каждый монарх считал своим долгом поддерживать художников, музыкантов и скульпторов. Основной стала идеи совершенствования, развития, познания и открытий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: