Очень краткое содержание “Грозы”
Действие пьесы разворачивается в городе Калинов на берегу Волги (город вымышленный). Это типичная провинция, затхлая жизнь в которой похожа на застоявшееся болото. Местных обитателей всё устраивает, их совершенно не интересует всё то, что происходит за пределами их города. Главная героиня, Катерина, здесь томится – она образованная, чувствительная и ранимая девушка, и жизнь в этом «тёмном царстве» тяготит её. Она замужем за Тихоном Кабановым, мягким, безвольным и несамостоятельным мужчиной. Живут они в доме его матери, купчихи Кабанихи, которая тиранит всю семью и держит её в ежовых рукавицах
Всё это невыносимо гнетёт Катерину, в жизни которой нет счастья, она страдает, чувствуя несправедливость окружающего мира, но ничего не может с этим поделать – этот момент важно упомянуть в кратком содержании «Грозы» для читательского дневника. Такая жизнь не подходит Катерине, воспитанной на принципах свободы и любви
В доме Кабанихи, постоянно занимающейся домостроем и контролирующей каждый её шаг, Катерина буквально задыхается. Её муж Тихон слишком слабохарактерен и безволен, он даже не может защитить жену, когда его мать её оскорбляет.
Пьеса «Гроза» неоднократно ставилась в театрах
Всё меняется, когда Катерина случайно знакомится с молодым человеком Борисом, приехавшим в город, племянником богатого купца Дикого, самодура и грубияна. Девушка без оглядки влюбляется в Бориса, но она сопротивляется своим чувствам, убеждая саму себя, что она не может изменять мужу. Любовь, однако, поглощает её, и в конце концов при содействии Варвары Кабановой, сестры мужа, Катерина изменяет супругу с Борисом. Они договариваются встречаться, пока Тихон не вернётся из поездки, в которую он отправился, но идея терпит крах. Из-за мук совести Катерина ведёт себя неестественно, она попросту не умеет лгать, и Кабаниха начинает подозревать её в супружеской неверности. Не выдержав, главная героиня во всём признаётся мужу. Он готов её простить, но её не может простить Кабаниха, и жизнь Катерины становится совсем невыносимой. Борис же уезжает, оставляя героиню, и Катерина погружается в пучину бесконечных душевных терзаний. Будучи верующим человеком, она не может вынести мук совести, и в конце концов во время сильной грозы она отправляется на Волгу, где прыгает с обрыва и погибает после удара о якорь.
Главные герои «Хозяйки Медной горы» с характеристиками
Характеристика и образы главных героев «Шинели» Гоголя
Сюжет «Грозы» Островского за 3 минуты
События пьесы происходят в середине XIX столетия в городке Калинов на берегу Волги.
Действие 1
Жители города слышат, как жадный и злой купец Дикой ругает своего племянника Бориса. Когда Дикой уходит, Борис признается своему знакомому Кулигину, что он терпит ругань Дикого ради наследства. Борис и его сестра получат наследство дядьки Дикого, если будут во всем его слушаться. Оставшись один, Борис думает о Катерине Кабановой — замужней женщине, в которую он влюблен. В это время на прогулку идет купчиха Кабаниха с дочерью Варварой, сыном Тихоном и его женой Катериной Кабановой. Кабаниха упрекает сына в том, что тот, женившись, перестал любить мать, как прежде. Тихон успокаивает мать, и та уходит. Сам Тихон идет в гости к Дикому. Варвара и Катерина остаются вдвоем. Катерина признается Варваре, что она любит другого человека, а не своего мужа Тихона. Катерина считает, что это грех, и переживает об этом. Варвара успокаивает ее.
Действие 2
Тихон собирается ехать в город на 2 недели. Катерина и Тихон прощаются наедине. Катерина просит мужа не уезжать от нее или взять ее с собой, но Тихон отказывается. Попрощавшись, он уезжает. Варвара хочет помочь Катерине встретиться с любимым Борисом. Для этого хитрая Варвара крадет у матери Кабанихи ключ от калитки и отдает его Катерине. Теперь Катерина может тайно пойти на свидание с Борисом. Катерина боится обманывать мужа, но при этом она очень хочет видеть Бориса.
Действие 3
В гости к Кабанихе приходит ее кум – купец Дикой. Он просит Кабаниху поговорить с ним, чтобы облегчить сердце. Жадный Дикой признается, что ему всегда жалко платить деньги рабочим, даже если те их заработали. Тем временем Борис подходит к дому Кабанихи, надеясь увидеть живущую здесь Катерину. Здесь он видит Варвару, которая сообщает ему, что у оврага его кое-кто ждет. Придя на место, Борис видит свою возлюбленную Катерину. Они признаются друг другу в любви и уходят побыть вдвоем. Варвара и Кудряш тоже уединяются. После этого все четверо договариваются на завтра снова встретиться.
Действие 4
Проходит десять дней. Варвара встречает Бориса и сообщает ему, что Тихон вернулся домой раньше срока, а Катерина ведет себя странно. Тем временем Кабаниха с сыном Тихоном и Катериной гуляют по городу и встречают Бориса. Увидев его, Катерина вскрикивает и рыдает. Варвара намекает Борису, чтобы тот ушел. Люди на улице говорят, что будет сильная гроза, которая, вероятно, вызовет пожар или кого-нибудь убьет. Услышав это, Катерина говорит мужу Тихону, что гроза убьет ее. Мимо Катерины проходит “полусумасшедшая барыня”, которая внезапно называет Катерину грешницей. Не в силах скрывать правду, Катерина сознается мужу Тихону и свекрови Кабанихе в том, что она 10 ночей ходила на свидания с Борисом.
Действие 5
Тихон встречает на улице Кулигина и рассказывает ему новости: Варвара убежала из дома с Кудряшом, Катерина ведет себя странно, Дикой отправляет Бориса в другой город на три года. Кулигин советует Тихону простить Катерину. Но Тихон объясняет, что его мать, Кабаниха, не позволит этого, а он во всем слушается матери. Тут же Тихон слышит от служанки, что Катерина ушла из дома. Тихон идет ее искать. Тем временем Катерина идет по городу и видит Бориса. Он прощается с ней, так как ему нужно ехать в Сибирь по делам по приказу дядьки Дикого. Они прощаются. Убитая горем Катерина говорит себе, что хочет умереть. Кабаниха, Тихон Кабанов и другие герои ищут Катерину по городу. Вдруг Катерину находят в речке. Тихон хочет бросится в воду, чтобы спасти ее. Но Кабаниха останавливает сына. Она обещает проклясть его, если тот бросится спасать жену. Наконец тело Катерины выносят на берег. Тихон бросается к мертвой жене и винит во всем мать, Кабаниху.
Конец.
Это интересно: Пьесу «Свои люди сочтемся» Островский написал в 1849 году. Первоначальными названиями комедии были «Несостоятельный должник» и «Банкрот». Пьеса написана в рамках реализма. В комедии Островский осмеивает купеческое московское общество того времени, обнажая бездуховность и бездушность людей, живущих по законам обмана.
За минуту
Мирон навещает вернувшегося Евдокима Стырова. Он не видел барина 3 года, с тех пор как тот женился на юной девице и вместо него взяли молодую прислугу. Мирон хочет попроситься на службу к Стырову.
Колбов и Стыров обсуждают семейную жизнь. Последний вспоминает, что его супругу, Евлалию выдали за него практически насильно. Стыров купил девушку у ее матери, которая держала Евлалию взаперти. Он не был влюблен в свою невесту, а захотел приобрести ее как вещь, в чем сейчас себя упрекает. Он опасается, что из-за большой разницы в возрасте молодая супруга во время его отсутствия найдет себе новую привязанность.
Чтобы этого не случилось, Колбов советует принять меры: полностью отнять у жены свободу, ограничить круг ее общения и установить надзор за Евлалией.
Стыров получает телеграмму, что принадлежащий ему пароход получил значительные повреждения и встал. Он собирается в дорогу, чтобы решить возникшую проблему. Перед отъездом Евдоким берет на службу Мирона.
Автор пьесы – Александр Островский Режиссер — н.а.России Г.Корольчук Художник — з.д. искусств России Александр Орлов Музыкальное оформление – з.р.культуры России Владлен Неплох В спектакле заняты: заслуженные артисты России Анатолий Худолеев, Ольга Белявская, Валентина Панина, Наталья Четверикова, заслуженный работник культуры России Александр Вонтов, артисты Ольга Арикова, Константин Демидов, Александр Макин
Ольга Арикова , Ольга Белявская , Александр Вонтов , Константин Демидов , Георгий Корольчук , Александр Макин , Александр Орлов (V) , Валентина Панина , Анатолий Худолеев , Наталья Четверикова
Описание, творческая группа: Московский драматический театр им. М. Ермоловой. Режиссёр (театр) — Андрей Лобанов. Исполнители: Пояснительный текст — Ольга Высоцкая; Евдоким Егорыч Стыров, очень богатый человек — Валерий Лекарев; Евлалия Андреевна, его жена — Мария Волкова; Никита Абрамович Колобов, богатый человек — Александр Васильев; Софья Сергеевна, его жена — Н. Тополева; Артемий Васильич Мулин, молодой человек — Леонид Галлис; Марфа Севастьяновна, экономка — Н. Лаврова; Мирон Ипатыч, старый лакей Стырова — Георгий Вицин.
Год записи: 1953
В этой пьесе играли великие русские артисты — М. Ермолова и А. Ленский, М. Савина и В.Давыдов. Пьеса была поставлена в Малом (1883), Александринском театрах (1888), театре им.М.Н.Ермоловой (1948, 1996), московском театре им.А.С.Пушкина.
-
Устав 47 школы улан удэ
-
Сенчин елтышевы краткое содержание
-
Школа 55 казань кружки
-
Новый год в народном стиле в детском саду
- Даргинские девушки краткое содержание
Пьеса о взаимоотношениях
Евлалия Андреевна, молодая женщина лет 30, замужем за богачом Евдокимом Егорычем Стыровым, который почти в два раза ее старше. Он любит ее, а она его — нет: в браке Евлалия чувствует себя невольницей, томящейся в золотой клетке без любви
Мысли ее заняты служащим мужа Артемием Мулиным, а тот, в свою очередь, тяготится ее назойливым вниманием. Софья Сергеевна, жена компаньона Стырова, советует ей быть проще, бывать в обществе, научиться играть в карты, в конце концов — найти другого и ни в чем себе не отказывать
Евлалия смущена: она ждет настоящей любви, о которой столько читала в романах, и Мулин кажется ей не скучным обывателем, коим в действительности является, а незаурядной личностью, «поэтом»… К тому же она еще не понимает, что советы подруги продиктованы личными интересами: у Софьи с Мулиным давний роман. К финалу из глуповатого наивного существа Евлалия превращается в искушенного игрока, обращающегося с людьми так же, как с картами. Из своей золотой клетки она не улетит даже тогда, когда огорошенный ее признаниями супруг предложит ей полную свободу, — мир за ее пределами Евлалии незнаком; невольницей, оказывается, жить проще.
«Со дня рождения Александра Островского исполняется 200 лет, но его произведения живут и сегодня по-прежнему актуальны. Пьеса “Невольницы”, в которой речь идет о человеческих взаимоотношениях, — не исключение. Мужчины и женщины делятся здесь на два лагеря
Но вот на что мы бы хотели обратить внимание: уважение и любовь должны присутствовать в любых формах взаимоотношений между ними», — сказал художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров
Ссылки
- Литературные произведения по алфавиту
- Пьесы Александра Островского
- Пьесы 1881 года
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Невольницы» в других словарях:
Островский, Александр Николаевич — драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия
Ермолова — Мария Николаевна , русская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). Дочь суфлёра Малого театра; воспитанница Московского театрального училища. С 1871 в труппе Малого театра … Большая советская энциклопедия
Лейли и Меджнун (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лейли и Меджнун (значения). Лейли и Меджнун Хореографическая поэма … Википедия
Лейли и Меджнун (балет, 1964) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лейли и Меджнун (значения). Лейли и Меджнун … Википедия
Хартум и его обитатели — Прежде чем мы перейдем к рассмотрению главного города внутреннего африканского царства, мы должны бросить взгляд на историю тех стран, центральный пункт которых я попытаюсь обрисовать. История Судана начинается только в наше время;… … Жизнь животных
Поездка в Кордофан — Вечером 25 февраля отлично оснащенная дахабие, которая должна была довезти нас вместе с Петериком вверх по Белому Нилу к лесистому селению Торра, отплыла от хартумского мишераэ, то есть торной дороги, к реке. Сильными ударами весел гребцы … Жизнь животных
Островский, Александр Николаевич — Александр Островский … Википедия
ПСЕКИ — Невольницы у знатных римлянок, на, обязанности которых было убирать головы своих госпож и обрызгивать их духами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСЕКИ невольницы у знатных римлянок. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
Немолодой Стыров покупает Евлалию у ее матери, которая держала девушку взаперти. Он женится на ней, но опасается, что молодая жена будет изменять. Колбов советует ему лишить девушку свободы.
Одна из лучших ролей Ермоловой
Пьеса «Невольницы», созданная в 1881 году, стала одной из последних в творчестве Александра Островского. Премьера комедии, наполненной неожиданными сюжетными поворотами и остроумными диалогами, состоялась в 1883-м в Малом театре, главную роль в этой постановке играла любимица Константина Станиславского Мария Ермолова. Большого успеха спектакль не имел: публика и критики сочли странным выбор на роль глуповатой Евлалии актрисы столь мощного драматического таланта. Однако когда в 1890 году спектакль был возобновлен, в Москве заговорили о новых гранях, которые открылись с этой ролью в Марии Николаевне.
Современники были удивлены: Ермолова так глубоко поняла свою героиню, так живо сыграла ее слабость, мечтательность и детскую наивность, что вызвала к ней сочувствие. До этого фигура Евлалии считалась бесспорно комической: женщина бальзаковского возраста, небольшого ума, полная каких-то незрелых девических грез, неспособная даже на настоящий протест (роман «Анна Каренина» Льва Толстого впервые был опубликован за пару лет до «Невольниц»). Ермолова сумела показать все смешное и жалкое в своей героине, ничем не оскорбив ее.
Возможно, дело в том, что образ Евлалии актриса нашла в своем ближайшем окружении. Одна из добрых подруг детства Марии Ермоловой была такой же мечтательной женщиной, на всю жизнь сохранившей инфантильное представление о любви. Своими переживаниями она часто делилась с Ермоловой, не подозревая, что эти беседы пригодятся той в работе над ролью, и даже не узнала себя, придя к подруге на спектакль.
Источник Ссылка
Образы героев и их краткая характеристика:
Преамбулой к описанию персонажей хочется привести цитату из «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова»:
- Катерина — современники автора назвали Екатерину «лучом света в тёмном царстве». На первый взгляд, эта девушка нежный цветок, который вянет в неволе.жизни до замужества она росла в ласке и любви, беззаботно и счастливо. В семье мужа несчастная женщина оказалась во власти деспотичной свекрови. По мере раскрытия основных черт личности, становится понятно, что характер Катерины в пьесе «Гроза» раскрывается с другой стороны. Оказывается, нежная и хрупкая девушка – достаточно сильная и волевая личность. Она уверена, что никто и ничто не сможет заставить её совершать что-либо против воли. И последний отчаянный шаг – это не слабость, это акт протеста. Она- личность, со своими мыслями, чувствами и интересами. И никакая сила не сможет сломить её дух.
- Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — сильная, волевая, деспотичная, властная женщина. Тиран, который старается держать всю семью под контролем. Стоит ли рассказывать о том, что супружеская жизнь её сына и невестки разваливается из-за непрестанных вмешательств назойливой старушки. Марфа Игнатьевна в своих нравоучениях может легко обидеть и оскорбить. Но свято верит в то, что без её «мудрых» наставлений развалится вся семья.
- Тихон Иванович Кабанов — тихий, безропотный, без собственного мнения, плывущий по течению мужчина. Не может ни за себя постоять, ни за свою жену заступиться. Радуется мимолётным мгновениям, в которые ему удаётся ускользнуть от бдительной мамаши и ненадолго расслабиться. Хотя расслабляется от также примитивно, как и живёт. Вся радость состоит в том, чтобы украдкой опрокинуть пару стаканчиков водки. Предпочитает убегать от проблем, спрятавшись в своём панцире. Не хватает ему сил взять на себя вину за смерть Катерины. В последнем действии безропотный Тихон обвиняет в случившемся свою мать.
- Варвара — молодая азартная девушка, сестра Тихона, дочь Марфы Игнатьевны Кабановой. Умна, хитра, прозорлива. Умеет подстроиться под ситуацию. Про таких людей говорят «выходит сухим из воды». Сыграла значительную роль в судьбе Катерины и Тихона. В свою очередь не пожелала покоряться деспотии матери и сбежала из родного дома.
- Борис Григорьевич — красивый молодой человек, интересный, образованный, ярко отличающийся от остальных жителей городка. Нежному и трепетному сердцу наивной девушки сложно не влюбиться в такого. Он и сам мучается от тайной любви к замужней девушке. Судьба подарит ему несколько счастливых мгновений, но впоследствии придётся покориться воле своего дяди и отказаться от собственных чувств.
- Савел Прокофьевич Дикой — жадный и скупой купец. Не даёт спокойной жизни ни окружающим, ни родным. Страдают от него и наёмные работники, и соседи, и знакомые. Самое страшное, что он даже не пытается признать своей вины и считает, что ведёт себя должным образом.
- Ваня Кудряш — самовлюблённый, смелый, уверенный в себе молодой человек. Хвастун, грубиян. К влюблённой в него Варе относится холодно, принимает её чувства как должное. Способный на отчаянное поведение и рискованные поступки.
В одном большом доме…
По волнам роскошной жизни (на сцене эта метафора явлена буквально — волны сделаны из блестящей фольги) плывет семейная лодка четы Стыровых, доверху наполненная подарками, к которым молодая жена Евлалия даже не прикасается. Но это море не совсем безмятежно: над головами мужа и жены завис, готовый обрушиться, огромный вал. Если эта лодка и разобьется, то не о быт, а о сплетни.
Позади сверкающих волн, как на острове, расположился дом Стыровых. Художник-сценограф Евгения Шутина сделала его проницаемым для всех ветров. Ни стен, ни потолка, из предметов интерьера — только несколько стульев, на которых постоянно кто-то сидит. Подслушивающих и подсматривающих за Стыровыми персонажей режиссер Михаил Мокеев превращает в зрителей. Закончив сцену, артисты не уходят за кулисы, а рассаживаются и с интересом наблюдают за происходящим вокруг.
«Мужчины считают нас лживыми — и надо лгать, они только таких женщин и знают, им других и не нужно», — поучает Софья, в своем красном бархатном платье и с «холодной волной» на голове похожая на роковую героиню классического голливудского нуара. Евлалия в ответ недоверчиво посмеивается, смущенно расправляя подол белоснежного шелкового платья.
Лучше любых слов ее тайные мысли раскрывают танцы — два хореографических номера на музыку Алексея Айги: страстное танго, во время которого героиня отчаянно цепляется за Мулина, и нежный вальс.
«Моя героиня очень порывиста, эмоциональна, эгоистична, но вместе с тем обаятельна, — говорит исполнительница роли Евлалии Любовь Козий. — Она думает, что любит, растворяется в любимом человеке, но потом, ближе к финалу, все ее иллюзии и мечты разрушатся».
Столкновение с жестокой реальностью заставит Евлалию накинуть на свое нежное платье блестящий, как броня, плащ, на шею повесить броские бусы и, главное, спрятать глаза за черными очками. Впервые она открывает подарки мужа, которые все это время дожидались ее в лодке.